Пеги думает здесь о Жане Боннеро, авторе 8–й Тетроди 8–й серии «Книга книг» (30 декабря 1906 года), и в особенности об Эдмоне Морисе Леви, своем друге и библиографе Тетрадей. Оба они были библиотекарями в Сорбонне. 145 Кине Эдгар (1803–1875) — французский философ и историк. Так же как и Мишле был одним из наиболее яростных противников клерикализма. С антиклерикальными лекциями выступал в Коллеж де Франс. Будучи депутатом в 1848 году ратовал за отделение церкви от государства. Выслан из страны после государственного переворота 2 декабря 1851 года. Жил в Бельгии, затем в Швейцарии, продолжая писать свои исторические труды: «Революции в Италии» (1852), «Революция» (1865), «Созидание» (1870). В 1870 году возвратился во Францию, а в 1871 году был избран депутатом Национального собрания. 146 Распай Франсуа Венсан (1794–1878) — французский ученый химик, медик, политик, республиканец. Участвовал в Июльской революции 1830 года. Основатель газеты Реформатор. На президентских выборах кандидат от социалистов. После событий 1848 года был арестован и в 1849 году посажен в тюрьму. Во время Второй империи жил в изгнании в Бельгии до 1869 года, затем по возвращении во Францию избран депутатом в 1869 году, еще раз — в 1876 году. 147 Бланки Огюст (1805–1881) — социалист, один из вождей революции 1848 года. Его много раз арестовывали, он провел в тюрьме в общей сложности 36 лет. Во время войны 1870 года основал газету Патрианданже ( Отечество в опасности). С 1877 года после амнистии продолжает организаторскую деятельность в социалистическом движении, издает газету Ни Дье, ни Сезар ( Ни Бог, ни Царь). Изучает произведения Маркса, критикует утопический коммунизм и ратует за революционные действия. Его учение (бланкизм) связывает французскую социалистическую мысль с марксизмом. 148 Фурье Шарль (1772–1837) — французский экономист и философ–утопист. Работал над проектом социальной и экономической реформы общества, в основе которой лежали так называемые фаланги или фаланстеры: маленькие группы рабочих, объединенных общим ремеслом. Такая организация общества должна была привести ко всеобщей гармонии. Несмотря на попытки Фурье осуществить свой проект, его опыт не удался, но у фурьеризма как учения имелись свои адепты. 149

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Через десять лет по кончине м. Платона непосредственные впечатления современников о нем были более полно записаны в форме цельной биографии – «жития» – Ив.М. Снегиревым, сделавшим это как по личному чувству «признательности и благоговения» к Платону, так и в виду выраженного августейшей ученицей Платона, его духовной дочерью, императрицей Марией Феодоровной желания читать его биографию. Вместе с тем труд Снегирева, трижды им исправлявшийся и дополненный (в 1837 и 1856, и 1891 гг.), был первой попыткой собрания и изучения, и отчасти издания материалов, относящихся к жизни и деятельности м. Платона 1636 . Дело, начатое Снегиревым, было продолжено, но все же до наших дней далеко не выполнено. —203— В 1849 году Погодин напечатал в «Москвитянине» «автобиографию» м. Платона, хранящуюся в Троице-Сергиевой Лавре, однако без конца. В 1856 году полностью ее издал Снегирев в приложении к 3 изданию своего «Жития» м. Платона. Более исправно и с примечаниями она быта переиздана прот. С.К. Смирновым в «Душеполезном Чтении» и отдельно. 1859 г. в книге Чаредъева «Биографии тверских иерархов» помещается биография м. Платона (стр. 128–135). В 1855 году прот. С.К. Смирнов, тогда еще бакалавр Московской Духовной Академии, издает исследование – «История Московской славяно-греко-латинской Академии», в котором целую треть (стр. 255–395) посвящает обозрению состояния Академии под непосредственным управлением м. Платона; а в 1867-м – «Историю Троицкой Лаврской Семинарии», где три четверти исследования (стр. 112–561) посвящены обозрению состояния семинарии под непосредственным руководством м. Платона. В 1870 году Н. Розанов выпускает обширную (I–XIII; 1–281 и примеч. стр. 1–188) первую книгу третьей части своей «Истории Московского епархиального управления со времени учреждения Св. Синода», всю посвященную состоянию Московской (а также Калужской) епархии под управлением м. Платона. В том же году прот. С.К. Смирнов издает «Письма м. Платона к преосвященным Амвросию и Августину». В 1875 году П.С.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

S. 93–125; Его же. Das Ende des Marxismus. Leipzig, 1899. 760 Ланге (Lange) Фридрих Альберт (1828–1875) – немецкий философ и экономист, представитель неокантианства. Вслед за О. Либманом призывал вернуться «назад к Канту». Автор книги «История материализма» (ч. 1–2, 1866). 762 Михайловский Николай Константинович (1842–1904) – российский социолог, публицист, литературный критик, народник. Один из редакторов «Отечественных записок», «Русского богатства». В конце 1870-х гг. был близок к «Народной воле». В 1890-х гг. с позиций крестьянского социализма выступал против марксизма. 766 См. об этом: Kuno Fischer. Geschichte der neuern Philosophie. Bd. V. T. II. S. 556–560; Paulsen Fr. Immanuel Kant. 2–3–4 Aufl. Stuttgart, 1899. S. 323–324. 767 Зомбарт (Sombart) Вернер (1863–1941) – немецкий экономист, историк и социолог, философ-неокантианец. Вначале испытал влияние идей Карла Маркса, в дальнейшем выступил против марксизма. Развитие капитализма связывал с раскрытием «духа капитализма» (стремление к обогащению, которое считал свойственным человеку); один из авторов теории «организованного капитализма». 768 Вундт (Wundt) Вильгельм (1832–1920) – немецкий психолог, физиолог, философ, иностранный почетный член Петербургской АН (1902). Один из основоположников экспериментальной психологии. Центральную роль в душевной жизни отводил воле. Выдвинул концепцию «аналитической интроспекции» (психологического самонаблюдения). «Психология народов» (т. 1–10, 1900–1920) – один из первых опытов этнопсихологии, содержит психологическое истолкование мифа, религии, искусства и т. д. 771 Laas Ernst. Idealismus und Positivismus. Bd. II. Berlin, 1882. S. 173–208. Лаас (Laas) Эрнст (1837–1885) – немецкий философ и педагог; субъективный идеалист. Выступал с критикой неокантианства. Согласно теории познания Лааса, которую он назвал «коррелятивизмом», субъект и объект «соотносительны», бытие имманентно сознанию; мир – сумма возможных ощущений. Историю философии Лаас рассматривал как борьбу платонизма и позитивизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Von Gustav Adolf Müller. Stuttgart. 1888. – VI. Die Geschichte des Kreuzholzes vor Christus. Von Wilhelm Meyer. München. 1881. – VII. De sancta cruce. Ein Beitrag zur christlichen Legendengeschichte von Eberhard Nestle. Berlin. 1889. Из палестинской литературы, служившей пособием при уяснении топографической стороны исследования, укажем следующие более важные сочинения, в хронологическом порядке имевшихся под руками изданий. I. The biblical keepsake: or landscape illustrations of the most remarkable places mentioned in the Holy Scriptures, by the Rev. Thomas Hartwell Horne. London. 1837. – II. Palastina. Von Karl von Raumer, professor in Erlangen. Leipzig. 1838. – III. Palästina und die südlich angrenzenden Länder. Tagebuch einer Reise im Jahre 1838 von Robinson und Smith. Herausg. von Eduard Robinson. Halle, 1841. B. II. – IV. Путешествие по св. земле в 1835 году А. Норова, ч. I. СПБ. 1844. – V. The Holy City: or historical and topographical notices of Ierusalem by the Rev. George Williams. London. 1845. – VI. Dr. Titus Toblers. Zwei Bücher Topographie von Ierusalem und seinen Umgebungen. B. I–II. Berlin. 1853–1854. – VII. Того же автора Golgatha. Seine Kirchen und Kluster. St. Gallen und Bern. 1851. – VIII. Das alte Ierusalem und seine Bauwerke. Ein Beitrag zur biblischen Alterthumskunde von Gustav Unruh. Langensalza, 1861. – IX. Ierusalem explored being a Description of the Ancient and Modern City, by Ermete Pierotti. Vol. I–II. London. 1864. – X. La terre-sainte voyage dans 1’Arabie Pbtrne, la Judhe, la Samarie, la Syrie par M. L’Abbh J. I. Bourassü. Tours. 1867. – XI. Voyage en Terre Sainte par F. de Saulcy. T. I–II. Paris. 1872. – XII. Ierusalem und das heilige Land. Pilgerbuch nach Palaestina, Syrien und Aegypten von Dr. Sepp. B. I. Schaffhausen. 1873. – XIII. Старый Иерусалим и его окрестности. Из записок инока-паломника А Леонида. Москва. 1873. – XIV. Tent Work in Palestine. A. Record of Discovery and Adventure by Claude Reignier Conder, R. E. officer in command of the survey expedition. Vol. I. London. 1879. – XV. La Palestine par le bon Ludovic de Vaux. Paris. 1883. – XVI. Святая земля. Отчет no командировке в Палестину и прилегающие к ней страны. А. А Олесницкого, Ч. I (Иерусалим и его древние памятники). Киев. 1875. – XVII. Того же автора: «По вопросу о раскопках 1883 г. на русском месте в Иерусалиме» (в «Записках Императорского Русского Археологического Общества», т. II). – XVIII. Того же автора: «Ветхозаветный храм в Иерусалиме». СПБ. 1889. (Правосл. Палест. Сборник, вып. 13). – XIX. Palästina in Bild und Wort, herausg. von Georg Ebers und H. Guthe. Stuttgart und Leipzig. Lieferung. I–XI (Ierusalem).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/arheolo...

Михаил Александрович Бакунин (1814–1875) родился в очень культурной и зажиточной семье, в настоящем «дворянском гнезде». Отец М. А. был очень образованным для своего времени человеком (он учился в Италии в Падуанском Университете), с некоторым поэтическим талантом. Вся семья (в ней было II детей) жила культурными интересами; село Премухино, в котором жили Бакунины, долго было местом, куда съезжалась талантливая молодежь того времени (Станкевич, Белинский, Боткин и др.). Четырнадцати лет юноша Михаил поступил в военную школу в Петербурге, окончив которую (в 19 лет) Михаил Бакунин был выпущен офицером. Спасаясь от «тоски и апатии», которых он испытывал, по его словам, на военной службе, Бакунин уходит в напряженную умственную работу. Уже в эти ранние годы основные черты его характера — чрезвычайное развитие фантазии, потребность экзальтации, экстремизм, «одержимость» какой–либо идеей, склонность к отвлеченному мышлению — проявлялись в полной силе. Он очень скоро бросает военную службу, тайком от отца едет в Москву, где пробует устроиться самостоятельно. В Москве происходят решающие в жизни Бакунина встречи с Станкевичем, Белинским, Герценом. Бакунину живется в это время (ему было уже 22 года, когда он приехал в Москву) очень тяжело в материальном отношении, но он переносит это довольно легко. Еще до переезда в Москву Бакунин познакомился со Станкевичем, который убедил его заняться изучением Канта («Критики чистого разума»), а в Москве Бакунин изучает Фихте и становится на время горячим и страстным проповедником его учения, заражая, со свойственным ему стремлением к прозелитизму, и своих друзей (особенно Белинского) интересом в Фихте. Справедливо было отмечено чрезвычайное влияние стиля и терминологии Фихте (его сочинения «Anweisung zum seeligen Leben») на стиль Бакунина. В следующем (1837) году Бакунин впервые изучает Гегеля, отчасти — Шеллинга (к изучению которого он еще раз вернулся, когда попал в Берлин). Вообще в эти годы Бакунин читает чрезвычайно много, как по философии, так и по истории, по богословию, даже по мистике (например, С. Мартена, Эккартсгаузена). Его тянет заграницу, — и после долгих мытарств он, наконец, (благодаря материальной помощи Герцена) попадает, в 1840–ом году (26–ти лет!), в Берлин. Сначала Бакунин много занимается, затем сближается с левыми гегелианцами и в 1842–ом году печатает в их журнале яркую статью «Реакция в Германии», под псевдонимом Жюдь Элизара. Статья эта, написанная очень сильно и ярко, произвела очень большое впечатление в международных кругах, и она действительно очень важна для понимания диалектики в философском развитии не одного Бакунина. Именно в этой статье находится известная фраза Бакунина: «радость разрушения есть творческая радость».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=731...

Помимо этих основных трудов, до нас дошел также способный и умеренно аскетический трактат Климента о правильном использовании богатства 1504 . Его этические принципы почерпнуты из эллинистической философии и вдохновлены христианским гением. Он не впадает в крайности аскетизма, хотя, очевидно, находился под его влиянием. От экзегетических трудов Климента 1505 , а также от его трактата о пророчестве, направленного против монтанистов, и еще одного – о Пасхе, против практики иудействующих в Малой Азии, остались лишь небольшие и несущественные фрагменты. Клименту мы также обязаны древнейшим христианским гимном, до нас дошедшим; это возвышенная, хотя и несколько напыщенная песня, восхваляющая Логос как Божественного наставника и вождя человечества 1506 . §187. Ориген (I.) Origenis Opera omnia Graece et hat. Ed. Carol, et Vinc. Delà Rue. Par. 1733-«59, 4 vols. fol. Единственное полное издание, начатое бенедиктинцем Шарлем Де ла Рю и после его смерти завершенное его племянником Винсентом. Переиздано в Migne, Patrol. Gr. 1857, 8 vols., с дополнениями из изданий Galland (1781), Cramer (1840–44) и Mai (1854). Другие издания: J. Merlinus (ed. princeps, Par. 1512–9, 2 vols, fol., переиздано – Venice 1516, и Paris 1522; 1530, только латинский текст); Erasmus and Beatus Rhenanus (Bas. 1536, 2 vols, fol.; 1545; 1551; 1557; 1571); бенедиктинское – G. Genebrard (Par. 1574; 1604; 1619 in 2 vols, fol., все на латинском); Corderius (Antw. 1648, часть на греческом); P. D. Huetius или Huet, позже епископ Авранжа (Rouen 1668, 2 vols, fol., греческие труды с учеными диссертациями, Origeniana; переиздания Paris 1679; Cologne 1685); Montfaucon (только Hexapla, Par. 1713, »14, 2 vols, fol., пересмотренное и улучшенное – Field, Oxf. 1875); Lommatsch (Berol. 1837–48, 25 vols. oct.). Переводы избранных трудов Оригена на английский: F. Crombie в Clark, «Ante–Nicene Library», Edinb. 1868, N. York 1885. (II.) ЕВСЕВИЙ: Hist. Eccles. VI. 1–6 and passim. Иероним: De Vir. ill. 54; Ер. 29, 41, и др. Григорий Чудотворец : Oratio panegyrica in Origenem. Памфил: Apologia Orig. Руфин: De Adulteratione librorum Origenis. Все есть в последнем томе издания Де ла Рю.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Д.-л. I Гендун Друп (1391-1474) вошел в историю буддизма как основатель мон-ря Ташилхунпо в Шигадзе, ставшего впосл. резиденцией панчхен-лам; ему принадлежит 5 томов сочинений философского характера. Д.-л. II Гендун Гьяцо (1475-1542) тоже оставил после себя немало научных трудов; был настоятелем мон-ря Дрэпунг, к-рый тогда был местом пребывания Д.-л. III Соднам Джамцо основал Гумбум, один из 3 крупнейших сохранившихся до наст. времени мон-рей Тибета. Д.-л. IV Джамцо (1589-1616) - монгол по национальности, до 15 лет жил и воспитывался в Монголии; переехав в Тибет, стал настоятелем Дрэпунга, много путешествовал и предположительно был убит. Д.-л. V Агван Лубсан Джамцо (1617-1682) вошел в историю как «Великий пятый» за то, что пытался прекратить раздоры между тибет. князьями и возвеличить школу гелугпа. В 1682 г. кит. имп. Канси из династии Цин вручил ему грамоту и золотую печать теократического правителя объединенного Тибета. В это же время началось строительство дворца Потала в Лхасе, ставшего не только местом пребывания всех последующих Д.-л., но и символом тибет. буддизма; Д.-л. V прославился также как историк, литератор и создатель новой драматургии мистериального тантрического танца - медитации Цам. Смерть Д.-л. V скрывали в течение 15 лет, пока не вступил в сознательный возраст Д.-л. VI Цаньян Джамцо (1683-1705). Д.-л. VI прославился как прекрасный поэт, любивший жизнь во всех ее проявлениях. Регентом при нем долгие годы состоял Санжай Джамцо, к-рый фактически управлял страной. В 1705 г. регента убили, Д.-л. VI обвинили в измене кит. императору и отправили в ссылку в район оз. Кукунор, где в том же году он умер от болезни (по др. версии, был убит). Д.-л. VII Галсан Джамцо (1708-1757) стал Д.-л. после длившихся несколько лет религ. и светских междоусобных войн. В 1751 г. император Китая положил конец царской династии Тибета. Вся полнота светской и духовной власти была передана Д.-л., т. о. окончательно оформилась теократическая монархия Тибета. Д.-л. VII остался в истории как автор 8 томов сочинений по буддийской тантре. В 1793 г., при Д.-л. VIII Джамбал Джамцо (1758-1804), был установлен принцип выборности Д.-л. и панчхен-лам по жребию под контролем представителей китайской администрации. Д.-л. IX Лундок Джамцо (1805-1815), Д.-л. X Цултим Джамцо (1816-1837), Д.-л. XI Хайдуб Джамцо (1838-1855) и Д.-л. XII (1856-1875) умерли в молодом возрасте, не успев сделать ничего значительного.

http://pravenc.ru/text/168646.html

На такую почву поставлен был вопрос о четвертом походе графом де Рионом в его сочинении «Иннокентий III, Филипп Швабский и Бонифаций Монферратский». Теория Риона состоит в следующем: направление крестоносной рати на Константинополь должно быть рассматриваемо как эпизод борьбы светской власти с духовной, с одной стороны, и как акт мести Византии со стороны германских императоров – с другой. Удар по Константинополю есть интрига, созревшая не в Венеции, а в Германии. Эту интригу зрело обдумал сын Фридриха Барбароссы, король Филипп Швабский, а привел в исполнение Бонифаций Монферратский, глава крестовой рати. «Еще не вполне ясна, – говорит де Рион, – таинственная интрига между константинопольским и швабским двором; но существование такой интриги засвидетельствовано очевидцами. В то время как папа Иннокентий III, по-видимому, достигал двойной цели: освобождения Св. Земли и победы над королем германским, неожиданно случилось два обстоятельства: прибытие в Европу претендента на Византийскую империю, царевича Алексея Комнина, родного брата королевы германской, и выбор в предводители крестоносного ополчения итальянского князя, явного партизана и друга короля Филиппа. Совпадение этих двух обстоятельств мне кажется ключом к разгадке всех последующих событий» (Revue des Quest. Hist., апрель 1875, p. 346). Граф де Рион, как видно, весьма широко раздвигает вопрос: по его мнению, на четвертый поход, с одной стороны, влияли отношения между светской и духовной властью, a с другой – то обстоятельство, что Константинополь был постоянным яблоком раздора, бельмом на глазу у крестоносцев, вследствие чего последние давно желали нанести сперва удар Константинополю. Для исторической достоверности я должен, однако, заметить, что еще ранее Риона немецкий ученый Винкельман в своем сочинении «Philipp von Schwaben» (Leipzig, 1837, s. 525 – 528) обратил внимание на обстоятельства, развитые Рионом. Именно он указал на переговоры греческого царевича Алексея с Филиппом Швабским, разъясняющие мотивы движения крестоносцев на Константинополь. Но Винкельман, однако, не вывел из этого факта всех последствий, какие удалось вывести Риону.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Итак, хотя Р.П. Смит и О. Штокмайер в 1909 году принадлежали к братьям, строго осудившим пятидесятническое движение, они, распространили, особенно в церквах Германии, учение движения за освящение и, отчасти, разработали его дальше. Дуайт Л. Муди (1837–1899) В год смерти Финнея (1875), Муди в возрасте 38 лет начал свой первый большой евангелизационный поход. Бог одарил его особой способностью проповедывать Евангелие огромным толпам людей, проповедывать популярно и с большой духовной силой. Муди считают одним из самих преуспевавших «приобретателей душ» 19 столетия, и отцом современной евангелизации. В 1889 он основал знаменитый Библейский институт, подготовивший с тех пор для евангелизационной работы тысячи молодых христиан. 6 октября 1871 года Муди, побуждаемый вызовом, брошенным ему двумя женщинами, стал молиться о принятии «крещения Духом». – «Г-н Муди испытывал столь огромные мучения, что катался по полу и со слезами молил Бога крестить его Духом Святым и огнем.» Несколько дней спустя Муди пережил желаемое состояние: «Я могу сказать лишь одно, что Бог открылся мне и я пережил столь огромное наслаждение Его любовью, что мне пришлось даже упрашивать Его о позволении остаться подольше в Его руке». Сам Муди редко упоминал об этом своем духовном опыте. Однако, руководителем Библейского института он назначил одного молодого человека, не только пережившего такое «крещение Духом», но и устно и письменно распространявшего учение об этом. Этим молодым человеком был Р.А.Торрей. Р.А. Торрей (1856–1928) Свои молодые годы Торрей проводил довольно бурно, пока не обратился к Господу и не занялся изучением богословия в учебных заведениях городов Йель, Лейпцига и Эрлангена. В 1889 году Торрей был приглашен на должность заведующего Библейским институтом в Чикаго и стал правой рукой Муди в проведении больших евангелизаций. После смерти Муди Торрей становится продолжателем его дела и проводит большие евангелизационные мероприятия в Америке, Австралии, Европе и Азии. Однако, самой сильной стороной его был все же не дар евангелизаций, а дар учительства. Свое особое призвание Торрей видел в проповеди о Святом Духе и связанном с Ним «крещении Духом», к чему его столь настойчиво побуждал Муди. – «После того, как Муди услышал проповеди (о Святом Духе) в их первоначальной форме, он стал настаивать на том, что я должен проповедывать в каждом месте, которое посещаю».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/igra-s-o...

«Христианское чтение». 1888. Май—июнь. Обложка (ГПИБ) Первым российским богословским журналом и 1-м изданием, выпускавшимся в стенах духовно-учебного заведения (если не считать рукописного «Семинарского вестника» Владимирской ДС в 1810-1815), был журнал СПбДА «Христианское чтение» , основанный ректором архим. Григорием (Постниковым ; впосл. митрополит Новгородский и С.-Петербургский). Журнал стал самым длительным по времени выпуска периодическим изданием в России (1821-1917), в 1875-1916 гг. выходил как приложение к ж. «Церковный вестник» . В 20 - нач. 30-х гг. XIX в. также публиковались «Известия о действиях и успехах Библейских обществ в России и других государствах» (СПб., 1824) и «Радуга» (Ревель, 1832-1833). Вскоре появились новые журналы при духовных школах. В 1837-1912 гг. КДА издавала еженедельник «Воскресное чтение» , в котором наряду с назидательными статьями печатались научные исследования. С началом выхода «Трудов Киевской духовной академии» (1860-1917) научные материалы переместились в это издание. МДА вместе с книжками «Творений святых отцов в русском переводе» (М., 1843-1865, 1871-1872, 1880-1891) издавала ж. «Прибавления к творениям святых отцов в русском переводе» , затем его сменил «Богословский вестник» (Сергиевский посад, 1892-1918). КазДА издавала «Православный собеседник» (1855-1917), в к-ром много внимания уделялось вопросам миссионерства, изучению мусульманства, буддизма, язычества, старообрядчества, сектантства, а также специальные миссионерские журналы «Миссионерский противомусульманский сборник» (Каз., 1873-1914) и «Инородческое обозрение» (Каз., 1912-1916). В академических журналах публиковались новые переводы святоотеческих творений, деяний Соборов, а также журналы или протоколы заседаний советов академий, отчеты и др. офиц. документы академических корпораций, их подразделений и состоявших при них учреждений (б-к, музеев, кабинетов, обществ, братств), обзоры, рецензии и аннотации текущей российской и зарубежной богословской литературы. 4 духовные академии до 1918 г. выпускали 19 периодических изданий, еще 2 журнала выходили при академических комиссиях и братствах.

http://pravenc.ru/text/182371.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010