части РСФСР) (апостольская конституция «Pro vidi quae Decessores Nostri» - AAS. 1991. Vol. 83. N 7. Р. 545-547) и в Новосибирске (для азиат. части РСФСР; ей была подчинена также территория Владивостокского католич. еп-ства) (апостольская конституция «Iam pridem Decessor Noster» - Ibid. Р. 544-545); в Казахстане - подчиненная Папскому престолу апостольская администратура с центром в Караганде (апостольская конституция «Cum propter populorum» - Ibid. Р. 547-548); в Белоруссии Могилёвская и Минская кафедры объединены в рамках единого Минско-Могилёвского католического архиеп-ства (апостольская конституция «Ex quadam praeteritorum temporum» - Ibid. Р. 540-541), а также создано Гродненское католич. еп-ство (апостольская конституция «Qui operam damus» - Ibid. P. 541-542), к-рое вместе с Пинским еп-ством вошло в Минско-Могилёвское католич. архиеп-ство (апостольская конституция «Quia ob rerum eversionem» - Ibid. Р. 542-543). Могилёвские архиепископы-митрополиты Станислав Богуш-Сестренцевич (1783-1826); Каспер Казимир Цецишовский (1828-1831); Игнатий Павловский (1841-1842); Казимир Дмоховский (1848-1851); Игнатий Головинский (1851-1855); Вацлав Жилинский (1856-1863); Антоний Фиалковский (1872-1883); Александр Гинтовт-Дзевалтовский (1883-1889); Симон Мартин Козловский (1891-1899); Болеслав Иероним Клопотовский (1901-1903); Ежи Шембек (1903-1905); Аполлинарий Внуковский (1908-1909); Викентий Ключинский (1910-1914); Эдуард фон Ропп (1917-1939). Ист.: Litta L., archiep. Actus ad Ecclesiam metropolitanam Mohileviensem aliasque Catholicas cathedrales ecclesias Latini ritus in Imperio Rossiaco spectantes… [Poock], 1798; Акты и грамоты об устройстве и управлении Римско-католической Церкви в Империи Российской и Царстве Польском. СПб., 1849; Белоголов И. М. Акты и док-ты, относящиеся к устройству и управлению Римско-католической Церкви в России. Пг., 1915. Т. 1; Radwan M. Inventarium documentorum et actorum ecclesiae Mohiloviensis ac Minscensis: (1783-1917). Minsk, 1998. 7 vol.; idem.

http://pravenc.ru/text/2563904.html

1834 года Всемилостивейше награждён бархатною фиолетовою скуфьёю. Того же года 11 июня от Попечителя Харьковского учебного округа при обозрении им Орловского Гражданского Уездного Училища и по испытании учеников в Законе Божием получил совершенную признательность. Сверх того, по распоряжению местного Епархиального Начальства многократно в разные годы и месяцы производил разные обследования дел до духовных лиц касающихся в г. Орле и уездных городах и сёлах без всякого возмездия. 1841 года мая 21 дня опять ему было поручено обревизовать сумму Орловского Духовного Попечительства, что им и учинено. 1846 года апреля 13 дня Всемилостивейше награждён камилавкою. 1848 года по распоряжению местного высшего Начальства был членом временного Ревизионного Комитета при поверке экономических отчётов Орловской Семинарии и под ведомством находящихся ей училищ. Того же года апреля 13 дня награждён палицею. 1850 г. марта 13 дня местным Высшим Начальством определён смотрителем Орловских Градских Кладбищенских церквей, Троицкой, Предтеченской и Сергиевской, от каковой должности по собственному желанию и прошению уволен. Того же 1850 г. 23 июня Всемилостивейше награждён наперсным золотым крестом. 1850 года 16 сентября поручено ему резолюциею Высшего Начальства следственное дело в г. Орле, которое и было им исполнено. 1851 года февраля 22 дня, по распоряжению Епархиального Преосвященнейшего, определён был членом Строительного – при Орловской Семинарии – Духовно – учреждённого Комитета – 1-е по устройству в семинарском корпусе лестниц, 2-е по устройству вновь больничного корпуса, в каковой должности состоял до окончания помянутых построек. Того же 1851 г. ноября 9 дня получил от Его Высокопреосвященства Смарагда и Кавалера за попечительность об устройстве Орловской Градской Кладбищенской церкви Архипастырскую признательность. 1858 года апреля 22 дня указом Святейшего Правительствующего Синода назначен был первым членом при следственной комиссии, учреждённой при Св. Синоде по делам раскола Орловской губернии Кромского уезда села Ламовца и проч., в каковой должности состоял до окончания всего следствия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Между письмами есть такие, в которых сообщаются весьма интересные сведения о положении дел на востоке, – 1843–1855 гг. Всех листов в книге 162, из которых два чистые. Письма двух почерков руки о. Порфирия; текст их пересмотрен и исправлен. Они писаны из Константинополя, Бейрута, Иерусалима, Александрии, Вены, Триеста и друг. Так как большая часть из помещенных здесь писем адресована Титову, то на корешке книги оттиснуто: «Письма к Титову». «Письма архимандрита Порфирия в Бейрут по должности. Часть первая», – в одной книге (Ab/10) в лист, которая содержит в себе: «Письма к Его Высокородию, Генеральному Консулу, Статскому Советнику, Константину Михайловичу Базили, и к местоблюстителям его» (- князю Дондукову-Корсакову и Марабути). В ней заключаются 95 писем и одна записка о гробе Господнем, поданная Государю, – написанных о. Порфирием в 1848–1853 гг. из Иерусалима в бытность его там начальником русской миссии; несколько писем написано о. иеромонахом Феофаном, – лицом, принадлежавшем к миссии. Между письмами некоторые есть весьма интересные, напр. от 28-го августа 1851 г., 12-го августа 1853 г. и несколько других. Листов в книге 118. На корешке оттиснуто: «Письма к г. Базили». «Письма архимандрита Порфирия в Бейрут. По службе дружбы. Часть вторая«, – в одной книге (Ab/11) в лист; – на 2-м листе написано: «Письма к Константину Михаиловичу Базили». Всех писем в этой книге заключается 48, – написанных по преимуществу из Иерусалима; между ними некоторые довольно интересны, например XVII-e, от 24-го января 1851 г., из Иерусалима, по делу бельгийца Блонделя о восстановлении гробниц императоров-крестоносцев Готфрида и Балдуина на Голгофе. Листов в книге 120. Время писания писем 1848–1853 гг. На обороте второго заглавного листа написано: «Эти письма почти все имеют связь с тем, кои писаны по должности». На корешке оттиснуто тоже, что и на предыдущей книге. »Письма архимандрита Порфирия в Одессу«, – так отмечено на 1-м листе, а на 2-м: «Письма к благодетелю и другу моему Тайному Советнику Александру Скарлатовичу Стурдзе в Одессу», – в одной книге (Ab/12), в большой и малый лист. Всех писем здесь 39, – написанных из Вены, Константинополя, Бейрута, Иерусалима, Киева и Александроневской Лавры, в 1841–1852 гг., на 90 листах, за которыми следуют еще 3 белых: в начале 1-го из них написано «1853 год»; под этим годом должны были помещаться также письма. В этих письмах есть очень много важных данных о положении дел и христиан на востоке.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

199 Преосв. Антоний кончил курс в 1839 г., высокопр. Макарий в 1841 г.; тот и другой определены были бакалаврами в тонй же Академии и приняли монашество один в 1840 г., а второй в 1841 г.; пробыли каждый на бакалаврстве очень не подолгу, – первый – один год, а другой ещё менее, бывши перемещён в С.-Петербургскую Академию. Далее высокопр. Макарий упредил преосв. Антония годом по архимандритству и годом по докторству; зато преосв. Антоний в описываемое время был выше его по служебному посту; он был Ректором Семинарии, а высокопр. Макарий – Инспектором Академии. Каждому из них было в эту пору лет – Антонии 33, а Макарию, вероятно, не более 32. В последующих ближайших производствах они оба тоже не расходились далеко: так Макарий назначен был Ректором С.-Петербургской Академии в 1850 г., а покойный Антоний в Январе 1851 г.; самостоятельным епископом в Тамбове первый быть назначен в 1857 г., а второй в Смоленске в 1859 г. Архиепископом пожалованы – первый в 1862 г., а Антоний в 1867 г.; зато последний через 9 лет от начала епископства, а тот через 12. Затем уже настала слишком большая разность в служебном их положении... 200 Докторский крест и всегда, впоследствии, нельзя было видеть на преосв. Антонии иначе, как выражение чего-то многого и особенного, и потому надеваемого им не так часто. Приветствуя лишь в последнее время получавших докторскую степень из чисто светских, служащих в Академии, профессоров, он не пропускал случая, чтобы с любезностью не указать им на отсутствие у них докторского креста, с желательным намёком постараться получить его в натуре, т. е. с принятием священного сана... «Иначе, говаривал он, хотя какой-либо знак, да нужно бы учредить для нынешних г.г. Докторов в достойно заслуженное отличие». 201 Высокопр. Макарий прибыл утром 1 Октября, а выбыл 10 числа, так как с 8 на 9 выпал вдруг значительный снег, что и побудило его ускорить отъездом. 202 Это заточничество бывшего преосв. Мелитопольского Кирилла состоялось вследствие неблагоприятно сложившихся для него обстоятельств в Иерусалимской миссии, которой он был, первый в сане епископском, начальник. Обстоятельства этого дела излагать здесь было бы неуместно. За то один факт из времени назначения и отправления преосв. Кирилла в Иерусалим, имевший тогда же отношение и к преосв. Антонию, мы изложим в достаточной подробности скоро в своём месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

246) Пророчество Спасителя о храме, Иерусалиме и народе иудейском, Воскр. Чт. 1862, т. XXVI, стр. 1330. 247) Исторический взгляд на пророчество Спасителя о судьбе иудейского народа, Иерусалима и храма, Христ. Чтен. 1860, т. I, и 2, стр. 88–150. 248) Плач Господа нашего Иисуса Христа об Иерусалиме, Воскр. чтен. XIV, 499, (Журн. Мин. Нар. Просв. 1851, ч. 70, VI, 138). 249) О знамениях, предшествовавших разрушению Иерусалима, из Иосифа Флавия, Христиан. Чтен. 1830, т. XXXIX стр. 156. (Свидетельство Иосифа Флавия об Иисусе Христе, Христ. Чтен. 1834, т. I, стр. 176). О самом Флавии, Прав. Обозр. 1861, VI, стр. 27–55; стр. 191–222. 250) Иосифа Флавия евреина, книга рукописная русская, о пленении Иерусалимском, без лет – упоминается о ней в Русск. Арх. 1864, приложение, «Описание патриарш. библиотеки, 1718 г.», стр. 33. 251) Книга Иосифа евреина о Ироде и о первом полонении иерусалимском Новходоносоров, Велик. Минеи м. Макария, февр. 29, стр. 1597, да другое пленение Антиохово, да третье пленение Титово, там же, стр. 1718. 252) Иосифа Флавия о войне иудейской, перев. с латинского Мих. Алексеев. Спб. 1786, 1804 и 1818, 2 части (Сопик. 4969). Переведено на арабский яз. П.Д. Левитовым; в рукописи у переводчика, секретаря консульства в Иерусалиме. 253) Иосифа Флавия († 93 ч. по Р. Хр.). О разрушении Иерусалима семь слов, рукопись Синодальн. библ. 770 – здесь же диакона Евгеника рыдание о запустении града Иерусалима. 254) Пленение римского царя Тита, како плени град Иеросалим, Рукоп. Царского, л. 585 (в каталоге с. 462). 255) Иосифа Горионова повесть о брани еврейской, рукопись в библиотеке Ундольского, Сборник, XVII в. л. 132–433. 256) Иосифа Горионового о брани еврейской, 3 части: 1 – о пленении земли иудейской, 2 – о разрушении Иерусалима, 3 – описание св. земли, пер. с латинск. и польск. языка. Рукопись Синод. библ. 257) Суды Божии над Иерусалимом и иудеями, Воскр. Чт. 1840, 258) Разрушение Иерусалима и иудейского храма, как доказательство божественности христианской веры, Воскресн. Чтен. 1841, обозр. в Журн. Мин. Нар. Пр. 1841, ч. XXXII, отд. 6, стр. 194.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Т. Остроумов лет десять, не могши никуда пристроиться прочно. Кончил он Академию в 1831 г., а я родился в 1832 г., между тем я был уже сознательным мальчиком, когда Иван Тихонович приходил к моему отцу, и мне живо представляется, как они вдовоем ходили по окраинам Васильевского Погоста, ведя между собою беседы о важных материях. По смерти матери И. Т. Остроумов остался сиротою, и испытания одиночества произвели в нем такой перелом, что он изгнал из себя пьянственного беса. После долгих усилий ему удалось, наконец, получить себе место в Муроме, где И. Т. Остроумов (согласно формуляру 1853 г.) «16 февраля 1840 г. определен в число канцелярских служителей Муромского уездного суда, с утверждения Правительствующего Сената в чине коллежского регистратора». «В Муроме Иван Тихонович (по сообщению В. Ф. Певницкого ) женился, и жена его Марья Дмитриевна принесла ему в приданое маленький домик, где он мирно жил, осовободившись от губившей его страсти». Формуляр отмечает, чо И. Т. Остроумов «от этой службы по прошению уволен 14 ноября 1841 г.» и «был в отставке без награждения чином по 4-е сентября 1843 г.», в каковое число – тоже «по прошению определен учителем русского языка в Тульское уездное училище, причем В.Ф. Певницкому припоминается, якобы дело это доходило до Попечителя Московского Учебного Округа. В формуляре записано об. И. Т. Остроумове следующее: «Занимался преподаванием русского языка в Тульском женском училище с 16 сентября 1843 г. по 1848 г. безвозмездно. По донесению о последствиях ревизии г. Инспектором Казенных Училищ объявлена ему от г. Попечителя Московского Учебного Округа благодарность за отличное преподавание и хорошие успехи учеников по преподаваемому им предмету 1847 г. 14 февраля. – По засвидетельствованию г. Министра Народного Просвещения об усердии его к службе Высочайше объявлена ему признательность Начальства 1848 г. января 8» В. Ф. Певницкий пишет: «В 1851 г., отправляясь в состав XVII-ro курса (1851–1855 гг.) Киевской Академии, я – вместе с двумя товарищами Александром Сперанским и Павлом Поспеловым – был у него в Туле, явившись к нему на квартиру, которая была при училище, когда сам хозяин находился на уроках.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

88 Kronenberg M. Lotze’s Weltanschauung und Geistesart (Beilage zur Allgemeine Zeitung. 1892, 83, 5. 90 Рибо. Современная германская психология (перев. со 2-го франц. изд. Л. Ройзмана, СПБ. 1895), 64. 92 Caspari O. Hermann Lolze in seiner Stellung zu der durch Kant begründeten neuesten Geschichte der Philosophie und die philosophische Aufgabe der Gegenwart. Eine kritisch-historische Studie. 2 Aufl. Breslau. 1895 г., 34. 93 Каринский М. И. проф. Критический обзор последнего периода германской философии. Спб. 1873., 167. 94 Ср. Falckenberg R., H. Lotze, sein Verhältniss zu Kant u. Hegel u. zu d. Problemen d. Gegenwart (Ztschr. f. Philosophie u. philosoph. Kritik, 150 Bd.)., 46. 95 Cp. Hartmann E. Lotze’s Philosophie. Leipzig. 1888, 17–18; Falckenberg R., H. Lotze, sein Verhältniss zu Kant u. Hegel u. zu d. Problemen d. Gegenwart (Ztschr. f. Philosophie u. philosoph. Kritik, 150 Bd.)., 46–49; Каринский М. И. проф. Критический обзор последнего периода германской философии. Спб. 1873, 173 и особенно статью Koppelmann. Lotzés Stellung zu Kant’s Kritizismus (Ztschr. f. Philos, u. philos. Kritik, Bd. 88:1886). 99 Metaphysik, 1879 г., 17; ср. Grundzüge d. Logik u. Enzyklopädie d. Philosophie, 1912 г., 94–95; Logik, 1874 г., 486. 492. 102 Logik, 1843 г., 231; 177; Logik, 1874 г., 568; ср. Mikrokosmus в 3-х томах; 5 изд. 1896–1909, II, 15, 294. Kleine Schriften, III, 418. Grundzüge d. Logik u. Enzyklopädie d. Philosophie, 1912 г., 94 Grundzüge d. Metaphysik, 1887 г., 48. 113 Logik, 1843 г., 27; 47, 88 (cp. Krebs O. D. Wissenschaftsbegriff bei H. Lotze. Leipzig. 1897., 75). 137 Ср. Kleine Schriften, III, 471. ff. Allgemeine Physiologie d. körperlich. Lebens, 1851 г., 44. 156 Mikrokosmus в 3-х томах; 5 изд. 1896–1909, II, 167–168; ср. ае, 18–19; Kleine Schriften, I, 309–310 170 Logik, 1874 г., 580–581; ср. 587–589; 258 и след.; Krebs O. D. Wissenschaftsbegriff bei H. Lotze. Leipzig. 1897., 16–18. 181 Mikrokosmus в 3-х томах; 5 изд. 1896–1909, II, 296–297; ср. Kleine Schriften, II, 17, I, 380. Logik, 1843 г., 6 и след. Metaphysik, 1841 г., 33, Mikrokosmus в 3-х томах; 5 изд. 1896–1909, Ill 244; ЗЗ4; Allgemeine Physiologie d. körperlich. Lebens, 1851 г., 6; Streitschriften, 1857 г., 15.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Mirtov...

сентября 9 перемещен на должность учителя татарского языка; с 2 февраля по 1 сентября 1840 года исправлял безмездно должность инспектора в том же училище и учителя Закона Божия и латинского языка в высшем отделении. По увольнении из училища, 1 декабря 1840 года рукоположен во священника ирбитского уезда, Ирбитского завода к Свято-Троицкой церкви; 11 июля 1841 года переведен, кунгурского уезда, Сылвинского села к Спасопреображенской церкви; здесь с 12 декабря 1841 г. по 5 июня 1847 года занимал должность законоучителя в Сылвинском Рождественском приходском училище; 5 июня 1847 года переведен к градо-кунгурской Успенской церкви и определен присутствующим в кунгурское духовное правление, каковую должность проходил до закрытия оного, последовавшего 30 марта 1853 года. С 14 июня 1847 г. по 1 августа был законоучителем по 2-му батальону Пермских военных кантонистов; с 14 июля 1847 года по 7 июня 1852 года нес должность увещателя по г. Кунгуру; 18 июля 1851 года за отлично-хорошее поведение и усердное служение св. церкви награжден набедренником; 20 июля 1855 года Высочайше награжден бархатной фиолетовой скуфьей; с 31 января 1856 года несет должность законоучителя в Кунгурском приходском училище; с того же времени до 1 января 1865 года занимался безмездно преподаванием Закона Божия в женском отделении того же училища; 1856 года 29 декабря определен духовником по г. Кунгуру; 11 декабря 1857 года объявлено архипастырское благословение за усердное прохождение законоучительской должности; 31 января 1858 года объявлено архипастырское благословение за преподавание катехизических поучений: 9 июня 1863 года награжден камилавкой; с 15 ноября 1868 года определен сначала временно исправляющим должность благочинного, а потом и настоящим благочинным по г. Кунгуру. Достоуважаемый о. Павел Попов здравствует и доселе. Филарет Матвеевич Пономарев, екатеринбургского уезда, Глинской слободы, Николаевской церкви дьячка Матвея Пономарева сын, по окончании курса с аттестатом 2-го разряда, 24 октября 1836 года преосвященным Евлампием, епископом Екатеринбургским, рукоположен во священника Верхнетагильского завода к Знаменской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но парадокс его необыкновенный славы заключался в том, что он, проповедуя Идею политического объединения, предпослал этой проповеди обширные философские произведения, в которых боролся со всем духом нового времени. Начало его влиянию положили именно эти сочинения, но в них он является откровеннейшим приверженцем церкви, решительным мистиком, смелым и порывистым метафизиком. Его произведения написаны в следующем порядке: В 1840 г. выходит Введение в изучение философии в четырех томах (Introduzione allo studio della filosofia): в 1841 г. трактат О прекрасном (Del Bello); в 1841– 42 гг. О философских заблуждениях А. Розмини (Degli errori filosofici di A. Rosminf); в 1842 г. трактат О добре (Del Buono); в 1843 г. О моральном и гражданском первенстве итальянцев (Del Primato civile е morale degli italiani); в 1845 г. Пролегомены к предыдущему сочинению (Prolegomeni al primato etc.); в 1847 Г. Современный Иезуит (II Gesuita moderno) в 5 томах. Здесь наступает перерыв в литературной деятельности Джоберти. Он возвращается в Италию, принимает участье в политическом движении, в 1848 г. избирается премьер-министром Пьемонтского правительства в 1849 г. подает в отставку и отправляется в добровольное изгнание во Францию. Он умирает в Париже в совершенном одиночестве 26 октября 1852 г. За последние годы жизни им написаны и изданы следующие сочинения: в 1848 г. Апология Современного Иезуита (Apologia del Gesuita moderno); в 1850 г. Предисловие к теории сверхъестественного (Discorso preliminare alla teorica delsovrannaturale), занимающее целый том; в 1851 г. Политическое обновленье Италии (Rinnovamento civile dell Italia). Кроме того, в посмертном издании вышли: Протология, (Protologia) в двух томах; Философия Откровения (Filosofia della rivelazione); о кафолической реформе Церкви (Delia riforma cattolica della Chiesu). Эти сочинения были изданы верным учеником Джоберти – Массари. В последнее время Сольми опубликовал: Неизданные философские размышления (Meditazioni filosofiche inedite); Теорию ‘человеческого разума (La teorica della mente umana), Розмини и розминианцы (Rosmini е i rosminiani), О кафолической свободе (La liberta cattolica).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АРХЕОГРАФИЧЕСКИЕ КОМИССИИ С.-Петербургская А. к. Создана в 1834 г. при Мин-ве народного просвещения для издания документов, собранных Археографической экспедицией АН, в 1835-1836 гг. ею были изданы 4 тома «Актов археографической экспедиции» . В 1837 г. временная комиссия была преобразована в постоянное научное учреждение (с 1903 имп. А. к.). В круг ее обязанностей вошло выявление и издание источников по рус. истории до кон. XVII в., в т. ч. на иностранных языках. Комиссия имела право требовать передачи ей документов из гос. архивов, пользоваться рукописями из б-к, приобретать их у частных лиц. Постоянный печатный орган комиссии - «Летопись занятий Археографической комиссии» (1861-1928. 35 вып.). Комиссией печатались в основном серийные издания: «Полное собрание русских летописей» (1841-1921. Т. 1-24), «Акты исторические» (1841-1842. 5 т.), «Акты, относящиеся к истории Западной России» (1846-1853. 5 т., см. «Акты Западной России» ), «Дополнения к Актам историческим» (1846-1872. 12 т.), «Памятники дипломатических сношений Древней России с державами иностранными» (1851-1871. 10 т.), «Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России» (1863-1892. 15 т.), «Русская историческая библиотека» (1872-1927. 39 т.) и др. Во всех сериях, озаглавленных «Акты», а также в «Дополнениях» и в «Русской исторической библиотеке» заметное место отводилось публикации источников по истории Русской Церкви: т. 4 «Актов... Западной России» почти полностью посвящен Брестской унии , в «Актах... Южной и Западной России» материалы по той же проблематике занимают т. 2. В «Русской исторической библиотеке» тома 4, 7, 19 содержат в себе памятники западнорус. полемической лит-ры, вызванной к жизни унией, в томах 6 и 36 опубликованы памятники древнерус. канонического права. В 1922 г. С.-Петербургская А. к. была передана в ведение Российской АН. В 1926 г. на базе А. к. и Постоянной исторической комиссии открыта Историко-археографическая комиссия при АН СССР, преобразованная в 1931 г. в Историко-археографический ин-т, влившийся затем в Ин-т истории АН СССР. Киевская комиссия для разбора древних актов

http://pravenc.ru/text/76462.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010