Г. Белинского. Особое значение темы Петербурга и «петербургского» периода русской истории приобрели в годы полемики западников и славянофилов. В отличие от позднейшего времени, когда тема Петербурга окрашивается у Достоевского обычно трагически (ср.: «Униженные и оскорбленные», 1861; «Записки из подполья», 1864; «Преступление и наказание», 1866; «Подросток», 1875, и др.), в «Петербургской летописи» господствуют скорее мажорные, утверждающие тона в изображении Петербурга, и отчетливо звучит глубокая вера молодого Достоевского в «современный момент и идею настоящего момента». Достоевский заявляет — в согласии с Белинским и в отличие от славянофилов 1840-х годов — о «силе и благе направления Петрова». Он пишет о Петербурге: «…будущее его еще в идее; но идея эта принадлежит Петру I, она воплощается, растет и укореняется с каждым днем не в одном петербургском болоте, но во всей России, которая вся живет одним Петербургом». Период 1848–1859 гг. был насыщен событиями, имевшими важные последствия для личной и творческой биографии Достоевского. Это увлечение писателя идеями утопического социализма, участие в кружках M В. Буташевича-Петрашевского, С. Ф. Дурова и Н. А. Спешнева, арест и заключение в Петропавловской крепости, гражданская казнь, пребывание на сибирской каторге, солдатчина, жизнь на поселении, борьба за право печататься, продолжавшаяся в течение трех лет (1854–1857). Произведения 1848–1849 гг. созданы в атмосфере разлада с участниками кружка «Современника». Но по своей манере они во многих отношениях близки общему направлению «натуральной школы». П. В. Анненков, написавший после смерти Белинского обзор русской литературы за 1848 г., рассматривал все, что создал в этом году Достоевский, в ряду других произведений гоголевского направления. Впоследствии тот же Анненков признал, что, хотя жизнь и развела Достоевского и Белинского «в разные стороны», «довольно долгое время взгляды и созерцания их были одинаковы». Справедливость слов Анненкова подтверждается, если сопоставить фельетоны «Петербургской летописи» Достоевского, печатавшиеся в «С.-Петербургских ведомостях» с апреля по июнь 1847 г., с суждениями Белинского о «натуральной школе», реформах Петра I, славянофилах и пр., высказанными в критических статьях 1847–1848 гг. В то же время уже в 1840-х годах своеобразие произведений Достоевского из жизни чиновничьей среды и — особенно — о «петербургских мечтателях» заключалось в том, что в них центральное место занимали нравственно-психологические проблемы. Эту особенность творчества молодого писателя чутко уловил еще В. Н. Майков. Он писал, что в противоположность Гоголю, для которого «индивидуум важен как представитель известного общества или известного круга», Достоевскому «самое общество интересно по влиянию его на личность индивидуума». Нравственные искания «мечтателей» Достоевского, их размышления о всеобщем братстве людей отражали увлечение автора идеями утопического социализма.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Число членов в год юбилея было 749,216 с 3557 странствующими и 5856 местными проповедниками. Возбуждение после юбилейного торжества не прекратилось; оно продолжалось и в следующее четырехлетие (1840–1844 годы). В общинах особенно в зимнее время почти повсюду совершалось ежедневное богослужение, которое посещали не одни только методисты, но и члены других религиозных обществ, – другими словами: в 1840–1844 годах по Америке прошло одно из тех религиозных возбуждений, о которых мы в кратком виде заметили раньше по поводу религиозного возбуждения 1760 года (revival of religion). Число общин епископального методизма значительно увеличилось в четырехлетие, о котором идет речь. – Дальнейшая история епископального методизма стоит в тесной связи с вопросом об освобождении невольников от рабства. И так как этот вопрос различными методистами решался различно, то, когда окончательное решение стало немыслимым откладывать, епископальный методизм разделился на две большие ветви, которые расходились до крайностей во взглядах на вопрос о существовании рабства. Об их различии в данном отношении мы будем говорить после. Отделение рабовладельческих общин методизма от общей конференции епископального методизма было до некоторой степени вознаграждено успешным его распространением на далеком западе С. Америки: к 1848 году методизм проник до самых берегов Тихого (Великого) океана. Около того времени С. Штаты покончили войну с Мексикой; результатом её было присоединение к владениям штатов Калифорнии и Нов. Мексики. В страны эти еще во время войны потянулись толпы колонистов, среди которых было несколько местных (оседлых) проповедников методизма. Сначала они остановились было в долине Сакраменто и Санта-Клара; но когда окончилась война, они избрали себе постоянное местопребывание в Санта-Круце, где и были устроены первые методистские общины. В 1848 же году из штата Индиана переселилось другое семейство методистов, которое и поселилось в городке Сан-Хозе. Глава семейства (оседлый проповедник) начал проповедь методизма здесь.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ocherki-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИКТОР (Высоцкий Василий Парфеньевич; 1795?-1871), иером., головщик Симонова и Данилова мон-рей в Москве, духовный композитор. Род. в Черниговской губ. Муз. воспитанием обязан местному регенту, духовному композитору прот. Данилевскому. В 1818 г., по окончании Черниговской ДС, по собственному прошению определен в Рыхловский Пустынно-Николаевский мон-рь, где 14 марта 1820 г. пострижен в монашество, 11 июля рукоположен во диакона, 14 июля - во иерея архиеп. Черниговским Симеоном (Крыловым-Платоновым) . С 30 апр. 1822 г. определен в Симонов мон-рь, где исполнял обязанности головщика на правом клиросе. По Высочайшему повелению и распоряжению Святейшего Синода, утвержденному митр. Филаретом (Дроздовым) , 20 мая 1839 г. перемещен в балаклавский Георгиевский мон-рь запасным иеромонахом для служения в укреплениях Черноморской береговой линии, куда прибыл 25 июля 1839 г. С июня 1840 г. служил в крепости Бомборы в Абхазии; с 16 июня 1840 по 5 июля 1843 г. был причислен к Черноморскому линейному батальону 10. 28 апр. 1843 г. уволен оттуда в Московскую епархию с разрешением посетить св. места за границей. По возвращении в Москву 12 июля 1844 г. определен в Данилов мон-рь (1844-1848). С 1848 г. до конца жизни находился в Николаевском мон-ре в Батурине. Автографы сочинений В. (3 тома), в основном для 4-голосного смешанного хора, хранятся в ОПИ ГИМ. 1-й том, вероятно, включает все сочинения В., созданные к 1834 г. (62 песнопения, в т. ч. неск. концертов). Во 2-й части тома и в прибавлениях к нему помещены соч. Д. С. Бортнянского , А. Л. Веделя , а также песнопения с пометками «киевское», «простое» или «из простого», «из Обихода», к-рые, возможно, не являются произведениями В. 2-й и 3-й тома содержат по 12 концертов, созданных соответственно в 1835-1836 и 1837-1843 гг., преимущественно в Симоновом мон-ре. Большинство концертов написаны на стихи из псалмов, избранные самим композитором; иногда тексты концертов связаны с событиями жизни В. Так, концерт «Да не потопит мене буря водная» был написан по случаю отъезда В. в Абхазию. В композиции концертов неоднократно меняются темп, метр, тональности, что нередко приводит к рыхлости формы.

http://pravenc.ru/text/158542.html

Из Валахии в 1840 годе получено было 800 000 валах(ских) пиастров Из Молдавии в 1848 годе получено было 37000 голланд(ских) пиастров Оттуда же в 1848 годе Из Бессарабии с 1841 г. по 1848 получено 108000 Блестящие кучи денег ! А где они? Лежат в сокровищнице? Не тут-то было. Употреблены на устройство больницы, богадельни, книгопечатни, училищ? Ничего такого нет здесь. Издержаны на покупку драгоценной утвари? Все драгоценное здесь пожертвовано, а не куплено. Так куда же потрачены столь огромные суммы? На уплату долга казны святотробской, простиравшегося до 26 000 000 пиастров и на подарки мусульманским властным сановникам, у которых карманы широки и бездонны. День 30 . Еще одно сказание о деньгах. Сегодня в четыре часа пополудни был у меня наместник, один, и поведал, что в сокровищнице Св. Гроба до нынешней Пасхи считалось 700 000 пиастров, а теперь обретается только 250 000 пиастров; поведав же это, просил меня напомнить патриарху, чтобы он поспешил выслать Деньги из Константинополя. Я не отказался от сего посредничества, и в свою чреду объявил наместнику свое давнее намерение выдавать 600 пиастров каждому ученику здешней патриаршей школы по окончании учения и при поступлении в учительскую должность на первоначальное обзаведение домашнего хозяйства. Преосвященный одобрил мое намерение. Так как он предполагал, что я непременно буду в Петербурге, то просил меня повидаться с Адлербергом и объяснить ему, что на предпринятую по желанию его постройку церкви в Караке издержано гораздо более денег, нежели сколько он доставил, по причине высоких цен на строевые материалы и дорогой доставки их за Иордан, при двойном содержании рабочих, отправленных туда из Иерусалима. – Скажите Адлербергу от моего имени, – примолвил владыка, – что он распоряжением своим 113 не только ввел в убытки меня, духовного отца своего, понадеявшегося на его щедроту и не предвидевшего никаких ограничений оной. И от сего поручения я не отрекся. Звезды ссужают одна другую светом и теплотою, и мы должны помогать друг другу словом и делом.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Затем всё воспитание должно быть изменено совершенно, чтобы уничтожить жажду к великим предприятиям и приучить народ к скромной жизни. – Сами по себе – это социалистические тенденции; но они очевидно ведут к коммунизму. Вследствие этого Луи-Блан проибрёл себе громадное влияние между пролетариатом; а отсюда понятно само собою, что принятый в состав революционного правительства он стал во главе комиссии, учреждённой для улучшения состояния рабочих. Последовавшие затем события и новая законодательная палата исключили Луи-Блана из состава представителей, а четырёхдневная свалка на улицах Парижа 22–25 июля 1848 г. и новые обстоятельства, наступившие после этого для Франции и для Европы, немного успокоили умы и отвлекли Луи-Блана от социалистических и коммунистических затей и стремлений. Ледрю-Роллен, Луи-Блан и много других социал-демократов и коммунистов скрылись за границу; коммунистические общины распались; часть икарийских коммунистов с Кабе во главе переселились в Америку; но и там дела их шли так плохо, что в 1855 году колония их уничтожилась. После революции 1848 года главнейшим представителем коммунизма является Прудон, который до того времени играл незначительную роль. Рождённый в 1809 году в Безансоне – он первоначально работал в типографии; но беспокойный дух вызвал его на другое поприще. В 1840 году он издал в Париже небольшое сочиненьице, под заглавием: «Что такое собственность?», отвергнутое академией, но зато принятое с восторгом в уцелевших коммунистических кружках. Неистовые выходки Прудона против собственности, которую он сравнивал «с воровством», признание анархии за лучший способ правления, и другие отрицательные теории, которые развил он в последующих своих сочинениях, привели его в 1848 году в законодательную палату, а отсюда в тюрьму. Укрывшись в 1858 году в Бельгии, чтобы избежать нового заключения за сочинение: «О справедливости в революции и в церкви», Прудон умер в 1865 году в изгнании, не пожелавши воспользоваться амнистею, которую получил ещё в 1860 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Во главе противников философского образования воспитанников духовных семинарий стоял тогдашний обер-прокурор Св. Синода граф А. Н. Пратасов 309 . Архим. Макарий, учившийся в семинарии при старом уставе, не мог, конечно, не заметить во время ревизии Олонецкой семинарии сильного упадка философского образования в семинариях с введением устава 1840 г. Вышеприведенное замечание его и имело, по всей вероятности, в виду обратить внимание начальства на этот упадок. Но Макарий, прекрасно знавший настроение и взгляды начальствующих лиц на этот предмет, не мог открыто высказаться за восстановление прежних порядков. Вместо этого он, по крайней мере, желал расширить преподавание психологии на счет логики, для которой, по уставу 1840 г, назначалось, действительно, непомерно громадное количество времени и уроков. К сожалению, доброе желание Макария не осуществилось. Впоследствии, именно в 1845 г. на счет времени, назначенного для логики и психологии, было расширено преподавание не философских предметов, а патристики и латинского языка. Из других замечаний архим. Макария в его отчете о ревизии Олонецкой семинарии заслуживает внимания следующее. «Изучение языков греческого и латинского», – писал он, «найдено в довольно хорошем состоянии, но отнюдь не в таком, в каком бывало оно в наших семинариях в прежние годы: знатоков этих языков между всеми учениками вовсе не оказалось». И здесь опять таки нельзя не слышать скрытого неодобрения реформы 1840 г. Нравственно-воспитательная и экономическая части управления Олонецкой семинарией были найдены ревизором Макарием в удовлетворительном состоянии. Что касается петрозаводских училищ, то они со стороны учебной и нравственно-воспитательной были найдены ревизором вполне благоустроенными, между тем как экономическая часть вызвала с его стороны несколько неодобрительных замечаний. Особенно в мрачном виде ревизор описывал помещение этих училищ. Тверскую, Тульскую и Орловскую духовные семинарии архим. Макарий ревизовал летом 1848 года, с 14 мая до 26 июня.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

Из дел академии видно только, что в продолжительное (с ноября 1824 г. по декабрь 1835 г.) ректорствование Кириллова товарища и преемника Поликарпа Гайтанникова (или по петербургским спискам, Гойтанникова) проценты с Платоновского капитала сначала (1825–1830 г.) прилагались к остальным суммам (достойно не малого удивления!), a с 1831 года до 1837 года вовсе не были взимаемы из опекунского совета (не менее достойно удивления!). В 1837 году дело дошло до сведения митрополита Филарета. Само собою разумеется, что он не мог потерпеть такого удивительного административного безобразия. Правление академическое вошло к нему с представлением, в котором просило у митрополита разрешения употреблять ежегодно проценты с суммы митроп. Платона на напечатание лучших студенческих сочинений. На представлении митрополит написал 9 : " Завещание должно исполнять, как можно, согласно с волею завещателя: a потому не могу согласиться переменить оное без нужды, так как не одобряю и то, что академическое правление перестало исполнять оное, нарушив вместе и предписание комиссии духовных училищ. Посему учинить следующее: 1) проценты впредь получать ежегодно и на оные, есть ли нельзя двух, то одного воспитанника согласно с волею завещателя содержать; 2) проценты, накопившиеся до сих пор, можно употребить на напечатание полезных книг, и сумму, какая от сего оборота получится, употреблять на тот же оборот». Благодаря тому, что имели неосторожность заявить митрополиту Филарету о положении этого дела и о своём отношении к нему, академические власти были тотчас же обращены владыкою к исполнению своего прямого долга. Тотчас же в стипендиаты митрополита Платона был избран первый студент XI курса Макарий Сахаров-Платонов (1834–1838 г.). Затем стипендиатами были: Иван Смирнов-Платонов XII курса (1836–1840), Иван Аничков-Платонов XIII курса (1838–1842), Ипполит Богословский-Платонов XIV курса (1840–1844), Иван Побединский-Платонов XV курса (1842– 1846), Никита Гиляров-Платонов XVI курса (1844–1848), Григорий Смирнов-Платонов XVII курса (1846–1850), Виктор Кудрявцев-Платонов XVIII курса (1848–1852), Александр Лавров-Платонов XIX курса (1850–1854), Николай Световидов-Платонов XX курса (1852–1856), Павел Горский-Платонов XXI курса (1854–1858), Александр Иванцов-Платонов XXII курса (1856–1860); им и закончился не короткий ряд Платоновых, вновь вызванных к бытию суровою по тону, но истинно-мудрою резолюцией митрополита Филарета, положенною им на несколько легкомысленное представление академического правления в 1837 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Комитет 1846 г. был создан для рассмотрения записки министра внутренних дел Л. А. Перовского «Об уничтожении крепостного состояния в России», поданной Н. П. в нояб. 1845 г. Комитет признал необходимым продолжить обсуждение вопроса, но этим дело и закончилось. Комитет 1847 г., собравшийся 8 июля, рассматривал записку члена Гос. совета Корфа о распространении на всей территории России закона 1824 г., предоставившего помещичьим крестьянам в Грузии право выкупаться на свободу с землей при продаже имения с публичного торга после внесения суммы оценки имения. В итоге был принят закон 8 нояб. 1847 г., действовавший недолго. После Февральской революции 1848 г. во Франции возобладали консервативные тенденции во внутренней политике Российской империи, и по указу от 19 июля 1849 г. (подготовлен комитетом в 1848) выкуп крестьян на волю был поставлен в зависимость от желания разорившегося помещика. Но помещики, рассчитывавшие получить больше денег в результате торгов, как правило, были против. По подсчетам Семевского, на основании указа об обязанных крестьянах выкупились всего 964 ревизские души. Также одним из направлений деятельности николаевской администрации была конфискация имений, в т. ч. за различные злоупотребления помещиков. В Юго-Западном и Северо-Западном краях империи Н. П. действовал более решительно: после подавления Польского восстания 1830-1831 гг. мн. поместья были конфискованы (в 5 литовско-белорус. губерниях конфискованы 217 имений и 72 тыс. крестьян). В 1840 г. Киселёв внес на рассмотрение Комитета западных губерний записку об инвентарях. С авг. 1840 г. началось правительственное введение инвентарей в имениях, взятых в опеку за злоупотребление помещиками своей властью. 15 апр. 1844 г. Высочайше утверждено положение комитета, к-рым предписывалось учредить в Виленской, Гродненской, Ковенской, Минской, Киевской, Волынской, Витебской и Могилёвской губерниях комитеты для составления инвентарей. По инициативе киевского военного губернатора Д. Г. Бибикова первоначально они были разработаны для 3 укр. губерний Юго-Западного края (Правобережной Украины): 26 мая 1847 г. Высочайше установлены «Правила для управления имениями по утвержденным для оных инвентарям в Киевском генерал-губернаторстве». Вся земля, находившаяся в пользовании крестьян, сохранялась за ними, регламентировался размер барщины, отменялись дополнительные платежи; крестьянские повинности устанавливались в размере 1/3 валового дохода с каждого крестьянского участка.

http://pravenc.ru/text/Николай I ...

с 30.04.1830 (по др. с 1833) – Минская и Гродненская; c 04.02.1839 (по др. с 1843) – Минская и Бобруйская; с 06.04.1878 – Минская и Туровская; с 1899 г. (?) – Минская; затем Минская и Туровская, паки; Минская и Белорусская; с 1944 г. – Минская и Белорусская, паки; с 03(16)10.1989 – Минская и Гродненская (Патриарший Экзархат всея Белоруссии); с 05(18)02.1992 – Минская и Слуцкая (Патриарший Экзархат всея Белоруссии). Викарные кафедры: Каменец-Подольская, Житомирская, Пинская, Слуцкая, Петриковская (?), Бобруйская, Новогрудская, Борисовская. 13.04.1793 13.05.1796 13.05.1796 07.02.1812 Иов Потемкин 07.02.1812 30.08.1814 07.02.1816 07.02.1816 10.02.1832 17.02.1832 01.09.1834 05.09.1834 28.01.1840 28.01.1840 01.03.1848 02.1841 03.1841 01.03.1848 23.01.1868 14.08.1868 25.04.1877 16.05.1877 26.07.1880 Евгений II Шерешило 26.07.1880 21.05.1889 03.06.1889 31.08.1899 22.09.1899 29.05.1912 05.1912 11.1912 03.11.1912 06.07.1916 Сщмч. Митрофан Краснопольский 06.07.1916 13(26)06.1919 07.1923 09(22)12.1925 06.1926 30.06(13.07)1927 Мелхиседек Паевский, паки 30.06(13.07)1927 30.08(12.09)1927 10.1927 30.11(13.12)1930 30.11(13.12)1930 04.1935 15(28)10.1940 23.09(06.10)1941 20.05(02.06).1942 05.1942 03(16)04.1943 03(16)04.1943 24.06(07.07)1944 Пантелеимон Рожновский, паки 09.1944 31.12.1946 13.01.1947) 31.12.1946 13.01.1947) 08(21)04.1959 08(21)05.1959 06(19)09.1960 06(19)09.1960 03(16)03.1961 03(16)03.1961 22.06(05.07)1961 22.06(05.07)1961 22.07(04.08)1963 22.07(04.08)1963 26.09(09.10)1963 26.09(09.10)1963 12(25)05.1965 12(25)05.1965 27.09(10.10)1978 27.09(10.10)1978 Минская, белор. Самочинная «автокефалия», индивидуально подготовленная Мелхиседеком (Паевским). 1922 Мелхиседек Паевский Минская, григ. Основана в 1925 г. Упразднена в 1926 г. 09(22)12.1925 Мелхиседек Паевский Минская, обн. Основана в 1922 г. Упразднена в 1938 г. Именовалась: Минская; Белорусская митрополия. Викарные кафедры: Слуцкая, Мозырьская. 1922 02(15)05.1923 02(15)05.1923 01.1924 Софроний Иванцов 04.1925 06.1925 06.1925

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Положивший начало реформам указ (хатт-и шериф) султана Абдул-Меджида (3 нояб. 1839) гарантировал всем подданным вне зависимости от вероисповедания и национальности неприкосновенность их жизни, чести и имущества. При наместнике острова действовал диван, к-рый первоначально состоял из 8 членов и в него входили 3 представителя христ. населения: грек, армянин и маронит. В мае 1839 г. Общее собрание постановило открыть в Пафосе и Киринии школы, где применялся метод взаимного обучения. В 1840 г. бывш. экзарх Архиепископии Иоанникий, имевший могущественных покровителей в К-поле среди тур. знати, получил берат о назначении предстоятелем КПЦ. Архиеп. Панарет был вынужден подписать отречение. Попытки его сторонников сместить Иоанникия (авг. 1842, 1845, 1846, 1847) оканчивались неудачей благодаря связям, к-рые архиепископ имел в К-поле. Иоанникий управлял КПЦ «разумно и достойно» ( Θιλππου. 1975. Σ. 152), он участвовал в строительстве церквей по всему острову, предоставил К-польскому патриарху материальную помощь для содержания богословской школы на о-ве Халки. По его инициативе были проведены сборы средств в России для нужд КПЦ, также в 1848 г. на Кипре в пользу Великой Лавры. В 1842, 1845 и 1848 гг. Иоанникий безуспешно просил Высокую Порту об уменьшении налогов в связи с засухой и нашествием саранчи (в 1848 во время личного визита). Иоанникий был 1-м предстоятелем КПЦ, награжденным османским орденом (1846). На Пасху 3 апр. 1849 г. Иоанникий скончался от инсульта. Кирилл I, архиеп. Кипрский. Портрет. Худож. М. Ансельм. 60-е гг. XX в. (Культурный центр им. архиеп. Макария III. Никосия) Кирилл I, архиеп. Кипрский. Портрет. Худож. М. Ансельм. 60-е гг. XX в. (Культурный центр им. архиеп. Макария III. Никосия) После его смерти архиепископскую кафедру занял Кирилл I (1849-1854), племянник архиеп. Киприана. Он был избран в апр. 1849 г. собранием, в к-ром помимо митрополитов участвовало 39 представителей мирян и духовенства. Однако противники Кирилла обратились к османским властям с жалобой на то, что в выборах принял участие ограниченный круг лиц. По указу вел. везира 10 июля 1849 г. собрание из 3 митрополитов, 87 клириков и мирян снова избрало на архиепископскую кафедру Кирилла. В 1852 г. постоянным представителем интересов греков-киприотов в К-поле был назначен Г. Гликис.

http://pravenc.ru/text/1840111.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010