Молоково. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью С. Молоково, от Твери 160 верст, от Бежецка 40 верст. Церковь Троицкая, построена в 1821 году, распространена в 1882 году, каменная, престола три: в холодной Святой Троицы, в теплой: правый Преподобного Сергия Радонежского, левый Рождества Христова. Церковные документы: опись 1849 г., метрики с 1793 года, исповедальные с 1823 года, план на землю. В 1901 году служили: Священник Михаил Андреевич Покровский 29-ти лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1893 года, священником с 1900 года. Диакон Геннадий Иоаннович Монфановский 37-ми лет, диаконом с 1888 года, состоял учителем церковно-приходской школы. Псаломщик Михаил Иванович Сабинин 32-х лет, в должности с 1897 года. Прихожан Бежецкого уезда: в селе Молокове, в деревнях: Шатееве, Господинкове, Лутовинине, Павловском, Родичеве, Порожкове, Кудрине, Весьегонского уезда: Шелепулеве, Покрове - 348 дворов (1391 мужчина, 1592 женщины). В приходе сей церкви находилось 4 часовни: 1) в д. Лутовинине, Преподобного Симеона Столпника, возобновлена в 1847 году, деревянная, 2) в д. Павловском, Святого Пророка Илии, возобновлена в 1867 году, деревянная, 3) в д. Родичеве, Александра Невского, деревянная, 4) в д. Поронскове, Святого Великомученига Георгия, возобновлена в 1859 году. В 1914 году служили: Священник Павел Серговский 31-го года, окончил семинарию, на службе 7 лет, в Троицком храме 2 года. Штатный диакон Леонид Неклюков 38-ти лет, на службе 14 лет, в Троицком храме 2 года. Псаломщик-диакон Сергий Ушаков 43-х лет, на службе 16 лет, в Троицком храме 11 лет. Прихожан в деревнях: Господинкове, Лутовинино, Кудрино, Шатеево, Равловско, Родичево, Пирожково, Шелепулево, Покров - 1608 мужчин, 1752 женщины. В настоящее время флигель Молоковской ЦРБ, ул. Ленина, д. 3. По материалам изданий Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901. Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1915. Кирпичная трёхпрестольная церковь, построена вместо прежней, расширялась в 1882. Тёплые приделы: Сергиевский (прав.) и Христорождественский (лев.). Основной объём: одноглавая ротонда под массивным куполом на четверике с портиками на южном и северном фасадах; трапезная в одной связи с трёхъярусной колокольней (не сохр.). Закрыта в 1936, сломана колокольня и завершения, перестроена. С 1938 в здании размещается молоковская больница. Кладбище при церкви ликвидировано и застроено. До сер. XVIII в. село принадлежало Троице-Сергиевой Лавре. Добровольский И. Тверской Епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901, с. 118 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=24452

В сент. 1901 г. по инициативе игум. Клеопатры в обители была открыта церковноприходская школа с бесплатным обучением девочек из бедного сословия. Преподавались все предметы, предусмотренные общими программами. Ученицам давались и навыки к.-н. ремесла. 2 нояб. 1917 г. школа перешла в ведение Киевского городского общественного правления. Настоятельницы и сестры Первой начальницей общины стала прибывшая из новгородского Десятинного в честь Рождества Пресв. Богородицы монастыря рясофорная послушница Евпраксия (Лебедева; 1837-1915). 1 апр. 1878 г. она приняла постриг с именем Евфалия, 10 апр. 1878 г. утверждена Киевской духовной консисторией, 8 мая 1886 г. Киевским митр. Платоном (Городецким) возведена в сан игумении, 9 апр. 1891 г. награждена наперсным крестом. С авг. 1878 г. ее ближайшей помощницей являлась бывш. насельница вышневолоцкого в честь Казанской иконы Божией Матери жен. мон-ря казначея Мария Ивановна Иванова, 9 июня 1884 г. постриженная в монашество с именем Исидора. К нач. 80-х гг. XIX в. из Десятинного мон-ря в Киев переехали еще неск. сестер, в т. ч. позже принявшие в К. м. монашеский постриг Евстолия (Чмырева) и Евпраксия (Саврасова), а также Агния Пономарёва, впосл. игум. Клеопатра, настоятельница К. м. В 1878 г. в обители проживало ок. 20 чел., в 1882 г.- ок. 70, к кон. 80-х гг. XIX в.- ок. 100, в т. ч. 4 монахини и 11 послушниц. В авг. 1887 г. 5 штатных послушниц подали игум. Евфалии прошения о пострижении в монашество. 15 сент. Киевская духовная консистория рассмотрела рапорт начальницы, но, учитывая, что уставом подобных общин Российской империи не предусматривался монашеский постриг, запросила разрешение Святейшего Синода по данному вопросу. После того как 22 дек. 1887 г. Синод отказал игум. Евфалии в постриге сестер, она безуспешно пыталась инициировать преобразование общины в общежительный мон-рь. В дек. 1891 г. игум. Евфалия была переведена в лебедянский во имя свт. Николая Чудотворца монастырь Чигиринского у. Киевской губ., и 31 янв. 1892 г. обитель возглавила мон. Клеопатра (Пономарёва; 1849-1913). Впосл. обе настоятельницы неоднократно встречались и переписывались. 28 нояб. 1900 г. мон. Клеопатра подала в Синод прошение о придании Введенской общине статуса мон-ря. Решением Синода от 30 апр. 1901 г. община была преобразована в общежительный нештатный жен. мон-рь. 27 мая в К. м. состоялись торжества по случаю получения обителью монастырского статуса, к-рые возглавил митр. Киевский Феогност (Лебедев) . 29 мая 1901 г. Киевский митрополит возвел мон. Клеопатру в сан игумении. К 1913 г. в К. м. проживало 107 сестер, в т. ч. игумения, 17 монахинь и 79 послушниц. 9 нояб. 1913 г. К. м. возглавила постриженица Введенской общины игум. Феофания (Шишова; † 1926), а казначеей вскоре стала мон. Евфрасия (Ткаченкова). В 1918 г. в обители подвизалось 137 насельниц, в т. ч. схимонахиня и 35 монахинь.

http://pravenc.ru/text/1684547.html

См.: Кириков А. К. К. Гинтер (1849–1901). (Некролог).//ОГВ, 1901. 116. С. 2. 27 Дав Петр Кириллович; (1872 – 3 мая 1903). Окончил Рижскую ДС (1893) и С.-Петербургскую ДА (1897), к. б. С 1897 – псаломщик в Гельсинфорсе, с 20 октября 1898 – законоучитель гимназии Аренсбурге, 2 февраля 1899 рукоположен во священника, с 1 июня 1900 – второй священник Троице-Задвинской церкви Риги. Первый редактор и издатель журнала «Rigas garigais Wehstnesis». См.: Арент Л., священник. † Священник Петр Кириллович Дав.//Рижские епархиальные ведомости. 1903. 11. С. 506–510; Церковный вестник. 1903. 25. Ст. 794–795. 62 Давид, царь; 327, 328 Давлеканов Фатихутдин Хасанович – имам-хатыб мечети в Петрограде. 156 Даманский В. – священник, председатель Педагогического совета Петрозаводской женской учительской семинарии. 166, 167 Даманский Петр Степанович; (1859 – 28 декабря 1916). Окончил Олонецкую ДС (1881) и С.-Петербургскую ДА (1886), к. б. С 13 ноября 1886 служил чиновником канцелярии Св. Синода, с 3 декабря 1886 – в канцелярии обер-прокурора Св. Синода сверх штата; с 18 августа 1889 – экзекутор Св. Синода и смотритель синодальных зданий; с 9 апреля 1894 – чиновник особых поручений, одновременно – с 31 мая по 9 июня 1895 – сверхштатный член Училищного Совета при Св. Синоде; с 20 июня 1901 – управляющий контролем при Св. Синоде; с 10 декабря 1909 – директор Хозяйственного управления Св. Синода; 7–26 декабря 1912 утвержден в звании почетного члена Училищного Совета при Св. Синоде. С 25 мая 1915 – сенатор. С 1 января 1912 – товарищ обер-прокурора Св. Синода, уволен 10 августа 1915, с оставлением сенатором. См.: Новые назначения в Святейшем Синоде.//Прибавления к Церковным ведомостям. 1912. 1. С. 23–26; Новое время. 1916. 14662. Дамиана (Соболева Валентина Владимировна); (3 июля 1872 – июнь 1927). Окончила Коломенскую гимназию в Петербурге (1889) и Женский Медицинский институт (1904), с 1905 работала в нем старшим ассистентом кафедры общей химии. Окончила Петроградский Богословский институт (1923). 4 января 1924 пострижена в монашество с именем Дамиана. Советом Высших Богословских курсов в Ленинграде в 1926/27 учебном году ей было присвоена степень кандидата богословия за сочинение «Сотериология св. Кирилла Александрийского ».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Туркестанская епархия Мужские: Иссык-Кульский Св.-Троицкий , миссионерский, общ., на северном бер. оз. Иссык-Куля, в 12 в. от с. Преображенского, в 71 в. от уез. гор. Пржевальска, в Семиреченской области. Учрежден в 1882 г.; открыт в 1886 г.; в 1889 г. он был разрушен землетрясением и возобновлен в 1895 г. Женские: Иверско-Серафимовский , общ., в г. Верном, учрежденный в 1911 г. из женской общины, основанной в 1908 г. Свято-Николаевский , общ., при с. Успенском, в 5 в. от г. Ташкента, в местности аула Карабат, Ниязбекской волости. Учрежден в 1901 г. из женской общины, основанной в 1894 г. Уфимская епархия Мужские: Алексиевский , в честь св. Алексия, человека Божия, общ., близ г. Стерлитамака. Учрежден в 1904 г. Богородице-Одигитриевский Чувашский , общ., близ дер. Бугабаш, Белебеевского у. Учрежден в 1901 г. Владимирский , общ., близ деревень Старо-Угузевой и Криуш, Бирского у. Учрежден в 1904 г. из мужской во имя Владимирской иконы Божией Матери общины, основанной в 1902 г. в Больше-Сакинской даче, Бирского у. Воскресенский , единоверческий, 3 кл., при речке Устрюме, близ Кусинского завода, в 58 в. от г. Златоуста. Основан в 1849 г. игуменом Иоанном (в мире Василий Гордеев), состоявшим до того времени в расколе и принявшим единоверие. Камско-Березовский Богородицкий , миссионерский, общ., близ с. Николо-Березовки, на лев. бер. р. Камы, в Бирском у. Учрежден в 1901 г. из Березовского Камского подворья Успенского мон. При нем двухклассная миссионерская школа для приготовления учителей из черемис в черемисские школы грамоты; все черемисы школьники на полном монастырском содержании. Успенский , 3 кл., в 2 в. от г. Уфы. Существовал в царствование Михаила Феодоровича; в 1764 г. упразднен; в 1799 г. возобновлен и приписан к архиерейскому дому; с 1893 г. стал самостоятельным. Женские: Благовещенский , общ., в г. Уфе. Основан в 1838 г. из существовавшей с 1826 г. в с. Бетьках, Мензелинского y., женской общины, переведенной на настоящее место в 1832 г. Здесь находится древняя Владимирская икона Божией Матери – копия с Московской чудотворной иконы, и серебряный вызолоченный крест древней чеканной работы с частицами св. мощей. При мон. школа.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Мстёра. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:1884. Адрес: Владимирская область, Вязниковский район, пос. Мстёра, ул. Ленинградская Координаты: 56.38045, 41.930066 Проезд:Церковь находится в конце ул. Ленинградской пос. Мстёра непосредственно перед въездом в с. Барское Татарово Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В 1849 г. единоверцы слободы причислены к единоверческому приходу с. Дубасово, при чем устроена была временная моленная в наемном доме. В 1918(?)-1930 гг. здесь находилась епископская кафедра Мстерской единоверческой епархии. а) Церковь Пресвятыя Троицы (ныне — ул. Ленинградская). 1 престол. Деревянная. Построена в 1850-54 гг., на средства вязниковского купца О.О. Сенькова и И.Е. Мумрикова. Освящена в 1854 г. Древность: холщовый антиминс 1625 г. б) Церковь свт. Николы Чудотворца (ныне — ул. Ленинградская). 1 престол. Каменная. Построена в 1866-1884 гг. В 1900-1901 гг. пристроена паперть, построена часовня (к юго-западу от храма) и церковная ограда с коваными решетками. Приход в 1898 г.: 339 м. 320 ж. Церковно-приходская школа открыта в 1887 г. Вокруг церквей было единоверческое кладбище на котором в 1928 г. был погребен вернувшийся из заключения единоверческий епископ Амвросий (Сосновцев). Источник: Дурнов А.Г. Единоверческие монастыри, иноческие общины и приходы Российской империи и Зарубежья. На правах рукописи. Единоверческая община в Мстёрской слободе была создана в 1849 году. Первую же церковь на выделенной им северной окраине слободы единоверцы возвели в 1852 году. Это была Троицкая деревянная церковь на старообрядческом кладбище. Вскоре, по мере разрастания общины решено было построить ещё один храм - каменный. Строительство кирпичного здания дошедшего до нашего времени датируется 1884 годом (освящение), а заложена она была в 1866 году. На строительство этой церкви много средств пожертвовал уроженец Мстёры, вязниковский 1-й гильдии купец Осип Осипович Сеньков. Но оно затянулось. Прошло 14 лет. Отделка храма была завершена лишь в 1884 году стараниями и крупными пожертвованиями старосты единоверческой церкви Ивана Егоровича Мумрикова. Он на свои средства устроил в храме каменный мозаичный пол, на его средства изготовлен иконостас, который расписывали лучшие мстёрские мастера-иконописцы. Кроме этого стены внутри и снаружи тоже были окрашены и расписаны. В 1900-1901 гг. на пожертвования И.Е. Мумрикова, Г.А. Клевакина, Е.И. Голышевой к храму была пристроена паперть, к юго-западу от него построена кирпичная восьмигранная часовня с шатровой кровлей, а вокруг обоих церквей - каменная ограда с ажурными коваными решётками. При храме была организована Воскресная школа.

http://sobory.ru/article/?object=01893

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАХМЕТЕВА Александра Николаевна (23.03.1823, Москва - 31.05. 1901, там же), писательница. Из дворянской семьи (урожд. Ховрина). Получила домашнее образование. С кон. 30-х гг. XIX в. вместе с родителями жила в Риме, где встречалась с Н. В. Станкевичем и И. С. Тургеневым, посвятившим Б. 2 стихотворения (одно с изменениями вошло в роман «Дворянское гнездо», адресовано Лизе). В янв. 1842 г. Б. вернулась в Москву, сблизилась с кружком славянофилов (А. С. Хомяков , Ю. Ф. Самарин , И. С. Аксаков и др.). После замужества (1849) постоянно жила в Москве, занималась благотворительностью и лит. деятельностью. В 1864 г. избрана почетным членом ОЛРС. Похоронена в Новодевичьем московском женском мон-ре . Б.- автор популярных, многократно переиздававшихся книг и брошюр для детского и народного чтения на темы евангельской, церковной и гражданской истории: «Рассказы для детей о земной жизни Спасителя Господа нашего Иисуса Христа» (М., 1857-1858. 5 ч.; М., 189614); «Избранные жития святых, кратко изложенные по руководству Четиих-Миней» (М., 1858-1860, 191319. Серг. П., 1991-1994р; основаны на труде свт. Димитрия (Туптало) ); «Рассказы из истории христианской Церкви. От I в. до половины XI в.» (М., 1863, 19008. 3 ч.), «Начало христианства в России и Крещение Руси при князе Владимире» (М., 1888, 19165), сб. рассказов «Крепость» (М., 1874, 19074), посвященных выдающимся подвижникам Русской Церкви - прп. Сергию Радонежскому , Патриарху сщмч. Ермогену , блгв. кн. Димитрию Иоанновичу Донскому и др. Писательница обладала обширными познаниями в церковной и гражданской истории, умением работать с источниками. Рецензенты высоко оценивали сочинения Б. за верность духу Свящ. Писания, простоту и точность изложения. Соч.: Как Русь освободилась из-под татарского ига в 1480 г. М., 1880, 19147; Рассказы из русской церковной истории. М., 1883-1884, 19044. 2 ч.; Преподобные Кирилл и Мефодий, просветители славян. М., 1885; Двунадесятые праздники и Воскресение Христово: Картины с молитвами и объяснительным текстом. М., 1887; Пастырь и овцы. М., б. г. Лит.: Некрологи//Моск. вед. 1901. 2, 5, 10, 13 июня; РА. 1901. Кн. 2; Гумеров Ш. А. А. Н. Бахметева//Русские писатели, 1800-1917. Т. 1. С. 181-182. А. Н. Стрижёв Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/77708.html

Питирим 1719–1738. Архп. с 1824. Иоанн Дубинский 1739–1742. Димитрий Сеченов 1742–1748. Вениамин Пуцек-Григорович 1748–1753. Феофан Чарнуцкий 1753–1773. Антоний Герасимов-Зыбелин 1773–1782. Иоасаф Заболоцкий 1782–1783. Дамаскин Семенов-Руднев 1783–1794. Павел Пономарев 1794–1798. Нижегородские и Арзамасские (c 1799 г.): Вениамин Краснопевков-Румовский 1798–1811 Архп. c 1804. Моисей Близнецов-Платонов 1811–1825. (C 1825 г. была вакантна; управлял Костромской еп. Самуил). Мефодий Орлов-Соколов 1826. Афанасий Протополов 1826–1832. Амвросий Морев 1832–1835. Иоанн Доброзраков 1835–1847. Иаков Вечерков 1847–1850. Архп. c 1849. Иеремия Соловьев 1850–1857. Антоний Павлинский 1857–1860. Нектарий Надеждин 1860–1869. Архп. c l867. Филарет Малышевский 1869–1873. Иоанникий Руднев 1873–1877. Архп. c 1877. Хрисанф Ретивцев 1877–1879. Макарий Миролюбов 1879–1885. Модест Стрельбицкий 1885–1889. Владимир Петров 1889–1892. Владимир Никольский 1892–1900. Назарий Кириллов 1901–1910. Архп. c 1909. Иоаним Левицкий 1910. Валахнинское викариат., учр. в 1866 г. Епископы (в Нижнем-Новгороде): Макарий Миролюбов 1866–1867. Поликарп Гонорский 1868–1886. Димитрий Сомбикин 1887. Агафодор Преображенский 1888–1891. Иаков Пятницкий 1891–1892. Ювеналий Половцев 1892–1893. Алексий Опоцкий 1893–1896. Аркадий Карпинский 1896–1897. Анастасий Опоцкий 1898–1901. Нестор Фомин 1901–1903. Исидор Колоколов 1903–1906. Евфимий Елиев 1906–1909. Геннадий Туберозов 1909. Новгородская, учр. в 992 г. Кафедра в Новгороде Епископы Новгородские: Иоаким Корсунянин 992–1030. Лука Жидята (Жирята) 1035–1059. Стефан 1060–1068. Феодор 1069–1077. Герман 1078–1095. Св. Никита 1096–1108. Иоанн Попин 1110–1129. Св. Нифонт 1130–1156. Аркадий 1158–1163. Архиепископы Великоновгородские и Псковские (до 1589 г.): Св. Иоанн 1165–1186. Григорий 1187–1193. Мартирий Рушанин 1193–1199. Митрофан 1201–1211. Антоний Ядрейкович 1211–1219. Митрофан (вторично) 1219–1223. Арсений (монах); упр. еж. 1223–1225: (вторично) 1228–1229. Антоний (вторично) 1225–1228.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Смоленск. Домовая церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы при бывшем женском Епархиальном училище. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Домовая церковь. Не действует.   Престолы: Введения во храм Пресвятой Богородицы Год постройки:1901. Адрес: Россия, Смоленская область, г. Смоленск, ул. Пржевальского, д. 4 Координаты: 54.784281, 32.046365 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Смоленское женское епархиальное духовное училище В 1852 г. из Вязьмы переведено в г.Смоленск женское Епархиальное училище, открытое в 1849 г. Образовано при Вознесенском монастыре в 1852 г. в виде " училища девиц духовного звания " , помещалось в особом доме и готовило учителей церковных школ. С 1901 г. переведено в новое здание. Ныне на этом месте располагается педагогический университет (ул. Пржевальского, д.4). В 1876 г. это заведение преобразовали в 6-классное женское епархиальное училище. Располагалось в небольшом здании за монастырем " на страшном косогоре и уступах " . В середине 1880-х гг. городской санитарной комиссией эта постройка была признана " совершенно неудобной для дальнейшего помещения в ней такого многолюдного учебного заведения, как женское училище " по причине " её сырой местности и тесноты " . Из 200 обучавшихся здесь дочерей духовенства около половины вынуждены были жить на квартирах - на всех не хватало места. Вскоре на епархиальном съезде духовенства было решено начать строительство нового здания. В 1890-х гг. Смоленская епархия приобрела участок земли (усадьбу Пвановского) и начала строительство. В подаренных училищу зданиях сначала размещались классы, впоследствии - епархиальная богадельня. В старом доме на склоне Вознесенской горы ещё некоторое время располагались общежитие и церковь Марии Магдалины, названной так в честь тезоименитства покровительницы училища с 1866 г. Марии Александровны, дочери Александра II. Новое здание " в стиле, свойственном периоду эклектики " , было построено в 1901 г. После революции епархиальное училище было закрыто, в его аудиториях разместились университет им. Октябрьской революции, открытый в ноябре 1918 г., и педагогический институт, образованный на базе учительского института спустя месяц. В послевоенные годы к зданию надстроили четвертый этаж. obrsmol19.smolgip.ru›eparh.html Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Церковь располагалась в центре здания в верхнем этаже. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=29998

с 30.08.1814 – Мцхетская, Тифлисская и Карталинская, Грузинский Экзархат; с 28.12.1818 – Карталинская и Кахетинская, Грузинский Экзархат; с 13.08.1917 – Тифлисская и Бакинская, Кавказский Экзархат. Викарные кафедры: Горийская, Владикавказская, Алавердская, Эриванская, Кахетинская, Елизаветпольская, Сухумская. 08.07.1811 14.05.1817 14.05.1817 19.07.1821 01.10.1821 05.03.1832 12.03.1832 13.07.1834 01.09.1834 12.11.1844 12.11.1844 01.03.1858 Исидор Никольский 01.03.1858 08.12.1877 Евсевий Ильинский 08.12.1877 27.06.1882 Иоанникий Руднев 06.07.1882 29.09.1887 Павел Лебедев 29.09.1887 18.10.1892 Палладий Раев-Писарев 18.10.1892 21.02.1898 21.02.1898 10.11.1901 Флавиан Городецкий 10.11.1901 01.07.1905 01.07.1905 09.06.1906 Николай Налимов 09.06.1906 28.05.1908 07.12.1909 09.09.1913 в/у Пимен Пегов 09.09.1913 04.10.1913 04.10.1913 20.05.1914 20.05.1914 26.06.1914 26.06.1914 23.11.1915 Питирим Окнов 05.12.1915 09(22)02.1918 19.03(01.04)1918 04.1920 Гудаутская, обн. Основана в 1925 г. Именование -по г. Гудаута (Абхазская АССР). Сухумское (Абхазское) викариатство. Упразднена в 1926 г. 1925 Нил Ушаков 1257 Последний католикос – Антоний I (царевич Мцхетский и всея Грузии). «...Положение его среди русских иерархов по договору России с Грузией было невысоко: он «состоял местом в числе российских архиереев в 8-й степени, именно после Тобольского, хотя получил навсегда звание члена Святейшего Синода (8 артикул договора, заключенного между Россией и Грузией в г. Георгиевске, 24 июня 1783 года)...» (ЦВ. 1901. 2). 1258 Бывший архиепископ Ахтальский. В 1801–1808 гг. – член Святейшего Синода, с 08.07.1811 – митрополит Мцхетский. Вторая дата – определение на покой. 14.05.1817–09.02.1825 – присутствующий в Святейшем Синоде, затем – управляющий Московским Даниловским монастырем, где и скончался 18.12.1830. 1260 Митрополит с 22.08.1828. Вторая дата – увольнение с введением в Св. Синод. Скончался 22.06.1849. 1271 С титулом: Тифлисский и Бакинский; местопребывание – в г. Баку (см. Приложение 6. С. 867). Экзарх Кавказский. Сохранился документ, отразивший сложное положение в Экзархате, нуждавшегося в мудром и энергичном иерархе, каковым был митрополит Кирилл. Это телеграмма от 14(27)06.1918, адресованная сщмч. архиепископу Митрофану (Краснопольскому) в Астрахань: «Сообщите митрополиту Кириллу, что он избран на Нижегородскую кафедру, но благо Церкви требует ныне его пребывания на Кавказе. Ожидаю его ответа. Патриарх Тихон» (РГИА ф. 831, оп. 1, д. 46, л. 13).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

689 Описка. Малинин Василий Николаевич (1849 – после мая 1921), профессор КДА. Окончил КДА (1874). Приват-доцент КДА по кафедре русского и церковнославянского языка (1877). В 1878 г. был удостоен магистерской степени и избран доцентом. Доктор русской словесности (1901), в том же году – ординарный профессор КДА по кафедре русского и церковнославянского языка и истории русской литературы. Магистерская диссертация «Исследование Златоструя по рукописи XII в. Императорской публичной библиотеки» (Киев, 1878); докторская диссертация «Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послание» (Киев, 1888; 2-е изд.: Киев, 1901). 691 Малинин В.Н. Слово, сказанное 7 апреля в церкви Киево-Братского монастыря, в день празднования тысячелетия, при торжественном чествовании памяти апостола славян святого Мефодия/Труды КДА. 1885. 5. С. 78. 693 Конгрегационная зала – соборная зала, в которой 9 декабря (день памяти Анны Гулевич – основательницы Братского монастыря) происходили выборы членов академической корпорации; устроена вместе с хорами в 1735 г. при митрополите Рафаиле (Заборовском), в 1869 г. украшена коллекцией портретов знаменитых воспитанников и деятелей старой и новой академии. Корпус и зала сохранились до наших дней. 694 Кондак – краткое церковное песнопение, содержащее несколько более подробное, чем тропарь, описание праздника или жизни святого. «Священную двоицу...» – «Священную двоицу просветителей наших прославим» – первая строка кондака из службы свв. Кириллу и Мефодию (см.: Минея. Май: В 3 ч. М., 1987. Ч. 1. С. 415). 695 Видимо, речь идет об известном гимне М.П. Розенгейма «Слава вам, братьи, славян просветите и...» на музыку В.И. Главача. 697 См. Малышевский И.И. Свв. Кирилл и Мефодий/Труды КДА. 1885. 5. С. 84–121; 6. С. 149–208; 7. С. 380–419; 8, С. 526–581; 9. С. 49–105; 10. С. 275–310; 11. С. 424–469. 699 Речь идет о марше, написанном Н.В. Лысенко на тему украинской народной песни «Гой, не дивуйте, добрые люди!..» 700 Косово поле – котловина в Южной Сербии, близ города Приштина, с двух сторон окруженная горами и прорезанная по середине рекой Ситницей, где в 1339 г. состоялось решающее сражение между сербами и турецкой армией, окончившееся поражением сербов и утратой ими независимости. Это событие, ставшее для сербов национальной трагедией, нашло широкое отражение в сербском фольклоре.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010