Тула. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы 11-го пехотного Псковского полка. Полковая церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы Архитектурный стиль: Русский стиль Год постройки:Между 1910 и 1917. Год утраты:1925 Архитектор: Ф.М. Вержбицкий (образцовый проект) Адрес: г. Тула, угол пр. Ленина и улиц Тореза и Льва Толстого Координаты: 54.182505, 37.608937 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Временная деревянная церковь для расквартированного в Туле 11-го пехотного Псковского полка была построена в 1901 г. тщанием полков 2-й бригады 3-й пехотной дивизии. Храм был двухпрестольный - Рождества Пресвятой Богородицы с приделом Святителя Николая Чудотворца. С 1901 г. и по состоянию на начало 1914 г. полковым священником был Николай Петрович Северов (1862-...) Новая каменная церковь для 11-го пехотного Псковского полка была торжественно заложена 19 сентября 1910 г. епископом Тульским и Белевским Парфением (Левицким). Церковь была построена по образцовому проекту военных храмов, утверждённому Строительной комиссией в 1901 г. (арх. Ф.М. Вержбицкий). Всего в Российской Империи к 1917 г. было выстроено не менее 69 таких церквей. К 1917 г. церковь была выстроена вчерне. К её отделке приступить не успели. В середине 1920-х годов эта церковь была разобрана. Кирпич от неё пошёл на строительство двух жилых домов, построенных в 1926-1927 годах на её месте (угол пр. Ленина, улиц Тореза и Льва Толстого). Источники: РГИА ф. 806, оп. 11, д. 70 Клировая ведомость церкви 11-го пехотного Псковского полка (1913 г.).  Цитовичъ Г.А. Храмы Армии и Флота. Историко-статистическое описание. Въ 2-х частяхъ. Пятигорскъ, 1913, с. 279.  Тульская молва, газета, 1910, 21 Сентября, 880, с.2   Деревянная церковь с Никольским приделом, построенная в 1901 г. для двух расквартированных в Туле пехотных полков. Сооружена на основе сруба церкви 1840-х гг. из Никольского. Закрыта вскоре после революции, позже сломана.

http://sobory.ru/article/?object=42494

А.В. Попов Письма святителя Тихона. Американский период жизни и деятельности святителя Тихона Московского Источник Введение В Российском государственном историческом архиве (РГИА) в фонде канцелярии Святейшего Правительствующего Всероссийского Синода (ф. 796) среди многих документов находятся т.н. «секретные» дела (оп. 205). До 1917 года они хранились в Синоде в отдельном шкафу в запечатанных пакетах, на которых было написано: «Вскрывать лишь по особому распоряжению Г. Обер-Прокурора». После Февральской революции эти пакеты вскрыли, сняв покров тайны с секретных дел. Между прочими бумагами обнаружились письма ряда лиц к преосвященному Флавиану (Городецкому). Флавиан, в миру Николай Николаевич Городецкий, из дворян, родился 26 июля 1840 года в Орле. Среднее образование получил в Орловской гимназии, затем поступил на юридический факультет Московского университета. На последнем курсе университета Николай Городецкий оставил учёбу и в апреле 1861 года стал послушником в Николо-Песношском монастыре. В 1866 году Николай был пострижен в монашество с именем Флавиан и рукоположен в иеродиакона, в следующем году иеродиакон Флавиан был хиротонисан в иеромонаха, а в 1885 году состоялось посвящение архимандрита Александро-Невской лавры во епископа Аксайского, викария Донской и Новочеркасской епархии. В 1891 году епископ Флавиан получил самостоятельную Холмско-Варшавскую кафедру. Далее он был последовательно архиепископом Карталинским и Кахетинским, экзархом Грузии (1898 г.); архиепископом Харьковским и Ахтырским (1901 г.); митрополитом Киевским и Галицким, священноархимандритом Киево-Печерской лавры (1903 г.). Скончался митрополит Флавиан (Городецкий) 4 ноября 1915 года в Киеве. Чуждый по своему происхождению, воспитанию и образованию недостаткам, присущим кастовому духовенству, Флавиан всегда внимательно и уважительно относился к сотрудникам, которые отвечали доброму пастырю любовью и преданностью. Во всех епархиях, где проходил служение владыка, оставались клирики и миряне, нуждавшиеся и надалее в благословении, советах, в общении со своим наставником. И одним из тех людей, в становлении которых преосвященный Флавиан сыграл исключительную роль, был (впоследствии) патриарх Московский и всея России Тихон.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

«Корпорация специальных ученых…»: синодальные типографии и славистические исследования (вторая половина XIX – начало XX в.) Источник Содержание Старший справщик Московской синодальной типографии Михаил Васильевич Никольский (1848–2(15).07.1917) Управляющий Московской синодальной типографией Александр Сергеевич Орлов (1871–1947) Старший советник Московской синодальной типографии Петр Алексеевич Бессонов (1828–22.02.1898) Авторы описания библиотеки Московской синодальной типографии Главный справщик Санкт-Петербургской синодальной типографии Петр Андреевич Гильтебрандт (26.04.1840–29.11.1904) Николай Фавстович Чуриловский (1862–10.01.1939) Забытая институция Источники и литература     Говоря об институциях, вокруг которых во второй половине XIX – начале XX в. группировались российские слависты, мы называем университеты и духовные академии, Археографическую комиссию и другие научные сообщества, музеи и библиотеки. Но в этой связи никогда не упоминаются синодальные типографии. Если их и вспоминают, то исключительно в связи с изданием памятников, поскольку в этих типографиях имелись шрифты и техническая возможность печатать сложные тексты на церковнославянском и греческом языках. Между тем характер деятельности давал сотрудникам синодальных типографий совершенно уникальные исторические, источниковедческие и лингвистические знания. По словам современника, сотрудники этих типографий представляли собой «корпорацию специальных ученых» (Бессонов 1859:165). Издание и постоянное исправление текстов Священного Писания и богослужебных книг требовало серьезных познаний в области славистики. При этом Московская синодальная типография обладала уникальным собранием рукописей и печатных книг, что создавало ее сотрудникам особо благоприятные условия для текстологических и исторических штудий. Кто из филологов-древников не знает рукописного собрания Московской синодальной типографии (РГАДА, ф. 381), где, среди прочего, хранится Саввина книга, минеи и триоди XI–XII вв. и многое другое? О квалификации сотрудников библиотеки свидетельствуют составленные ими тома описей, о чем мы немного скажем ниже.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Н. К. Никольский. Фотография. 30-е гг. XX в. Николай Константинович (17.07.1863, г. Петергоф С.-Петербургской губ. (ныне в составе Петродворцового р-на г. С.-Петербург) - 23.03.1936, г. Детское Село Ленинградского Пригородного р-на Ленинградской обл. (ныне г. Пушкин в составе Пушкинского р-на г. С.-Петербург)), историк древнерус. лит-ры, историк Церкви, археограф, библиограф, статский советник (1897), академик Петербургской АН (с 1917 - РАН, с 1925 - АН СССР) по отделению рус. языка и словесности (1916; с 1900 член-корреспондент). Из известной семьи священнослужителей и церковных историков С.-Петербурга. Дед - протоиерей (с 1829) Тимофей Ферапонтович Никольский (1788-1848). Учился в Тамбовской ДС (1802-1809), окончил СПбДА по 1-му разряду со званием магистра (1814). В 1814-1821 гг. преподавал философию в СПбДА, действительный член ее конференции (1817-1821). Священник церкви Пажеского корпуса (1816-1826), Владимирской ц. (1826-1829), Знаменской Входоиерусалимской ц. (1829-1831). Настоятель ц. Успения Божией Матери (Спаса на Сенной; 1831), Никольского Морского собора (1831-1846), старший протоиерей Казанского собора (с 1846). Член С.-Петербургской духовной консистории (с 1829), с 1835 г. заведовал благочинием Исаакиевского собора. Член Комитета для рассмотрения вредных книг (с 1825). В 1830 г. на него возложена обязанность рассматривать книги, отбиравшиеся у раскольников. С 1831 г. цензор «сказываемых» проповедей. С 30 сент. 1842 г. член С.-Петербургского Комитета духовной цензуры и Комитета для рассмотрения конспектов и руководств к преподаванию учебных предметов в семинариях, в 1846 г. запретил печатать книгу Н. В. Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями» (впосл. издание разрешено Синодом). Товарищ Датского королевского об-ва антиквариев Северных (1843). В 1840 г. внесен в 3-ю часть С.-Петербургской дворянской родословной книги. Отец Н.- протоиерей (с 1880) Константин Тимофеевич Никольский (1824-1910), выпускник СПбДС (1845) и ДА (1849).

http://pravenc.ru/text/2566206.html

Сомино. Церковь Петра и Павла. Петропавловская церковь Карта и ближайшие объекты Построен храм был в 1839-1844 гг. на судоходной (тогда) реке Соминке, которая входила в Тихвинскую водную систему. Он был воздвигнут на сборы с судов, проплывавших по водной системе, а также на пожертвования устюжанских купцов. В память трудов по созданию Тихвинской системы императоров Петра I и Павла I храм был посвящён апостолам Петру и Павлу. Храм был расписан в 1840-е гг. в академическом стиле. Большая часть живописного ансамбля сохранилась, несмотря на то, что в тридцатые годы прошлого столетия храм был поруган. В 1937 году с колокольни был сброшен колокол, шпиль с ангелом и крест. Церковь называют также Иеросоминской, поскольку находится она за 3 тысячи километров на одном меридиане с Иерусалимской святыней. 7 июня 2007 года на колокольне храма установлен шпиль с летящим ангелом. В селе издревле стояла деревянная часовня во имя сщмч. Власия Севастийского. В 1823 г., пользуясь визитом Императора Александра I, жители Сомино обратились к нему за позволением устроить каменный храм. Работы по строительству храма начались в 1837 г. под руководством ктитроа капитана А.Ф. Соколовского. Храм в Сомино построен на насыпном холме, освящён в 1841 г. Главный престол храма освящен в честь свв. Апп. Петра и Павла (в честь посещения этих мест Петром I), а боковые приделы - левый в честь сщмч. Власия Севастийского и правый до 1930-х г.г. Воздвиженский, после 1947 г. - святителя Николая Чудотворца, после пожара 1998 г. освящен в честь " Скорбящей Богоматери " . После переворота 1917 г. храм из-за удаленности оставался открытым достаточно долго - до 1936 г. После храм закрыли, сбросив колокол вниз на ступени паперти (расколотая ударом ступень сохранилась до сих пор). В 1947 г. подвижническими трудами Прасковии Ивановны Некатановой власти вернули храм верующим Сомина. Возможно, свою роль сыграла близость начинавшейся неподалеку Дороги Жизни (военно-автомобильной дороги 102 от железнодорожной станции в Подборовье). В течение 50 лет Соминский храм оставался единственным действующим во всем Бокситогорском районе.

http://sobory.ru/article/?object=01305

Екатеринбургская Основана 25.12.1833 Местопребывание – в г. Екатеринбург; в 1924–1991 гг. – Свердловск. Пермское викариатство. Самостоятельная с 29.01.1885. Кафедра именовалась: Екатеринбургская; с 29.01.1885 – Екатеринбургская и Ирбитская; с 1924 г. (?) – Свердловская и Златоустовская; с 23.02(08.03)1933 – Свердловская и Ирбитская, паки; с 14(27)11.1944 – Свердловская и Челябинская; с 29.04(12.05)1947 – Свердповская и Ирбитская, в 3-й раз; с 26.11(09.12)1958 – Свердповская и Курганская (?); с 12(25)09.1991 – Екатеринбургская и Курганская; с 09(22)02.1993 – Екатеринбургская и Верохотурская. Викарные кафедры: Нижнетагильская, Кушвинская, Ирбитская, Златоустовская. 11.02.1834 27.06.1840 Евлампий Пятницкий 04.08.1840 10.06.1841 Анатолий Мартыновский 06.08.1841 24.09.1845 19.05.1846 21.11.1859 17.01.1860 08.05.1860 21.08.1860 19.05.1862 19.05.1862 09.11.1866 Митрофан Вицинский 21.11.1866 09.09.1876 Вассиан Чудновский 31.10.1876 19.11.1876 Варсонофий Охотин 10.04.1877 09.12.1878 Модест Стрельбицкий 04.03.1879 05.04.1882 Вениамин Смирнов 05.04.1882 08.01.1888 13.02.1888 02.04.1888 02.04.1888 24.10.1891 08.11.1891 12.11.1894 Афанасий Пархомович 12.11.1894 12.06.1896 Симеон Покровский 12.06.1896 02.06.1897 06.06.1897 29.03.1900 Христофор Смирнов 29.03.1900 28.03.1902 Ириней II Орда 28.03.1902 26.11.1903 Никанор Каменский 26.11.1903 18.03.1910 02.04.1910 20.03.1914 Митрофан II Афонский 20.03.1914 10.5.1917 05.1917 07.11.1917 07.11.1917 09(22)12.1925 14(27)09.1923 15(28)12.1923 16(29)02.1924 15(28)07.1924 10.1925 06.1926 21.03(03.04)1933 05(18)09.1926 07.1927 12(23)12.1927 21.03(03.04)1930 12. 1930 07(20)02.1931 26.01(08.02)1932 11..1931 12.1931 25.02(09.03)1932 31.01(13.02)1933 31.01(13.02)1933 23.02(08.03)1933 23.02(08.03)1933 20.04(03.05)1934 28.04(11.05)1934 20.04(03.05)1934 17(30)09.1935 29.05(11.06)1934 16(29)06.1935 06.1935 19.09(02.10)1935 (20.06(03.07)1935 12(25)11.1935 10.1935 17(30)03.1936 14(27)01.1937 14(27)01.1937 20.07(02.08)1937 30.09(13.10)1942 17(30)08.1944 14(27)11.1944

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Каринский Михаил Иванович – замечательный русский философ, сын московского священника. Родился 4 ноября 1840 г. Окончил курс в Московской духовной академии: преподавал философию в Петербургской духовной академии; в 1880 г., за диссертацию «Классификация выводов», получил степень доктора философии в Петербургском университете. Во всех своих трудах Каринский выказал глубину анализа и большую добросовестность в критике чужих мыслей. Эти свойства Каринский проявлял и в своей плодотворной преподавательской деятельности. Из учеников его выделился В. Серебреников , автор сочинения о Локке. Большая часть исторических работ Каринского имеет характер монографий, касающихся самых запутанных вопросов; только «Обзор немецкой философии» представляет собой блестящий очерк развития основных идей немецкой философии, начиная с Канта и кончая Гартманом. Этот анализ классиков немецкой философии и их эпигонов содержит в себе и руководящие идеи самого Каринского. Вся немецкая философия стоит в зависимости от того направления, которое дал ей Кант. Но кантова система, как показывает Каринский, имеет коренные недостатки, поэтому и все попытки систематизаций, выросшие на этой почве, несостоятельны. Нужно, следовательно, заново пересмотреть основные вопросы познания. Таким образом, история философии привела Каринского к рассмотрению вопросов, составляющих догматическую часть его исследований. Теория познания – это главная задача философии. В истинном познании мы имеем, во-первых, формулы вывода, во-вторых – так как всякое доказательство покоится на истинах самоочевидных – определение числа аксиом и указание права их на достоверность. Эти две задачи Каринский разрешает в двух сочинениях: первую – в «Классификации выводов», вторую – в «Истинах самоочевидных». " Классификация выводов» – единственный русский вполне оригинальный и весьма значительный труд по логике. Каринский показывает несостоятельность обоих противоположных направлений в логике – силлогистического, формального (Аристотелевского) и индуктивного (Бэкона и Милля). Он утверждает, что нельзя основывать классификацию выводов на противоположности между индукцией и силлогизмом. Среди силлогистических выводов есть такие, которые окажутся ближе к индуктивным, чем к другим силлогистическим; самый принцип делений силлогистических фигур, как чисто внешний, разъединяет сродное и соединяет совершенно различное.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Karinsk...

Д.А.Карпук Скачать epub pdf Пост протопресвитера военного и морского духовенства в начале XX в 4 апреля 1800 г. при императоре Павле I во главе всего армейского и флотского духовенства был поставлен обер-священник армии и флота. На эту должность был определен протоиерей Павел Яковлевич Озерецковский. В 1815 г. была учреждена должность второго обер-священника Главного штаба (с 1830 г. обер-священник Главного штаба и отдельного Гвардейского корпуса, с 1844 г. обер-священник Гвардейского и Гренадерского корпусов) с подчинением ему духовенства гвардейских полков. В 1816 г. была введена должность корпусного священника отдельного Грузинского корпуса (с 1840 г. обер-священник отдельного Кавказского корпуса). В 1858 г. обер-священники были переименованы в главных священников: 1) армии и флота, 2) гвардии и гренадер и 3) Кавказского корпуса. Началом нового периода в истории военного и морского православного духовенства послужило утверждение в 1890 г. «Положения об управлении церквами и духовенством военного и морского ведомства» 2 . Отныне управление духовенством и церквами армии, гвардии и гренадер было объединено под ведением главного священника гвардии и гренадер, армии и флота, с переименованием его в протопресвитера военного и морского духовенства 3 . Этот пост с 1890 по 1917 гг. занимали всего три человека: Александр Желобовский (1890–1910), профессор Санкт-Петербургской духовной академии Евгений Аквилонов (1910–1911) и Георгий Шавельский (1911–1917). Примечательно, что все протопресвитеры являлись выпускниками столичной духовной академии. За два десятилетия, в течение которых Александр Алексеевич Желобовский в сане протопресвитера возглавлял ведомство военного и морского духовенства, положение военного духовенства изменилось в лучшую сторону самым серьезным образом. Протопресвитер Александр Желобовский был чрезвычайно деятельным управленцем и талантливым администратором. Именно он предпринимает издание ведомственного журнала «Вестник военного духовенства» 4 , открывает свечной завод, доходы от деятельности которого направлялись на нужды военного духовенства и их семей; начинает регулярно проводить братские собрания, чтобы священники его ведомства могли своевременно и напрямую информировать не только протопресвитера, но и других священников-собратьев о возникающих проблемах и нуждах в том или ином регионе Российской империи. Сам протопресвитер предпринимает регулярные ревизионные поездки, рекомендует военному духовенству и сам регулярно проводит по церквам своего ведомства внебогослужебные беседы и собеседования, издает для офицеров и солдат книги и брошюры духовного содержания. Вся эта активная деятельность приносит свои результаты.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

А.В. Шевцов Изучение философии русского мыслителя Михаила Ивановича Каринского (1840–1917) до сих пор еще не обрело соответствующей уровню его наследия полноты. Каринский-философ многогранен, как духовно-академический мыслитель он работал в гносеологии, истории философии, теории познания, в основе которых он видел логику. Его логика есть онтологическое учение о выводе. Учение об истинах самоочевидных он также возводил к академической традиции, пытаясь примирить истины веры и разума. Фигура русского мыслителя М.И. Каринского и его философия все еще недостаточно изучены, виной тому ряд объективных причин, прежде всего то, что он принадлежал к духовно-академической философской традиции. Это направление активно развивалось во второй половине 19 в. в научной и образовательной жизни России, но до недавнего времени не было в полной мере оценено исследователями. Фактически философия Каринского была забыта, несмотря на то, что в советское время издавались его отдельные труды по логике. В российской историко-философской традиции он рассматривался, главным образом, как логик, хотя анализ трудов вполне позволял и позволяет расценивать их не просто как логические, а как логико-гносеологические и историко-философские. Духовно-академическая философия только недавно по праву заняла свое место в истории русской философии с. 7–9]. На наш взгляд, именно принадлежность Каринского к духовно-академической традиции позволила ему создать оригинальное логико-гносеологическое учение, рассматривавшееся им в контексте онтологии. В духовно-академическом образовании того времени существовала фундаментальная школа древних языков, древнегреческого, латыни, древнееврейского. Наследие Каринского включает его исследования античной и современной ему европейской философии, в знании которой он был специалистом. Не случайно именно Каринский был переводчиком и редактором первого издания труда Э. Целлера в 1886 г. в России С. 342]. Каринский превосходно разбирался в учениях и направлениях неокантианства, к исторической школе которого (обычно обозначенного по центру во Фрайбургском университете как Баденское направление или ветвь) относились труды немецких исследователей античности и переводчиков текстов древнегреческой философии и литературы Шлейермахера, Брандиса, Дильса, Целлера, составителей первых историографических каталогов. Поэтому другим важнейшим направлением исследований Каринского было историко-философское направление.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Karinsk...

А.В. Шевцов Статья посвящена рассмотрению философского и логико-гносеологического учения М.И.Каринского , профессора Санкт-Петербургской духовной академии. Делается вывод, что учение Каринского в определенном отношении можно считать философской системой. Реконструкция концепции этой системы свидетельствует, что она включала в себя историко-философское учение, в котором Каринским выстраивалась критика философских учений в границах от античности и вплоть до современной ему философии, а также логическое учение о классификации выводов. Определение Каринским проблем мышления было увенчано в его труде об истинах самоочевидных, которые не требуют доказательств. Каринский подверг критике учения Канта, Фихте, Гегеля, а также Тренделенбурга, Лотце и «полукантианское» направление философии за их догматизм. Об авторе Александр Викторович Шевцов – кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры философии Московского авиационного института (национального исследовательского университета) (ashevzov@mail.ru). Профессор философии Михаил Иванович Каринский (1840–1917) работал в Санкт-Петербургской духовной академии с 1869 по 1894гг., известен рядом своих работ по логике, гносеологии и истории философии. В советское время Каринский был известен по отзывам, прежде всего, своих дореволюционных слушателей, учеников и почитателей. Особенно – в период возвращения логики в университеты согласно Положению от 1943 года, когда предмет логики стали преподавать в институтах СССР, а в МГУ и в ЛГУ были восстановлены кафедры логики. Так, например, первый заведующий кафедрой логики в МГУ Павел Сергеевич Попов был высокообразованным человеком еще дореволюционной поры, и когда в 1946 году Валентин Фердинандович Асмус подготовил первый учебник по логике, то в разгоревшейся вокруг выхода этого учебника научной дискуссии на страницах журнала «Вопросы философии», а именно в за 1947 год, П.С.Попов опубликовал в качестве приложения статью о логике Каринского. Однако необходимо все же признать, что в целом в советское время не приветствовались и игнорировались достижения русской христианской философской традиции. Эта тенденция продолжается и в наши дни.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Karinsk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010