Вахитовский район. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (Вешняковская). Николо-Вешняковская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Николо-Вешняковская церковь построена в 1853 г на средства купца Сергея Павловича Павлова, каменная, теплая, трехпрестольная: главный- в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, приделы – с правой стороны во имя Алексия человека Божия, с левой во имя св. Николая Чудотворца. Священник – протоиерей Гавриил Александрович Павловский, 59 лет. В приходе 19 дворов, жителей 151 чел., русские, православные. Из издания Казанской Духовной Консистории «Справочная книга Казанской епархии». - Казань, 1904 г. Деревянная церковь на этом месте существовала уже с 1566 года. «Вешняковской» называлась потому, что была построена в слободе, где жили стрельцы приказа Вешнякова. В 1674 году деревянная постройка заменена каменной. Церковь неоднократно горела, а после пожара 1842 года она была полностью перестроена. В 1849 году строительство начал архитектор Ломан А. К., а в 1853 году его окончил архитектор Бессонов А. П. В храме было три престола - главный Введения во храм Пресвятой Богородицы, приделы - Алексия, человека Божия и Николая чудотворца. Храм был небольшим, с единственной главой на массивном барабане и двухярусной колокольней, но на старых планах видно, что церковь до 1853 года была пятиглавой. Иконы были написаны в мастерской Гагаева. При церкви с северной стороны также была построена часовня. Сейчас на месте церкви стоит дом по ул.Островского. Из книги «Путеводитель по храмам и монастырям города Казани»/составитель Г.В. Фролов. - Казань: Центр инновационных технологий, 2005 г. Церковь св. Николая Чудотворца принадлежала к древним казанским храма. Ее основание относится ко второй половине XVI века. О ней уже упоминается в 1555 году при перечислении угодий, данных жалованною грамотой царя Иоанна Грозного казанскому архиепископу. В писцовых книгах Казани за 1566-1568 гг. ее место обозначается как «на старых воеводских огородах, в новом остроге, в Вешняковской слободе».

http://sobory.ru/article/?object=32749

Вахитовский район. Церковь Воскресения Христова при Епархиальном управлении. Церковь Павла Исповедника при Казанском духовном училище Церковь. Действует.   Престолы: Павла Исповедника Год постройки:Между 1875 и 1892. Адрес: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Миславского, д. 15. Координаты: 55.797917, 49.112794 Проезд:По улице Карла Маркса от площади Свободы в сторону Кремля. За 250 метров до Кремля церковь будет справа, в первом дворе вдоль по улице Карла Маркса после перекреска с улицей Миславского. Ближайшая остановка общественного транспорта - " КАИ " (автобусы 22, 28, 52, 89). Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Открытое в 1818 училище сначала размещалось в здании духовной семинарии (ныне Кремлевская, 4). В 1831 епархия приобрела для училища усадьбу жены статского советника Екатерины Петровны Геркен (ныне Маркса, 9), и с 1832-33 учебного года училище находилось здесь. Первоначально это были два двухэтажных кирпичных здания. В 1842, после огромного пожара в Казани, в здания, занимаемые духовным училищем, переехала из своих сгоревших корпусов Казанская духовная семинария. В 1868 духовная семинария вернулась в свои восстановленные помещения на Воскресенской (Кремлевская), а духовное училище в 1870 вновь разместилось в бывшем доме Геркен. В 1875 здание было расширено по проекту архитектора П.И. Романова, частично на средства епархии, но в основном, на пожертвования купца Павла Васильевича Щетинкина. Он же оборудовал в новой пристройке церковь, освященную во имя Антония и Феодосия Угодников Печерских. Новой перестройке здание училища подверглось в 1892, проект составил архитектор М.Д. Михайлов, он же наблюдал за работами, которые проводил подрядчик З.Е.Комлев. На этот раз для церкви был выстроен специальный объем, и сейчас определяемый, если зайти во двор со стороны ул. Миславского. И на этот раз основные средства выделил П.В. Щетинкин. В его честь новая церковь была освящена во имя Павла Исповедника. В 1904 по проекту Ф.Н.Малиновского был построен еще один корпус (отдельно стоящий на ул. Маркса, 9). В результате всех этих работ здание приобрело сложную форму с отделкой разных стилей - раннего классицизма, эклектики, национального романтизма. Старейшая часть та, которая фасадом выходит на ул. Миславского. Построена еще в 70-е гг. 18 в., вероятно, по проекту В.И. Кафтырева.

http://sobory.ru/article/?object=21157

Вецслабада. Церковь Воскресения Христова. Vecslabadas Kristus Debesbraukšanas pareizticgo baznca Карта и ближайшие объекты Старо-Слободская церковь, по церковному архиву, построена ранее 1798 года, так как за этот год имелись метрические книги. До 1839 года прихожане сей церкви были униатами. Новая церковь построена тщанием прихожан и помещика Бениславского в 1842 году и освящена во имя Преображения Господня. Здание церкви из булыжного камня с малою у фронта колокольнею,размерами 15.5 х 8 х 5 метров. В 1860 году императрица Мария Александровна пожертвовала для прихода полный прибор серебряно-вызолоченых сосудов, комплект праздничных облачений и других предметов. В 1866 году стараниями священника Николая Никифоровского при церкви было открыто народное училище. Отец Николай прослужил в приходе 22 года и скончался 21.07.1887 г. В 1868 г. произведены значительные ремонтные работы, крышу покрыли железом. Церковь холодная. Престол один во имя Преображения Господня. С 1887 года приход возглавил сын отца Николая. В 1904 году на строительство нового православного храма было отпущено 17 тыс.рублей. 18 июня 1906 года заложили первый камень в фундамент нового храма, а 2 ноября 1908 года Старо-Слободской храм освщён благочинным священником протоиереем Феодором Никоновичем. Новый храм Воскресения Христова построен с шестью главами, размерами 29х17.5х13.3 метров. Все иконы в иконостасе писаны академиком Н.И. Верхотуровым. Пол в храме из цементных цветных плиток. Строитель храма священник Владимир Никифоровский умер 1 декабря 1919 года и погребён около алтаря храма. С августа 1922 по декабрь 1927 года в приходе служил протоиерей С. Ефимов,при котором капитально отремонтировали здание старой, рядом стоящей Преображенской церкви. С декабря 1927 по май 1937 года приход обслуживал отец Н. Коленцов. С мая 1937 года приход возглавлял протоиерей Иаков Зятьев, перемещенный из Краславской церкви. Источники: Латв. ГИА, фонд 4754, опись 2, дело 177 за 1898 г. Лист 70. С.П.Сахаров «Православные церкви в Латгалии», изд. Рига, 1939 г. Стр.123-126.

http://sobory.ru/article/?object=07862

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ (Бельковский Петр Филиппович; 1842, Тульская губ.- нояб. 1937, г. Великий Устюг), сщмч. (пам. 2 дек. и в в Соборе новомучеников и исповедников Российских), архиеп. Великоустюжский. Род. в семье свящ. Филиппа Евфимовича Бельковского, к-рый последние 10 лет своей жизни служил благочинным округа, а также ок. 20 лет был духовником клириков округа. В 1864 г. П. Ф. Бельковский окончил Тульскую ДС, в 1867 г. рукоположен во священника и служил в Михайловской ц. при Михайловском детском приюте Тулы, с 1886 г.- в тульской Александро-Невской ц. В 1874 г. назначен законоучителем в школу Тульского мещанского об-ва. На архиерейских службах в тульском кафедральном соборе именно о. Петру Бельковскому чаще др. поручалось проповедовать. Организовывал и сам активно участвовал во внебогослужебных религ. чтениях, устроил приходскую школу, в к-рой обучалось 80 чел. В 1891 г., когда в Тульской губ. случился неурожай, о. Петр при поддержке приходского совета организовал помощь голодающим детям - в устроенной при храме богадельне ежедневно готовился горячий завтрак для учеников из бедных семей. В 1896 г. при Александро-Невском храме открылась бесплатная народная б-ка-читальня. Благодаря о. Петру Александро-Невский храм, находившийся на окраине города, где проживало беднейшее население, стал одним из центров просвещения и благотворительности. В 1892 г. за деятельность по организации школы награжден наперсным крестом с украшениями. 9 апр. 1897 г. возведен в сан протоиерея и в том же году, овдовев, пострижен в монашество с именем А. 14 марта 1897 г. назначен настоятелем старорусского на Острову в честь Преображения Господня мужского монастыря с возведением в сан архимандрита. 5 сент. 1904 г. хиротонисан во епископа Великоустюжского, викария Вологодской епархии. Продолжая заботиться о народном образовании, способствовал строительству жен. епархиального уч-ща. Попечением А. в Великом Устюге было построено и освящено неск.

http://pravenc.ru/text/64560.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Н. В. Никитин. Фотография. 90-е гг. XIX в. Николай Васильевич (21.09.1828, Москва - 25.01.1913, там же), рус. архитектор и реставратор, исследователь древнерус. зодчества, общественный деятель, академик Имп. АХ, член Православного миссионерского об-ва. Род. в семье московского дворянина, коллежского асессора Василия Матвеевича Никитина, получил домашнее образование. В 1842 г. определен штатным воспитанником теоретического отделения в Московское дворцовое архитектурное уч-ще (МДАУ), где посещал классы М. О. Лопыревского, В. Ф. Иванова, Дж. И. Артари-Коломбо. Интерес Н. к истории рус. архитектуры зародился под влиянием курса П. С. Максютина, проповедовавшего ценность отечественных древностей. Во время обучения в уч-ще Н. приобрел практические навыки архитектора-реставратора, сделав по указаниям Ф. Ф. Рихтера обмеры и чертежи ряда древних памятников, в т. ч. ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи в Дьякове (совместно с С. В. Дмитриевым) и царских врат в Саввино-Сторожевском мон-ре. Обмеры Н. были опубликованы в составленном Рихтером альбоме «Памятники древнего рус. зодчества» (М., 1850). Воспоминания Н. о педагогической и архитектурной деятельности Рихтера вошли в биографическую статью А. П. Новицкого. В 1852 г. Н., исполнив выпускной проект по программе «Великокняжеский загородный дворец», был утвержден в звании архитекторского помощника младшего класса и переведен на практическое отд-ние. Выпускной проект, направленный Н. на рассмотрение в совет АХ, дал ему возможность исполнить программу на право быть назначенным к избранию в академики в 1856 («Дом дворянского губернского собрания») и 1862 гг. («Здание для минеральных вод с вокзалами гостиницей для больных»), но назначение не состоялось. Лишь в 1882 г. он получил звание вольного общника Имп. АХ, а в 1904 г., на склоне лет, был удостоен звания академика - «за известность на художественном поприще». В 1857 г. Высочайшим приказом по Гражданскому ведомству Н.

http://pravenc.ru/text/2565432.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАКАРИЙ (Токаревский; 1596 (1605?), Овруч (ныне Житомирская обл., Украина) - 7.09.1678, Канев (ныне Черкасская обл., Украина)), прмч. (пам. 7 сент., 13 мая - перенесение мощей, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых, в Соборе Волынских святых), Овручский, Переяславский. Жития М. Прмч. Макарий Овручский. Икона. Нач. ХХ в. (кафедральный собор прмч. Макария Овручского, Полтава) Прмч. Макарий Овручский. Икона. Нач. ХХ в. (кафедральный собор прмч. Макария Овручского, Полтава) Жития М. были написаны в прозе и стихах. По мнению архиеп. Филарета (Гумилевского) , автором первоначального прозаического Жития был Переяславский и Бориспольский еп. Захария (Корнилович ; † 1715). Сочинение не было опубликовано. Оно известно в пересказе в составе «Ведомости о епархии Переяславской», присланной в Синод в 1742 г. игуменом переяславского Свято-Михайловского мон-ря Германом (РГИА. Ф. 796. Оп. 25. Д. 723-б. Л. 61-62 об.). В 1842 г. было опубликовано «Житие св. прмч. Макария, архимандрита овручского, Переяславского чудотворца, нетленно почивающего в переяславской Свято-Вознесенской обители Полтавской губернии», составление к-рого приписывали еп. Полтавскому и Переяславскому Гедеону (Вишневскому) . Последнее Житие неоднократно переиздавалось, несмотря на то что оно содержит множество хронологических ошибок. Стихотворное «Житие и страдания святаго преподобномученика Макария, любопытному читателю стихотворне сложенное в 1766 г.» в кон. XVIII в. увез из Вознесенского мон-ря в Переяславле (ныне Переяслав-Хмельницкий, Украина) бывш. настоятель этой обители Димитрий (Устимович), в 1795 г. хиротонисанный во епископа Смоленского и Дорогобужского. Позже рукопись находилась в Смоленском историко-археологическом музее. Житие предваряла служба прмч. Макарию: «Правило преподобномученику Макарию, Переяславскому чудотворцу, 1762 г.» (опубл.: Лавровский. 1904). Автором стихотворного Жития, по мнению Л.

http://pravenc.ru/text/2561350.html

Православная церковь в Балвах (в имении Боловск) появилась в 1834 году, это была домашняя церковь при доме помещика П.С. Горожанского. В 1842 году церковь стала приходской. В середине 19 века в Латгалии наблюдался массовый переход латышей из католичества в православие. После присоединения этих земель к России стало возможным проводить богослужения для местных жителей на их родном языке. В Балвский приход из Риги присылался причт, хорошо знающий латышский язык, или священники-латыши, окончившие Рижскую духовную семинарию. С бедных местных жителей священники не требовали платы за требы и денег на свое содержание, что способствовало успешной миссионерской работе в приходе. В 80-е годы 19 века в Балвы стали переселяться латышские крестьяне из Видземе, желавшие арендовать помещичьи земли. В 1865-1871 годах на казенные средства для прихода была построена новая деревянная церковь в стиле зклектики, с восьмигранным основным объемом, завершенным шатром, и с шатровой колокольней. Причт был наделен землей, в 1886-1894 годах возведены причтовые постройки. В 1904 году громадное имение перешло во владение крестьянского поземельного банка. С этого времени в Балвы в качестве хуторян стали переселяться многие русские из Псковской губернии, приход стал латышско-русским. Вот уже почти 30 лет богослужения проводятся в бывшем причтовом доме, переоборудованном в храм. Деревянная церковь сгорела в конце 20 века. Место было предусмотрено для строительства нового здания горисполкома. Но эта стройка не состоялась, землю вернули приходу. Еще в 1994 году прихожане задумались о восстановлении храма на прежнем месте, но ... Не было средств, не было инициативных людей, готовых взять на себя все хлопоты по строительству. В настоящее время начались работы по усилению и углублению фундаментов. Церковь будет двухэтажной, с двумя престолами. Верхний этаж – деревянный сруб. Приход нуждается в помощи всех, желающих помочь в восстановлении храма. Контактный телефон – через личное сообщение автору этой статьи.

http://sobory.ru/article/?object=07508

Викторина Знаешь ли ты Вологодчину, как знаем ее мы? Большая область! От одного края до другого ехать много часов. Древняя область! Историю отсчитывает со времен неолита. Уникальная область! Сохранила такую архаику, какой в других местах уже не сыщешь! Много ли ты знаешь о Вологодчине? Ответь на одиннадцать вопросов и проверь себя! Начать викторину Кем приходится создатель знаменитого «Вологодского» масла Николай Верещагин художнику Василию Верещагину: Однофамильцем Братом Николай Васильевич Верещагин (1839–1907), создатель новой отрасли русского народного хозяйства — масло- и сыроделия, инициатор крестьянского «артельного маслоделия» — старший брат знаменитого художника-баталиста Василия Васильевича Верещагина (1842–1904). Не угадали. Николай Васильевич Верещагин (1839–1907), создатель новой отрасли русского народного хозяйства — масло- и сыроделия, инициатор крестьянского «артельного маслоделия» — старший брат знаменитого художника-баталиста Василия Васильевича Верещагина (1842–1904). Николай Васильевич Верещагин (1839–1907), создатель новой отрасли русского народного хозяйства — масло- и сыроделия, инициатор крестьянского «артельного маслоделия» — старший брат знаменитого художника-баталиста Василия Васильевича Верещагина (1842–1904). Абсолютная правда! Николай Васильевич Верещагин (1839–1907), создатель новой отрасли русского народного хозяйства — масло- и сыроделия, инициатор крестьянского «артельного маслоделия» — старший брат знаменитого художника-баталиста Василия Васильевича Верещагина (1842–1904). Слово «Вологда» в переводе с вепсского означает: «река с прозрачной водой» «большая вода» «легко преодолимая» «мошковитое место», то есть место, где много мошки Да, по одной из версий название «Вологда» пришло из древневепсского и означает «река с белой, прозрачной, чистой водой». По другой версии, слово «Воло-гда» имеет праславянское происхождение: «воло» — масляный, «гда» — берег. По распространенной версии, которая приводится в разных справочниках, название «Вологда» пришло из древневепсского и означает «река с белой, прозрачной, чистой водой».

http://sever.foma.ru/ds_quiz/znaesh-li-t...

Закрыть Художник, воин, странник, мыслитель Бриллианты русской культуры: Василий Верещагин 13.04.2024 10 Время на чтение 13 минут Фото: Из интернет-источников 120 лет назад, 13 апреля 1904 г., погиб великий художник Василий Васильевич Верещагин (род. в 1842 г.). Погиб у Порт-Артура вместе с адмиралом С.О. Макаровым и большей частью команды броненосца «Петропавловск». С двадцати одного года он почти всю свою жизнь путешествовал по миру с альбомом, мольбертом и записной книжкой. Об этих путешествиях он оставил не только рисунки, этюды и картины, но и ценные записки, опубликованные в книгах, газетных и журнальных статьях. Своё первое путешествие он совершил в Закавказье в 1863 г., ещё будучи студентом Академии художеств, затем повторил его в 1865 г., привёз оттуда много портретных и пейзажных рисунков и этюдов, после чего уехал доучиваться в Парижскую академию. В 1867 г. Верещагин по приглашению Туркестанского генерал-губернатора К.П. Кауфмана, резиденция которого находилась Ташкенте, отправился в качестве штатного военного художника в «горячую точку» – недавно присоединённую часть Средней Азии. В апреле 1868 г. был взят подвластный бухарскому эмиру Самарканд, и уже 2 мая художник прибыл туда, а через месяц, когда основная часть войск отправилась к Бухаре, оставшийся русский гарнизон из 700 чел. был осаждён, и Верещагину пришлось участвовать в тяжёлых боях : «Во время восьмидневной осады Самаркандской цитадели скопищами бухарцев (около 50 тыс. всадников. – В.Г.) прапорщик Верещагин мужественным примером ободрял гарнизон. Когда 3-го июня неприятель в огромных массах приблизился к воротам и кинувшись на орудия успел уже занять все сакли, прапорщик Верещагин, несмотря на град камней и убийственный ружейный огонь, с ружьём в руках бросился и своим геройским примером увлёк храбрых защитников цитадели». За этот геройский поступок он был награждён офицерским Георгием IV степени. Верещагина поражало великодушие русских солдат. Когда один из них хотел вторым выстрелом прикончить раненного неприятеля, то другие остановили его: «Не тронь, Серёга. – Да ведь уйдет. – А пускай уйдет, он уж не воин». И это – несмотря на жестокость самих бухарцев, которые обезглавливали не только убитых, но и раненых и пленных. За каждый доставленный головорезами кровавый трофей эмир выдавал награду. Отрубленные головы потом складывали в пирамиды или насаживали на шесты для всеобщего обозрения.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/13/hu...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕРЕЩАГИН Василий Васильевич (14.10.1842, г. Череповец Новгородской губ.- 31.03.1904, близ Порт-Артура (ныне Люйшунь, Китай)), рус. художник, публицист, общественный деятель, путешественник. Автор исторических батальных картин, этнографических серий, пейзажист. Род. в семье помещика, предводителя дворянства. Обучался в Александровском малолетнем кадетском корпусе в С.-Петербурге (1850-1852), затем в Морском кадетском корпусе (1853-1860), вышел в отставку по собственному желанию в чине гардемарина флота. Посещал занятия в Рисовальной школе Об-ва поощрения художеств, с 1860 г. учился в Имп. Академии художеств (АХ) в классе исторической живописи у А. Т. Маркова, затем у А. Е. Бейдемана (не окончил); за эскиз «Избиение женихов Пенелопы возвратившимся Улиссом» получил малую серебряную медаль (1861). В 1874 г. удостоен звания профессора АХ (отказался, поскольку был убежден во вреде «всех чинов и отличий в искусстве»), с 1883 г. почетный член Сербского научного об-ва в Белграде. Награжден офицерским Георгиевским крестом 4-й степени (1868) за оборону Самаркандской крепости; участник военных операций русско-тур. войны (1877-1878) в Плевне, на перевале Шипка, в Адрианополе и др. Академическая система преподавания разочаровала В., чьи художественные устремления были связаны с утверждением реализма в искусстве, интересом к натурным наблюдениям. Эти поиски сблизили его с Л. М. Жемчужниковым, В. В. Стасовым и П. М. Третьяковым . Оставив учебу в АХ, В. уехал на Кавказ (1863-1864, 1865), где написал первые самостоятельные работы. Натурные впечатления сыграли важную роль в становлении В. как художника: изменились техника исполнения, композиционные решения, появилась психологическая углубленность образов (напр., эскизы для неосуществленной картины «Бурлаки», 1866, ГТГ). Кавказские рисунки получили одобрительную оценку франц. живописца Ж. Л. Жерома и открыли для В. двери Парижской АХ (1864-1866, не окончил).

http://pravenc.ru/text/150407.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010