2 октября 2008 г. на месте бывшего Песоченского Богородице-Игрицкого монастыря, а ныне Игрицкого подворья Ипатьевского монастыря был заложен первый камень в основание Детской деревни для многодетных семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.  http://www.kosarchive.ru/expo/2011/ Богородицкий Игрицкий Песошенский мужской монастырь. Основан в 1624 г. по благословению патриарха Филарета, посадским человеком города Костромы Архипом Васильевым с товарищами на месте запустелой сельской церкви, в которой в 1620 г. явилась чудотворная Смоленская икона Божией Матери ставшая главной святыней обители. Храмов четыре: 1) в честь Смоленской иконы Божией Матери, построен в 1689 г.; 2) во имя святит. Николая Чудотворца, построен в 1698 г.; 3) надвратный во имя прпп. Онуфрия Великого и Петра Афонского, построен в 1700 г.; 4) в честь Рождества Христова, построен в 1839 г. В 1835 г. была построена трехъярусная 60-метровая колокольня над братским корпусом, а также часовня-ротонда над Святым источником вблизи монастыря. Расстояние от Костромы 15 в. Ближайшие церкви: Богородицерождественская Назаретской пустыни в 3,5 в., Воскресенская с. Любовниковав 5 в. и Воскресенская с. Левашова в 11 в. Монастырь закрыли в 1919 г. Однако братии удалось зарегистрироваться как приходской общине и фактически обитель просуществовала еще несколько лет. В 1932 г. был закрыт последний храм. Чудотворная Игрицкая икона Божией Матери была перенесена в Воскресенскую церковь с. Любовникова. (В 1958 г. икона была похищена из церкви и дальнейшая ее судьба неизвестна). В 1933 г. была разобрана часовня над Святым источником. В 1934 г. военные взорвали собор Смоленской иконы Божией Матери, а в 1936 г. - собор Рождества Христова. В начале 1940-х была разобрана Никольская церковь. В начале 1960-х гг. разрушена колокольня. С 2003 г. началось возрождение монастыря. В XVII в. по административно-территориальному делению монастырь входил в Костромской уезд, в Вятский стан. " Выпись с Костромских писцовых книг Нагорныя половины письма и меры Павла Ивановича Волынскаго да подъячих Юрья Шевелева да Перваго Теплякова 1627 и 1628 г., в Вяцком стану в монастырских вотчинах написано: монастырь Пречистые Богородицы Одигитрия да предел Николы чуд., что были преж того погост Николы чуд.

http://sobory.ru/article/?object=23808

336 Одесский Свято–Архангело–Михайловский женский монастырь был основан в первой половине XIX века. В 1835 году генерал–губернатор граф Михаил Воронцов построил в Одессе храм во имя своего небесного покровителя Архангела Михаила. Через пять лет при храме был учрежден женский общежительный монастырь. При обители действовали больница и Епархиальное женское училище для девочек–сирот. После революции 1917 года монастырь был закрыт, собор и колокольня взорваны. Возрождение Архангело–Михайловского женского монастыря началось в 1991 году. 337 Благовещенский женский монастырь близ Херсона был основан в 1856 году как община. В 1883 году Святейший Синод разрешил преобразовать общину в общежительный монастырь. В монастыре действовали Благовещенский и Свято–Троицкий храмы. При обители были открыты школа для девочек, больница, приют для сирот. В 1919 году в обители проживало более ста монахинь и трехсот послушниц. В 1922 году монастырь упразднили, на его территории была размещена детская колония на 500 человек. В 1930–е годы разрушены монастырские храмы. В 2007 году Священный Синод Украинской Православной Церкви принял решение о возрождении Благовещенского женского монастыря. Крымские подвижники Текст печатается по изданию: Вениамин (Федченков) , митр. Божии люди. М.: Современник, 1991, а также по рукописям, хранящимся в частном архиве. 338 Инкерманский монастырь святого Климента. Основан в 1852 году архиепископом Херсонским Иннокентием (Борисовым) на предполагаемом месте заточения святого Климента, папы Римского († 101; память – 22 апреля/5 мая, 10/23 сентября, 25 ноября/8 декабря). Один из храмов – пещерный, времен святого Климента. 339 Балаклавский Георгиевский монастырь. В 1891 году отмечалось тысячелетие его существования. Основан на месте языческого капища. Из трех храмов один – пещерный – VI века. Предание связывает это место с проповедью святого апостола Андрея Первозванного. В 1993 году началось возрождение обители. 341 Святитель Лука, исповедник, архиепископ Симферопольский (в миру Валентин Феликсович Войно–Ясенецкий, † 1961; память – 29 мая/11 июня) родился в 1877 году в Киеве в семье провизора.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

443 Жизнеописание составлено по записям иеросхимонаха Пантелеимона (Сапожников). АРПМА. Док. 450. 444 Жизнеописание составлено по книге: Наставления и утешения святой веры христианской. Т. 4. Одесса, 1890. С. 565. 446 Денасий (Юшков), схимонах. Заметки русского инока-афонца о своем путешествии по святогорским обителям/Душеполезный собеседник. М., 1894. С. 300. 447 Жизнеописание составлено по книгам: Наставления и утешения святой веры христианской. Т. 24. Одесса, 1910. С. 509; Наставления и утешения святой веры христианской. Т. 25. Одесса, 1911. С. 509. 448 Жизнеописание составлено по книге: Наставления и утешения святой веры христианской. Т. 20. Одесса, 1906. С. 531–534. 451 Жизнеописание составлено по книгам: Душеполезный собеседник. М., 1908. С. 274; Наставления и утешения святой веры христианской. Т. 16. Одесса, 1902. С. 178; Наставления и утешения святой веры христианской. Т. 22. Одесса, 1908. С. 398. 454 Схииеромонах Николай (в миру Николай Петрович Луковников) бывший мещанин города Торжка Тверской губернии. Имя его матери – Агриппина. Родился в 1835 году. Жил в Андреевском скиту. Преставился 5 февраля 1916 года. 455 Схииеромонах Антоний (в миру Александр Ксаверьевич Булатович) уроженец Орловской губернии. Сын генерал-майора. Был ротмистром и награжден за военную службу многими орденами. В 1906 году вышел в отставку. Прибыл на Афон и 8 марта 1907 года был пострижен в схиму. Рукоположен в иеромонаха 8 мая 1910 года. Стал главным апологетом имябожничества на Афоне. Написал много статей и книг в защиту имябожничества. Основное его сочинение на эту тему «Апология веры во имя Божье и во имя Иисус». За свое учение был изгнан из Андреевского скита и поступил в Благовещенскую келлию к старцу Парфению. С февраля 1913 года находился в России и здесь защищал свое учение. Умер 6 декабря 1919 года в Луциковке, был убит грабителями. 458 Серафим, иеромонах. На св. Афоне пасхальными днями 1931 года/Православный Русский Календарь за 1932 год. Владимировка, 1931. С. 48. 462 Серафим, иеромонах. На св. Афоне пасхальными днями 1931 года/Православный Русский Календарь за 1932 год. Владимировка, 1931. С. 47.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

48 Ср. определение Поместного Собора от 2 декабря 1917 «О правовом положении Православной Российской Церкви», которым государству ставилось в обязанность финансировать Церковь : «Православная Церковь получает из государственного казначейства по особой смете, составляемой высшим церковным управлением и утверждаемой в законодательном порядке, ежегодные ассигнования в пределах её потребностей» (Прибавления к Церковным ведомостям. 1918. 3/4. С. 127). 49 Виталий (Максименко; 1873–1960), архиеп. – с 1902 архимандрит Почаевской лавры, ред. ж. «Русский инок» и др. изданий, глава крупнейшего отдела СРН. 52 Макарий (Парвицкий-Невский; 1835–1926), свт. – митр. Московский и Коломенский, член Синода (1912); идеолог и активный участник СРН, сторонник Распутина. По своему прошению уволен на покой 20 марта 1917, считал сей акт и избрание на Московскую кафедру архиеп. Тихона (Белавина) неканоническими. 53 Митрофан (Краснопольский; 1869–1919), сщмч. – окончил КДА (1897), еп. Гомельский (1907), депутат III ГД (поддерживал СРН), еп. Астраханский и Царёвский (1916), член Поместного Собора 1917–1918, архиепископ. 8 марта 1917 отказался подписать приветственную телеграмму председателю ГД; газеты сообщали, что он «по складу своих убеждений, совершенно безнадёжен в этом отношении». 10 марта отказался подписать воззвание городского духовенства «помянуть героев-борцов, живот свой положивших за свободу Родины», но указал, что всякое сопротивление Временному правительству преступно. В феврале 1918 отслужил литию на могиле красноармейцев, a 20 июля сказал, что государь отречением «разрушил свою связь с народом» (РДСМ. С. 199, 289, 357, 74, 398). 54 Горохов Иаков Петрович (1880–1921), прот. – окончил МДА 1911, настоятель Успенского (1916) и Александро-Невского (1918) соборов в Царицыне. В марте 1917 арестован по распоряжению исполкома за проповедь «против нового правительства и нового строя с призывом населения к старому порядку», через неделю отпущен на поруки. Считал, что идеальный царь лучше идеального народовластия. Расстрелян.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

894 Дмитриевский Алексей Афанасьевич (1856–1929) – историк Церкви, археолог, византолог; выпускник Казанской ДА, профессор по кафедре церковной археологии и литургики в Киевской ДА. Член-корреспондент ИАН (1903). Секретарь Императорского Православного Палестинского Общества (1906–1918). Проректор Астраханского университета, профессор по кафедре истории и греческого языка (1919–1922). – Рад. 895 Красносельцев Николай Фомич (1845–1898) – историк Церкви, литургист и археолог. Выпускник Уфимской ДС и Казанской ДА. В 1871 г. избран Казанской ДА на кафедру церковной археологии и командирован за границу, по преимуществу в Италию, для изучения памятников христианской древности; в 1888 г. путешествовал с той же целью по Востоку. С 1889 г. – экстраординарный профессор церковной истории Новороссийского университета в Одессе. – Ред. 896 Нелидов Дмитрий Александрович (1863–1935) – сын российского посла в Константинополе Александра Ивановича Нелидова (1835–1910), камергер Высочайшего двора, дипломат, последний российский посланник в Бельгии (1917). После революции передал секретную переписку русского посольства в Брюсселе на хранение в русскую посольскую церковь , в которой служил настоятелем отец Александр Смирнопуло. – Ред. 898 Алмазов Александр Иванович (1859–1920) – церковный историк, канонист и литургист. Выпускник Казанской ДА (1885). За магистерскую диссертацию «История чинопоследования, крещения и миропомазания» в 1886 г. получил премию митрополита Макария. Экстраординарный (1887), с 1896 г. – ординарный профессор церковного права юридического факультета Новороссийского университета. За докторскую диссертацию «Тайная исповедь в православной восточной Церкви: опыт внешней истории» (1896) также был удостоен премии митрополита Макария (1897). В 1894 г. А. И. Алмазов стал ординарным профессором Московского университета и читал общий курс истории Церкви. С 1914 г. – ординарный профессор МДА (с оставлением в должности ординарного профессора Московского университета). 899 Автором анонимной статьи о книге профессора А. А. Дмитриевского «Современное богослужение на Православном Востоке» (Киев, 1891. Вып. 1) был настоятель русского посольского храма в Константинополе архимандрит Арсений (Изотов) (см.: Библиографическая заметка на книгу «Современное богослужение на Православном Востоке»//Христианское чтение. 1891. 7–8. С. 142). – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

In 1915, Bishop Varnava sent a telegram to Tsar Nicholas II asking permission to glorify Metropolitan John, but the response was confusing. On 27 Aug 1914, Bishop Varnava led a prayer service at Metropolitan John’s tomb; the troparion to Saint John Chrysostom was sung, with the refrain, “Holy Father John, pray to God for us.” At the dismissal, the name of John of Tobolsk was mentioned, and this became a practice of Bishop Varnava in the following days. The incident was made known to the Holy Synod, and Bishop Varnava was summoned to Petrograd, where he was told that his conduct had been out of order, and was told also to remain in Petrograd. Bishop Varnava ignored this order, and returned to Tobolsk. Some of the members of the Holy Synod were outraged by the behavior of Bishop Varnava. However, Tsar Nicholas II sent Archbishop Tikhon (Bellavin, +1925, later Patriarch) to again inspect the remains of Metropolitan John, and look at the reports of his intercession. Upon a favorable report from Archbishop Tikhon, on 20 Jan 1916, Tsar Nicholas II informed the Holy Synod that it was his wish to glorify Metropolitan John of Tobolsk. The Holy Synod then ordered that the Glorification take place on 10 Jun 1916. On 10 Jun 1916, the Metropolitan John (Maximovich) of Tobolsk and Siberia was glorified as a Saint of the Holy Church in celebrations at the Tobolsk Sophia-Dormition Cathedral. The Glorification services were concelebrated by thirteen hierarchs, presided over by Saint Makary (Nevsky, 1835-1924), Metropolitan of Moscow and Kolomna. Concelebrating with Metropolitan Makary were: Bishop Varnava (Nakropin, 1859-1924) of Tobolsk & Siberia; Archbishop Ioann (Smirnov, 1857-1918) of Irkutsk & Verkholensk; Bishop Anatoly (Kamensky, 1853-1925) of Tomsk & Altai; Bishop Evsevy (Grozdov, 1866-1930) of Pskov & Porkhov; Bishop Mefody (Gerasimov, 1856-1931) of Orenburg, later ROCOR’s Metropolitan of Harbin; Bishop Melety (Zaborovsky, 1869-1946) of Transbaikal, also later ROCOR’s Metropolitan of Harbin, succeeding Metropolitan Mefody; Bishop Nikon (Bessonov, 1868-1919) of Yenisei & Krasonyarsk; Bishop Seraphim (Alexandrov, 1867-1937, later Metropolitan of Kazan) of Chelyabinsk; Bishop Seraphim (Golubyatnikov, 1856-1921) of Ekaterinburg & Irbit; Bishop Sylvester (Olshevsky, 1860-1920; later Head of the Provisional Supreme Church Authority in Siberia) of Omsk & Pavlodar; Bishop Varsonofy (Vivelin, 1864-1934) of Kargopol; and Bishop Veniamin (Kazansky, 1873-1922) of Gdov, later Metropolitan of Petrograd and New Hieromartyr of Russia.

http://pravoslavie.ru/64878.html

Буд. Методистская Церковь Ганы начала свою деятельность в виде кружка по изучению Библии - Общества распространения христианского знания, к-рое основали в Кейп-Косте местные жители Дж. Смит и У. де Крафт. Первым миссионером от Уэслианского миссионерского об-ва на Золотом Береге из Лондона стал Дж. Дануэлл, приехавший в 1835 г., но в том же году скончавшийся. Смит и де Крафт продолжали работать до приезда новых миссионеров. Темнокожий миссионер Томас Бёрт Фриман продвинул Уэслианскую миссию в глубь материка, в Г. его называют «отцом методизма». В 1838 г. в Кейп-Косте была построена часовня, и за 2 года количество членов церкви увеличилось на 100 чел. Фриман использовал контакты одного из выпускников миссионерских школ, Дж. Хейфорда, с местным населением, чтобы основать миссию в Ашанти. К 1919 г. методистские конгрегации были уже во мн. городах на юге. В том же году с большими трудностями из-за противодействия верховного комиссара началась уэслианская экспансия в сев. часть страны. Хотя евангельская проповедь и введение зап. образования были основной целью приезда миссионеров в страну, их деятельность оказала большое влияние на улучшение условий жизни в Г. Важным событием стал приезд адвентистов седьмого дня в 1894 г. К кон. XIX в. мн. афрохристиане создали независимые деноминации как свидетельство несогласия с миссионерами, к-рые не признавали их желания быть христианами, оставаясь африканцами. Африканцы-методисты У. Харрис и С. Оппонг начали «пророческую миссию», в результате появилось множество орг-ций - независимых африкан. церквей (НАЦ): Двенадцати апостолов, Спасителя, Общество откровения апостольского, Конгрегация африканской веры скрижалей, Общество вечного священного ордена херувимов и серафимов, Спиритуалистический храм света св. Михаила, Великая мировая церковь Господня (Аладура). Реакция протестант. деноминаций на возникновение пятидесятнических настроений в их рядах была неоднозначной: Базельская миссия посчитала Оппонга фетишистским священником и не разрешила ему проповедовать в своих церквах, но методисты, более положительно относившиеся к обновлению, использовали это движение в проповеднических целях.

http://pravenc.ru/text/161627.html

В 1820–1860-е гг. при митрополите Московском и Коломенском Филарете (Дроздове) в Академии сложилась школа исследователей русской церковной истории во главе с ее ректором архимандритом Филаретом (Гумилевским , 1835–1841) и профессором протоиереем Александром Васильевичем Горским (1833–1875), годы ректорства которого (1862–1875) считаются «золотым временем» МДА. На рубеже XIX–XX вв. в МДА велись исследования почти во всех областях богословского знания, особенно по изучению Священного Писания. Значительное развитие получила церковно-историческая наука. В Академии преподавали академик Е.Е. Голубинский , профессора М.Д. Муретов . ГА. Воскресенский, В.О. Ключевский , А.П. Лебедев и др. Академия воспитала множество выдающихся представителей духовенства, ученых богословов, историков, философов, филологов, государственных и церковных деятелей. В 1919 г. Академия была переведена в Москву, до 1922 г. занятия проводились в различных московских храмах и помещениях. Существует мнение, что деятельность МДА негласно продолжалась до 1928 г. В 1944 г. Академия была вновь открыта в Новодевичьем монастыре как Православный Богословский институт. В 1948 г. институт переименован в Московскую Духовную академию и переведен в Троице-Сергиеву лавру. 610 Велтистов Василий Николаевич (1854–1920-е гг.(?)), протоиерей, духовный писатель, богослов. Окончил Костромскую ДС (1876), богословское отделение МДА (1880). Был оставлен приват-доцентом по кафедре Священного Писания Ветхого Завета; доцент на той же кафедре (1885). Магистр богословия (1885). Законоучитель при Павловском институте в С.-Петербурге (1888). 20 июля 1888 г. рукоположен во иерея. Законоучитель Екатерининской школы Императорского женского патриотического общества (1888–1896). Член Училищного совета при Св. Синоде (1896). 20 декабря 1898 г. возведен в сан протоиерея. Магистерская диссертация «Грех, его происхождение, сущность и следствия» (Творения святых отцов в русском переводе за 1885 год. Прибавления. М., 1885, Ч, 35. С. 1–119, 433–536; Ч.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

В Л. е. в 1996 г. был создан Сретенский женский мон-рь в с. Михновка Камень-Каширского р-на. В 1997 г. открыт Крестовоздвиженский муж. мон-рь в с. Ст. Чарторийск Маневичского р-на. В 2006 г. основан Троицкий жен. мон-рь в с. Староселье Маневичского р-на. Построено много новых храмов. На территории Л. е. сохраняется простивостояние с филаретовским расколом. В 2014 г. сторонники УПЦ КП захватили храмы в селах Печихвосты, Стрельча и Угринов Гороховского р-на, в последнем селе храм был занят силой во время богослужения. Духовное образование Волынская ДС была основана 14 мая 1796 г. Потребность в духовной школе была обусловлена массовым возвращением униат. приходов в правосл. Церковь после присоединения Волыни к Российской империи. Ректором семинарии стал Житомирский еп. Варлаам (Шишацкий) . Для того чтобы быстрее решить вопрос с замещением приходских вакансий, в 1798 г. при семинарии была открыта «русская школа» - пастырские курсы. Первый выпуск 20 кандидатов в священный сан состоялся в 1801 г. Лучших студентов отправляли за казенный счет учиться в КДА. Одним из таких студентов был буд. митр. Антоний (Рафальский) , к-рый перевелся в Волынскую ДС из василианского уч-ща. В 1796-1821 гг. семинария располагалась при Преображенском муж. мон-ре в Остроге, после уничтожения обители вслед. сильного пожара была переведена в мест. Аннополь Острожского у. В 1835-1902 гг. семинария находилась при бывш. лицее Чацкого в Кременце. В 1902 г. Волынская ДС была переведена в Житомир, ее опекали владыки Евлогий (Георгиевский) и Антоний (Храповицкий) . В Волынской ДС до 1917 г. учились более 50 епископов, среди выпускников семинарии были священномученики: митр. Анатолий (Грисюк) , архиеп. Александр (Петровский) , еп. Амвросий (Гудко) , протопр. Александр Хотовицкий и др. После прихода большевиков у семинарии в 1919 г. конфисковали здания и земельные владения, созданная вместо семинарии Житомирская духовная школа была окончательно закрыта в 1921 г. В межвоенный период в Кременце, отошедшем Польше, на базе эвакуированной Холмской ДС в 1921 г. была организована семинария для Кременецкой епархии, считавшая себя преемницей дореволюционной Волынской ДС.

http://pravenc.ru/text/2110930.html

Габриель Опоре Марсель (1889—1973) — французский философ-экзистенциалист, драматург, в 1929 г. принял католичество. 102 Раиса Маритен (урожд. Уманцева; 1883—1960) — поэтесса, литературовед. С 1904 г. жена Жака Маритена (1882—1973), французского философа-неотомиста, профессора Католического института в Париже; и Раиса Маритен стали католиками в 1906 г. 103 Марина Ивановна Цветаева (1892—1941) была знакома с Бердяевыми с 1915 г., жила в Париже с 1925 по 1939 г. 104 Елена Александровна Извольская (1896?—1975) — поэтесса, переводчица, мемуаристка, деятельница католического движения во Франции и США, дочь последнего царского посла во Франции А. П. Извольского. 105 Андрей Федорович Карпов (1902—1937) — историк философии, художник, слушатель и докладчик РФА. 106 Алексей Михайлович Ремизов (1877—1957) — писатель, уехал из России в 1921 г., знакомый Бердяева со времен вологодской ссылки. 107 Вероятно, имеется в виду святой Mapmuh(Marmin;336—397) — епископ Турский, национальный святой Франции, покровитель воинов. 108 Владимир Сергеевич Печерин (1807 —1885) — русский поэт, мыслитель. Окончил Петербургский университет в 1831 г. В 1835—1836 гг. — профессор греческой филологии Московского университета. В 1836 г. покинул Россию. В 1840 г. принял католичество, стал монахом иезуитского ордена. В начале 1850-х гг. был священником в Англии. Его драматическая поэма «Торжество смерти» (1833) включена Герценом и Огаревым в сборник «Русская потаенная лumepamypaXIXcmoлemuя» (Лондон, 1861). В 60—70-е гг. написаны мемуары Печерина «Замогильные записки». 109 Наталья Алексеевна Тургенева-Поццо (1886—1942) — член русской секции антропологической группы в Париже, старшая сестра А. А. Тургеневой, первой жены А. Белого. 110 Александр Алексеевич Ванновский (1874—1967) — религиозный писатель, в прошлом революционер, участник 1 съезда РСДРП; с 1919 г. жил в Японии; в журнале «Путь» была опубликована статья «Японская мифология и Библия» (1934. — 42. — Янв.—март. — С. 38—55); книга об Апокалипсисе —вероятно, работа «Третий завет и Апокалипсис» — опубликована на русском языке в 1965 г. 111

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=849...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010