Храм Николая Чудотворца (Шадринск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Николая Чудотворца первоначально был сооружен в 1793-1802 годах, в 1845-1854 расширен пристройкой боковых приделов. Новая колокольня в стиле позднего классицизма сооружена в 1855 году, западная паперть расширена в 1895. Содержание История [ править править код ] Деревянный храм был заложен в 1788 году. Через четыре года был разобран и перенесен за город на кладбище, где снова был устроен и освящен во имя мучеников Флора и Лавра. На его месте в 1793 году был заложен фундамент под строительство каменного двухэтажного храма. В 1796 году престол нижнего храма был освящен во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских. Строительство верхнего храма было завершено в 1802 году, престол освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Рост численности прихожан диктовал необходимость расширения храма и в 1845 году как с южной, так и с северной стороны были заложены каменные двухэтажные приделы. В 1848 году в нижних храмах были установлены иконостасы, в 1849 году южный придел освящен в честь Рождества Честнаго Славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, северный - во имя Пророка Божия Илии. В 1853 и 1854 годах состоялось освящение престолов верхних приделов южной и северной сторон - в честь Тихвинской иконы Божией Матери и великомученика Димитрия Солунского, соответственно. Окончательно архитектура храма сформировалась к началу XX века, когда с западной стороны была воздвигнута величественная колокольня. Таким храм предстает в 1902 году: " По своему наружному виду церковь представляет правильное четырехугольное здание, с несколько выдающимся в виде шестиугольника главным алтарем, увенчанное одним куполом, с довольно высоким на нем фонарем и заканчивающееся колокольнею, в одну линию с которой (на западной стороне) выведены новые пристройки для лестниц. Над главным алтарем устроен такой же фонарь, как и над куполом. В общем эта церковь, отличающаяся белизною своих прямых, правильных, почти гладких стен, приятно оттеняемых зеленью окружающих старых берёз, рассаженных внутри ее ограды, производит очень хорошее впечатление, но внутри она недостаточно высока, а в средней части нижнего этажа, кроме того, еще и темна. Лучшей частью её является средний храм в верхнем этаже, особенно в передней половине под куполом. Здесь внимание входящего останавливает на себе иконостас, отличающийся своей оригинальностью: он четырех ярусов, значительной высоты, весь резной из липового дерева в стиле рококо, не покрыт никакой краской, оставлен без позолоты; стоимость его, не считая икон нижнего яруса, взятых из старого иконостаса, равняется 4900 руб. Иконостас этот поставлен в 1890 г. [...] В главном храме нижнего этажа настоящий иконостас существует с 1863 г. [...] В нижнем этаже стены в 1900-1901 гг. окрашены заново масляною краской и весьма удачно и умело расписаны священными изображениями " .

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Николая_Ч...

Ульянова Гора. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь на погосте Ульянина Гора /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Троицы Живоначальной , Михаила Архангела Год постройки:1840. Год утраты:Не установлен. Адрес: Тверская область, Бежецкий район, деревня Ульянова Гора Координаты: 57.83311, 36.83777 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Погост Ульянина Гора, от Твери 130 верст, от Бежецка 10 верст. Церковь Троицкая, постройки 1840 года, каменная, престола 2: холодный Святой Троицы, теплый Архистратига Михаила. В оном селе есть другая церковь, деревянная, постройки 1704 года, престола 2: Архангела Михаила и Трех Святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Церковные документы: опись 1845 года, метрические книги с 1870 года, исповедальные росписи с 1870 года, план на землю. В 1901 году служили: Священник Михаил Георгиевич Барбашинов 60-ти лет, окончил духовную семинарию, священником с 1862 года, состоял законоучителем церковно-приходской школы, награжден в 1897 году камилавкой. Псаломщик Иоанн Феодорович Морошкин 25-ти лет, в должности с 1895 года. Прихожан в сельцах: Ульяниной Горе, Боикине, в деревнях: Ульяниной Горе, Петрищеве, Дмитровке, Малышеве, Плотавце, Боикине, Лиственке, Крутце - 118 дворов (469 мужчин, 477 женщин). В 1914 году служили: Священник Василий Воскресенский 33-х лет, окончил семинарию, на службе 13 лет, на службе 13 лет, в Никольском храме 9 лет. Псаломщик Иван Морошкин 40-ка лет, на службе 22 года, в Никольском храме 19 лет. Прихожан в деревнях: Гора, Дмитровка, Петрищево, Бойкино, Кожевня, Малышево, Плотавец, Крутец, Княжа, Лиственка - 442 мужчины, 438 женщин. По материалам: Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901. Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914.  

http://sobory.ru/article/?object=54430

Воскресенский Новодевичий монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Воскресенский Новодевичий женский монастырь был построен в середине XIX века; с 2003 при монастыре действует Группа самопомощи для алко- и наркозависимых. Содержание История [ править править код ] Предшественники обители [ править править код ] Первоначально женский Воскресенский монастырь предполагалось устроить на месте Смольного двора на Неве. 30 октября (10 ноября) 1748 года, по указу императрицы Елизаветы Петровны был заложен Смольный девичий монастырь. Однако строительство обители затянулось по причине продолжавшейся Семилетней войны. Только в 1764 году сюда были назначены настоятельница и пять монахинь. Своё существование монастырь прекратил в 1822 году, когда в нём не осталось ни одной монахини. Первоклассный женский монастырь в Санкт-Петербурге был возобновлён 14 (26) марта 1845 года по указу Николая I. Насельницы были размещены на Васильевском острове в бывшем доме упразднённой Греко-униатской Духовной коллегии. А службы для них совершались в нижнем храме соседней Благовещенской церкви. Место на Васильевском острове не устраивало монахинь. В связи с этим для монастыря была выделен казённый лесной участок у Московских ворот. Здесь митрополит Никанор (Клементьевский) 3 ноября 1849 года совершил закладку обители. Первый кирпич заложил император Николай I. За 4 года до этого здесь было основано и кладбище. Первой игуменьей монастыря была Феофания (Готовцова). Строительство комплекса велось по проекту архитектора Н.Е. Ефимова, при участии К.И. Реймерса, Л.Л. Бонштедта и Н.А. Сычёва. Среди жертвователей были графиня А.А. Орлова-Чесменская и вюртембергская королева Ольга Николаевна. Кроме того, ежегодно на постройку монастыря казна выделяла 25000 рублей. В 1854 году монахини переселились в отстроенный комплекс. После основания при монастыре действовали различные мастерские: иконописная, рисовальная, чеканная, золотошвейная, ковровая, башмачная, просфорная, поварня, квасоварня, появились фермы, огороды, сады, пчельник. В 1901 году в монастыре были построены здания, в которых расположились трапезная, ризница, библиотека, больница и др. При монастыре стали работать детский приют, богадельня и церковно-приходская Князь-Владимирская школа.

http://azbyka.ru/palomnik/Воскресенский_...

Казанская Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь Описание: Казанская Амвросиевская женская пустынь основана великим оптинским старцем преподобным Амвросием. В 1875 г. духовная дочь прп. Амвросия монахиня Амвросия (Ключарева, 1818-1881) по его благословению покупает землю при сельце Шамордине для будущего монастыря. В 1881 г. по духовному завещанию монахини Амвросии в ее имении была устроена женская община с домовым храмом. Первыми насельницами стали жившие при матушке Амвросии в этом имении 35 вдов и девиц-сирот. Помощницей в устроении новой обители преподобный Амвросий избрал свою преданную духовную дочь Софию Михайловну Болотову (1845-1888), происходившую из древнего благочестивого рода дворян Болотовых Тульской губернии. 1/14 октября 1884 г., на праздник Покрова Божией Матери, состоялось открытие общины, освящение в ней домовой деревянной церкви в честь Казанской иконы Божией Матери и одновременно назначение матушки Софии настоятельницей. В 1885 г. при монастыре открыт приют для девочек. В 1888 г. после кончины схимонахини Софии (Болотовой) настоятельницей Шамординской обители назначена монахиня Евфросиния (Розова, 1830-1904). В это трудное время на помощь обители пришел духовный сын преподобного Амвросия московский дворянин, чаеторговец Сергей Васильевич Перлов (1836-1910). Еще при жизни прп. Амвросия он оказывал благотворительную помощь общине. После кончины преподобного Амвросия 10/23 октября 1891 г. Сергей Васильевич взял над ней полное попечительство. С.В. Перлов, также как и все дореволюционные настоятельницы, был похоронен в монастырской усыпальнице. 8/21 июля 1901 г., в праздник Казанской иконы Божией Матери, Шамординская община получила статус общежительного монастыря и стала называться Казанской Амвросиевской женской пустынью. 24 октября/6 ноября 1902 г. состоялось освящение нового 15-главого кирпичного Казанского собора. В 1904 г. после кончины схиигумении Евфросинии по благословению преподобного Иосифа Оптинского настоятельницей была назначена монахиня Екатерина (Самбикина, 1842-1911), которая также была преданной духовной дочерью преподобного Амвросия.

http://patriarchia.ru/db/text/4200775.ht...

Нижний Тагил. Церковь Николая Чудотворца (Выйско-Никольская). /// Объект утрачен Церковь Николая Чудотворца (Выйско-Никольская церковь). Фотографическая открытка конца XIX - начала ХХ в. Елена Григорьева 1 июня 1901 Величественный храм в панораме посёлка. Вид на Выйскую часть заводского посёлка и Выйско-Николаевскую церковь. Елена Григорьева 1 июня 1900 Карта и ближайшие объекты Церковь Святых угодников Николая, Павла и Анатолия, или как её чаще называли Выйско-Николаевская (или Выйско-Никольская), была заложена в 1835 году на Выйском поле. Автором проекта был талантливый петербургский архитектор Александр Христофорович Крих. Однако через год после начала строительства А.Х. Крих умер, и по просьбе Демидовых проект доработал и курировал другой известный российский архитектор, родоначальник так называемого «русско-византийского стиля» Константин Андреевич Тон. К.А. Тон внёс значительные изменения в проект храма с учётом новых пожеланий заказчиков. По их замыслу новая церковь должна была стать родовой усыпальницей акинфиевой ветви Демидовых, начиная с Николая Никитича. Строительство продолжалось десять лет и завершилось в 1845 году. Современники отмечали, что новая тагильская церковь представляет собой " …здание обликом внушительное, о пяти красномедных куполах, с высоким мощным цоколем, походящее на московский храм Христа Спасителя " . Фасад церкви делился пилястрами на пять частей, которые завершались лучковыми фронтонами. Крышу храма покрывали листы кованой красной меди, высокий цоколь был облицован толстыми чугунными плитами. Чугунными плитами был выложен и пол церкви. Внутри храма было светло и просторно. Все отмечали и превосходную акустику помещения. Территория храма была огорожена ажурной решёткой, выполненной мастерами знаменитого в те годы Механического заведения при Выйском заводе. Особое внимание уделялось качеству кладки и самого строительного материала. Церковь была построена настолько крепко, что, когда в 1963 г. на её месте решили строить ДК «Юбилейный», то полностью снести остатки храма не смогли – их засыпали сверху грунтом, после чего долго выравнивали местность для устройства площади перед ДК.

http://sobory.ru/article/?object=35690

Николо-Ямской храм (Рязань) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь святого Николая Чудотворца в Ямской слободе или Николо-Ямская церковь — одна из крупнейших православных церквей в Рязани. В настоящее время подворье Иоанно-Богословского монастыря и архиерейское подворье. Содержание История [ править править код ] По имеющимся в Государственном архиве Рязанской области документам и источникам начало истории Никольской церкви в Ямской слободе было связано с церковью, именуемой в народе «Никола Мокрый». Для этой, начавшейся строиться новой Николо-Ямской церкви, и был «употреблен ... материал, оставшийся от обветшавшей и упраздненной каменной церкви, бывшей в Выползовой слободе, известной под именем «Николы Мокрого». Строительство Николо-Ямского храма было закончено в 1788 году. Кроме кирпича, используемого для стройки, из церкви «Николы-Мокрого» был перенесен и иконостас со всей другой утварью. Здесь же находился «напрестольный крест, устроенный в 1648 году» и храмовая чтимая икона Николая Чудотворца. В 1837 году в Новоямской Никольской церкви была распространена придельная часть, а в 1845 году заново перестроена настоящая. Постройка колокольни, замечательной по своей высоте, относится к 1822 году. Об этой колокольне можно рассказать отдельную историю, ведь именно юна делала храм внешне неповторимым. Из архивных документов известно, что престолов в храме было четыре, «...в настоящей – холодной во имя Св. Николая; в теплой: в приделах: правом – во имя Св. Муч. Флора и Лавра, в левом - во имя Преп. Марона чудотворца и в середине, в арке над дверьми в настоящую церковь - во имя священномученика Григория Великия Армении, память совершается 30 сентября». В храме «икона Св. Николая и св. Марона древние были и почитаемы». (Клировые за 1901 год и 1915 г.) В 1900 " причту храма было разрешено устроить новые киоты на иконы на левой стороне трапезной на пожертвованные средства, с добавлением 700 рублей из свободных церковных сумм за 1900). В свое пребывание на Рязанской кафедре архиепископ Иувеналий (Масловский, 1878-1937, память 11/24 октября, прославленный священномученик) с почтением относился к Николо-Ямскому исполину. В воспоминаниях С. Д. Яхонтов писал: «Колоссальный храм - остановил на себе внимание Ювеналия, чтобы сделать его своею кафедрою. Но храм долго не ремонтировался, так как сумма за ремонт Горсоветом была назначена такой огромной, что приход не в состоянии был ее осилить, к тому же в Ямской слободе устроен был колхоз. Поэтому от ремонта как непосильного - отказалась слобода, а отсрочки не давали».

http://azbyka.ru/palomnik/Николо-Ямской_...

Храм великомученика Димитрия Солунского (Тула) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Димитрия Солунского — православный храм Тулы. Храм был заложен в 1795 году на Чулковском кладбище. Строительство завершилось спустя 6 лет и в 1801 году храм был освящён и открыт, как кладбещенский и бесприходный. Содержание История [ править править код ] Храм святого великомученика Димитрия Солунского расположен в Пролетарском районе города Тулы на территории Чулковского кладбища. С августа 2007 года председатель Издательского отдела Тульской епархии протоиерей Максим Троеглазов на основании указа Высокопреосвященнейшего Алексия, митрополита Тульского и Ефремовского, назначен настоятелем храма в честь св. вмч. Димитрия Солунского г. Тула. С этих пор приходу суждено было стать центром издательской деятельности Тульской епархии. Кладбище было отведено в 1790 г. по прошению казенных оружейников, жителей Чулковской слободы. Чулковское кладбище вскоре после своего возникновения стало цеховым кладбищем оружейного завода. Сохранились могилы: главного механика оружейного завода А.М.Сурнина (1767-1811), послужившего прототипом литературного Левши; героя Отечественной войны 1812 года, командира оружейного завода и тульского губернатора генерала Е.Е.Штадена (1774-1845); командира ТОЗа генерал-майора Сиверса А.И. (1798-1840); главного механика оружейного завода Д.Джонса (1768-1835); потомственных почетных граждан знаменитых самоварщиков Воронцовых, Тепловых, Копырзиных и т.д. На территории кладбища расположена братская могила защитников Тулы времен Великой Отечественной войны, героя Советского Союза И.А. Дементьева (1901-1964). Кладбище было закрыто в конце 60-х годов ХХ века. Строительство кладбищенской церкви было начато в 1795 году. Первоначально храм строился во имя Сошествия Святого Духа, но, то обстоятельство, что местные жители в день Святого Духа устраивали шумное народное гуляние («тюльпа»), привело к тому, что тульский преосвященный Мефодий, желая отделить церковный праздник от языческого празднования, распорядился престольный праздник перенести на более позднее время, и в июле 1801 года священник Богородице-Рождествеской, что на Ржавце, церкви Н. Покровский освятил новоустроенный храм во имя св. великомученика Димитрия Мироточца.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_великомуч...

Ламская Пустынь (акватория Рыбинского водохранилища). Церковь Успения Пресвятой Богородицы. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы , Зосимы и Савватия Соловецких Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:1845. Год утраты:Не установлен. Архитектор:И.Ф. Львов (?) Адрес: Россия, Тверская область, Весьегонский район, акватория Рыбинского водохранилища, ок. 1,7 км к северо-востоку от д. Противье Координаты: 58.520614, 37.515925 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Погост Ламская Пустынь располагался на правом берегу устьевого участка р. Лами при впадении её в Мологу. Ныне эта территории поглощена водами Рыбинского вдхр. Церковь Успения Пресвятой Богородицы с приделом Зосимы и Савватия Соловецких (1845) принадлежала к характерному для Тверской губ. типу церкви в стиле позднего классицизма. Её ядром служил кубический объём храма с четырёхколонными портиками, увенчанный световым купольным барабаном-ротондой. Объёмно-пространственная композиция и детали церкви чрезвычайно близки творчеству тверского губернского архитектора И.Ф. Львова, который с большой долей вероятности может считаться автором её проекта (справка Г.К. Смирнова). По материалам издания Ларин Г.А. Весьегония: словарь-справочник/Г.А. Ларин. - Москва: Ключ-С, 2010 Ламская пустынь, от Твери 210 верст, от Весьегонска 25 верст. Церковь Успения, каменная, постройки 1845 года, престола два: холодный Успения Божией Матери, теплый Зосимы и Савватия Соловецких. Церковные документы: опись 1861 года, метрические книги с 1780 года, план на землю. В 1901 году служили: Священник Петр Иоаннович Воскресенский 46-ти лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1878 года, священником с 1880 года, состоял законоучителем церковно-приходской школы и земской школы, награжден в 1893 году набедренником. Диакон Николай Павлович Троицкий 35-ти лет, из 5 класса духовной семинарии, в служении с 1888 года, диаконом с 1892 года, состоял учителем церковно-приходской школы. Псаломщик Иоанн Стефанович Быков 77-ми лет, в должности с 1838 года. Церковный староста крестьянин Павел Андреев, в должности с 1896 года.

http://sobory.ru/article/?object=52377

Богородице-Рождественский храм (Кременье) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Богородице-Рождественский храм (Кременье). Небольшая деревянная однокупольная церковь в стиле классицизма с колокольней. Клетский храм с шатровой колокольней простой архитектуры в целом окончен к 2009 г., освящён 24.06.2012 г. Содержание История [ править править код ] До революции селение Кременье именовалось Погост Кременье. Деревянная церковь построена по клировым ведомостям «когда и кем неизвестно», но вероятно в XVII веке. В конце XVIII - нач. XIX была лишена приходского статуса и приписана к церкви преподобного Андрея Критского (совр. Казанская) с. Суково. К середине XIX века церковь пришла в крайнюю ветхость. Богослужения в это время в ней не проводились. В 1845 году из нее был изъят антиминс. В 1901 году причт Суковской церкви и местные прихожане обратились в Московскую консисторию с просьбой разрешить основательный ремонт церкви. Храм к тому времени пришел в плачевное состояние: сгнили столбы колокольни, потолок, оконные рамы, купол и обшивка церкви. Все это предлагалось починить за церковные деньги. Клировые ведомости за 1916 год так описывают церковь: «Деревянная на кирпичном фундаменте с колокольней, крыта железом, крепка, холодная». Богослужения в ней проводились редко, в теплое время года. Селение было небольшое (в 1916 году насчитывалось 29 дворов), поэтому доход церкви был невелик. В 60-х годах XX века храм был разрушен. До революции селение Кременье именовалось Погост Кременье. Деревянная церковь построена по клировым ведомостям «когда и кем неизвестно», но вероятно в XVII веке. В конце XVIII - нач. XIX была лишена приходского статуса и приписана к церкви преподобного Андрея Критского (совр. Казанская) с. Суково. К середине XIX века церковь пришла в крайнюю ветхость. Богослужения в это время в ней не проводились. В 1845 году из нее был изъят антиминс. В 1901 году причт Суковской церкви и местные прихожане обратились в Московскую консисторию с просьбой разрешить основательный ремонт церкви. Храм к тому времени пришел в плачевное состояние: сгнили столбы колокольни, потолок, оконные рамы, купол и обшивка церкви. Консистория разрешение дала, и храм был отремонтирован.

http://azbyka.ru/palomnik/Богородице-Рож...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМВРОСИЙ (Ключарёв Алексей Иосифович; 17.03.1820, г. Александров Владимирской губ.- 3.09.1901, Харьков), архиеп. Харьковский и Ахтырский. Род. в семье протоиерея Амвросий (Ключарёв), архиеп. Харьковский. Кон. XIX в. Амвросий (Ключарёв), архиеп. Харьковский. Кон. XIX в. Богоявленской ц. г. Александрова. Обучался в Вифанской ДС (1834-1840), затем в МДА (1840-1844). 30 окт. 1844 г. направлен «профессором наук философских» в Вифанскую ДС, где зарекомендовал себя как прекрасный преподаватель. 26 окт. 1845 г. утвержден в ученой степени магистра и в звании профессора богословия. В 1848 г. женился на Е. С. Владимирской, дочери московского прот. Сергия Владимирского, после смерти к-рого взял на себя заботу о его многочисленном семействе. 23 окт. 1848 г. назначен священником в московский в честь Рождества Богородицы жен. мон-рь , 14 нояб. рукоположен во диакона, 17 нояб.- во священника. В нач. марта 1849 г. переведен в Казанскую ц. у Калужских ворот. С 4 марта 1864 г. протоиерей. В июне 1860 г. скончались жена и пятилетний сын А. По настоянию свт. Иннокентия (Вениаминова) , митр. Московского, 7 нояб. 1877 г. А. принял монашество, 8 нояб. был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Валдайского мон-ря . 15 янв. 1878 г. А. был хиротонисан во епископа Можайского, викария Московской епархии, с 6 апр. 1878 г. епископ Дмитровский, викарий Московской епархии, принимал активное участие в епархиальном управлении и деятельности Православного миссионерского об-ва . В Москве А. приобрел широкую известность как чуткий к проблемам времени, красноречивый проповедник, его проповеди публиковались в «Московских ведомостях» . А. выступал также с публичными лекциями о духовно-нравственных последствиях реформ (см. Реформы в России в 60-80-х гг. XIX в. ). А. отрицательно оценивал рус. общественные течения сер. XIX в., видя в них торжество материалистического, чувственного мировоззрения, противоположного христианскому, что во многом, по мнению А., было обусловлено развитием секуляризованной науки, к-рая своей высшей целью ставит удовлетворение материальных потребностей человека. Опираясь на науку, общественная мысль, по мнению А., извратила естественные понятия, в частности представление о свободе, заменив ее вседозволенностью, представление о месте женщины в об-ве, приписав женщине несвойственные ей устремления. А. придавал большое значение христ. просвещению, основал ж. «Душеполезное чтение» и заведовал его редакцией в 1860-1866 гг.

http://pravenc.ru/text/114386.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010