противниками. Признав несостоятельной эсхатологию М. и основывающуюся на ней идею вооруженной борьбы за веру, нек-рые анабаптистские общины сохранили память о нем как о духовном учителе, проповеднике христ. социального идеала и мученике. Однако в большинстве производных от анабаптизма протестант. движений, напр., среди меннонитов , генетическая связь анабаптизма с учением М. долгое время замалчивалась или отвергалась. Научное исследование жизни и идей М. Первые попытки изучения деятельности и идей М. на основе широкого корпуса источников относятся к кон. XVIII - 1-й пол. XIX в. Определяющее влияние на первичное формирование научного подхода к наследию М. оказали работы Г. Т. Штробеля ( Strobel. 1795) и Й. К. Зайдеманна ( Seidemann. 1842), в к-рых в виде прямых публикаций или обобщающих пересказов были введены в широкий научный оборот мн. ранее неизвестные тексты М. и документы эпохи. Однако научный подход к анализу деятельности и взглядов М. был затруднен не только конфессиональной, но и политической ангажированностью (обзор направлений интерпретации и наиболее важных исследований см.: Seebass. 1994. S. 414-415; также ср.: Gritsch. 1989. P. 121-131; Goertz. 2015. S. 258-274). Следствием формирования в Европе к сер. XIX в. революционных движений и социалистических партий стал поиск в европ. истории идейных предшественников социализма. В качестве одного из таких предшественников стал рассматриваться М. Решающий вклад в развитие данной линии интерпретации был внесен Ф. Энгельсом (1820-1895), к-рый изложил свои представления о деятельности М. в соч. «Крестьянская война в Германии» (1-я публ.- 1850; последнее прижизненное переработанное изд.: Engels. 1875). Считая, что крестьянские восстания 1525 г. были не бунтами разрозненных крестьянских групп, а имеющим историческое значение выступлением организованных антифеодальных сил, Энгельс объявлял М. предводителем этого выступления, отмечая, что М. сознательно стремился к реализации демократического идеала братства, равенства и свободы, действуя в интересах крестьянства и городской бедноты.

http://pravenc.ru/text/2564548.html

415 Кодекс Феодосия в 1837–1842 гг. издал в Бонне Г.Ф. Генель на основании 54 рукописей. В начале 20 в. опубликовано критическое издание Т. Моммзена и Э.А. Мейера (Берлин, 1905). 416 В этот свод вошли четыре сборника: 1) «Кодекс постановлений» ( Codex constitutionum), впервые изданный в 529 г. (т.н. «Древний кодекс» – « Codex vetus») и пересмотренный, дополненный и заново отредактированный в 534 г. («Переизданный и исправленный кодекс» – «Codex repetitiae praelectionisv»); в «Кодекс» вошли императорские законы от Адриана (117 г.) до Юстиниана (534 г.), из которых церковных дел касаются первые тринадцать титулов 1-й книги; 2) «Дигесты» ( Digestae), или «Пандекты» ( Pandectae), опубликованы в 533 г. и содержат толкования языческих юристов, т.н. мудрых (prudentium), на положения римского права; среди них есть толкования Тертуллиана , которого некоторые исследователи отождествляют с известным христианским апологетом; 3) «Институции» ( Institutiones), составленные на основе сочинений юристов Гая, Ульпиана, Флоренция и Марциана и опубликованные одновременно с «Дигестами», – своего рода руководство к изучению правового материала «Кодекса» и «Дигест»; 4) «Новые постановления» ( Novellae constitutiones), или «Новеллы», – законы, изданные Юстинианом после обнародования «Кодекса». В «Новеллах» указаны имена должностных лиц, которым они адресованы как исполнителям. Новеллы по церковным делам адресованы, как правило, константинопольскому патриарху, но посылались они и другим патриархам, которые распространяли их по митрополиям, откуда новеллы поступали к епископам и далее – в монастыри и приходы. Corpus iuris civilis впервые издан в 16 в. Дионисием Готофредом; критическое издание: 3 vols. Berlin, 1892–1895 [vol. 1. Institutiones/Recognovit Paulus Krueger; Digesta/Recogn. Theodorus Mommsen; vol. 2. Codex Iustinianus/Recogn. R Krueger; vol. 3. Novellae/Recogn. Rudolfus Schoell (opus Schoellii morte interceptum, absolvit Guilelmus Kroll)]. См. также: Дигесты Юстиниана: Избр. фрагменты/Пер., прим. И.С. Перетерского. М., 1984.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

456 Бурхардт, 54–64; Фойгт, I, 379–393; II, 116–117. С 1405 г. Падуя входила в состав Венецианской республики 457 Остроумов, Ист. Флорент. собора, М. 1847, стр. 44, 182, 183. Venise etait en quelque sorte la Hollande de l " Italie; la liberte de pener у etait exploitee comme une branche de commerce tres productive: tous les livres protestants venaient de la (Renan, Averroes et l " averoisme, P. 1866, p. 415) 461 Христ. Чтен. 1862, март. – Некоторые указывают только на Париж, Флоренцию и Венецию, как главные места его образования. Карамз. VII, 107. Платон, II, 36. Филарет в Москвитян. 1842, 11 465 Acta Ss. Octob III, p. 538, 703. Твор. св. отц. год 9, кн. 3. Отнош. инок. Кирил Белозер. и Иос. Волок. монастырей, 514 467 О том же ордене рассказывает это событие Карамзии при посещении Лиона в 1790 г. и делает свои замечания по поводу его устава (Соч. И, 411– 413) 471 Тем не менее отметим, что в позднейшем подробном «житии» Максима Грека сообщается о двух путешествиях последнего и что он в первый раз «был отдан некоему философу именем Фарсису (Ласкарису, очевидная порча имени, свойственная русским книжникам), во Фряской земли, во граде Паризии. Изучи же сей отрок Макарий всю фарисию (от Фарсиса?) 11 месяцев; и сей философ Фарсис почудися вельми и послаша его отрока Макария во град Флоренцый к мудрейшему своему брату философу именем Гавърасу (Гварино Младший?). Далее говорится «об изучении им здесь грамматических наук в течение 9 месяцев, после чего он возвратился в дом родителей» (Белокуров, с. XLIV). Только столь юным возрастом можно было бы объяснить те неточности о Париже, на которые мы указали выше. Иначе посещение Парижа может быть отнесено лишь к концу заграничного пребывания М.Грека, когда появляется там Ласкарис, но это требует более веского подтверждения 472 Em. Legrand. Bibliogr. hellenique, I, cxxxi-cxliv; Bernhardy, Grundr. der griech Liter., 633; Borner, De doctis hominibus graecis, pp. 202–203 473 О значении Венеции в литературном движении XVI и XVII в.в. (Виз. Врем. 1895, III, 452–454; Renan, Averroes et l " Averroisme, 415)

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Из вышесказанного видно, что во второй половине 1859–1860 гг. Лукомская подолгу гостила в Тамбове или часто туда приезжала. Там она близко познакомилась с семьей святителя, в это время состоявшей из его рано осиротевших племянников: юноши Ивана Ивановича Говорова (1842–1892) 7 и мальчика Алексея Гавриловича Говорова (1851–1895) 8 , а также Ивана Гавриловича Переверзева 9 , окончившего в 1859 г. Санкт-Петербургскую духовную академию и преподававшего в Тамбовской семинарии. В дальнейшем Пелагея Сергеевна принимала самое горячее участие в жизни сразу двух племянников. Процесс воспитания оказался весьма хлопотливым делом, и здесь на помощь пришла Лукомская: она на годы брала на себя попечение об Алексее Гавриловиче Говорове. В 1860 г. Иван Гаврилович Переверзев женился, был рукоположен в иерея и в самом конце 1860 г. получил назначение в Шацк. С этого времени началась его переписка с дядей, длившаяся до последних лет жизни святителя. Это был духовно самый близкий родственник Феофана. В письмах к нему епископ Феофан делится семейными трудностями, почти в каждом из них есть упоминание о княгине. Письмо от 4 октября (1862 г. (?)) «Берешь племянника? Добре. Поучишься воспитывать детей. Трудно, брат, крайне трудно. Алешу отсылаю к Княгине в Питер. Пусть еще годик поболтается, учась не форменно, а так, мимоходом. Его отошлю, Ваню сдам учителю. Хочется уединиться. Толкотня надоела. – Княгиня еще здесь. Собирается ехать. Но не знаю, почему душа не лежит отпускать их. И все отлагаем. – Княгиня будет писать тебе сама. Ей понравился твой быт… и сам ты будто переменился на лучшее. Протопопицу полюбила. Как не полюбить?» с. 767–776]. Письмо от 13 декабря (?1862 г.) «Княгиня здесь еще. Пиши ко мне в одном письме. Хотела теперь ехать, да Алеша заболел. Его посылаю с нею. Годок поболтаться» 33–34]. Пелагея Сергеевна иногда выполняла сложные поручения святителя, бывала его глазами там, где преосвященный не мог лично присутствовать. Во время так называемой «Дивеевской смуты» она состояла в переписке с настоятельницей Дивеевской Серафимой общины Марией Ушаковой, а в мае 1861 г. по поручению епископа Феофана ездила в Саров и Нижний Новгород, чтобы на месте увидеть происходящее там и информировать владыку. Ее письмо-отчет к святителю хранится в РГИА копию его нам предоставил священник Георгий Павлович из с. Дивеева. Письма Лукомской практически не сохранились. Приводим несколько выдержек из этого письма, чтобы дать представление о кругозоре княгини, об особенности ее письма и орфографии.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

На них с потрясающей мощью были представлены евангелисты (в те дни я был еще настолько несведущ, что не узнал в них копии со знаменитейших картин А. Дюрера!). Их яркие краски принимались ослепительно гореть, когда их пронизывали солнечные лучи, и все же они оставались глубоко серьезными картинами, не содержащими в себе ничего суетно-нарядного! Меня эти сиявшие образа притягивали настолько, что я даже переставал следить за тем, что говорилось в проповеди. Пасторов было, если я не ошибаюсь, три, и они поочередно произносили свои, иногда очень искусные проповеди. Но один нас особенно трогал. Наружность его была довольно своеобразная – особенно мертвенная бледность его бритого лица, окаймленного курчавой седой бородой, придававшей ему неожиданное сходство с теми «морскими волками», которых любили в XIX в. изображать английские и голландские художники. Говорил же пастор Ферман плачущим, жалобным голосом, как-то даже мямля и растягивая слова. Все это не мешало ему быть любимым и почитаемым своей многолюдной паствой священником. 267 В 1895–1897 гг. внутреннее убранство храма было коренным образом изменено по проекту архитектора Месмахера (1842–1906). Максимилиан Эдуард (Егорович) Месмахер (Messmacher), отец которого был каретником, не пошел по его стопам и стал архитектором. Выпускник Петришуле, он поступил в 1860 г. в Академию художеств, блестяще окончил ее, затем стажировался в Италии, по возвращении получил звание академика и вступил на самостоятельный творческий путь. Ему принадлежит проект иконостаса Смольного собора; с 1882 г. он главный архитектор Исаакиевского собора. 268 В 1896–1899 гг. Месмахер оформил интерьер Петрикирхе во флорентийском духе, изменив раннюю брюлловскую отделку. Он расширил хоры органа, пробил боковые двери у главного входа и создал эскизы новых росписей. Прихожане могли любоваться интерьерами, расписанными Максимилианом Месмахером. (Его работа была оценена в 65 тысяч золотых рублей, но мастер не принял плату). По обеим сторонам от главного входа в храм, на гранитных пьедесталах, были установлены фигуры апостолов Петра и Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Обозр. 1890, 8—10, и Р. Стар, 1896, 11 и 1901, 1—6;    срв. о Руниче статью В. Корсаковой, в Р. Биогр. Сл., 1900. Стоит отметить характерную деталь: у Рунича над постелью был бюст Христа в терновом венце!    О мистических кружках и сектах Александровского времени см. Η. Ф. Дубровин, Наши мистики сектанты, Е. Ф. Татаринова и А. Н. Дубовицкий, Р. Стар. 1895 и 1896;     В. Жмакин, Подполковник А. П. Дубовицкий и его жизнь по разным монастырям (1824—1842). Р. Арх. 1894, 6;     Ю. Толстой, О духовном союзе Е. Ф. Татариновой и Очерк жизни и службы Е. А. Голо­вина, Девятнадцатый век, Ист. сборник, изд. П. Бартеневым, кн. I, М. 1872;    там же — Из записной книжки художника В. А. Боровиковского;    о нем см. В. Горленко, Вл. А. Боровиковский, Р. Арх. 1891, т. II и в Р. Биогр. Сл.;    ср. С. Маковский, Несколько неизданных портретов Боровиковского, Стар. Годы, 1907, июль-сентябрь.    Нужно упомянуть и о Балтинском священнике Феодосии Левицком, который был вызван в Петербург в 1823-м году через Голицына, и жил на подворьи у Ионы, а. Тверского, вместе с другим подольским священником, Ф. Лисаневичем — два апокалиптических свидетеля верных. Они пребывали в посте и молитве и читали «С. Вестник», Юнга-Штиллинга, С. Мартена и др. доставляемые им от Головина и Кошелева.    См. «Описание дух. подвигов и всех случаев жизни свящ. Левицкого, 1791—1845», сообщ. Ε. Π. Бахталовский, Р. Стар. 1880, сент. и ноябрь;    срв. свящ. В. И. Жмакин, Свящ. Ф. Левицкий в 1815—1845 гг., Р. Стар. 1882, 9;     Л. К. Бродский, Свящ Ф. Левицкий и его сочинения поднесенные императору Александру I, СПб. 1911 (издание со введением).    Срв. у Ф. Левицкого любопытное сообщение о «Иерусалимском хлебе» и его равносильности c Евхаристией, по вере.    Срв. еще у В. И. Семевского. Декабристы — масоны, Мин. Годы, 1908, 2, 3, 5 (с б. сокращениями в его большой книге о декабристах, 1909).    Срв. в «Мертвых душах”: почтмейстер весьма прилежно, даже по ночам, читает Юнговы «Ночи» и «Ключ к таинствам натуры» Эккартсгаузена, и делает оттуда длинные выписки.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Э. Кассирер. Фотография. 30-е гг. ХХ в. Э. Кассирер. Фотография. 30-е гг. ХХ в. Переломным моментом для К. стало посещение им в 1894 г. в Берлине лекций известного философа и культуролога Г. Зиммеля (1858-1918), рассматривавшего различные философские системы Нового времени в их взаимосвязи. Заметив значительный интерес К. к учению И. Канта (1724-1804), Зиммель рекомендовал ему познакомиться со взглядами Г. Когена (1842-1918), признанного специалиста по кантовской философии, опубликовавшего в 70-90-х гг. XIX в. философские комментарии ко всем 3 «Критикам» Канта и творчески развивавшего кантовские идеи в собственных трактатах. Впосл. К. вспоминал, как Зиммель предупреждал его, что сочинения Когена перегружены абстрактной терминологией и тонкими дистинкциями, вслед. чего крайне сложны для понимания. Это не остановило К., немедленно купившего книги Когена и жадно принявшегося за их изучение. Строгий научный стиль философствования Когена произвел благоприятное впечатление на К., по словам к-рого, уже с первых страниц он «почувствовал себя находящимся на твердой и надежной почве» ( Cassirer. 1943. P. 222-223; ср.: Paetzold. 1994. S. 5-6; Meyer. 2006. S. 26-27). После знакомства с идеями Когена К. принял окончательное решение изучать философию под его руководством; готовясь к личной встрече с Когеном, он прочел все его сочинения, а также ряд научных книг по математике, физике и биологии, полагая, что знание этих наук необходимо для работы над философской интерпретацией научных достижений, на которую был ориентирован Коген с его школой ( Gawronsky. 1949. P. 6). Одновременно К. продолжал слушать общие лекции по философии, на этот раз в Мюнхенском ун-те; здесь его преподавателем был известный философ и психолог Т. Липпс (1851-1914). В Мюнхене К. проучился 3 семестра - с весны 1895 по осень 1896 г. ( Krois. 2009. S. XXII). В кон. 1896 г. К. начал обучение в Марбургском ун-те, где Коген занимал кафедру профессора философии. Ко времени приезда К. в Марбург вокруг Когена и его ближайшего ученика П.

http://pravenc.ru/text/1681289.html

…ее написала… Гертруда Стайн. — Намек на известную фразу «роза есть роза есть роза» американской писательницы–авангардистки Гертруды Стайн (1874–1946). 53 Эредиа, Жозе Мария (1842–1905) — французский поэт кубинского происхождения, автор сборника сонетов «Трофеи» (1893), где ощутимо влияние лирики парнасцев. «Вехи французской словесности» (1912) — историко–литературный труд английского критика Джеймса Литтона Стрейчи (1880 1932). «Береника» (1671) — трагедия Жана Расина. Политическая баллада Честертона… — имеется в виду «Баллада о первом дожде» из сборника «Избранное» (1915) английского поэта, прозаика, критика и публициста Гилберта Кита Честертона (1874–1936). 54 Берхемстед ассоциируется у меня… — Грин цитирует стихотворение австрийского поэта Райнера Марии Рильке (1875–1926) «Где тянется последний ряд лачуг» (1898): …и мягкий вечер тает на равнине, темнеет стадо, и пастух в овчине у фонаря последнего стоит. (Перевод Е. Витковского) «Сезам и Лилии» — два эссе английского философа, искусствоведа и общественного деятеля Джона Рескина (1819–1900), опубликованные в виде брошюры в 1865 г., где современный ему английский капитализм XIX в. критиковался автором с позиций, близких к социализму. Isoult La Desirous (Изольда Желанная) — персонаж романа М. Хьюлетта «Лесные любовники» (см. комм. к стр. 37), красавица, воплощение чувственной любви. Лорд Дансейни — Эдвард Джон Мортон Дрэкс Планкетт, барон Дансейни (1878–1957) — английский прозаик, драматург, поэт, переводчик, эссеист. Пьеса «Если» опубликована в 1921 г. Пьеса «Потерянный цилиндр» вошла в сборник «Пять пьес» (1914). Эйнли, Генри Хинклифф (1879–1945) — английский актер и импресарио. 56 Стихотворение принадлежало Эзре Паунду… — Грин цитирует заключительное двустишие стихотворения американского поэта Эзры Лумиса Паунда (1886–1972) «Белый олень» из сборника «Маски» (1909). «Улисс» — первое издание романа ирландского писателя Джеймса Джойса (1882–1941) вышло в Париже в 1922 г. 62 Гладстон, Уильям Юарт (1809–1898) — английский государственныи деятель, консерватор, член парламента, премьер–министр в 1868–1874, 1880–1885 и 1892–1895 гг.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

В поэму вошел ряд стихов из «Исповеди», впоследствии некоторые стихи были включены в текст «Мцыри». См. примечания к поэме «Мцыри». В «Боярине Орше» изображены события эпохи Литовской войны (1563—1582), которую вел Иван Грозный. История отношений Арсения и дочери боярина Орши обрисована в духе народных песен и сказок о любви «холопа» к боярской дочери. Мотивами народного творчества проникнута также сказка, которую рассказывает Орше Сокол. (Близкие по содержанию песни см. в кн.: А. И. Соболевский. Великорусские народные песни, т. 1. СПб., 1895, стр. 34—49). В. Г. Белинский, читавший поэму Лермонтова в рукописи, 7 ноября 1842 года писал Н. А. Бакунину: «Читали ли вы „Боярина Оршу“ Лермонтова? Какое страшно могучее произведение! Привезу его к вам вполне, без выпусков» (Письма, т. 2, стр. 318). В «Библиографических и журнальных известиях» Белинский, указывая, что «пафос поэзии Лермонтова заключается в нравственных вопросах о судьбе и правах человеческой личности», писал далее: «Для кого доступна великая мысль лучшей поэмы его „Боярин Орша“, и особенно мысль сцены суда монахов над Арсением, те поймут нас и согласятся с нами» (Белинский, т. 8, стр. 200). Образ березы, растущей «средь развалин», см. также в стихотворении «1831-го июня 11 дня» и в стихах посвящения к драме «Испанцы». Сноски Тогда сердце ее разорвалось в одном протяжном крике, И на землю она упала как камень, Или статуя, сброшенная с своего пьедестала Байрон. ( Англ .) Остальное тебе уже известно, И все мои грехи, и половина моей скорби, Но не говори более о покаянии… Байрон. ( Англ .) Это он, это он! Я узнаю его теперь; Я узнаю его по бледному челу… Байрон. ( Англ .) Рекомендуем Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей Популярное: Сейчас в разделе 1652  чел. Всего просмотров 66 млн. Всего записей 2583 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Художественная литература к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок:

http://azbyka.ru/fiction/bojarin-orsha/

Балякин Илья (упом. 1769), иконописец из Палеха 168, 310 Баранов Павел Дмитриевич (упом. 1873), иконописец из Холуя 183, 184 Барсков Я. Л. 90, 96, 108, 356, 459 Барсов Елпидифор Васильевич (1836–1917), фольклорист, историк литературы 72, 88, 122, 124, 148, 460 Барсуков С.Г. 96, 320, 407, 460 Бассано Якопо (ок. 1517–1529), итальянский художник 305 Баталов А. 460, 471 Батас Ф. (XVI в.) греческий иконописец 305 Бахрушин Алексей Александрович (1865–1929), театральный деятель, коллекционер 439 Бахтин Михаил Михайлович (1895–1975) литературовед, теоретик искусства 330, 459 Безмин Иван, живописец Оружейной палаты 365 Безобразов Владимир Павлович (1828–1889), экономист, публицист 19, 24, 32, 160, 166, 176, 193, 194, 206, 208, 211, 212, 236, 295, 449, 459 Бек Г. 7, 461 Бекенева Н.Г. 458 Белоброва О. А. 93, 461 Белоусов Василий Васильевич, иконописец из Палеха 184, 251 Белоусов Василий Евграфович (середина-вторая половина XIX в.), иконописец из Палеха, владелец мастерской 184, 249, 251 Белоусов Иван Васильевич (вторая половина XIX в.). иконописец из Палеха 184, 251 Белоусов Николай Фещорович (конец XIX – начало ХХ в.), иконописец из Палеха 300 Белусовых иконописная мастерская, в Палехе 168, 172, 175, 248 Беляев (XVIII в.), иконописец из Палеха 168 Бендеманн Эдуард (1811–1889), немецкий художник 295 Бенуа Александр Николаевич (1870–1960), художник, историк искусства 236, 350, 443, 459 Бердяев Николай Александрович (1874–1948), религиозный философ 237, 239, 459 Бессонов И., историк искусства 278, 279, 417, 423, 460 Бимингтон Дж. 31, 454, 460 Благовещенский Николай Александрович (1837–1889), писатель 460 Блинничев Михаил Викторович (начало ХХ в.), иконописец из Холуя 256, 443 Богатырев П.Г. 193, 208, 212. 292, 293, 433, 460 Богданов Д.И. (начало ХХ в.), иконописец, реставратор 270 Богомолов П.Г., художник 409 Богоявленский Сергей Константинович (1872–1947), историк, архивист 203, 214, 460 Божков А. 29, 460 Большаков Сергей Тихонович (1842–1906) торговец рукописями, старопечатными книгами и иконами, собиратель 38, 134, 136, 137, 141, 145, 283, 284, 460

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010