В 1804 древний собор зачатия св. Анны был сломан, и на его месте в 1805—1807 выстроен новый неоготический собор Рождества Богородицы с приделом Зачатия святой Анны, освящённый лишь в 1813 году. Авторство собора, обычно приписываемое Родиону документально не установлено. В 1812 году при нашествии Наполеона монахини оставались в монастыре, служба не прекращалась. В 1844—1850 внутри стен была выстроена богадельня с церковью Сошествия св. Духа под византийским куполом по проекту М. Д. Быковского. В 1912 году по заказу монастыря архитектором Л. В. Стеженским на Никитском бульваре был построен доходный дом. С 1904 по 1907 гг. рядом с монастырём жил Фёдор Шаляпин, дом которого в полуразрушенном виде сохраняется в 3-м Зачатьевском переулке. В 1922 монастырь был разграблен, но продолжал действовать; 16 марта 1925 здесь отслужил последнюю службу патриарх Тихон, умерший девятью днями позже. В 1927 монастырь был закрыт; здесь, в числе прочих учреждений, помещалась тюрьма и детская колония. Внутренние постройки, кроме богадельни, были снесены в 1934 году, а на их месте выстроено школьное здание; храм Сошествия Святого Духа был изуродован до неузнаваемости. Надвратная церковь, объявленная архитектурным памятником, была отреставрирована в 1960-е годы. Современное состояние [ править править код ] После возобновления обители в 1991 году и возвращения монастырского статуса в 1995 году внутри монастыря был восстановлен купол храма Сошествия Святого Духа (2001—2005). Фундаменты старого собора Зачатия св. Анны расчищены от позднейших построек и обследованы по заказу мэрии Москвы. Московская Патриархия предпринимала шаги для воссоздания собора Зачатия св. Анны, однако отказалась от постройки его в готических формах 1805—1807 годов. Проект, впервые выдвинутый архитектором Ильёй Уткиным, предполагает консервацию фундаментов старого собора и старого кладбища и возведения над ними плиты — саркофага. На этой плите предполагается поставить пятиглавый собор в традиционном «узорочье» по образцам XVII века. Новый собор по проекту Уткина был бы выше, чем казаковский. 30 ноября 2006 года Ю. М. Лужков в целом одобрил аналогичный проект «Моспроекта-2», выполненный в псевдорусском стиле А. Н. Оболенским, но потребовал уменьшить его высоту. Церковь Сошествия Святого Духа

http://azbyka.ru/palomnik/Зачатьевский_м...

Уфа. Домовая церковь Веры, Надежды, Любови и матери их Софии при бывшей мужской гимназии. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Домовая церковь. Не действует.   Престолы: Веры, Надежды, Любови и матери их Софии Год постройки:1865. Освящена в здании постройки 1840-х гг. Ссылки:   Адрес: Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Заки Валиди, д. 47 Координаты: 54.720017, 55.942944 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Новое здание гимназии открыли с начала 1844—1845 учебного года, окончательно его достроили на пожертвования частных лиц и казны в 1847 году. Два каменных флигеля, в которых находились квартиры директора, инспектора и воспитателей, а также канцелярия, были построены в 1852 году. На верхнем этаже главного корпуса помещались церковь, актовый зал, классные комнаты, физическая лаборатория и комната для приема родителей и других лиц. На первом этаже находились три комнаты для занятий, четыре спальни, комната для отдыха, больница из трех комнат, столовая, гардеробная и небольшая квартира для эконома пансиона, фундаментальная библиотека, комната для заведующего метеорологической станцией и другие. Гимназическая церковь «Святой Мученицы Софии и трех дщерей ея Веры, Надежды и Любови» освящена в 1865 году. Одним из источников содержания храма служили сто рублей, ежегодно ассигнуемых из средств гимназии. Мужская гимназия просуществовала до Октябрьской революции. С начала 1920-х гг. в здании, согласно справочнику «Вся Башкирия» на 1925 год, размещалась 2-я школа II ступени, а также платные группы школы I ступени. Заведовала школой Лидия Андреевна­ Галанова. В 1932 году школа переехала в здание бывшей частной гимназии Ница-Верниковской на углу Центральной и Б. Казанской (Ленина и Октябрьской революции), а в здании на ул. Фрунзе разместился Башкирский медицинский институт. В 1936 году надстроили третьи этажи над основным корпусом и боковыми флигелями, с тех пор внешний вид комплекса сооружений бывшей мужской гимназии практически не изменился. http://www.hrono.ru/text/2007/bur08_07.html Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=47814

СПб., 1902. С. 143-144). На нек-рых рус. иконах XV в. с оплечным изображением Богоматери Младенец изображен стоящим (ГИМ). Образы Богоматери со стоящим Младенцем (поколенно и в полный рост) XIII-XIV вв. известны в храмах Италии. Н. П. Кондаков в заметках к неизданному тому «Лицевого иконописного подлинника», посвященному иконографии Божией Матери, высказал мнение о влиянии на иконографию Казанской иконы итал. образов Богоматери со стоящим Младенцем эпохи Возрождения (ПФА РАН. Ф. 115. Оп. 1. 95. Л. 1, 189; Оп. 1. 96. Л. 73, 91). Это отмечалось исследователями и позднее ( Пуцко В. Г. Ренессансные схемы рус. икон Богоматери: Елецкая и Казанская//Н. П. Кондаков, 1844-1925: Личность, науч. наследие, архив. СПб., 2001. С. 97, 98; Чугреева. Об иконографии. 2003. С. 53). На Руси иконографические изводы зап. христ. искусства, имевшие влияние на рус. иконопись, получали содержание, обусловленное правосл. догматикой. Новгород XVI в., имевший широкие культурные связи, мог быть той художественной средой, где новшество иконографии было переработано в соответствии с каноном иконного образа. Наиболее ранний сохранившийся оклад на Казанскую икону относится к новгородской культуре и датируется кон. XVI - нач. XVII в. (СПГИАХМЗ) (Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Худож. металл XVI-XVII вв./Ред.-сост.: И. А. Стерлигова. М., 2008. Кат. 327. С. 547). «Греческий» тип ликов Я. К. и. характерен для московской и новгородской иконописи сер.- 2-й пол. XVI в. Я. К. и. помещалась в киоте в 2 рамах с серебряными позолоченными окладами. На внутренней раме, видимо рубежа XVI и XVII вв., размещалось 11 клейм с изображениями праздников («Зачатие Пресв. Богородицы» («Встреча Иоакима и Анны»), «Рождество Пресв. Богородицы», «Введение во храм Пресв. Богородицы», «Благовещение», «Рождество Христово», «Собор Пресв. Богородицы», «Сретение Господне», «Успение Пресв. Богородицы», «О Тебе радуется», «Похвала Пресв. Богородицы», «Покров Пресв. Богородицы»), в последнем, 12-м клейме было представлено обретение Я.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Ни Витте, ни Скартаццини… – Карл Витте (1800–1883) – немецкий юрист и переводчик, знаток итальянской литературы; издал в 1862 г. комментированный перевод на немецкий язык «Божественной комедии» Данте. Дж. Скартаццини – автор трехтомной «Дантовской энциклопедии» (Милан, 1896–1905). …дам – для начала – Крауса.  – Франц Ксаверий Краус (1840–1901) – немецкий католический богослов и археолог, автор монографии «Данте» (1897). Вот твои книжки… «Серебряные коньки», «Лорд Фаунтлерой»…  – Названы популярные книги американских писательниц для детей: повесть «Серебряные коньки» (1865) Мэри Додж (1838–1905) и роман «Маленький лорд Фаунтлерой» (1886; рус. пер. 1889) Фрэнсис Элизы Бернетт (1849–1924). …направляясь к могильному памятнику Скалигеров…  – Скалигеры (делла Скала) – итальянский феодальный род, представители которого правили Вероной с 60х гг. XIII b. до 1387 г., когда Верону захватили правители Милана Висконти. …маленький свой палладиум…  – Палладиум – статуя вооруженного божества; в тексте в значении – талисман-хранитель. …а теперь разные Якиры, Ягоды…  – Иона Эммануилович Якир (1896–1937) – советский военачальник, репрессированный Сталиным; посмертно реабилитирован. Генрих Григорьевич Ягода (1891–1937), возглавлявший органы внутренних дел, был одним из главных исполнителей массовых репрессий и сам стал их жертвой: расстрелян. …сподвижник Забелиных, Кондаковых…  – Иван Егорович Забелин (1820–1908/1909) – историк, археолог; председатель Общества истории и древностей российских, руководитель Исторического музея в Москве; почетный академик. Никодим Павлович Кондаков (1844–1925) – историк византийского и древнерусского искусства, академик. Silentium, как сказал гениальный Тютчев.  – «Silentium» («Молчание») – один из лирических шедевров Федора Ивановича Тютчева (1803–1873). …мимо пустого места Иверской часовни.  – У Воскресенских (Иверских) ворот, ведущих на Красную площадь, в 1790х гг. была сооружена каменная часовня для иконы Иверской Божией Матери – точной копии величайшей святыни Афона, привезенной в Москву в 1648 г. Часовня разобрана в начале 1930х гг. Ныне восстановлена на прежнем месте.

http://azbyka.ru/fiction/puteshestvie-gl...

Никодим Павлович Кондаков (13.11.1844–17.02.1925) Церковная археология Церковное искусство Никодим Павлович Кондаков Русский историк византийского и древнерусского искусства, археолог, создатель иконографического метода изучения памятников искусства. Биография Родился в селе Русская Халань Новооскольского уезда Курской губернии в семье главноуправляющего имениями князей Трубецких. Отец — Кондаков Павел Иванович. Мать — Кондакова Елена Филипповна. В 1861—1865 гг. учился на историко-филологическом факультете Московского университета (научный руководитель - Ф. И. Буслаев). По окончании университета преподавал в средних учебных заведениях, в том числе московском художественном училище. В 1870 году был избран приват-доцентом кафедры истории и теории искусств Новороссийского университета (ныне – Одесский национальный университет имени И. И. Мечникова); с 1877 — профессор того же университета. В 1873 году защитил в ИМУ магистерскую диссертацию «Памятник Гарпий из Малой Азии и символика греческого искусства»; в 1876 — докторскую диссертацию «История Византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей». С 1888 по 1897 год — профессор кафедры истории искусств Санкт-Петербургского университета, преподавал также на петербургских Высших женских курсах. В 1888-1893 годах — старший хранитель отделения искусства средних веков и эпохи Возрождения Эрмитажа. В 1895 году основал (вместе с Фёдором Успенским) Русский археологический институт в Константинополе. В 1901 году был избран член-корреспондентом Сербской Королевской академии наук. Был пожалован чинами действительного статского советника (1882), тайного советника (1900). Лекции профессора Кондакова оказали большое влияние на Дмитрия Айналова, Николая Лихачёва, Михаила Ростовцева, Сергея Жебелёва и многих других историков, археологов и историков искусства. С 1917 года Кондаков жил в Одессе, с 1918 г. - в Ялте. В 1920 эмигрировал в Константинополь, затем — в Софию (Болгария). В 1920-1922 годах — профессор Софийского университета. В 1922 году по личному приглашению президента Т. Г. Масарика переехал в Прагу (Чехословакия), где преподавал до конца своей жизни в Карловом университете. Умер Никодим Павлович Кондаков в Праге 17 февраля 1925 года. Похоронен на Ольшанском кладбище.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

70 Толстая (урожд. Берс) Софья Андреевна (1844–1919) – жена Л.Н. Толстого и его помощница. Выйдя замуж (1862), постоянно помогала Толстому в подготовке его рукописей к печати (как переписчица), а также в ведении издательских дел. «Дневники” С.А.Толстой изданы в 1928–1936 гг. Относительно письма С.А.Толстой к митрополиту Антонию в воспоминаниях ее старшего сына читаем: «15 февраля моя мать получила письмо от Петербургского митрополита Антония с просьбой воздействовать на мужа в смысле примирения его с Православной Церковью. Она передала эту просьбу Льву Николаевичу, на что он сказал: – О примирении речи быть не может. Я умираю без всякой вражды или зла. А что такое Церковь ? Какое может быть примирение с таким неопределенным предметом? По его совету моя мать Антонию не отвечала”. Толстой С.Л. Очерки былого. Тула, 1968. С.221). 73 Письмо это написано и послано графине Толстой ранее известного ответа высокопреосвященнейшего Антония, митрополита С.-Петербургского. Разбираемое автором письмо графини, очевидно, адресовано было на имя г.обер-прокурора Св.Синода, но оно тождественно с первым. 75 Тот, кто начнет с того, что полюбит христианство более истины, очень скоро полюбит свою Церковь или секту более, чем христианство, и кончит тем, что будет любить себя (свое спокойствие) больше всего на свете. 77 Епископ Ямбургский Сергий (в миру Иван Николаевич Страгородский, 1887–1944), ректор С.-Петербургской Духовной Академии (с января 1901 г.), автор богословского труда “Православное учение о спасении”. Впоследствии епископ Сергий был назначен на самостоятельную Финляндскую и Выборгскую кафедру (1905), а шесть лет спустя он, уже в сане архиепископа, включен в состав Святейшего Синода. После отречения императора Николая II от престола архиепископ Сергий возглавил Синод нового состава и Предсоборный совет. На Поместном Соборе 1917 г. архиепископ Сергий избран членом Священного Синода, а после интронизации Патриарха Тихона указом Святейшего он был возведен в сан митрополита. В конце 1925 г. митрополит Сергий возглавил Русскую Церковь в звании Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. В 1943 г. избран Патриархом Московским и всея Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/duhovnaj...

Причт собора на 7 октября 1923 г. состоял из семи человек: настоятель собора протоиерей Леонид Иванович Твердохлебов, ключарь протоиерей Иоанн Васильевич Петровский, протоиерей Серафим Оскарович Ляде, священник Максим Петрович Гришин, протодиакон Спиридон Макарович Евтушенко, диакон Стефан Павлович Киенко, диакон Михаил Константин Богославский. Устав православной общины Успенского собора был зарегистрирован 10 апреля 1925 года. В настоящее время музей готовит к изданию метрические книги и исповедные росписи Успенского собора с 1733-го по 1799 годы. А в дальнейшем будут изданы метрики за XIX столетие. Кроме того, фотокопии оригиналов метрических книг будут переданы в архив собора. По сути, в собор вернется то, что хранилось в Успенском соборе до 1920 года. История Успенского собора 1658 - Первое упоминание в документах об Успенской церкви, сооруженной в конце XVI века и преобразованной впоследствии в собор. 1685-1687 - каменный Успенский собор. 1771 - Успенский собор, заложено новое здание. 1783 - окончание строительства нового здания. 1821-1833, 1837-1844 - возведение колокольни Успенского собора. 1917 - экспроприация здания, начало периода использования для различных нужд и последовавших значительных разрушений. 1973 - начало реставрационных работ. 1986 - открытие в здании собора Дома органной и камерной музыки. 2016 - окончательная передача собора на баланс Епархии. 29 октября 2004 г. глава Харьковской областной государственной администрации Е.П. Кушнарев подписал распоряжение 136 о передаче в ведение УПЦ Зала в колокольне Успенского собора до 16.11.2004 и всего комплекса Успенского собора до 01.01.2006. Распоряжение было оспорено в суде по инициативе депутата областного совета Дениса Шевчука, который обосновал свою позицию тем, что орган Харьковской филармонии находится в коммунальной собственности и имеет значительную стоимость (по оценкам депутата — неск. миллионов долларов), поэтому именно только жители Харькова вправе решить, как поступить с органом. Распоряжение от 29 октября 2004 г. было приостановлено решением суда.

http://sobory.ru/article/?object=03885

По сведениям начала 1920-х гг. образ находился в выкрашенном белой краской киоте с золоченой резьбой. Чествование иконы, выражающееся в совершении перед ней молебнов и украшении образа, продолжалось до начала 1920-х гг. В последующие годы поклонение ей начинает ослабевать, а в 1925 г. общее собрание крестьян с. Утятского постановило не праздновать и престольные праздники в день памяти Святителя Николая и в день перенесения его мощей. После закрытия храма житель села Петр Николаевич Луканин со своей женой Евгенией Алексеевной перенесли икону Николая Чудотворца в свой дом. Осенью 1960 г. ее пытались доставить в Свято-Духовскую церковь поселка Рябково, но по дороге икона была конфискована властями. Позже она была обнаружена в местном сельсовете и какое-то время хранилась в сельском музее. В 1996 г. образ был вновь обретен и передан в Свято-Духовскую церковь в поселке Смолино. Начиная с 2001 г. ежегодно 9 июля икона Николая Чудотворца крестным ходом проносилась от Георгиевского храма в поселке Увал до с. Утятского, где утром следующего дня в храме служилась литургия и затем совершался малый крестный ход к речке Серебрянке, к тому месту, где была явлена икона. По благословению Преосвященнейшего Михаила, епископа Курганского и Шадринского, 18 декабря 2007 г. икона была торжественно возвращена в Богоявленский храм, где находится и в настоящее время. Источник: Государственный архив Курганской области Слобода Утятская. Церковь в слободе каменная, с каменной оградой и железной решеткой, построена в 1844 году прихожанами, имеет три престола: во имя Богоявления Господня, во имя Успения Божией Матери и во имя свят. Николая чудотворца. В приходе две приписные церкви: в деревне Камышиной церковь - школа, деревянная, построена в 1898 г. во имя св. муч. Параскевы, в деревне Галишовой деревянная, построена в 1908 г.во имя св. Кирика и Иулиты и одна часовня в деревне Меньщиковой деревянная, построена в 1908 году, во имя Воздвижения Креста Господня. В приходе семь деревень: Новая (1 вер.), Вовилкова (3 вер.), Нагорская (2 в.), Галишова (12 в.), Меньщикова (7 в.), Заборская (2 в.), Калимина (8 в.). Всего в приходе 900 дворов, прихожан мужского пола 3702, женск. пола 3695. Церковной земли имеется: усадебной 3 дес., пахотной 1.80 дес., сенокосной 18 дес.

http://sobory.ru/article/?object=23198

Епископ Киотосский (1908). Епископ Японский и начальник Русской духовной миссии в Японии (1912), затем архиепископ (1921) и митрополит (1931). С 1940 г. на покое. 735 Дионисий (Прозоровский Димитрий, 1871 – после 1938), архиепископ Ростовский-на-Дону. Окончил СПбДА со степенью кандидата богословия (1898), преподаватель Рижской ДС (1898–1900), инспектор Благовещенской ДС (1900), ректор Благовещенской ДС в сане архимандрита (1901–1904), настоятель Астраханского Иоанно-Предтеченского монастыря (1904–1907), ректор Якутской ДС (1907–1910), смотритель Архангельского духовного училища (1910–1912). 06.08.1912 г. хиротонисан во епископа Петровского, викария Саратовской епархии. Епископ Кустанайский (1916), епископ Челябинский (1922). С 1925 по 1936 гг. занимал ряд кафедр. Архиепископ Ростовский-на-Дону (1936). После 1938 г. епархией не управлял. 736 Пальмов Иван Саввич (1856–1920), заслуженный ординарный профессор СПбДА (1906), доктор церковной истории (1904), славист. Окончил СПбДА со степенью кандидата (1880). Экстраординарный профессор СПбДА по кафедре истории славянских церквей (1887). 738 Канцелярия митрополита – особая канцелярия при Духовной консистории, через которую архиерей управлял епархией. Канцелярию возглавлял светский чиновник (секретарь), назначаемый и увольняемый Св. Синодом по предложению обер-прокурора, в ведении которого он состоял и все предписания которого для него были обязательны. Канцелярия состояла из нескольких подразделений (столов): хозяйственного, распорядительного, счетного, судного. Она хранила сведения о кандидатах на духовно-церковные должности, о лицах, желавших принять монашество. Каждый стол канцелярии контролировался одним из членов присутствия консистории по поручению епархиального архиерея. См.: Барсов Т.В. Синодальные учреждения прежнего времени. СПб., 1897. С. 85–91. 739 Неофит (Неводчиков Николай Васильевич, 1819–1910), архиепископ Кишиневский и Хотинский (1892–1898). С 1898 г. на покое. 741 Речь идет о студенте СПбДА иеромонахе Александре (Головине Александре, 1844–1916).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

В 1844 г. Настоятелям был присвоен сан архимандрита. К началу 20 века в Кременском мужском монастыре насчитывалось 47 послушников и 25 монахов. При Свято-Вознесенском монастыре находился Пятницкий скит, который был вырублен в меловой горе. По преданиям, до революции здесь обитал некий монах, излечивший многих людей от эпидемии холеры. В военное время пещера служила укрытием от бомбежек. С наступлением в стране советской власти Свято-Вознесенский мужской монастырь был закрыт. На колокольне монастыря красными был установлен пулемет. Вследствие сражений монастырь получает несколько повреждений – в стене Стефано-Андреевского придела появляется пробоина от снаряда. В 1918 году красноармейцы разогнали монахов, а тех, кто отказывался покидать святую обитель, расстреляли. Но многие монахи, прятавшиеся неподалеку в пещерах, вернулись в Свято-Вознесенский монастырь. По рассказам, последний из монахов, живших в Кременском монастыре, умирает в 1937 году. Часовня на месте погребения 7 братьев и другие монастырские постройки были разрушены. Но до наших дней уцелело братское кладбище, на котором захоронено около 15 монахов. В 1924 году здесь создана колония для психически больных, а в 1925 году – сельскохозяйственная колония из 150 детей-беспризорников. Во время Великой Отечественной войны в Свято-Вознесенском монастыре располагалась военная часть. В это же время одним из солдат был найден целебный источник. В 1956 году этот солдат возвращается в Свято-Вознесенский монастырь и вместе с женой раскапывает святой источник. Вплоть до 1967 года здесь находится психбольница, а после монастырь долгое время пустует и разбирается по кусочкам местными жителями. Возродился Кременский монастырь лишь в 1992 году. Прихожане г. Фролово проводят здесь работы по активному восстановлению Свято-Вознесенского монастыря. А в 2001 году освящается часовня из камня во имя святителя Николая, находящаяся на месте древнего монастыря. На церкви были установлены купола с крестами и колокола, облагорожен находящийся в 3 километрах от неё святой источник Казанской Божией Матери, наведен порядок на месте захоронений. В том же году было начато строительство Пятницкого скита. В настоящее время Кременскому мужскому монастырю принадлежит около 498 га земли, среди которых есть пашни и пастбища. Монахи занимаются разведением кур, свиней и коров. В октябре 2001 г. обители передаётся в качестве подворья церковь святого Олега Брянского в пригороде Волгограда – поселке Кирова. Постепенно Свято-Вознесенский Кременский мужской монастырь восстанавливается и к нему возвращается все то, что было прежде. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=22164

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010