По отзывам современников, З. отличался редкостным трудолюбием и эрудицией, считался одним из лучших рус. статистиков. Награжден орденами св. Анны 3-й (1867) и 2-й (1872) степени, св. Станислава 2-й (1869) и 1-й (1889) степени, св. Владимира 4-й (1878) и 3-й (1884) степени. Похоронен 24 февр. 1893 г. на Смоленском кладбище в С.-Петербурге в присутствии сослуживцев во главе с директором Центрального статистического комитета Н. А. Тройницким. Могила утрачена. Ист.: РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 3720; Ф. 1290. Оп. 3. Д. 68; Ф. 1343. Оп. 22. Д. 1490. Л. 6. Соч.: Томская губ.//Список населенных мест по сведениям 1868-1869 гг. СПб., 1868. Т. 60. Вып. 1; Оренбургская губ.//Там же. 1866 г. СПб., 1871. Т. 28; Тобольская губ.//Там же. 1868-1869 гг. СПб., 1871. Т. 60; Уфимская губ.//Там же. 1870 г. СПб., 1877. Т. 45; Губернии малороссийские и юго-западные//Статистика поземельной собственности и населенных мест Европ. России. СПб., 1884. Вып. 3; Волости и важнейшие селения Европ. России. СПб., 1885. Вып. 3; Псковская губ.//Список населенных мест по сведениям 1872-1877 гг. СПб., 1885. Т. 34; Мон-ри в Рос. империи//Стат. временник Рос. империи. 1887. Сер. 3. Вып. 18; Указ. изменений в распределении адм. единиц и границ Рос. империи с 1860-1887 гг.//Там же. Вып. 19; Материал для ист.-топогр. исследования о правосл. мон-рях в Рос. империи с библиогр. указ. СПб., 1890-1897. 3 вып.; СПб., 2005р, 2007. Лит.: [Некролог]//ИВ. 1893. 4. Смесь. С. 301; [Некролог]//Новое время. 1893. 6103; [Некролог]//Новости и биржевая газ. 1893. 53; В. В. Зверинский: [Некролог]//Правительственный вестник. 1893. 42; [Некролог]//СПб вед. 1893. 54; [Некролог]//Отчет ИРГО за 1893 г. СПб., 1894. 2-я паг. С. 2-3; [Степанов В. В.] Библиогр. обзор изданий Центр. стат. ком-та, вышедших по 1-е авг. 1895 г. СПб., 1895. [Вып. 1]. С. 5, 11-12, 17, 30, 38, 40, 44, 46, 48, 57, 70, 77, 82-83; Семёнов-Тян-Шанский П. П. История полувековой деятельности ИРГО, 1845-1895. СПб., 1896. Ч. 1. Отд. 1-3. С. 159; он же. Мемуары П. П. Семёнова-Тян-Шанского. Пг., 1917. Т. 1. С. 64-65; Никольский А. И. Описание рукописей, хранящихся в архиве Свят. Правительствующего Синода. СПб., 1910. Т. 2. Вып. 2. С. 463-464; Здобнов Н. В. История рус. библиографии до нач. ХХ в. М., 1955. С. 342, 429; Левин Д. Э. Правосл. мон-ри Рос. империи в тр. В. В. Зверинского// Зверинский. 2005. 1-я паг. С. VI-XIV.

http://pravenc.ru/text/199667.html

В 40-50-х гг. XIX в. активно развивалась научная деятельность ун-та. С. П. Шевырёв и Ф. И. Буслаев читали лекции по истории рус. литературы, церковнослав. и рус. языков, О. М. Бодянский преподавал слав. языки, Т. Н. Грановский - древнюю историю, историю средневековья и Нового времени, С. М. Соловьёв - рус. историю, А. И. Чивилёв - политическую экономию и статистику, К. Д. Кавелин и Н. В. Калачов - историю рус. законодательства. В 1843-1845 гг. университетское естественнонаучное собрание пополнили материалы из коллекций Московской медико-хирургической академии, начали формироваться минералогический и зоологический кабинеты, со временем ставшие музеями, был выделен в особый отдел гербарий Московского ун-та. В 1846 г. была открыта Госпитальная клиника и при ней - анатомо-патологический кабинет. Число студентов в сер. 50-х - 60-х гг. XIX в. составляло более 1 тыс. чел. В 1863 г. был введен новый устав, самый либеральный из всех университетских уставов дореволюционной России. По уставу 1863 г. каждый ун-т должен был иметь 4 фак-та - историко-филологический, физико-математический, юридический и медицинский. В 1,5 раза увеличивалось число штатных профессоров, вводились новые дисциплины, открывались новые кафедры. По уставу вновь ввели выборность профессоров и всех адм. должностей, восстановили права совета профессоров и университетский суд, предоставив ун-там довольно широкую автономию, а также вдвое увеличили денежные оклады профессоров и преподавателей. Кафедра богословия продолжала существовать, но церковную историю преподавали на отдельной кафедре историко-филологического фак-та, церковное право - на соответствующей кафедре юридического фак-та. 15 окт. 1863 г. по инициативе проф. А. П. Богданова под председательством Г. Е. Щуровского создается Об-во любителей естествознания, антропологии и этнографии (ОЛЕАЭ). В работе антропологического и этнографического отделов активную роль играл Д. Н. Анучин. В 1867 г. по инициативе ОЛЕАЭ в московском Манеже состоялась Всероссийская этнографическая выставка, приуроченная к работе Славянского конгресса. С 1889 г. ОЛЕАЭ стало издавать ж. «Этнографическое обозрение». В 1883 г. при Московском ун-те возник Музей антропологии. В 1872 г. ОЛЕАЭ на основе 2-й Всероссийской политехнической выставки, посвященной 200-летию со дня рождения имп. Петра I, создало Музей прикладных знаний, до 1877 г. размещавшийся в Зоологическом музее, а затем - в специально построенном здании (ныне Политехнический музей). Археологический и военно-исторический отделы политехнической выставки стали основой для создания Исторического музея, открывшегося в 1883 г. по инициативе профессоров ун-та. В 1872 г. по инициативе проф. В. И. Герье возникли Высшие жен. курсы - частный вуз, существовавший на пожертвования и плату за обучение, управлявшийся педагогическим советом из профессоров ун-та (закрыт в 1888).

http://pravenc.ru/text/2564224.html

Erster Band. Berlin 1832. Babylonischer Talmud. Tractat Berachot, übersetzt von Pinner. Berlin. 1812. Le Talmud de Babylone, traduit en langue Française et complété par celui de Jerusalem et par d’autres monumeus de l’antiquité Judaïque par L’Abbe L. Chiarini. Vol. 1 et 11, Leipzig 1831. На русском языке: Исследование о Талмуде. С. Диминского. Труды Киев. Ак. 1868. том. 1–4. Из Талмудической мифологии И. Олесницкого. Труды Киев. Ак. 1870, январь, февраль, апрель и август. Что такое Талмуд, соч. И. Дейтша, библиотекаря Британского Музея. Вестник русских евреев 1871. 15, 18, 19. О Талмуде. Духовн. Беседа 1872. 3, 4, 6, 8, 9, 11, 12 и 13. 6 La Kabbale ou la philosophie religieuse des Hébreux pag. 65–66. O Каббале на русском языке: Каббала, или религиозная философия евреев. П. Соколова. Прав. Собес. 1870, август, сентябрь и октябрь. 1872, февраль. 9 Edw. Pocockii; Porta Mosis, sive Dissertationes aliquot a R. Mose Maimonide. Oxoniae 1655. pag. 5–7; 9. 14 Сочинения Иосифа Флавия: Antiquitatum Judaicarum libri XX; de bello Judaico libri VII; contra Appionem libri II; de Maccabeis liber. Opera graece et latine. Edit. Dindorfii volum. I et II. Parisiis 1845–47. 15 Напр. рассказывая о переходе Евреев чрез Чермное море, он замечает, что подобный факт был при Александре В.; воду Мерры Моисей, по его, объяснению, сделал удобною для питья тем, что заставил вычерпать этой воды из источника, как можно больше. 29 Antiqu. Lib. II. cap. IX, X, XI. Сказании о том, что Моисей в детстве бросил корону фараона на пол, а равно и о том, что воевал с эфиоплянами, с разными подробностями изложены, как увидим, в книге Яшар, вошли потом в хроники Синкелла, Глики и Кедрина и в кратком виде помещены в житии Моисея св. Димитрием Ростовским . Четьи-Минеи 4 сентября. 30 Antiqu. Lib IV. cap. VIII. Последние слова Флавия показывают, что он рассказ о смерти Моисея в 34-й главе Второзакония считал принадлежащим самому Моисею. 35 О влиянии персидской религии вообще на Каббалу и Талмуд смотр. у Франка: La Kabbale, ou la philosophie religieuse pag.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Вальтер Шубарт (1897–1942) – философ-русофил; русский перевод его книги «Европа и душа Востока» вышел в издательстве «Посев» в 1945 г. Теория о недочеловеках (нем.: Untermensch ), низших расах, и о морлоках (по фантастическим персонажам из романа Г. Уэллса «Машина времени», гуманоидах-канибалах, «постпролетариях»). Полные переводы трудов А. Тойнби на русский появились в начале XXI b. См. также в книге Б. Н. Ширяева «Ди-Пи в Италии», гл. 20 «О букве “ять” и прочем подобном». Граф Евгений Андреевич Салиас-де-Турнемир (1842–1908), – автор популярных исторических романов (Б. Ширяев слушал лекции В. Ключевского в Московском университете). Казимир Феликсович Валишевский (1849–1935) – польский историк, писатель и публицист, автор серии романов про русский XVIII bek. Михаил Сергеевич Грушевский (1866–1934) – украинский историк; Владимир Кириллович Винниченко (1880–1951), украинский публицист и общественный деятель; Владимир Петрович Василакий (1904-?), в конце Второй мировой войны в эмиграции, один из организаторов Украинского Освободительного Движения; в 1955 г. добровольно вернулся в СССР. Борис Николаевич Сергеевский (1883–1976) – полковник императорского Генерального Штаба, эмигрант. Разбираемая книга вышла в 1954 г. Александр Львович Погодин (1872–1947), Федор Васильевич Тарновский (1875–1936), Евгений Васильевич Спекторский (1875–1957) – историки-эмигранты. Сергей Германович Пушкарев (1888–1974) – видный историк и мемуарист, с 1920 г. в эмиграции, в Чехословакии, затем в США. Граф Егор Францевич (Георг Людвиг) Канкрин (1774–1845) – генерал, министр финансов; под его руководством была проведена денежная реформа 1839–1843 гг. Граф Сергей Семенович Уваров (1786–1855) – министр народного просвещения, президент Императорской Академии наук. Михаил Михайлович Сперанский (1772–1839) – государственный и общественный деятель, сторонник либеральных реформ. Граф Павел Дмитриевич Киселев (1788–1872) – генерал, государственный деятель. Яков Иванович Ростовцев (1804–1860) – генерал, начальник главного штаба Его Императорского Величества по военно-учебным заведениям, основной разработчик крестьянской реформы 1861 г.

http://azbyka.ru/fiction/ljudi-zemli-rus...

Начальные шаги А.Ф. на научно-литературном пути, которыми открылся первый период его деятельности, связанный с запросами христианской науки и церковно-общественной жизни семидесятых годов, уже явно намечают те направления, в которых он намерен был работать. Рядом статей в «Гражданине» (1872 г. 7, 15, 16, 17 и приложение к 17-му) под названием Живой вопрос нашей Церкви, написанных по поводу бегства воспитанников духовных школ на светские должности, А.Ф. положил начало своей публицистической деятельности. В трактате Человек в отличие от животных, напечатанном во втором сборнике той же газеты (1872 г.) и направленном против дарвинистических воззрений на происхождение человека, он выступил, как апологет. Богословский же этюд Евангельские советы и их отношение к положительным требованиям Евангелия 7 открывает собою ряд работ А.Ф. в области христианского нравоучения. Так как непосредственно после этого этюда стали появляться в печати сочинения А.Ф., посвященные разработке вопросов евангельской морали и защите христианских нравственных идеалов, то естественно, прежде всего, рассмотреть деятельность А.Ф., как моралиста и защитника христианского нравоучения. Что касается статьи «Евангельские советы», то она рассматриваемый в ней вопрос решила для русской богословской науки на продолжительное время и ее основная мысль остается верной доныне. В западном богословии того времени значительно, а в русском всецело господствовало мнение, будто, так называемые, евангельские советы (напр. о девстве, о нестяжательности) необязательны для христиан и будто исполнение их, предоставленное произволу каждого, составляет нечто сверх-должное. Вопреки этому взгляду, А.Ф. первый у нас высказал и доказал в названной статье мысль о том, что в христианском нравоучении не может быть речи ни о чем сверх-должном и что, так называемые, евангельские советы обязательны для христиан, находящих в них лучшие для себя пути к совершенству. Под влиянием этой именно статьи в семинарскую программу по нравственному богословию введен был (в 1884 г.) особый параграф, который в учебниках, обыкновенно, содержал мысль, высказанную А. Ф. 8 Вот от кого идет у нас взгляд на евангельские советы, ставший обиходным в духовных школах.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Guse...

Время патриаршества Иерофея совпало с трагическими событиями: гражданская война, начавшаяся в 1860 г., привела к массовым погромам и убийству десятков тысяч христиан. Насилие было спровоцировано недовольством экономическим благосостоянием христиан и ростом их влияния в сирийском обществе. В Ливане и прежде вспыхивали друзско-маронитские войны (1841, 1845 гг.), но полномасштабный конфликт, в который были втянуты и православные, случился впервые. Резня прекратилась лишь после вмешательства французских войск, последствием которого стало предоставление Ливану автономии. В результате двенадцатидневного пожара в Дамаске были уничтожены все православные храмы и здание патриархии, много церквей было разрушено в других городах. Восстановлением зданий и воссозданием пошатнувшегося финансового положения патриархии и занялся в последующие годы своего правления патриарх Иерофей. Β 1872 г. митрополиты-арабы в Бейруте пытались (хотя и неудачно) низложить патриарха Иерофея I. После смерти в 1891 г. патриарха Герасима греко-арабский конфликт вспыхнул с новой силой: арабские митрополиты вновь попытались провести своего кандидата на престол, но греческой партии удалось добиться избрания своего ставленника, митрополита Фаворского Спиридона, однако под давлением Порты, арабской партии и арабской дипломатии патриарх Спиридон вынужден был 15 апреля 1897 г. добровольно оставить кафедру. Синод раскололся: меньшая часть епископов требовала включить в каталог избирателей представителей других Патриархатов (такая практика была принята в то время), большинство настаивало на том, что избирать патриарха должны представители самой Антиохийской церкви. После долгих прений епископы-арабы, не пригласив греков, самостоятельно избрали 27 апреля 1899 г. новым патриархом митрополита Лаодикийского Мелетия Думани (1899–1906) – первого почти за два столетия араба на антиохийской кафедре. Константинопольский, Александрийский и Иерусалимский Патриархаты прервали общение с Антиохийской церковью, так как посчитали избрание нового патриарха неканоничным. Со своей стороны патриарх Мелетий II Думани начал проводить последовательную и жесткую антигреческую политику, запретил совершение богослужения на греческом языке и изгнал всех епископов греческого происхождения. По мнению некоторых греческих ученых, Антиохийский Патриархат «фактически в это время управлялся русскими».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Klee Heinr. Dr. Katholische Dogmatik. Mainz. 1835. Köstlin Iul. Dr. Das Wesen der Kirche nach der Lehre und Geschichte des Neuen Testaments mit vornehmlicher Rücksicht auf die Streitfrage zwischen Protestantismus und Katholicismus. 2-te Aufl. Gotha. 1872. S. VIII†144. 8 o . Кутепов Н. О почитании и молитвенном призывании на помощь святых Ангелов и человеков. (Против мнимодуховных христиан). Москва. 1890. Он же. О священном Предании. (Против мнимодуховных христиан). Новочеркасск. 1890. Лебедев А. Протестантство. О главенстве папы, разности православных и папистов в учении о Церкви. СПБ. 1877. Löhe Wilgelm, lutherisch. Pfarrer. Drei Bücher von der Kirche. Den Freunden der lutherischen Kirche zur Ueberlegung und Besprechung dargeboten. Stuttgart. 1845. Пр. Макарий , е. Винницкий, ректор С.-Петербургской Д. Академии. Православно-догматическое богословие. С.-Петербург. Т. I. 1856. Т. II. 1857. Он же . Введение в православное богословие. С.-Петербург. 1847. Marheineke Phil. Dr. Christliche Symbolik oder comparative Darstellung des katholischen, reformirten, socinianischen und des Lehrbegriffes der griechischen Kirche. Herausgegeben von Steph. Matthies und W. Watke. Berlin. 1848. Martensen H. Dr. Bischof von Seeland. Die christliche Dogmatik. Berlin. 1856. Memorandum über die katholisch-apostolischen Gemeinden in Russland. Reval. 1887. Möhler Dr. J. A. Die Einheit in der Kirche oder das Prinzip des Katholicismus, dargestellt im Geiste der Kirchenväter der drei ersten Jahrhunderte. Zweite Auflage. Tübingen. 1843. S. VIII†332. 8 o . Derselbe Auctor. Symbolik oder Darstellung der dogmatischen Gegensätze der Katholiken und Protestanten nach ihren öffentlichen Bekenntnisschriften. Zehnte Aufl. Mainz. 1888. S. XL†632. 8 o . Derselbe Auctor. Neue Untersuchungen der Lehrgegensätze zwischen den Katholiken und Protestanten. Eine Vertheidigung meiner Symbolik gegen die Kritik des Herrn Professors Dr. Baur in Tübingen. Mainz. 1834. S. VIII†528. 8 o . Müller Julius , Dr. Dogmatische Abhandlungen. Bremen. 1870. Abh. V. Die unsichtbare. S. 278–403. 8 o .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

1830 Cod. Theod. XVI, X, 2. Сократ (1, 18) передает, что Константин, узнав о совершении языческих жертв у дуба Мамврийского, ниспроверг жертвенник. Ср. Sozom. II, 4. Созомен (1, 5) также свидетельствует, что Константин запретил язычникам приносить жертвы, обращаться к оракулам и таинственно поставлять идолов и совершать языческие празднества. Аллар (Op. cit. стр. 182) относительно ссылки Констанция и Констанса на запрещение Константином жертв замечает, что это “или преувеличенное воспоминание, принявшее вид обобщения после удара, нанесеннаго Константином гаданию, или это временныя меры, какия он принял на Востоке после поражения Лициния”. Мнение Аллара вполне соответствует общей политике Константина В. Ср. Sesan Op. cit. s. 267. 1836 Schulze “Geschichte des Untergangs griechisch-römischen Heidenthums” B. I, s. 60. Jena 1887–1892. 1839 Chastel (Op. cit. p. 78), Beugnot (Op. cit. 138) приписывают обоим императорам (Schultze Op. cit. s. 75), по-видимому, даже Констанцию. Буасье (Op. cit. стр. 51), наоборот, приписывает Констансу. Традиция, приписывающая эдикт обоим императорам, более достоверна. Так, епископ Фирмик Матерн приветствует обоих императоров, как истребителей храмов и богов (сочинение написано в 343–350 гг.). См. Chastel Op. cit. p. 78 и Аллар Op. cit. стр. 183. 1840 Cod. Theod. XVI, X, 2. По мнению Готофреда этот закон имел ограниченную сферу применения, именно он относился к тайным культам и жертвоприношениям. 1844 В таком почти положении находилось язычество даже в конце царствования Констанция. См. Chastel Op. cit. p. 88–89. 1845 Beugnot (Op. cit. p. 139) упирает на то, что этими словами санкционирована неприкосновенность храмов. 1849 Магненций, напр., отменил запрещение жертвоприношений, сделанное Констансом. Beugnot Op. cit. p. 140. 1856 Ibidem, стр. 185. Единственное, что сделал Констанций, – это приказал вынести статую Победы из сената. См. Ambros. Ep. XVIII (Migne ser. lat. XVI). 1872 Theod. H. E. IV, 4. Феодорит (V, 21) и Сократ (III, 24) утверждают даже больше, что Иовиан запретил идолослужение, но эти свидетельства сомнительны, поскольку противоречат духу веротерпимости Иовиана (Socr. H. E. III, 25). Tillemont (Op. cit. V, 2, 509) замечает, что Иовиан запретил только всякие новые религиозные установления.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И. исследует прямую связь изображения и текста в отличие от иконологии - научного метода, в основе к-рого лежит анализ и интерпретация изменчивого содержания и символики изображенных предметов с учетом контекста современных художнику поэтических или философских лит. источников, оказавших влияние на значение соответствующих мотивов. У истоков И. как основного направления науки о христ. древностях, базирующегося на сочетании описательных принципов классификации изображений и церковно-исторического подхода, лежит соч. А. Н. Дидрона «Иконография. История Бога» ( Didron A.-N. Iconographie Chrétienne: Histoire de Dieu. P., 1843) и опубликованный им афонский иконописный подлинник (Manuel d " iconographie chrétienne, grecque et latine. P., 1845). В сер.- 2-й пол. XIX в. были созданы фундаментальные исследования ( Twining L. Symbols and Emblems of Early and Mediaeval Christian Art. L., 1852; Fleury de Ch. R. L " évangile, études iconographiques et archéologiques. Tours, 1874. 2 vol.; Piper F. Mythologie und Symbolik der christlichen Kunst von der ältesten Zeit bis in " s 16. Jh. Weimar, 1847-1851. 2 Bde) и изданы энциклопедии и словари ( Martigny J.-A. Dictionnaire des Antiquités Chrétiennes. P., 1865; Kraus Fr. X. Real-Encyclopädie der christlichen Alterthümer. Freiburg i. Br., 1880-1886. 2 Bde), их научное значение для И. сохраняется до наст. времени. Успехи в изучении И. в значительной мере были обусловлены изданиями памятников христ. археологии, а также критической публикацией средневек. текстов - агиографических произведений, святоотеческой лит-ры, апокрифов ( Bosio A. Roma sotterranea. R., 1632; Nessel D., de. Breviarium et supplementum Commentariorum Lambecianorum, sive Catologus aut recensio specialis. Vindobonae; Norimbergae, 1690; Albani A. Menologium Graecorum. Urbinum, 1727; Migne J.-P. Patrologiae cursus completus. Ser. latina. P., 1844-1855; Tischendorf С. Evangelia apocrypha. Lpz., 1853; Garrucci R. Storia dell " arte cristiana nei primi otto secoli della Chiesa. Prato, 1872-1880. Vol. 1-6).

http://pravenc.ru/text/389052.html

Кроме того, в московских духовных школах в области патрологических изысканий работали Анатолий Петрович Орлов (1879–1937), экстраординарный профессор по кафедре «Истории и обличения западных исповеданий в связи с историей Западной Церкви от 1054 г. до настоящего времени» (1909), автор магистерской диссертации «Тринитарные воззрения св. Илария Пиктавийского » (1908), монографий «Христология Илария Пиктавийского » (С. Посад, 1909), «Св. Иларий, епископ Пиктавийский» (посмертная публикация: 1964, 1968) и небольших, но серьезных трудов о богословии Оригена , сотериологии Ансельма Кентерберийского (1915) и П. Абеляра (1915–1916), а также о воззрениях Канта, Лютера и Цвингли (1905); Иван Иванович Адамов (в 1900–1910-х гг. служил в Уфе и Калуге), исследования которого, посвященные догматическим взглядам Амвросия Медиоланского 1543 , остаются актуальными; выдающийся филолог-классик Сергей Иванович Соболевский (1864–1963), профессор Московской духовной академии (с 1909 г.) и Московского университета (1892–1921), член-корреспондент AH СССР (с 1928 г.), который осуществил перевод творений Исаака Сирина , снабдив его предисловием, примечаниями и указателями. В 70-е гг. XIX в. сформировалась казанская школа патрологии. Профессор Казанской духовной академии Дмитрий Васильевич Гусев (1845–1894) стоял на аналогичных с И.В. Поповым теоретических позициях. Магистерская диссертация Гусева была посвящена истории христианства предконстантиновского времени (Ересь антитринитариев III в. Казань, 1872). В курсах лекций 1544 он развивал точку зрения, согласно которой патрология «должна исторически представить постепенное внутреннее раскрытие христианской истины в произведениях древних церковных писателей, чтобы показать путем изучения этих писателей, каким образом христианская догма, христианская мораль и христианская практика достигли своего полного и всестороннего развития, в каком они существуют и теперь в православной христианской Церкви»; посему и в патрологии двоякий интерес – исторический, как истории древней церковной литературы, параллельной со светской, и догматический, где она наряду с теоретическим изложением в догматике дает историческое раскрытие (формирование) христианской вероучительной системы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010