Мичуринск. Кафедральный собор Боголюбской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Решение о строительстве собора было принято в 1848 году, заложен в 1849 году. Собор строился в течение 24 лет по проекту знаменитого архитектора К.А. Тона в знак благодарности Пресвятой Богородице за избавление от эпидемий холеры 1831 и 1847 годов. По исполнению является копией московского Храма Христа Спасителя. Значительная часть денежных средств на постройку была пожертвована козловским купцом Герасимом Вороновым. Собор способен вместить до пяти тысяч прихожан. Церковь в честь иконы Божией Матери " Боголюбская " сооружалась с 1849 по 1873 гг. В 1848 г. козловское городское общество приняло решение о строительстве храма как памятника милосердию Богоматери, покровительницы Козлова во время эпидемий холеры в 1831 и 1847 гг. В то время в церковной архитектуре господствовал русско-византийский стиль, создателем которого был знаменитый русский архитектор К.А. Тон. Построенная по его проекту в Петербурге в 1834-1842 гг. церковь в честь Введения в святой храм Пресвятой Богородицы явилась прообразом храма Христа Спасителя, заложенного в 1839 г. Следующим воплощением проекта Тона стал Боголюбский храм в Козлове. Средства, необходимые для столь масштабного строительства, были собраны жителями Козлова. Длительный срок возведения храма объясняется сильным пожаром 1865 г., уничтожившим половину города. Только в 1871 г. началось оформление интерьера храма и устройство иконостасов, а в 1873 г. завершилось строительство. Храм представляет собой величественное сооружение с типичными для древнерусской архитектуры деталями: куполами, закомарами, барабанами. Здание в плане квадратное, обширное подкупольное пространство освещается шестнадцатью окнами барабана большого купола. В смутные годы уничтожения церковных святынь Боголюбский храм избежал разрушения. В1990 г. был возвращен Русской Православной Церкви. Источник: сайт «Тамбовский государственный технический университет» Козлов (Мичуринск). Боголюбская церковь бесприходная, каменная, построена на добровольные пожертвования граждан г. Козлова, освящена в 1873 году. Престолов три: главный - Боголюбской иконы Божией Матери, придельные – Сретения Господня и преподобного Сергия Радонежского. Имеется местно чтимая Боголюбская икона Божией Матери. Церковно-приходское попечительство есть, опись церковного имущества имеется. Женская богодельня, содержимая на средства церковного старосты Павперова.

http://sobory.ru/article/?object=11321

Парфений (Попов), архиеп. Иркутский и Нерченский. Фотография. 60-е гг. XIX в. (Попов Петр Тихонович; 1811, Задонский у. Воронежской губ.- 21.01.1873, Иркутск), архиеп. Иркутский и Нерчинский. Род. в семье священника. В 1831 г. окончил Воронежскую ДС, в 1835 г.- КДА (со степенью магистра богословия) и был направлен в Орловскую ДС учителем в должности профессора математики и физики (по др. данным - математики и греч. языка). 13 окт. 1836 г. в г. Ельце Орловской губ. был рукоположен во иерея к Воскресенской ц. В 1838 г. занимал должность присутствующего в Елецком духовном правлении. 1 окт. 1840 г. был удостоен сана протоиерея елецкого Вознесенского собора (1745), исполнял обязанности благочинного елецких церквей. В 1841 г. состоял также сотрудником епархиального попечительства о бедных духовного звания. В том же году прот. Петр овдовел и 16 нояб. 1841 г. принял постриг с именем Парфений. В янв. 1842 г. был назначен ректором Орловского ДУ и учителем высшего отд-ния уч-ща, затем - инспектором Орловской ДС и профессором богословия. C 6 дек. 1842 по нояб. 1844 г. в сане игумена исполнял обязанности управляющего Оптиным болховским во имя Святой Троицы и в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырем до приезда в обитель архим. Макария (Глухарёва) , назначенного в июне 1844 г. настоятелем. 20 апр. 1844 г. П. получил должность ректора Орловской ДС, 20 мая того же года возведен в сан архимандрита. С окт. 1845 г. П.- ректор Харьковской ДС, настоятель харьковского в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыря , благочинный епархиальных обителей. С 12 апр. 1848 г.- ректор Херсонской ДС, настоятель одесского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря , благочинный епархиальных мон-рей. Острым умом и обширными познаниями как в богословских, так и в светских науках заслужил уважение свт. Иннокентия (Борисова) на Харьковской и на Херсонской кафедрах. По отзывам сослуживцев, П. был «одним из лучших, если не самым лучшим ректором», его отличали «неутомимая деятельность, точное вникание во все подробности управления» (Некр. 1873. С. 71). 22 февр. 1852 г. П. возглавил КазДА, с кон. 1852/53 уч. г.- ординарный профессор.

http://pravenc.ru/text/2579085.html

Том II. Подвижники благочестия Зосимовой пустыни Архимандрит Павел Архимандрит Павел (Глебов) никогда не состоял ни в должности наместника Зосимовой пустыни, ни в числе ее братии. Однако роль его в становлении обители настолько значима, что по сей день в синодике монастыря он поминается первым, опережая царственных лиц и митрополитов... Петр Иванович Глебов родился в 1827 году в семье дьякона города Пронска Рязанской губернии. Семья провинциального дьячка была настолько бедна, что Петр за неимением средств не смог окончить Рязанское духовное училище, и, получив начальное образование, вернулся домой. К восемнадцати годам ему удалось пройти курс нижнего отделения семинарии, и отец определил его в число послушников Савино-Сторожевского монастыря Московской епархии. Это произошло 5 марта 1848 года. В первые дни осени молодого послушника посвящают в стихарь. Но только через шесть лет Петра постригают в мантию с именем Павел. Через год, 5 декабря, Павла рукополагают во иеродиакона, а 28 октября 1858 года он становится иеромонахом. 27 марта 1861 года «за слабостью здоровья казначея названного монастыря поручено ему наблюдение за монастырскими хозяйственными делами». В течение трех лет наряду с чредой священнослужения отец Павел несет это важное послушание, и весьма успешно, так что впоследствии именно ему поручают замещать наместника знаменитого монастыря на время его отпуска. 3 декабря 1866 года иеромонах Павел награжден набедренником «за отличные исполнения возлагаемых на него поручений». 8 марта 1868 года он уже казначей Савино-Сторожевского монастыря, и 8 апреля 1873 года «за усердное служение на должности казначея награжден от Священного Синода наперсным золотым крестом». Однако с родной обителью ему скоро предстояло расстаться. 25 августа 1873 года способного и усердного отца Павла назначают экономом в Ярославский архиерейский дом. На этом посту он остается ровно два года и покидает его уже в сане игумена (Указ Священного Синода от 1 апреля 1878 года за 954). По Указу Ярославской Духовной Консистории от того же числа он становится наместником Толгского монастыря. Без малого полтора десятка лет, возведенный в сан архимандрита 28 марта 1879 года, отец Павел не только успешно окормляет свою обитель, но и становится благочинным Ананьевского мужского и Казанского девичьего монастырей (8 ноября 1880 года). Вскоре его ведению поручены и все Ростовские монастыри.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Боровск. Церковь Спаса Преображения. Церковь Преображения Господня на Взгорье Карта и ближайшие объекты На центральной площади Боровска расположен храм Преображения Господня «на взгорье». Построен в 1804 году московским купцом Василием Степановичем Просвириным. Это был один из самых благоустроенных храмов города. В 1848 году при нем была выстроена каменная богадельня для женщин духовного звания и обеспечена вкладом в 12000 рублей. Последним настоятелем храма был священник Андрей Иванович Жаров. Родился в 1873 году в деревне Ново-Скаково Калужского уезда (ныне Дзержинский район). В 1900 году после окончания Калужской духовной семинарии рукоположен в священника и назначен в Тарусский Свято-Троицкий женский монастырь. В 1916 году переведен настоятелем храма Преображения Господня на Взгорье. В 1937 году отец Андрей был арестован и 3 декабря того же года приговорен к десяти годам исправительно-трудовых лагерей. В 30-е годы 20 века храм был закрыт. В послевоенное время в нем была устроена мельница, частично сохранившаяся до нашего времени. В конце 20 века храм использовался под склад торга. Позже, до самой передачи епархии, храм находился в ведении МУП «Сосновый бор». В здании богадельни (улица Урицкого, 21) в настоящее время проживают люди. В конце 1980-х годов в храме были проведены консервационные работы, в том числе заменена обветшавшая кровля. Без периодического ремонта он постепенно разрушался. Со временем в нем были выломаны окна и двери. 12 февраля 2001 года в администрацию области обратился архиепископ Климент с просьбой вернуть храм Церкви. 13 декабря 2001 года храм был передан епархии в безвозмездное пользование. Его восстановление ведет Благовещенский кафедральный собор во главе с настоятелем протоиереем Димитрием Орловым. Построена в 1804 г. сыном священника , московским купцом, а потом дворянином Протопоповым. В 1848 г. при церкви им же была выстроена каменная богадельня на 12 человек женщин духовного звания и обеспечена вкладом в 12 тыс. руб. Приделы: Покрова Божией Матери и апостолов Петра и Павла. Имелось Боровское городское приходское училище для мальчиков.

http://sobory.ru/article/?object=02038

Чаплыгин. Церковь Николая Чудотворца в Заречье. По идентичным проектам построены: Карта и ближайшие объекты Возведена в 1848-1855 годах. В 1875-1880 годах церковь расширена пристройкой приделов. Построена на средства московского купца М.И. Букина. Здание включает квадратный в плане основной объём храма с полуциркульной в плане апсидой, увенчанной восьмигранным световым барабаном (купол утрачен), прямоугольную в плане трапезную в три световых оси и примыкающую к западному фасаду трехъярусную колокольню, увенчанную шпилем. К объему колокольни с севера и юга пристроены пониженные притворы. Северный и южный фасады церкви прорезаны дверными проемами, обработанными перспективными порталами. Прямоугольные с полуциркульным завершением оконные проемы трапезной декорированы наборными наличниками фигурного рисунками с разорванными фронтонами. Грани светового барабана прорезаны двойными узкими окнами с полуциркульным завершением. Первый ярус квадратный в плане, второй и третий восьмигранные. Третий ярус прорезан по сторонам света арочными проемами звона. Здание храма - типичный образец культового зодчества середины XIX века с архитектурным декором в стилевых формах эклектики. Информация с сайта " Храмы России " Из книги священника Иоанна Добролюбова (1888 г.): «По народному преданию Заречинская слобода прежде известна была под именем деревни «Заречья» и вместе с прочими деревнями принадлежала к г. Слободскому; когда же село Слободское переименовано было городом, тогда и «Заречье» получило название Слободы Заречинской. Жители Заречинской слободы первоначально принадлежали к Архангельской церкви; с построением Вознесенской церкви, половина их отчислена была к приходу новопостроенной церкви. Построение ныне существующей каменной Николаевской церкви в означенной слободе Московским купцом Михайлом Ивановичем Букиным начато в 1848 г., по плану, утверждённому 27 мая 1847 г. Церковь была окончена постройкою и освящена 22 октября 1855 г., с того же времени открыт был при Николаевской церкви и отдельный приход. По плану, утвержденному 29 ноября 1875 г., приступлено было к постройке приделов с южной стороны в честь Архистратига Михаила и с северной во имя св. Троицы, которые освящены в 1880 г. По штату 1873 г. положены 1 священник и 1 псаломщик.

http://sobory.ru/article/?object=12092

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Православная Энциклопедия, т. 3: " АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 31 МАРТА — 5 АПРЕЛЯ 1992 г. " АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ, заседал 31 МАРТА — 5 АПРЕЛЯ 1992 г. в Свято-Даниловом московском монастыре под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (Ридигера), в деяниях Собора участвовали 97 архиереев. Во вступительном слове Патриарх Алексий II обозначил основные темы заседаний: канонизация новомучеников Российских и преподобных Кирилла и Марии, родителей прп. Сергия Радонежского, ситуация в церковной жизни на Украине и статус Украинской Православной Церкви (УПЦ), проблемы взаимоотношения Церкви и общества. В 1-й день заседаний Собор также заслушал доклад председателя синодальной Комиссии по канонизации святых митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова), в котором были изложены одобренные Священным Синодом выводы комиссии, исследовавшей жития преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, а также новомучеников митрополита Киевского Владимира (Богоявленского), митрополита Петроградского Вениамина (Казанского) и казненных вместе с ним сщмч. архимадрита Сергия (Шеина), мч. Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова, великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары, убиенных в Алапаевске. По докладу митрополита Ювеналия Архиерейский Собор принял 2 деяния: «О канонизации преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей преподобного Сергия, игумена Радонежского, Чудотворца» и «О канонизации митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского, 1848–1918), митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского; 1873–1922) и иже с ним убиенных схимонаха Сергия (Шеина; 1866–1922), Юрия Новицкого (1882–1922) и Иоанна Ковшарова (1878–1922), великой княгини Елизаветы (1864–1918) и инокини Варвары (1918)».

http://sedmitza.ru/lib/text/429442/

IV. Исправление собора Для необходимого, в последствии, ремонта такого огромного здания, каков собор, требовались и значительные суммы, чего нельзя было надеяться получить от прихода, очень ограниченного и по количеству, и по качеству – прихожан. В виду этого обстоятельства, по воле Государя Императора, в штат собора, при его открытии, внесены были две статьи сумм, долженствовавших образовать капитал, достаточный для поддержания собора в исправном виде, именно: а) сверх ассигнования суммы на мелочные починки и поделки, назначено было ежегодно отпускать из государственного казначейства по 2 т. руб. ассиг. (571 руб. 43 коп. сер.), для составления капитала большого ремонта, который для расходов на другие предметы должен был оставаться не прикосновенным; б) кроме того, из сумм собственного Его Императорского Величества кабинета положено к ежегодному отпуску 8756 р. ассиг. (2501 руб. 75 коп. сер.), на усиление того же капитала и на поддержание и обновление ризницы. Такой суммы к 1846 году с процентами образовалось уже в сохранной казне 39 697 руб. 44 3 / 4 . коп. сер., а за израсходованием в этом году 5956 руб. 75 коп. на пополнение ризницы, осталось 33 740 руб. 69 3 / 4 коп. Но с 1849 года источники для пополнения сей суммы значительно сократились. До сего года к собору принадлежала церковь во имя Святого Благоверного Великого князя Александра Невского, при Обществе благородных девиц, в которой священно-служение отправляемо было соборным причтом, а протоиерей и один священник занимались и преподавание Закона Божия как в Обществе благородных девиц, так и в Александровском училище. Но по оставлении, в конце 1848 года, протоиереем Недешевым должности законоучителя, начальству Общества благородных девиц показалось неудобным для соборных священнослужителей совмещать обязанности по собору и приходу с обязанностями законоучительскими. Поэтому означенное начальство ходатайствовало о назначении особого законоучителя, который вместе с тем был бы и священником при церкви Общества благородных девиц, без всякого уже отношения к собору; таким лицом был избран из соборных же священников, уже прежде занимавший законоучительскую здесь должность Симеон Красноцветов.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

А.А.Дорская Скачать epub pdf Дорская Александра Андреевна, заведующая кафедрой международного права ГОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена», доктор юридических наук, кандидат исторических наук, доцент.   В последние двадцать лет происходит активное изучение дореволюционного юридического наследия. Это связано с тем, что возрождены многие институты права, которые существовали в Российской империи, а затем исчезли в советский период. Одним из известных дореволюционных юристов был Николай Семенович Суворов (1848 – 1909). В 2000 г. в серии «Классика российской цивилистики» была переиздана его работа «Об юридических лицах по римскому праву», а в 2004 г. в серии «Русское юридическое наследие» был переиздан его Учебник церковного права. Причем первое послереволюционное обращение к трудам данного ученого произошло благодаря русской эмиграции: еще в 1925 г. на русском юридическом факультете в Праге было сделано первое переиздание Учебника церковного права. Этот ученый выделяется из круга своих современников свободой мышления, постановкой новых для юридической науки проблем, смелостью суждений и необыкновенной широтой знаний. Будучи специалистом в области церковного права, он оставил серьезные работы по гражданскому, семейному, уголовному, процессуальному праву. Кроме того, косвенно он влиял и на законодательную политику Российского государства в начале XX в. Николай Семенович Суворов происходил из духовного сословия: его отец был диаконом сельской церкви во имя Святой Троицы в Солигаличском уезде Костромской губернии. Сначала он окончил Солигаличское духовное училище, а затем, в 1868 г. (первым учеником), Костромскую духовную семинарию. Несмотря на то что ему было предложено продолжить обучение в Санкт-Петербургской духовной академии, он поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, который окончил в 1873 г. со степенью кандидата прав. Профессор М. И. Горчаков оставил его на кафедре для подготовки к получению профессорского звания.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Верховный патриарх и католикос всех армян Мкртич I. Фотография. Нач. XX в. (Ванеци) [арм. (?) - почетный титул Айрик - «отец»] (4(16).04.1820, Ван - 29.10(11.11).1907, Эчмиадзин), католикос Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) (избран в Эчмиадзине заочно 5(17) мая 1892; интронизация 26 сент. (8 окт. 1893), патриарх К-польского патриархата Армянской Церкви (1869-1873); общественный деятель, публицист, церковный писатель. Его отец был купцом, торговал одеждой в Крыму; с этим связано и происхождение фамилии Хримян (Крымский). Начальное образование получил в школах при мон-рях Лима и Ктуца (Васпуракан, Зап. Армения, территория Османской империи); в 1842 г. переехал в К-поль (Стамбул), где в 1848-1850 гг. преподавал в ряде арм. жен. школ. В 1847 г. предпринял поездку по Закавказью и Ирану, где посещал арм. общины, совершил паломничество в Иерусалим. В 1851 г. по поручению Армянского К-польского патриарха отправился в Киликию, чтобы ознакомиться с условиями жизни местных армян и изучить состояние арм. учебных заведений. В 1853 г. вернулся в Ван. В февр. 1854 г. в храме монастыря Ахтамар принял монашеский постриг и был рукоположен во иерея; 25 марта прочел 1-ю проповедь. М. Х. был воодушевлен идеей сделать центром арм. духовной культуры о-в Ахтамар по примеру о-ва Св. Лазаря в Венеции, где находился орден мхитаристов . Однако в условиях османского владычества реализация этого плана оказалась невозможной. В 1855 г. в К-поле М. Х. основал ж. «Арцив Васпуракани» (Орел Васпуракана). В своих статьях самой большой опасностью для арм. народа он назвал его эмиграцию, а высочайшим проявлением патриотизма - возвращение на родину. К-польская паства стекалась послушать его смелые вдохновенные проповеди, в т. ч. толкования Евангелия. Однажды он призвал Ованеса Татьяна, к-рый занимался производством пороха по заказу тур. властей, выслать в Армению партию пороха для самообороны арм. населения, а придворного архит. Карапета Бальяна - отправиться в Армению «для восстановления и реставрации архитектурного наследия своих предков - армянских храмов, крепостей, башен и дворцов». В 1856 г. М. Х. возвратился в Ван; в 1857 г. был назначен настоятелем мон-ря Варагаванк , в котором в том же году основал духовную семинарию, в 1858 г.- типографию; продолжил издание ж. «Арцив Васпуракани». В 1860 г. М. Х. посетил регионы Вост. Армении, входившие в состав Российской империи, побывал в Тифлисе.

http://pravenc.ru/text/2563852.html

Верхотурский уезд Балакинское село . Покровская церковь . Балакинское село, расположенное в 150 в. к северу от Екатеринбурга и в 12 в. от станции Пермь-Тюменской ж. д. «Лая», на берегу речки Тагила, принадлежит к древнейшим поселениям восточного склона Урала. По преданию, первый поселенец в этом месте, какой-то старик Балакин, встречал хлебом-солью Ермака, плывшего по Тагилу для переправы в р. Туру. В настоящее время жители села и деревни Ясьвы занимаются земледелием и углежжением для ближайших заводов. Благодаря обилию хвойного леса, покрывающего склоны гор, климат довольно хороший. Почва глинистая и каменистая, местами чернозём. Первые поселенцы были сплошь раскольники. С 1745 года у них была часовня, впоследствии перешедшая к единоверцам. Единоверие здесь появилось в начале 30-х годов XIX ст., и сделало большие успехи, так что в 1844 г. не было здесь уже ни одного раскольника. Сначала единоверцы принадлежали к Св.-Троицкому Нижне-Тагильскому приходу, а с 1845 года в Балакине был открыт самостоятельный приход. Часовня была возобновлена в 1852 году, в 1867 году перестроена в церковь , которая сгорела до основания в 1888 г. После этого приход был снова приписан к Св.-Троицкой церкви, и отделён в самостоятельный уже только в 1895 г., 28 февраля. Храм вместо сгоревшего начат был постройкою в 1889 году, и освящён 2 июля 1890 года. В приходе существуют две часовни: в Лайском заводе, бывшая раскольническая, перешедшая к единоверцам в 1847 г., деревянная и очень ветхая; и в д. Ясьве, устроенная в 1859 г. во имя Св. Николая Чуд., тоже деревянная. С давних времён совершается крестный ход по полям 20 июля. Прихожан в настоящее время числится при церкви 906 м. п. и 912 ж. п. Висимо-Шайтанский завод . Николаевская церковь . Раскольники жили в селении ещё до постройки завода. По местному преданию, ещё во времена патр. Никона поселился здесь раскольник Ал. Лазарев. В 1808 г. ими была построена часовня на усадьбе Огибенина, которая в 1848 г. по Высочайшему повелению передана была епархиальному начальству для устройства из неё единоверческой церкви. В 1857 г. она была перенесена на другое место, и обращена во временную церковь , причём вместо престола стоял аналой. До этого же времени в приходе, открытом ещё в 1851 г., церкви не было. В 1873 г. на средства прихожан, при помощи Демидовых и Верхотурского земства, построен был новый деревянный храм, освящённый в 1876 г. во имя Св. Николая Чуд. Прихожан, живущих в Висимо-Шайтанском, Висимо-Уткинском заводах, в деревнях Ближней и Дальней Галашках и Усть-Уткинской пристани числится 1 102 м. п. и 1 080 ж. п., раскольников 294 м. п. и 298 ж. п. При храме имеется дом для причта и здание церковной школы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010