Прямой результат этой веры – полное религиозное безверие. 47 «Обличение и опровержение лжеименного знания» Или: Пять книг против ересей Кн. III. гл. Перев. прот. П. Преображенского . Изд. 2. Спб. 1900. Стр. 225. См. также стр. 222 – 224; Кн. V Гл. XX, стр. 487–488. «Что проповедывали апостолы или что открыл им Иисус Христос ?» спрашивает еретиков Тертуллиан ( 220 г.) и отвечает: «Я заключаю, что нельзя узнать о том иначе, как посредством церквей апостолами учрежденных, церквей руководимых и научных ими сперва изустно, а потом и чрез их писание. Если это так, то всякое учение, согласующееся с учением сих коренных апостольских церквей, столь же древних, как и самая вера, неоспоримо есть истинное, потому что оно церквами принято от апостолов, апостолами от Иисуса Христа, Иисусом Христом от Бога и что, следовательно всякое другое учение должно быть ложное, противное истине»... (Творения Тертуллиана . Перев. Карнеева. Изд. 2. Спб. 1849. Ч. I. «Прещения против еретиков». Гл. XXI. Стр. 167). 49 См. напр. статью Г. Панова: Из современной жизни русских сектантов. Правосл. Обозрение, 1878 г. декабрь и 1879 г. февраль. 50 Родился он в 1780 году близ Кельна «Воспитанник местной католической церковной школы, потом усердный слушатель курсов философии и математики в Иенском университете. Фридрих Гааз окончил курс медицинских наук в Вене (А. Ф. Кони, Федор Петрович Гааз. Биографический очерк. 2 изд. Спб. 1901. Стр. 31). Приглашенный случайно в Москву в 1802 году, как хороший глазной доктор, он остался здесь и жил до дня смерти в августе 1853 г. Удивительная жизнь этого прекрасного человека хорошо описана в указанном биографическом очерке. 52 «Истинно возлюбившие Бога, говорит препод. Макарий египетский , решались служить Ему не ради царствия, как бы для купли и корысти и не по причине наказания, уготованного грешникам, но как приверженные к единому Богу и вместе Создателю своему, по естественному порядку сознающие, что рабы обязаны благоугождать Владыке и Творцу» (Духовные беседы и слова. Изд. 3. Москва. 1880. VII, гл. 20, стр. 593). 56

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kremlevsk...

Е.Трубецкого, София, 1921 г. К характеристике личности Чичерина см. этюд — Н.Н. Алексеева. Религиозно–философские идеи и личность Б.Н. Чичерина. Путь, (1930 г.), также Чижевского. Гегель в России, ч. III, гл. V.Чmo касается сочинений Чичерина, то, оставляя в стороне его работы юридического характера, отметим: Наука и религия 1879 г., 2–е изд. 1901; Мистицизм в науке, 1892; Начала логики и метафизики, 1894; Философия права, 1900; Вопросы философии, 1904. О философии Чичерина см. Ч и–же в с к и й. Гегель в России (ч. III, гл. V); J а ко е η ко. Dejiny ruske filosofie, стр. 277—285; Gurvitch. Die zwei gmssten russischen Rechtasphilosophen. (Philosophic u. Recht II Jahrg. 2 Heft 1922/3). Три статьи кн. Ε. Τ ρ у б e ц κ о г о, Вопр. фил. и псих. 1905г.; S ρ е к t о г s к у. Festschrift fcr Lossky, Bonn. 1931. Тихомиров, Богосл. вестник, 1894, VIII. 1835 Воспоминания. Москва 40–х годов («Грановский имел на меня влияние большее, чем кто бы то ни было»), стр. 9. 1836 Ibid., стр. 49. 1837 Кн. С Трубецкой. Новая книга Б.Н. Чичерина (C.H. Трубецкой. Сочинения, т. II, стр. 602). 1838 Ibid., стр. 605. 1839 Воспоминания. Москва 40–х годов, стр. 74. 1840 Ibid., стр. 70. 1841 Воспоминания. Московский университет (Москва, 1929), стр. 61. 1842 Кн. Е.Н. Трубецкой. Воспоминания. София, 1921, гл. IX. стр. 118 слл. 1843 Ibid., стр. 121—122. 1844 Н.В. Тихомиров. Несколько критических замечаний на книгу Чичерина. Богосл. вестник, 1894. Август м., стр. 310, 311. 1845 П.Б. Струве. На разные темы (сборник статей), Петербург, 1902, стр. 94 (примеч.). 1846 Н. Алексеев. Идеи и личность Чичерина. Путь, 24 (1930), стр. 99. 1847 Воспоминания (Моск. университет), стр. 147—148. 1848 Ibid., стр. 148. 1849 Воспоминания, стр. 149. 1850 См., напр., Чичерин. Наука и религия, 2–е изд. (1901), стр. 62. 1851 Тихомиров. Op. cit., стр. 319, с иронией говорит о «тетрахотомической мании» у Чичерина. 1852 Наука и религия, ст. V, стр. 49. 1853 Наука и религия, стр. 52. Ср. «Положительная философия и единство науки».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=731...

Можно сделать некоторые выводы. Каноническое право православной церкви не рассматривает ктитора как носителя определенных имущественных прав в устроенных им учреждениях, поскольку сами эти учреждения после их посвящения церкви становятся церковным имуществом. Епископ пользуется неприкосновенным правом надзирать за этим имуществом. По церковным канонам имущество церкви есть божественное учреждение, и светского собственника у него быть не может. Императорское законодательство изначально рассматривало церковные общины, и в том числе монастыри, как коллегии. В этом оно следовало римскому гражданскому праву, не признававшему религиозные коллегии божественными учреждениями. Император Юстиниан провел серьезную реформу правового статуса благочестивых учреждений, включая монастыри, в русле канонического права, в частности, канонов Халкидонского собора. Он, во-первых, приравнял эти учреждения к институту res sacrae и кроме того, в ущерб имущественным правам ктитора, существенно расширил права местного епископа. 1 Corpus Juris Civilis. Vol. III. Novellae Justiniani/Rec. R. Kröll. Berolini, 1899 (далее − Nov. Just. 3 Granic B. 1) Die rechtliche Stellung und Organisation der griechischen Kloester nach dem justinianischen Recht//Byzantinische Zeitschrift. 1929. Bd 29. S. 8ß34; 2) L’acte de foundation d’un monastere dans les provinces greques du Bas-Empire au V et au VI siecle//Melanges Charles Diehl. 1930. Vol. I. P. 101–105. 4 Соколов П. Н. Церковноимущественное право в греко-римской церкви. Новгород, 1896. С. 248–262. 5 Иером. Михаил (Семенов). Законодательство римско-византийских императоров о внешних правах и преимуществах церкви (от 313 до 565 гг.). Казань, 1901. – Автор исследует в основном правовую базу ктиторства, основывая свои выводы на анализе ранневизантийского законодательства. 6 Tpouцkuj С. Kmumopckoje право у Buзahmuju и у неманичкой Cpбuju//Глас Српской Akaдeмuju Наук. 1935. Т. 169. С. 5–54. 7 Левченко М. В. Церковные имущества V-VII вв. в Восточно-Римской империи//Византийский Временник. 1849. Т. 2. С. 11–59.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/ts...

К вопросу о старообрядчестве. В документе за 1900 год сказано, что раскольников в приходе нет. В 60-е годы восемнадцатого века центрами старообрядчества в южном Зауралье были слободы: Утятская, Курганская, Куртамышская, Иковская, Белозерская, Усть-Суерская, расположенные севернее горьколинейных крепостей и редутов. Позже старообрядцы приняли активное участие в Пугачевском бунте на стороне восставших. Связи с названными слободами не могли не оказать определенного влияния на казаков, иначе тогда откуда такое большое количество нательных старообрядческих крестиков и воспоминания старожилов о лесе Крестовом, где молились раскольники. Южнее линии старообрядцев на линии было немного. Раскольники проживали в основном в станице Акан-Бурлукской и ее поселках. Они прибыли в степь в 1849 году из Харьковской, Саратовской и Оренбургской губерний. О священнике о. Василии (Преображенском) Василий Александрович вырос в бедной крестьянской семье, проживавшей в Вологодской губернии. В 1901 году окончил семинарию и был назначен священником при Погосте Тотемского уезда. В 1909 году он вместе с семьей был сослан в станицу Пресногорьковскую под надзор полиции за то, что в своем доме хранил рабочую типографию брата своей жены, известного революционера В.Х. Попова (партийная кличка «Василий Темный»). Жена священника, Анна Христофоровна, была заведущей казачьим училищем. В 1923 году ее арестовали по доносу – в учительской была обнаружена газета с ее пометками, в которой говорилось, что все отобранное у народа зерно не вывезено и горит в вагонах. «Мать посадили, каждое утро ее водили в контору, где она выполняла бухгалтерскую работу, а вечером возвращали в тюрьму. Хлопотал за нее и способствовал ее освобождению И.М. Туровский» - вспоминал Сергей Преображенский. Умерла она в 1947 году в Свердловске. Дети Преображенских: Александр и Екатерина (умерли в раннем возрасте в 20-х годах, похоронены в Пресногорьковке, рядом с отцом), Людмила (в 1946 г. в Кемерово), Николай (1910-1943 гг.), Владимир (1917-1981 гг.) военврач, Сергей (1904-1990 гг.). В Пресногорьковке Преображенских очень уважали – еще в конце 90-х старожилы вспоминали Анну Христофоровну как очень строгую и справедливую учительницу.

http://sobory.ru/article/?object=41302

В 1849 г. появилась первая газета адвентистов 7-го дня – «The Present Truth» 62 . В 1855 г. в Беттль-Крике (Мичиган) было устроено первое издательство и типография адвентистов 7-го дня. В 1861 г. здесь же было организовано первое «издательское общество» адвентистов 7-го дня 63 , являющееся в настоящее время наиболее значительным издательским предприятием секты («Review and Herald Publishing Association», в Тэкомэ Парк, Вашингтон). В 1875 г. в Калифорнии было основано «Тихоокеанское издательское общество» адвентистов 7-го дня («Pacific press Publishing Association») 64 . Отделения этого общества имеются в некоторых штатах Сев. Америки. В настоящее время секта адвентистов 7-го дня имеет в С. Америке восемь книгоиздательств, которые выпускают книги, брошюры и периодические издания на английском и других языках. Все издания адвентистов преследуют по преимуществу миссионерские цели. Органом американских адвентистов 7-го дня является еженедельная газета The Advent Review and Sabbath Herald, выходящая в Вашингтоне. С семидесятых годов мин. стол. у адвентистов 7-го дня появился целый ряд учебных заведений различных степеней и типов. В 1874–75 г. в Беттль-Крике был устроен первый колледж адвентистов 7-го дня 65 . В 1886 г. колледж был значительно расширен 66 ; в 1893 г. он был соединен с центральной библейской школой в Чикаго (основанной в 1889 г.) 67 . Вскоре колледж в Беттль-Крике и Чикаго был преобразован в «Американский врачебно-миссионерский колледж». Он существовал еще в 1901 г. (см. L. Conradi. Nachtrag к Lough. S. 4). Но в Yearbook S. D. A. for 1911 (и 1910) этот колледж не упоминается. В 1882 г. основана была академия в Южном Ланкастере (шт. Массачусетс) 68 . Она существует и в настоящее время. В 1891 г. открыт унионный колледж в Небраске 69 . В 1892 г. основаны колледжи в Вашингтоне (Walla-Walla College) 70 и в Ю. Африке близ Капштадта 71 . В 1893 г. открыт колледж в Mount Vernon (шт. Огэйо) 72 . В 1894 г. устроена школа для «христианских работников» в Австралии 73 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/adventiz...

195 Кроме новацианского ригоризма – заподозривали послание к Евреям и в арианской тенденции (ср. проф. о. Е. А. Воронцов, К вопросу о цитации 39(40) псалма в послании к Евреям в «Христианском Чтении» 1905 г., 10, стр. 521), ибо некоторые ариане пользовались им в своих целях, хотя и отрицали авторство Павлово († Вр. Br. F. Westcott, The Epistle to the Hebrews, p. 3LXXII, как последнее удостоверяется и у Prof. J. А. Cramer, Catenae graecorum patrum in Novam Testamentum, t. VIII (Oxonli 1844), p. 279. 196 † Prof. Franz Delitzsch, Commentar zum Briefe an die Hebraer, S. XIX – с отметкою (S. XXIV), что Запад вообще недолюбливал три иудео-христианские писания – Иакова, I Петр, и Евр. † Prof. Joh. Leonh. Hug, Einleitug in die Schriften tes Neuen Tesiamcnis 3II (Tubingen 1826). S. 481 ff., 489 (хотя в начале Римпринимал: S. 479). † Prof. J. H. Kurtz, Der Brief an die Hebraer, S. 204. † Pror. Dr. Heinrich Klee, Auslegung des Briefes an die Hebraer (Mainz 1833), S. 7. † Rudolphus Cornely S. J., Introductio specialis in singulos Novi Testamenti libros, p. 530. 202 См. † Prof. Franz Delitzsch в «Zeitschrift fur die gesammte lutherische Tlieologie und Kirche» X (1849), 2. S. 262. 203 Rev. Prof. Vernon Bartlet, Barnabas and his Genuine Epistle в «The Expositor» 1902, VI, p. 425. 204 Насколько это было общепринятым и глубоко проникло в сознание верующих, – показывают и акты Сциллитанских мучеников (около 200 года), где на вопрос о вещах, хранящихся в ящике, дается ответ, что там «книги (т. е. Ветхий Завет и Евангелия) и послания Павла, мужа праведного» (libri et epistulae Pauli justi, α καθ μς ββλοι κα α προσειπιτοτοις πιστολα Παλου το σου νδρς). См. Prof. Rudolf Knopf, Ausgewahlte Martyreracten (Tubingen und Leipzig 1901), S. 35, и в «Texts and Studies» ed. by Armitage Robinson I, 2 (Cambridge 1891), p. 114, 115. 205 † Prof. Theodor Zahn даже утверждает, что в древности кто отрицал апостольскую подлинность известного писания, тот усвоял авторство его еретикам (Geschichte des neitestamentlichen Kanons I, 1, S. 281).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

находясь в Ливадии, в Крыму, Император Николай II болел брюшным тифом. Лечением Государя первоначально занимался лейб-медик хирург Г.И. Гирш, затем профессор Военно-медицинской академии Л.В. Попов. Болезнь Императора вынудила поднять вопрос о престолонаследии. На случай наихудшего исхода болезни Николая II Наследником престола был объявлен Великий князь Михаил Александрович. См.: Витте С.Ю. Избранные воспоминания, 1849–1911 гг. М., 1991. С 385–386. 1064 22 ноября (ст. ст.) Русская Православная Церковь празднует память св. благоверного князя Михаила Тверского (†1318) – небесного покровителя Великого князя Михаила Александровича, бывшего Наследником Российского престола до 1904 г. 1065 Покровский Сергей Сергеевич (1877–?), выпускник МДА, кандидат богословия. Окончил МДА в звании действительного студента (1901), в степени кандидата богословия утвержден 28.09.1901 г. Активный участник студенческого философско-психологического кружка МДА (1899–1901), см.: Отчет о деятельности студенческого философско-психологического кружка за 1899/1900 и 1900/01 учебные годы/БВ 1902. Т. 1. 2. С. 411–430. О С.С. Покровском см.: ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 3099. Личное дело студента МДА. 1066 Алексий (Баженов Дмитрий Владимирович, 1872 – после 1938), епископ Елизаветградский, обновленческий «митрополит». В 1898 г. поступил в МДА. 11.03.1900 г. пострижен в монашество, а 06.04.1900 г возведен в сан иеродиакона. Уволен решением Правления МДА (1901), принят в СПбДА. Рукоположен во иеромонаха (1902), окончил СПбДА со степенью кандидата богословия (1902), преподавал в Псковской ДС. Помощник смотрителя Рязанского духовного училища (1904); смотритель Бахмутского духовного училища (1906); ректор Черниговской ДС (1911), с возведением в сан архимандрита, 08.12.1913 г. хиротонисан во епископа Николаевского, викария Херсонской и Одесской епархии; епископ Елизаветградский, викарий Херсонской и Одесской епархии (1919), временно управляющий Одесской епархией (1920–1921), 26.06.1921 г. отстранен Св. патриархом Тихоном от управления Одесской епархией, в начале 1922 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Санкт-Петербург. Церковь Ольги равноапостольной при больнице св. Ольги для неизлечимых больных. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Ольги равноапостольной Год постройки:Между 1849 и 1901. Год утраты:приблизительно 1970 Адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Лафонская, 6, ул. Тверская, 22 Координаты: 59.947117, 30.389236 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Мысль о постройке особой больницы для „страждущих хроническими, неизлечимыми болезнями“ впервые появилась в 1837 г., но лишь в начале следующего десятилетия лейб-медику Михаилу Антоновичу Маркусу и другим благотворителям удалось получить дозволение на небольшую платную лечебницу для хроников. В 1847 г. близ Смольного института у купца Тарасова был приобретен двухэтажный ампирный дом, а через два года в нем и в соседнем доме открыли больницу на 12 коек, которую приняла под свое покровительство вел. кн. Ольга Николаевна, королева Вюртембергская. В ее честь освященная вместе с больницей 8 сентября 1849 г. церковь, которую создали всего за четыре месяца на верхнем этаже, была названа именем св. Ольги. Иконы для храма написал В.К. Демидов, иконостас сделали по рисунку арх. А.Н. Катина. Когда в 1898–1901 гг. больницу расширяли, к ней слева сделали пристройку, куда перенесли церковь. Средства на ее устройство дал действ. тайн. сов. В. М. Маркус, сын основателя больницы. 3 ноября 1901 г. состоялось освящение. В 1906 г. здание было надстроено этажом по проекту гражд. инж. С.П. Гулина, архитектора больницы, и вмещало уже 120 больных. На торце была сделана звонница с крестом. Более двадцати лет, с 1882 г. прослужил в храме о. Алексий Иоаннович Петров. Его сменил прот. Петр Александрович Протопопов, увидевший закрытие церкви, которое произошло в 1919 г. Само здание, где долгие годы была поликлиника, уступило место выстроенному в 1970–1974 гг. Дому политического просвещения, ныне – Международный центр делового сотрудничества. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=36199

463 Батюшка сильно возмущался речью Стаховича о свободе совести, произнесенною им на Орловском миссионерском съезде. – Орловский предводитель дворянства М.А. Стахович (1861–1923) в сентябре 1901 г. на миссионерском съезде в Орле произнес речь, вызвавшую бурную дискуссию и сделавшую его имя известным на всю Россию. В речи Стаховича прозвучало требование свободы совести: «Меня спросят: чего же вы хотите? Разрешения не только безнаказанного отпадения от православия, но и права безнаказанного исповедания своей веры, т. е. совращения других? Это подразумевается под свободой совести? Особенно уверенно среди вас, миссионеров, я отвечу: да, только это и называется свободой совести. Только при этом может жить и действовать, спасать и спасаться вера истинная и неистинная, обращаемая и обращающая. Запретным пусть будет не вера, а дела; не чувство, а поступки, ущербы, изуверство, все то, что уголовный закон карает во всех, не спросясь Церкви, независимо от вероисповедания, за что уходит в тюрьму и ссылку всякий православный» (Миссионерское обозрение. 1901. С. 535). 464 ...17 декабря я думаю освятить маленькую церковь . – Речь идет об освящении храма во имя прп. Иоанна Рыльского, расположенного в нижнем этаже здания Сурского подворья в Петербурге. Отец Иоанн принял решение об устройстве этого храма осенью 1901 г., когда стало ясно, что задуманный большой храм на третьем этаже здания не может быть закончен в этом году (Свято-Иоанновский ставро­пигиальный женский монастырь. История обители/Автор-составитель Шкаровский М.В. СПб., 1998. С. 41). Освящение храма было намечено на 12 декабря, но перенесено на 17-е число того же месяца. 467 ...особенно хвалил он монастыри западного края, сказал, что он им много помогает, в особенности Теолинскому... – См. примеч. 445 к настоящей части. 469 Затем обратился к архитектору, выразил ему свою благодарность, что так скоро выстроил храм и монастырь... – Подворье Сурского монастыря в Петер­бурге строилось по проекту и под руководством епархиального архитектора Н.Н. Никонова (1849 – ок. 1918). 14 апреля 1900 г. архитектор Н.Н. Никонов предоставил отцу Иоанну список лиц для строительных работ и доставки материалов при постройке подворья на Карповке (ЦГИА СПб., ф. 2219, on. 1, д. 2, л. 272–72 об.), а в декабре 1901 г. уже была освящена первая подворская церковь . Однако отец Иоанн не всегда был удовлетворен темпами строительных работ. Так, 7 августа 1902 г. он писал игумении Таисии: «Из-за архитектора и наше подворье недалеко ушло в два месяца моего путешествия – на дожди ссылаются» (Письма о. протоиерея Иоанна к настоятельнице Иоанно-Предтеченского Леушинского первоклассного монасты­ря игумении Таисии. СПб., 1909. С. 56–57).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Архиепископы Олонецкие и Петрозаводские: Игнатий Семенов 1828–1842. Еп. до 1835. Бенедикт Григорович 1842–1850. Дамаскин Россов 1850–1851. Аркадий Федоров 1851–1869. Епископы: Ионафан Руднев 1860–1877. Палладий Пьянков 1877–1882. Павел Доброхотов 1882–1897. Назарий Кириллов 1897–1901. Анастасий Опоцкий 1901–1905. Мисаил Крылов 1905–1908, Никанор Надежин 1908. Каргопольское викариат., учр. в 1911 г. Епископы (в Сласо-Преображенском Каргопольском мон.): Варнава Накропин 1911. Омская, учр. в 1895 г. 36 Кафедра в Омске Епископы Омские и Семипалатинские: Григорий Полетаев 1895–1900. Сергий Петров 1901–1903. Михаил Ермаков 1903–1905. Гавриил Голосов 1905–1911. Владимир Путята 1911. Епископы Омские и Акмолинские (с 4 окт. 1911 г.): Владимир Путята 1911. Семипалатинское викариат., учр. в 1911 г. Епископы (в г. Семипалатинске): Киприан 1911. Оренбургская, учр. в 1799 г. Кафедра в Оренбурге (перенесена из Уфы в 1859 г.). Епископы Оренбургские и Уфимские: Амвросий Келембет 1799–1896. Августин Сахаров 1806–1819. Иннокентий Смирнов 1819. Феофил Татарский 1819–1823. Амвросий Морев 1823–1828. Арнадий Федоров 1829–1831. Михаил Добров 1831–1835. Иоанникий Образцов 1835–1849. Иосиф Богословский 1849–1853. Антоний Шокотов 1853–1858. Антоний Радонежский 1858–1859. Епископы Оренбургские и Уральские 37 : Антоний Радонежский 1859–1862. Варлаам Денисов 1862–1866. Митрофан Вицинский 1866–1879. Архп. с 1879 . Вениамин Быковский 1879–1882. Вениамин Смирнов 1882–1886. Макарий Троицкий 1886–1895. Николай Адоратский 1895–1896. Тихон Клитин 1896; скончался вскоре после назначения. Владимир Соколовский 1896–1903. Иоаким Левицкий 1903–1908. Оренбургские и Тургайские: Иоаким Левицкий 1908–1910. Феодосий Олтаржевский 1910. Челябинское викариат., учр. в 1908 г. Епископы: Дионисий Сосновский 1908. Орловская, учр. в 1788 г. 38 Кафедра в Орде (с 1819 г.) Епископы Орловские и Севские: Аполлос Байбаков 1788–1798. Досифей Ильин 1798–1817. Иона Павинский 1817–1821. Гавриил Розанов 1821–1828. Никодим 1828–1839.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010