С пробуждением интереса к духовной прозе среди широкого круга читателей в России начинают возникать периодические издания, рассчитанные на православную семью. В 1842 г. писательница Александра Осиповна Ишимова (1804–1881) взялась издавать детский журнал «Звёздочка». В нём подростки находили яркие рассказы из отечественной истории, назидательные проповеди на праздничные дни и в знаменательные даты, воспоминания паломников, побывавших в святых обителях. Перу Ишимовой принадлежит несколько хорошо написанных книг: «История России в рассказах для детей» (1837), «Каникулы 1841 года, или Поездка в Москву» и ряд других. «Золотыми книгами детства» называли читатели произведения Александры Ишимовой. А её журнал «Звёздочка», просуществовавший до 1864 г., положил начало выходу в свет целой серии душеполезных периодических изданий. В 40е годы XIX века начала свою литературную деятельность и духовная дочь святителя Игнатия Брянчанинова Софья Ивановна Снессорева (1814–1904). Особым вниманием читателей пользовалась её повесть «Дарьюшка» (1864), в центр повествования которой поставлена духовная подвижница из народной среды. Выходили и другие книги С. Снессоревой: «Монахиня Ангелина» (СПб., 1888), «Санкт-Петербургский Воскресенский первоклассный общежитийный монастырь» (СПб., 1887), но главным произведением писательницы был труд «Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ея икон, чтимых Православной Церковью» (СПб., 1892), не утративший познавательного интереса и в наши дни. Ещё плодотворнее поработала на ниве духовного просвещения писательница Александра Николаевна Бахметьева (1823–1901), создав целую серию душеполезных книг для детского чтения. Главные её сочинения: «Рассказы из истории Христианской Церкви. От Iro до половины XI века. Части 1–3 (М., 1863), «Рассказы из русской церковной истории. Части 1–2 (М., 1860), «Рассказы о земной жизни Иисуса Христа. Кн. 1–5 (М., 1857–1858). Излагала А. Бахметьева для детей и жития святых, в частности жития просветителей славян Кирилла и Мефодия (1885). Произведения писательницы отмечены верностью духу Предания, простотой и живостью повествования. Многочисленные переиздания её книг говорят о незатухающем интересе к ним со стороны широких кругов читателей» .

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavie-i-r...

В драматургии Островского представлена современная модель жестокого, неправедно устроенного общества: кровожадные волки и их кроткие жертвы – овцы. Вершина этого социального обобщения в пьесе «Волки и овцы» (1875): «Да разве кругом нас люди живут? Волки да овцы. Волки кушают овец, а овцы смиренно позволяют себя кушать»; «Да, на свете волки да овцы, волки да овцы». Указывая на «психологию насилия и обмана», разработанную в пьесах Островского, литературный критик Н.К. Михайловский (1842–1904) подчеркнул зоологические черты персонажей-хищников: «Восстановляя в своей памяти длинный-длинный ряд героев и героинь Островского, невольно представляешь их себе снабжёнными либо волчьим ртом, либо лисьим хвостом, либо тем и другим вместе. волчья пасть, раз уж она обезобразила лик человеческий, пополняется лисьим хвостом как своим логически необходимым спутником». Плотоядные хищники в человеческом обличье населяют и остросатирическую пьесу Островского «Лес» (1870). Тёмный дремучий лес, где господствуют звериные законы, становится ещё одним обобщающим образом, символизирующим неблагообразное, античеловеческое устроение жизни. В своём заключительном монологе странствующий актёр-трагик с соответствующим сценическим псевдонимом Несчастливцев страстно обличает этот «лес» и его хищных обитателей: « И в самом деле зачем мы зашли, как мы попали в этот лес, в этот сыр-дремучий бор? Зачем мы, братец, спугнули сов и филинов? Что им мешать! Пусть их живут, как им хочется! Тут всё в порядке, братец, как в лесу быть следует. Старухи выходят замуж за гимназистов, молодые девушки топятся от горького житья у своих родных: лес, братец». Разоблачения обретают высокий трагический накал, когда Несчастливцев цитирует пьесу Фридриха Шиллера (1759–1805) «Разбойники»: «Люди, люди! Порождение крокодилов! Ваши слёзы – вода! Ваши сердца – твёрдый булат! Поцелуи – кинжалы в грудь! Львы и леопарды питают детей своих, хищные враны заботятся о птенцах, а она, она!.. Это ли любовь за любовь? О, если б я мог быть гиеною! О, если б я мог остервенить против этого адского поколения всех кровожадных обитателей лесов!»

http://ruskline.ru/analitika/2024/01/31/...

В «Жизнеописании», а еще больше в «Восхвалении Константина» Евсевий почти полностью подменяет достоинство историка рвением панегириста, однако этот труд остается основным источником сведений о правлении его друга–императора 1903 . Следующие по важности после его исторических трудов – апологетические, а именно, Praeparatio evangelica 1904 и Demonstratio evangelica 1905 . Оба они были написаны до 324 г. и представляют собой арсенал апологетического материала древней церкви. В первом, в пятнадцати книгах, представлено документированное опровержение языческих религий на основании греческих произведений. В последнем, в двадцати книгах, из которых сохранились только первые десять, приведены утверждающие доводы абсолютной истинности христианства на основании природы, а также исполнения пророчеств Ветхого Завета. «Теофания», в пяти книгах, – это популярный компендиум из этих двух трудов, вероятно, написанный позже, как Епифаний написал свой Anacephalaeosis на основании Panarion, для более общего использования 1906 . Она известна в греческом оригинале только из фрагментов, опубликованных кардиналом Маем 1907 , а сейчас – полностью в сирийском переводе, который был обнаружен в 1839 г. Таттемом в нитрийском монастыре и издан Сэмюэлем Ли в Лондоне в 1842 г. 1908 Меньшее значение имеют два догматических труда Евсевия: «Против Маркелла» и «О богословии церкви» (также против Маркелла), в пользу ипостатического существования Сына 1909 . Его комментарии на несколько книг Библии (Исайя, Псалтирь, Лука) не отличаются независимостью и знанием еврейского; здесь он следует аллегорическому методу Оригена 1910 . Наконец, сюда следует добавить несколько трудов по введению в Библию и археологию, уже упомянутый Onomasticon – нечто вроде священной географии, и фрагменты полной энтузиазма апологии Оригена , юношеский труд, который он создал совместно с Памфилием до 309 г. и который в разгар споров об Оригене оказался мишенью жесточайшей критики со стороны Епифания и Иеронима 1911 . §162. Историки церкви после Евсевия I.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Дмитриевский А. А., профессор. Поминки преосвященного Порфирия Успенского и профессора Московской Духовной Академии Ивана Даниловича Мансветова : Краткий очерк учено-литературной деятельности их, читанный в заседании Церковно-археологического общества при Киевской Духовной Академии 13 янв. 1886 г. доцентом Академии Ал. Аф. Дмитриевским. – Киев. 1886. Михневич И. Г. Исторический обзор сорокалетия Ришельевского лицея, с 1817 по 1857 г. – Одесса, 1857. – С. 70. Масанов И. Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей: в 3 т. – М., 1941–1949. – Т. 1. – С. 55. Захарченко М. М. Киев теперь и прежде – Киев, 1888. – С. 287. Лебедев А. П. Преосвященный Порфирий (Успенский) . – Сергиев Посад, 1904. Сырку П. А. Описание бумаг епископа Порфирия Успенского , пожертвованных им в Академию наук по завещанию. – СПб., 1891. Селиванов Н. Ф. Монашеская республика (письма с Афона). – СПб., 1900. – С. 4. Языков Д. Д. Обзор жизни и трудов покойных русских писателей: в 13 вып. – СПб., 1885–1916, вып. 5. Языков Д. Д. Писатели, умершие в 1885 году//Обзор жизни и трудов покойных русских писателей: в 12 вып. – СПб., 1885–1912. Чистович И. А. История Санкт-Петербургской Духовной Академии. – СПб., 1857. – С. 381–382, 447. Лесков Н. С. Мелочи архиерейской жизни//Собрание сочинений: в 11 т. – М., Гослитиздат, 1956–1958. – Т. 6. – С. 440–448. Костров В. Епископ Порфирий (Успенский) , его деятельность и ученые труды по изучению христианского Востока (кандидатское сочинение)//Православный собеседник. – Казань, 1914, январь. – С. 28. (Отзыв об этом сочинении профессора Протасова В. И. см.: Православный собеседник. – Казань, 1916, май-июнь. – С. 170.) Корольков И. Н., протоиерей. Суждение епископа Порфирия о переводе Священного Писания на русский язык//Труды Киевской духовной академии. – Киев, 1915, сентябрь. Мацеевич Л. Письма архимандрита (впоследствии епископа) Порфирия (Успенского) к Александру Скорлатовичу (1842–1844 гг.)//Православный собеседник. – Казань, 1916, январь. – С. 365.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

К чести В. Н. Хитрово , следует подчеркнуть, что по ознакомлении с неизданным наследием епископа Порфирия (по «Описанию», изданному Сырку) он существенно изменил своё отношение к основателю РДМ, более того, выступил инициатором публикации вышеупомянутой «Книги бытия моего» за счёт Палестинского общества, что и было осуществлено в 1892–1904 годах. В качестве приложений автор поместил в своём исследовании шесть документов, освещающих деятельность Порфирия Успенского и предысторию создания Русской духовной миссии (1842–1847 гг.). Три из них были опубликованы П. В. Безобразовым в «Материалах для биографии епископа Порфирия Успенского . Т. 1. Официальные документы» (СПб., 1910). Мы сочли целесообразным поместить их, все шесть, в данном издании в соответствии с принятыми нами разделами и хронологией. Введение Издревле сношения России с Иерусалимскою Патриархиею носили характер исключительно религиозно-благотворительный. Священные имена палестинских урочищ служили всегда притягательною силою для Православной Руси, они же были причиною щедрой милостыни, которая постоянно пересылалась русским правительством Иерусалимской Патриархии вообще и отдельным её епархиям в частности. Политическая роль Иерусалимского Патриарха относительно России ограничивалась сообщением о разных политических замыслах Высокой Порты и тем влиянием, которое Иерусалимский Патриарх имел на восточные церковные дела, живя почти постоянно в средоточии их – Константинополе. Назначение наших резидентов при Высокой Порте и всё большее отвлечение нас западною политикою от восточных церковных дел уничтожили с середины прошедшего столетия и то ограниченное политическое значение, которое Иерусалимская Патриархия или, вернее, Иерусалимский Патриарх когда-либо для нас имели. Для Иерусалимской же Патриархии Россия имела двоякое значение: одно, косвенное, – покровительство православным вообще и заступничество за них, в том числе и за Патриархию, и другое – более осязательное – тот неиссякаемый источник денежных средств, который из России шёл ко Гробу Господню и другим святыням Палестины. Денежные средства являлись для Патриархии необходимостью, как единственное оружие для борьбы с турецким правительством, которое отчасти по наущению иноверных общин, отчасти само по стремлению к наживе, видело в этих поборах с Иерусалимской Патриархии весьма выгодное средство для постоянного дохода.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

В начале 1920-х годов церковь была закрыта, а в 1938 году – разрушена. Новый храм вместо разрушенного был построен в Каргаске лишь более чем полвека спустя на пожертвования местных жителей и при помощи администрации поселка. Богослужения в храме Спаса Нерукотворного начались в 1992 году. Адрес: Томская область, с. Каргасок, пер. Фестивальный, 1 Подробнее... Храм Всех Святых, в земле Российской просиявших (Средний Васюган) [ править править код ] Первая церковь в селе Васюган была построена в 1785 году на средства прихожан. Перестроена в 1842 году на средства купца Дормедонта Родюкова, в 1904 году приход был закрыт из-за плохих условий жизни священнослужителей в таежной глуши, ветхости церкви и отсутствия средств на новое строительство. В 1914 году была построена деревянная церковь, в 1939 году она сгорела. Новый каменный храм в поселке был освящен 28 октября 2001 года в честь Всех святых, в земле Российской просиявших. Адрес: Томская область, Каргасокский район, поселок Средний Васюган. Подробнее... Храм Георгия Победоносца (Кожевниково) [ править править код ] Деревянная однопрестольная Георгиевская церковь была построена в 1851 году, закрыта в 1931 году, позже сломана. Приход восстановлен в 1990 году по инициативе верующих, богослужения шли в приспособленном здании. Кирпичный храм был заложен в 1999 году. Освящен 31 марта 2007 года. Адрес: Томская область, Кожевниковский район, село Кожевниково, ул. Калинина, 67. Подробнее... Храм Иверской иконы Божией Матери (Чилино) [ править править код ] Первая церковь в селе Чилино была освящена в 1855 году. Нынешний храм был построен в 1914 году, закрыт в начале 1920-х годов. В сентябре 1937 года с церкви были скинуты купол и главки, колокол снят, церковная утварь растащена, иконы сожжены. В 1940 году здание передано под клуб, в военные годы использовалось как зернохранилище, позже – детский сад. В 1960-е годы здание перестроили под больницу, второй этаж разобрали, сделали пристройку. Храм возвращен верующим в начале 1990-х годов.

http://azbyka.ru/palomnik/Томская_област...

74 . От преподавателя Воронежской Духовной Семинарии А.К. Мишина – а) Viteau, De Περ τν ν Παλαιστν μαρτυρησντων. Lutetiae P. 1893, и б) The Journal of sacred literature 1865 г. т. VI; 1866 г. v. VIII и IX. 75 . От преподавателя Рязанской Духовно Семинарий Н. Орлина – его книги; а) 1–3 послания Иоанна Б. Рязань, 1904, и б) Соборные послания Иакова, 1–2 Петра и Иуды. Рязань, 1903. 76 . От помощника инспектора Тульской Духовно Семинарии Н.И. Остроумова – его брошюры: а) Мысли Аристотеля о воспитании. Тула, 1908; б) Д. Ф. Голубинский . М. 1904; в) Великий молитвенник Русской земли. Тула, 1904; г) Аналогии и их значение при выяснении учения о св. Троице. Казань, 1904; д) Свадебные обычаи в древней Руси. Тула, 1905. 77 . От преподавателя Костромской Духовной Семинарии С. Романовского – латин. рукопись 1748 г. Phaebus poeticus, 4 . 78 . От преподавателя Псковской Духовной Семинарии Н.И. Серебрянского – его книга: О редакциях жития преп. Никандра Псковского. СПб. 1904. 79 . От проф. Киевской Духовной Академий свящ. Ф.И. Титова – его брошюры: а) Критико-библиографический обзор новейших трудов по истории рус. церкви, в. Киев, 1904, и б) Окончательный переход Киева от Польши к России в 1686 г. Киев, 1904. 80 . От А.А. Титова из Ростова – его издания, книги и брошюры: а) Дневник И.М. Снегирева , II. Москва, 1905; б) Один из заключенных в Суздальской крепости, Москва, 1904; в) Письма Рунича 1821 и 1842 г. г. Москва, 1905; г) Ростовский архиепископ Самуил Миславский в письмах к кн. А. Б. Куракину, в. 1-й. Ярославль, 1904. Два экз.; д) Старопечатные книги Кастерина. Ростов, 1905. 81 . От помощника смотрителя Муромского Духовного Училища Н.П. Травчетова – его книга: Г. Муром. Владимир, 1903. —346— 82 . От помощника инспектора Академий Д.К. Чистилина – Книги: а) Молитвы при Божественной Литургии. Киев, 1813, и б) Таблица христ. должностей. Москва, 1838. 83 . От П.И. Щукина – его издания: а) Щукинской Сборник, в. 3 и 4. Москва, 1904–1905; б) Бумаги относящаяся до Отечественной войны 1812 г. ч. 9. Москва, 1905.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Амвросий Подобедов 1799–1818. Архп. до 1801. Михаил Десницкий 1818–1821. Серафим Глаголевский 1821–1843. Антоний Рафальский 1843–1848. Никанор Клементьевский 1848–1856. Григорий Постников 1856–1860. Исидор Никольский 1860–1892. С.-Петербургские и Ладожские: Палладий Раев 1892–1898. Антоний Вадковский 1898. Нарвское викариатство, учр. в 1887 г. Епископы (в С.-Петербурге): Владимир Шимкович 1887–1890. Никандр Молчанов 1891–1895. Иоанн Кратиров 1895–1899. Никон Софийский 1899–1901. Иннокентий Беляев 1901–1903. Антонин Грановский 1903–1908. Никакдр Феноменов 1908. Ямбургское викариатство, учр. в. 1897 г. Епископы: Вениамин Муратовский 1897–1898. Борис Плотников 1899–1901. Сергий Страгородский 1901–1905. Сергий Тихомиров 1905–1908. Феофан Быстров 1909–1910. Георгий Ярошевский 1910. Гдовское викариатство, учр. в 1892 г. 47 Епископы (в С.-Петербурге) Николай Налимов 1892–1893. Назарий Кириллов 1893–1897. Вениамин Мураховский 1898–1901. Константин Булычев 1901–1904. Кирилл Смирнов 1904–1909. Вениамин Казанский 1910. Кронштадтское викариат., учр. в 1907 г. Епископы: Владимир Путята 1907 – 1911. Саратовская, учр. в 1828 г. Кафедра в Саратове Епископы Саратовские и Царицынские: Моисей Богданов-Платонов (Антипов) 1828–1832. Иаков Вечерков 1832–1847. Афанасий Дроздов 1847–1856. Иоанникий Горский 1856–1860. Евфимий Беликов 1860–1863. Иоанникий Руднев 1864–1873. Тихон Покровский 1873–1882. Павел Вильчанский 1882–1889. Авраамий Летницкий 1889–1893. Николай Налимов 1893–1899. Иоанн Кратиров 1899–1903. Гермоген Долгапев 1903. Вольское викариатство 48 . Епископы: Антоний Шокотов 1850. Никон Софийский 1898–1899. Гермоген Долганев 1900–1903. Палладий Добронравов 1903–1908. Досифей Протопопов 1909. Симбирская, учр. в 1832 г. Кафедра в Симбирске Епископы и Архиепископы Симбирские и Сызранские: Анатолий Максимович 1832–1842. Архп. Феодотий Озеров 1842–1858. Архп. с 1856. Евгений Сахаров-Платонов 1858–1874. Феоктист Попов 1874–1882. Варсонофий Охотин 1882–1895. Никандр Молчанов 1895–1904. Гурий Буртасовский 1904–1907.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Филарет Дроздов 1821–1867. Архп. до 1826. Иннокентий Вениаминов 1868–1879. Макарий Булгаков 1879–1882. Иоанникий Руднев 1882–1891. Леонтий Лебединский 1891–1893. Сергий Ляпидевский 1893–1898. Владимир Богоявленский 1898. Дмитровское викариатство, учр. в 1788 г. Епископы, (в Москве): Серапион Александрийский 1788–1799. Серафим Глаголевский 1799–1804. Августин Виноградский 1804–1818. Лаврентий Бакшевский 1819–1820. Афанасий Телятьев 1821–1824. Кирилл Богословский-Платонов 1824–1827. Иннокентий Сельнокринов 1827–1831. Николай Соколов 1831–1834. Исидор Никольский 1834–1837. Виталий Щепетев 1837–1842. Иосиф Богословский 1842–1849. Филофей Успенский 1849–1853. Алексий Ржаницын 1853–1857. Евгений Сахаров-Платонов 1857–1858. Порфирий Соколовский 1858–1859. Леонид Краснопевков 1859–1876. Никодим Белокуров 1876–1877. Игнатий Рождественский 1877–1878. Амвросий Ключарев 1878–1882. Алексий Лавров-Платонов 1883–1885. Мисаил Крылов 1885–1889. Виссарион Нечаев 1889–1891. Александр Светлаков 1892–1894. Нестор Метаниев 1894–1901. Трифон кн. Туркестанов 1901. Можайское викариатство 34 Епископы (в Москве): Савва Тихомиров 1862–1866. Игнатий Рождественский 1866–1877. Амвросий Ключарев 1878. Алексий Лавров-Платонов 1878–1883. Михаил Крылов 1883–1885, Александр Светлаков 1885–1892. Тихон Никандров 1892–1899. Парфений Левицкий 1899–1904. Серафим Голубятников 1904–1908. Василий Преображенский 1908. Серпуховское викариат., учр. в 1904 г. Епископы (в Москве): Никон Рождественский 1904–1906. Анастасий Грибановский 1906. Волоколамское викариатство, учр. в 1887 г. Епископы (в Троице-Сергиевой Лавре): Христофор Смирнов 1887–1890. (C 13 дек. 1890 г. было вакантно). Арсений Стадницкий 1899–1903. Евдоким Пещерский 1903–1909. Феодор Поздеевский 1909. Нижегородская, учр. в 1672 г. Кафедра в Нижнем-Новгороде Митрополиты Нижегородские и Алатырские: Филарет 1672–1686. Павел 1686–1696. Трифилий Инихов 1697–1699. Исаия 1699–1708. Сильвестр Холмский (Волынский) 1708–1719. Епископы Нижегородскге и Алатырские (до 1799 г.):

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

10 . Восторгов П., прот. Православие в Персии: (Необходимое разъяснение)//Церковные ведомости. – СПб., 1901. – 51/52. 11 . Всесвятский П. Н. Урмийская православная миссия//Русский паломник. – СПб., 1906. – 40. – С. 640–642. 12 . Годичное собрание Кирилло-Сергиевского Урмийского Братства//Прибавления к Церковным ведомостям. – СПб., 1913. – 47. – С. 2185–2189. 13 . Диаковский Д. Заря православия в глубине Азии: (К положению рус. духовной миссии в Урмии среди сирохалдейцев). – СПб.: Изд. ж. «Странник», 1902. 14 . Записка со справками из дел Св. Синода по вопросу о присоединении айсор-несториан к Православной Церкви. – СПб., 1897. – 46 с. 15 . Кирилл (Смирнов), архим. Речь начальника православной духовной миссии в Урмии//Прибавления к Церковным ведомостям. – СПб., 1904. – 8. – С. 271–279. 16 . Лазарев М. С. Курдский вопрос (1891–1917). – М.: Наука, 1972. – 472 с. 17 . Материалы к биографическому словарю ассирийцев в России (XIX – 1 пол. XX в.). – СПб., 1994. - 74 с. 18 . Наречение и хиротония во епископа сиро-халдейского архим. Илии//Прибавления к Церковным ведомостям. – СПб., 1904. – 5. – С. 174–177. 19 . Новое торжество православия: Обращение сиро-халдейских несториан в лоно Православной церкви (25 марта 1898 г.). – СПб., 1898. – 31 с. 20 . Определение Святейшего Синода от 17/21 марта 1898 г. за 1017//Церковные ведомости. – 1898. – С. 77. 21 . Определение Св. Синода от 24 апреля/4 мая 1902 г.//Церковные ведомости. – 1902. – С. 220. 22 . Определение Св. Синода от 12 июня 1904 г.//Церковные ведомости. – 1904. – С. 285. 23 . Открытие Кирилло-Сергиевского Урмийского братства//Прибавления к Церковным ведомостям. – СПб., 1904. – 5. – С. 177–179. 24 . Отчет о состоянии Урмийской Православной миссии за 1905 г. – Урмия, 1906. – 30 с. 25 . Первое общее собрание членов Урмийского Кирилло-Сергиевского православного братства//Прибавления к Церковным ведомостям. – СПб., 1905. – 9. – С. 384–391. 26 .  Пимен (Белоликов) , игум. Вести из Православной Урмии (Персия)//Прибавления к Церковным ведомостям. – СПб., 1909. – 39. – С. 1839–1842.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010