Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Маркелл (Попель), еп. Полоцкий и Витебский. Фотография. Ок. 1900 г. (Попель Маркелл Онуфриевич; 29.12.1825, с. Медуха Бережанского окр., Австро-Венгрия (ныне Галичский р-н Ивано-Франковской обл., Украина) - 29.09.1903, С.-Петербург), еп. Полоцкий и Витебский. Род. в дворянской семье греко-католиков. Был женат на Клименте Федоровне (урожд. Еловецкая; 1864), имел 2 сыновей. Окончил униатскую классическую гимназию при Бучачском василианском мон-ре. Получил полное богословское образование (обучался во Львовском, затем в Венском ун-тах). Также закончил 8-й класс философских наук в Черновицком ун-те. Во Львове под влиянием преподавателя свящ. Павла Леонтовича написал свои первые театральные пьесы и драмы. В 1849-1850 гг. работал учителем естественных наук во Львове. 20 дек. 1850 г. Попель был рукоположен во иерея, в 1850-1851 гг. служил в Бучаче, в 1850/51-1859 гг.- в Тарнополе (ныне Тернополь). С 1852 г. занимал должность законоучителя в Тарнопольской гимназии, с 1859 г. был учителем укр. языка во Львовской академической гимназии. В тот период Попель принимал деятельное участие в светской литературной жизни. Печатался в русской львовской газ. «Зоря Галицкая», в частности, в 1853 г. опубликовал трагедию «Немира» (перевод с нем. языка произведения неизвестного автора) и исследование о певце Бояне, персонаже «Слова о полку Игореве». Тексты Попеля печатались и в газете галицких русинов «Вестник», издававшейся в Вене. С янв. 1861 г. движение галицких русинов при поддержке основателя «русофильского» движения в Галиции М. Качковского стало издавать газ. «Слово» (Львов), редакторами к-рой были известные прорус. деятели Б. М. Дедицкий и В. М. Площанский. В этой газете Попель публиковал статьи в поддержку делатинизации униатских обрядов, при этом ссылался на незыблемость постановлений т. н. Замойского Собора униат. Церкви (1720), проходившего в г. Замостье (ныне Замосць, Польша). В результате униат. Львовский митр. Григорий Яхимович в 1862 г. создал комиссию по очищению униат. обрядов от лат. элементов. Членом комиссии стал и Попель. В 1862-1863 гг. Попель издавал учебники (гл. обр. переводные с латыни, с нек-рыми изменениями и дополнениями самого переводчика, в частности, с обоснованием необходимости делатинизации униат. богослужения) на средства об-ва «Галицко-русская матица» в типографии Ставропигийского ин-та во Львове. Однако учебники Попеля не пользовались спросом, общество оказалось в больших долгах. В 1864-1865 гг. Попель издавал во Львове независимую «церковно-литературную» газ. «Heдiля».

http://pravenc.ru/text/2562314.html

Филипп Шафф (протестант) Глава XI. Богословие Апостольской Церкви § 66. Литература I. Труды по богословию Нового Завета в целом. August Neander (ум. 1850): Geschichte der Pflanzung und Leitung der christl. Kirche durch die Apostel. Hamburg, 1832; 4 th ed., 1847, 2 vols, (во 2–м т.). Англ. перевод: J.A.Ryland, Edinb., 1842. Исправленное издание: Е. G. Robinson, New York, 1865. Неандер и Шмид первыми взялись за исторический анализ различных типов апостольского учения (Иакова, Петра, Павла, Иоанна). Sam. Lutz: Biblische Dogmatik, herausgeg. von R. Rüetschi. Pforzheim, 1847. Christ. Friedr. Schmid (независимый единомышленник Неандера, ум. 1852): Biblische Theologie des Neuen Testaments. Ed. by Weizsäcker. Stuttg., 1853, 2 d ed. 1859, 2 vols. Англ. перевод: G. H. Venables, Edinb., 1870 (сильно сокращен). Edward Reuss (проф. в Страсбурге): Histoire de la theologie chretienne au siede apostolique. Strassb., 1852. 3 d ed., Paris, 1864. 2 vols. Англ. перевод: Annie Harwood, London, 1872, 2 vols (сделан на основе третьего французского издания). Lutterbeck (либеральный католик): Die N. T.liehen Lehrbegriffe, oder Untersuchungen über das Zeitalter der Religionswende. Mainz, 1852, 2 vols. G. L. Hahn: Die Theologie des Neuen Testaments. Bd. I. Leipzig, 1854. H. Messner: Die Lehre der Apostel. Leipz., 1856. Автор идет тем же путем, что и Неандер. Р. Chr. Baur (ум. 1860): Vorlesungen über neutestamentliche Theologie. Leipz., 1864. Издана после смерти автора его сыном. Подводит итог смелым критическим теориям основателя тюбингенской школы. Самый важный раздел – глава о богословской системе Павла. W. Beyschlag: Die Christologie des Neuen Testaments. Berlin, 1866 (260 c). Thomas Dehaney Bernard: Progress of Doctrine in the New Testament. London and Boston, 1867. (Лекции, прочитанные по приглашению Бэмптоновского фонда.) Н. Ewald: Die Lehre der Bibel von Gott oder die Theologie des alten und neuen Bundes. Leipzig, 1871 – 1676, 4 vols. (В отношении Ветхого Завета более интересен, чем в отношении Нового.)

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Святогорец (С.А. Веснин) Святогорец (Веснин Семен Авдиевич), в монашестве Серафим, Сергий (1814–1853) – поэт, религиозный публицист, автор путевых заметок. Сын дьячка. По окончании Вятской духовной семинарии (1828–1834) стал священником. В 1836 году, после смерти жены и дочери, отправился в странничество по святым местам. Посетил Соловецкий монастырь, святыни Киева и Москвы. В 1839 году в Вятке постригся в монахи с именем Сергия. В 1843–1845 годах совершил паломничество на Афон и в Палестину. В Пантелеймоновском монастыре на Афоне принял схиму с именем Сергия. В 1845 году в журнале «Маяк» были опубликованы его путевые заметки. В 1850 году вышла его книга «Письма Святогорца к друзьям своим о Св. горе Афонской, и стихотворения его», получившая широкий резонанс и за несколько лет выдержавшая четыре издания. Юный поэт-семинарист Николай Добролюбов запишет в 1852 году в своем дневнике: «Превосходная книга. Так просто, искренно, чистосердечно, наивно, но вместе с тем умно и благородно рассказывает Святогорец». Эти же черты ценили в паломнических письмах Святогорца и другие почитатели, среди которых был Н.В. Гоголь. Истории их взаимоотношений посвящена статья Владимира Воропаева, опубликованная в журнале «Православный паломник» (2007, 1): «Гоголь познакомился со Святогорцем, по всей видимости, в конце 1849 или начале 1850 года в Москве. В середине декабря 1849 года Святогорец выехал из Вятки в Петербург, чтобы самому следить за изданием второй части своих писем, и вскоре прибыл в Москву. В конце апреля 1850 года, в письме, адресованном, по всей вероятности, иеромонаху Антонию (Бочкову), который тоже был духовным писателем, он вспоминает об одном литературном вечере: »...тут же мой лучший друг, прекрасный по сердцу и чувствам Николай Васильевич Гоголь, один из лучших литераторов. Суждения были о моем пере: все единогласно отдают честь моим талантам... Я в особенно близких отношениях здесь с графом Толстым, у которого принят как домашний... Граф Толстой прекрасного сердца и очень прост.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

БЕЛЛЮСТИН, Белюстин Иван Степанович [ок. 1820, Новгород – 2(14).6.1890, Калязин Тверской губ.], публицист. По окончании Новгородской (по др. сведениям – Тверской) сем.– сел. священник; с нач. 40-х гг. служил в гор. соборе г. Калязина. Хорошо образованный (в частности, самостоятельно овладел франц. и англ. языками), Б. мечтал о лит. деятельности. Однако митрополит Филарет, к-рому, рассчитывая на его ученость, Б. в 1850 передал свое соч. «Наука и религия», назвал его мысли «мудрованиями» и отказал в переводе в Москву, что оставило горький след в душе Б. (см.: Барсуков, XII, 247) и, по-видимому, способствовало формированию его оп-позиц. настроений. С 1852 Б. опубл. в ж. «Москвитянин» (гл. обр. б. п.) неск. психол. и ист. очерков («Из наблюдений над умирающими» – 1852, No 20; «Разбойники прошедших веков» – 1853, No 18, и др.); М. П. Погодин, с к-рым его сблизила страсть к собиранию ист. мат-лов, расплачивался с многодетным Б. подпиской на свой ж-л. В 1858 один из друзей Погодина издал в Лейпциге без согласия Б. (см.: Погодин М. П., Объяснение.– PB, 1859, май, кн. I; Барсуков, XV, 115–30) и без имени автора его кн. «Описание сельского духовенства» – страстное публицистич. произв., где Б. нарисовал картину глубокого социального унижения и бедности осн. массы рус. духовенства, с яростным негодованием обрушившись на церк. элиту, в к-рой он видел гл. виновника такого положения. Несмотря на запрещение к ввозу в Россию, «эта громкая книга... написанная... не чернилами, а кровью», получила распространение: «все интеллигентные люди... постарались е е достать... или прочитать...» ( Певницкий В. Г., Записки...– PC, 1905, No 9, с. 542–43). Обер-прокурор Синода гр. А. П. Толстой назвал Б. «духовным Щедриным» (ЛН, т. 63, с. 198; др. отклики – Никитенко, ук.; ЛН, т. 63, ук.). Задаче нейтрализовать влияние книги (вскоре перевод на франц. и нем. языки) служили тенденциозная брошюра ( А. Н. Муравьёва ) «Мысли светского человека о книге Описание сел. духовенства» (СПб., 1859), в к-рой Б. обвинялся в клевете на рус. церковь , и составл. бывш. цензором Н. В. Елагиным сб. «Рус. духовенство» (Б., 1859), в свою очередь подвергнутые резкой критике Н. А. Добролюбовым (рец. на «Мысли...» и ст. «Заграничные прения о положении рус. духовенства»). По сообщению «Колокола» (1859:15 апр.), Б. «чуть было не сослали на каторгу», и только заступничество одного из членов царской фамилии помешало этому. В дальнейшем церк. начальство дважды, в 1861 и 1875, отклоняло ходатайство прихожан о назначении Б. настоятелем собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Афонский Пантелеимонов монастырь в кон. XIX в. глазами русских паломников Афонский Пантелеимонов монастырь в кон. XIX в. глазами русских паломников     Все многообразие паломнической литературы второй половины XIX – начала XX столетий, в которой описывается Русский на Афоне Пантелеимонов монастырь, условно можно отнести к двум периодам: с конца 1850-х до середины 1870-х годов – когда монастырь развивается при наличии двуединого греческо-русского братства – и с начала 1880-х до начала XX века – когда обитель сделалась преимущественно русской. Несмотря на значительный наплыв паломников в первый период (до русско-турецкой войны 1877–1878 годов) – паломнических описаний Афона публикуется сравнительно немного, во всяком случае намного меньше, чем за последующий период. После войны увеличился не только поток паломников, но и количество туристов, приезжавших на Афон ради любознательности. Все это создавало довольно пестрый и порой квази-субъективный образ Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне. В настоящее время мы располагаем огромным количеством описаний Святой Горы. Из более чем 900 библиографических ссылок, касающихся Афона, которые собрал архимандрит Иннокентий (Просвирнин), примерно половина относятся к интересующему нас периоду и более 200 имеют отношение к Руссику . Но составить какое-то единое представление о том, как воспринимали монастырь паломники, или, вернее, попытаться понять – чем был этот монастырь для посещавших его людей, можно не прибегая к цитированию всех этих заметок. В середине XIX века монастырь решил завести у себя «Памятную книгу», чтобы образованные посетители могли записывать туда свои впечатления о пребывании в обители. Она дает прекрасный срез для того, чтобы увидеть Руссик глазами его посетителей.     Оригинал книги представляет из себя три фолианта в переплете. Наиболее полной и возможно наиболее интересной является первая книга, охватывающая период с 1852 по 1899 год . На первом же листе находится выразительное обращение к читателю и к будущим авторам записей: «В Книге сей обозначаются имена случайных путешественников... Поводом к такой записи и целию служит то, чтоб отметки современников могли доставить потомству утешение и сладкие воспоминания о нашем мирном, славном и счастливом времени под державою и мудрым правлением нашего Батюшки-Царя Николая Павловича, самодержца Всероссийского. Пройдут годы и веки, но не замрет память о них в потомстве, когда события их внесутся на светлые скрижали Истории современным пером! 1852 года июля 23 дня». Предисловию предшествует эпиграф, взятый из Книги премудрости Иисуса, сына Сирахова: «Пецыся о имени.... Доброе имя во веки пребывает. (41 гл., ст. 15)». Уместно поставить вопрос: о чьем имени идет речь? Правильным ответом, как кажется, будет – об имени Русского монастыря св. Пантелеимона.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=260...

Первое, что видит путешественник, въезжающий в Петрозаводск с юга, – это Крестовоздвиженский собор на Зареке. С самых давних времен здесь существовало кладбище по названию Троицкой церкви, построенной в 1783 г. В XIX в. Зарецкое Троицкое кладбище было своеобразной границей города – никакого жилья за ним уже не было, только огороды и покосы. Среди частокола деревянных и редких чугунных крестов возвышались две маленькие деревянные церкви, в подклете которых даже к июлю не успевал растаять зимний лед. Поскольку в Карелии зимы долгие и холодные, на месте старинной деревянной кладбищенской Крестовоздвиженской церкви решили построить каменную. Но в бедной Олонецкой епархии строить ее было не на что, а горное правление только что закончило возведение заводского Александро-Невского храма. И все-таки 16 июля 1848 г. на месте старого Крестовоздвиженского храма заложили новую церковь, которую строили 4 года. 14 июля 1850 г. храм увенчали крестом, а в ноября 1852 г. строительство было окончено. Сооруженную церковь величали красой города. Ведь тогда каменный храм в городе был только один – Александро-Невский. Более половины требуемой суммы (16 тыс. рублей серебром) на сооружение новой каменной церкви пожертвовал петрозаводский купец первой гильдии Марк Пименов. 29 декабря (по ст. ст.) 1852 г. Высокопреосвященнейший Аркадий, архиепископ Олонецкий, освятил храм. В 1857 г. усердием бывшего церковного старосты и купца Петра Аврамова (1824 -1875 г.г.) в Крестовоздвиженском храме был устроен второй престол, а также два каменных помещения – для хранения архива и ризного имущества. В 1896 г. при Крестовоздвиженской церкви была открыта церковно-приходская школа для детей зарецкого квартала. Сначала своего помещения у школы не было и она располагалась в Назарьевском братском доме специально на Соборной площади для народных чтений. В церковно-приходской школе обучалось 99 человек. Когда в 1898 г. церковный совет принял решение построить при храме школьное здание, в газеты Санкт-Петербурга было подано объявление о сборе средств. Сто рублей, а по тем временам это была достаточно значительная сумма, пожертвовал на строительство приходской школы отец Иоанн Кронштадтский. Очевидной была и молитвенная помощь известного в России пастыря о духовном просвещении края. Под алтарем Крестовоздвиженского собора похоронен архиепископ Олонецкий Венедикт, который благословлял строительство храма, но ушел из жизни, не дождавшись его завершения. В Крестовоздвиженском храме мы можем почтить память великого сына России – Константина Ивановича Арсеньева – ученого, педагога, одного из воспитателей (с 1828 по 1837 г.г.) наследника престола, будущего императора Александра II. Здесь тайный советник К.И. Арсеньев был похоронен 29 ноября (по ст. ст.) 1865 г. (слева, у кануна).

http://sobory.ru/article/?object=01168

Приложения к пятой части собственноручных записок Иосифа, Митрополита Литовского 1. Список с предложения в Литовскую консисторию, от 8 февраля 1852 года за 472, о преобразовании по Высочайшему повелению управления воспитательного в Вильне дома «Иисус Младенец» На указе Святейшего Синода, от 30 января за 262, с объявлением Высочайшего в 12-й день января состоявшегося повеления, о преобразовании управления Виленского воспитательного дома «Иисус Младенец»: 1) чтобы в Виленском попечительном совете всегда присутствовал член из местного Православного духовенства по назначению епархиального преосвященного; 2) чтобы попечитель, смотритель и учитель тамошнего воспитательного дома под названием «Иисус Младенец» были непременно Православного исповедания; 3) чтобы в училище сего заведения помещаемы были дети как Православного, так и Римско-католического исповедания, соразмерно количеству призреваемых в оном детей того и другого исповедания; 4) устроить в заведении Православную церковь , на что отпустить 500 рублей серебром из Виленского приказа Общественного Призрения; и 5) объявить Римско-католическим монахиням, имеющим ближайший за питомцами надзор, чтобы они воздерживались от вредных внушений детям Православным, а начальству заведения поручить иметь за сим наблюдение, и в противном случае немедленно представить об удалении из оного монахинь, – причём Святейший Синод присовокупляет, чтобы донесено ему было о последующих распоряжениях; – собственною его высокопреосвященства рукою записано: Для присутствования в Виленском Попечительном Совете назначаю я кафедрального протоиерея Виктора Гомолицкого и предлагаю консистории сделать о сем надлежащее распоряжение. При сем препровождаю в списках рапорт мой Святейшему Синоду от нынешнего числа и отношение к местному губернатору. Дальнейшие распоряжения будут сделаны за получением ответа г-на губернатора. 2. Список с предложения в Литовскую консисторию, от 25 мая 1852 года за 1915, о собрании сведений насчёт богослужебных книг прежних Униатских типографий, находящихся ещё при церквах

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Ящины. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Село Ящины, от Твери 140 верст, от Вышнего Волочка 12 верст. Церковь Никольская, построена в 1850 году, деревянная, престол один Святителя Николая. Церковные документы: опись 1852 года, метрики с 1852 года, исповедальные с 1840 года, план на землю. В 1901 году служили: Священник Алексей Георгиевич Малеин 26-ти лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1895 года, священником с 1897 года, состоял законоучителем церковно-приходской школы. Диакон Петр Арсеньевич Сербский 33-х лет, в служении с 1885 года, диаконом с 1897 года, состоял учителем пения в церковно-приходской школе. Псаломщик Петр Тимофеевич Синев 57-ми лет, в должности с 1865 года. Церковный староста крестьянин Ксенофонт Кондратьев, в должности с 1899 года. Прихожан в селе Ящинах, в деревнях: Шепелькине, Сысоеве, Вадоножке, Нивке, Джгулеве, Грядах, Гудобине, Василеве, Подсосонье, Старом, Гудобинке, Рогу, Никольской, Речьке, Зашишевье, Филине - 281 двор (847 мужчин, 955 женщин). В 1915 году служили: Священник Михаил Шевелев 30-ти лет, из 5-го класса семинарии, на службе 8 лет, в Никольском храме 5 лет. Штатный диакон Александр Воскресенский 44-х лет, на службе 21 год, в Никольском храме 3 года. Исполняющий должность псаломщика Евгений Шеметов 20-ти лет, на службе 2 года. Прихожан в деревнях: Шепелькино, Вадоножье, Ожгулево, Нивка, Гряды, Гудобино 1-е, Василево, Подсосонье, Старое, Гудобино 2-е, Рог, Никольское, Речка, Зашишевье, Филино - 713 мужчин, 817 женщин; старообрядцев - 6 мужчин, 5 женщин. К сей церкви приписана Тихвинская церковь (в 6 верстах), деревянная, построена в 1873 году, престол один Тихвинской Божией Матери. В приходе села Ящин находилось три часовни: 1) в деревне Старом, Святого Великомученика Димитрия Солунского, построена издавна, деревянная; 2) в деревне Филине, Успения Божией Матери, построена издавна, деревянная; 3) в деревне Зашишевье, Преображения Господня, построена издавна, деревянная.

http://sobory.ru/article/?object=50498

А.Н. Надеждин Должностные лица Ректоры 1) Феогност Лебедев (тверск. сем.), магистр спб. академии 1827 г., бакалавр моск. акад. сначала по церк. словесности, потом по нравственному богословию; пострижен в монашество в 1832 г. а в 1833 г. определен ректором вологодской сем. с настоятельством в Толгском ярославском монастыре. В июне 1841 г. перемещен в спб. семинарию. В сент. 1842 г. уволен, по прошению, от профессорства и оставлен только ректором, на полном ректорском окладе, с поручением его особому надзору богословского класса, и чтоб удобнее мог иметь «бдительный надзор за семинарией и подведомственными ей низшими училищами». Бывши членом конференции спб. академии, с янв. 1842 г. состоял членом комитета для рассмотрения конспектов преподаваемых в семинарии наук. В мае 1848 г. посвящен в епископа острогожского, викария воронежской епархии. В 1852 г. епископ вологодский, в 1856 г. тобольский. Скончался архиепископом псковским в 1869 г. 2) Христофор Эммаусский (твер. сем.), кандидат спб. акад. 1819 г., был учителем в киевской и орловской семинариях, затем приходским священником орл. епархии. Овдовев в звании протоиерея, принял монашество в 1833 г., был настоятелем Троицкого Оптина монастыря и вскоре Комиссией дух. уч. назначен в ректоры волынской сем. с настоятельством в Загаецком Иоанна Милостивого заштатном монастыре. В 1848 г. был вызван в Спб. на должность чередного архимандрита и в июне определен ректором спб. семинарии, получив в 1849 г. в управление Новоторжский Борисоглебский монастырь. В том же году ездил ревизором в новгородскую семинарию. С 1850 г. епископ ревельский, викарий спб. епархии. В 1856 г. епископ вологодский, а в 1860 г. – вятский, но в том же году, по прошению, уволен в Спасо-Суморин монастырь, с управлением им. † 1872 г. 3) Иоанникий Горский (яросл. сем.), магистр спб. акад. 1837 г., профессор нижег. сем., инспектор и профессор богословия в киевской семин., потом академии, исправлял должность ректора киевской акад. и в 1846 г. сделан ректором ярославской сем. и архимандритом второклассного монастыря. В апр. 1850 г. перемещен в спб. сем. В янв. 1855 г. викарий старорусский, в 1856 г. епископ саратовский, в 1860 г. архиепископ варшавский; скончался херсонским архиепископом в 1877 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИН (Капустин Андрей Иванович, 12.08.1817, с. Батурино Шадринского у. Пермской губ.- 24.03.1894, Иерусалим), архим., ученый-византинист, церковный деятель, с именем к-рого связан период расцвета деятельности Русской духовной миссии на Св. земле. Родители, свящ. Иоанн Леонтьевич Капустин и Мария Григорьевна Варлакова, происходили из семей священников. Андрей Капустин получил образование в Далматовском ДУ и Пермской, а затем Екатеринославской ДС, в 1839-1843 гг. учился в КДА, по окончании к-рой удостоен степени магистра богословия (1844), оставлен преподавать нем. и греч. языки, в окт. 1845 г. стал бакалавром академии. 7 нояб. того же года пострижен в монахи с именем А. митр. Киевским Филаретом (Амфитеатровым). С 1846 г. занимал различные адм. должности в КДА, преподавал на кафедрах нравственного богословия (1846), библейской герменевтики и обличительного (сравнительного) богословия (1847). Наряду с этим по поручению академии в 1845-1850 гг. занимался исправлением рус. перевода гомилий свт. Иоанна Златоуста, писал статьи и проповеди. 15 мая 1850 г. А. был назначен настоятелем церкви при рус. посольстве в Афинах. Одним из важнейших его дел стало восстановление находившейся в руинах древней афинской ц. Ликодиму (св. Никодима, нач. XI в.), начатое в дек. 1851 на деньги рус. правительства и завершенное в 1855 г. После восстановления этот храм, освященный во имя Св. Троицы, был передан России и стал рус. посольской церковью. Все строительные работы, роспись храма, а также предшествовавшие восстановлению церкви археологические раскопки велись под рук. А., к-рый в награду за труды 5 апр. 1853 г. Святейшим Синодом РПЦ был возведен в сан архимандрита (чин совершил митр. Аттикийский Неофит). В то же время им были собраны, изучены и позднее опубликованы более 200 христ. надписей Афин VI-XII вв. (О древних христианских надписях в Афинах. СПб., 1874). Во время своего пребывания в Греции А. начал описывать древние рукописи, совершил поездки в Рим (1852), Иерусалим и Египет (1857), получив возможность познакомиться с различными рукописными собраниями. В 1859 г. он предпринял первое путешествие на Афон, где посвятил много времени исследованию древних рукописей и книг, а также составлению описаний неск. монастырских книжных хранилищ. В это время он познакомился с архим. Порфирием (Успенским) , с к-рым вел впосл. переписку.

http://pravenc.ru/text/114026.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010