Спас-Заулок. Церковь Спаса Преображения. Преображенская церковь Карта и ближайшие объекты Большой пятикупольный храм в стиле ампир построен по проекту И.И. Озерова, архитектора из Твери. Основа здания - мощный четверик, увенчанный пятиглавием. Центральный купол - массивный, опирающийся на четырехстолпнную основу, окружен небольшими куполами по углам. С боков здание украшают римско-дорические портики, с востока к нему примыкает одна апсида. Подкупольные барабаны декорированы полуколоннами, нишами и арочными наличниками на окнах. Стены трапезной и четверика украшены рустовкой. Небольшая трапезная соединяет основную часть с четырехъярусной колокольней, богато украшенной парными полуколоннами, карнизами и портиками с фронтонами. Купол-полусферу венчает небольшая новая главка. Боковые приделы Казанский и Никольский.  Закрыт в 1937 году, некоторое время в нём был склад ядохимикатов. Открыт в 1992 году, восстановлен, действующий. В трапезной в 1990-х годах устроен придел священномученика Фаддея Тверского. В интерьере церкви сохранились фрагменты росписи 1852 года. Соборный храм в честь Преображения Господня был возведён в 1836 году на купеческие пожертвования. В храме три престола: Преображения Господня, Казанской иконы Пресвятой Богородицы и Святителя Николая Чудотворца. В тридцатых годах 20 века храм подвергся разграблению. В нем был устроен склад " дуста " и других хозяйственных товаров. К восстановлению храма приступили в 1992 году. С 1993 года после восстановления трапезной части храма начались регулярные богослужения. Из книги " Клин Православный " , серия " Православие сегодня " , фонд " Христианская жизнь " , Клин, 1998 г. Каменный храм Преображения Господня с приделами Казанской иконы Божией Матери и Святителя Николая Чудотворца (во 2-ой половине 19 века был ещё придел святых апостолов Петра и Павла) построен на средства прихожан в 1833-1837 гг. тверским мастером И.И. Озеровым, в 1852 г. храм расписан в технике " гризайль " . На передней линии ограды в 1837 и 1876 гг. построены две одинаковые церковные сторожки. В 1850 г. на средства прихожан была построена зимняя деревянная церковь Анны Пророчицы. В 1970-х гг. она была перевезена в Истринский музей деревянной архитектуры.

http://sobory.ru/article/?object=01324

Том 1 • Том 2 Том 3 • Том 4 • Том 5 • Том 6 • Том 7 • Том 8 • Том 9 Содержание Предисловие 1851 г. 1852 г. 1853 г. 1854 г. 1855 г. 1856 г. 1857 г. 1858 г. 1859 г. 1860 г. 1861 г. 1862 г.     Предисловие Во втором т. автобиографических записок Высокопреосвященного Саввы излагаются события его жизни за время с 15 августа 1851 года по 31 октября 1862 г. В этот период времени жизни своей архиепископ Савва проходил должности: 1) продолжал (с 22 август. 1850 г.) исполнять должность Синодального ризничего. 2) 10-­го декабря 1855 г. был избран в члены­-соревнователи Императорского общества истории и древностей российских (см. стр. 205). 3) 25 июля 1856 года назначен членом комитета, учрежденного для разбора рукописей и книг М. Синодальной типографской библиотеки (стр. 252). 4) 18 мая 1859 г. определен ректором М. духовной семинары и профессором богословских наук и вместе с сим членом М. д. консистории с увольнением от должности ризничего, члена комитета по разбору рукописей и книг М. Син. типограф, библиотеки (стр. 463 и дал.). 5) 22 марта 1860 г. избран членом-корреспондентом Императорского русского археологического общества (стр. 520). 6) 21 января 1861 г. определен ректором и профессором богословских наук М. дух. академии с оставлением, по званию ректора академии, членом М. д. консистории и, с принятием ректорской должности, вступил в должность председателя комитета по изданию Творений св. отцов в русском переводе (стр. 551 и дал.), председателя цензурного комитета и др. 7) 7 марта 1861 г. определен настоятелем М. второклассного Высокопетровского монастыря (стр. 591). 8) В июле 1861 г. обозревал Ярославскую дух. семинарию и училища: Ярославское и Ростовское-Борисоглебское (стр. 625). 9) В июле 1862 г. обозревал Владимирскую духовную семинарию с находящимися при ней училищами (стр. 745). 10) 14 октября 1862 г. Высочайше утвержден епископом Можайским, вторым викарием Московской епархии (стр. 796). С 1851–1862 гг. архиепископом Саввою получены награды: 1) 25 мая 1852 г. награжден набедренником (см. 41 стр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Бочиха. Церковь Михаила Архангела. Михайло-Архангельская единоверческая церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Двухпрестольную церковь люди посвятили Архистратигу Божию Михаилу. Ее построили в 1824 году по благословенной грамоте епископа Нижегородского и Арзамасского Моисея на месте упраздненной в 1780 году деревянной церкви, построенной в 1703 году. В ноябре 1826 года состоялось освящение теплого предела в честь святителя Николая Чудотворца. Завершилось строительство в 1831 году освящением главного престола во имя Архистратига Божия Михаила. Величественный храм с высокой звонницей стал украшением Бочихи. На церковной земле прихожане выстроили дом для семьи священника. В 1850 году в Бочиху прибыл иерей Василий Иванович Воскресенский. В ту пору ему исполнилось 34 года. В батюшки была семья: жена Евгения Степановна и дети Ольга, Анна, Михаил и Мария. Матушка Евгения во всем помогала отцу Василию, выпекала просфоры. Вместе со священником ответственное служение нес дьякон Александр Алексеев Лебедев, у которого тоже была жена и шестеро детей. В те годы к приходу Архангельской церкви было причислено 72 двора, в которых проживали 281 мужчин и 283 женщины. Сквозь бездорожье, по болотам и топям шли в дом Божий и жители Ольгина и Марфина. Ольгино, принадлежавшее в те годы камердинеру Алексею Николаевичу Зубову, находится в 12 верстах от Бочихи, в 1850 году там числилось 44 мужчины и 33 женщины. В 1852 году Бочихинский приход пополнился прихожанами из Марфина, что в 10 верстах от Бочихи. Владельцем Марфина был тогда Николай Игнатьевич Столица. Жителей Ольгина и Марфина отделяла от храма река Сережа, перейти через которую из-за отсутствия моста можно было только зимой. В теплое время года добраться до Бочихи верующий народ не мог, и потому храм заметно пустел. Зато с приходом зимы количество верующих умножалось. Сложно представить, сколько опасностей преодолевали прихожане из Ольгина и Марфина, как труден и непредсказуем был их путь к Богу. Но ничто не могло сбить с дороги верующие сердца: ни глухие леса, ни морозы, ни дикие звери, в ту пору изобильно обитавшие по берегам Сережи. Как только на реке устанавливался лёд, люди шли в дом Божий, к таинствам Церкви.

http://sobory.ru/article/?object=59416

Викторин, епископ Подольский и Брацлавский (Любимов Валентин Дмитриевич) Родился 17 апреля 1821 года в селе Лисине Калужской губернии в семье священника. В 1843 году по окончании курса Калужской духовной семинарии рукоположен в сан священника. 30 января 1850 года поступил в братство Пафнутьева Боровского монастыря Калужской епархии. 19 сентября 1850 года принят в Санкт-Петербургскую духовную академию. 20 октября 1852 года пострижен в монашество. 31 октября 1853 года назначен инспектором Смоленской духовной семинарии. 18 апреля 1855 года удостоен степени магистра. 14 апреля 1857 года возведен в сан архимандрита. С 15 сентября 1857 года – бакалавр Санкт-Петербургской духовной академии, а 13 ноября назначен инспектором той же академии. С 29 октября 1858 года – ректор Костромской духовной семинарии и настоятель Игрицкого Богородицкого монастыря. С 30 ноября 1860 года – ректор Тифлисской духовной семинарии и настоятель Тифлисского Спасо-Преображенского монастыря. С 24 декабря того же года – член Грузино-Имеретинской синодальной конторы. 3 ноября 1868 года хиротонисан во епископа Чебоксарского. С 7 декабря 1874 года – епископ Полоцкий. С 6 марта 1882 года – епископ Подольский. Скончался 21 августа 1882 года. Из жизни преосвященного Викторина, еще в бытность его священником, известен случай пастырского самоотвержения. В 1848 году в сильный разгар холеры позвали о. Валентина на городскую площадь к заболевшему холерой приезжему крестьянину. Больной лежал на мостовой, мучимый судорогами и рвотой. Отец Валентин нагнулся к больному, исповедал его и, воспользовавшись моментом прекращения рвоты, причастил его. Но лишь он вложил в уста больного Святые Дары, как рвота у больного началась снова. Отец Валентин не растерялся, нагнулся, отыскал лжицею в рвотном извержении частицу Святых Даров, вынул ее, положил в сосуд и тут же на глазах народа с водою сам употребил ее. И после этого отец Валентин остался цел и невредим, в то время как другие, которые так заботливо оберегали себя от всякого сношения с холерными, умирали.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Исаково. Церковь иконы Божией Матери " Знамение " . Знаменская церковь Карта и ближайшие объекты В приходе: с. Исаково, д. Голышевка. Приход известен с XVI в. Каменная церковь построена на средства помещика Ивана Степановича Игнатьева. Дата постройки не установлена. Два престола: главный - в честь иконы " Знамение " Божьей Матери, в трапезной - во имя первоверховных апп. Петра и Павла. Приходы и церкви Тульской епархии. Тула, 1895 , с. 230 ГАТО. Ф. 3. Оп. 17. Д. 362., л. 192, 198 Каменный храм, во имя иконы Знамения Божией Матери, построен около 300 лет тому назад усилиями помещика Ивана Степановича Игнатьева. В 18501852 годах помещица, жена надворного советника Наталья Семеновна Резвая, на собственные средства, произвела капитальный ремонт всего настоящего храма и устроила теплый придел во имя Святых апостолов Петра и Павла. На месте алтаря бывшего храма была построена деревянная часовня, ныне уже не существующая. Сохранился основной объем храма с куполом, световым барабаном, железным основанием главки и крестом; так же сохранились трапезная, алтарь и колокольня без последнего яруса. В советское время помещение храма использовалось под склады, что сопутствовало сохранению храма. В настоящее время доступ в церковь так же закрыт. Окна и двери забиты досками. http://www.venev.ru/hr_rn.html В конце XVI века в Исаково стояла деревянная церковь во имя св.мученика Георгия, позже была построена тоже деревянная церковь во имя св.чудотворца Николая. Судьба этих храмов не известна. В 1626 году на месте бывшего села упоминается пустошь " Малая Исакова у Каменного верху " . Пустошью владели три помещика: Софонов Степан Родионович, Шилов Иван Васильевич, Руднев Микулка Алексеевич. В 1780-х годах всем селом, кроме одного двора, владела " пример майорша " Афимья Исаковна Игнатьева, один двор принадлежал Сафроновым.Знаменская церковь сохранилась, является памятником культуры и искусства. По официальной версии, построена в  середине XVIII веке. Однако, в книге " Приходы и церкви Тульской епархии " (Малицкий П.И., 1895) утверждается, что храм возведен в начале XVIII века. Построен " тщанием " помещика Ивана Степановича Игнатьева. Перестроен помещицей Резвой в 1850-52гг. на " классический лад " .Как правило, переделка подразумевала уничтожение всей выступающей лепнины и карнизов. После того как штукатурка со стен церкви осыпалась стало видно, что окна при переделке были заложены, а наличники сколоты. Первоначально окна церкви повторяли своим видом окна господского дома.Сейчас церковь стоит по среди колхозных ангаров. Внутреннее состояние храма не известно, так как все двери и нижние окна закрыты. Сохранилась кирпичная лестница ведущая на крышу трапезной. В 1858 году священник Знаменской церкви Максим Мещерский сообщал следующие предание:

http://sobory.ru/article/?object=10256

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИЛЛ I [греч. Κριλλος] ( 23.07.1854, мон-рь свт. Ираклидия, Кипр), архиеп. Кипрский (c 10 июля 1849). Племянник этномартира Киприана , архиеп. Кипрского. В 1821-1849 гг. служил при Кипрской архиепископии иеродиаконом, а затем - архимандритом, зарекомендовал себя как разумный и энергичный церковный деятель. Он приобрел большой опыт в адм. и политических делах, в т. ч. участвовал в делегациях, направленных в К-поль в 1835 и 1848 гг. В апр. 1849 г., после смерти архиеп. Иоанникия , были проведены выборы предстоятеля Кипрской Православной Церкви, в к-рых участвовали архиереи и 39 мирян и представителей духовенства. К. был избран архиепископом, но его противники обратились с жалобой к османским властям на то, что число избирателей было ограниченным. Тур. наместник Кипра потребовал проведения новых выборов и получил одобрение великого везира в виде указа. 10 июля 1849 г. в резиденции тур. наместника в Никосии собрались 87 представителей каз (округов) и городов острова. Подавляющее большинство высказалось за утверждение результата предыдущих выборов. 18 окт. 1850 г. К. отправил поздравительное письмо Свящ. Синоду Элладской Православной Церкви в связи с признанием автокефалии этой Поместной Церкви К-польским Патриархатом. В 1850 г. К. добился, чтобы сбор десятины проводился «по султанскому снисхождению» христианами (а не османскими чиновниками) ( Θιλππου. 1975. Σ. 227). В 1853 г. К. предпринял попытку получить разрешение османских властей на возврат церковных владений, проданных эпитропами при его предшественниках, но получил отказ. К. хотел открыть на Кипре семинарию и рассчитывал на поддержку генерального консула России в Бейруте К. М. Базили, к-рый писал, что «Св. Синод обнадеживает разрешением сбора в России в пользу Кипрской Церкви» (Письмо К. М. Базили к А. Н. Муравьеву, 4 июля 1852 г.//РГБ ОР. Ф. 188. Картон 4. Ед. хр. 30. Л. 71-74 об.; изд.: ППС. 2005. Вып. 103. С. 89-91). В 1853 г. К. обратился к директору Богословской школы на о-ве Халки Константину (Типалдосу-Иаковатосу), митр. Ставрупольскому, с просьбой найти среди преподавателей подходящего для руководства семинарией, но тот ответил, что не имеет такой возможности. Тогда К. пригласил возглавить семинарию бывш. директора Патриаршей академии митр. Месемврийского Самуила (киприота по происхождению), но тот отказался, сославшись на преклонный возраст. Из-за преждевременной смерти К. его замысел остался неосуществленным.

http://pravenc.ru/text/1840407.html

Пустынь. Предтеченский скит Нило-Сорской пустыни. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Сорская Нилова пустынь Новгородская еп., в окрестностях Кириллова, при р. Сорке. Начало ее относится к сер. XV в., к тому времени, когда прп. Нилом Сорским был устроен скит с особым уставом. В 1569 царь Иоанн Грозный хотел выстроить в скиту каменную церковь вместо деревянной, но прп. Нил явился ему во сне и запретил нарушать предание скитской нищеты. Есть известие, что и позже воздвигли было каменную церковь, но своды ее обрушились. Целые столетия эта обитель оставалась в своем первобытном виде. В 1764 она была приписана к Кирилло-Белозерскому Успенскому монастырю, в 1798 — к Кириллову-Белову Новоезерскому монастырю, в 1808 — опять к Кирилло-Белозерскому; в 1850 была восстановлена под именем заштатной пустыни. Соборный храм во имя Сретения Господня устроен в 1-й пол. XIX в. Воспоминанием о прежде бывшем ските служил только малый скит в лесу за оградой монастыря с деревянною церковью во имя Иоанна Предтечи, перенесенной из обители прп. Нила при устройстве каменной церкви. Этот новый скит был устроен, по преданию, на том самом месте, где стояла келья прп. Нила. В небольшой церкви этого скита все напоминало древнюю обстановку: в ней было все деревянное, иконы древнего письма. На память о преподобном поддерживалась малая кельица против церкви. Мощи прп. Нила покоились под спудом. В обители хранилась власяница прп. Нила. С.В. Булгаков ...Вернувшись в пустынь, иеромонах Никон устроил неподалеку от самого монастыря (двести метров на юго-запад) скит, где можно было жить в уе­динении и безмолвии. Келию свою он поставил около колодца, ископанного преподобным Нилом Сорским, здесь же был пруд преподобного, и когда-то стояла его келья. В новый скит пере­несли церковь Иоанна Предтечи, сло­женную из остатков древних храмов Сретения и Иоанна Предтечи. Новопостроенную церковь и скит освятили 15 ноября 1852 года, а 16 ноября иеро­монах Никон был облечен в схиму и наречен по своему желанию Нилом — в честь преподобного. Здесь, на месте поселения преподобного Нила, он и остался жить. Незадолго до пострига в схиму, 8 ноября 1850 года, иеромонах Никон отправил на Афон написаннуюим икону Иерусалимской Божией Ма тери. Эта икона до сих пор находится в Покровском храме Пантелеймонова монастыря на Афоне, над святыми вратами; во время молебнов ее тор е­ственно опускают к молящимся. После отправки иконы, как пишет сам иеросхимонах Нил, сбылось его главное желание: по указу Синода, в декабре1850 года Нило-Сорская пустынь бы­ла восстановлена как самостоятельный общежительный монастырь.

http://sobory.ru/article/?object=42352

свящ. Л. Петров Указатель Предлагаемый Указатель мы разделим на две части. В первой укажем сочинения, имеющие предметом своим или все Православное богослужение или некоторые отделы его (по 1856-й год); во второй, по порядку изложенных выше «Записок», укажем места из отдельных сочинений и статьи из журналов, касающиеся того или другого отдела Записок. А Новая Скрижаль архимандрита Вениамина. Дни богослужения Прав. Церкви, протоиерея Григория Дебольского . Письма о богослужении Восточной кафолической церкви Муравьева. О богослужении Православной церкви протоиерея Скворцова. Беседы к прихожанам о св. храме, его принадлежностях и о богослужении Прав. церкви Яковкина. О христианском православном Богослужении и присутствии в церкви во время богослужения, священника П. Солярского . Спб. 1842. Церковная Археология в вопросах и ответах по Новой Скрижали. Спб. 1839. Попечение православной церкви о спасении мира прот. Григория Дебольского . Спб. 1843. Краткое поучение, како подобает стояти в церкви Божией во время Божественной службы. Спб. 1833. Поучение о том же, выбранное из книг духовных. М. 1839. Беседы об отношении церкви к христианам, Амфитеатрова. Киев. 1847. Наставление христианам, как стоять в церкви во время Божией службы, с прибавлениями о древности обрядов и служб. М. 1832–38–39. Поучение, как стоять в церкви во время службы, Мапсветова 1836–1841. Краткое обозрение богослужения Прав. церкви, Дебольского. 1850–1851. Краткое учение о богослужении православной церкви, Богданова. М. 1852 г. Необходимость и важность христианскаго поведения и послушания православной церкви, протоиерея Дебольскоо. Спб. 1849 г. О богослужении православной восточной кафолической церкви. Киев. 1847. 1850. 1854. Слово о том, что такое для прихожан их приходская церковь и, как им должно вести себя в отношении к ней. Христ. Чт. 1835. Август. О богослужении православной церкви. Воскр. Чтение. 1843. 40, 45, 46. 7, 10. Воскр. Чт. 1842. 17, 18, 19, 21, 23. Обязанность родителей приводить детей во храм Божий. Воскр. Чт. 1845. 32.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Michael Prokurat, Alexander Golitzin, Michael D. Peterson Скачать epub pdf VENIAMINOV, INNOCENT (JOHN POPOV) VENIAMINOV, INNOCENT (JOHN POPOV), Metropolitan of Moscow, Alaskan missionary, translator, St. (1798–1879). Born in Siberia, Joh n Popov was educated at the Irkutsk Seminary and awarded a family name made up from that of the newly deceased Bishop Benjamin (i.e., Veniaminov) in recognition of his high academic performance. He arrived as a priest in Alaska (q.v.) in 1824 with his mother, brother, wife, and son; at that time he found that almost the entire Aleut population was baptized. Fr. Joh n Popov-Veniaminov was an extraordinarily multitalented individual who figured in the history of Alaska by scientifically recording flora, fauna, weather, and the tides. He made furniture, built clocks, designed and built churches-including the Mission House and St. Michael’s Cathedral in Sitka. Both preceding and after his episcopal consecration, he was an advocate for indigenous Christianity in Alaska before the Holy Synod, and was the first resident bishop (1840–1858). He developed an Aleut alphabet and translated a catechism and the Gospel of Matthew with the assistance of Ivan Pankov. He was always an active proponent of education and opened a seminary in Sitka for the training of native clergy. In terms of California history, he made a trip to Fort Ross (q.v.) in 1836 and visited some Spanish Missions in the San Francisco Bay area. He communicated with the Franciscans in Latin, and eventually built a few barrel organs for the Missions. He kept a brief diary of his daily duties and travels while visiting California. (See Russian America.) In terms of Russian history, he was made archbishop in 1850 and combined his Alaskan responsibilities with those of Yakutsk in Asia in 1852. In the succeeding years, he worked with Count Nicholas Muraviev for the annexation of the Amur River Basin, which occurred through the Treaty of Argin in 1858. The next year, he paid his last visit to Sitka and installed his new vicar, Bishop Peter (Lysakov). In 1861, after shipwreck, he spent time in Japan with Fr. Nikolai Kasatkin (q.v.). He served as an apostolic inspiration for this priest who would later be canonized the “Enlightener of Japan.” In 1865 Veniaminov was appointed to the Holy Synod of Russia.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-a-to...

Агапит, епископ Томский и Енисейский (Вознесенский Семен Саввич) Родился в 1793 году в семье священника в Калужской губернии. В 1815 году, по окончании курса Калужской духовной семинарии, поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1819 году окончил академию со степенью кандидата богословия и был определен профессором Полтавской духовной семинарии. 14 сентября 1821 года пострижен в монашество и 9 октября рукоположен во иеромонаха. С 1 сентября 1823 года – инспектор Полтавской духовной семинарии. С 21 января 1826 года – ректор Тульской духовной семинарии. С 11 апреля 1826 года – архимандрит Белевского Спасо-Преображенского монастыря. С 27 февраля 1829 года – ректор Астраханской духовной семинарии и настоятель Астраханского Спасо-Преображенского монастыря. С 22 сентября 1831 года – ректор Тамбовской духовной семинарии. 29 апреля 1832 года переведен в Черниговскую духовную семинарию. 12 августа 1834 года хиротонисан во епископа Томского. 10 июня 1841 года уволен на покой в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь с правом управления им и назначен членом Московской синодальной конторы. 2 марта 1850 года переведен в Московский Новоспасский монастырь, а 30 июня 1852 года – в Донской монастырь. Скончался 1 января 1854 года. Строгий монах в личной жизни, он не способен был угождать людям и потворствовать слабостям. Митрополит Московский Филарет, рукополагавший его во епископа, уважал в нем человека благочестивой жизни и всегда оказывал ему поддержку, особенно в трудных обстоятельствах жизни, например когда в епархии невзлюбили строгого к себе и другим архипастыря и на него стали поступать жалобы в Святейший Синод. Под влиянием святителя Филарета, обер-прокурор Святейшего Синода граф Н. А. Протасов поручил епископу Камчатскому Иннокентию (Вениаминову) , при поездке его через Сибирь в свою епархию, собрать и доставить сведения о причине жалоб на Агапита. Преосвященный Иннокентий между прочим сообщал: «Агапит обращался со мною по-братски. Он есть ревнитель совершенной правды и законов, в особенности христианского. Он, несмотря ни на какие обстоятельства и отношения, от всех требует точного исполнения своих обязанностей. Он требовал от всех вступающих в брак знания заповедей и пр. Это почли и почитают притеснением».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010