Новокузнецк. Церковь Смоленской Иконы Божией Матери в Кузнецке. Смоленская церковь, Церковь Смоленской иконы Божией Матери " Одигитрия " /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Деревянная Богородице-Одигитриевская церковь построена в 1676 г., 22 мая 1775г. состоялось освящение закладки каменной Одигитриевской церкви, которая была освящена в 1780 г. кузнецким заказчиком протоиерем Ефимием Викуловским. Церковь каменная двухпрестольная: гл. престол во имя Пресвятой Богородицы Одигитрии, придельный – во имя св. вмч. Георгия. До 1835 г. Одигитриевская церковь фактически выполняла роль главного храма Кузнецкого заказа (XVIII в.) и позднее 14 благочиния (XIX в.). В 1919 г. церковь была сожжена партизанами-роговцами и больше не была восстановлена, в 1929 г. разобрана. http://b-odigi-r.cerkov.ru Кирпичная двухэтажная церковь с декором в духе сибирского барокко, построенная в 1775-1780 гг. Основной объем - двусветный четверик, грани которого были завершены фронтонами криволинейных очертаний, увенчанный пятью декоративными главками, трапезной связанный с трехъярусной колокольней. Обширная паперть пристроена в 1860-х гг. Внизу был устроен Георгиевский престол. В 1919 г. подожжена партизанами, выгорела. Разобрана на кирпич в 1929 г. Источник: страница сайта " Храмы России Этот храм города появился в 1676 году и до 1764 года в его ограде хоронили самых почтенных горожан. Старостой деревянной Одигитриевской церкви служил купец Иван Дмитриевич Муратов. Находясь по делам в Иркутске, он был поражен размахом каменной застройки города, которая отражала общий переход от старорусского стиля к барокко. Тогда и запала ему в душу мечта соорудить нечто подобное в Кузнецке на месте обветшалой уже Одигитриевской церквушки. Поэтому сразу же по возвращении он написал рапорт Тобольскому архиепископу Варлааму с просьбой благословить строительство. Богородице-Одигитриевский храм был заложен в мае 1675 года. Артель организовала производство в Кузнецке фигурного кирпича. В Иркутске заказали колокола.

http://sobory.ru/article/?object=40216

Новокузнецк. Кафедральный собор Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты В 1792 г. по благославенной грамоте архиепископа Тобольского и Сибирского Варлаама было заложено каменное здание Спасо-Преображенского собора. Собор возводился двухэтажный, трёхсветный с тремя престолами: на первом этаже - во имя Святого пророка Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца, на втором - во имя Преображения Господня. Освящение первого этажа состоялось в 1801 г. Нижний этаж временно перекрыли тёсом, и он простоял недостроенным из-за отсутствия денег ещё 20 лет. В 1822 г. возобновилось строительство, в 1830 г. строительные работы завершились, но ещё 5 лет продолжались отделочные работы и роспись. Иконы для иконостаса " писаны " в 1833 г. в Туринске, храмовая икона Николая Чудотворца - в Москве в 1836 г. В 1832-1833 гг. вокруг собора построили каменную ограду с двумя воротами. Торжественное освящение состоялось 5 августа 1835 г. 17 декабря 1837 г. на колокольню подняли колокол, отлитый в Вятской губернии. В 1839 г. в алтаре был сделан пол из чугуна Гурьвского завода. Во время антиколчаковских выступлений в декабре 1919 г. Собор подожгли. Колокола с колокольни рухнули на землю. Остался только пустующий остов. В 1926 г. первый этаж пострадавший от пожара привели в порядок и в нём возобновилась служба. В 1929 г. церковь закрыли и в её помещении расположили геологический музей, затем в церкви размещалась школа комбайнёров, в конце 1930-х гг. - хлебопекарня. В 1989 г. церковь передана верующим. В 1999 г. закончены отделочные работы. Из книги А.В. Юдина " Вокруг света. Сибирь " . 2006 Спасо-Преображенский собор - старейший православный храм города, памятник архитектуры и градостроительства регионального значения. Его история началась в 1618 году, когда в Кузнецком остроге под руководством священника Аникудима была срублена небольшая Преображенская часовенька. В 1621 году был построен деревянный храм во имя Преображения Господня, который прослужил до 1635 года, когда был построен деревянный собор второго поколения.

http://sobory.ru/article/?object=08814

прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец Глава 2. От учреждения Рижского викариатства до учреждения Ревельского викариатства (1836–1919) Открытие Рижского викариатства С восшествием на престол императора Николая I правительство стало проявлять большое внимание к активной деятельности старообрядческих общин, в том числе и в Прибалтике. 13 июня 1836 г. император Николай I поручил Святейшему Синоду обсудить, «что полезнее для православной Церкви в Лифляндии и Курляндии: открытие ли самостоятельной архиерейской кафедры или же учреждение викариатства Псковской епархии?» Святейший Синод предпочел образовать викариатство, которое было утверждено 14 сентября 1836 г. Епископ Старицкий Иринарх, оставив Тверскую епархию, стал первым Рижским викарием и прибыл в Ригу в первых числах ноября 1836 г. Епископ Иринарх (в миру Яков Дмитриевич Попов) родился в 1790 г. в Курской губернии в семье священника. Образование получил в Курской духовной семинарии, а затем окончил С.-Петербургскую Духовную Академию со степенью магистра богословия. По окончании Академии в 1817 г. принял монашество и был рукоположен во иеромонаха, назначен профессором церковной истории и еврейского языка в Орловскую духовную семинарию. В 1819 г. иеромонах Иринарх был направлен в Италию, где до 1831 г. служил в русских посольских храмах в Милане, Флоренции и Риме. По возвращении в Россию был возведен в сан архимандрита. С 1833 по 1835 г. архимандрит Иринарх снова служил за границей при русском посольстве в Афинах. Возвратившись на родину, 3 мая 1836 г. он был рукоположен в сан епископа Старицкого, викария Тверской епархии. Служение Иринарха за границей развило в нем замечательное умение обращаться с людьми и в трудных обстоятельствах держать себя с достоинством. Эти-то качества особенно потребовались преосвященному при его служении в Риге. В конце 1830-х гг. в результате сильных неурожаев жизнь крестьян Лифляндской губернии значительно ухудшилась. 1 июля 1841 г. лифляндский губернатор сообщал министру внутренних дел, что «крестьянские поля, засеянные озимыми урожаями прошлого года, не позволяют надеяться даже на самый небольшой урожай».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сергово. Церковь Лазаря Четверодневного. Лазаревская церковь Карта и ближайшие объекты 4 июня 2015 года, в неделю третью по Пятидесятнице, всех святых, в земле Российской просиявших, день памяти св. прав. Иоанна Кронштадского, Митрополит Новгородский и Старорусский Лев совершил чин освящения храма и Божественную литургию в церкви святого праведного Лазаря Четверодневного д. Сергово Новгородского района. Кирпичная церковь в стиле провинциального классицизма, построенная в 1811 г. при помощи помещицы Н.И. Ренне. Здание типа восьмерик на четверике с небольшой трапезной и двухъярусной колокольней. Главный престол был Предтеченский, Лазаревский придел помещался в трапезной. Закрыта в кон. 1930-х гг., в 1960-х гг. рухнула колокольня. В 2004-2006 гг. отреставрирована. Церковь Святого Лазаря 1811 года в д. Сергово Новгородского района Первое упоминание о строительстве деревянной церкви Лазаря относится к 1722 году. О строительстве в 1811 г. каменной церкви сообщается в церковной ведомости г.Новгорода и его уезда «села Лазарева» за 1864 г.: «построена усердием прихожан вместо ветхой деревянной в 1811 г. церковь во имя Святого и Праведного Лазаря. Каменная с таковою же колокольнею. Имеет два престола: в настоящей холодной в честь Рождества Иоанна Крестителя; а в теплой Лазарева Воскресения. Церковь причислена к 4 классу и притча по штату Высочайшему и утвержденному в 1843 г. положено быть священнику и дьячку. Вследствие производившегося в 1835 г. дела о нарезке к сей церкви земли, отмежевано 33 десятины 1060 сажен, которой владеет причт, плана на землю нет. Дома священно-церковнослужителей собственные деревянные на церковной земле. Зданий, принадлежащих церкви, кроме деревянной сторожки - нет». По штату 1876 г. при церкви состоит один священник и один псаломщик. Дата пристройки документально не установлена. Разновременность пристройки паперти подтверждена натурными исследованиями, возможно, относится к II пол. XIX в. 14-15 декабря 1919 г., при котором погорела внутренность храма в приделе Иоанна Предтечи и в приделе святого и праведного Лазаря сдвинут с места святой престол».

http://sobory.ru/article/?object=04520

Киев. Церковь Владимира равноапостольного. Владимиро-Лыбедская церковь Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Первоначально деревянный храм в честь святого равноапостольного князя Владимира находился на Печерске (в районе Печерского базара). Его возвели в 1755 году в районе, который позже заняла Новая Печерская крепость. В документе 1787 года читаем: «Церковь святого и равноапостольного великого князя Владимира, деревянная, состоящая на форштате за Крепостию Киево-Печерскою, с оградою округ оной деревянною, которая сначала построена по указу из Святейшего Правительствующего Синода 1755 года Киево-Печерской Лаврою от христолюбивых доброхотных дателей. Но когда оная 1766 году сгорела, то вместо сгоревшей в тож имянование и на том же месте 1772 году по благословению покойного преосвященного Гавриила, митрополита Киевского вновь заложена, и от христолюбивых дателей паки построена; 1773 году его преосвященством освящена». Около 1833-1835 гг. храм бережно разобрали и перенесли на Новое Строение (в район современного Дворца «Украина»). После этого киевляне стали именовать церковь Владимиро-Лыбедской. При советской власти в храме предлагалось устроить… крематорий. Тем не менее, церковь просто разобрали в 1935-36 годах. В Князе-Владимирском храме 20 января 1919 года венчался известный отечественный художник Г.И. Нарбут, основатель школы украинской графики. От храма (с 1869 г.) получила своё название Владимиро-Лыбедская улица, верхнюю часть которой большевики переименовали в Щорса. До сих пор сохранил своё историческое название Владимирский рынок. В настоящее время силами общины храм воссоздаётся. Придел с престолом в честь преп. Евфросинии Полоцкой возведён в 2001 - начале 2002 года. Божественная Литургия на втором и главном престоле, посвящённом святому равноапостольному великому князю Владимиру в новом храме при Свято-Владимирском духовно-просветительском Центре, была совершена в Вербное Воскресенье (11/24 апреля) 2005 года. Эскизное предложение по возрождению разрушенной святыни - Владимиро-Лыбедского храма, утверждённое Предстоятелем Украинской Православной Церкви Блаженнейшим Митрополитом Владимиром, рассматривается Киевской городской администрацией.

http://sobory.ru/article/?object=27063

Клинцы. Церковь Спаса Нерукотворного Образа быв. Николо-Пустынского монастыря. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Старообрядческий Клинцовский Николо-Пустынский монастырь был основан в 1744 году и к началу XIX в. достиг своего расцвета. Историк И.Логинов писал: «Со стороны посада Клинцы в монастырь вели столбовые деревянные ворота с главою наверху. От ворот налево, вдоль восточной ограды, расположены в ряд пять домов. Вдоль южного забора – еще девять домов того же размера. От ворот, с юга на север, четыре громадных одноэтажных корпуса. Между ними, в линию, находятся два замечательных флигеля… По северной стороне, так же в линию, восемнадцать келий, с садиками спереди. Посредине красуются два храма. Один – громадный соборный храм во имя Преображения Господа нашего. Дина его около 20 саженей, двусветный. В церкви десять глав. Колокольня одноярусная, высотой 15 сажен. Другой храм – в два раза меньше первого, посвящен во имя Святителя Христова Николая». В церквах было сосредоточено несколько сот икон, вывезенных из старых церквей и монастырей, немало кованных светильников, литых складней, богослужебных книг. Иконы в монастыре размещались в серебряных ризах с подвешенными парчовыми и бархатными пеленами, расшитыми , в основном, бисером. С потолка спускались паникадила с золочеными прорезными яблоками и серебряными перьями. Не менее драгоценными являлись ковчеги, запрестольные и благословящие кресты, непременно «серебряные и вызлащенные», резные и украшенные червонным золотом иконостасы. Все оборвалось с воцарением Николая I, яростного противника старообрядчества. Вначале, в 1835 году, сгорела деревянная Никольская церковь. В 1837 году, с целью давления на обитателей монастыря, не желавших принимать единоверие, из оставшейся церкви удалили священников. В 1850 г. в обители оставалось лишь 6 монахов и 12 послушников. В 1880 г. сгорел и Преображенский храм. Воскрешение обители произошло в 1905 г, когда был опубликован манифест «Об укреплении начал веротерпимости». Был объявлен сбор средств на строительство нового храма во имя Нерукотворного Спаса по проекту архитектора Шебуневского. Строительство началось весной 1909 г., а в конце 1910-м храм гордо взметнул вверх свои блестящие купола. Стены храма были расписаны религиозными сюжетами в византийском стиле. Церковь поражала обилием икон, из которых две, в драгоценных окладах, были в человеческий рост. Колокольня достигала высоты 60 аршин. Во время I Мировой войны несколько келий обители переоборудовали под госпиталь, находившейся на полном обеспечении монастыря. В 1919 году хулиганами-атеистами монастырь оказался разгромленным, в 1923-м обитель закрыли. До 1937 года церковь функционировала в качестве приходской, а затем закрыли и её. В здании перегородками наделали комнаты и заселили их людьми. В таком «доме» люди живут до сих пор.

http://sobory.ru/article/?object=14594

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Русской Православной Церкви МАТФИЙ († ок. 63), ап. (пам. 9 авг.; пам. зап. 24 февр., 25 февр. в високосные годы), избранный вместо апостола от 12 Иуды Искариота МАТФИЙ Михайлович Вознесенский (1860 - 1919), свящ., сщмч. (пам. 19 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАТФИЙ Михайлович Рябцев (1870-1918), свящ., сщмч. (пам. в Соборе Рязанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МЕЛАНИЯ РИМЛЯНЫНЯ (Младшая, Новая)(383 или, по мнению Э. А. Кларк, 385/6, - 438/9), прп. Вифлеемская (Палестинская) (пам. 31 дек.), внучка Мелании Старшей одна из самых значительных фигур жен. монашества МЕЛЕТИЙ свт. (сщмч.?) (пам. 21 сент.), еп. Кипрский - см. в ст. Исаакий и Мелетий, святители (священномученики?) МЕЛЕТИЙ (Леонтович Михаил Иванович; 1784 - 1784), свт. (пам. 12 февр., 29 (или 28) февр., а также в Соборах С.-Петербургских (3-я Неделя по Пятидесятнице), Сибирских (10 июня) и Белорусских (3-я Неделя по Пятидесятнице) святых), архиепископ Харьковский и Ахтырский МЕЛЕТИЙ (Якимов Михаил Кузьмич; 1835-1900), свт. (пам. 14 янв., 5 июня, а также в Соборах Рязанских, Липецких, Сибирских, Иркутских и Якутских святых), еп. Рязанский и Зарайский, миссионер, писатель МЕЛЕТИЙ прп., Киево-Печерский, иерей - см. Мелетий, Петр, Серапион, Филарет, преподобные, Киево-Печерские, иереи МЕЛЕТИЙ (Федюнев Михаил Михайлович; 1871-1937), иером., прмч. (пам. 10 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МЕЛЕТИЙ I (Пигас) (1535/40 - 1601), св. (пам. (пам. греч. 13 окт.), патриарх Александрийский (с 5 июля 1590), местоблюститель К-польского Патриаршего престола (март 1597 - апр. 1598), выдающийся церковный деятель, писатель МЕРКУРИЙ еп. Смоленский (?), сщмч. (пам. 7 авг.; 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших; в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/122336_63.html

Священник Иван Георгиевич Разумовский (около 1810 - жил 1849) окончил Санкт-Петербургскую ДС (14 июня 1837, 2). 29 июня 1838 рукоположен во священника к церкви села Горки Лужского уезда. Жена Екатерина Ефимовна (около 1820 - жила 1889) - дочь священника села Горки Евфимия Кириллова ( - 1841) и Евдокии Михайловны. Их дочь Елизавета Ивановна (около 1849 - жила 1905) - с 1894 просфорня церкви села Горки Лужского уезда. Священник Димитрий Николаевич Быстров (20 октября 1840 - 16 января 1911) - сын священника Крестовоздвиженской церкви села Ополья Ямбургского уезда Николая Павловича Быстрова (около 1804 - Ополье Ямбургского уезда, 19 апреля 1850) и Елизаветы Федоровны (около 1808 - жила 1835). Окончил Санкт-Петербургскую ДС (1861). Надзиратель Александро-Невского духовного училища и и. д. учителя славянского языка с 16 июня 1863, 19 ноября 1868 рукоположен (митрополитом Исидором/Никольским/) во священника Знаменской церкви села Горки (Подмошье тож), Лужского уезда. Помощник благочинного 2-го Лужского округа 30 апреля 1902 – 19 июля 1902. Награжден набедренником (5 января 1876), фиолетовой скуфьей (20 апреля 1880), фиолетовой камилавкой (5 апреля 1887), золотым наперсным крестом (1899). С 9 июля 1904 за штатом. Его жена Мария Ивановна, ур. Разумовская (около 1844 - декабрь 1926), дочь священника Знаменской церкви села Горки (Подмошье тож), Лужского уезда Иоанна Георгиевича Разумовского (около 1810 - ) и Екатерины Ефимовны (около 1823 - ). В их семье родился известный подвижник благочестия архиепископ Феофан (в миру Василий Дмитриевич Быстров; 31 декабря 1872, деревня Подмошье, Лужский уезд, Санкт-Петербургская губерния — 19 февраля 1940, Лимре, Эндр и Луара, Франция) — епископ Русской Православной Церкви заграницей; бывший архиепископ Полтавский и Переяславский (1913—1919). Псаломщик Севастьев Владимир - с 1914 г. Протоиерей Алексеев Николай Константинович, 1886–11.08.1937. Родился в г. Гатчина С.-Петербургской губ. В 1908 окончил Санкт-Петербургскую ДС. 16.04.1911 определен священником Знаменской церкви с. Горки (Подмошье) Лужского у. СПб губ. Арестован 13.05.1937 и Особой Тройкой УНКВД ЛО 09.08 приговорен к ВМН. Расстрелян в Ленинграде. Как место рождения выдающегося подвижника благочестия архиеп. Феофана и место служения новомученика прот. Николая храм представляет несомненную историческую ценность.

http://sobory.ru/article/?object=09998

Щёлково. Церковь Николая Чудотворца. Церковь Николая Чудотворца в Жегалове Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. По писцовым книгам 1628 года, Троице-Сергиева монастыря село Ивановское (вотчина Ивана Глинского), что было деревней Жегалово на реке Воронке, по грамоте царя Бориса " дано в монастырь по князь Ивана Глинского, а в церкви образа, книги, и ризы и все церковное строение - вотчинниково " . В 1729 году из Синода пришел Указ о построении новой церкви на старом месте, (первоначальная церковь сгорела) в честь святителя Николая Чудотворца. В 1730 году по резолюции Синода выдан антиминс в церковь Николая Чудотворца. В 1835 году купцами Василием и Алексеем Мурашовыми построена новая каменная церковь. До революции в церкви был левый придел в честь великомученика Димитрия Солунского, потом пристроили правый придел в честь Смоленской иконы Божией Матери. В начале Великой Отечественной войны храм был закрыт, но не разрушен. В 1942 годуцерковь открыли вновь, и с тех пор она больше не закрывалась. В храме есть особо чтимые иконы: Казанской Божией Матери, преподобного Серафима Саровского, святителя Николая Чудотворца. В 1919 году была образована религиозная община Никольского храма. В 1922 году из церкви было изъято 28 серебряных предметов. 1 июня 1925 года был подписан договор общины с Московским уездным советом. Община состояла в 1925 году из 30 человек. По описи имущества храма на колокольне находилось восемь колоколов, самый большой весил 341 пуд. Проверка, проведённая в декабре 1939 года, обнаружила недостачу в 1635 рублей. Недостачу община возместить не смогла и церковь была закрыта в следующем, 1940 году. Вновь храм был открыт для верующих в 1942 году. В 1945-1946 г.г. была обновлена церковная роспись храма. Руководителем работ был известный художник Антон Николаевич Чирков (1902-1946). Им были написаны фигуры четырех евангелистов на парусах храма, в правом приделе - апостолов Петра и Павла, в куполе - фрески на сюжеты " Преображения " и " Иордани " , однако до наших дней дошли только эскизы к отдельным композициям. В 1946 году, в период работы над росписями, художник скоропостижно скончался от сердечного приступа и был похоронен у церковной апсиды.

http://sobory.ru/article/?object=13551

Кудиново. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. При князе Долгорукове в 1820 г. был построен теплый двухпридельный каменный храм Покрова Пресвятой Богородицы. Окончательное завершение он получил при П.Д. Салтыкове в 1835 г. По проекту арх. Латкова на средства прихожан и старосты Г.Ф. Жохова в 1901 г. возвели новую колокольню. К 1909 г. в храме имелся большой церковный хор, действовали церковноприходская школа и общество трезвости, учреждено общество хоругвеносцев. В 1919 г. у церкви конфисковали землю, произвели изъятие ценностей. В 1938 г. службы в храме прекратились, с иконостасов и киотов было снято позолоченное дерево, иконами топили печь в сельсовете. Здание храма использовалось под различные нужды как склад. В 1989 г. он был возвращен верующим в сильно разрушенном состоянии. В настоящее время храм полностью восстановлен. В храме имеются святыни: Распятие, иконы свт. Никиты Новгородского, прп. Никандора Городноезерского с частицами мощей. Село Кудиново за свою историю поменяло несколько названий: Акудиново, Покровское, Новое. Первое упоминание о нем мы находим в документах XVII века, когда им владеет думный дьяк Федор Лихачев. При нем на погосте возводится деревянная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы (1623-24 гг.) с приделом святителя Николая Чудотворца. В 1835 году в селе строится новая церковь, посвященная празднику Покрова, но уже каменная. При этом деревянная сохраняется и доживает вплоть до XX века. Каменная Покровская церковь в Кудиново стоит в юго-западной части села. Построена в формах позднего классицизма, но последующие неоднократные переделки и достройки несколько исказили ее облик, придав черты эклектики. Церковь выстроена из кирпича с последующей штукатурной обработкой фасадов и поставлена на белокаменный цоколь. Четверик храма представляет собой куб, перекрытый плоским куполом, на котором поставлена главка на стройном барабане. Барабан глухой, декорирован арочками. С востока к четверику примыкает объемная полукруглая апсида. Фасады декорированы пилястрами с треугольным фронтоном.

http://sobory.ru/article/?object=07105

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010