Первой начальницей новой общины в 1827 году была выбрана крестьянская девица Параскева Степановна Шаблыгина. По кончине отца Серафима по старости она была уволена на покой. Преемницей стала дворянская девица Александра Ивановна Булгакова — до 1834 года и с 1837 года до своей смерти в 1839 году. С 1834 по 1837 годы были крестьянка Ирина Семёновна Лифанова и Прасковья Семёновна Мелюкова. Пятая и последняя начальница Мельничной общины была избрана в 1839 году, её стала Ксения Ильинична Потхина. В общине к тому времени насчитывалось уже 115 сестёр. Серафимо-Дивеевский монастырь В 1842 году, через 9 лет после преставления Серафима, обе общины были объединены с наименованием Серафимо-Дивеевской. С 1853 года Казанская церковь с приделами стала существовать отдельно от новой общины. В 1861 году община получила статус монастыря. Первой игуменией стала Мария (Елизавета Алексеевна Ушакова). В июне 1848 года епископ Нижегородский Иаков (Вечерков) своими руками положил первый камень в основание Троицкого храма. Огромный Троицкий собор сооружался 27 лет. Строительство велось по проекту архитектора А. И. Резанова, завершавшего в это время строительство Храма Христа Спасителя в Москве. Одним из попечителей монастыря в это время был Николай Александрович Мотовилов, биограф и собеседник преподобного Серафима Саровского. Храм был освящён 28 июля (9 августа) 1875 года епископом Нижегородским Иоанникием (Рудневым). В 1885 году завершено строительство игуменского корпуса. В 1902 году в восточной части корпуса построена домовая церковь во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. Во время визита императора Николая II в 1903 году, по его просьбе в этой церкви была отслужена Божественная литургия. После смерти игумении Марии в 1904 году, сёстрами в игумении была выбрана казначея монастыря — монахиня Александра (Траковская). К началу XX века монастырь стал крупным иноческим общежитием: в 1917 году в нём проживало по списку 270 монахинь и 1474 послушницы — при численности населения села Дивеева 520 человек.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

Преемницами матушки Софии стали схиигумении Евфросиния (Розова, 1830-1904), Екатерина (Самбикина, 1842-1911) и Валентина (Розанцева, 1864-1919), также духовные чада старца Амвросия и его учеников преподобных Иосифа и Анатолия (Зерцалова). К началу ХХ века обитель стала крупным духовным центром, здесь подвизалось около 800 сестер разного звания и происхождения. Благодаря щедрому покровительству известного московского купца Сергея Васильевича Перлова были возведены все сохранившиеся до наших дней постройки: величественный Казанский собор, здание богадельни с домовым храмом во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали», водокачка. При его же содействии были созданы различные мастерские: живописная, чеканная, золотошвейная, переплетная, коверная и др. В годы гонений на Православие Шамординскую пустынь постигла общая участь всех русских монастырей. В 1923 году обитель была закрыта и разорена. Сестры вынуждены были поселиться в Козельске и ближайших селениях. Духовно укрепленные оптинскими старцами , они смиренно и достойно прошли все испытания, выпавшие на их долю. Многие из них приняли мученическую кончину в тюрьмах, лагерях и ссылках. Все земли и угодья обители стали собственностью колхоза, в бывших монастырских строениях расположились дом инвалидов, интернат для беспризорников, школа. Но без Божиего благословения и умелого управления огромное хозяйство вскоре пришло в упадок. Все созданное трудом сестер было разорено безбожной властью. С марта 1990 года в Шамординской пустыни возобновилась монашеская жизнь. Настоятельницей была назначена игумения Никона (Перетягина, 1941-2012), насельница Рижского монастыря . Вновь затеплились лампады, и началось богослужение. Монастырская жизнь постепенно стала налаживаться. В тот же год, 27 мая, был освящен храм при богадельне в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Эта дата вошла в летопись монастыря как день возрождения обители. В 1996 году на месте кельи, в которой в Шамордине отошел ко Господу преподобный Амвросий, был устроен первый в России храм во имя великого старца и 28 июля освящен Святейшим Патриархом Алексием II. Этот храм является одним из основных в обители, в нем ежедневно совершается весь богослужебный круг.

http://azbyka.ru/palomnik/Казанская_Амвр...

С годами облик монастыря менялся. В 1706 г. здесь случился сильный пожар, сгорела церковь Зосимы и Савватия. В 1752 г. заложили каменную церковь с двумя приделами, посвященными тем же святым. В 1759 г. главный храм, сохранившийся и по сей день, освятили в честь Преображения Господня. В 1760 г. были выстроены каменная колокольня, четыре каменных одноэтажных корпуса для братии, трапезная, кухня и начато возведение каменной ограды с восемью башнями. В 1767-1769, 1771 и 1776 гг. в Толшевском Спасо-Преображенском монастыре жил Святитель Тихон (Задонский). В 1832 г. братия решила увековечить память Тихона, тогда еще не канонизированного, и настоятель монастыря Амвросий испросил Святейший Синод разрешить постройку часовни на месте, где находилась келья Тихона. Часовню расположили между Святыми воротами и церковью Преображения Господня. После освящения часовни в ней поместили вещи Тихона: его изображение, крест в футляре, деревянное кресло. В 1842 г. в монастыре был выстроен двухэтажный настоятельский корпус, в 1852-1865 гг. - двухэтажный братский корпус с церковью Успения Божией Матери и двухэтажный гостиный дом. Наиболее целостную объемно-пространственную композицию монастырь имел в середине XIX века. Это был своеобразный ансамбль периода классицизма с периметральным расположением братских корпусов, трапезного корпуса, часовни св. Тихона, высокой надвратной колокольни и двухэтажного настоятельского корпуса. В центре двора размещалась очень компактная соборная церковь. В 1885 г. к храмовой части Преображенской церкви пристроили трапезную с помещениями для ризницы и библиотеки (в библиотеке монастыря было немало книг XVII и XVIII вв.). В 1886 г. возводится одноэтажный трапезный корпус. В 1894 г. по проекту воронежского губернского архитектора В. Шебалина была перестроена церковь Преображения Господня. В 1899 г. в гостином доме открылась церковно-приходская школа, в которой обучалось 20 мальчиков - певчих при монастыре… После того как в 1885 г. соборная церковь была значительно удлинена на запад, ансамбль оказался как бы разделенным на две части. При этом прежняя надвратная колокольня оказалась почти примкнувшей к западному фасаду церкви и поэтому было принято решение о переносе колокольни. В 1900 г. по образцу колокольни Задонского Богородицкого монастыря, овеянного именем Тихона, в Толшевском монастыре началось строительство новой надвратной колокольни, в первом этаже которой предполагалось разместить книжную лавку, а во втором – церковь. Однако в 1904 году, из-за некачественного кирпича, новая колокольня обрушилась.

http://sobory.ru/article/?object=12045

Святые дети История Церкви знает примеры, когда подвиг христианской любви проявляли юные подростки и даже дети. Так, например, святой Агнии (Агнессе) Римской было 13 лет, когда она приняла мученическую смерть в период гонений Диоклетиана. Святая Акилина Финикийская (Библосская) была казнена в 11-летнем возрасте. Девочкам-мученицам Вере, Надежде и Любови, пострадавшим в 137 г. по Р. Х. от императора Адриана, было 12, 10 и 9 лет, соответственно. Фото Марии Горетти, почитаемой католиками мученицей и покровительницей девственницВ период после разделения Церквей в католичестве также были случаи прославления в лике святых детей и подростков. Так, покровительницей детей, принимающих первое причастие, считается блаженная Имельда Ламбертини (1322—1333), умершая в одиннадцатилетнем возрасте в день своего первого приобщения Святых Даров. В 1950 году папа Пий XII канонизировал в лике мучениц святую Марию Горетти (1890—1902), почитаемую как покровительницу девственниц, молодежи и жертв изнасилования, а спустя четыре года, в 1954 году, причислил к лику святых еще одного подростка — Доминика Савио (1842—1857), который почитается ныне как покровитель министрантов (алтарников) и заступник беременных. В 1998 году Иоанн Павел II причислил к лику блаженных Лауру Викунью (Laura Vicuña; 1891—1904), которая почитается в Католической церкви как покровительница разбитых семей. Наиболее поздний пример святости детей и подростков в истории Русской православной церкви — царственные страстотерпцы, дети последнего российского императора Николая великая княжна Анастасия и цесаревич Алексей, которым в момент гибели в июле 1918 года было 19 и 14 лет, соответственно. Беатификация и канонизация в Католической церкви Согласно учению Римско-католической церкви об авторитетности декретов о беатификации и канонизации, канонизация, то есть причисление к лику святых, представляет собой окончательное и последнее суждение, посредством которого Церковь и Римский Папа утверждает, что тот или иной человек прожил святую жизнь и вошел в Царство Небесное, и предлагает их верующим для почитания как заступников и как пример для подражания. Это торжественное, или формальное провозглашение человека святым начиная с эпохи папы Александра III (1105—1181) осуществляется Апостольским престолом, то есть властью римского понтифика.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

См. также: 3 вопроса о «Фоме» . Отвечает председатель попечительского совета радио «Вера» Павел Ульянов //Фома. - — февраль 2019. - С.98-99/3-я стр. обложки/. - (рубрика « Эпилог »). Реклама: С.19. Вопрос номера. Священник или психолог? Исповедь или прием психолога: что эффективнее? Письмо читателя/ Сергей. Иллюстрации Марии Сосниной//Фома. - — февраль 2019. - С.20-21. - (рубрика « Вопрос номера. Священник или психолог? »).   Есть чему полечиться. Священники и психологи: к кому и с какими вопросами правильно обращаться. На вопрос читателя отвечает психолог Михаил Хасьминский , руководитель православного Центра кризисной психологии при храме Воскресения Христова на Семеновской, Москва. Беседовала Дарья Теленкова . Иллюстрации Марии Сосниной//Фома. - — февраль 2019. - С.22-25. - (рубрика « Вопрос номера. Священник или психолог? »). См. также: 3 вопроса о «Фоме» . Отвечает председатель попечительского совета радио «Вера» Павел Ульянов //Фома. - — февраль 2019. - С.98-99/3-я стр. обложки/. - (рубрика « Эпилог »).          ВЕРА (раздел). – С.28-41.   Школа «Фомы». Именины: Василий. [Инфографика]. Значение имени : Василий –  переводится с древнегреческого как «царственный»;  Дни памяти : 12 февраля – собор святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. 14 января - день памяти  святителя Василия Великого;   Святитель Василий Великий (330-379) . Подготовил Тихон Сысоев ;  Другие святые и известные люди с именем Василий :  Блаженный Василий, московский чудотворец (1469-1557). Василий Верещагин (1842-1904), выдающийся живописец-баталист. Василий Ключевский (1841-1911), знаменитый русский историк, создатель научной истории России. Святитель Василий (Преображенский), епископ Кинешемский (1876-1945), подвижник, интеллектуал, пострадавший в годы советской власти; Интересные факты . Ил.: Святитель Василий Великий. Иконографическое изображение; Афинская школа. Фрагмент. Рафаэль Санти; Литургия Василия Великого. Фото свящ. Игоря Палкина; Каппадокия.  Фото Владимира Ештокина//Фома. - – февраль 2019. – С.26-27. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Именины »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-2-190-...

Насколько все это было нужно и полезно для новокрещеных, и как они сами ценили деятельность Софии Вальмон, видно из того, что они скоро стали называть ее «матушкой». Но ей недолго пришлось работать здесь. Утомленный и трудами, и болезнями, архим. Макарий 25 дек. 1842 г. отправил в Св. Синод свое прошение об отставке, и тогда же отослал написанное Софией Вальмон прошение к настоятельнице Алексеевской женской общины Нижегородской Епархии о принятии ее туда в качестве сестры общины. Туда она уехала в средине мая 1843 г. Чрез год Вальмон по нездоровью и недоразумениям с сестрами, оставила общину и хотела опять ехать на Алтай. Но этого ее решения не одобрили ни м. Филарет, ни архим. Макарий. Тогда она поселилась в Москве у своих знакомых, Изьединовых. Здесь осенью 1844 г. по пути к новому месту своего служения в Болхове, навещал ее больную архим· Макарий. Чрез два года он звал ее в Болхов, чтобы она открыла там женскую школу, но расстроенное здоровье Вальмон помешало ей принять это предложение. В 1861 г. она была принята в доме призрения бедных девиц благородного звания С-Петербурге. София Вальмон до конца жизни интересовалась делами Алтайской миссии, служившими в ней и новокрещеными, и по мере сил оказывала ей содействие. Подробнее см. в Правосл. Благовестнике 1904 г., 1, «София де Вальмон», и 2, где помещен отрывок из миссионерских ее записок, под заглавием: «Некоторые сведения о крайней бедности Алтайских новокрещеных». Из писем и записок архим. Макария к Софии Вальмон, доселе напечатано 33 (Письма 1860 г., II, стр. 77−142). В библиотеке Казанской дух. семинарии сохранились оригиналы 25 из них, и сверх того подлинники 14 ненапечатанных писем. Часть их содержит совет! и наставления архим. Макария по предметам службы Софии Вальмон, часть относится к устроению ее жизни, и часть является ответами на ее нравственные запросы. 196 594 Достопочтенная Сестра о Господе! Вот вас Господь опять благословляет ученицею. Принимайте только благословения Его, и соответствуйте им вашим усердием и трудолюбием, и послушанием, и упованием, и терпением, и постоянством.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Переезд З. из Смирны в Афины, вероятно, был сознательным и объясняется его стремлением из вост. человека стать греком и гл. обр. европейцем. Он не только стал называть себя по-другому (в рукописях этого периода он характеризуется как «самый главный музыкант Греции господин Зафириос А. Зафиропулос» или как «учитель церковной музыки в королевском Училище господин Зафириос Зафиропулос»), но и изменил муз. стиль своих сочинений. Наиболее известные произведения З.: цикл гласовых подобнов, великое славословие на 4-й плагальный глас, херувимская и причастен литургии Преждеосвященных Даров («Ныне силы» на 1-й глас τετρφωνος и «Вкусите и видите» на 2-й плагальный глас), «Достойно есть» на 1-й плагальный глас, матима богородична «О Владычице Всепетая» на 1-й плагальный глас, молебный гимн на встречу короля и на важнейшие праздники «Боже, суд Твой» на 4-й плагальный глас и песнь на важнейшие праздники «Господи, силою Твоею возвеселится царь» на 4-й плагальный глас. В 1842 г. З. опубликовал в Афинах в типографии Х. Анастасиу критическое исследование муз. системы Георгия Лесбосского, в 1853 г. там же в типографии Х. Н. Филадельфевса были выпущены переработанные и исправленные З. издания пространного и краткого Анастасиматариев лампадария Петра Пелопоннесского . Соч.: Ο Γ. Λσβιος κα τ Λσβιον ατο σστημα. Αθναι, 1842. Лит.: Παπαδπουλος Γ. Συμβολα ες τν στοραν τς παρ μν κκλησιαστικς μουσικς κα ο π τν ποστολικν χρνων χρι τν μερν μν κμσαντες πιφανστεροι μελωδο, μνογρφοι, μουσικο κα μουσικολγοι. Αθναι, 1890, 19702. Σ. 341; idem. Ιστορικ πισκπησις τς βυζαντινς κκλησιαστικς μουσικς π τν ποστολικν χρνων μχρι τν καθ μς (1-1900 μ. Χ.). Αθναι, 1904. Κατερνη, 19902. Σ. 209; idem. Λεξικν τς βυζαντινς μουσικς. Αθναι, 1995. Σ. 88-89; Χρας Γ. Μουσικ παιδεα κα ζω στ Ναπλιο (18ος-20ος α.). Ναπλιον, 1994. Σ. 23-31, 141. Υποσημ. 36-46; Χαλδαικης Α. Τ χειργραφα βυζαντινς μουσικς Νησιωτικ Ελλς. Υδρα. Αθναι, 2005. Σ. 212-213. Υποσημ. 45; Σ. 259-263. Υποσημ. 52; idem. Απ τν στορα τς Νεοελληνικς Ψαλτικς Τχνης Ζαφεριος Ζαφειρπυλος Σμυρναος//Πρακτικ το συνεδρου. Αθναι, 2008 (в печати).

http://pravenc.ru/text/182651.html

18 декабря 1606 года, возвращаясь из Москвы в Астрахань, владыка Феодосий в пути заболел и в Царицыне скончался. Тело его было оставлено в церкви без погребения. В 1608 году боярин Фёдор Иванович Шереметев, возвращаясь со своим войском после освобождения Астрахани от изменников, проезжал мимо Царицына. Он взял тело преосвященного Феодосия и привёз в Казань, где митрополит Ефрем († 1613) похоронил его в Спасо-Преображенском монастыре. В 1617 году святитель явился во сне двум больным женщинам и велел сказать градоначальникам, чтобы тело его из Казани перенесли в Астрахань и положили в соборной церкви. По ходатайству астраханских властей и горожан останки преосвященного Феодосия были отправлены с подобающей честью в Астрахань, где встречены крестным ходом и положены в Астраханском соборе. Мощи почивали под спудом, подавая исцеления всем с верою поклоняющимся им. Со второй половины XVII века архиепископ Феодосий стал почитаться как местный святой. Литература: Саввинский И., протоиерей. Историческая записка об Астраханской епархии за 300 лет её существований. – Астрахань, 1903. Благонравов М. протоиерей. Архиереи Астраханской епархии за 300 лет её существования с 1602 до 1902 г. Астрахань. 1902. Рыбушкин М. Записки об Астрахани. М. 1841. Матвеев С. Епархия Астраханская и Терская//Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1842, ч. XXXIV. Отд. 2, стр. 116. Амвросий (Орнатский) , архиепископ. История Российской Иерархии: в 6 т. М. 1807– 1815, т. 1, стр. 104. Орлов Д. Ярославский первоклассный Толгский монастырь 1314–1914. Ярославль, 1913, стр. 83–84. Поликарпов Н.И. Очерк жизни и деятельности святителя Митрофана, первого епископа Воронежского, к 200-летию со дня его кончины. – Воронеж, 1904, стр. 36. Булгаков С. В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. Киев. 1913, стр. 1394. Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви. Изд. 2. М. 1903, стр. 344. Барсуков Н.П. Источники русской агиографии. СПб., 1882, стр. 601. Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877, стр. 309.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Вообще же он был человек симпатичный, добрый, правдивый, по жизни – строгий монах. С другой стороны, он не отличался энергичностью и деловитостью. Будучи членом Московской синодальной конторы, преосвященный Агапит состоял во главе официально назначенной следственной комиссии по доносу на протоиерея Г. П. Павского, законоучителя, профессора Санкт-Петербургской духовной семинарии. По отзыву священника Мидовского H., Агапит был следователь плохой, не умевший взяться за дело как нужно. Допросы учинял длинные – предлинные. Труды: Краткое поучение в Неделю сыропустную, говоренное Агапитом, епископом Томским, в домовой архиерейской церкви 1836 года//Христианское чтение. – 1838, ч. 1. – С. 231–236. Слово, произнесенное Московской синодальной конторы членом преосвященным епископом Агапитом по случаю освящения на 8-й день сентября 1846 года по Высочайшей воле устроенного придела в память рождения Его Императорского высочества великого князя Александра Николаевича в большой церкви Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря//Христианское чтение. – 1846, ч. 4. – С. 287–301. Литература: Барсуков И. П. Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский, по его сочинениям, письмам и рассказам современников. – М., 1883. – С. 150–151. Филарет (Дроздов) , митрополит. Слова и речи. – М., 1844–1845 или 1847–1861, т. 3. – С. 279. Руднев. История Тульской семинарии. – С. 46–47. Здравомыслов К. Я. Об епископе Агапите Вознесенском. – С. 56, 61. Прибавления к «Церковным ведомостям». – 1896, 2. – С. 55. Московские ведомости. – М., 1842, 40. Русский архив. – 1879, кн. 2. – С. 142, 271–272. – 1887, кн. 2. – С. 461. – 1893, кн. 3. – С. 50. – 1903, кн. 1, 3. – С. 370, 372; кн. 1, 4. – С. 544; кн. 2, 8. – С. 574; кн. 3, 9. – С. 99, 107. – 1904, кн. 1, 2. – С. 236. Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814–1869 гг. – СПб., 1907. – С. 4. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1415.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Кригер Л.В. Село Россоши, называвшееся до 1790 г. Потуданью (от реки), по преданию, населено выходцами преимущественно из Курской губернии. Населилось оно, вероятно, в конце XVII ст. В 1812 г. в Россошах значится 432 души обоего пола дворовых и крепостных крестьян. В 1867 г. их только 157 душ обоего пола. Это уменьшение зависело от уменьшения самих помещиков или умиравших, или уходивших в другие места (тогда крестьяне переходили за своими помещиками), часть крестьян откупилась и вышла из Россошей. В 1904 г. в приходе считалось 465 дворов, муж. пола 2367 душ, жен. пола 2307 душ. Первый храм в селе стоял на востоке от существующего, в 200 саж. от него. Храм этот был деревянный и небольшой, посвящен памяти св. Василия Великого. Существовал он до 1772 г., когда была заложена новая деревянная же церковь в то же именование. Алтарь этого второго храма был построен из старой церкви; на храме было три главы: на колокольне, куполе и алтаре; церковь выбелена, а по углам выкрашена желтою краскою. Иконостас имел 6 поясов. Храм был богато по тому времени снабжен церковной утварью, например, в нем имелось 10 перемен церковных облачений. В 1790 г. около церкви устроена деревянная ограда. В 1791 г. был «украшен алтарь и вся церковь иконным росписанием». В 1802 г. церковь «распространена приделанием к ней пазушин». Когда второй храм стал приходить в ветхость, местный священник Петр Быковский решил построить каменную церковь, но встретил несочувствие этому делу среди прихожан. Однако ему удалось склонить их на свою сторону, когда сам свящ. Петр пожертвовал на построение новой церкви 2 делянки собственного леса и деньгами до 2 000 руб. Прихожане отдали в аренду 450 дес. общественной земли с тем, чтобы арендные деньги пошли на построение нового храма. Священник Петр между тем сам ездил за сборами пожертвований по соседним селам и помещикам и тут же присматривался к архитектуре местных церквей. План нового храма был составлен по образцу церкви в Матрене Гезевой Бирюч. уезда. Церковь была начата постройкою в 1838 г., а окончена в 1842 г, освящена в 1843 г. во имя трех вселенских святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Вскорости был освящен в 1846 г. придел во имя Московских святителей: Петра, Алексия и Ионы. С этими двумя престолами церковь существует и до настоящего времени.

http://sobory.ru/article/?object=11190

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010