Примерно в эти же годы, с 1838 по 1842 г., Гиляров и сам попал под немилосердно въедливый «цензорский» надзор. Учась в Московской духовной семинарии, он жил в доме своего старшего брата о. Александра на Малой Царицынской улице (тот служил диаконом, а затем священником Новодевичьего Богородице-Смоленского монастыря). Брат избрал роль требовательного и взыскательного ментора, которому необходимо было показывать все письменные задания и по указке которого их приходилось не раз переделывать. При этом о. Александр настойчиво добивался от Никиты беспрекословного послушания, читал ему нотации, поучал, что и привело впоследствии к охлаждению в отношениях и разрыву. По окончании семинарии Гиляров поступил в Духовную академию, и в 1848 г. был определен бакалавром по классу библейской герменевтики и учения о вероисповеданиях, ересях и расколах, в 1854 г. назначен преподавателем русской церковной археологии и истории раскола в России на Миссионерском отделении Академии. Тут его лекции, подвергнутые цензорскому досмотру митр. Филарета (Дроздова) , показались тому исполненными недопустимых вольностей, и в ноябре 1855 г. Гиляров вынужден был уволиться. 211 Вместе с тем прот. Г. П. Смирнов -Платонов, ученик, а потом и сослуживец Гилярова, вспоминал о глубоком воздействии его новаторских идей на студентов: В нашем курсе имел решительное влияние на студентов молодой бакалавр Н. П. Гиляров-Платонов (…). На лекциях раскрывалась идея свободы совести и в сознание слушателей вводилось начало терпимости. Лекции сосредоточивались притом на истории русского раскола и на истории русской полемики против раскола вообще и, особенно, на истории русской полемической литературы. 212 Филарет и поставил в вину Гилярову это предпочтение непредвзятого изучения раскола его миссионерскому обличению. 24 февраля 1855 г. Вера Аксакова сделала в дневнике запись об обедавшем у них в Абрамцеве Гилярове: Его очень притесняют, сверх обычного гнета Духовного управления, и он нам показывал тетрадь с помарками и замечаниями Филарета; всякое живое слово, всякая мысль, сколько-нибудь носящая личный взгляд человека, уже подвергается осуждению… 213

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Итак, если бы послушались частного начальника, и помедлили за Дунаем: то, вероятно, крымская экспедиция оказалась бы безвременною, и не состоялась бы. Как нужно при всякой решимости помолиться Богу, чтобы она не была ошибочна. Представлявший свое мнение, был молящийся. Еще слышал я, что преосвященный Иннокентий был в Севастополе и с холодностью выпровожден начальствующим: но после Алмского сражения, Преосвященный объявил Татарам, что дает два рубля сер. за каждого раненого, которого ему принесут с поля сражения; и ему принесли до ста на другой и третий день. Это благословенное архиерейское дело. А как труден подвиг воинов – страдать от раны и не один день ждать помощи! Господи, даруй им мученическую крепость духа, и мученические венцы. Прощения прошу у вас и братии, и молитв, да отверзется мне дверь покаяния, и да сподоблюся внити и не быти отвержен. Января 31-го 1855. 1024 Господь да призрит на смирение ваше, отцы и братия, с которым просите прощения, и да простит вам все, требующее прощения, и да вознесет кроткие и смиренные во спасение. И моя гордость хочет смириться, подражая вашему смирению: и, припадая, прошу себе прощения и молитв ваших. Господь да дарует вам здравие, отец наместник. Коли примечали, что нужно употребить пиявиц: для чего же бы не употребить, не ожидая, когда болезнь усильно сего потребует? И я осужден был день сретения Господня просидеть в келлии, от того, что накануне, быв уже нездоров, принужден был слишком два часа просидеть на экзамене в Институте. Правда ли, что обмундирование переменяют? Новое обмундирование не для ополчения ли только назначено? Посылаю вам статью, относящуюся до раскола. Ее читали в Синоде, и члены по домам, и не изъявили сомнения. Но мне все еще думается, так ли, как надобно, поймут те, для которых она кажется надобною. Прочитайте, и если вам представится возражение, напишите с возвращением ее. А если не будет возражения, отдайте о. ректору Академии для напечатания, если рассудят, в Академическом издании; и скажите, что она прошла через рассмотрение С. Синода. Владыка Новогородский хотел отдать ее в Христианское чтение: но сие отклонили, по неимению моего согласия, и тетрадь мне возвратили. Мир вам и братии. Февраля 3-го 1855. Примеч. Речь идет, вероятно, о так называемом «изъяснении о проклятии, положенном от Собора 1667 года». Сие изъяснение напечатано в Прибавл. к изд. Твор. Св. Оо. в рус. перев. за 1885 г., стр. 24–30. 1025

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Схиигумены Иоанн и Феодор, иеросхимонахи Михаил, Ефрем, Лука исповедают, утешают, назидают и вдохновляют соотечественников, оказавшихся в изгнании, изнемогающих под гнетом обрушившихся на них скорбей» ( Матвеева Ирина. К Северному Афону. Из истории паломничества на Валаам//Православный паломник. 2005. 3 (22). С. 7). Здесь несколько слов стоит сказать о специфике форм монашеского жития на Валааме: «Скиты были своеобразными филиалами монастыря. В целом подчиняясь монастырскому уставу, распорядку, хозяйственной его деятельности, скиты имеют и свои уставы, определяющие содержание бытия братии именно в этом скиту. И хоть Валаамская обитель являлась киновиею, то есть монастырем с общежитийным уставом, соглавно которому и послушание, и трапеза общие, скитская и анахоретская жизнь в монастыре поощрялись. Но избрать жизнь скитскую или отшельническую можно было только с благословения самого настоятеля. И непременно пройдя прежде общежитийные послушания в самом монастыре» ( Кузнецов Е. Валамская тетрадь. СПб.: Росток, 2003. С. 73). Скит св. Иоанна Крестителя расположен в 5 км от монастыря на Предтеченском острове (ранее – о. Серничан, т.е. «Монашеский»). В 1855 г. устроена часовня во имя св. Иоанна Предтечи с небольшой пустынью. В 1858 г. игумен Дамаскин перевез на остров деревянную Преображенскую церковь, построенную валаамскими иноками в Васильевском Староладожском монастыре в первой четверти XVII в. после разорения родной обители. По проекту архитектора А.М. Горностаева она была перестроена с сохранением частей древней церкви. Для проживания братии был построен деревянный одноэтажный дом с мезонином, на западном берегу поставлен гранитный поклонный крест. Для пустынников устроили небольшие деревянные кельи, которые были «разбросаны там и сям по небольшому высокому островку – " на вержение камня " – то есть на такое расстояние, что можно было бросить камень от одной келии до другой , чтобы не было близко от монаха до монаха, дабы не ходили по " соседству " для разговоров, но, с другой стороны, чтобы жили все же общинной жизнью, вместе» ( Вениамин (Федченков), митр.

http://bogoslov.ru/article/5847013

На первом листе внизу киноварью: Сия книга св. Матфея толкования. Далее бойкою скорописью: Сию кннгу по смерти Григориа Иосифа Карповича дала на монастырь Купятицкий малжонка его на игумена Лариона реку Господня 1637 августа 3 дня. Рукопись получена из Учрежденного Собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры при Указе от 12 сентября 1855 года за 879. 94. (1579). Беседы И. Златоустого на еванг. Матфея, полууст., XVI века, в лист, 447 листов. Первая половина, заключающая 44 беседы; заглавия и порядок те же, какие выше, предисловия нет. На первых листах внизу киноварью: Митрополита Иасафа книга святыа Живоначальные Троицы Сергиева монастыря. 95. (1581). Беседы И. Златоустого на еванг. Матфея, полууст., XVI века, в лист, 341 лист. Вторая половина, бесед 46–90. На первых листах внизу киноварью: Митрополита Иасафа. 96. (1582). Беседы И. Златоустого на еванг. Матфея, полууст. тщательный, XVI века, в лист, 436 листов, заглавная заставка с красками и золотом. Первая половина, бесед 44, без предисловия. 97. (1588). Беседы Иоанна Златоустог о на евангелие от Матфея, полууст. тщательный, XVI века, в лист, 322 листа, без конца. Вторая половина бесед 46–89, прерывается на нравоучении 89 беседы. Беседа 45 не писана ни здесь, ни в предыд. 3-х списках. 98. (1584.) Беседы Иоанна Златоустог о на евангелие от Иоанна, скороп., исх. XVI века, в лист, 243 листа. Заглавие: Иже в святых отца нашего Иоанна, архиеп. Константинаграда, Златоустаго Сказание о святом Иоанне евангелисте Богослове. Бесед 43, конечной половины 22-й и начальной 23-й беседы после л. 132 нет (по печат. 1665 г. изданию от л. 169 до 179), потому что зде в матери книги сея тетрадь потеряна, как заметил еще в 1623 г. при сем пропуске книгописец Сергиева монастыря Иона Колоб (Оп. рукоп. Синод. библ. отд. II стр.123). Переплет книги новый, но листы перемешаны еще при писце. После л. 108 чит. 115, 109 и далее, после л. 116 чит. 125–128, после 148 чит. 117–124. На обор. л. 128, в беседе 21, после слов: Откуду найде Матери велие нечто мечтати, ошибкою писца пропущен, по печат. изд., л. 163 стр. 13, потому что слова эти повторяются и на след. листе стр. 10. Подобный пропуск встречается в бес. 29, л. 154 об. после слов: Никтоже может от человек прияти ничтоже, аще не будет дано ему от небесе, до другого того же стиха, по печат. изд. л. 216 об. стр. 9–217, стр. 7 снизу. Взамен сих пропусков и перепутанности в бес. 21 читается лишняя 129 страница, в печат. издании опущенная, именно после л. 164, где внизу последнее слово напечатано: и инде, а на след. л. 165 вместо его другое. На л. 136, в бес. 24, находится другая вставка, бывшая также и в печат. издании после л. 183, как видно по конечному слову и первоначальной помете листов.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

У Вас время от времени совершаются великие ученые торжества. Дай Бог, чтобы Ваше святилище наук, под благодатною сению Преп. Сергия и под Вашим опытным руководством, более и более возвышалось и процветало, ко благу св. церкви»! Обозревая в первой половине Июня 1872 г. церкви Велижского уезда, я обратил внимание на священника Городецкой церкви Иоанна Борисовича 974 , коего поучения понравились мне более, чем других соседних священников, а между тем он не имел даже набедренника, хотя окончил курс в 1855 г. с званием студента. Вызвав его в Витебск, я возложил на него набедренник и при этом поручил ему, как человеку способному, составить и представить мне обстоятельную записку о быте сельского Белорусского священника. Он с усердием исполнил это поручение и 10-го Марта 1873 г. представил мне довольно толстую тетрадь, в которой с достаточною подробностию описал быт сельского священника, разделив свой труд на два отдела. Первый отдел: «Сельский священник в домашней жизни». Второй: «Сельский священник в общественной жизни». В том и другом отделе заключается немало, любопытных сведений и соображений. Во втором Отделе, рассуждая о частых перемещениях священников, в прежнее время, с одного места на другое по жалобам и доносам польских помещиков, о. Борисович поместил рассказ и о себе самом. « .....И я имел несчастие, – пишет он, – быть перемещенным в 1857 г. с прежнего лучшего места на настоящее решительно по одной клевете и проискам известного тамошнего помещика – католика Ш...., именно за неотметку мою его крестьян, не бывших у исповеди, бывшими по исповедной ведомости, – из коих притом многие оказывались не бывшими у исповеди со времени присоединения Унии; еще за то, что искал права пользоваться костелом, в его имении находящимся, который по клировой ведомости значился приписным и православным храмом. И за все это я, без суда и следствия, потерпел перемещение, разорение, наказание и лишение креста за Крымскую войну». 15 ч. почтил меня ответом на мое письмо от 2-го Марта Ректор Московской Д. Академии, о. протоиерей А. В. Горский:

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Троицкий храм простоял обезглавленным около 70 лет. Его использовали как клуб, в том числе и пионерлагерь. В алтаре работал кружок выпиливания и выжигания. Над южным приделом соорудили сцену. Захоронения под полом Троицкого храма были осквернены. Что известно о святынях Троицкого собора? Алтарь первой Троицкой церкви, построенной в 1838 году, по благословению митрополита Филарета был сооружен «над могилой старца Зосимы». Он стал центральным при расширении храма в 1851 – 1855 годах, а место захоронения преподобного Зосимы осталось на прежнем месте после перестройки «между центральным и правым алтарями» 794 . Рядом с Троицкой церковью в 1839 году была похоронена первая благодетельница обители Мария Семеновна Бахметева. При последующем расширении храма ее могила подошла «под жертвенник южного придела» 795 . Схимонахиня Маргарита, скончавшаяся 27 июля 1859 года, похоронена была, по благословению митрополита Филарета 796 , в склепе под полом южного придела в Троицком храме. Первую настоятельницу монастыря игумению Веру (Верховскую) «положили в церкви во главе покойной сестры схимонахини Маргариты» 797 . Кроме захоронений под полом Троицкий храм долго хранил еще одну святыню: колодец под юго-западным углом храма, который соорудили на месте келии старца Зосимы. При расширении храма он подошел под церковную стену. Тогда же «над ним были сделаны под стеною арки из белого камня и вход к нему извне церкви, по каменным уступам. Над входом крытое, приличное церковному зданию крыльцо с дверьми». Одигитриевский храм Одигитриевский надвратный храм не сохранился до наших дней. Вдоль монастырской стены виднеются только несколько закругленные формы бывшего фундамента. Внешний вид этого храма запечатлен на единственной дошедшей до потомков гравюре 1870-х годов. По милости Божией, среди старых документов, переданных настоятельнице в 1999 году, оказалась толстая большая тетрадь под заглавием «Паспорт дома инвалидов 6 798 , составленный по состоянию на 1 июля 1944 года». В нем – чертеж и описание полуразрушенного «бывшего центрального входа в монастырь: каменное двухэтажное здание с разрушенным вторым этажом 799 без крыши. В первом этаже размещены мастерские плотничная, кровельная и морг, отапливается временными печами. В середине первого этажа здания – проезде воротами. Ввиду больших разрушений и затрат на восстановление, следовало бы 800 ограничиться разборкой остатков второго этажа и лестницы на второй этаж и сделать над первым кровлю. В первом этаже произвести капитальный ремонт дверей, полов, входных ступеней, ворот». Последнее, по-видимому, администрация решила не делать. Сохранившиеся чертежи принесут огромную пользу при будущем воссоздании храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Иаков, епископ Муромский (Кротков Алексей Иванович) Родился в 1812 году в городе Волоколамске Московской губернии в семье причетника. 6 августа 1836 года по окончании Московской духовной семинарии рукоположен во диакона. 15 сентября 1838 года назначен учителем в Донское духовное училище. В том же году, овдовев, пострижен в монашество и вскоре рукоположен во иеромонаха. 19 марта 1839 года определен смотрителем Перервинского духовного училища. 24 декабря 1846 года возведен в сан архимандрита Дмитровского Борисоглебского монастыря и назначен управляющим Дмитровским духовным училищем и присутствующим в духовном правлении. 31 августа 1855 года перемещен настоятелем в Московский Данилов монастырь. С 16 июля 1856 года – член Московской консистории, впоследствии цензор проповедей и благочинный монастырей. 18 января 1870 года хиротонисан во епископа Муромского, викария Владимирской епархии. В 1876 году ему поручено наблюдение за преподаванием Закона Божия в светских учебных заведениях. С июля по декабрь 1882 года управлял временно Могилевской епархией. 28 января 1884 года уволен на покой с назначением настоятелем Муромского Благовещенского Боголюбова монастыря, а затем Московского Донского монастыря. Скончался 1 декабря 1885 года. Деятельность епископа Иакова до возведения его в архиерейский сан прошла в основном в Москве и Московской епархии под непосредственным руководством митрополита Московского Филарета (Дроздова) . Преосвященный Иаков глубоко чтил московского святителя. Он нередко бывал у митрополита по делам службы, видел его административные труды, знал его взгляды на служебное дело, часто слышал его мнения и суждения по различным вопросам, участвовал с митрополитом в служениях; с любовью следил за каждым его словом и действием. Ему частично была знакома и келейная жизнь московского первосвятителя. Все свои наблюдения, замечательные случаи из жизни митрополита, его мудрые изречения и даже отдельные мелочи, свидетельствовавшие о находчивости, остроумии и прозорливости митрополита Филарета, Иаков записывал в специальную тетрадь.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Обличением раскола старообрядчества Никанор также занялся по благословению митрополита Макария, еще в бытность преподавателем в Петербургской академии. Тогда, по его воспоминаниям, он «представлял статью за статьей в „Христианское Чтение“ по расколу; мало печаталось только потому, что все листы журнала заполнял своими сочинениями сам преосвященный Макарий» 663 . Большой трактат Никанора об «Антихристе» не был напечатан «по многообъемности» 664 . Благодаря усилиям Никанора была приобретена библиотека старообрядческих сочинений, насчитывавшая около пяти тысяч рукописей. А поскольку библиографическое их описание входило в программу «миссионерского отделения», эту работу осенью 1855 года ему и поручил преосвященный Макарий. Свои лекции по раскольнической библиографии Никанор в течение всего учебного года приносил ректору тетрадь за тетрадью, и в конце Макарий был «удивлен и растроган» объемом проделанной работы. Тетради по частям литографировали, а потом они легли в основу большого труда «Описание некоторых сочинений, изданных раскольниками в пользу раскола. Сочинение А. Б.» (СПб., 1861). Этот труд, хотя и после долгих мытарств, одобрили к печати и сам Макарий, и Св. Синод, и все цензурные комитеты, но тем не менее, как вспоминает Никанор, он наделал ему «тяжких бед», «2–3 года тяжких страданий» 665 . Старообрядцы нашли, что это сочинение в пользу раскола, и стали его раскупать 666 , Аскоченский в «Домашней беседе» их реакцию ядовито обыграл, а московский святитель Филарет без церемоний написал митрополиту Петербургскому Исидору: «кто это у Вас там пропустил это грубое и вредное сочинение?» 667 Особенно обидно было Никанору, что с критической рецензией в «Христианском чтении» выступил его бывший студент И. Ф. Нильский , «слушавший эти самые лекции» в Петербургской академии... Наконец, даже Св. Синод «издал циркулярный указ, которым приглашал всю Церковь молиться – от наваждения нечистой силы, проявившейся в издании в свет таких пагубных сочинений» 668 . Неизвестный благожелатель известил Никанора, что у его издателя Кожанчикова проведен обыск. «В безотчетном страхе, – вспоминает архиепископ, – я пожег всю свою корреспонденцию» 669 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/rus...

Прошу Ваших молитв о мне, грешном, желающем Вам мира, здравия и спасения и смолитвеннике Вашем И. М. 14 октября 1855 года. 158 Честь имею поздравить Вас с наступившим новым годом. Да умножит Господь Вам дарования духовные и дарует многожеланный мир и благонадежие во спасение. После письма моего к Вам я получил от Вас два письма, одно от 22 декабря с приложением двух книжиц «Тихвинские монастыри», а второе от 16 декабря. Благодарю почтеннейшого N N. что он наградил нас книжицами своих трудов; я прочитал оную, и пользовался, узнав о состоянии оных четырех обителей. Письмо его замечательно тем, что есть у нас защитники православия, но только жаль, что много ли у нас оных? А чада православные Церкви большею частию равнодушны к ней; но что касается до наших духовных пастырей, то можно сказать, что они страдают и скорбят о сем, но не имеют сил исторгать терние из вертограда Христова, православной Церкви: однако нельзя сказать, чтобы они молчали; мы имеем много сочинений в «Христианском чтении» и в «Творении св. отцов» и особо печатаются (конечно с предварительного дозволения пастырей) в утверждение и защиту православия. Но много ли найдется читателей и слушателей сих истин? Одно слово православие , как выразил А. П., уже не завлекает тех, кому бы нужно это знать, и последовать оному. Распространение французского языка много повредило нашему отечеству; юноши и девицы, мужчины и дамы все с жадностию читают то, что не пользует, а вредит их, чешеми слухом по слову Апостола ( 2Тим.4:3 ). Вы очень правильно выразились в первых Ваших письмах, что дух наших мнимо-образованных соотечественников согласен с европейскими мнениями и правами: то будет ли им любима наша матушка святая Русь? Дай Бог, чтобы восторжествовало православие! С любопытством желаем прочитать обещанный Вами сокращенный перевод А. П. Б. брошюры Г. Хомякова; но если у Вас есть и другая против Сибура, им же писанная, просим поделиться с нами. Также надеемся получить от Вас тетрадь, где говорится о наших внутренних язвах или порче нравов русских: лихоимстве и грабительстве. С сердечною болезнию всякий верный и благоразумный сын отечества смотрит на это. Но от чего наиболее оная вкореняется? Славолюбие и сластолюбие, сии нравственные страсти вообще подвижут к сребролюбию и расстроивают нравы людей. Но главное, вкоренившаяся до безумия, безмерная роскошь и утонченность во всем, которые нахлынули к нам вместе с учителями западными: модами, поварами, гастрономами, кондитерами и магазинами их: всякий старается подражать в этом богатому, а чтобы успевать в этом, надобно изобретать средства непозволенные.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Ср. со с. 133. Известно, что 19 мая 1910 года Пеги выяснял по пневматической почте точную дату смерти Бернара–Лазара и получил ответ: 1 сентября 1903 года. Отсюда, видимо, это уточнение. 292 Монтегю Морис (1855–1911) — поэт, драматург и романист еврейского происхождения, чьи ирония и смелость вызывали немало споров в конце XIX века. 293 13-я Тетрадь 10-й серии от 20 июня 1909 года. 294 Распространенное в те годы выражение является на самом деле парафразом из знаменитой речи афинского военачальника Ификрата (415–353 гг. до н. э.): «Нужно больше остерегаться армии оленей под предводительством льва, чем армии львов под предводительством оленя». 295 Последователь Пеги Эмманюэль Мунье (1905–1950) вновь обратится к этой идее при создании своего журнала Эспри в 1932 году, чтобы «порвать с установившимся беспорядком». 296 Мелин Жюль (1838–1925) — французский политический деятель, глава правительства во время Дела Дрейфуса. Враждебно относился к пересмотру Дела. Ушел в отставку после выборов 1898 года. 297 Луи–Филипп (1773–1850) король Франции (1830–1848 годы). После Июльской революции 1830 года он был приведен к власти крупной либеральной буржуазией, которая таким образом еще раз предала интересы народа во имя «порядка», гарантировавшего ее собственные интересы. 298 Гизо Франсуа Пьер Гийом (1787–1874) — французский политик и историк. В годы буржуазной монархии Луи–Филиппа поддерживал его правление и занимал посты в правительстве. 299 Сравни с «Первым посланием Коринфянам» апостола Павла: «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия» (гл. I, стих 18) и «Потому что немудрое Божие премудрее человеков и немощное Божие сильнее человеков» (гл. I, стих 25). 300 Корнель М. Театр. T. 1/Пер. Ю. Корнеева. М.: Искусство, 1984. С. 243. 301 Корнель. Сил (акт 1, сцена VI, стих 344). 302 Имеется в виду издание «Истории Святого Людовика» Жуанвиля (см. прим. 117), вышедшее в серии «Французские классики» в 1881 году и затем много раз переиздававшееся. 303

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010