В 1819 году еп. Цехановский предписал, чтобы в семинарии, сверх преподаваемых уже богословских предметов, преподавались еще риторика, практический способ совершения таинств и литургии, а для желающих и латинский язык. Для изучения этих предметов пришлось открыть особый класс и таким образом курс семинарии из трехлетнего превратился в четырех летний. В таком виде семинария оставалась до 1849 года. В этом году был установлен пятилетний курс, а в 1858 году шестилетний. Польское восстание 1830 г. дало повод русскому правительству обратить более серьезное внимание на Холмскую семинарию. В конце апреля 1835 года семинарию посетил Главный Директор Правительственной Комиссии – Головин, желая лично убедиться в состоянии и нуждах заведения. Головин приказал 1) составить смету на постройку нового флигеля с южной стороны, который был окончен в 1838 году, 2) по его представлению в 1838 г. был назначен в семинарию первый учитель русского языка и литературы с жалованием по 5 тысяч польских злотых (750 рублей). Русские сочинения воспитанников семинарии в конце года должны были представлятся в Правительственную Комиссию для просмотра. В 1840 году по ходатайству ректора семинарии прот. Иоанна Терашкевича в семинарской церкви был установлен иконостас, «чтобы иметь возможность приучать воспитанников к совершению богослужения по обряду восточной церкви.» В 1849 году Высочайшим указом в семинарию был назначен еще преподаватель греческого языка и пространного изложения обрядов восточной церкви. Все эти реформы вызвали приток воспитанников в гораздо большем количестве, чем это было до этого времени. Вместо прежних 8, 6 и даже 4, теперь их число возрастает до 36–40 человек. —396— Действия русского правительства, направленные к усилению в семинарии русского влияния, не остались без ответа со стороны Римской курии. В 1837 году папский нунций в Вене предложил Холмскому униатскому епископу Филиппу Шумборскому выслать в Рим в греческую коллегию двух воспитанников Холмской семинарии для получения высшего богословского образования. Епископ ответил, что в этом нет надобности, так как русское правительство воспитывает на свой счет четырех семинаристов в Варшавской Духовной Академии. Но когда Главный Директор Правительственной Комиссии предложил тому же епископу в 1839 году выслать холмских семинаристов в одну из Духовных Академий Империи, он наотрез отказался, ссылаясь на то, что это было бы несогласно с его совестью и с присягой, данной римскому престолу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Не определяя генеалогического родства, отметим, что в Черниговской Духовной Семинарии с 1797 г. учился некто Иван Крыжановский, который в 1814 г. окончил С.-Петербургскую Академию в составе первого её курса (1809–1814 гг.) под 40 (см. у † проф. И.А. Чистовича, История С.-Петербургской Духовной Академии, СПб. 1857, стр. 442) и потом был профессором в Калужской Семинарии (для чего см. дела Ком. Дух. Уч. 1.527 за 1815 г. и 2.010 за 1817 г., а для них ср. Опись документов и дел, хранящихся в Архиве Святейшего Правительствующего Синода, с указателями к ней: Дела Комиссии Духовных Училищ 1808–1839 гг., СПб. 1910, стр. 165, 193). 35 Род. 10 октября 1831 г., скончался 26 июля 1888 г. Ср. о нем и Русский биографический словарь, том «Кнаппе Кюхельбекер», стр. 466–467. 38 В интересах полноты и беспристрастия приводим соображения в письмах к нам Л. Ст. Мацкевича (по возможности, подлинными его словами): О еврейском происхождении Смарагда он слышал от своего отца и от других стариков-священников Киевской епархии, знавших семью Смарагда и утверждавших, что дед его был действительно еврей (только после выкрестившийся). Заметить надо, что дед и отец Смарагда жили в те времена, когда Киевская нынешняя епархия принадлежала ещё к составу Польского Государства и когда там была ещё Уния. Вообще, в XVIII веке юго-западный край России кишмя кишел евреями, – и не мудрено, что некоторые из них обращались в христианство ... Не менее натурально, что эти обращения давали выкрестам известные привилегии в глазах тогдашнего Польского правительства, доставляя им права шляхетства, и, между прочим, пролагали путь к занятию священнических мест при тогдашних униатских церквах. Эти церкви находились под патронатством панов-помещиков, которые обеспечивали содержание причтов наделом порядочного участка земли. Паны позволяли строить церковь в новонаселённом имении своём и наделяли пароха её землёй и другими хозяйственными выгодами, на что давали хозяйственную запись, называемую эрекцией (от erigo – воздвигать, строить – церковь ). Не удивительно, что на такие выгоды могли идти и новые шляхтичи из новокрещённых евреев, все эти Крыжановские, особенно размножившиеся в ту эпоху. И, действительно, при Унии были частые примеры, что не только сыновья выкрестившихся евреев, но и сами эти выкресты добивались священства, получая по общему в Польше обычаю (см. стр. 181 начало: « В подкрепление этого тезиса...». – Редакция Азбуки 190, 27 56 См. «Чтения в Обществе Истории и Древностей Российских» 1911 г., кн. 1, отд. V, стр. 35 и 36–37. 57 См. ibid. 1911 г., кн. 1, отд. V, стр. 36 и 37 (где на строке 16 снизу ошибочно напечатано: «от начальника»).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

В 1705 году, во время Северной войны 1700—1721 годов, произошел визит в собор царя Петра I. Макет первоначального облика Софийского собора Согласно польскому историку XIX века Францишеку Духинскому, Пётр вторгся в принадлежавший униатам собор, где хранились мощи Иосафата Кунцевича, пьяным и с солдатами. Царь потребовал ключи от царских врат, а когда базилиане отказались их дать, лично убил настоятеля и четырёх монахов-базилиан, а тела приказал утопить в Двине. Об этом событии кратко сообщает Витебская летопись: Eodem anno mense Iulli 11 die in ecclesia S. Sofiae ipse occidit 4 basilianos in Polocia («В том же году месяца июля 11 дня в храме Св. Софии сам [царь Пётр I] убил 4 базилиан в Полоцке»). По другой версии, конфликт произошёл после того, как на вопрос царя об изображении на иконе монахи ответили, что это святой Иосафат, убитый еретиками. Царь приказал арестовать монахов, но они оказали сопротивление, в результате чего произошло столкновение, в котором они и были убиты. Документы Кабинета Петра I, хранящиеся в РГАДА, сообщают, что «происшествие в Полоцке было спонтанным проявлением гнева царя, спровоцированного дерзким поведением униатских монахов». 11 июля 1705 года, после инцидента, собор был закрыт российской армией. Первоначально Пётр I намеревался передать собор православной общине, но она отказалась принять его, опасаясь, что после ухода русских войск против них начнутся В притворе храма был размещен пороховой склад, который 1 мая 1710 года взорвался, после чего Софийский собор был полностью разрушен и пролежал в руинах до 1738 года. Восстановление собора осуществил униатский архиепископ Флориан Гребницкий. К 1750 году на сохранившихся основаниях стен была возведена двухбашенная базилика в стиле виленского барокко, которую освятили в честь Сошествия Святого Духа. Во время Отечественной войны 1812 года храм использовался французскими войсками как конюшня. После церковного собора 1839 года, открывшегося в стенах храма, собор стал православным. В 1911—1914 годы был проведён капитальный ремонт собора. В 1924 году в рамках советской атеистической политики церковь закрыли и разместили в ней краеведческий музей. В период немецкой оккупации с 1942 по июль 1944 года Софийский собор был действующим, а потом был вновь закрыт.

http://azbyka.ru/palomnik/Софийский_собо...

Котлованово. Церковь Параскевы Пятницы. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Необычно крупная для небогатого села церковь построена в стиле позднего классицизма. Село входило в состав Кемецкой волости Валдайского уезда Новгородской губернии и принадлежало двум новгородским помещикам - Зимину и Костевичу. Строительство церкви в селе, как следует из поминальной надписи на южной стене храма, было начато в 1839 г., главный же престол освящен только в 1897 г. Другая надпись на северной стене храма сообщает, что расписан он был лишь в 1911 г. Страховые документы датой построения церкви называют 1887 г. Церковь стоит на невысоком пологом холме в центре небольшой площади села и доминирует в окрестном ландшафте. Территория церкви по пери метру была обсажена березами. В нескольких метрах к востоку от храма проходит центральная улица села. Объемная композиция кирпичной неоштукатуренной церкви состоит из высокого храма с полуциркульной апсидой, обширной двухпридельной трапезной, четырехъярусной колокольни и небольшого позднего притвора. Крестообразный в плане храм завершен массивным световым барабаном с двенадцатью световыми проемами, перекрытым куполом. Барабан опирается на подпружные арки, перекинутые между пристенными пилонами. Переход к основанию барабана от пилонов осуществлен при помощи парусов. Рукава креста перекрыты цилиндрическими сводами, апсида - конхой. Трапезная бесстолпная, прямоугольная в плане и равна по ширине храму. Алтарные полукружия снаружи не выявлены. Центральная часть трапезной перекрыта крестовым сводом, приделы - коробовыми сводами с распалубками над широкими продольными арками. Четыре яруса колокольни - кубические по объему, уменьшающиеся к верху, по сторонам света прорезаны стройными арочными проемами. Декоративное убранство фасадов решено в лучших традициях позднеклассицистической архитектуры. Боковые фасады храма оформлены четырехколонными портиками в антах. Колонны тосканского ордера с энтазисом имеют белокаменные абаки, несут антаблемент и треугольный фронтон. Развитый антаблемент проходит по всему периметру церкви и повторен в завершении светового барабана. В декоре использованы простые прямоугольные филенки и полуциркульные ниши. Окна в нижнем ярусе церкви прямоугольные, на барабане храма - арочные. Центральные окна приделов выделены раскреповками и полочками, простенки окон барабана обработаны пилястрами. Фасады колокольни по ярусам оформлены полуколоннами, пилястрами и фронтонами. Купольное покрытие барабана с гуртами завершено стройной вазообразной главой.

http://sobory.ru/article/?object=09940

Торцовые фасады притвора и апсиды обработаны приставными портиками - у притвора из трехчетвертных колонн, а у апсиды из пилястр - аналогичными боковым портикам собора. В интерколумниях всех портиков в два яруса прорезаны оконные проемы. На гладких полях стен справа и слева от портиков помещено по одному большому окну с широким рустованным наличником, переходящим выше проема в полуциркульный архивольт с лепным акантом на замковом камне. Объем собора очень статичен, чувствуется стремление достичь максимально возможной одинаковости всех четырех фасадов. Все детали декора выполнены с предельным упрощением форм - так, например, у тосканских капителей колонн отсутствует эхин, замененный преувеличенной тяжелой абакой. В интерьере собора подпружные арки, опирающиеся на четыре широко расставленных столпа, несут полусферический купол без барабана, перекрывающий центральную часть помещения. Боковые пространства невелики и перекрыты плоскими деревянными потолками, что еще больше подчеркивает значение подкупольного пространства; только выдвинутая на восток апсида имеет цилиндрический свод. Росписей в интерьере не было. Темными кантами, проходящими вдоль ребер архитектурных членений, коричневато-зеленые поверхности стен разделены на поля различной формы. yuryevets.ivanovo.ru/ru/m1-2-2-1.html ХРАМОВЫЙ КОМПЛЕКС: СОБОРЫ ВХОДОИЕРУСАЛИМСКИЙ И УСПЕНСКИЙ И КОЛОКОЛЬНЯ, 1-я треть 18 - 1-я пол. 19 в., ул. Советская, 43, 43а. Находится на пересечении главной улицы и торговой площади. Состоит из Входоиерусалимского собора, возведенного в 1733 г. и перестроенного в 1806 г. губернским архит. Н.И. Метлиным; Успенского собора, более известного под названием нового Входоиерусалимского - предположительно по проекту ар-хит. П.И. Фурсова; колокольни (с церковью Георгия Великомученика в нижнем ярусе) - также по его проекту, в 1840 г. В описи церковного имущества 1865 г. храмы Успения и Георгия датируются по-иному: соответственно 1839 и 1828 гг. Там же имеется указание на заказчика Успенского храма - купца Ивана Васильевича Полякова. Все сооружения выполнены из кирпича и оштукатурены (старый собор первоначально имел известковую обмазку). Они расположены по фронту улицы, храмы обращены к ней апсидами. Высокая многоярусная колокольня фиксирует угол квартала и является доминантой не только храмового комплекса, но и всей застройки центра города. Главный архитектурный комплекс Юрьевца, в котором сооружения в стиле классицизма объединены с несколько архаичным по формам храмом в духе зодчества кон. 17 - нач. 18 в. Беляев, 1863, с. 199; ИАК, 1909, вып. 3, с. 276; Краткие статистические сведения.., 1911, с. 232-233; Шлычков, 1983, с. 76-78; Полякова, 1984, с. 111-116; РГИА. Ф. 835. Оп. 3. Д. 2713. (Опись церковного имущества епархиального Костромского Спасов-ходненского собора в 1865 г.); ЮКМ 585 (Рукопись Б.В. Ширяева. Юрьевец, 1912-17, с. 61). Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М., Наука, 2000, с. 734-737

http://sobory.ru/article/?object=03130

В низшем отделении, равно как и в высшем, курсе полагался двухгодичный: но мне пришлось просидеть в низшем отделении три года, так как я попал сюда не в курсовый год. Поэтому все поступившие ученики назывались, в течение года, «младшими» учениками, и им преподавались предметы особо. Предметы же преподавания были следующие: русская и славянская грамматика, арифметика, пространный катехизис, церковный устав, латинская и греческая грамматика и церковное обиходное пение. Кем были составлены наши учебники, нам не было известно и мы об этом даже не любопытствовали. Нам известно было только о катехизисе, что он написан был Московским митрополитом Платоном. Впрочем, мы не долго его твердили; нам в 1829-м году прислали для изучения новый катехизис, составленный Московским же митрополитом Филаретом и напечатанный в 1827 году славянскими буквами. У меня и теперь сохраняется экземпляр этого издания, которое впоследствии (в 1839 г.) исправлено и значительно дополнено некоторыми новыми трактатами, как, например, о Священном Предании и евангельских блаженствах. Изучение Филаретова катехизиса нам показалось легче и приятнее, чем Платонова: последний написан был довольно тяжелым слогом. Осенью 1829 года смотритель училища, протоиерей В.И. Смирнов оставил училищную службу; его место занял Переславский смотритель училища, священник Василий Яковлевич Цветков, женатый на внучке Шуйского соборного протоиерея Никитского. О. Василий Цветков окончил курс в 1820 году в Московской Духовной академии в звании кандидата. Невысокого роста, но очень полный собой, он отличался необыкновенной добротой, доходившей иногда до слабости. Жена его Евлампия Матвеевна, дочь помянутой выше дочери протоиерея Никитского Авдотьи Алексеевны, красавица и необыкновенно кроткая женщина, лет через пять затем скончавшаяся. У них было детей только двое: старшая – дочь Александра и сын Владимир, родившийся уже в Шуе. Читать далее Источник: Хроника моей жизни : Автобиографические записки высокопреосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского : в 9 томах. - Сергиев Посад : 2-я тип. А.И. Снегиревой, 1898-1911./Т. 1. (1819-1850 гг.) – 1898. – 511, XVI с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

К. м. посещали: в 1684 г.- патриарх Иоаким (Савёлов) , в 1804 г.- митр. Московский Платон (Левшин), который счел, что «обилие каменных построек не соответствовало количеству насельников», епархиальные архиереи, в 1818 г.- имп. Александр I Павлович , принявший в дар от игумена список Колочской иконы Божией Матери, в 1837 г.- цесаревич Александр Николаевич (впосл. имп. Александр II ), осмотревший панораму Бородинского поля и оставивший вклад в мон-рь на память о своем пребывании, в 1839 г.- вел. кн. Михаил Павлович. В 1911 г. вид мон-ря и, очевидно, примечательные церковные древности были запечатлены на цветном диапозитиве фотографом С. М. Прокудиным-Горским. Сведения о братии прослеживаются лишь с XVIII в. В июле 1724 г., при игум. Иоиле, в обители проживали 15 иноков, в 1739 г.- 8: игум. Антоний, 4 иеромонаха (в т. ч. казначей и ризничий), иеродиакон, 2 монаха, а также 16 бельцов (пономарь, 6 псаломщиков, конюший, «у продажи свечь», хлебодар, «при часовне», 5 на др. послушниях). Кроме конюшего, свечного, хлебодара и часовенного все насельники получали в год жалованье - всего 51 р. Также в К. м. проживали 3 отставных солдата, их жалованье составляло 3 р. 66 к. окладных денег, хлеба каждому полагалось 3 четв. и 1,5 четверика в год. В 1764 г. игумен получал 62 р. 70 к., ризничий - 6 р. 10 к., 2 иеромонаха - по 1 р. 10 к., белый священник, присланный из Переславской духовной консистории,- 6 р., монах-пономарь - 4 р. 50 к., монах-чашник - 4 р., подьячий - 19 р. и 8 служителей - по 8 р. Также братия и бельцы получали дифференцированное хлебное жалованье зерном и крупами. Во 2-й пол. XVIII в. в К. м. было ок. 12 чел. братии. В 1778 г. в их число входили игум. Мисаил, казначей, 3 иеромонаха, 2 иеродиакона, пономарь-монах, 2 монаха, «да находящийся в надежду пострижения церковник», а также 6 штатных служителей. Подьячий и 2 служителя находились при обители вне штата. В 1896 г., при настоятеле в К. м. старце архим. Агапии (1874 - 21 сент. 1897), проживали 8 насельников (5 иеромонахов, 2 иеродиакона и монах), в 1900 г.- архим. Порфирий († 9 марта 1906), 5 иеромонахов, 2 иеродиакона и 2 послушника.

http://pravenc.ru/text/1841794.html

Наименование иконы «Коневская» встречается впервые в описи 1641 г. Троице-Сергиевой лавры. Здесь находилось неск. памятников с такой иконографией: в Троицком соборе на тябле слева от царских дверей над местными иконами «образ пречистые Богородицы Коневской, в киоте, оклад серебрян, чеканной, на полях в семи местах святые резные, венец и коруна чеканные» (СПГИАХМЗ. 289. Л. 29), под ней пелена той же иконографии; в Успенском соборе «по левую сторону от царских дверей против левого крылоса местных образов… образ пречистые Богородицы Коневской писан на празелени» (Там же. Л. 219); в надвратной ц. прп. Сергия Радонежского «на столпе против левого столпа образ пречистые Богородицы Коневские» (Там же. Л. 263). С тем же названием («Коневская») упоминается образ Божией Матери в описях имущества др. обителей, напр. в Успенском соборе Тихвинского мон-ря, где рядом с чудотворной Тихвинской иконой Божией Матери над местными «настолпными» образами размещался «в киоте образ пречистые Бдцы Коневские, обложен серебром басменным, золоченым». (СПб ФИРИ РАН. Ф. 132. Оп. 2. Д. 606. 1689 г. Л. 24). Очевидно, что всплеск почитания К. и. был обусловлен историческими событиями последнего этапа Ливонской войны, когда икона Богоматери с Ладоги и из Тихвинского мон-ря стали святынями-заступницами Русской земли от швед. агрессоров. К нач. 90-х гг. XVI в., когда появились первые списки К. и., Корельская земля была возвращена России. А. А. Силкин обратил внимание, что в мирном решении военного конфликта большую роль сыграл Борис Феодорович Годунов, выжидательной политикой добившийся возвращения Московскому гос-ву всех утраченных в ходе Ливонской войны земель. Этим может объясняться появление К. и. на памятниках, вложенных членами его семейства в рус. мон-ри. Так, по донесению боярина Бориса Годунова в 1597 г. царь Феодор Иоаннович дал грамоту с повелением разоренный Коневский мон-рь «своею царьскою казною церкви и трапезу устроити» ( Кадыкин П. Ф., Шляпкин И. А. Летопись и акты Новгородского Воскресенского Деревяницкого мон-ря, 1335-1839 гг. СПб., 1911. С. 17-18).

http://pravenc.ru/text/1841920.html

Иеросхимонах Иларион (1805-18 сентября/1 октября 1873), в миру Родион, еще с детства чувствовал в себе стремление стать монахом. В 1829 году, будучи 24 лет от роду, Родион переехал с семейством своим в город Саратов, где провел девять лет жизни. В Саратове, под покровительством Преосвященного Иакова, Родион Никитич мужественно боролся с раскольниками различных толков за чистоту Православия. Постепенно, с духовной зрелостью, приходит и окончательная решимость оставить все и последовать Христу. После посещения многих монастырей, Родион успокаивается в Оптиной пустыни. 13 марта 1839 года он был уже принят в число скитской братии. Родион был избран преподобным Макарием ему в келейники и в этом послушании пробыл в течение двадцати лет, до дня блаженной кончины старца Макария в 1860 году. Взяв на себя " спасительный крест послушничества " , возрастая во внутреннем делании, преподобный Иларион всемерно понуждал себя к несению и телесных трудов. Кроме послушаний, которые преподобный Иларион нес как келейник своего старца, он так же по нуждам скитской братии и хозяйства был огородником, садовником, варил квас, пек хлебы, занимался на пасеке уходом за пчелами. В последние дни своей жизни старец Макарий благословил преподобного Илариона продолжать старческую деятельность, вручив его духовному руководству многих из своих духовных детей, чем подчеркнул преуспеяние преподобного Илариона во внутреннем делании. Наряду с благодатным даром духовного рассуждения, старец Иларион имел дар и прозорливости, был мужем учительным, ведущим истинно подвижническую жизнь. Однако не только почитание и любовь выпадали на его долю, но иногда и хулу, и клевету приходилось терпеть преподобному. Но все это он переносил с великим смирением и снисхождением ко всем немощам людским. Иеросхимонах Иосиф (1837-9/22 мая 1911), будучи еще восьмилетним отроком, удостоился явления Божией Матери, что предопределило путь будущего подвижника. С этого момента он очень изменился, стал тих и задумчив, избегал детских игр.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/ol...

Во время ее пребывания в пожаре сгорело здание женской школы, находившейся на территории токийской миссии. О. Е. Путятина на свои собственные средства, а также на пожертвования, собранные ею в России, построила для школы новое здание. Савабе Такума (1835–1913) Один из трех первых православных японцев, крещенных Николаем в Хакодате в 1868 г. Христианское имя – Павел. Долгое время являлся одним из старейших священников Японской Православной Церкви. Его сын, Савабе Тейтаро, также стал священником. Сакаи Токурей (1836–1881) Один из трех первых православных японцев, крещенных Николаем в Хакодате в 1868 году. Христианское имя – Иоанн. Когда Токурей принял крещение, ему было 34 года. В 1878 году рукоположен в священника. Сартов Виссарион Лудович (1838 (1828?) – 1874) Приехал в Японию в 1863 году в качестве сотрудника русского консульства в Хакодате. Исполнял обязанности чтеца и звонаря в храме при консульстве в годы, когда там служил Николай. «Стоял на страже», когда в 1868 году в условиях запрета на христианство Николай крестил первых японцев. Впоследствии служил под началом отца Анатолия. Скончался в Хакодате. Сато Сюроку (1839–1911) В крещении – Павел. В 1878 году рукоположен в священника во Владивостоке. Долгое время преподавал в Токийской православной семинарии. Такая Тю (1840–1905) В крещении – Иаков. В 1878 году рукоположен во священника во Владивостоке. Служил в Осаке и на острове Кюсю. Такеиси Катехизатор. В крещении – Иоанн. Фукасе Есюн Врач из Хакодате. В статье Мэгуми Симидзу «Как назывался корабль, на котором Николай приплыл в Японию?» (Вестник Хакодатского общества по изучению истории японо-российских связей. 2001. Январь. 16) написано, что Фукасе учился западной медицине у врача русского консульства Альбрехта. Таким образом, вполне вероятно, что он владел русским языком. Фукуи Ясунага Священник. Христианское имя – Роман. В его ведении находились приходы в Кусиро и Нэмуро (остров Хоккайдо), а также остров Шикотан. Хорие Фуку Возглавлял группу переводчиков православной литературы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010