В том же году, что и «Утопия ростовщиков», вышла «Краткая история Англии» самого Г.К.Ч. 154 Л. Хоусмен был активным деятелем движения за женское равноправие. Ему принадлежал сенсационный эмансипаторский роман «Любовные письма англичанки» (1900). 155 Билль о реформе парламента был принят в 1832 году после массовых волнений, отчасти связанных с французской революцией 1830 г. Фактически привел к усилению политических позиций городской буржуазии за счет некоторого ослабления земельной аристократии. 156 2 мая 1842 г. Т. Б. Маколей, потребовав отклонить петицию чартистов, заявил, что лозунг всеобщего избирательного права потрясет основы цивилизации, которая покоится на собственности. 157 В 1867 г. консервативное правительство, главную роль в котором играл Б. Дизраэли, провело парламентскую реформу, увеличившую число избирателей почти в два раза, главным образом за счет мелкой буржуазии и более состоятельной части рабочих. 158 Художник Дж. Миллес продал авторские права на свою картину «Пузырьки» (1886), изображавшую мальчика, пускающего мыльные пузыри, журналу «Иллюстрейтед Лондон ньюс», а тот в свою очередь уступил их мыловаренной компании «Пирс и комп.», использовавшей картину для рекламы своей продукции. 159 Великий старик — У. Гладстон. Гомруль — см. «Апатия Флит–стрит», прим. 1. Джо — Джозеф Чемберлен, в 1895—1903 гг. министр колоний. Один из вдохновителей и организаторов англо–бурской войны. 160 Друммондов свет — яркий свет от сжигания извести в газе. Использовался для освещения рампы. Изобретен английским изобретателем Т. Друммондом в 1825 г. 161 «Джек и бобовый стебель» — английская народная сказка, герой которой взбирается по бобовому стеблю на небо в дом великана. 162 Газета «Дейли хералд», где печаталась «Утопия ростовщиков», была в те годы органом леворадикального крыла лейбористской партии. 163 По свидетельству античных историков, император Нерон играл на скрипке, наблюдая за пожаром Рима, подожженного по его приказанию. 164 Речь идет о последователях так называемого социального дарвинизма, переносивших законы естественного отбора на общественную жизнь. 165

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=710...

Пионером исследования Салоны и автором первой книги об истории города был Франческо Каррара (1812–1854), директор музея в 1842–1853 гг. 1918 При директоре Миховиле Главиниче (1833–1895) с 1878 г. начал выходить журнал Bulletino di archeologia е storia dalmata. Настоящим исследователем-новатором стал о. Фране (Франческо) Булич (1846–1934), справедливо считающийся «отцом-основателем» христианской археологии в Хорватии. Он изучал классическую археологию и эпиграфику в Вене, много занимался проблемами народного образования, впервые ввел в Салоне хорватский язык в официальной переписке в школах. С 1883 г. Булич стал хранителем Центральной комиссии по охране памятников в Вене. В 1881 г. он совершает «всеславянское» паломничество в Рим, где изучает базилику св. Климента и культ свв. Кирилла и Мефодия, тесно сотрудничает с де Росси. Булич провел широкие раскопки церквей и некрополей в Салоне и ее окрестностях, Манастирине и Каплуче 1919 , издал труды по истории салонско-сплитской Церкви 1920 . Большой вклад в изучение Салоны внесли датские археологи и архитекторы Эйнар Аксель Петерсен Диггве (1887–1961) и Рудольф Эггер (1882–1969), которые работали при поддержке датского фонда Rask-Ørsted Fondet совместно с Буличем, В. Гербером, М. Абрамичем (последний был директором Сплитского музея после Булича). Результаты работ публиковались в Копенгагене (1-й том) 1921 и в Вене (2-й том) 1922 . Обобщающая монография Диггве о раннехристианской Салоне и сейчас входит в число классических трудов по христианской археологии 1923 . Важным центром археологических исследований в Хорватии было Истрийское общество археологии и истории родины, основанное в 1884 г. В Истрии (север современной Хорватии) расположены такие важные христианские центры, как Пула (Пола) и Пóреч (Паренцо). В Порече хорошо сохранившийся архитектурный комплекс епископа Евфрасия юстиниановской эпохи известен своей мозаичной и мраморной декорацией. Он был изучен Андреа Аморозо (1829–1910) 1924 . Обзорная работа архитектора Рихарда Вильяма Гербера (1882–1965) дает представление о церковной архитектуре Истрии и Далмации 1925 . Р. Эггер изучил раннехристианские церкви на территории римской провинции Норик (совр. Австрия) 1926 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

—437— далеко не утвердилась и ко времени пришествия Господа Иисуса Христа, в чём можно убедиться и на основании книг новозаветных, прежде всего Евангелия. Свою главу об Израиле Мензис кончает заявлением, что в конце концов „иудейство сделалось религией полной противоречий“ (стр. 162). Князь Трубецкой сожалеет, что глава об Израиле явилась в русском переводе в сокращении, мы сожалеем о том, что она всё-таки явилась. Читатель сведущий увидит в ней голословный отзвук некоторых теорий, стоящих на очереди дня на западе, читатель несведущий будет изумлён и поражён её содержанием и однако не узнает ни одного из оснований, во имя которых возникли и поддерживаются положения, так решительно утверждаемые Мензисом. В 1895 г. явилась в русском переводе „древняя история народов востока“ Ж. Масперо. Масперо держится многих из тех теорий, которым рабски следует Мензис, но даже и в кратком учебнике Масперо неголословен, он везде указывает свои источники и даёт возможность читателю проверить его выводы, он не приглашает верить ему на слово, не хочет сделать из читателя раба (иногда материал для опровержения его взглядов можно найти прямо у него в тексте в приводимых им выдержках из источников, укажем для примера на 392 страницу). Мензиса проверить нельзя и благоразумному читателю, остаётся только просто ему не верить. Будем надеяться, что читатели так и поступят. Делая замечания относительно первой части книги Мензиса, мы высказали, что лучше было бы ему не писать о первичных доисторических формах религии, ибо за Библией для этого периода он не признаёт значения источника, а других источников не имеется, теперь относительно истории религии Израиля мы заметим, что Мензису тоже не следовало бы излагать её, но по противоположной причине. Материала здесь много и он хорошо разработан, но дело в том, что каждому этот материал известен в большом объёме, чем в каком его предлагает Мензис, и у каждого имеются или внушённые при обучении и воспитании или лично выработанные взгляды на те построения, которые делаются на основании этого материала.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—433— не мог Самуил после этого обличения сам приносить это „заклятое“ в жертву. Создание закона известного под именем Моисеева Мензис относит к послепленному периоду еврейской истории. Взгляд этот, как и другие взгляды Мензиса, не нов, но так же, как и другие его взгляды, он вовсе не всеобщ и не разделяется большинством. На том же языке, на котором написана и его книга, в 1895 году вышло исследование „Lex Mosaica. The Law of Moses and Higher Criticism“ (London and New York, Eyre and Spottiszwoode XXXVI. 652 pp. 8°). Задача книги – опровергнуть теорию позднего происхождения закона Моисеева и показать, что традиционное представление о времени происхождения Пятикнижия вполне соответствует научным изысканиям настоящего времени, что порядок законо-положительных и исторических книг не противоестественен, а соответствует действительной исторической последовательности событий. Книга написана пятнадцатью лицами. Предисловие, говорящее о духе и цели предприятия, написано епископом лордом Гервеем (теперь умершим), первый трактат „о представляемых археологической наукой доказательствах существования литературной деятельности во времена Моисея“ написан известным ориенталистом профессором Сейсом. Задача трактата доказать принадлежность Моисею двух первых книг Пятикнижия. Второй трактат о „Моисее, как создателе левитских священных обрядов“ написан профессором Равлинсоном, им утверждается происхождение средней части торы от великого еврейского законодателя. В следующем трактате профессор Дуглас раскрывает, что гипотеза о происхождении Второзакония в последнее время пред пленом вавилонским (именно при первосвященнике Хелкии в правлении Иосии. 4Цар22:8 и след.) не может быть допущена и что смысл содержащихся в ней постановлений может быть понят лишь при предположении её происхождения во времена Моисея. Следующие писатели утверждают исторический характер и истинность повествования дальнейших библейских книг. Вот их имена и их исследования: Джирдльстон – „Период Иисуса“ (Навина), Френч –„Время Судей“, профессор Лиас – „Времена

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Gildas. De Excidio Brittaniae. Vol. 1 – 2/Ed. and tr. H. Williams. London, 1899- 1901. Gildas. The Ruin of Britain/Ed. and tr. M. Winterbottom. Chichester, 1978. Eddius. Vita Vilfridi/Ed. B. Colgrave. Cambridge, 1927. English Historical documents. Vol. 1 (500-1042)/Ed. D. Whitelock. London, 1955. Gregorius Magnus. Opera//Migne J. Patrologia Latina. Vol. LXVII-LXXVI. Paris, 1839-1842. Le Liber Pontificalls. Vol. 1 – 2/Ed. L. Duchesne. Paris, 1886-1892. Marcelinus Comes. Chronicon/Ed. T. Mommsen. MGH, Auct. Ant., XI. Р. 39-108. Monumenta Historiae Britannica/Ed. H. Petrie. London, 1848. Nennius. British History and the Welsh annals/Tr. J. Morris. Chichester, 1980. Paulus Orosius. Historiarum adversus paganos libri VII/Ed. С. Zangemeister. Leipzig, 1889. Paulus Orosius. Historia/Tr. R. J. Deferrary. Washington, 1964. Pliny. Naturalis Historiae Libri XXXVII. Bd. 1 – 6/Ed. C. Mayhoff. Leipzig, 1875 -1906. Prosper. Epitoma Chronicon/Ed. T. Mommsen. MGH, Auct. Ant., IX. Р. 385-485. Six Old English Chroniclers/Ed. J. A. Gyles. London, 1891. Solinus. Polyhistor/Ed. T. Mommsen. Berlin, 1895. Sulpitius Severus. Historia Sacra/Ed. C. Halm. Vienna, 1866. Two Lives of St. Cuthbert/Ed. B. Colgrave. Cambridge, 1940. Two of the Saxon Chronicles Parallel/Ed. C. Plummer. Oxford, 1892. Vita Fursei/Ed. B. Krusch. MGH, SRM, IV Р. 423-440. Vita Germani/Ed. W. Levison. MGH, SRM, VII. Р. 225-283. III. Литература. Глебов А. Г. Англия в раннее Средневековье. Воронеж, 1998. Корсунский А. Р. Возникновение феодальных отношений в Западной Европе. М., 1973. Мельникова Е. А. Меч и лира. Англосаксонское общество в истории и эпосе. М., 1987. Савело К. Ф. Раннефеодальная Англия. Л., 1977. Штокмар В. В. История Англии в Средние века. Л., 1973. Alcock L. Arthur’s Britain. London, 1973. Anderson G. K. The Literature of Anglo-Saxons. Princeton, 1966. An Anglo-Saxon Dictionary/Ed. T. N. Toller. London, 1898. The Anglo-Saxons/Ed. J. Campbell. London, 1982. Bolton W. F. History of Anglo-Latin Literature. Vol. 1. Princeton, 1967.

http://sedmitza.ru/lib/text/440937/

Николай Онуфриевич Лосский Глава VI. Вырождение славянофильства 1. Н.Я. Данилевский Н. Я. Данилевский (1822–1885) родился в семье генерала. В 1842 г. он окончил Царскосельский лицей. Проявляя большой интерес к естественным наукам, Данилевский был вольнослушателем на естественном факультете Петербургского университета в 1843–1847 гг. и выдержал экзамен на степень магистра ботаники. Увлекшись идеями Фурье, Данилевский примкнул к революционной группе Петрашев-ского и за принадлежность к этой группе просидел сто дней в Петропавловской крепости. Следствием доказано, что Данилевский трактовал учение Фурье не как революционное, а как чисто экономическое. Получив свободу, Данилевский, однако, был выслан из Петербурга, Его заставили работать в качестве чиновника сначала в канцелярии вологодского губернатора, а затем при губернаторе Самары. Начиная с 1853 г. русское правительство неоднократно направляло Данилевского в командировки для изучения состояния рыболовства на Волге и в Каспийском море, а также в районе Белого моря и на севере России. В 1869 г. в обозрении «Заря» появляются первые главы его работы «Россия и Евро­па», вышедшей впоследствии отдельной книгой. В 1895 г. Н. Н. Страхов, поклонник Данилевского, опубликовал пятое издание этой книги с предисловием, посвященным жизни и деятельности последнего. Данилевского считают эпигоном славянофильства, кото­рое в то время уже вступило в период упадка. Он был одним из наиболее типичных представителей панславизма. В книге «Россия и Европа» Данилевский подробно развивает теорию «культурно-исторических типов» человечества (до него эта теория развивалась немецким историком Рюкертом, а после Данилевского стала темой работ Шпенглера). По мнению Данилевского, общечеловеческой цивилизации нет и быть не может. Существуют лишь различные культурно-исторические типы цивилизации, такие, как египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, еврейский, греческий, римский. В современной истории Данилевский более всего уделяет внимания германо-романским и славянским типам, последний из которых только еще начинает оформляться. Основы циви­лизации одного культурно-исторического типа не передаются цивилизации другого типа. Временами возможны лишь отдельные случаи выживания чуждых цивилизаций, и то в ограниченной форме (это касается второстепенных черт цивилизации).

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/ist...

Канонизирован в 1665 г. 430 Альдоус Хекслей (Хаксли Олдос Леонард, 1894–1963) – английский писатель, автор известных утопий и работ о музыке и музыкантах. 431 Впервые: Nikolaj Gogol als religioser Geist. Hochland. 1934/1935; Bd I. C.251–259. На русском языке печатается впервые в переводе А.Г.Власкина. 432 См.: Гоголь Н.В. Выбранные места из переписки с друзьями//Полн.собр.соч. Т.8: Статьи. М., 1952. С.294. 435 Речь идет о работах В. В.Розанова «Два этюда о Гоголе» (данные в приложении к книге «Легенда о Великом инквизиторе». СПб., 1893), о статьях Д.С.Мережковского «Гоголь и черт» (1906) и В.Я.Брюсова «Испепеленный. К характеристике Гоголя» (1909). 437 Гоголь Н.В. Письмо С.Т.Аксакову от 16.05.1844 г.//Полн.собр.соч. Т.11: Письма 1842–1845 гг. М., 1952. С.301. 445 Гоголь Н.В. Письмо А.О.Смирновой от 20 апреля 1847 г.//Полн.собр.соч. Т.8: Письма 1846–1847 гг. М., С.287. 447 Впервые: Русская мысль. 1913. Kh.XI. С.1–31. Позже статья вошла в сборник «Живое знание». Берлин, 1923. 448 Сравнивая содержащиеся в этой статье оценки творчества А.С.Пушкина с теми, что даны С.Л.Франком в известном цикле его «пушкинских статей», помещенных в предлагаемом издании, легко видеть глубочайшие их различия. 449 Тенденцией вложить в поэзию Тютчева слишком отвлеченно и доктринально выраженное философское миросозерцание страдает известная статья Вл.Соловьева , которая образует ценное начало в изучении духовного богатства поэзии Тютчева. 450 Статья В. С.Соловьева «Поэзия Ф.И.Тютчева» была опубликована в «Вестнике Европы» в 1895 году и сыграла переломную роль в отношении к его поэзии на ближайшие десятилетия. Особенной любовью оценки поэзии Тютчева, данные В.Соловьевым, пользовались у русских символистов. (См.: Соловьев В.С. Философия искусства и литературная критика. М., 1991). 451 Лейбниц учил, что мир состоит из бестелесных, непротяженных, простых монад, обладающих способностью иметь представления и стремления. Каждая монада с различной степенью точности и полноты отражает в себе весь мир. Монада, которая абсолютно полно и точно отражает в себе мир, есть Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Semen_Frank/ru...

Ювачев Иван Павлович (р. 1860) (псевд.: И. П. Миролюбов), б. мичман, политический ссыльный (организатор военно-революционного кружка в г. Николаеве), зав. метеорологической станцией в Рыковском (1886–1893 гг.), автор известной Чехову книги «Восемь лет на Сахалине» и «Свода метеорологических наблюдений…» – 160, 458, 757, 758, 797, 798, 805, 812, 813, 814, 817, 824, 826, 827, 837, 838, 848, 849, 876, 884, 894 Юрин Семен (р. 1856), поселенец Мгачи, каюр – 125, 453 Юркевич Люциан Станиславович, «заведующий по агрономической части» (1887–1889), поляк – 277, 676, 874 Юровский Лейба, богатый поселенец в Александровске – 90, 94, 329, 673, 774, 818, 878 Ягельская Ягелло Мариания (р. 1865), ссыльнокаторжная Поро-ан-Томари, католичка, ушла от поселенца Котлярова Власа Васильевича и вышла замуж за крестьянина из ссыльных Большого Такоэ Филатова Моисея – 251, 583, 859, 860 Ядринцев Николай Михайлович (1842–1894), исследователь Сибири, писатель, публицист, основатель газеты «Восточное обозрение», автор известных Чехову статей – 338, 346, 685, 723, 769, 773, 774, 811, 842, 859, 875, 881, 883, 886, 889, 890 Яков Беспрозвания, поселенец Рыковского, совладелец Иванова Никанора, бродяга – 69, 402 Яковенко Маркиан Максимович (р. 1855), поселенец Мало-Тымова, «викарий» о. Ираклия – 303, 872, 874 Яковлева Зиновия, ссыльнокаторжная Александровской тюрьмы – 330, 331, 675, 879 Янсон Юлий Эдуардович (1835–1892), экономист, статистик, автор известного Чехову фундаментального труда по теории статистики – 267, 862, 892 Яроватый Афанасий Демьянович (р. 1858), поселенец Сиянцев, незак. жена его – Гаврилова Федосья Петровна – ушла к Маловечкину – 251, 851 Ярцев Николай Николаевич (1857–1895), смотритель поселений Южного Сахалина и смотритель Ведерниковского Станка. Имеются письма его Чехову (ГБЛ) – 144, 172, 198, 204, 210, 231, 239, 249, 334, 365, 366, 471, 507, 537, 539, 648, 680, 697, 789, 835, 848, 849, 850, 852, 857, 859, 877, 880, 883 Ярцева (Таратина) Анна Евгеньевна (р. 1856), штатная акушерка на Сахалине (1880–1896), жена Н. Н. Ярцева – 204, 266, 601, 850, 862

http://predanie.ru/book/221179-iz-sibiri...

Иван Сергеевич Шмелев      Иван Сергеевич Шмелев родился 3 октября 1873 года в доме, построенном его прадедом Иваном Шмелевым на Кадашевской слободе Замоскворечья. Прадед купеческого сословия Иван Иванович Шмелев, так же как и дед Иван Иванович, был личностью незаурядной. В «Автобиографии» Шмелев пишет, что водилась за дедом «страсть к французским переводным романам и историческим повествованиям» – в доме была соответствующая библиотека. К сожалению, книг Ивана Ивановича внук не застал – «сволокли куда-то в амбар, а там поели мыши». Отец писателя – Сергей Иванович (1842 – 1880) так же как и дед, состоял в купечестве, продолжая дело отца: строил ледяные горы, иллюминации, гонял по Москве-реке плоты, содержал бани, купальни, портомойни. Отец играл главную роль в жизни маленького Ивана: «Мы из торговых крестьян, – говорил о себе Шмелев, – коренные москвичи старой веры». Когда отец скончался в октябре 1880 года в возрасте 38 лет, сыну Ивану шёл лишь восьмой год… Образование, как и в других купеческих семьях, мальчик получил дома. Мать Евлампия Гавриловна порола Ивана и всех пятерых детей за каждую провинность. В 1884 году Иван Шмелев поступил в шестую Московскую гимназию. Закончив ее, он начал писать рассказы. Один из них, «У мельницы», был опубликован в журнале «Русское обозрение» в 1895 году. В это же время Иван Шмелев женится на Ольге Охтерлони – дочери героя обороны Севастополя генерала Александра Александровича Охтерлони, с которой познакомился еще в 1891 году, когда ему было 18, а ей 16 лет. Женитьба состоялась 14 июля 1894 года в селе Трахонееве, на Клязьме (сегодня рядом с Шереметьево-2). Несмотря на патриархальное купеческое воспитание, с обычаями и культурой, основанной на православных традициях, перед свадьбой Иван пишет своей невесте: «Мне, Оля, надо еще больше молиться. Ведь ты знаешь, какой я безбожник». По предложению молодой супруги Шмелевы отправляются в свадебное путешествие «по святым местам» – на остров Валаам. Именно благодаря влиянию на Ивана Шмелева набожной супруги Ольги будущий писатель на осознанном уровне вернулся к своим корням – православной вере, за что всю жизнь был благодарен жене. 6 января 1896 года в их семье родился единственный и горячо любимый сын Сергей.

http://pravoslavie.ru/38370.html

Зверства и издевательства, зловещие порядки, установленные «любителем муз» Каменским в его театре, описал также А.И. Герцен в повести «Сорока-воровка».  Не так давно площадь, где когда-то располагался орловский крепостной театр, городские власти сочли уместным переименовать в честь изверга-крепостника. Это место официально называется ныне «площадью графа Каменского».  Годы детства, проведённые «Николушкой» Лесковым в Орле, ярко отразились и в повести « Несмертельный Голован » ( « из рассказов о трёх праведниках »).Этого лесковского праведника в народе « прозвали несмертельным вследствие сильного убеждения, что Голован– человек особенный; человек, который не боится смерти ». На самом деле Голован – « герой великодушия »,человек бесстрашный и самоотверженный – помогал своим землякам, когда в городе началась эпидемия чумы. Он и сам заболел, но сумел излечиться только потому, что отсёк острой косой заражённый « шмат » своего тела и бросил его в речку Орлик. Чума прекратилась, а в народе сложилась легенда, будто Несмертельный Голован пожертвовал собой, чтобы спасти город. Этого праведника Лесков «прописал» рядом со своим собственным домом: « Мы были с Голованом соседи. Наш дом в Орле был на Третьей Дворянской улице и стоял третий по счёту от берегового обрыва над рекою Орликом. Место здесь довольно красиво» .  Дом, принадлежавший в 1832–1842 годах дворянскому заседателю орловской судебной палаты Семёну Дмитриевичу Лескову – отцу будущего писателя, был высокий, деревянный, на каменном фундаменте. За домом располагались службы, огород, цветник, сад. В 1974 году дом на бывшей Третьей Дворянской улице стал музеем Н.С. Лескова. Монографическая мемориально-литературная композиция посвящена жизненному и творческому пути писателя. В нынешнем году лесковский Дом-музей отмечает своё 40-летие.  Мы можем побывать в рабочем кабинете писателя, тщательно воссозданном в музее по фотографии, сделанной 5 марта 1895 года – в день смерти Лескова. Кабинет отразил не только вкусы, пристрастия, но и сам характер своего хозяина.

http://bogoslov.ru/article/4288776

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010