Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕРЕДНИКОВ Яков Иванович (7.10.1793, С.-Петербург - 28.09.1854), историк, археограф. Сын купца. Учился в Тихвинском ДУ, в 1811 г., не закончив гимназии в С.-Петербурге по состоянию здоровья, вернулся в Тихвин. В 1813-1815 гг. слушал курс лекций (в основном по рус. истории) в Казанском ун-те, в 1815-1819 гг.- в Московском ун-те. В 1820-1827 гг. служил чиновником в новгородской Казенной палате, с 1825 г.- в инспекторском департаменте в С.-Петербурге, затем - в канцелярии новороссийского генерал-губернатора, снова - в новгородской Казенной палате. В 1827 г. вышел в отставку, поселился в Тихвине и занялся разбором монастырского архива. В 1830 г. определен в комитет правления АН и прикомандирован к археографической экспедиции П. М. Строева . После возвращения из экспедиции назначен членом Археографической комиссии, с 1838 г.- ее главным редактором. В 1835 г. был определен библиотекарем в Департамент народного просвещения, в 1841 г. избран адъюнктом, в 1847 г.- ординарным академиком АН. В 1835 г. Б. поручен осмотр Публичной б-ки, Румянцевского музея, б-к АН и Эрмитажа с целью пополнения актов, собранных археографической экспедицией. В 1836 г. под редакцией Б. издан 1-й т. «Актов археографической экспедиции» (период 1294-1598), через 2 года - «Акты юридические, или Собрание форм старинного делопроизводства». В 1840 г. Б. издал соч. Г. К. Котошихина «О России в царствование Алексея Михайловича». Б. занимался подготовкой к изданию «Актов исторических» (1841-1842), «Дополнений к Актам историческим» (1848-1853. Т. 1-5) и первых 6 томов ПСРЛ, помогал Строеву в подготовке дополнения каталога монастырских настоятелей и архиереев XIV-XVIII вв., принимал участие в редактировании академического издания «Российского словаря». В последние годы жизни собирал материалы для областного великорусского словаря. Соч.: Описание рукописей Румянцевского музеума//ЖМНП. 1837. 6. С. 1-12; Записка об открытиях в Московском Кремле древностей, представленная 2-му отд-нию имп. Академии наук. СПб., 1844; О славянских рукописях, хранящихся в германских и французских б-ках//ЖМНП. 1844. 5. С. 73-91; Описание 4-х рукописей, хранящихся в б-ке Тихвинского Успенского мон-ря//Там же. 1847. 9. С. 201-226; О некоторых рукописях, хранящихся в мон-рях и других б-ках//Там же. 1853. 6; Путеводитель по античному отделению Эрмитажа. М., 1856; Историко-статистическое описание первоклассного тихвинского Богородицкого большого муж. мон-ря. СПб., 1859, 18882. Лит.: Плетнёв П. А. Я. И. Бередников и ученые его труды. СПб., 1854. Е. Н. Филатова Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/78128.html

В том же отношении Ваше Высокопревосходительство изъясняете, что главною причиною отпадения от Православия Порозовских крестьян и возбуждения настоящего дела был местный Православный священник Станкевич, низведённый мною ныне на пономарскую должность; гражданская же власть есть в оном обстоятельство второстепенное. Священник Станкевич не может считаться ни главною, ни даже второстепенною причиною настоящего дела, но разве причиною случайною или скорее предлогом. Он подвергнут строгому взысканию не столько за отпадение его прихожан, сколько за нерадение и дерзость, оказанную в присутствии консистории. Станкевич поступил на Порозовский приход в 1853 году, следовательно, не мог быть причиною дела, которое, как известно Вашему Высокопревосходительству из отношения моего от 17 июня прошлого года, началось до того более десяти лет. Вам известно, что первоначальною причиною отпадения была приверженность Униатского ещё народа к иконе св. Антония, находящейся в Порозовском Латинском костёле, а также участвование тогда сего народа в богослужении в том костёле. Вам известно, что от сего произошло с давнего времени множество совращений не только по Порозовскому, но и по другим соседним Православным приходам. Вам известно также, что о сих совращённых производились тогда дела, и что совращённые возвратились по большей части на лоно Православный Церкви. Вам известно, наконец, что из этих совращённых осталось тогда в отступничестве только девятнадцать лиц, 2 мужеска и 17 женска пола, о которых началось дело по гражданскому ведомству, по отношению консистории от 30 августа 1844 года. Теперь следует обратить внимание, столько ли в этом деле и в движении к совращению 1858 года безвинны гражданские власти, как их, вероятно, представляют. Во-первых. Дело по означенному отношению консистории от 30 августа 1844 года, о совратившихся в Латинство девятнадцати Порозовских прихожан, несмотря на настояния консистории, в течение четырнадцати лет не только не кончено гражданским начальством, но даже не очищено следствием, и наконец в прошлом году передано Вашему Высокопревосходительству, как уведомило консисторию Гродненское губернское правление.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

11 февр.), редакция Богосл. Вестн. считает нужным сделать о них предварительно несколько замечаний. Предлагаемые вниманию читателей лекции представляют собой плод тринадцатилетних занятий почившего иерарха пастырским богословием в бытность его профессором этой науки в Московской Академии в 1844–1857 гг. Рукопись, по которой будет производиться печатание, доставлена в редакцию наследниками Высокопр. Сергия и написана рукою самого автора, необыкновенно мелким и четким почерком, без всяких поправок и дополнений, так, как переписываются работы, достигшие окончательного завершения. Отсюда можно заключить, что рукопись, имеющаяся в распоряжении редакции, передает лекции Высокопреосв. Сергия в том виде, в каком они читались уже в последние годы его профессорства. С несомненностью в этом убеждает сравнение лекций с известными редакции записями одного из учеников Высокопр. Сергия, слушавшего его лекции в 1853–54 гг.: записи оказываются вполне отвечающими содержанию имеющихся лекций. Как плод долговременных занятий, лекции Высокопр. Сергия по пастырскому богословию обладают многими крупными достоинствами и должны занять почетное место в ряду других пастырологических трудов, существующих в нашей литературе. Лица, посвятившие себя пастырскому служению или готовящиеся к прохождению такового, найдут в них много поучительного для себя и полезного. Печататься будут лекции в виде отдельных трактатов, относящихся к разным сторонам пастырства, причем каждый из трактатов представит в себе самостоятельный и законченный интерес. По напечатании в журнале лекции будут изданы редакцией особой книгой под заглавием: «О пастырском служении. (Из лекций по пастырскому Богословию Высокопреосвященного Сергия, Митрополита Московского, читанных им в Московской духовной Академии в 1844–1857 гг.)». 1772 Редакция Богосл. Вестн. с полною готовностью печатает эти письма знаменитого Феофана-затворника, обращающие на себя особое внимание по обилию советов, преподанных в них касательно духовной жизни. 1773 Так совершенно естественно, что выдержал четыре издания его «Национальный вопрос в России», самая увлекательная, интересная, общедоступная и основательная из всех русских книг, посвященных вопросам политической и общественной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИОЛЛЕ-ЛЕ-ДЮК [франц. Viollet-le-Duc] Эжен Эмманюэль (27.01.1814, Париж - 17.09.1879, Лозанна), франц. архитектор и историк, один из создателей теории архитектуры Нового времени, реставратор средневек. зданий. Его теоретические труды и опыт практической реставрации средневек. церковной архитектуры существенно повлияли на развитие архитектурной реставрации в России и актуальны в наст. время, когда происходит массовое восстановление и реставрация правосл. храмов. Окончив Бурбонский коллеж со степенью бакалавра (1830), В.-ле-Д. решил стать архитектором; совершил ряд творческих поездок (1831-1836: Овернь, Прованс, Нормандия, замки Луары, Пиренеи, Лангедок; 1836-1837: Рим, Сицилия, Неаполь, Венеция). С 1834 г. преподавал (с перерывами) в Рисовальной школе. В 1838 г. стал аудитором Совета по архитектуре, одной из 2 основных орг-ций Франции по охране и реставрации памятников; в 1846 г. архитектор аббатства Сен-Дени; с 1853 г. (до отставки за вольнодумство в 1874) генеральный инспектор епархиальных сооружений Франции; в 1863 г. профессор Школы изящных искусств. С 1874 г. В.-ле-Д. занимался завершением проектов и вопросами организации городской экологии Парижа, муниципальным советником к-рого оставался до конца жизни. Был кавалером (позже офицером и командором) ордена Почетного легиона, российского ордена св. Станислава II степени и др. Большой вклад В.-ле-Д. внес в натурное изучение и реставрацию христ. средневек. архитектуры, особенно в «стилевую» реставрацию, стремившуюся восполнить утраты путем проникновения в психологию средневек. художника и его замысел, в дух эпохи. В.-ле-Д. руководил реставрацией мн. памятников национального значения. В 1840 г. ему было поручено возглавить реставрацию базилики Сент-Мадлен в Везле (XII в.) и часовни Сент-Шапель в Париже совместно с Ж. Б. Лассю, с к-рым в 1844 г. они выиграли конкурс на реставрацию собора Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари). Реставрировал также укрепления Каркасона (1849) и Авиньона (1860-1868), соборы Амьена (1849-1875), Реймса (1861-1873) и Клермон-Феррана (с 1862), ц. в Пуаси (1852-1865) и мн. др. На основе этого опыта сформировались его взгляды как теоретика реставрации и новой архитектуры. В.-ле-Д. был сторонником научного изучения и точной фиксации открытий, в т. ч. с помощью молодой тогда фотографии и традиц. чертежей и рисунков. Он являлся одним из лучших мастеров рисунка, к-рый он использовал не только в архитектурной практике, но и при оформлении книг (249 рисунков, привезенных из путешествий, были опубликованы в 1837-1844 в архитектурном обозрении «Voyages pittoresques et romantiques dans l " ancienne France»).

http://pravenc.ru/text/158724.html

Талантов Флегонт Тихон., кандидат того же курса. Назначен учителем казанской Семинарии по классу всеобщей истории и еврейского языка. В 30-х годах был ключарем кафедрального собора, потом кафедральным протоиереем в Казани. Скончался в 1853 году. Терновский Сергий Григор., магистр III курса (1822). По окончании курса назначен в московскую Семинарию профессором по классу словесности и немецкого языка. Скончался 12 сентября 1868 года в сане протоиерея московской Вознесенской, у Серпуховских ворот, церкви. Известен, как отличный проповедник, которого высоко ценил митрополит Филарет, и которому он поручал в важных и торжественных случаях произносить поучения, когда сам не мог по чему-либо приготовить проповеди. Почти каждый воскресный и праздничный день Терновский проповедывал в своей приходской церкви, не держась тетради, и увлекал слушателей словом, проникнутым теплотой чувства и силой убеждения. Некоторые из его проповедей печатались в Душеполезном Чтении. Есть и отдельное издание под заглавием: «Слова, говоренные преимущественно для назидания простого народа». М. 1860. Нордов Васил. Иван., магистр того же курса. Определен ректором духовных училищ в Никольске, вологодской губ. В 1824 г. рукоположен во священника к Спасообыденной церкви в Вологде и в 1830 получил сан протоиерея. В 1833 назначен настоятелем собора в великом Устюге и ректором тамошних духовных училищ. В 1841 г. переведен на место кафедрального протоиерея в Вологду и вместе на должность ректора тамошних духовных училищ. Последнюю должность занимал до 1857 г., а первую продолжает неутомимо нести до ныне. Известен, как замечательный проповедник. Из сочинений его напечатаны: Беседы на Божественную литургию. М. 1842. 2-е изд. М. 1844. – 3-е изд. Спб. 1855. Беседы на блаженства Евангельские. М. 1843. – 2-е изд. М. 1844. – 3-е изд. Спб. 1855. Краткая священная история церкви. М. 1850. – 2-е изд. М. 1851. Церковныяе поучения. Μ. 1850. – 2-е изд. Вологда. 1854. – 3-е изд. 1857. Слова и беседы приходского священника к своей пастве. Вологда. 1855. – Изд. 3-е. Ярославль. 1860. И еще было два издания.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

в Schönemann , Bibliotheca, vol. ii, p. 73 sqq. Английские переводы избранных трудов Августина – Dr. Pusey и другие в Oxford Library of the Fathers: Confessions, vol. i, 1839, 4 th ed., 1853; Sermons, vol. xvi, 1844, vol. xx, 1845; Short Treatises, vol. xxii, 1847; Expositions on the Psalms, vols, xxiv, xxv, xxx, xxxii, xxxvii, xxxix, 1847, 1849, 1850, 1853, 1854; Homilies on John, vols, xxvi, xxix, 1848 and 1849. Другой перевод – Marcus Dods и другие, Edinb. (T. and T. Clark), 1871–76, 15 vols., содержит «Град Божий», антидонатистские, антипелагианские, антиманихейские труды, послания, «О Троице», «Нагорная проповедь», «Согласование евангелий», «О христианском учении», «Enchiridion», «О катехетическом обучении», «О вере и символе веры », «Лекции об Иоанне» и «Исповедь». Пересмотренное издание, с новыми переводами и Prolegomena, ed. Philip Schaff , N. York, 1886–88, 8 vols. Немецкий перевод избранных произведений Августина – Kempten, Bibliothek Der Kirchenväter, 1871–79, 8 vols. II. Possidius (Calamensis episcopus, ученик и друг Августина): Vita Augustini (краткая, но достоверная, написана в 432 г., через два года после его смерти, в tom. x. Append. 257–280, ed. Bened., и почти во всех остальных изданиях). Benedictini Editores : Vita Augustini ex ejus potissimum scriptis concinnata, в 8 книгах (очень тщательно и подробно), в tom, xi, 1–492, ed. Bened. (в репринте Migne, tom. i, pp. 66–578). Биографии: Tillemont (Mem., tom. xiii); Ellies Dupin (Nouvelle bibliothèque des auteurs ecclésiastiques, tom. ii-iii); P. Bayle [Dictionnaire historique et critique, статья Augustin); Remi Ceillier (Histoire générale des auteurs sacrés et ecclés., vol. xi-xii); Cave (Lives of the Fathers, vol. ii); Kloth (Der heil. Aug., Aachen, 1840, 2 vols.); Böhringer (Kirchengeschichte in Biographien, vol. i. P. iii, p. 99 ff.); Poujoulat (Histoire de S. Aug. Par., 1843 и 1852, 2 vols.; то же самое на немецком, Fr. Hurter, Schaffh., 1847, 2 vols.); Eisenbarth (Stuttg., 1853); Pu. Schaff (St. Augustine, Berlin, 1854; English ed.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

По мнению одних ученых (Г. Ахелис и др.), древнейший памятник – «Canones Hippolyti», а по мнению других (Ф. Функ) он – самый позднейший и образовался чрез постепенное сокращение и видоизменение VIII-oй кн. «Постановлений». Отсюда вытекают и два разные взгляда на Климентову литургию. Ученые, держащиеся перваго взгляда, полагают, что она – произведение составителя «Постановлений» (Brightman, напр., думает, что она составлена по рубрикам антиохийской литургии, тексты ектений – прямо антиохийские, ибо они, как это издавна уже отмечалось, сходны с текстами и изложением антиохийских ектений, приводимых в его творениях Иоанном Златоустом , – схема анафоры – сирийская, молитвы – в значительной степени – собственное сочинение составителя). Следующие же второму мнению полагают, что составитель «Постановлений» интерполировал уже готовую литургию, употреблявшуюся в антиохийском церковном округе и что Климентова литургия составлена не в одно какое-либо время: в ней есть новые элементы, IV-ro века, но есть и части, идущия еще от II-ro века. Второй взгляд правильнее. Составитель «Постановлений» во II-oй кн. сборника дает еще и собственное изложение литургии: порядок ея сильно отличается от Климентовой литургии. Литература. Текст литургии см. в изданиях «Апостольских Постановлений». F. Turriani (1563), Comelier’a (1672), Clericus’a (1724), Gallandi (Bibloteca vet. patr. III, 1767, Migne’a (gr. I), W. Uelmzen’a (1853), de-Lagarde’a (1862) и в новейшем F. X. Funk’a (t. 1, 1905). Отдельныя издания Климентовой литургии – Chr. Bunsen, Hippolytus II, Lpzg. 1853; Daniel, Codex liturgiens IV, Lips. 1853, Hammond, Liturgies Eastern and Western, Oxford 1878, и переработка этого издания у Brightman (тоже заглавие), vol. I, Oxford 1896. Русские переводы: – «Постановлений» – Казань 1864, отсюда перевод Климентовой литургии перепечатан у Ф. Смирнова [еп. Христофора], Богослужение Христианское со времени Апостолов до четвертаго века, Киев 1876 (оттиски из «Тр. Киевск. Дух. Академии» 1874–1876 г.), другой перевод – в «Собр. древн. литург. восточн. и западных», вып. I, Спб. 1874 г. Выдержки из Климентовой литургии см. у И. Ветринскаго, Памятники древн. христ. Церкви, т. III, 5, Спб. 1844. Взгляды и мнения указаны у Brighmman’a в введении. См. также F. Probst. Liturgie d. drei erst. Cliristlich. Jahrhundert, Tu1870, и его же, Liturgie d. viert. Jahrhunderts und der. Reform, Mu1893. P. Drews, Studien zur Geschichte d. Gottesdienstes u. d. gottesdienstlich en Leben, II u. III – Untersuchung. ud. sog. Clementinische Liturgie im 8 B. d. apostol. Konstitutionen Die Clementinische Liturgie im Rom, Tu1906. (Ср. «Theologieche Revue» 1908, 8, Sp. 182–184; «Theologische Literaturzeitung» 1908, 11, Sp. 333–335.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

PL – Patrologiat Latinae Cursus Completus/Ed. J.-P. Migne. P., 1844–1865. Список литературы Бриссон Л. «О Благе» Платона: Метаморфоза одного анекдота/Пер. с фр. О.В. Алиевой//Платоновские исслед. 2017. Т.6. 64–81. Месяц С.В. Благо//Античная философия: Энцикл. слов./Отв. Ред. М.А. Солопова. М.: Прогресс-Традиция, 2008.С. 207–210. Морескини К. История патристической философии/Пер. с итал. Л.П. Горбуновой. М.: ГЛК Ю.А. Шичалина, 2011.864с. Лобов Д., свящ. Понятие блага в святоотеческом богословии//Православная Энциклопедия. Т.5. М.: Православ. Энцикл., 2009. С. 238–239. Фокин А.Р. Благо в западном средневековом богословии//Православная Энциклопедия. Т.5. М.: Православ. Энцикл., 2009. С. 239–243. Фокин А.Р. Формирование тринитарной доктрины в латинской патристике. 2-е изд. М.: Общецерков. Аспирантура и докторантура им. свв. Кирилла и Мефодия, 2017. 784с. Шичалин Ю.А. Благо в античной философии//Православная Энциклопедия. Т.5. М.: Православ. Энцикл., 2009. С. 233–237. Anselmus Cantuariensis. Monologium//PL. 1853. T. 158. Col. 143–224. Anselmus Cantua riensis. Proslogion//PL. 1853. T. 158. Col. 224–242. Athanasius Alexandrinus. Contra Gentes//Athanasius. Contra gentes and de incarnatione/Ed. by R.W. Thomson. Oxf.: Oxford University Press, 1971. P. 2–132. Athanasius Alexandrinus. De incarnatione//Sources chretiennes. Vol.199/Ed. C. Kannengiesser. P.:Serf, 1973. P. 258–468. Augustinus Hipponensis. Enarrationes in Psalmos//PL. 1841. T.36. Col.67; T.37. Col.1966. Benitez E.E. The Good or The Demiurge: Causation and the Unity of Good in Plato//Apeiron. 1995. Vol.28. No.2. P. 113–140. Boethius. De consolation philosophiae//PL. 1847. T. 63. Col. 580–862. Boethius. Quomodo substantiae in eo quod sint, bonae sint, cum non sint substantialia bona//PL. 1847. T.64. Col. 1311–1314. Bonaventura. Breviloquium//S. Bonaventurae Opera Omnia/Studio et cura PP. Collegii S. Bonaventurae. T.5. Quaracchi: Typographia Collegii S. Bonaventurae, 1901. P. 199–292. Bonaventura. Itinerarium mentis in Deum//S.Bonaventurae Opera Omnia/Studio et cura PP. Collegii S. Bonaventurae. T.5. Quaracchi: Typographia Collegii S. Bonaventurae, 1901. P. 293–316.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Удрученный ношей крестной, Всю тебя, земля родная, В рабском виде Царь Небесный Исходил, благословляя . («Эти бедные селенья…»; 1855). Подметив нарождающееся в России западническое стремление к житейским удобствам, Тютчев с горькой усмешкой предупреждает: Куда сомнителен мне твой, Святая Русь, прогресс житейский! Была крестьянской ты избой – Теперь ты сделалась лакейской . (1850-е гг.) По мнению поэта, крепостное право, угнетающее народ лишь внешне – тяготами житейскими, не так страшно, как рабски подобострастное следование ложным западным ценностям, убивающим самую душу народа. К 1840-м годам окончательно обозначилось стремление восстановить, хотя бы в народном мнении, столичное достоинство Москвы, ведь именно она издревле была Третьим Римом, а Петербург стал «окном в Европу», через которое проникали чуждые западные веяния. На общем настроении сказывалось, конечно, ожидание скорого празднования 700-летия древней столицы. Ф. Глинка восклицал в стихотворении «Москва» (1840): Град срединный, град сердечный, Коренной России град! В «Московских дымах» (1840-е гг.) Глинка еще более определенно выражает желание видеть Москву столицей: И да зовут, о град святой, Тебя и наши, и чужие Короной царства золотой!.. Н.М. Языков в стихотворении «К ненашим» (1844) также видит средоточием «Русской земли» Москву со «святыней древнего Кремля»: Крепка, надежна Русь святая, И русский Бог еще велик! Тютчев надеялся, что в 1853 году (через 400 лет после падения Константинополя) Второй и Первый Рим окажутся в составе Третьего, русского; Москва же снова станет столицей: Дни настают борьбы и торжества, Достигнет Русь завещанных границ, И будет старая Москва Новейшею из трех ее столиц . (Спиритистическое предсказание; 1853). Такие настроения сохранялись и во второй половине века. Так, А.А. Фет, обращаясь к Александру III в стихотворении «15 мая 1883 года», видит в Москве подлинную, духовную столицу России, а в императоре – правителя всего хранимого Третьим Римом мироздания: О, будь благословен сторицей

http://pravoslavie.ru/62092.html

Критика форм. Критика форм изучает литературные формы, такие как эссе, поэмы и мифы, в соответствии с тем, что каждое литературное произведение имеет свою форму. Зачастую форма литературного произведения может очень многое рассказать о его внутренней сущности, о его создателе и социальном контексте. Обозначающий это технический термин звучит как Sitz im Leben (нем. – «жизненная ситуация»). Классическим примером либералистского подхода здесь служит документарная или источниковедческая теория «J-E-P-D» авторства Пятикнижия, выдвинутая Юлиусом Вельхаузеном (Wellhausen; 1844–1918) и его последователями (см. Пятикнижие: авторство Моисея). Они фактически пытались занять примирительную позицию между традиционалистами и скептиками, датируя ветхозаветные книги на основе не столь сверхъестественных предпосылок в рамках «документарной теории». Эти документы классифицировались как материалы «Яхвиста», или «яхвестические» ( J – Jehovistic), датируемые девятым столетием до Р. Х., как «элоистические» ( Е – Elohistic), датируемые восьмым столетием, «второзаконные» ( D – Deuteronomic), относящиеся примерно ко времени Иосии (640–609), и «священнические» ( Р – Priestly), относящиеся, вероятно, к пятому веку до Р. X. Эволюционная концепция в литературной критике была настолько привлекательна, что данная источниковедческая теория происхождения Пятикнижия стала доминировать над всеми своими альтернативами. Примирительную позицию в некоторых аспектах этой теории занимали К. Ф. А. Дилманн (Dillman; 1823–1894), Рудольф Киттль (Kittle; 1853–1929) и другие. Противостояли документарной теории Франц Делич (Delitzsch; 1813–1890), который категорически отверг эту гипотезу в своём комментарии к Книге Бытие, Уильям Генри Грин (Green; 1825–1900), Джеймс Орр (Orr; 1844–1913), А. Г. Сейс (Sayce; 1845–1933), Вильгельм Моллер (Moeller), Эдуард Нэйвиль (Naville), Роберт Дик Уилсон (Wilson; 1856–1930) и другие (см. Harrison, 239–41; Archer; Pfeiffer). Иногда формологический анализ искажается из-за доктринёрских предубеждений, в том числе такого, например, что ранние формы должны быть краткими, а поздние формы – развёрнутыми; но в целом, однако, формологическая критика приносит пользу при толковании Библии. Наиболее плодотворным оказалось применение критики форм при анализе Псалтири (Wenham, «History and the Old Testament», 40).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010