После того как Фридрих Вильгельм IV стал королем Пруссии (1840), консервативные тенденции усилились. Цензура стала более строгой, был приостановлен выпуск нек-рых либеральных газет. Одновременно приходила в упадок экономика, нарастало социальное недовольство. В 1844 г. правительству пришлось использовать войска для подавления восстания силезских ткачей. Происходило постоянное повышение цен на продукты питания, увеличивалась безработица и росла эмиграция немцев в др. страны. В 1846 г. в ряде герм. гос-в прошли политические демонстрации. Особенно обострилась ситуация после начала во Франции революции 1848 г. По Г. прокатилась волна политических выступлений под лозунгами большей религ. терпимости, свободы печати, отмены феодальных ограничений. В Пруссии дело дошло до уличных боев между населением и войсками и король выступил с обещанием провести либеральные политические реформы. 31 марта 1848 г. во Франкфурте-на-Майне собрался Предпарламент, представлявший формально все герм. гос-ва (но состоявший преимущественно из делегатов южногерм. гос-в), к-рый принял решение о проведении выборов в общегерм. Национальное собрание. Оно открылось во Франкфурте 18 мая 1848 г. (т. н. Франкфуртский парламент). На парламенте решались вопросы ликвидации политической раздробленности и выработки оптимального гос. устройства для новой Г. Хотя большинство депутатов и составляли либералы, но по обоим вопросам возникли серьезные разногласия. Одни предлагали включить в состав объединенной Г. Австрию (вместе с ее обширными негерм. территориями; т. н. «Большая» Г.) и настаивали на провозглашении демократической республики, другие считали необходимым исключить Австрию и тем самым закрепить ведущую роль Пруссии («Малая» Г.), а также требовали утверждения монархии. Но Австрия была не заинтересована во вхождении в состав герм. гос-ва, Франкфуртский парламент принял имперскую конституцию (28 марта 1849), а прусский кор. Фридрих Вильгельм IV был избран императором. Однако он отказался принять имп. корону, даровал Пруссии конституцию (вступила в силу в 1850) и учредил демократически избираемый парламент. В июне 1849 г. Франкфуртский парламент, переехавший в Штутгарт, разогнали солдаты вюртембергского короля.

http://pravenc.ru/text/529064.html

архиепископ Антоний (Амфитеатров) (27.10.1815–20.11.1879) Догматическое богословие Основы православия Пастырское богословие Письма, слова, речи архиепископ Антоний (Амфитеатров) Архиепископ Казанский и Свияжский, миссионер, почётный член Петербургской академии наук. Биография До пострижения Яков Гаврилович Амфитеатров , родился 15-го октября 1815 года в Оренбургской губернии, на Миасском Заводе, где отец его был священником, умер 8-го ноября 1879 года. Первоначальное образование получил в Калужском училище и семинарии, а в 1835 г. поступил в Киевскую духовную академию, где чрез четыре года окончил курс первым магистром и тотчас назначен бакалавром академии по греческому языку. 12-го сентября 1840 года Амфитеатров принял монашество, 18-го сентября рукоположен во иеромонаха, 16-го декабря того же года назначен ректором Киево-Софийских духовных училищ, а в 1841 году, кроме того, инспектором Киевской семинарии. В 1845 году Антоний занял место ректора той же семинарии и возведен в сан архимандрита. С 1848 года он совмещал с ректорством должность настоятеля киевского Николаевского монастыря. 22-го ноября 1848 года за свой учебник по догматическому богословию Антоний получил степень доктора богословия. В 1848 — 1849 годах вызывался в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповеди и состоял членом Санкт-Петербургской консистории, комитета для сооружения Воскресенского женского монастыря и командирован Священным Синодом в Петрозаводск с особым поручением к архиепископу Олонецкому. В январе 1851 года Антоний назначен ректором Киевской академии и настоятелем Киево-Вратского Богоявлевского монастыря. 30-го марта 1858 года хиротонисан во епископа Чигиривского, викария Киевской митрополии, в октябре 1859 года переведен на смоленскую кафедру, 9-го ноября 1866 года назначен епископом Казанским и Свияжским, а 16-го апреля 1867 года возведен в сан архиепископа. Антоний был одним из выдающихся русских архипастырей, как по своим личным качествам и административной деятельности, так и по литературным трудам. Как человек он отличался характером ровным, мягким, приветливым. Как администратор он обладал способностью быстро ориентироваться в главных нуждах управляемых им епархий. Так, в Смоленске он тотчас по прибытии обратил особенное внимание на крайне бедственное материальное положение учителей духовно-учебных заведений и изыскал средства к улучшению их содержания, что послужило примером для многих других епархий и за что ему объявлена была Высочайшая благодарность.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Белинский находил, что у Тургенева мало “творческого дара”… – 19 февраля 1847 г. Белинский отправил Тургеневу большое письмо, в котором наряду с похвалами была фраза, обидевшая писателя: “Ваш “Русак” – чудо как хорош, удивителен, хотя далеко ниже “Хоря и Калиныча”. Это общий голос… Мне кажется, что у Вас чисто творческого таланта или нет, или очень мало (курсив мой. – Т. П.) и Ваш талант однороден с Далем. Судя по “Хорю”, Вы далеко пойдете. Это Ваш настоящий род” (Переписка И. С. Тургенева. В 2 т. М., 1986. Т. 1. С. 75) В это же время эстетическое чутье Белинского допускает еще одну серьезную промашку (их у него было много, но они замалчивались) – обругивает другую восходящую звезду русской словесности: “Достоевский – ерунда страшная”, “Каждое его новое произведение – новое падение… Надулись же мы, друг мой, с Достоевским – гением!. Я, первый критик, разыграл тут осла в квадрате” (письмо П. В. Анненкову от 15 февраля 1848 г.). В этом же письме критик несправедливо бракует рассказ за рассказом Тургенева. …семья Тучковых… – Семья генерала А. А. Тучкова, в молодости общавшегося с декабристами и затем ставшего другом Герцена и Огарева: его жена Наталья Аполлоновна, дочери – Елена (в замужестве Сатина) и Наталья (в замужестве Огарева; гражданская жена Герцена). Н. А. Тучкова-Огарева – автор книги “Воспоминания” (1889, 1959), в которой немало страниц о Тургеневе (в 1848 г. писатель посвятил ей комедию “Где тонко, там и рвется”). Анненков все добросовестно запомнил – записал. – П. В. Анненков – автор мемуаров “Н. В. Гоголь в Риме 1841 года”, “Замечательное десятилетие. 1838–1848”, “Молодость И. С. Тургенева. 1840–1862”, “Шесть лет переписки с И. С. Тургеневым. 1856–1862” и др., составивших его книгу “Литературные воспоминания” (1909, 1928, 1960). …охраняя “революционного префекта полиции” Косидьера. – Марк Косидьер (1809–1861) – после победы во Франции февральской революции 1848 г. исполнял (до мая) обязанности префекта полиции Парижа. …аполлинический Немврод… – Немврод (Нимврод, Нимрод) – в Ветхом Завете богатырь, охотник, зверолов (как и олимпийский бог Аполлон, покровитель стад, пастух).

http://azbyka.ru/fiction/zhizn-turgeneva...

Мосли , сэр Освальд Эрнальд (1896–1980) — окончил военное училище в Сандхерсте, участвовал в Первой мировой войне, был членом парламента от консерваторов, лейбористов. В 1931 г. основал Британский союз фашистов. В 1940–1943 гг. был интернирован. Стрейчи Литтон (1880–1932) — английский литературовед, автор книг «Вехи французской литературы» (1912), «Знаменитые викторианцы» (1918), «Поуп» (1925) и др. Гедалла Филип (1889–1944) — английский историк, эссеист и биограф. Соч.: «Герцог» (1931) (биография Веллингтона) и «Мистер Черчилль» (1941). Троллоп Энтони (1815–1882) — английский писатель, автор цикла романов «Барчестерширские хроники»: «Попечитель» (1855), «Барчестерширские башни» (1857, рус. пер. 1970) и др., а также ряда политических романов, в числе которых «Премьер-министр» (1876), книги путевых очерков, литературно-критической работы и биографии «Теккерей» (1879), «Автобиографии» (опубл. в 1883). Сестры Бронте — писательницы: Шарлотта (1816–1855), автор принесшего ей широчайшую известность романа «Джейн Эйр» (1847), а также других романов: «Шерли» (1849), «Городок» («Виллет», 1853). Посмертно, в 1857 г., был опубликован ее первый роман «Учитель» (1846). Эмили Бронте (1818–1848) прославилась романом «Грозовой перевал» (1847). Энн (Анна) Бронте (1820–1849) — автор романов «Агнес Грей» (1847), «Незнакомка из Уайлдфелл-холла» (1848). Впервые сестры Бронте заявили о себе общим сборником «Стихотворения братьев Керрера, Эллиса и Эктона Беллов» (1846). Бальфур Артур Джеймс, первый граф Бальфур (1848–1930) — английский философ и государственный деятель, в 1902–1905 гг. — премьер-министр, в 1916–1919 гг. — министр иностранных дел, автор книг «Защита философского сомнения» (1879), «Основания веры» (1895), «Теизм и гуманизм» (1915), «Теизм и мысль» (1923). Уиндэж Джордж (1863–1913) — английский политический деятель и литератор, редактор Плутарха и Шекспира. Булвер-Литтон Эдвард Джордж, первый барон Литтон (1803–1873) — английский писатель, политический деятель. В его драматургическом наследии представлены чуть ли не все жанры. Исторические драмы («Леди из Лиона» (1838), «Ришелье» (1839), мелодрамы — «Деньги» (1840) и др.) были популярны в Англии на протяжении почти полувека. Наиболее известные романы Булвер-Литтона — «Пелэм, или Приключения джентльмена» (1828), «Пол Клиффорд» (1830), «Кенелм Чиллингли, его приключения и взгляды на жизнь» (1873) и исторический роман «Последние дни Помпеи» (1834).

http://azbyka.ru/fiction/opyt-avtobiogra...

202 Oeuvres de Voltaire avec prefaces, avertissements, notes, ete. par. M. Beuchot Essai sur les moeurs et l’esprit des nations, tom. XVIII. p. 39. – Paris 1829. 204 Burnet I, 154–155:420; II, 713:807; – Hallam. The constitutional history of England Tenth edition. London. 1:108; – The Encyclopedia Britannica. A dictionary of arts, sciences, and general literature. Vol. VIII, p. 142. Edinburgh 1878; – Biographie universelle ancienne et moderne. Michaud. t. XII, p. 308. Paris 1855; – Annals of the first four years of the reign of queen Elizabeth, by Sir John Hayward. Edited from a MS. in the Harleian collection, by John Bruce, p. 4. – London 1840. Camden Society. 205 Strype. Annals, Introduction p. 30; – Heylyn. Elizabeth p. 106; – Froude VI, 146–147; – Collier. An Ecclesiastical history of great Britain. Vol. VI p. 200–201. London 1840. 207 Heylyn. Elizabeth, p. 102; – Camdenus. p. 9; –Collier VI, 201; – Hopkins. The puritans: or the church, court, and parliament of England during the reign of Edward VI and Queen Elizabeth. Vol. 1. p 125–126. Boston 1860; – Lingard VI, 8. 208 Прокламация эта помещена у Strype. Annals. Vol. I. Appendix 3, p. 3–4; и Wilkins. Concilia Magnae Britanniae et Hiberniae. Vol IV, p. 180. Londini 1737. – См. также Collier VI, 200. 209 Heylyn. Elizabeth. 98; – The Diary of Henry Machyn, citizen and merchant-taylor of London. Edited by Nichols, p. 94. London 1848. Camden Society; – Lingard V, 399–400; – Froude V, 269–270. 210 Некоторые из католических писателей утверждают, что Елизавета дала Марии решительное обещание не производить никаких перемен в установленной религии и ещё прежде, по свидетельству рукописного жизнеописания герцогини Фериа, страшными клятвами публично подтверждала своё искренно-католическое настроение; но Сэндис в письме к Буллингеру, написанном через месяц после события, передаёт слова Елизаветы в том смысле, что она обещала не производить перемен лишь настолько, насколько это будет в соответствии с предписаниями слова Божия. Sander p. 232; – Lindard V, 525–526; – Hopkins I, 117–118; – Cobbett. Geschichte der protestantischen Reform in England und Irland, s. 312.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЫЧКОВЫ рус. ученые, археографы, историки. Афанасий Федорович (15.12. 1818, Фридрихсгам Выборгской губ., ныне Хамина, Финляндия - 2.04.1899, С.-Петербург). Из старинного дворянского рода Ярославской губ. Род. в семье офицера, детство провел в Финляндии. В 1833 г. определен в пансион при ярославской гимназии, в нач. 1834 г. зачислен в 5-й класс гимназии. После окончания гимназии в 1836 г. поступил в Московский ун-т на медицинский фак-т, в том же году перешел на 1-е отд-ние философского фак-та (впосл. переименован в историко-филологический фак-т), избрал предметом своих занятий рус. историю. Часто посещал квартиру М. П. Погодина , где работал со старинными рукописями. К студенческим годам относятся первые научные и лит. опыты А. Ф.- «Указатель к сочинению Н. С. Арцыбашева «Повествование о России»» (1838) и «О влиянии внешней природы на народ и государство» (в 1837 сочинение удостоено серебряной медали). В 1840 г., после окончания ун-та, поступил на службу в Археографическую комиссию, с к-рой был связан до конца жизни (с 7 окт. 1840 чиновник, с 1854 член комиссии, в 1854-1873 главный редактор издания ПСРЛ, в 1865-1873 правитель дел, с дек. 1891 председатель комиссии). В 1856-1889 гг. под редакцией А. Ф. вышли 6 томов ПСРЛ (7-10, 15, 16), новые издания Лаврентьевской летописи, А. Ф. совместно с Н. П. Барсуковым составил подробный указатель личных имен к ПСРЛ (на буквы А-К), переиздал опубликованную Я. И. Березниковым в неполном виде 2-ю и 3-ю Новгородские летописи. В 1841-1850 гг. одновременно преподавал рус. словесность в дворянском полку. 15 марта 1844 г. стал хранителем Отд-ния рукописей и старопечатных церковнослав. книг Публичной б-ки. В течение неск. лет создал инвентарный каталог, указатель рукописей. В 1848-1862 гг. заведовал Отд-нием рукописей и старопечатных церковнослав. книг и Отд-нием рус. печатных книг и периодики; в Отд-нии печатных книг под его руководством составлен алфавитный каталог, значительно пополнено собрание редких книг. По заключению, составленному А. Ф., было принято решение о покупке казной Древлехранилища Погодина, книги и рукописи к-рого в 1852 г. были переданы императором в б-ку; А. Ф. составил их описание. С 1850 г. в «Отчетах» б-ки регулярно публиковал сведения о поступивших в б-ку рукописях и книгах на церковнослав. и рус. языках.

http://pravenc.ru/text/153749.html

Наши жалкие отщепенцы: Гагарин, Мартынов, Балабин, употребляемые на Востоке, равномерно и другие интриганы, отправляемые в эти страны, отпустили все бороды, и делают некоторые изменения в одежде своей. У Глаголина преуродливая и пресмешная бородка (примечания Сушкова). См. выше письмо Ген.-адъютант Алексей Петрович Ахматов, из дворян Симбирской губернии; образование получил в Казанском университете; в 1838 г. — унтер-офицер кавалерг. полка; в 1849 г. — флиг.-адъютант; в 1835 г.— начальник штаба 2 кавалер. корпуса; в 1856 г. — начальн. штаба крымской действ. армии и ген.-майор свит. Е. В.; в 1860 г. — Харьков. воен. и гражд. губернии; 28 февр. 1862 г. — об.-прок. Св. Синода; в 1864 г. — ген.-адъют.; 3 июня 1865 г. — уволен от долж. об.-прокурора. Ск. 25 ноября 1870 г. во Флоренции. См. в конце письма. См. выше письмо Обер-прокурор Св. Синода. См. выше письмо А.Н.Ахматов. См. выше письмо Обер-прокурор Св. Синода. См. выше письмо Исидор (Никольский). Род. 1 окт. 1799 г.; 1825 г. авг. 22 — пострижен; 28 авг. бакалавр Петерб. академии; 1826 г. — магистр; 1829 г. — арх. ректор Орлов. семинарии: 1833 г. — ректор Москов. семинарии; 1834 г. — еп. Дмитровский; 1837 г. — еп. Полоцкий: 1840 г. — еп. Могилевский; 1841 г. — 1844 г. — археп. Карталинский, чл. Св. Синода и экзарх Грузии; 1856 г. — митроп.; 1858 г. — митроп. Киевский; 1860 г. — митроп. Новгородский и СПб. Ск. 1892 г. См. в конце письма. См. выше письмо Письмо, писанное на французском языке, адресовано прот. И.Васильеву. Леонид (Краснопевков) 1838 г. из лейтенантов флота поступ. в Петерб. дух. акад.; 1840 г. перешел в Моск. акад.; 1842 г. кончил курс магистром; 1815 г. пострижен; 1848 г. бакалавр Моск. акад.; 1849 г. ректор Вифанск. сем.; 1850 г. арх. настоят. Златоуст. монастыря; 1853 г. рект. Моск. сем.; 1854 г. настоят. Заиконосп. монастыря; 1859 г. еписк. Дмитровский; 1876 г. архиеп. Ярославский. Ск. 1876 г. дек. 15. См. выше письмо Юнга. Доктор Пьюзе исполнил свое намерение изданием в свет «The Church of England a portion of Christ’s one holy Catholic Church»

http://azbyka.ru/fiction/parizhskie-pism...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Кн. Г. Г. Гагарин. Литография А. Мюнстера. XIX в. (РГБ) Григорий Григорьевич (29.04(11.05).1810, С.-Петербург - 30.01.1893, Шательро, Франция), рус. кн., художник, архитектор, график, вице-президент АХ, член ученых об-в, коллекционер. Из семьи дипломата, с 1816 г. жил с родителями в Париже, с 1822 г.- в Риме, где брал уроки живописи у К. П. Брюллова. Учился в колледже Толомеи в Сиене (1822-1826), с 1829 г. состоял актуариусом при рус. посольстве в Париже. Посещая лекции по строительству и архитектуре в Сорбонне, музеи и мастерские художников, Г. увлекся офортом и книжной иллюстрацией (рисунки и гравюры этого периода хранятся в ГРМ и ГТГ). Накануне июльской революции 1830 г. во Франции Г. перебрался в Италию, в апр. 1832 г.- в С.-Петербург, где был определен в Азиатский департамент МИДа, в 1833 г. пожалован в камер-юнкеры. В 1834-1837 гг. Г. служил в рус. посольстве в К-поле, ездил в экспедиции по М. Азии для ознакомления с памятниками искусства и архитектуры, в 1837-1839 гг. служил при рус. посольстве в Мюнхене. В 1840 г. откомандирован на Кавказ, где участвовал в военных действиях, занимался введением нового гражданского устройства в Закавказье; с 1858 г.- генерал-майор. Награжден орденами св. Анны 3-й степени с бантом (1841), св. Станислава 3-й степени (1841), св. Владимира 4-й степени (1855), св. Владимира 3-й степени с мечами (1856). Проект храма в Дербенте, выполненный Г. Г. Гагариным в 50-х гг. XIX в. (ИРЛИ) Проект храма в Дербенте, выполненный Г. Г. Гагариным в 50-х гг. XIX в. (ИРЛИ) В 30-40-х гг. Г. выполнил ряд книжных иллюстраций к произведениям А. С. Пушкина («Руслан и Людмила», «Пиковая дама» и др., 1832-1833), В. А. Соллогуба («Тарантас», 1845). На Кавказе Г. был тесно связан с М. Ю. Лермонтовым, совместно с к-рым исполнил ряд акварелей («Валерик», «Схватка в горах», 1840, ГРМ). В 1848 г. был назначен в распоряжение главнокомандующего Кавказским корпусом гр. М. С. Воронцова, с тем чтобы «был употреблен в научном и артистическом отношении».

http://pravenc.ru/text/161389.html

1593. О надежде, как добродетели христианской. 1757. I. 118. 1594. О надежде вечных благ. 1827. XXV. 357. 1595. Христианская надежда. 1846. III. 17. 1596. Надежда. 1854. II. 329. 1597. Об обязанностях к ближним. 1849. I. 314. 386. 1598. Обязанности христианина к самому себе. 1856. I. 421. 1599. О самопознании. 1832. XLVI. 76. 1600. О самопознании. 1840. I. 70. 1601. Нужный вопрос: кто я? 1821. III. 42. 1602. О любви к человечеству в отношении к современным потребностям жизни. – Ф. С. Надеждина. 1860. II. 466. 1861. I. 14. 37. 122. II. 85. 1862. I. 277. 573. 719. II. 707. 1603. О взаимной христианской любви. 1854. II. 531. 1604. Любовь ко врагам. 1857. I. 355. 1605. Разговор между Боголюбовым и Миролюбовым о том, как должно проводить воскресные и праздничные дни. 1857. I. 7. 1606. Пределы христианской услужливости. 1861. I. 149. 1607. О девстве. 1861. I. 158. 1608. О сомнениях. – Ф. С. Надеждина. 1861. II. 10. 1609. Христианская откровенность и осторожность в речах. – И. Афанасия. 1861. II. 51. 1610. О постоянстве в делах веры и жизни христианской. – Ф. С. Надеждина. 1861. II. 71. 1611. Христианская встреча юности с старостью. – Соб. иер. Афанасия. 1861. I. 80. 1612. Постоянство. 1840. IV. 3. 1613. О милостыне. 1843. II. 490. 1845. III. 114. 1614. Христианское милосердие. 1856. I. 170. 1615. Мир с ближними. 1856. I. 309. 1616. Сила Молитвы. 1851. I. 332. 1617. Молитва . 1855. I. 193. 1618. О братолюбии. 1821. IV. 227. 1619. Об иночестве. 1836. IV. 55. 1620. О целомудрии. 1839. IV. 104. 1621. Советы о целомудрии. 1829. XXXVI. 304. 1622. О уповании на Бога. 1827. XXVIII. 236. 1623. Христианское учение о девстве и целомудрии, предложенное в слове на Успение Пресв. Богородицы. 1836. IV. 74. 1624. О терпении. 1841. I. 414. 1625. О терпении в бедствиях. 1827. XXV. 241. 1626. О кротости и смирении. 1827. XXV. 348. 1627. Размышление о кротости и смирении. 1832. XLVIII. 250. 1628. Свойство христианской кротости. 1823. XI. 257. 1629. О благотворительности. 1848. I. 314. 3. 86. 1630. Тайна всегдашней радости. 1857. I. 244.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Особого внимания заслуживает вопрос о тех элементах мировоззрения Достоевского-петрашевца, которые подготовили в последующие годы его переход к «почвенничеству». При сопоставлении с «Петербургской летописью» (1847), где Достоевский, полемизируя вслед за Белинским со славянофилами, защищал значение петровских преобразований и выражал свою горячую веру в будущее созданной Петром новой России, показания его на следствии позволяют говорить об изменившемся, более сложном отношении его к проблемам, находившимся в центре борьбы западников и славянофилов 1840-х годов. Достоевский характеризует в своих показаниях фурьеризм как продукт «западного положения вещей», противопоставляя Запад, где «разрешается пролетарский вопрос», России, где «нет пролетариев». «И земля-то наша сложилась не по-западному», — замечает он. И в то же время в отличие от славянофилов Достоевский по-прежнему положительно отзывается о Петре I и именно на пример Петра ссылается в доказательство возможности для России, при условии верного понимания правительством нужд общества и народа и сочувственном отношении к ним, избежать «русского бунта». Все эти утверждения в известной мере подготовляют позднейшие идеи писателя периода «Времени» и «Эпохи». По свидетельству А. П. Милюкова, Достоевский говорил уже в 1848–1849 гг., что «народ наш не пойдет по стопам европейских революционеров»: «Мы должны искать источников для развития русского общества не в учениях западных социалистов, а в жизни и вековом историческом строе нашего народа; в общине, артели и круговой поруке давно уже существуют основы, более прочные и нормальные, чем в мечтаниях Сен-Симона и его школы». «По словам И. M. Дебу, — записал первый биограф Достоевского О. Ф. Миллер, — и у „фурьеристов“ (имеется в виду кружок социалистов-теоретиков, созданный рядом участников «пятниц» Петрашевского. — Ред.) обращено было внимание на русскую общину, с которою познакомил их, как и многих у нас, Гакстгаузен». Достоевский не принадлежал к кружку «фурьеристов» (в который входили И. M. Дебу и H. Я. Данилевский). Но он мог уже в 1840-х годах разделять отношение этого кружка к русской крестьянской общине. Позднее, в пореформенных условиях, вера молодого Достоевского в «общину, артель и круговую поруку», подготовившая «почвеннические» элементы его мировоззрения, вошла в него в трансформированном виде. Именно здесь, по-видимому, — источник частичных совпадений между теми местами показаний Достоевского на следствии, где говорится о своеобразии путей развития России по сравнению с Западом, и его высказываниями 1860-1870-х годов на ту же тему.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010