Члены Совета МДА видели причины более глубокие и вспоминали с благодарностью былые дни, когда даже ректор и инспектор были из лиц, получивших воспитание и образование в МДА, живших интересами Академии, и относились к студентам пастырски и отечески. В ответ на заявление профессоров последовал указ Св. Синода от 14 февраля 1897 г., в котором предписывалось: 1) профессорам, подписавшим заявление, сделать замечание, что при их нежелании сообразовываться с правилами законной дисциплины они могут оставить службу в Академии; 2) не оставлять проступков студентов без внимания; наблюдать за их неуклонным присутствием за богослужением в академической церкви. Согласно указу, студентам следовало объявить, что посещение лекций безусловно для них обязательно, профессорам же внушить, чтобы заботились о достоинствах своих лекций и поддерживали в слушателях внимание (см.: РГИА. Ф. 796. Оп. 176. Д. 600. О ревизии МДА, 1895 г.; Там же. Оп. 177. Д. 397. О ревизии МДА, 1896 г.; Там же. Оп. 205. Д. 657. О ревизии МДА, 1895–1897 гг.; ЦИАМ, Ф. 229. Оп. 3. Д. 252. Доклад членов Совета МДА по поводу ревизии в 1895 г. и в 1896 г.; Там же. Д. 255. Журналы заседаний Совета МДА за 1897 г). Татарский Иерофей Алексеевич (1850–после 1916) – заслуженный экстраординарный профессор МДА (1901). Окончил МДА со степенью кандидата (1875), кандидат богословия (1876), приват-доцент МДА (1876–1884), доцент (1884–1891). В 1876–1886 гг. читал лекции по обзору иностранной литературы, с 1886 г. – лекции по эстетике. Магистр богословия (1888), экстраординарный профессор (1892–1901). В 1895–1896 гг. – и. д. инспектора МДА. 23.12.1896 г. перемещен в КазДА, но указом Св. Синода от 10.01.1897 г. оставлен при МДА. В 1902 г. – почетный член МДА и в том же году уволен из-за болезни согласно собственному прошению. Магистерская диссертация « Симеон Полоцкий » (М., 1886). 764 Царевский Алексей Александрович (1855–?), экстра ординарный профессор КазДА по кафедре русское и церковнославянского языков (с палеографией) и истории иностранной литературы (1890), надворный советник.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Christ the Desire of all Nations, or the Unconscious Prophecies of Heathendom (комментарий по поводу звезды волхвов, Мф. 2). Cambr. 4th ed. 1854 (также Philad. 1850). L. Preller: Griechische Mythologie. Berlin, 1854, 3d ed. 1875, 2 vols. Его же: Römische Mythologie. Berlin, 1858; 3d ed., by H. Jordan, 1881 — 1883, 2 vols. M. W. Heffter: Griech. und Rom. Mythologie. Leipzig, 1854. Döllinger: Heidenthum und Judenthum, цит. в § 8. С. Schmidt: Essai historique sur la societe civil dans le monde romain et sur sa transformation par le christianisme. Paris, 1853. C. G. Seibert: Griechenthum und Christenthum, oder der Vorhof des Schönen und das Heiligthum der Wahrheit. Barmen, 1857. Fr. Fabri: Die Entstehung des Heidenthums und die Aufgabe der Heidenmission. Barmen, 1859. W. E. Gladstone (английский государственный деятель): Studies on Homer and Homeric Age. Oxf. 1858, 3 vols, (том II, «Олимп, или Религия Гомеровой эпохи»). Он же: Juventus Mundi: the Gods and Men of the Heroic Age. 2d ed. Lond. 1870. (Обобщает выводы, сделанные в более объемном сочинении, с некоторыми изменениями в этнологических и мифологических разделах.) Даже религия Греции, которая, как прекрасный плод фантазии, по праву именовалась религией красоты, искажена этим нравственным извращением. В ней совершенно отсутствует истинное представление о грехе, а следовательно, и истинное представление о святости. Она рассматривает грех не как извращенность воли и преступление против богов, но как безрассудство и преступление против человека, зачастую даже исходящее от самих богов; ибо «Помрачение ума» или «Нравственная слепота» " Ατη) — это «дочь Юпитера», богиня, хотя и изгнанная с Олимпа. Именно она является источником всех бед на земле. Гомер не имел понятия о дьяволе, но придавал дьявольские черты своим божествам. Греческие боги, а также скопированные с них римские боги — это просто мужчины и женщины, в которых Гомер и простые люди видели и чтили свойственные грекам слабости и пороки, а также преувеличенные добродетели.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

Точка зрения, которую отстаивает автор, подкрепляется астрономическими расчетами, показывающими, что в 30 г. по Р.Х., вероятном году распятия Христа, 15 нисана действительно выпало на пятницу (7 апреля); и в период с 28 по 36 г. по P. X. это случилось всего однажды — за исключением, возможно, еще одного раза в 33 г. Следовательно, распятие Христа должно было произойти в 30 г. по Р.Х. В итоге наиболее вероятными датами земной жизни нашего Господа представляются следующие:   § 17. Страна и народ I. Труды по географии и описания Святой Земли: Reland (1714), Robinson (1838 и 1856), Ritter (1850 — 1855), Raumer (4th ed. 1860), Tobler (несколько монографий с 1849 по 1869), W. М. Thomson (revised ed. 1880), Stanley (1853, 6th ed. 1866), Tristram (1864), Schaff (1878; enlarged ed. 1889), Guérin (1869, 1875, 1880). См. Tobler: Bibliographia geographica Palœstinœ (Leipz. 1867) и дополнительные перечни более поздних работ: Рн. Wolff, «Jahrbücher für deutsche Theologie», 1868 и 1872; Socin, «Zeitschrift des deutschen Palästina–Vereins», 1878, p. 40 и др. II. Труды по «Истории новозаветных времен» ( Neutestamentliche Zeitgeschichte, недавно введенный особый раздел исторического богословия): Schneckenburger (1862), Hausrath (1868 sqq.) и Schürer (1874). См. список литературы в § 8.   Жизнь нашего Господа, какой она предстает перед нами в описаниях евангелистов, чудесным образом сочетается с историческими и географическими фактами, известными из трудов писателей тех времен и подтвержденными современными открытиями и исследованиями. Это соответствие в немалой степени способствует доверию к евангельским повествованиям. Чем больше мы понимаем время, в которое жил Иисус, и страну, в которой Он жил, тем больше мы чувствуем, что, читая евангелия, мы прокладываем путь по твердой почве подлинной истории, освещенной наивысшим откровением с небес. Поэзия канонических евангелий, если мы вправе так выразиться о прозаических произведениях, превосходит своей духовной красотой всякую поэзию, она непохожа (чего нельзя сказать об апокрифических евангелиях) на сотворенную человеком, с ней не могут сравниться «ни древняя сказка, ни мифология, ни мечта бардов и пророков»; это поэзия откровенной истины, поэзия величественнейших фактов, бесконечной мудрости и любви Бога, которые человек никогда прежде не мог даже вообразить, но которые облеклись в человеческую плоть и кровь в лице Иисуса из Назарета и через Его жизнь и служение разрешили величайшую проблему нашей жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

Митроп. Вениамин». Окончил Петроградский Богословский институт (1923). См.: Бовкало А. А. Последний год существования Петроградского Богословского института.//Минувшее. Исторический альманах. Вып. 24. СПб. 1998. С. 524. 248, 284 Григорьев Григорий Григорьевич; (около 1823 – 5 марта 1899). Окончил С.-Петербургскую Медико-хирургическую академию (1844). С 20 января 1844 ординатор Мариинской больницы для бедных в Санкт-Петербурге. В 1847 перемещен в канцелярию военного министерства, а 2 мая 1850 – в хозяйственный департамент МВД, где с 1851 был редактором центрального статистического комитета; с 1861 – чиновник особых поручений при министре. В 1857 за научные труды избран членом имп. Русского географического общества. С 1863 – Пензенский, а с 1866 – Владимирский вице-губернатор. С 23 мая 1879 – Олонецкий губернатор; 3 мая 1890 назначен членом совета министра внутренних дел и 29 мая покинул Петрозаводск. Деятельно заботился об улучшении здравоохранения, образования, путей сообщения в Олонецкой губернии. При нем в Петрозаводске построен театр (1872), открыт естественно-промышленный и историко-этнографический музей (1873). По его ходатайству проведены изыскания с целью устройства водного пути между Белым морем и Онежским озером. Состоял председателем Олонецкого губернского статистического комитета. Почетный гражданин Петрозаводска (1875). Член-учредитель Петрозаводского общества любителей музыкального и драматического искусств (устав утвержден 27 января 1877). В мае 1890 Петрозаводская городская дума постановила учредить стипендию его имени в трехклассном городском училище и «на вечные времена поставить портрет его в зале собраний думы». В 1894, когда праздновалось 50-летие службы Г.Г. Григорьева, при Олонецком губернском статистическом комитете был образован капитал его имени в 1000 руб. для выдачи процентов «в премию за лучшее сочинение об Олонецком крае». Скончался во Флоренции. См.: О деятельности тайного советника Григорьева в его управление Олонецкой губернией (1870–1887). Петрозаводск. 1887; 50-летие службы тайного советника Г. Г. Григорьева.//Правительственный вестник. 1894. 15. С. 2; Благовещенский И. Тайный советник Григорий Григорьевич Григорьев. (Некролог).//ОГВ. 1899. 20. С. 1–2, 21. С. 1–2; Некролог. Г. Г. Григорьев.//Правительственный вестник. 1899. 55. С. 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Пораженный и изумленный стоял Захария, в голове звучали слова: “Веруйте, чего испросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне” ( Ин. 14:13 ). Побежали сообщить доктору, что скитский послушник воскрес, но когда народ собрался вокруг одра, он снова почил. Легкая кончина по молитве В этой же палате лежал маленький мальчик очень беспокойный и люто страждущий. Как-то раз говорит Захария: “Давайте читать по нем Псалтирь”. Начали читать, мальчик как бы просветлился весь, засмеялся, перекрестился и преставился. Узнали некоторые из злостно настроенных к Захарии лиц, что делается в больнице, и перевели его на другое послушание. Сначала опять в хлебную, потом опять в трапезную. Здоровье у Захарии не поправлялось, сильно искалечен он был Федором. " Запрещаю тебе лечиться у докторов " Очень хотелось Захарии умереть, получив образ ангельский, то есть пострижение. Пошел он к о. Варнаве и сказал: “Убил меня послушник, я умру, не дождусь пострига. Постригите меня тайно в мантию”.— “Нет, не нужно тайно,— сказал старец,— явно будешь монахом. Запрещаю я тебе лечиться у докторов, пить лекарства. Живи так: болезнь сноси с благодарением, помощи проси лишь у Господа. Я же поручусь за тебя пред Богом, ты до ста лет проживешь. Будешь обращаться к докторам — не доживешь, раньше умрешь. Но ты не умрешь скоро, всё получишь в свое время: и иеродиаконом будешь, и иеромонахом, и духовником всей братии лаврской”. Разные послушания Захария начал свое послушание в трапезной. Здесь много работы было у него. Он как бы пред лицом Господа старался тщательно нести свое послушание. Как-то в трапезную вошел старичок, худенький такой, благообразный. Захария нес в это время груду тарелок и вилок. Увидев старичка, остановился, попросил у него благословения и накормил его. Юной душе Захарии особенно сродни были дела милосердия, к которым с детства приучала его мать. Старичок сказал Захарии: “Тебе хорошо здесь на послушании, но готовься, тебя скоро потребуют на послушание к преп. Сергию”. И, действительно, в 1875 году Захария получил новое послушание: стоять у раки преп. Сергия. Нес это послушание три с половиной года.

http://azbyka.ru/fiction/starec-zaxariya...

Открытие секты странников последовало в 1850 году. Поводом к открытию послужили грабежи, производимые целыми шайками воров и разбойников, появившихся в Ярославском и смежных уездах. Для расследования дела о таких беспорядках была образована особая комиссия, которая и нашла, что размножение бродяг в Ярославской губернии, принимавших участие в грабежах, происходило от вновь образовавшейся там секты, известной в народе под именем страннической или сопелковской, от села Сопелки, – в 15 верстах от г. Ярославля. Тогда министр внутренних дел командировал в эту комиссию особого чиновника, знакомого с расколом, для исследования означенной секты. После продолжительных исследований комиссия и открыла происхождение и учение этой секты (Ист. М. В. Д. Варадинова, стр. 530). В министерство внутренних дел представлены были замечательные сочинения, написанные самим основателем секты, а также дорогие для характеристики секты показания сектантов. Министр внутренних дел, доводя в 1852 году до Высочайшего сведения о результатах, добытых комиссиею, признавал новую секту одною из самых вредных и опасных. Государь Император повелеть соизволил: «предоставить Ярославскому секретному совещательному комитету изыскать меры необходимые для уничтожения ереси и соображения комитета представить министру внутренних дел» (Собр. Пост. по ч. раск., стр. 459–461. Изд. 1875 г.). Ярославский комитет придумал меры частию неопределенные, частию неудобоприменимые. С одной стороны он полагал не преследовать секты странников за мнения о вере, а с другой – подвергать взысканию те общества, среди которых обнаружено будет пристанодержательство. Предположения эти были представлены министру внутренних дел, а последний сообщил их на усмотрение оберпрокурора Св. Синода. Граф Протасов внес дело в Синод, а Синод передал оное на предварительное рассмотрение и заключение московского митрополита Филарета. Московский святитель, признав предположения Ярославского комитета о взысканиях за пристанодержательство со всего общества мерою несправедливою и нецелесообразною, указал с своей стороны в обстоятельной записке более соответствующие меры.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

60 Напечатано было впервые под заглавием «Gaudeamus igitur Киевской Академии» в февральской книжке «Киевской Старины» за 1882 г., т. I, стр. 431–434, и ходило по рукам, как очень популярная песня в студенческой среде. Она, конечно, самим автором была помещена в «Грехах юности», откуда мы ее и заимствовали. 68 Иннокентий Борисов . Родился в Орловской губернии в 1800 году, окончил Киевскую Академию, с 1830 по 1840 гг. был ее ректором, затем архиереем в Вологде, Харькове и с 1850 по 1857 г. в Херсоне. Известен как духовный писатель и проповедник, стяжавший себе славу «русского Златоуста». В бытность свою ректором академии особенно ратовал за более широкое Общее образование студентов, знакомство их с естественными науками, астрономией и т.д. Это все, безусловно сильно отразилось и на духовном облике о.Антонина. 69 Евгений Булгарис, родился в Греции в 1716 г.; хиротонисан во епископа Славянской (екатеринославской) епархии в 1775 году. Скончался 27 мая 1807 года в Александро-Невской лавре в Петербурге. 70 Никифор Феотоки, родился в Греции 15 февраля 1731 г.; хиротонисан в 1779 г. во епископа Славянской епархии. Скончался 31 мая 1800 г. в Москве. 71 Отгонов Панепистимион основан 14 апреля 1837 года. 20 октября 1863 г. переименован в «Народный». 72 Константин Асопиос родился в 1791 г. Известный греческий филолог. Прославился своими трудами по истории греческой письменности: «Греческие уроки», «История греческой литературы». 73 Панайот Ромботти, родился 1830 г. Был профессором догматики и литургики в афинском университете. Скончался 6 июля 1875 года. 74 Феоклит Фармакидис, родился в 1784 году, преподавал в университете историю философии. Отличался модернистским направлением в церковных взглядах. Вместе с Мануси был главным руководителем так называемой «немецкой» партии среди эллинских ученых. Скончался 21 апреля 1860 года. 75 Константин Икономос, родился в 1780 году. Известный ученый филолог и плодовитый греческий церковный писатель. Особой известностью пользовались его сочинения: «Опыт ближайшего сродства языка славянороссийского с греческим». СПБ. 1828 г. «О переводе 70-ти толковников» и мн. др. Был одним из главных противников Фармакида и вообще неотеристской партии, отличаясь своими консервативными идеями. Скончался в 1857 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/o...

Вот что сообщает известный исследователь течений мистицизма профессор М. И. Шахнович: «В деятельности армии кудесников чувствуется направляющая рука полиции, от которой гадалки нередко получают указания, определяющие содержание “пророчеств”. Закулисная деятельность ясновидящих остается в тени, но когда удавалось разоблачить их, то оказывалось, что многие из этих прорицательниц были агентами полиции, получали от нее сведения, которыми пользовались для прорицаний, за что снабжали полицию данными, собираемыми среди клиентов». Так, самая известная французская гадалка XIX в. Мария-Анна-Аделаида Ленорман (1772-1843) за счет доверчивых клиентов нажила огромное состояние. После ее смерти начальник тайной полиции Парижа опубликовал в 1850 г. свой дневник, в котором подробно описал, как часто помогал Ленорман, снабжавшей его ценной информацией, полученной от посетителей. Кроме того, «ясновидящая» была знакома с женой императора Наполеона, с помощью которой была осведомлена о многих его планах, что помогало Ленорман точно «предсказывать» будущие события в политике. Можно вспомнить о другой известной авантюристке XIX в. — Елене Блаватской, приписывавшей себе способности телепатии и ясновидения. В истории мистицизма известно учение теософов (от греческого theos — «бог» и sophia — «мудрость»), созданное в 1875 г. в США Е. П. Блаватской, страдавшей истерическими припадками и галлюцинациями. С целью привлечения внимания к себе, а также для безбедного существования Блаватская написала ряд книг оккультного содержания и демонстрировала публике различные «чудеса», «феномены», представлявшие собой ловкие фокусы. Православный мистик и писатель Всеволод Соловьев, близко знакомый с «пророчицей», издал большой том с разоблачениями ее мошеннической деятельности. Основательница теософии откровенно заявляла: «Чтобы владеть людьми, необходимо их обманывать. Если бы не феномены, я давным-давно поколела бы с голоду. Чем проще, глупее и грубее “феномен”, тем он вернее удается. Громадное большинство людей, считающих себя и считающихся умными, глупы непроходимо».

http://sueverie.net/bolgarskaya-proricat...

Издание: Sehir-eddin’s Geschichte von Tabaristan, Rujan und Masanderan, persischer Text/Hrsg. von B. Dorn. SPb., 1850. Литература: Дорн 1875. С. 19; Бартольд 19636. С. 829–832; Минорский 1963. С. 198–201; Алиев 1969; Новосельцев 1990. С. 212–213. История Табаристана, Руйана и Мазандарана В то время толпа русов, которая сидела на кораблях, высадилась с моря и произвела опустошения в Табаристане. Род Самана сделал усилия для их истребления и полностью тот народ уничтожил 662 . (Перевод С. А. Алиева: Алиев 1969. С. 319) 1 Нисба – часть имени, образованная от названия племени, места рождения или проживания, профессии. 2 Араб, иклим («климат») является арабской передачей греч. τ κλμα («наклонение»). В арабской географической литературе этим термином обычно обозначались широтные зоны, на которые арабы разделяли земную поверхность. По представлениям мусульманских географов, восходящим к воззрениям позднеантичных авторов, земля делилась на обитаемую и ненаселенную части; обитаемая зона, в свою очередь, разделялась на климаты, идущие с востока на запад или с запада на восток. С IX в. термином иклим ученые Халифата стали называть не только греческие «климаты», но и «кишвары» – географические области, выделение которых связано уже не с античной, а с персидской географической традицией. 3 В тексте – Д.с.канийа, однако по сопоставлению с материалами Птолемея следует исправить на Дисикарийа. Этот город соответствует птолемееву городу Диоскурия (Себастополис), располагавшемуся в Колхиде. Он был крупным торговым центром, упоминался и в источниках IV–V вв. н. э., однако утратил свое значение и имя ко времени жизни ал-Хорезми (Калинина 1988. С. 78). 4 Искаженное название античного города Борисфен или Ольвия, упомянутого Птолемеем и идентифицируемого по местоположению. Этот город в античности располагался в месте соединения устьев рек Борисфен (Днепр) и Гипанис (Буг), при впадении их в лиман Черного моря, и был крупным торговым портом. После IV в. н. э., в связи с набегами готов и гуннов, прекратил существование.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

R. Bellarminus. Disputationum... de controversiis fidei adversus hujus temporis haereticos. T. I-II. Venet. 1721. Бенескриптов Евграф. Об источниках христианской религии по учению православно-кафолической Церкви сравнительно с учением лютеран о сем предмете. СПБ. 1845. Brenner Fr. Dr. Generelle Dogmatic, oder Fundamentirung der katholischen speculativen Theologie. Dritte, vermehrte und verbesserte Auflage. Regensburg. 1844. Bretschneider K.G. Systematische Entwickelung aller in der Dogmatik vorkommender Begriffe. Dritte Aufl. Leipzig. 1825. Bunsen Ernst. Die Ueberlieferung. Ihre Entstehung und Entwickelung. Bde I-II. Leipzig. 1889. Chemnitius Martin. Loci theologici. Pars III. Ed. nova. Francof. 1604. Хомяков А . С . Полное собрание сочинений. Том II. Изд. третье. Москва. 1886. Стр. XXXVII†450. 8 о . Хрисанф архим. Характер протестантства и его историческое развитие. Вып. первый. СПБ. 1868. Delitsch Franz. Vier Bücher von der Kirche. Seitenstück zu Löhe’s drei Büchern von der Kirche. Dresden. 1847. Delitsch Ioh. Das Lehrsystem der römischen Kirche. Erst. Theil. Gotha. 1875. Дмитревский Ив. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение на литургию. Москва. 1818. Döllinger Ioh. Christenthum und Kirche in der Zeit der Grundlegung. Zweite Aufl. Regensburg. 1868. Dorner А. Kirche und Reich Gottes. Gotha. 1883. S.VI†386.8 o . Dorner J.A. Dr. Christliche Glaubenslehre. Erster Bd. Grundlegung oder Apologetik. Berlin. 1879. Ebrard Ioh. Christliche Dogmatik. Zwiete Bd. Königsberg. 1852. Елагин Н.В. Чего надо желать для нашей Церкви. По поводу отзывов на книгу «Белое духовенство и его интересы». Вып. второй. СПБ. 1885. Encyclopédie théologique ou série de dictionnaires sur toutes les parties de la science religieuse... Publièe par M. L’Abbé Migne. Tome trente-quatrième. Paris. 1850. Elvers Christian Friedrich Dr. Das Wesen der ältern und neuern katholischen Kirche. Rostock. 1832. Frank Fr. Dr. System der christische wahrheit. Zweite Hälfe. Erlangen. 1880. Gass W. Dr. Symbolik der griechischen Kirche. Berlin. 1872.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010