Коровинцы. Церковь Михаила Архангела. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Михаила Архангела Архитектурный стиль: Украинское барокко Год постройки:1752. Год утраты:Не установлен. Адрес: Украина, Сумская область, Недригайловский район, Коровинцы Координаты: 50.808919, 33.750307 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В Коровинцах в середине XVIII в. было две церкви. Одна – Николая, построенная в 1751 г. «старанием бунчукового товарища Андрея Полетики»; вторая – Михайловская, построенная в 1752 г. О каком-то господине-основателе ее документы не упоминают. Итак, это была церковь общины простых казаков. В Михайловской церкви сохранилась книг расходов, в которой вписаны расходы 1820-1875 г.г. Из нее узнаем, что в 1820 г. в церкви переводили какой-то мелкий ремонт. В 1834-1837 г.г. община запасала материалы на капитальный ремонт; в 1834 г. покупают 1000 шалевок и на 75 г. дубины; в 1836 г. приобретают 26 лип; в 1837 г. докупают еще 700 штук шалевки, 17 пудов гвоздей, оплачивают «мастера за починку церкви», выплачивают Шкляру «за уставку в окончины стекол». Из этого видно, что в 1837 г. (строение уже простояло 85 лет) в церкви обшили шалевкой срубы, покрыли крыши, застеклили окна. Но этим ли и ограничились, из документов не видно. Под 1855 годом записано расходы на покупку материалов (железо круг 100 пудов, гвозди, масло, краски, злато) «для покрытия церкви». Итак, только в 1855 г., более чем за 100 лет после постройки, церквей укрывают железом, к тому же она была покрыта деревом. Упоминание об этом (плоские грани крыш) церковь сохранила и поныне. Тогда же позолотили кресты и обшили завалинку. В 1859-1860 г.г. перестилают пол и красят его. В 1863 г. красят в церкви стены и крыши. В 1866 г. под церковь подводят кирпичный фундамент; к тому же она стояла на стоянах. Ни более ранних, ни более поздних книг для записи расходов в церкви не сохранилось. Но исследование строения свидетельствует, что ремонтов, и то капитальных, было больше. Мало того, местные старожилы рассказывали нам, что раньше церковь стояла на другом месте, немного на восток через дорогу, где теперь находится школа. Итак, церковь не только ремонтировали, но и переносили с места на место и, конечно, пересыпали ее притом. И все же в основном церковь сохранила первоначальные формы. Выстроена она из дубовых пластин и выдержана в простых, суровых формах.

http://sobory.ru/article/?object=38832

Иоанникий, архиепископ Херсонский и Одесский (Горский Иван Семенович) Родился в 1810 году в семье священника села Малое Богородское Даниловского уезда Ярославской губернии. Окончил Ярославскую духовную семинарию и поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. В июне 1837 года окончил духовную академию и 3 июля того же года пострижен в монашество; 27 июля рукоположен во иеродиакона, а 6 августа – во иеромонаха. 6 сентября того же года назначен учителем Нижегородской духовной семинарии, а 13 сентября получил степень магистра богословия. 29 августа 1838 года перемещен инспектором Киевской духовной семинарии. 24 мая 1839 года причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской лавры. С 19 июля 1841 года – инспектор Киевской духовной академии и бакалавр богословских наук. 28 июня 1842 года возведен в сан архимандрита, назначен членом Духовного цензурного комитета и цензором проповедей. С 10 октября 1846 года – ректор Ярославской духовной семинарии. С 29 июля 1847 года – настоятель Ростовского Богоявленского Авраамиева монастыря. 2 апреля 1850 года перемещен на должность ректора Санкт-Петербургской духовной семинарии. В 1852 году исправлял книгу протоиерея Григория Дебольского «О христианском православном богослужении», за что объявлена ему благодарность от Святейшего Синода. 16 января 1855 года хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. 15 апреля 1856 года перемещен на Саратовскую архиерейскую кафедру. 17 июля 1860 года возведен в сан архиепископа и переведен в Варшаву. С 1 мая 1875 года именовался Холмским и Варшавским. С 16 ноября 1875 года – архиепископ Херсонский и Одесский. Скончался 1 марта 1877 года. По воспоминаниям архиепископа Никанора (Бровковича) , преосвященный Иоанн среди русских архиереев был человек «самый мнительный, самый осторожный, самый осмотрительный в каждом шаге, в каждом деле, слове и, конечно, даже помысле». В личном поведении он внимал не только своему внутреннему голосу, но и каждому слову, относившемуся к нему, ревниво оберегая святительскую честь, стараясь не дать ни малейшего повода к соблазну окружающих не только поведением, но даже и одеждой.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Александра Ильинична родилась 30 ноября 1795 года в семье графа Ильи Андреевича Толстого (1757 – 1820) и его супруги Пелагеи Николаевны (1742 – 1838), урожденной княжны Горчаковой. Алина, как звали ее в семье, была старшей из детей. У супругов Толстых был еще сын Николай Ильич (1794 – 1837) и дочь Пелагея Ильинична (1797 – 1875). Все члены семьи нежно и преданно любили друг друга. Алина получила прекрасное домашнее воспитание, к пятнадцати годам великолепно играла на арфе, любила читать, особенно увлекалась французской поэзией. По словам княгини Елены Васильевны Горчаковой, Алина была «красивая, обходительная, нежная, разумная, добрая и богатая девица». 1 Голубоглазая грациозная красавица Алина блистала на столичных балах и не раз была царицей бала. В восемнадцать лет графиня Алина Толстая сделала, как тогда говорили в свете, «блестящую партию», выйдя замуж за графа Карла (Карла Густава) Ивановича Остен-Сакен. Его отец, Иван Иванович Остен-Сакен (1727 – 1789), генерал-поручик, дипломат, происходил из древнего дворянского рода Остен-Сакен, известного в Курляндии с XVI-ro века. Он был саксонско-польским посланником в Стокгольме, затем с 1763 по 1768 год - посланником Саксонии в России. Мать Карла – Елена Васильевна Горчакова, урожденная баронесса фон Ферзен. Граф Карл Иванович (1787 – 1855), капитан артиллерии, участник войн с Наполеоном, выйдя в отставку в 26 лет в чине подполковника, решил жениться и сделал предложение Алине Толстой, которое было с радостью принято. Венчание Карла и Алины состоялось 14 февраля 1813 года в церкви Всех Скорбящих Петербурга, что за Литейным мостом. На свадьбе присутствовали многочисленные родственники – графы Толстые и князья Горчаковы. Родственники предрекали молодой чете счастливое будущее, для которого были все предпосылки. Княгиня Елена Васильевна Горчакова, свекровь Алины, писала накануне свадьбы её старшего сына Карла: «Мой Шарль (так она его называла на французский манер) в один прекрасный день станет счастливым. Я в этом уверена, так как у суженой всё при ней». Вскоре после свадьбы молодые уехали жить в богатое остзейское имение мужа (Прибалтика) 2 .

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/17/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОРСКИЙ Александр Васильевич (16.08.1812, Кострома - 11.10.1875, Сергиевский посад Дмитровского у. Московской губ.), прот., ректор МДА, церковный историк, филолог, археограф. Из семьи протоиерея костромского кафедрального Успенского собора, старший брат В. В. Горского . В 1820 г. Г. поступил в Костромское ДУ, затем в Костромскую ДС; до окончания им полного курса, в июле 1828 г., ревизор из МДА иером. Афанасий (Дроздов ; впосл. архиепископ Астраханский) признал его наиболее способным учеником и направил в МДА. В академии Г. проявил интерес к гражданской и церковной истории, ревностно посещал лекции Ф. А. Терновского , сблизился с Д. Г. Гумилевским (впосл. Черниговский архиеп. Филарет ) и прот. Ф. А. Голубинским , к-рый покровительствовал Г. В 1832 г. окончил МДА 3-м магистром, 29 авг. того же года по ходатайству Голубинского был назначен профессором МДС по церковной и гражданской истории, а 19 авг. 1833 г. переведен в МДА бакалавром на кафедру церковной истории. С 19 янв. 1837 г. экстраординарный, с 9 сент. 1839 г. ординарный профессор. Лекции Г. по евангельской истории, истории апостольской Церкви, истории Русской Церкви отличались тщательной проработкой фактов. Сохранившиеся в архиве Г. рукописи лекционных курсов и черновики представлены большим числом вариантов и редакций, что свидетельствует о постоянной работе по их обновлению и усовершенствованию. Лекции пользовались большим вниманием студентов, для ближайших учеников Г. проводил своеобразные семинары в б-ке и на дому - lectiones privatissime, по определению А. Ф. Лаврова-Платонова (впосл. Литовский архиеп. Алексий ), одного из их участников. Обладая широким научным кругозором, Г. применял метод сравнительного параллельного изучения истории Русской и К-польской Церквей. Он был убежден, что церковная история как наука подлежит общим историческим законам, призвана собирать факты и находить связь между ними, должна пользоваться только достоверными источниками. Г., изучая церковную историографию, выделял труды нем. церковных историков, особенно И. А. В. Неандера . Г. создал в академии школу историков, оказал непосредственное влияние на формирование взглядов Е. Е. Голубинского , Н. Ф. Каптерева , А. П. Лебедева , вел научную переписку с М. П. Погодиным , И. И. Срезневским и др., помогал им в исследованиях, давал консультации Н. И. Костомарову , О. М. Бодянскому , У. Палмеру и др. Московский митр. свт. Филарет (Дроздов) высоко ценил Г., выделяя его среди преподавателей, пользовался его консультациями, хотя иногда они расходились во мнениях. Так, митрополит согласился на издание соч. Г. «О сане епископском в отношении к монашеству в Церкви Восточной», хотя выводы ученого противоречили мнению архиерея по данному вопросу.

http://pravenc.ru/text/166267.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Соборы святых Русской Православной Церкви ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II (сер. IV в. - 407), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.) ИОАНН И ЗАХАРИЯ (кон. XI - нач. XII в.), преподобные (пам. во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), Киево-Печерские ИОАННИКИЙ (Руднев Иван Максимович; 1826-1900), митр. Киевский и Галицкий, свт. (пам. 30 авг. и 22 сент. в Соборе Тульских святых) ИОАННИКИЙ (Дмитриев Иван Алексеевич; 1875 - 1937), архим., прмч. (пам. 10 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе преподобных Оптинских старцев) ИОАННИКИЯ (Кожевникова; 1859 - 1937), игум., прмц. (пам. 20 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАНН И ЛОНГИН († ранее 1569 (?) праведные (пам. 3 июля; в 3-е воскресенье по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых; 21 мая - в Соборе Карельских святых; 9 авг.- в Соборе Соловецких святых; пам. И.- 24 июня, пам. Л.- 16 окт.) ИОАНН И МАКАРИЙ (XV в.), преподобные (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых; в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых (И.)) ИОАНН И МАРИЯ (2-я пол. XIII в.), праведные (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Устюжские ИОАНН КОРМЯНСКИЙ (Гашкевич Иван Иванович; 1837-1917), прот., св. прав. (пам. 27 авг., 18 мая и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ (Сергиев Иоанн Ильич; 1829-1908), св., прав. (пам. 1 июня, 20 дек.; в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе С.-Петербургских святых; 18 нояб.- в Соборе святых Эстонской земли) ИОАНН КУКУЗЕЛЬ [Пападопул] († до 1341), прп. (пам. греч. 1 окт.; во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), маистор (руководитель придворного хора), мон. Великой Лавры на Афоне, визант. мелург и муз. теоретик ИОАНН САМСОНОВИЧ († 27/28.01.1669), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/122338_27.html

Небылое. Успенский Косьмин мужской монастырь. Космин Яхромский монастырь Карта и ближайшие объекты Существующие доныне каменные храмы и братский корпус, взамен ветхих, деревянных, построил в XVII веке игумен Митрофан, впоследствии епископ Воронежский, причисленный Церковью к лику святых. В ансамбль монастыря входят Успенская церковь, Спасская церковь, Никольская церковь, и др. постройки. Вновь открыт 27.12.1996 г. Косьмин Успенский монастырь находился во Владимирском уезде, ныне это пос. Небылое. Обитель расположена в 40 верстах от г. Владимира на р. Яхроме, в урочище, называемом Хвахматица. Основана обитель в 1494 г. преподобным Косьмой, который стал и первым её игуменом. Сначала он был иноком в Киево-Печерском монастыре. Но однажды ему последовало видение, при котором велено отправиться на родину и там насадить общину монахов. Косьма внял голосу откровения и, придя во владимирский край, поселился в необитаемом месте, где находится теперь его обитель. Но отшельник недолго наслаждался уединением. Слава о нём влекла почитателей подвижника, которые нередко выражали желание навсегда остаться жить около него. Скоро уединённое место подвигов Косьмы превратилось в иноческое поселение. Братия умолила отшельника принять игуменство, и основалась обитель. Косьма соорудил в ней храм Успения Богородицы. Установив порядок иноческого жития, преподобный почил 14 октября 1513 г. Честные мощи его почивают под спудом в соборном храме. Главную святыню Косьминской обители составляет Яхромский образ Божией Матери, чудесно явленный преподобному основателю монастыря. Из числа преемников Косьмы особенно известны инок Иларион и святитель Митрофан, бывший затем епископом в Воронеже. Этому святителю посвящён в Косьминском монастыре и особый придел в зимней церкви. В 1666-1675 гг., в настоятельство святителя Митрофана, были построены каменная Спасская церковь и келейный корпус - в 1669 г., в 1675 г. - соборная Успенская церковь (в 1906 г. при настоятеле архимандрите Науме в ней устроено духовое отопление). В 1694 г. появилась Никольская (построена при игумене Сергии). В 1657 г. возведена колокольня, на которую в 1909 г. поднят колокол в 311 пудов. В советское время она разрушена, как и каменная ограда с четырьмя башнями. В двухэтажной Спасской церкви было два придела: Святителя Митрофана Воронежско го (устроен во 2-м этаже при игумене Амвросии, в 1862 г. при игумене Герасиме перенесён вниз) и Преподобного Косьмы (устроен в 1865 г., а в 1875 г. при игумене Нифонте перенесён в Успенский собор, построенный на месте явления Яхромской иконы Божией Матери и возобновлённый в 1837 г. при игумене Киприане). 

http://sobory.ru/article/?object=00205

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Схиархимандрит Трифон (Упорников) Схиархимандрит Трифон  (Упорников) Источник:   Отец Трифон по субботам и воскресеньям приходил в монастырь, где у него была своя келья. Многие братья стремились получить хоть частицу от того огромного опыта, который он приобрел за свою 47-летнюю монашескую жизнь. Он с большой охотой принимал всех жаждущих его наставлений. Двери его кельи были открыты и днем, и ночью. Схиархимандрит Трифон (в миру Тимофей Маркелович Упорников) родился в 1837 году в семье вольного казака станицы Букановской Донской области. Двадцати шести лет от роду в 1863 году он прибыл на Афон и поступил в число братии Русского Пантелеимонова монастыря. С любовью и смирением исполняя разные послушания, брат Тимофей был образцом трудолюбия. Через три года он был пострижен в мантию с наречением имени Трифон. Послушание проходил простым матросом на судне монастырского парохода, а между плаваниями пел на клиросе. При обычных внешних монашеских подвигах, незримо для мира под богомудрым водительством старцев обители созидалась внутренняя жизнь инока Трифона. С каждым годом все более и более преуспевая в христианском совершенствовании своего духа, он постепенно готовился к той деятельности, которую суждено было ему исполнять впоследствии. Отца Трифона рукоположили в иеродиакона 28 сентября 1875 года, а в иеромонаха 20 марта 1876 года, после чего он был послан на подворье Руссика в Москве, где пробыл три года. После этого старцы благословили ему быть братским духовником на монастырском судне, на котором он неоднократно ходил в Россию. Во время одного из этих плаваний он встретился на судне с Великим Князем Константином Николаевичем, которому глубоко в душу запали духовные размышления отца Трифона. Это сыграло огромную роль в дальнейшей судьбе судового духовника. В 1885 году иеромонах Трифон по распоряжению Священного Синода был вызван с Афона и назначен духовником Его Императорского Высочества Великого Князя Константина Николаевича и настоятелем храма в Орианде в Крыму, где служил до кончины Великого Князя. Стяжав себе славу доброго пастыря, отец Трифон был потом приглашен П. И. Голубинским на должность настоятеля Гурзуфской курортной церкви Успения Пресвятой Богородицы, в которой, с благословения епархиального начальства, настоятельствовал 16 лет, назидая паству словом, личным примером и любовью.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=242...

Первое, что видит путешественник, въезжающий в Петрозаводск с юга, – это Крестовоздвиженский собор на Зареке. С самых давних времен здесь существовало кладбище по названию Троицкой церкви, построенной в 1783 г. В XIX в. Зарецкое Троицкое кладбище было своеобразной границей города – никакого жилья за ним уже не было, только огороды и покосы. Среди частокола деревянных и редких чугунных крестов возвышались две маленькие деревянные церкви, в подклете которых даже к июлю не успевал растаять зимний лед. Поскольку в Карелии зимы долгие и холодные, на месте старинной деревянной кладбищенской Крестовоздвиженской церкви решили построить каменную. Но в бедной Олонецкой епархии строить ее было не на что, а горное правление только что закончило возведение заводского Александро-Невского храма. И все-таки 16 июля 1848 г. на месте старого Крестовоздвиженского храма заложили новую церковь, которую строили 4 года. 14 июля 1850 г. храм увенчали крестом, а в ноября 1852 г. строительство было окончено. Сооруженную церковь величали красой города. Ведь тогда каменный храм в городе был только один – Александро-Невский. Более половины требуемой суммы (16 тыс. рублей серебром) на сооружение новой каменной церкви пожертвовал петрозаводский купец первой гильдии Марк Пименов. 29 декабря (по ст. ст.) 1852 г. Высокопреосвященнейший Аркадий, архиепископ Олонецкий, освятил храм. В 1857 г. усердием бывшего церковного старосты и купца Петра Аврамова (1824 -1875 г.г.) в Крестовоздвиженском храме был устроен второй престол, а также два каменных помещения – для хранения архива и ризного имущества. В 1896 г. при Крестовоздвиженской церкви была открыта церковно-приходская школа для детей зарецкого квартала. Сначала своего помещения у школы не было и она располагалась в Назарьевском братском доме специально на Соборной площади для народных чтений. В церковно-приходской школе обучалось 99 человек. Когда в 1898 г. церковный совет принял решение построить при храме школьное здание, в газеты Санкт-Петербурга было подано объявление о сборе средств. Сто рублей, а по тем временам это была достаточно значительная сумма, пожертвовал на строительство приходской школы отец Иоанн Кронштадтский. Очевидной была и молитвенная помощь известного в России пастыря о духовном просвещении края. Под алтарем Крестовоздвиженского собора похоронен архиепископ Олонецкий Венедикт, который благословлял строительство храма, но ушел из жизни, не дождавшись его завершения. В Крестовоздвиженском храме мы можем почтить память великого сына России – Константина Ивановича Арсеньева – ученого, педагога, одного из воспитателей (с 1828 по 1837 г.г.) наследника престола, будущего императора Александра II. Здесь тайный советник К.И. Арсеньев был похоронен 29 ноября (по ст. ст.) 1865 г. (слева, у кануна).

http://sobory.ru/article/?object=01168

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Собор новомучеников и исповедников Российских Преподобномученица Евдокия (Андрианова) и мученицы Наталия Копытина, Наталия Карих, Акилина Дубовская, Анна Водоланова, Ирина Гуменюк, Ксения Радунь, Марфа Дударенко, Домна Василькова, Татиана Кушнир и Иустина Меланич В 1942 были арестованы находившиеся в Карагандинском ла­гере послушница Евдокия Андрианова и миряне Наталия Копытина, Наталия Карих, Акилина Дубовская, Анна Водоланова, Ирина Гуменюк, Ксения Радунь, Марфа Дударенко, Домна Василькова, Татиана Кушнир и Иустина Меланич. Преподобномученица Евдокия родилась 1 марта 1875 года в деревне Губино Ашитковской волости Бронницкого уезда Москов­ской губернии в семье крестьян Прохора и Надежды Андриано­вых, у которых было три сына и две дочери. Когда Евдокии испол­нилось семнадцать лет, она вместе со старшей сестрой Акилиной, которой в то время было двадцать два года, поступила послушни­цей в Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь в Подоль­ском уезде Московской губернии. Монастырь был основан в 1837 году первоначально как бо­гадельня при храме святых мучеников Флора и Лавра в селе Ста­рый Ям. 18 декабря 1855 года митрополит Московский Филарет (Дроздов) через юродивого Ивана Степановича Саватюгина благословил ее образом Иерусалимской иконы Божией Матери. В 1856 году богадельня была переименована в молитвенный бо­гаделенный дом. В 1865 году стараниями Христа ради юродиво­го Ивана Степановича и с помощью средств благотворителей молитвенный дом превратился в женскую монашескую общину. В 1870 году община была переведена в село Лукино в двадцати верстах от Подольска в имение, принадлежавшее Александре Петровне Головиной, и в 1887 году здесь был учрежден мо­настырь. В монастыре было три храма, церковноприходская школа, иконописная мастерская, больница с аптекой, богадельня для престарелых инокинь и приют для девочек-сирот. В то время ког­да Евдокия и Акилина поступили в обитель, в ней подвизалось около шестидесяти монахинь и послушниц; сестры стали исполнять послушание огородниц, хорошо им известное по жизни с ро­дителями, а затем псаломщиц. В обители они прожили до ее за­крытия, которое произошло после большевистского переворота 1917 года, и послушницам пришлось вернуться на родину. Они по­селились в Старой Слободке деревни Губино в отдельно стоявшем небольшом ветхом домике, ставшем для них монашеской кельей, и жили, исполняя все, чему были научены в монастыре. Их рели­гиозная ревность обратила на себя внимание безбожных властей, и в феврале 1930 года сестры были арестованы. Властям не удалось доказать виновность монастырских послушниц, и после пяти не­дель заключения они были освобождены.

http://fond.ru/imennoj-ukazatel/169/Akil...

сост. А.Попов Х. Город Чембар и Чембарский уезд Уездный город Чембар лежит при впадении р. Малого Чембара в Большой, под 52° 58 сев. шир. и 61° 7 вост. долг., от г. Пензы в 119 г. и от соседних городов – Керенска в 90 в. и Н. Ломова в 70 в. До 1780 г. Чембар был слободою, в 1780 г., при открытии Пензенского наместничества, сделан одним из его уездных городов, в 1798 г. упразднен, а в 1801 г., при учреждении Пензенской губернии, сделан уездным городом. Город занимает пространство в 136 д. 1800 кв. с. Жителей по статистическим сведениям: муж. п. 2555, ж. п. 2721, обоего пола 5276 чел., в том числе: православных 5243, католиков 4, евреев 12 и магометан 17. Церквей в г. Чембаре: собор 1, приходских 1, домовых 2, кладбищенских 1, часовень и молитвенных домов 1. В числе церквей – каменных 4, деревянных 1. Учебных заведений: трехклассное городское училище, ремесленная земская школа, одноклассные женское и мужское училища. Чембарский уезд, находящийся на юго-западной части Пензенской губернии, лежит на границах Н. Ломовского и Пензенского уездов Пензенской губ., Моршанского и Кирсановского Тамбовской губ. и Сердобского уезда Саратовской губ. Пространство уезда равняется 3977,3 кв. в.=414302 дес., в числе которых 43839 д. находится под лесом, 170103 д. под посевом, а остальные под лугами, поселением и т. п. Жителей в Чембарском уезде по статистическим данным числится: м. п. 75048, ж. п. 74907, обоего пола 149955 чел. В том числе: православных 129874, раскольников 8452, католиков 16, лютеран 9, евреев 4 и магометан 11600. Церквей в уезде: приходских 62, придельных 2, приписных 1, кладбищенских 2, домовых 1, единоверческих 2, часовень и молитвенных домов 3. В числе церквей – каменных 22, деревянных 48. В уезде школ церковно-приходских 22, школ грамоты 4, училищ Мин. Нар. Просв. 50 и 1 земледельческая школа. Первый благочиннический округ 1) Г. Чембара Соборный храм Покрова Пр. Богородицы, с приделами в честь Тихвинской иконы Божией Матери и во имя св. кн. Александра Невского, каменный, теплый, построен в 1837 г., расширен и перестроен в 1875–89 г., расстоянием от г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010