При действии вышеописанной благотворной теплоты я бываю физически весел: это новое для меня чувство. Я был всегда морально весел, и физическую весёлость помню – как бы в тумане, как что-то очень давнее. Христос с тобой. Молись обо мне и о себе, чтоб привлечь нам на себя милость Божию, которая отступает от тех, кои прогневляют Бога. Тебе преданнейший друг А. И. 4 Февр. Письмо XXXVII Бесценный Игнатий! Вот уже почти три недели, как не получал от тебя никакого известия. Впрочем, уповаю на милость Божию, что она сохраняет тебя и обитель от искушений, превосходящих силу, а попускает только те искушения, которые необходимы для духовного преуспеяния. На этой почте получил письмо от одной странствующей инокини писательницы, в котором описывает мне, как она была утешена твоим приветливым приёмом. К Николаю Николаевичу Анненскому я писал письмо, утешая его и советую не оставлять семейства по первому порыву огорчения. Ты очень хорошо сделал, доложив Преосвященному о его пребывании в обители. Приложенные два письма, 1-е к Александровой, 2-е к Гр. Шереметевой потрудись доставить по адресам. К Гр. Шереметевой писал к 1-м числам Января и к 1-м числам Февраля; желаю знать, получены —222— ли мои письма? К этим же числам я писал и к Графу Шер. Если он в Петербурге, потрудись узнать – получил ли он мои письма? Обо всём этом уведомь меня. Приложенное письмо к Павлу Матвеевичу передай его управляющему для отсылки к нему. Потрудись узнать о здоровье Анненковых – кажется, исполнилось время беременности Веры Ивановны; уведомь меня и о них. Моё здоровье лучше и лучше; но это улучшение идёт со значительными передрягами. Пред каждым особенным облегчением, делается особенная передряга. На днях посетил меня и оказал мне много любви Южский Отец Игумен Варфоломей. Погода стоит очень тёплая. Сожительствующие мне инвалиды Стефан и Сисой также чувствуют себя лучше. Христос с тобою. Всей братии мой усерднейший поклон. недостойный Архимандрит Игнатий 14 Февр. 1848. Письмо XXXVIII Бесценнейший Игнатий! Поздравляю тебя и всё братство с наступившею Святою Четыредесятницей. Желаю совершить поприще её благополучно, с приобретением обильной душевной пользы. Моё здоровье – лучше и лучше, но слаб и по большей части лежу по причине сильного брожения, производимого во всём теле лекарством. Теперь это брожение наиболее в ногах. В лице и глазах моих заметна необыкновенная свежесть – верный признак поправления здоровья. Думаю в течении Марта продолжать ещё принимание лекарства; по ходу болезни утешаюсь надеждою, что к этому времени могут окончиться все брожения, происходящие от того, что все мокроты из тела устремились в желудок и, посредством его, выходят вон. – Степану также получше, лицо у него гораздо свежее. Сисой снова простудился, промочив во время оттепели ноги.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Изменить ЕЛАБУЖСКОЕ ДУХОВНОЕ УЧИЛИЩЕ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Елабужское духовное училище (Старый корпус. Дар купца Мыльникова) Елабужское духовное училище (недейств.) Было открыто в 1848 году , занятия начались в 1849 /50 учебном году. Относилось к Вятской епархии . Открытие училища стало возможным главным образом благодаря инициативе елабужских купцов. Егор Федорович Мыльников пожертвовал для помещения училища свой дом (ныне ул. Большая Покровская, 36). Через несколько лет рядом было построено общежитие для учащихся (ныне ул. X лет Татарстана, 3). Елабужское духовное училище (новый корпус) К 1890-м годам помещения стали тесны для более чем ста учащихся, и был построен еще один корпус (ныне ул. Большая Покровская, 40). В начале XX века священник Н. И. Шишкин писал что " Духовное училище, первоначально помещавшееся в скромном каменном доме, расширилось в течение своего полувекового существования до размеров целого квартала с двумя прекрасно благоустроенными каменными корпусами и обширным садом " . В 1918 году училище было закрыто. Смотрители Помощники смотрителя Известные выпускники Использованные материалы   По - в 1847 году.   Вятские епархиальные ведомости, 1872, с. 54; 1874, с. 48.   Именный список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподавателям духовных академий и монашествующим, смотрителям и помощникам смотрителей духовных училищ... на 1895 год//СПб., 1895, с. 42-43.   Именный список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподавателям духовных академий и монашествующим, смотрителям и помощникам смотрителей духовных училищ... на 1897 год//СПб., 1897, с. 45.   Именный список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподавателям духовных академий и монашествующим, смотрителям и помощникам смотрителей духовных училищ... на 1913 и 1917 год//СПб., 1913, с. 52; 1917, с. 56. Редакция текста от: 06.07.2022 17:00:47 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны. " ЕЛАБУЖСКОЕ ДУХОВНОЕ УЧИЛИЩЕ " еще можно поискать: полнотекстовый поиск в Древе: Google в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru - в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google Powered by DrevoWiki based on Yii

http://drevo-info.ru/articles/13672797.h...

Церковно-исторический вестник 1–11. М., 1998–2004. Чтения в Обществе истории и древностей российских 1–23, 24–264. М., 1846–1848,1858–1918. Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. М., СП, 1863, 1865, 1867–1894, 1910–1917 (с неопред, периодичностью; 1869–1870, 1914–1917 ежеквартально; 1871 – 1894, 1910–1913 ежемесячно). Acta Conciliorum Oecumenicorum 1–4 (27 partes)/Iussu atque mandato Societatis Scientiarum Argentoratensis edenda, instituit E. Schwartz, continuavit J. Straub. Strassburg, B., Lpz., 1914– 1974. Acta Pbtristica et Byzantina. Pretoria, 1900-. Biographisch-bibliographisches Kirchenlexikon/Hrsg. v. F. W. Bautz, T. Bautz. Hamm, Herzberg, Nordhausen, 1990-, Электр, ресурс: . Bibliotheca Ephemeridum Theologicarum Lovaniensium. Leuven, 1947-. Clavis Patrum Graecorum 1–4/Cura et studio M. Geerard. Turnhout: Brepols, 1983, 1974, 1979, 1980; 5/Cura et studio M. Geerard, F. Glorie. Turnhout: Brepols, 1987. CPGadd Clavis Patrum Graecorum За (addenda ad vol. 3)/Parata a J. N0– ret. Turnhout: Brepols, 2003. Clavis Patrum Graecorum. Supplementum/Cura et studio M. Geerard, J. Noret; adiuvantibus F. Glorie, J. Desmet. Turnhout: Brepols, 1998. Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium. 1903-, Кн. серия (Paris etc., затем Louvain; все старые выпуски перепечатаны в Лувене репринтно). Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Vindobonae, 1865-. Кн. серия. Dictionnaire d’histoire et de géographie ecclésiastique/Éd. par A. Baudrillart et al. Paris, 1912-. Dictionnaire de spiritualité ascétique et mystique. Doctrine et Histoire/Publié sous la direction de M. Viller (SJ), assisté de F. Cavallera, J. de Guibert (SJ), avec le concours d’un grand nombre de collaborateurs. Paris, 1:1937; 2:1953; 3:1957; 4/1:1960; 4/2: 1961; 5:1964; 6:1967; 7/1:1969; 7/2:1971; 8:1974; 9:1976; 10:1980; 11:1982; 12/1:1984; 12/2:1986; 13:1988; 14:1990; 15:1991; 16:1994; 17 (Index): 1995. Échos d’Orient 1–39. Phris, 1897/1898–1942. Die Griechischen Christlichen Schriftsteller der ersten Jahrhunderte 1–41. B., 1897–1941 (под названием «Griechische Christliche Schriftsteller der ersten drei Jahrhunderte»); 42-, 1953-.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

172 Львов Георгий Евгеньевич (1861–1925) – князь, крупный помещик. Депутат 1-й Государственной думы. Председатель Всероссийского земского союза, один из руководителей «Земгора» (объединенного комитета Земского и Городского союзов, созданного 10.07.1915 для помощи правительству в организации снабжения русской армии). В марте – июле 1917 г. глава Временного правительства. После Октябрьской революции в эмиграции; в 1918–1920 гг. глава Русского политического совещания в Париже. 173 Земские съезды – нелегальные совещания участников земского движения с целью выработки общей политической программы и координации выступлений в земских собраниях. Зародились в 1870-х гг. В 1903–1905 гг. состоялось 5 земских съездов. 174 Лопухин Алексей Александрович (1864–1927) – директор департамента полиции. После того как в 1905 г. был снят со своей должности, выступил в печати с обвинениями департамента полиции в печатании антисемитских прокламаций и разоблачил Азефа. По этому поводу Е. Н. Трубецкой написал статью «К делу Лопухина » (Московский еженедельник. 1909. 18. С. 1–6). 179 Демидов Игорь Платонович (1873–1947) – журналист, в эмиграции был заместителем П. Н. Милюкова в его качестве редактора газеты «Последние новости», выходившей в Париже. 181 Штюрмер Борис Владимирович (1848–1917) – российский государственный деятель. С 1904 г. член Государственного совета. При поддержке Г. Е. Распутина и императрицы Александры Федоровны был назначен председателем Совета министров (январь – ноябрь 1916 г.), одновременно – министр внутренних дел (март – июль) и министр иностранных дел (июль – ноябрь). После Февральской революции арестован, умер в Петропавловской крепости. 182 Крестопоклонная неделя Великого поста – воскресенье, которым начинается 4 неделя поста, а также и вся неделя, назначенная для особого поклонения кресту. 183 Ср. в рассказе А. М. Горького: «В одной из грязненьких уличных газет некто напечатал свои впечатления от поездки в Царское Село. В малограмотной статейке, предназначенной на потеху улицы и рассказывающей о том, как Николай Романов пилит дрова, как его дочери работают в огороде, – есть такое место:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Куропаткин Алексей Николаевич (17.03.1848–16.01.1925) – военный и государственный деятель, генерал, военный историк, писатель. Окончил Академию Генерального штаба, служил в армии. С 1898 по 1904 гг. – военный министр, член Гос. Совета. В русско-японскую войну был главнокомандующим сухопутными войсками, а затем всеми вооруженными силами России на Дальнем Востоке. В Первую мировую войну командовал Северным фронтом, был генерал-губернатором и командующим войсками в Туркестане. Член Всероссийского национального союза. В апреле 1917 г. был арестован и отправлен в Петроград, но освобожден Временным правительством. В годы гражданской войны отказался выступить против советской власти и отклонил предложение эмигрировать. После революции проживал в Псковской губ., работал учителем. Автор ряда военно-исторических и военно-географических работ. Убит бандитами. – 34, 189, 245 Кучинский Архип Федорович (1867–?) – крестьянин, земледелец. Депутат III Гос. Думы от Минской губ., умер.-прав., нац. – 258 Ламанский Владимир Иванович (26.06.1833–19.11.1914) – русский историк, филолог, этнограф, общественный деятель публицист, профессор, академик Петербургской АН (1900). Окончил Санкт-Петербургский университет. Славянофил и панславист. Автор трудов по истории славянской филологии, палеографии, этнографии. Совместно с П. П. Семеновым-Тян-Шанским руководил изданием «Россия. Полное географическое описание нашего отечества». – 32 Ларский И. – авт. соч. См. библ. – 77, 292 Лаукайтис Иосиф Антонович (1873–?) – ксендз. Депутат IV Гос. Думы от Сувалкской губ., прогр. Окончил римо-католическую академию. – 349, 350 Лачинов Михаил Федорович (1868–?) – священник. Депутат IV Гос. Думы от Тамбовской губ., нац. В 1891 г. окончил Тамбовскую духовную семинарию и рукоположен во иерея к церкви с. Песковатино Липецкого уезда. С 1895 г. – священник с. Остроухово Тамбовского уезда. – 345, 347, 353 Лашкевич Валериан Валерианович (1876 – не ранее 1921) – присяжный поверенный. Депутат IV Гос. Думы от Харьковской губ., к.-д. В 1902 г. окончил университет, проживал в г. Харькове. Участник русско-японской войны, за храбрость был награжден 3-мя орденами. Гласный Харьковской городской думы. Автор курса русского торгового права, перевел «Правила адвокатской этики», выработанные союзом американских адвокатов. Член Священного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг. После революции эмигрировал. 1921–член Карловацкого Всезаграничного церковного собора, однако в заседаниях не участвовал. –348, 355

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

— профессором Петербургской Академии. Замечательным литургистом был профессор Н. В. Покровский (1848–1917), научные работы которого посвящены церковной археологии и иконографии. Церковная археология, появившаяся в программах академий лишь в 1869 г. и до того времени почти не изучавшаяся, обязана Покровскому многим. Согласно Уставу 1910–1911 гг., была создана особая кафедра литургики, на которой разработкой ее как исторической и догматической дисциплины занимался преемник Покровского, профессор И. А. Карабинов († после 1918 г.)  . Говоря о Московской Академии периода 1869–1917 гг., прежде всего следует назвать ее ректора протоиерея А. В. Горского (1864–1875). Его авторитет в академии и в богословской науке вообще был в это время, пожалуй, еще более высок, чем прежде. «Горский читал догматическое богословие не только научно, но и как–то благоговейно, — писал его ученик, будущий архиепископ Николай Зиоров. — Аудитория ректора была всегда полна студентами как его, так и других отделений»  . И даже полстолетия спустя ощущалось его благотворное влияние  . При Горском вся жизнь академии, и научная, и учебная, определялась воздействием его обаятельной личности. Горский был очень скромным человеком и, недооценивая свои работы, редко публиковал их. Но личное общение и переписка с ним имели для его современников и учеников громадное значение. Читая догматику, он в отличие от Макария Булгакова обычно начинал с истории отдельных догматов. Возможно, здесь сказывалось влияние Филарета Гумилевского, но, вероятнее всего, причиной была его собственная любовь к истории. Как философ, большое влияние на студенчество имел В. Д. Кудрявцев–Платонов (1828–1891), ученик А. В. Горского и Ф. А. Голубинского и преемник последнего по кафедре (1854–1891). Убежденный идеалист по своим философским взглядам, он умел убедить и своих студентов, ибо в его на удивление гармонической личности идеализм сочетался с глубокой религиозностью и нравственной чистотой. Он относился к тем редким академическим преподавателям, которые умели снискать себе уважение и любовь уже с самого начала своей деятельности; и в молодости, и в старости его личность очаровывала какой–то прозрачной ясностью. Как автор научных трудов, он был не слишком плодовит. «В книгах Кудрявцева, — пишет Г. Флоровский, — покоряет этот стиль внутренней свободы, душевное изящество и благородство, с каким этот человек недрогнувшей веры ведет свое спекулятивное оправдание или обоснование этой веры, строит свой критический синтез среди недостаточных решений других философских школ»  . После кончины Кудрявцева–Платонова кафедру унаследовал его ученик А. И. Введенский (1888–1912). Большим авторитетом как преподаватель пользовался П. И. Горский–Платонов, который с 1878 по 1888 г. являлся еще и инспектором академии. За 37 лет своей профессорской деятельности он читал и древнееврейский язык (1858–1895), и библейскую историю (1858–1870), и библейскую археологию (1870–1892)  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Потратив последние средства на издание своих трудов и уплату долгов типографии, З. в преклонном возрасте остался практически нищим. За ним ухаживали 2 его незамужние дочери. Незадолго до смерти он обратился за помощью к Погодину, к-рый выслал ему через консула 150 р. серебром. Возможно, через Погодина терпящим бедствие слав. деятелям передавалась финансовая помощь от российского императора, но это делалось втайне. З. горячо поблагодарил Погодина в письме и добавил: «...в православной только России милостыня зовется святой» (Письма Д. Зубрицкого. 1880. С. 616). Похоронен на Лычаковском кладбище во Львове. В историографии оценка творчества З. весьма противоречива. В биографических публикациях, вышедших в России до 1917 г., он изображался как историк европ. масштаба, труженик науки, патриот России и Галиции как ее части (Н. А. Попов, Ф. Ф. Аристов). После 1917 г. имя З. долгое время практически не упоминалось в лит-ре. Интерес к нему в советский период возобновился на Украине, причем местные историки оценивали его как крепостника, представлявшего интересы галицко-укр. помещиков, к-рый одновременно преклонялся перед российским самодержавием и оставался верноподданным габсбургской монархии (Г. Ю. Гербильский). В постсоветский период интерес к З. на Украине сохранился. И. В. Орлевич, собрав большой материал о работе ученого в Ставропигийском ин-те, поставила З. в вину, что он не обращался к историческому прошлому галицких украинцев и не обосновывал их право на политическую независимость. Соч.: O uprawie koniczyny: Rada dla pospolitego rolnika. Lwów, 1821; Uprawa lnu: rzecz dla galicyiskich gospodarzy. Lwów, 1829; Historyczne badania o drukarniach Rusko-sowiaskich w Galicyi. Lwów, 1836 (то же: Временник Ставропигийского ин-та на 1913 г. Львов, 1912. С. 1-54); Rys do historyi Narodu Ruskiego w Galicyi i hierarchii cerkiewnej w teme Królestwie. Lwów, 1837. Zesz. 1: Od zaprowadzenia Chrzeciastwa a do opanowania Rusi Czerwonej przez Kazimierza Wielkiego od r. 988 do r. 1340; Kronika miasta Lwowa. Lwów, 1844 (то же: Xpohika мicma Львова. Льbib, 2002); Критико-ист. повесть временных лет Червонной или Галицкой Руси/Пер. с польск.: О. М. Бодянский. М., 1845; Начало унии/Пер. с польск.: А. А. Майков//ЧОИДР. 1848. Отд. 3. Кн. 7. С. 1-36; Granice midzy Ruskim i Polskim Narodem w Galicyi. Lwów, 1849 (то же: Grдnzen zwischen der russinischen und polnischen Nation in Galizien. Lemberg, 1849); Летопись Львовского ставропигиального братства, по древним док-там составленная. СПб., 1850; История древнего Галичско-Русского княжества. Львов, 1852-1855. 3 т.; Аноним Гнезненский и Иоанн Длугош: Лат. выписки из их соч., ст., относящихся к истории Галичско-Владимирской Руси, за период от 1337 по 1387 г., с рус. пер. и крит. исслед. и замеч. Львов, 1855; Галицкая Русь в XVI ст./Пер. с польск.: А. А. Майков//ЧОИДР. 1862. Кн. 3. С. 1-84.

http://pravenc.ru/text/200107.html

В иерархии литературно-художественных и личностных ценностей для И. превосходящим Чехова был только Л. Н. Толстой , к-рому И. посвятил отдельные статьи. Толстой для И.- гениальный художник, «богатырь мысли, пророк и учитель современности», нравственная опора для ищущих и страждущих: «Толстой и «правда» - одно... Он так же типичен для XIX в., как Винчи для XV и Вольтер для XVIII. Это модели века, микрокосм, самоцветы…» (Литературный Олимп. С. 4, 7, 16). В 1908 г. И. посетил Толстого в Ясной Поляне. По воспоминаниям Д. П. Маковицкого, Толстому И. «был приятен… тем, что он искренне верующий, верит в Бога» (Лит. наследство. М., 1979. Т. 90. Кн. 2. С. 452). Сохраняя независимость суждений, И. поддерживал дружбу со мн. литераторами, вел переписку с Брюсовым, Л. Н. Андреевым , К. Д. Бальмонтом , Ф. Сологубом, А. В. Амфитеатровым , Блоком, Мережковским и др. После Октябрьской революции 1917 г. И. продолжал вести культурно-просветительскую работу, читал лекции о лит-ре в Ин-те журналистики, в рабочих и красноармейских аудиториях, в кинотеатрах. Сотрудничал в ж. «Вестник литературы», где публиковал заметки под заголовком «Что делается в литературе». Писал книгу о Н. С. Лескове (незавершенная ркп. хранится в Пушкинском Доме). И. похоронен в С.-Петербурге, на Смоленском кладбище. Арх.: ИРЛИ. ПД. Ф. 115; РГАЛИ. Ф. 227; РНБ ОР. Ф. 809. Соч.: Кнут Гамсун. СПб., 1910 (совм. с М. П. Благовещенской); Вера или неверие: (Религия Чехова)//А. П. Чехов: Pro et contra. СПб., 2002. С. 872-905; Чехов: Биография. М., 2003. Лит.: Фидлер Ф. Ф. Первые лит. шаги: Автобиографии совр. рус. писателей. СПб., 1911. С. 34; он же. Из мира литераторов: Характеры и суждения. М., 2008; Рус. критика совр. лит-ры. СПб., 1912. С. 64-65; Кауфман А. Е. [Некролог]//Вестн. лит-ры. Пг., 1921. 3(27). С. 13; Фидлер Ф. Ф., Штейн С. Ф., фон [Станицкий, псевд.]. Восп. об Измайлове//Последние известия. Таллин, 1921. 6 апр.; Смиренский В. В. [Скорбный А., псевд.]. А. А. Измайлов. Пг., 1922; История рус. критики. М.; Л., 1958. Т. 2. С. 425-427; Письма Л. Н. Андреева к А. А. Измайлову/Публ.: В. Я. Гречнев//Рус. лит-ра. 1962. 3. С. 193-201; Лит.-эстетические концепции в России кон. XIX - нач. XX в. М., 1975; Тяпков С. Н. Л. Андреев в зеркале критика и пародиста А. А. Измайлова//Творчество писателя и лит. процесс. Иваново, 1978. С. 77-96; Брюсов В. Я. Письма к А. А. Измайлову/Публ.: Э. С. Литвин//Ежег. РО ПД, 1978. Л., 1980. С. 231-249; Новиков В. И. А. Измайлов// Он же. Книга о пародии. М., 1989. С. 410-416; Рус. писатели: 1800-1917: Биогр. словарь. М., 1992. Т. 2. С. 403-405. С. Н. Тяпков Рубрики: Ключевые слова: АКСАКОВ Константин Сергеевич (1817-1860), писатель, лит. критик, публицист и историк, один из главных теоретиков славянофильства АКСАКОВ Николай Петрович (1848-1909), богослов, философ. историк, публицист, автор худож. произв., лит. критик АМФИТЕАТРОВ Александр Валентинович (1862-1938), писатель, лит. критик, драматург, публицист револ.-демокр. направл.

http://pravenc.ru/text/293894.html

182 Речь, произнесенная в заседании Петербургского религиозно-философского общества 16 ноября 1910 г. Речь эта ставит себе целью не оценку учения Толстого, а лишь уяснение впечатления от личности Толстого и его смерти. Оценку учения Толстого и определение того, что в нем, по моему мнению, истинно и жизнеспособно, я пытался представить в статье «Нравственное учение Толстого», помещенной в газете «Слово» в день 80-летия Толстого и перепечатанной в сборнике моих статей «Философия и жизнь» (СПб., 1910). 184 ... «мороз и жар восторга» ... – Фраза из письма И.С. Тургенева к П.В. Анненкову от 14 (26) февраля 1868 г. И.С. Тургенев писал, что в романе «Война и мир» есть «вещи, которых, кроме Толстого, некому в целой Европе написать и которые возбудили во мне мороз и жар восторга» (Тургенев И.С. Полн. собр. соч. и писем: В 28 т. Письма в 13 т. М.; Л., 1964. Т. 7. С. 65). 186 Толстой принадлежит к типу «дважды рожденных» натур. – Религиозная психология Л.Н. Толстого рассмотрена У. Джеймсом в 7 и 8 лекциях книги «Многообразие религиозного опыта» (1902). 187 ...признал это в своей «Исповеди». – В «Исповеди» (1879) Толстой описал страх смерти как одну из главных причин душевного переворота, приведшего его к созданию собственного религиозно-этического учения. 189 Произнесено 16 ноября в посвященном памяти Толстого заседании Петербургского Религиозно-философского общества. 190 Для первой части своего слова я воспользовался целиком некоторыми мыслями и выражениями статьи о Толстом, написанной по поводу его восьмидесятилетия (Русская мысль. Август 1908 г.). В этой статье я высказал некоторые наиболее мне дорогие мысли о Толстом. П.С. 192 ...статью И.Ф. Наживина о его недавних беседах с Толстым. – См.: Наживин И.Ф. Из бесед в Ясной Поляне//Русская мысль. 1910. Кн. XII. С. 108–116. 193 ...в зимнюю ночь Толстой «бежал» из Ясной Поляны... – П.Б. Струве не точен: Л.Н. Толстой уехал из Ясной Поляны в конце октября 1910 г. 194 Виндельбанд и за ним Риккерт. – Вильгельм Виндельбанд (1848–1915), немецкий философ, основатель Баденской школы неокантианства, занимался проблемами метода и исторического познания; Генрих Риккерт (1863–1936), представитель Баденской школы неокантианства, последователь В. Виндельбанда. Развивал его идею философии как науки о ценностях, активно занимался теорией познания, с помощью которой пытался объяснить объективную значимость трансцендентных ценностей в мире.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rel...

Неполнота звучания текстов в богослужении и качественное изменение выразительных средств – уже исторически закрепившееся явление, и многочисленные подтверждения этому можно найти в записках и мемуарах современников о церковном пении второй половины XIX – начала XX веков. С.В. Смоленский (1848–1909), виднейший русский ученый-медиевист, педагог, директор Синодального хора и училища в 1889–1900 годах, с именем которого связано время наибольшего расцвета этого коллектива, пишет в своих «Воспоминаниях», что «схема... воскресных всенощных требует от регента знания на каждый из восьми гласов по восемь [а не десять, как положено по Уставу] (курсив наш) стихир на “Господи, воззвах”, по две [а не четыре] стихиры на стиховне... и по две [а не восемь] хвалебные стихиры» 48 . Материалы Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 годов свидетельствуют и о более значительных сокращениях изменяемых текстов: «...стал привычным пропуск целых циклов стихир (литийных, стиховных, иногда и хвалитных, иногда пелась одна, а остальные или прочитывались, или сокращались. Не исполнялись уставные указания и относительно количества тропарей; седальны просто игнорировались (хотя иногда и читались, но никогда не пелись)» 49 . Кроме сокращения изменяемых текстов, публикации конца XIX века свидетельствуют об искажении и даже частичной утрате гласовых напевов: «В церквах водворился так называемый “обычный напев”, смесь и искажение разных напевов. О знаменном, болгарском, греческом и киевском напеве в их чистом виде не может быть и речи. Перемешивают гласы, поют все на один какой-либо излюбленный глас, например на 4-й, или же в каждом гласе поют все – и тропари на “Бог Господь”, и ирмосы – мотивом стихир на “Господи, воззвах”. Прекрасные мелодии догматиков давно уже всеми забыты и заменены более простым напевом стихир на “Господи, воззвах” 50 . Печальным следствием такого положения дела стало изменение восприятия богослужения прихожанами: «В конце концов, публика так музыкально воспитывается подобным хором и регентом, что во время службы только и ждет, когда хор запоет что-нибудь “партесное”, а остальное все проходит у нее мимо ушей, не затрагивая ее сердца. Случится поступить в управление этим хором другому регенту, в курсе дела стоящему, понимающему значение гласа, и вот начнется преизрядная ломка всего хора, тщательно пропеваются гласы, стихиры, прокимны, выбрасываются за борт все положенные на крикливые “партесы” тропари праздникам. Хор на регента смотрит недоброжелательно... Начинаются раздоры, выходят они дальше, доходят до настоятеля. И уважаемые прихожане говорят, что регент, видно, плохо свое дело знает и певчие у него “не весело поют”» 51 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010