146 Так в I476 г. в Новгороде сброшен был с моста в реку Волхов еретик стригольник Карп с двумя своими товарищами. Полн. собр. Рус. лет VIII, 24; V, 235. 149 Для характеристики Геннадия с этой стороны см. послание его к Прохору, еп. Сарсому. Рук Имп. публ. публ. Q. XVII, 61, л. 317 и дал. в также послание его к Иосафу Ростовскому. Чт. в Общ. Ист. в Др. Рос. 1847 г., 8, отд. IV. 151 См. подробнее у Иконникова «Опыт изследования о культурном значении Византии в Русской истории». Киев. 1869 г., 300–313. 153 Татищев. История Российская, кн. пятая, но сочинителю часть четвертая древней летописи русской. Москва, 1848 г. Изд. Общ. ист. и древн. Росс., 110. 157 Литература о Вассиане: 1) Костомаров – Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Перв. отд. вып. второй. Сиб. 1874 г. ст. XVI, стр. 371–384; 2) Иконников (статья: «Русские общественные деятели XVI в», напеч. в Киевских университ. рзв, за 1866 г. 1–2); 3) Павлов (в его исследовании: «Исторический очерк секуляризяции церковных земель в России». Одесса, 1871 г, отд. III, стр. 33–101 и в статье: «о Кормчей инока князя Вассиана Патрикеева», напеч. в Ученых Записках Казанского университета, 1864 г. вып. II, 489–498); 4) в Чтен. Общ. Любител. дух. просвещения (за 1873 r. месяц май, 971–626) находится статья под заглавием: «Вассиан Патрикеев и его полемика против монастырских вотчинных имуществ»; 5) в Древней и Новой России (за 1875 г. 3, март, 264–276) Хрущевым напечатана статья под заглавием: Князь инок Вассиан Патрикеев 6) в сочинении того же автора (исследование о сочинениях Иосифа Санина) находятся некоторые данные для характеристики Василия Косого; 7) Панов (в его исследовании о ересях жидовствующих, напеч. в Журнале Минист. Народ. Просв, за 1777 г., 1–3. Специально о Вассиане: 2, 288–295). 160 П. С Р. Л. т. VIII, 236. по примеру прочих Заволжских скитников он устроил для себя свою особую пустынь Чт. в Общ. Ист. в древн. Русс 1847 г., 9, отд. IV, 9. 162 Хрущов. Исследование о сочинениях Иосифа Санина 167–168. 240–241 Сн. Древн. к Нов. Росс. 1875 г., 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

2035 Карион Истомин был выдающимся педагогом и писателем конца XVII века, автором " Букваря» и многих поэтических сочинений и переводов. См.: Браиловский С.Н. Один из " пестрых» XVII столетия: Историко-литературное исследование в двух частях с приложениями. СПб., 1902 (сюда включены некоторые сочинения Истомина). Сильвестр Медведев (1641 –1691), ученик и последователь Симеона Полоцкого , был известным западником и писателем. Его основные работы, " Известие истинное православным...» и " Созерцание краткое лет 7190, 91 и 92» опубликованы: ЧОИДР. 1885. Кн. 4; 1894. Кн. 4. Петр Квашнин-Самарин, придворный конца XVII века, был автором гармоничных лирических стихотворений, подражавших стилю народных песен; его произведения опубликованы: Известия Академии наук. Серия 7, отделение общественных наук. 1932. 10. С. 427, 431 и след. Из трех этих авторов только Истомин оказал долговременное влияние на русскую литературу, а его " Букварь» стал известным учебником. Сильвестр Медведев, обвиненный в латинской ереси, закончил жизнь на плахе, и его книги не имели влияния на дальнейшее развитие литературы в России. Поэзия Квашнина была также полностью забыта. 2037 Главный труд В.Н. Татищева,«История Российская», вышел в 1768–1784 гг. (Кн. I–IV) и в 1848 г. (Кн. V). Его публицистическая " Духовная...» появилось в печати в 1773 г.; а " Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ» издан только в 1887 г. Главный труд И. Посошкова,»Книга о скудости и богатстве», впервые опубликован в 1842 г., тогда как его " Завещание отеческое», очень интересный документ русской консервативной мысли XVIII века, частично увидело свет в 1873 г., полностью же – в 1893 г. 2038 Феофан Прокопович даже ввел в России церковную инквизицию, формально учрежденную решением Святейшего Синода от 23 декабря 1721 г. так называемой " Инструкцией, данной от Святейшего Синода... иеромонаху Пафнутию, определенного Протоинквизитором». Планировалось создание широко разветвленной организации, включающей Протоинквизитора, провинциал-инквизиторов, инквизиторов в городах и " заказах» (сельских благочиниях). См.: ПСЗ. Собр. первое. Т. 6. СПб., 1830. С. 467–476 3870, особенно статьи 3, 9:10); Мельников П.И. Счисление раскольников//Мельников П.И. Полн. собр. соч. Т. 7. С. 387.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Жуковская скончалась в 1856-м году. 16 Архим. Платон, магистр Москов. дух. академии выпуска 1834 года, впоследствии архиепископ Костромской († 1877). 19 Капит. Ив., магистром Моск. дух. академии выпуска 1840 года, с 1849 года и до кончины († 30 ноября 1872 г.), непрерывно трудившимся, вместе с А.В. Горским, над описанием славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки и снискавшим почетную известность в ученом мире. 22 О Высочайшей командировке графа Н.А. Протасова в Москву см. Письма Mump. Филарета к ахим. Антонию ч. III, 918, стр. 200 и Русск. Стар. 1877 г., май, стр. 148–154. 23 Наумова, впоследствии епископа Мелитопольского, настоятеля русской миссии в Иерусалиме († 1866). 28 Крыжановский († 1863), переписку которого с митроп. Филаретом, см. в Чтениях Общ. люб. дух. просв., за 1870 и 1871 и в Душеп. Чтении за 1872 и 1873 годы. 30 Впоследствии протоиерею при той же Московской Пятницкой церкви, скончавшемуся 16-го января 1895 г. 33 Эта, равно как и другая речь, сказанная митрополитом в Троицкой Лавре, напечатаны в Дополнительном томе Собрания мнений и отзывов м. Филарета, 94, М. 1887 г. стр. 349–351. См. также Сочинения Филарета митр. Моск. и Колом. т. V, стр. 530–531. Москва, 1885. 46 Магистр Московской духовной академии выпуска 1848 г., ныне заслуженный Московский протоиерей. 47 Впоследствии знаменитому профессору философии в той же академии, скончавшемуся 3 декабря 1891 года. 49 См. Письма М. Филарета к наместнику Лавры, а. Антонию, 957 и 959. Т. III, стран. 239 и 242. Москва, 1883. 51 Магистр Моск. дух. академии выпуска 1826 года и с 1830 по 1834 г. бакалавр её, скончавшийся в 1865 г. 53 О нём см. «Хроники» т. I, стран. 313. Скончался он в сане протоиерея Московской Троицкой, на Арбате церкви. Читать далее Источник: Хроника моей жизни: Автобиографические записки высокопреосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского: ([Ум.] окт. 1896 г.). Т. 1-9. - Сергиев Посад: 2-я тип. А.И. Снегиревой, 1898-1911. - 9 т./Т. 2: (1851-1862 гг.). - 1899. - II, 802, XXIV с.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Негодование клокотало у него в горле, когда он говорил о девятом термидора или о предательстве Тьера . Он забывался до того, что закуривал папиросу, но, опомнившись, тотчас гасил ее о ближайшую парту. Клячин был знаток французской революции. Существование этого учителя в тогдашней гимназии было загадкой. Иногда его речь подымалась до такого пафоса, будто он говорил не в классе, а с трибуны Конвента. Он был живым анахронизмом и вместе с тем самым передовым человеком из наших учителей. Временами казалось, что это последний старый монтаньяр , чудом проживший сто лет и очутившийся в Киеве. Он избежал гильотины и смерти в болотах Гвианы и не потерял ни капли своего сурового энтузиазма. Изредка Клячин уставал. Тогда он рассказывал нам о Париже времен революции – о его улицах и домах, о том, какие горели тогда на площадях фонари, как одевались женщины, какие песни пел народ, как выглядели газеты. Многим из нас после уроков Клячина хотелось перенестись на столетие назад, чтобы быть свидетелями великих событий, о которых он нам рассказывал. «Кукушки нежный плач в глуши лесной...» — Из стихотворения К. Бальмонта «Зарождающаяся жизнь». Дантон Жорж-Жак (1759—1794) – деятель Великой французской революции, один из вождей якобинцев. Бабеф Гракх (наст. имя – Франсуа-Ноэль; 1760—1797) – французский коммунист-утопист. Марат Жан-Поль (1743—1793) – в период Великой французской революции один из вождей якобинцев. Бонапарт — Наполеон Бонапарт (1769—1821) – французский император в марте 1804—1814 гг. и в марте – июне 1815 г. Луи-Филипп (1773—1850) – французский король в 1830—1848 гг. Гамбетта Леон (1838—1882) – премьер-министр и министр иностранных дел Франции в 1881—1882 гг. Тьер Адольф (1797—1877) – французский государственный деятель, историк, в 1871—1873 гг. – президент Франции, с исключительной жестокостью подавил Парижскую коммуну. Монтаньяры (Гора) – в период Великой французской революции революционно-демократическое крыло Конвента, представлявшее якобинцев; занимало на заседаниях верхние скамьи (отсюда название). Рекомендуем

http://azbyka.ru/fiction/povest-o-zhizni...

478 В новейшее время немецкие ученые начинают опять более ценить значение этого памятника. См. статью Циттвица in Zeitschrift für histor. Theologie 1873 г. 4. 480 Вот главы у Евсевия относящиеся к истории ересей: кн. II, 23; кн. III, 26–29, кн. IV, 7, 11, 22, 24–30; кн. V, 4, 5, 15–20, 22–25, 28; кн. VI. 13, 17, 33, 38, 43; кн. VII, 6, 9, 24–31. 482 Кн. IV, 24. Иероним (De viris illustr. XXV) и Феодорит (Fabul. haeretic. Lib. I. cap. 19) говорят об этом же сочинении Феофила вероятно со слов Евсевия. Впрочем о Гермогене еще подлежит исследованию, один ли еретик этого имени был в древности или не один; и очень вероятно, что Гермогена восточного, против которого мог писать Феофил, нужно отличать от Гермогена африканского, которого опровергал Тертуллиан . 483 Евсев. кн. IV. 30; сравни Меркса Bardesanes von Edessa ss. 13–21. Гильгенфельда Bardesanes der letzte Gnostiker ss. 9–19. 489 Ephraemi Syri opera omnia ed. Assemani. T. I-VI. Romae 1732–1746. В патрологии Миня сочинений Ефрема нет: Сирские писатели оставлены издателем для особой серии издания. Русский перевод: Творения св. Ефрема Сирина . Изд. Москов. Дух. Академии. Ч. 1–8. 1848–1854 г. Ересеологический материал находится собственно в 56 поучениях Ефрема против еретиков (adv. haereticos), и 80 словах против испытателей (adv. Scrutatores). 490 Ересеологические показания Иеронима, по их дробности, перечислять здесь также было бы неудобно, как и у Оригена (срав. примеч. 461 главы]). При сочинениях Иеронима у Миня также хороший index rerum, по которому в своем месте можно приискивать, что окажется нужным. 491 Писания Александра Ликополитанского Tractatus de placitis Manicheorum и Тита Бострийского Libri tres adv. Manicheos у Миня Patr. Gr. T. XVIII. Писания Кирилла Иерусал. Мин. Т. XXXIII; русский перевод изд. Москов. Дух. Академии. Дидима Александрийского писания какие сохранились,– Миня Patr. Gr. Т. Всего более противо-манихейских сочинений у Блаж. Августина. Онн занимают почти весь восьмой том его творений – XLII Т. Patrologiae Latinae Миня. Сюда принадлежат De utilitate credendi ad Honoratum, De duabus animabus contra Manicheos, De natura boni contra Manicheos, De moribus Manicheorum, de libero arbitrio, Centra Faustum Manicheum, contra Fortunatam Manicheum, contra Adimantum Manichei discipulum, contra Secundinum Manicheum, contra adversarium legis et Prophetarum, de actis cum Felice Manicheo, contra epistolam Manichei, quam vocant fundamenti liber. Правда, фактов для внешней истории Манихейской, особенно первоначальной, в этих многочисленных сочинениях не особенно много; но внутренние стороны учения Манихеев и их нравственные принципы раскрываются весьма полно.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Первым Президентом Федерации был М. Х. Арсе, либерал из Сальвадора. Он вошел в коалицию с верхушкой гватемальских консерваторов, выражавших интересы богатых испан. землевладельцев и Римско-католической Церкви, возможно, пытался т. о. обеспечить поддержку своему правительству, но в результате вызвал негодование сторонников-либералов. Когда в 1826 г. Арсе сместил губернатора-либерала Г., между либералами и консерваторами вспыхнула гражданская война, охватившая весь регион. Во главе либеральных сил встал гондурасец Ф. Морасан, к-рому удалось одержать победу, и в апр. 1829 г. его войска заняли г. Гватемалу. Последовали изгнание консервативных лидеров из правительства и реорганизация управления как Федерации, так и Г. Были проведены реформы в сфере образования и судебная реформа, вводившая институт присяжных. Правительство частично ограничило власть католич. Церкви (в частности, была провозглашена свобода вероисповедания). М. Гальвес, глава правительства Г., столкнулся с сильным противодействием не только консерваторов, но и сельских жителей. В 1837 г. вспыхнуло крестьянское восстание, к-рое возглавил Р. Каррера, профессиональный военный, индеец по происхождению. Гальвес не сумел справиться с повстанцами и в 1838 г. был вынужден оставить свой пост. 1 февр. 1839 г. Каррера объявил о расторжении пакта о Федерации, став фактически диктатором. При поддержке католич. Церкви и землевладельцев, а также крестьянства он был избран президентом в 1844 г. и находился на этом посту до 1865 г., за исключением непродолжительного интервала с 1848 по 1851 г., когда конгресс, в к-ром преобладали либералы, отстранил его от обязанностей президента. Предпринимались попытки восстановления федерации, однако в марте 1847 г. Г. первой из центральноамер. стран провозгласила абсолютный суверенитет, объявив себя республикой. В 1851 г. была принята Конституция, однако Каррера установил в стране жесткую диктатуру, отменил все ранее принятые либеральные законы. Во многом были восстановлены колониальные порядки. После смерти Карреры в 1865 г. началась новая борьба за власть. Выбранный самим Каррерой преемник, ген. В. Серна, оставался на посту президента до 1871 г., когда либералы под рук. М. Гарсии Гранадоса и Х. Р. Барриоса осуществили гос. переворот. Нек-рое время пост президента занимал Гарсия Гранадос, а в 1873 г. его сменил Барриос.

http://pravenc.ru/text/161772.html

Несколько иное придется сказать, если ныне действующая программа будет радикально изменена,(что желательно) или заменена новою (что желательно еще более), соответственно современному росту христианской этики, как науки, достигнутому ею особенно на Западе. Тогда придется составителям учебников по данной науке идти новыми путями, по крайней мере, до значительной степени. Но так как не от всех результатов, добытых прежними учебниками, придется отказаться и в этом случае, то значение последних, лучших из них, сохранится в соответственной степени и впредь. В несравненно большей степени содействовали росту рассматриваемой нами науки у нас в отечестве произведения, писанный вне зависимости их от семинарских программах или каких-либо других, извне принудительно (до известной степени) навязываемых, и, тем не менее, имеющая своим предметом всю область её, хотя и не всегда проходящие ее, т. е., область, от начала до конца. Между такими самобытными русскими системами науки Нравственного Богословия особенно должна быть выделена принадлежащая бывшему ректору Спб. Д. Академии, ныне протопресвитеру, о. И. Л. Янышеву. К её характеристике и переходим. 594 „Handbuch der christlichen Sittenlehre“. Zweite Aufl. Berlin. Erster Band-1864, zweiter B.–1865. См. здесь – в „первом томе“- S.311–318, S. 13... Ср. „Правосл. Собеседн.» 1872г.,ч. III: „библиограф. заметка“ А. И. Гренкова; стр. 88. 1873 г., ч. I: „вынужд. слово“ его же; стр. 150. 598 Theologische Ethik“. I-V Bd. („Zweite Aufl.“, Wittenberg. 1867, 1869, 1870, 1871). „Первое издание“, каким только и мог пользоваться автор „программы“, состояло из „трех томов» и вышло в 1848–1854 гг.“ Об истории этих изданий см., между прочим, у Gass " a (в его op. cit. „Gesch. d. chr. Ethik. Zweiten Bandes zweite Abtheilung“. Berlin, 1887, S. 249).-Cp., впрочем., в „записках» о. Солярского т. I, стр. 46... 609 „Die Sittenlehre des Christenthums in ihren geschichtlichen Hauptformen“. Tübing. 1855. 611а См. ниже: 616-е прпмеч. 612 Ср. между прочим, текста к нашему 595а примечанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Все соображения в пользу подлинности краткого греческого текста, которые мы высказали ранее, в равной или даже в большей степени подходят для того, чтобы отстаивать подлинность сирийского Игнатия, дополнительное преимущество которого в том, что в нем отсутствует много наиболее оскорбительных отрывков (не считая места из послания к Поликарпу). Но против сирийского текста говорит в первую очередь внешнее свидетельство древности, особенно Евсевия, который знал о семи посланиях и использовал их, в то время как древнейшая из трех рукописей этого варианта, согласно Куретону, относится, самое раннее, к VI веку – к периоду, когда на Востоке была распространена и более длинная версия, сирийский перевод которой тоже уже существовал, что видно из приведенных Куретоном фрагментов. Во–вторых, есть внутреннее свидетельство против него, а именно: сирийский текст при внимательном рассмотрении оказывается фрагментарными выдержками из греческого, в нем фразы и идеи не вытекают одна из другой; Баур (1848), Гильгенфельд (1853) и особенно Ульхорн (1851) и Цан (1873, р. 167–241), тщательно сравнивавшие два варианта, доказали это неоспоримо. Идея первичности краткого сирийского текста Игнатия испарилась как мечта. Даже Липсиус и Лайтфут уступили и отказались от своего прежнего мнения. Великий труд Лайтфута об Игнатии и Поликарпе (1885), в котором приведены все подробности и все документы, может считаться полным и окончательным решением проблемы Игнатия в пользу краткого греческого текста. Единственный подлинный текст Игнатия, как мы понимаем сейчас, – это семь кратких греческих посланий. §166. Поликарп из Смирны См. § 19 и список литературы к нему. S. Polycarpi, Smyrnaeorum episcopi et hieromartyris, ad Philippenses Epistola, впервые опубликовал на латинском языке Faber Stapulensis (Paris 1498), потом, вместе с греческим оригиналом, – Petrus Halloisius (Halloix), Duaei 1633; и Jac. Usserius (Ussher), Lond. 1647; также есть во всех изданиях трудов апостольских отцов церкви, особенно см.: Jacobson (который сравнил несколько рукописей), Zahn (1876), Funk (1878) и Lightfoot (1885).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Савве Сербскому , свт. Церковной печати: Акафист. М., 1887, 1892. Савве Сторожевскому, Звенигородскому чудотворцу, прп. Церковной печати: Акафист. М., 1901. Служба и акафист. М., 1856, 1876. Сергию Радонежскому, прп. Церковной печати: Акафист. Киев, 1898; М., 1798, 1799. Служба и акафист. Киев, 1860, 1865, 1875, 1899; М., 1788, 1791, 1795, 1804, 1824, 1829, 1833, 1837, 1853, 1858, 1872, 1873, 1874, 1880, 1882, 1886, 1887, 1888, 1890, 1892, 1894, 1895, 1898, 1900. Гражданской печати: Служба и акафист. М., 1882, 1888, 1892, 1895. Симеону Богоприимцу, св. прав. Церковной печати: Акафист. Киев, 1873, 1879; М., 1886, 1894, 1896; СПб., 1863, 1866, 1867, 1879, 1886, 1889, 1893, 1899. Служба и акафист. СПб., 1862. Симеону, Верхотурскому чудотворцу, св. прав. Церковной печати: Акафист. Киев, 1867, 1873, 1878, 1879; М., 1886, 1897, 1901; СПб., 1863, 1866. Симону Владимирскому и Суздальскому, Печерскому чудотворцу, свт. Церковной печати: Акафист. М., 1892. Симону Кананиту, св. ап. Церковной и гражданской печати: Акафист. М., 1896. Спиридону Тримифунтскому, чудотворцу, свт. Церковной печати: Акафист. М., 1886, 1894. Гражданской печати: Акафист. М., 1888, 1890, 1891, 1894. Стефану, Махрищскому чудотворцу, прп. Церковной печати: Служба. М., 1887. Стефану Пермскому, свт. Церковной печати: Служба и акафист. М., 1888; СПб., 1869, 1896. Служба, акафист и житие. М, 1799. Страстям Христовым Церковной печати: Акафист. Киев, 1848, 1850, 1852, 1856, 1861, 1864, 1869, 1876, 1883, 1893; М., 1889, 1897, 1899; Почаев, 1858; СПб., 1847, 1848, 1853, 1887, 1888, 1893, 1894 2 , 1896, 1897. Служба и акафист. Киев, 1873, 1877, 1881, 1883, 1886, 1895. Гражданской печати: Акафист. СПб., 1883, 1886, 1887, 1888, 1891, 1893, 1894, 1896, 1899, 1900, 1901. В собрании сочинений архиеп. Херсонского Иннокентия (Т. 8. СПб., 1874; Т. 10. СПб., 1901). Отдельное издание. Тихону Воронежскому, свт. Церковной печати: Акафист. М., 1894; СПб., 1866 (крупной и средней печати), 1868 2 , 1873, 1877, 1889. Служба и акафист. Воронеж, 1870; Киев, 1871, 1878, 1882, 1891 2 , 1896, 1897. Гражданской печати: Акафист. М., 1894, 1899.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Если деление дает остаток, то вычесть и его, и получится год, соответствующий, в отношении положения луны к солнцу, году страданий Спасителя. Берем 1891-й год, так как настоящий 1892-й год только что начался и, следовательно, в счет идти не можем, вычитаем 30 лет и имеем 1861-й год. Деление на 19 дает остаток в 18 лет. Вычитая 18 из 1891, имеем 1873-й год, соответствующий, в отношении положения луны к солнцу, году страданий Спасителя, полагая оный на три года ранее принятого нами летосчисления; потому что 1873 – 30=1843, число, делимое на 19 без остатка. Итак, 1873-й год будет соответствовать году страданий, если мы предположим смерть Ирода в 752 году от основания Рима, а рождение Господа нашего Иисуса Христа в 751-м. Юлианский календарь введен за 46 лет до Рождества Христова и за 79 лет до года страданий. Недели были, как замечено выше, семидневные и суббота занимала одно и тоже место в неделе у всех народов, среди которых распространялось потом христианство , много ранее нашей эры. Поэтому делать вычисление всего лучше по юлианскому календарю. Но предварительно следует определить, какому числу и какого месяца (марта или апреля) 1878 года соответствовало пасхальное полнолуние в год страданий Спасителя; так как юлианский год не вполне совпадает с солнечным: через каждые 128 12 , лет мы в своем счислении на один день опаздываем, то есть, оставляем один день (без 8 минут) нового по солнцу года в прежнем году, или, яснее сказать, через каждые 128 12 лет излишне вставляем 29-й день февраля, вследствие чего следующий год (1-е января) начинается на один день позднее солнечного года. Поэтому для точного соответствия чисел 1878 года числам года страданий Спасителя мы должны все оставшиеся против солнечного года дни или все эти, неправильно вставленные, по одному через каждые 128½, лет, 29-е число февраля перенести на 1873-й год. Число таких дней определится через деление 1848 на 128 12 , лет. Самое точное вычисление (1843/1:257/2=14) дает 14 дней и 8 часов. В 1873 году пасхальное полнолуние падало на первое апреля и на воскресенье.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Nekr...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010