Вырученные деньги планировалось потратить на «перестройку и исправление церковного дома, пришедшего в ветхость» 410 . Государство даже выделило средства на строительство необходимых построек, но и там католикам не суждено было закрепиться. Помешали военные действия в Крыму, противодействие святителя Иннокентия, так как этот городок входил в его обширнейшую епархию, и, естественно, полное отсутствие там католиков. Поскольку папе Пию IX уже был отправлен запрос, то осенью 1852 года понтифик официально переименовал епархию в Тираспольскую. С таким названием она просуществовала вплоть до своего упразднения в советское время. До 1856 года Кан большую часть времени проводил в поездках по епархии, подыскивая подходящее место для своей кафедры. Таковым оказался Саратов, крупнейший город на территории католической епархии. Только здесь можно было найти применение латинскому епископу. В период с 1850 по 1856 год епархия, по сути дела, не функционировала. Не имея административного центра, невозможно было избрать кафедральный капитул и прочие органы управления. Хотя и существует архив так называемой Херсонской Римско-католической консистории, но на самом деле все эти дела велись в столице. Управление епархией во весь этот период сводилось к принятию из Римско-католической Коллегии постановлений и документов общего характера. Так, в 1850 году управляющий получает указ Правительствующего Сената «О делении церковных предметов иностранных исповеданий на священные и не священные». А вскоре из Министерства юстиции приходит запрещение на ввоз в Россию «недозволенных цензурой» книг 411 . Государство, дав католикам много прав, тем не менее, не забывало, как и прежде, контролировать практически все стороны их деятельности. В 1851 году Кану было указано закрыть все монастыри в своей епархии, хотя таковых и не существовало, если численность насельников не превышала восемь человек 412 . В 1853 году МВД, желая контролировать денежные потоки в католических учреждениях, потребовало от Херсонского епископа, «чтобы приобретение недвижимого имущества под каким бы то ни было видом и на какую бы то ни было сумму производилось не иначе, как по представлению о том каждый раз в МВД» 413 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Толкования Посланий Иоанна Экумений (1000); Феофилакт (1071); Лютер; Кальвин; Буллингер; Люке (3–е изд. 1856); Де Bette (1837; 5–е издание под редакцией Брюкнера, 1863); Неандер (1851, англ. перевод миссис Конант, 1852); Дюстердик (1852 — 1856, 2 т.); Гутер (Meyer, Сот., 1855, 4–е изд. 1880); Ф. Д. Морис (1857); Эбрард (в Olshausen, Сою., 1859; перев. У Б. Поупа, Edinb. 1860); Эвальд (1861); Браун (Lange, Сот., 1865; англ. издание под редакцией Момберта, 1867); Кендлиш (1866); Эрих Гаупт (1869; англ. перевод У. Б. Поупа, Edinb., 1879); Р. Рот (посмертное издание под редакцией К. Мюльхаузера, 1879); У. Б. Поуп (Schaff, Pop. Com., 1883); Уэсткотт (1883). Толкования на Апокалипсис Иоанна Буллингер (1535; 6–е изд. 1604); Гроций(1644); й. Меде (Jos. Mede, Clavis Apocalyptica, 1682); Боссуэт (католик, 1689); Витринга (1719); Бенгель (1740, 1746 и новое издание, 1834); Гердер (1779); Эйхгорн (1791); Эллиотт (Е. P. Elliott, Horœ Apocalypticœ, or, a Com. on the Apoc, 5th ed., Lond., 1862, 4 т.); Люке (1852); Эвальд (1828 и 1862); Цюллиг (1834 и 1840); Мозес Стюарт (1845, 2 т.); Де Bette (1848; 3–е изд. 1862); Олфорд (3–е изд. 1866); Хенгстенберг (1849 и 1861); Эбрард (1853); Оверлеи (Auberlen, Der Prophet Daniel und die Offenbarung Johannis, 1854; англ. перевод Ад. Сафир, 1856; 2–е нем. изд. 1857); Дюстердик (1859, 3–е изд. 1877); Блик (1820 и 1862); Лютхардт (1861); Фолькмар (1862); Кинлен (1870); Ланге (1871; сильно дополненное американское издание по редакцией Крэйвена, 1874); Каульс(1871); Гебхардт (Gebhardt, Der Lehrbegriff der Apocalypse, 1873; The Doctrine of the Apocalypse, 1878, англ. перевод Дж. Джефферсона); Клифот (1874); Ли (1882); Миллиган (Schaff, Internat. Com., 1883, а также Lectures on the Revel., 1886); Спитта (1889). Вёльтер (1882) и Вишер (1886) отрицают внутреннее единство Апокалипсиса. Вишер считает, что это иудейский апокалипсис, переработанный христианином. Но предостережение в Отк. 22:18–19 опровергает эту гипотезу.   § 41. Жизнь и личность Иоанна Миссия Иоанна

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

Как известно, деятельность Русской Православной Церкви регламентировалась законодательством Российской империи. Святейший Синод фактически являлся государственным ведомством по делам Церкви. Через Синод осуществлялось финансирование всех структурных подразделений Церкви. Поэтому неудивительно, что все принципиальные вопросы деятельности церковных приходов, миссионерских станов и школ решались на высоком государственном уровне. В работе использован ряд изданий, отражающих законодательную базу деятельности Церкви 8 . К документам делопроизводства относятся также ежегодные отчеты начальника миссии. Данный вид источников большей частью относится к опубликованным. Отчеты ежегодно составлялись начальниками миссии. Первыми систематическими отчетами о состоянии миссии, числе крещеных, постройках, станах, деятельности миссионеров были документы, составленные протоиереем Стефаном Ландышевым. Эти документы отражали состояние миссии за определенные периоды: 1844–1856 гг. 9 , 1856–1862 гг. 10 , 1864 г. 11 Следует отметить, что требования составлять отчеты о деятельности миссии во время начальствования о. Ст. Ландышева не было. Появление таких документов было вызвано попытками о. Стефана обратить внимание на материальные нужды миссии. Так, первый «отчетный» документ был составлен, похоже, в 1851 г. Тогда начальник миссии подал рапорт епископу Томскому Афанасию с обзором состояния миссии на Алтае и соображениями по развитию миссионерской деятельности 12 . Причем запрос исходил от Святейшего Синода. Однако, по словам самого прот. Стефана, предложения остались «без последствий». Как только в Томск был назначен новый епископ – преосвященный Парфений – от начальника миссии поступил новый рапорт с предложениями «о распространении и штате ея [миссии]» (18 декабря 1855 г.). Таким образом, отчеты о. Ст. Ландышева появлялись в связи с необходимостью добиваться финансирования для расширяющейся структуры миссии. Первый полноценный годовой отчет о состоянии Алтайской миссии был подготовлен архимандритом Владимиром (Петровым) в 1870 г.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/altajs...

131 Василий Николаевич Карпов, воронеж., 5-й магистр II к. Киев. акад. (1825), с 1825 до 1829 г. был, вероятно, препод. семинарии, 1829 – бак. франц. языка в Киев. акад., 1831 – бак. философии в той же акад., 1833 – бак. филос. СПб. акад., 1835 – орд. проф., преемник также знаменитого Ф. Ф. Сидонского (2-й маг. VIII к. СПб. акад. 1829 г., † 1873), который, оставив каф. философии, с 1833 до 1835 преподавал только франц. язык. 132 Он посвящал в наше время, как слышно было, много трудов, между прочим, журналу «Странник», издаваемому тогда прот. В.В. Гречулевичем. Говорили, что В.Н. не только писал для этого журнала много статей, но участвовал и в его редактировании, и что вообще издатель «Странника» немало эксплуатировал нашего почтенного профессора. В.Н., как семейный человек, нуждался в добавочных к профессорскому жалованию (858 р. – орд. проф.) средствах. 133 Усердно записывали его лекции и спорили с теми из своих товарищей, которые недостаточно высоко ценили В. Н. Особенно горячим его поклонником был М. В. Родевич, перешедший потом в СПб. университет и служащий ныне в департаменте министерства народного просвещения. 134 У В. Н. Карпова была одна особенность: он плохо запоминал фамилии. По этому поводу между студентами ходило много анекдотов, забавных рассказов. 137 В его «Истории СПб. дух. академии...» (стр. 52–54), как-то очень неясно и даже, нам кажется, фактически не совсем точно передана история перехода психологии из одних рук в другие, если только тут нет корректурной ошибки в цифре года 1859 (стр. 53). То же можно сказать отчасти и об истории новой философии – с Канта. 138 Кирилл Иванович Лучицкий, из Волын. сем., род. в 1815 г., 1-й маг. XIII к. СПб. акад. (1839), в 1851 – экстраорд. проф., а в 1852 г. – уже орд. проф. 140 Михаил Осипович Коялович, гроднен. урож., Виленской сем., 6-й маг. XXI к. СПб. акад. (1855), с 1855 по май 1856 – препод. в рижск. и с.-петерб. семинариях, с 1856 – в СПб. акад. – бак. по сравн. богосл. и расколу, с 1857 – по рус. гражд. и церк. истории. См.: Родосский А.С. «Биографический словарь...», стр. 214–215.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Даже в плеяде столь одаренных личностей Чистович выделялся своей успеваемостью. Академию он окончил вторым по итоговому списку, уступив только своему другу иеромонаху Никанору (Бровковичу) 10 . Впоследствии Никанор, уже архиепископ Херсонский, написал в высшейстепени интересные «Записки» 11 , которые содержат много ценных сведений об И.А. Чистовиче . По окончании курса Илларион Алексеевич был оставлен при академии и в сентябре 1851 г. «определен бакалавром по классу русской церковной и гражданской истории» 12 . Слово «бакалавр» в дореволюционной терминологии обозначало не ученую степень, а низшую преподавательскую должность (существовала в духовных академиях до 1869 г.). Выше бакалавра была должность экстраординарного, а затем ординарного профессора. Чистович последовательно удостоился этих должностей в 1856 и 1859 гг. с формулировкой за «отлично–усердную и полезную службу» 13 . Назначение будущего ученого преподавателем стало возможным в связи с отставкой его предшественника – священника Константина Боголюбова, который, ввиду занятости вне академии, не мог преподавать «с такой полнотой и удовлетворительностью, какие требуются для высшего учебного заведения» 14 . К учительским обязанностям Иллариона Алексеевича вскоре были добавлены административные. За годы службы в академии он занимал должности помощника инспектора (1851–1854) и помощника секретаря академического правления (1852–1857), а также состоял секретарем Петербургского духовно–цензурного комитета (1857–1863) 15 . Административные обязанности не стали препятствием для его педагогических и научных трудов. Илларион Алексеевич не только «усердно и ревностно» исполнял наставнические обязанности 16 , но и «приобщался частным образом» к занятиям кафедры философии, в свободное время посещая лекции профессора Адама Андреевича Фишера 17 . В 1853 г. Фишер оставил преподавание в академии ввиду болезни глаз и угрозы полной потери зрения. На его место был избран преподаватель кафедры философии, другой выдающийся ученый В. Н. Карпов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

152 Описание скита М. П. Погодин хотел напечатать в издававшемся им в 1841–1856 гг. журнале «Московитянин». Скит при Троице-Сергиевой лавре был основан митрополитом Филаретом в 1844 г. Его строительство было предпринято без благословения Синода. Формальное донесение в Синод о ските было сделано только в 1851 г. Другая причина, по которой митрополит Филарет не хотел огласки существования скита, – сохранение монашеского безмолвия в этой обители. «Скит не для любопытства и молвы», – писал митрополит Филарет архимандриту Антонию 13 октября 1844 г. 154 Речь идет о письме графини А. Д. Блудовой от 25 ноября 1853 г. М. П. Погодину. Это и следующее письмо митрополит Филарет написал в первые месяцы Крымской войны (1853–1856 гг.), в которой Россия противостояла союзу европейских государств. Поводом для войны послужил спор между католическим и православным духовенством из-за обладания Святыми местами в Палестине. Не разделяя оптимистических прогнозов об исходе войны (письмо наместнику лавры архимандриту Антонию от 10 ноября 1853 г.), митрополит Филарет поддерживал возникшее в обществе движение в поддержку единоверцев. НИОР РГБ. Ф. 231, разд. II, к. 34, ед. хр. 53, л. 5. – Прим. сост. 155 Возможно, речь идет о рукописи «Политических писем» в защиту Отечества, с которыми, воодушевленный призывами графини А. Д. Блудовой, М. П. Погодин выступил в печати, опубликовав в 1854 году 14 писем. Письма пользовались большой известностью и даже переписывались для распространения. НИОР РГБ. Ф. 231, разд. II, к. 34, ед. хр. 53, л. 7. – Прим. сост. 157 НИОР РГБ. Ф. 231, разд. II, к. 34, ед. хр. 53, л. 8. Записка – ответ на просьбу Погодина о встрече и благословении в связи с возможным устройством на новое попечительское место в Одессе. (Н. П. Барсуков Кн. 15. С. 139). – Прим. сост. 158 Участие Погодина в 1863 г. в издании книги Ростиславова «Об устройстве духовных училищ» вызвало со стороны викария Московского митрополита епископа Саввы замечание, что Погодин является «покровителем всех протестующих против существующего порядка». 4 февраля Погодин записал в своем дневнике: «Видел во сне Филарета». 9 февраля историка посетила Н. П. Киреевская, духовная дочь святителя, и беседовала с ним «о Филарете». Результатом беседы было письмо, вскоре после которого Погодин был благосклонно принят на Троицком подворье.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

2) В 1840 году меннониты учредили свой Миссионерский союз или «Единение» (De doopsgezinde Vereeniging tot bevordering van Evangelie verbreiding) для распространения Евангелия среди языческих дикарей нидерландской Индии; в настоящее время он содержит на свои средства 5 миссионеров на Яве и Суматре. Расходы его на нужды миссии: в 1884 году – 23,000 марок; в 1900 году – 61,000 марок. 3) Явский Комитет (Het Java Comime) был основан в 1851 году для поддержания внутренней и внешней миссии; в 1855 году он слился с подобным же комитетом Амстердамским. В настоящее время он содержит в нидерландской Индии 6 миссионеров. Расход его: в 1884 году – около 25,000 марок; в 1900 г. – до 45,000 марок. Его органы: Geillusireerd Zendingblad и Java Cent. 4) Союз или единение для распространения Евангелия на Яве и в Египте среди коптов (De Ermelosche Zending Genootsehap) основан в 1856 году пастором Виттевсем; ныне содержит 2 миссионеров. Его расходы на миссию: в 1884 году – около 20,000 марок; в 1900 году – только 11,400 марок. Органы его: Ermelosche Zendingblad. 5) Нидерландский Миссионерский Союз (Der Nederlandsche Zendigrereenging) основан в 1856 году; ныне имеет 10 миссионеров на западной Яве; расходы его на миссию: в 1884 году – около 80,000 марок; в 1900 году – до 95,000 марок; его орган: Orgaan der Nederlandsche Zendingsvereenging. 6) Утрехтский Миссионерский Союз (De Utrechlsche Zendingsvereeniging) основан в 1859 году; содержит на свои средства 14 миссионеров в Новой Гвинее; расходы его на миссию: в 1884 году – 89,109 марок; в 1900 году – 131,500 марок; орган его: Berigten van de Utrechtsche Zendingsvereenigmg. 7) Нидерландский реформатский церковный союз (De Nederlandsche gereformeerde Zendigvereeniging) основан в Амстердаме в 1860 году; содержит 5 миссионеров на средней Яве; расход его на миссию: в 1884 году – свыше 20,000 марок; а в 1900 году – до 70,000 марок; его органы: Heidenbote и Heidenpening. 8) Союз христианской реформатской церкви (De Zendig der christelijk gereformeerde Kerk) основан в 1839 году для поддержания христианской миссии в Батавии и Сурабайе; расход его на миссию до 4,000 марок в год.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

сентября 9 перемещен на должность учителя татарского языка; с 2 февраля по 1 сентября 1840 года исправлял безмездно должность инспектора в том же училище и учителя Закона Божия и латинского языка в высшем отделении. По увольнении из училища, 1 декабря 1840 года рукоположен во священника ирбитского уезда, Ирбитского завода к Свято-Троицкой церкви; 11 июля 1841 года переведен, кунгурского уезда, Сылвинского села к Спасопреображенской церкви; здесь с 12 декабря 1841 г. по 5 июня 1847 года занимал должность законоучителя в Сылвинском Рождественском приходском училище; 5 июня 1847 года переведен к градо-кунгурской Успенской церкви и определен присутствующим в кунгурское духовное правление, каковую должность проходил до закрытия оного, последовавшего 30 марта 1853 года. С 14 июня 1847 г. по 1 августа был законоучителем по 2-му батальону Пермских военных кантонистов; с 14 июля 1847 года по 7 июня 1852 года нес должность увещателя по г. Кунгуру; 18 июля 1851 года за отлично-хорошее поведение и усердное служение св. церкви награжден набедренником; 20 июля 1855 года Высочайше награжден бархатной фиолетовой скуфьей; с 31 января 1856 года несет должность законоучителя в Кунгурском приходском училище; с того же времени до 1 января 1865 года занимался безмездно преподаванием Закона Божия в женском отделении того же училища; 1856 года 29 декабря определен духовником по г. Кунгуру; 11 декабря 1857 года объявлено архипастырское благословение за усердное прохождение законоучительской должности; 31 января 1858 года объявлено архипастырское благословение за преподавание катехизических поучений: 9 июня 1863 года награжден камилавкой; с 15 ноября 1868 года определен сначала временно исправляющим должность благочинного, а потом и настоящим благочинным по г. Кунгуру. Достоуважаемый о. Павел Попов здравствует и доселе. Филарет Матвеевич Пономарев, екатеринбургского уезда, Глинской слободы, Николаевской церкви дьячка Матвея Пономарева сын, по окончании курса с аттестатом 2-го разряда, 24 октября 1836 года преосвященным Евлампием, епископом Екатеринбургским, рукоположен во священника Верхнетагильского завода к Знаменской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

750 от 24 декабря 1856 г. Якутск. Его Высокоблагородию г. Секретарю Русского Географического общества Евгению Ивановичу Ламанскому. Ваше Высокоблагородие Милостивый Государь! Честь имею уведомить Вас, Милостивый Государь, что присланный Вами Отчет Императорского Русского Географического общества за 1855 год мною получен. При сем имею честь препроводить к Вашему Высокоблагородию несколько ответов на известные вопросы касательно климата России и (неполные) метеорологические наблюдения, веденные в глубоком Севере нашей Америки. Ваше Высокоблагородие без сомнения удивитесь запоздалости ответов; но еще более удивитесь, если я скажу, что от некоторых лиц я не получил оных и поныне; но это произошло и происходит именно от тех обстоятельств, в каких я нахожусь и по случаю войны находился наш край (по-видимому, имеются в виду попытки Великобритании осуществить интервенцию на Камчатке в период Крымской войны 1853–1856 гг. – А.П.). И притом самые вопросы мной получены были только в начале 1851 года на пути из Камчатки чрез Гижигу в Охотск; и я разослать их мог только в конце того года; затем я должен был отвечать на разные недоразумения желавших отвечать на сии вопросы – и все это брало время десятки месяцев. При сем честь имею препроводить сто пятьдесят рублей в пользу сего Общества и кроме того тридцать рублей с покорнейшею просьбою на счет их прислать мне Вестник сего Общества за все прошедшие годы и впредь присылать и если можно то и (в простом корешковом) переплете. С совершеннейшим почтением и преданностью честь имею быть Вашего Высокоблагородия Покорнейшим слугою Иннокентий Архиепископ Камчатский 84 . Яркое представление о том, в каких условиях совершали свой христианский подвиг и добывали географические сведения миссионеры Русской Православной церкви на Аляске, дает следующий рассказ епископа Иннокентия в официальной справке О состоянии Камчатской епархии, направленной им в Святейший Синод в 1850 году и сохранившейся в Архиве внешней политики Российской Империи: В прошедшем 1849 году мною отправлен на реку Квуихпак в помощь тамошнему миссионеру Иеромонах Филарет, как о том мною и донесено – с тем между прочим, чтобы при первой возможности открыть там новую миссию. Но сведения о том могут быть получены не ранее сентября сего 1850 года.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Преследования христиан в 1-й пол. XIX в. проходили на фоне ослабления династии Цин. В условиях экспансии европ. держав правители К. потерпели ряд тяжелых поражений, им пришлось заключить неравноправные договоры. По условиям Нанкинского договора с Великобританией (1842) и дополнительного соглашения (1843) для международной торговли было открыто 5 портовых городов (Амой (Сямынь), Кантон (Гуанчжоу), Нинбо, Фучжоу и Шанхай); в них могли жить и владеть собственностью иностранные граждане, обладавшие правом экстерриториальности (они находились в консульской юрисдикции и не подчинялись кит. властям). Франц. посланник Т. де Лагрене добился от кит. властей согласия снять запрет на исповедание христианства, хотя указ, утвержденный имп. Даогуаном в дек. 1844 г., не был опубликован в К. Представители Франции настаивали на отмене законов против христиан. Согласно 2-му имп. указу (20 февр. 1846), китайцам было разрешено исповедовать «учение Небесного Господа», предусматривалась частичная реституция собственности, конфискованной у христ. общин в эпоху гонений. По условиям договоров иностранные миссионеры могли работать только в открытых портовых городах, однако, обладая правом экстерриториальности, они не подчинялись кит. властям. Задержанные за пределами открытых портов, они передавались консулам своих гос-в. Как правило, иностранные дипломаты не запрещали христ. миссионерам действовать на территории К., а представители Франции оказывали им покровительство. Т. о., католич. проповедники могли трудиться в К. на полулегальном положении, в целом положение христиан улучшилось. Однако в центральной части К. христ. общины сильно пострадали во время восстания тайпинов (1851-1864), мн. селения были уничтожены, жители бежали в др. регионы страны. В сев. части К. вспыхнуло восстание няньцзюней (1852-1868), империя вступила во 2-ю «опиумную войну» с Великобританией и Францией (1856-1860). Поводом для вмешательства Франции стала казнь в пров. Гуанси пресв. Огюста Шапделена (1814-1856), с к-рым пострадали также миряне Лаврентий Бай Сяомань и Агнесса Цао Гуйин (канонизированы Римско-католической Церковью в 2000). По условиям Тяньцзиньского договора (1858) иностранные граждане, в т. ч. миссионеры, могли свободно перемещаться по стране, жителям К. было разрешено принимать христианство, строить церкви и проводить молитвенные собрания. После отказа имп. Сяньфэна (1850-1861) ратифицировать договор англо-франц. войска подошли к Пекину. Императору пришлось не только утвердить Тяньцзиньский договор, но и сделать ряд др. уступок, оговоренных в Пекинской конвенции (1860). Собственность, некогда конфискованная у христ. общин и у частных лиц, осужденных за христ. веру, подлежала возвращению или компенсации под контролем франц. дипломатов. В кит. текст договора был включен параграф о праве католич. миссионеров арендовать и приобретать собственность на всей территории К. (др. иностранцы обладали таким правом только в открытых портовых городах).

http://pravenc.ru/text/1841141.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010