1 Хорошее описание Антиохии дано Гаусратом (Neutestamentliche Zeitgeschichte. Zw. Theil. Heidelberg. 1872. S. 357–361); на русском языке см. в статье С. А. Терновскаго «Очерки по церковной географии и этнографии» (Православный Собеседник. 1878. I стр. 10–18). Kiepert. Lehrbuch der alten Geographie. Erste Hälite. Berlin. 1877. § 148, S. 163–164. H. Zeller. Biblisches Wörterbuch für das christliche Yolk. 1 Band. Gotha. 1866. S. 66. R. – Encyclopädie, herausg. von Herzog, Art. «Antiochia», и др. 3 Гарнье (Dissertatio Garnerii I – historia Theodoreti, cap. I, not. I: Migne, Patrologiae cursus completes, gr. ser. t. 84, col. 90. Cnf. Dissert. II – de libris Theodoreti, cap. I, § I, not. XIII – XIV: M. 84, col. 201) полагает время рождения Феодорита в консульство Гонория кесаря и Еводия, в 386 год от Р. X., второй – епископства папы Сириция и восьмой – правления Феодосия Великого. Точно так же думают: Schulzius (Dissertatio de vita et scriptis Theodoretï Migne, gr. ser. t. 80, col. 36), Du-Pin (Nouvelle bibliotheque des auteurs ecclésiastiques. T. IV. A Mons. 1691. P. 81), Oudinus (Commentarius de scriptoribus Ecclesiae antiquis. T. I. Francofurti ad Moenum. 1722. Col. 1052), Cace (Scriptorum ecclesiasticorum historia literaria. T. I. Basileae. 1741. P. 405), Goldwitzer (Patrologie verbunden mit Patristik. Zw. Bnd. Nürinberg. 1834. S. 159), Fleury (Histoire ecclésiastique. T. II. Paris. 1840. P. 329: Iivre XXV, chap. 30), Bertram (Theodoreti, episcopi Cyrensis, doctrine christologica. Hildesiae. 1883. P. 1); протоиер. А. В. Горский («Жизнь блажен­наго Феодорита, епископа Киррскаго», – статья в Прибавлениях к творениям св. От­цов. Том XIV. Москва. 1855. Стр. 311), преосвящен. Филарет («Историческое учение об отцах Церкви». Т. III. Спб. 1859. Стр. 116) и многие другие; все эти ученые осно­вываются на авторитете Гарнье. 4 Pagius (Annales Baronii. Т. VIII. Lucae. 1742. Р. 151: not. XII ad an. 453). Remy Ceillier (Histoire générale des auteurs sacrés et ecclésiastiques. T. XIV.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

(«менее красивое, чем издание 1615 г., но более полное и более удобное… с неточностями», согласно Бруне); Migne, Petit-Montrouge (Par.), 1858, 3 vols.; Franc. Oehler, Halis Saxonum, 1865 sqq. (Tom. i содержит libros dogmaticos, но только в греческом оригинале.) Oehler также начал издание избранных трактатов Григория Нисского в оригинале с переводом на немецкий язык. Бенедиктинцы из Сен–Мавра подготовили критический аппарат для издания Григория, но эти материалы растерялись во время Французской революции. Angelo Mai, в Nov. Patrum Biblioth., tom, iv, pars i, pp. 1–53 (Rom., 1847), издал несколько произведений Григория, неизвестных ранее, как–то: проповедь Adversus Arium et Sabellium, проповедь De Spiritu Sancto adv. Macedonianos и фрагмент De processione Spiritus S. a Filio (авторство сомнительно). II. Жизнеописания в Acta Sanctorum и в Butler , sub Mart. 9. Tillemont: Мат., tom. ix, p. 561 sqq. Schröckh : Part xiv, pp. 1–147. Jul. Rupp : Gregors des Bischofs von Nyssa Leben und Meinungen. Leipz., 1834 (неудовлетворительно). W. Möller: Gregorii Nyss. doctrina de hominis natura, etc. Halis, 1854, и статья в Herzog, Encykl., vol. v, p. 354 sqq. Böhringer : Kirchengesch, in Biogr., new ed., vol. viii, 1876. G Herrmann : Greg. Nyss. Sententiae de salute adipiscenda. Halle, 1875. J. Bergades : De universo et de anima hominis doctrina Gregor. Nyss.. Leipz., 1876. W. Möller , в Herzog 2 , v, 396–404. E. Venables , в Smith and Wace, ii, 761–768. A. Paumier, в Lichtenberger, 723–725. О его учении о Троице и личности Христа см. особенно Baur и Dorner. О его учении об apokatastasis и отношении к Оригену см. Möller , G. Herrmann, Bergades, l. с. Farrar : Lives of the Fathers, (1889), ii, 56–83. Григорий Нисский был младшим братом Василия Великого и третьим сыном у родителей. На свое благородное происхождение он не обращал внимания. Кровь, богатство и великолепие, говорил он, мы должны оставить друзьям этого мира; родство христианина – в близости к божественному, его родина – добродетель, его свобода – сыновство Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

В 18-й книге «Иудейских древностей» содержится первое нехристианское свидетельство об Иисусе Христе, привлекавшее внимание многих богословов и историков, писавших полемические труды о достоверности этой записи.) . 439 (23-е апреля. Царский молебен... – Высокоторжественные дни – дни рождений и тезоименитств Императора, Императрицы, Наследника Цесаревичаи его супруги, членов Императорской фамилии, восшествия на престол и коронования Императора – приравнивались к великим церковным праздникам. Определением Св. Синода от 28.09.1733 г. и его указом от 29.09.1733 г. в дни высокоторжественные и викториальные (дни побед русской армии) во всех храмах Российской Империи совершался благодарственный молебен, после которого возглашалось многолетие лицам Царствующего дома. С 1862 г. по Высочайшему разрешению царские молебны по случаю дней рождений и тезоименитств лиц Императорской фамилии, за исключением дней рождений и тезоименитств Императора, Императрицы, Наследника престолаи цесаревны, переносились на ближайшие воскресные и праздничные дни. 23 апреля – день памяти мц. царицы Александры (ум. в 303) – являлся днем тезоименитства Императрицы Александры Феодоровны. См.: Нечаев П.И. Практическое руководство для священнослужителей, или Систематическое изложение полного круга их обязанностей и прав. 12-е изд. Пг., 1915. С. 383–385.) 440 (Е.Е. Голубинский – Голубинский (Песков) Евгений Евстигнеевич (28.02.1834–07.01.1912), крупнейший русский церковный историк, доктор богословия (1881). Подробнее о нем см.: Дневник. Т. 1. С. 527.) 442 (...Св. Синод... воспользовался его «Канонизацией святых на Руси»... – Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви//БВ. 1894.Т. 2, I. О канонизации святых в древней Греческой церкви. С. 418–436;Т. 3, II. Канонизация святых в Русской Церкви от начала христианства в России до Макариевских соборов 1547 и 1549 годов. С. 61–100; Т. 3, III. Макарьевские соборы 1547 и 1549 годов; IV. Пространство времени от Собора1549 г. до учреждения Св. Синода. С. 181–242; Т. 3, V. Время от учреждения Св. Синода до наших дней. С. 336–351; Т. 4, VI. Общее обозрение канонизации святых в Русской Церкви. С. 67–106; Т. 3, VII. К истории канонизации святых в Русской Церкви. Дополнения, поправки и оговорки ксписку святых и прежде всего – о невозможности составить список их полный и верный. С. 1–39; То же. Сергиев Посад, 1894. Отд. отт.; То же. 2-е изд.,испр. и доп. М., 1903.)

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

ГЛАВА VI. ПОЗДНЕЙШИЕ ГЕГЕЛЬЯНЦЫ. ЧИЧЕРИН. ДЕБОЛЬСКИЙ. П. БАКУНИН § 1. Введение – § 2–7. Борис Николаевич Чичерин (1828–1903) – § 8–9. Николай Григорьевич Дебольский (1842–1918) – § 10. Павел Александрович Бакунин (1820–1900) 1 . От русских религиозных философов мы переходим к изучению других русских мыслителей, хотя и религиозных в личной жизни и даже утверждающих правду и ценность христианства, но строящих свои философские взгляды независимо от их религиозных убеждений. По существу это совпадает с установками секуляризма, поскольку работа чистой мысли и науки признается внутренне автономной и независимой; при этой установке могут наличествовать, но могут и отсутствовать религиозные переживания. Это, так сказать, «корректный» секуляризм, который вовсе не ищет давления на религиозную сферу и даже склонен защищать принцип веротерпимости и свободы совести. Если мы так часто встречали до сих пор в истории русской мысли сочетание секуляризма с тенденциями религиозного имманентизма, то возможно ведь сочетание секуляризма с подлинными и искренними религиозными переживаниями. Суть ведь секуляризма – в принципиальном раздвижении сферы познания и веры, культуры и Церкви. С этим типом «корректного» секуляризма мы ещё будем несколько раз встречаться, а сейчас нам предстоит ознакомиться с его любопытным отражением в позднейшем русском гегельянстве. На почве русского гегельянства развилось и резко агрессивное антирелигиозное течение в так наз. «советской философии» (см. ниже, ч. IV, гл. I), но это уже собственно перерождение гегельянства – аналогичное (и генетически от него зависящее) тому перерождению, какое имело место в русском неомарксизме. Те же представители позднейшего русского гегельянства, с которыми мы будем иметь дело в настоящей главе, сходятся между собой в том, что, отодвигая область веры от области знания, они в то же время защищают права веры. Среди этих позднейших гегельянцев самым значительным и творчески продуктивным надо признать Бориса Николаевича Чичерина, создавшего своеобразную (на почве гегельянства) систему. 2 . Коснемся, прежде всего, биографии Чичерина (1828–1903) – она во многих отношениях интересна 1833 . Принадлежа к родовитой и богатой семье, Чичерин получил тщательную подготовку дома и рано поступил в Московский университет. Из профессоров университета исключительное влияние имел на него (как отмечает сам Чичерин) 1834 Т.Н. Грановский, привлекавший его как своей строгой и серьезной ученостью, так и глубоким благородством. Вообще Чичерин в юные годы вращался среди самых выдающихся людей его времени, был близок, например, одно время с известным уже нам К.Д. Кавелиным (см. т. I, гл. IX), но только Грановскому он действительно был многим обязан. Грановский, подобно всем нашим западникам 40-х годов, был романтиком, и тяготение Чичерина именно к Грановскому подсказывает нам мысль, что у самого Чичерина были черты романтизма. Насколько это парадоксальное, с первого взгляда, утверждение верно, – увидим дальше.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkov...

Но к каким источникам не рассудил бы обратиться изыскатель, советуем ему не спешить своими умозаключениями. Странен и груб Буддийский эмпиризм, но он запечатлен печатью веков, он выдерживал суд бесконечного ряда поколений. Ему в тысяче случаев воздавалась дань уважения, особенно же воздается дань благодарности от тех племен, кои быв рассеяны на пространствах от Тибета до Сибири, от берегов Ганга до Лены, видят только в лице Браминов и Лам своих целителей и то орудие, чрез которое: Medicamenta, quae (dicente antiquissimo illo M. Herophilo) Deorum immortalium manus sunt, quotidie ad salutarem effectum diriguntur. 1 Не лишне припомнить здесь, что предки Аттиллины скитались на берегах Енисея; Хан Дизавул принимал Юстианова сановника Земарха в долинах Алтайских; послы Иннокентия IV и св. Людовика ехали к наследникам Чингисхана мимо Байкала; отец Александра Невского падал ниц пред Гаюком в окрестностях Амура. См. Истор. Госуд. Российск. Т. IX стр. 336 –7, изд. 1834 г. 2 Уральская горы в старинных летописях называются: Югорскими горами, Великим хребтом, Югорским камнем. Фишер, ч. 1. стр. 60–61. 3 О Черемисах упоминается и в Нестеровой летописи. «А се суть инии языцы, иже дань дают Руси: Чудь, Меря, Весь, Мурома, Черемис, Мордва». 4 На Северо-Востоке Европы жилища Самоедов начинаются у города Мезеня. Любопытные сведения как о Самоедах, так и о других Финских племенах содержатся в журнале Мин. Вн. дел за 1853 г., в изданном от Глазунова в 1799 г. описании обитающих в России Народов, и в издании Владимира Иславина в 1847 году: Самоеды в домашнем и общественном быту. 5 Старинное название Енисея Кем. И полагают, что у верховья этой реки преимущественно находились кочевья Киргизов, доставшихся в удел Толаю, четвертому сыну Чингисхана. Ист. Сиб. Фиш. 1. 56. 6 Любопытное и ученое разрешение вопроса: кто были Татары XIII века? Представляет покойный синолог о. Иакинф в записках о Монголии 1. 281–4. Пределом Татарских жилищ в Восточной Сибири служит Енисей. За Енисеем же являются Татары как поселенцы и число их в Иркутской Губернии не превосходит трех тысяч душ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Isakovich/...

271       Ср. прот. Чемена, Происхождение и сущность ессейства. Черкассы, 1834, стр. 443 и дал. Sieffert, s. 223. 273       Иуд. древности, кн. XIII, V, 9. Но особенно в этих словах не определяется точно время зарождения или, лучше, образования партий; здесь просто говорится „были» – σαν, но с какого времени – не указывается. На особую определенность в данном случае претендует Авот равви Нафана в 1 вер., гл. V, стр. 23 (Переферкович, СПБ, 1903) в своем толковании на трактат Авот 1, 3. „Антигон из Сохо получил (устную тору) от Симеона Праведного. Он говорил: не будьте как рабы, служащие господину с мыслью получить паек (или: с мыслью не получить пайка), и да будет страх Божий („Неба») на вас» ( Ав.1, 3 ) – дабы в будущем вознаграждение ваше было удвоено. У Антигона из Сохо было два ученика, которые усвоили его слова и преподали их своим ученикам. Последние стали придираться к их словам и сказали: „почему это древние сказали такое слово? Допустимо ли, чтобы рабочий работал весь день и вечером не получил своего вознаграждения? Если бы древние знали, что есть еще другой мир и что будет воскресение мертвых, они бы так не говорили». Они встали и отделились от Торы и образовали две партии: саддукеев и боэтусеев – саддукеев от имени Садока, а боэтусеев от имени Боэтоса. Они употребляли во все дни свои серебряные и золотые сосуды не потому, что они были надменны, а потому, что они говорили: „таково учение фарисеев: они изнуряют себя в „том мире, и в будущем мире у них не будет ничего». Следовательно, по этому сказанию, образование партий нужно относить к концу II в. Но этому сказанию никто уже не верит, а отрицают у него всякое историческое значение, так как оно явилось только в средние века. Ср. Sieffert, s. 226 (R. E. Herzog, XIII). Впрочем, Эвальд видит здесь, кажется, указание на существование различных школ, уклонявшихся от ортодоксального иудейства (Geschichte, IV, s. 358). 275       Так, по-видимому, думает и Гамбургер (R. E. II, 7, 1040). Мы не занимаемся вопросами о происхождении и сущности ессейства, ибо, как совершенно справедливо замечает Штаде, эта секта „по всей видимости, играла весьма незначительную роль во внутренней жизни иудейского народа». (Geschichte, II, s. 394). У нас, в русской литературе, есть целое наследование о ессеях. Происхождение и сущность ессейства. К. Н. Чемены, Черкассы, 1894 г. 1–500 стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

(2) Сын молдавского господаря – Антиох Кантемир. Сын холмогорского рыбака – М. Ломоносов. В 1730–1735 гг. он учился в славяно-греко-латинской академии при Заиконоспасском монастыре в Москве. (3) Тройственная поэма – «Божественная комедия» Данте, состоящая из трех частей: Ад, Чистилище, Рай. (4) «Rima des triolets, fit fleurir la ballade» – стих из «Поэтического искусства» Буало. (5) «…оцененный великим критиком», т. е. Буало; приведены стихи из «Поэтического искусства». (6) «…сладкоречивый епископ в книге, исполненной смелой философии…» Фенелон в книге «Приключения Телемака» (1699). (7) «…высшее общество, как справедливо заметил один из новейших писателей…» Вероятно, г-жа де Сталь, которая писала в «Десятилетнем изгнании» гл. XIX: «Хорошее общество всех стран одинаково (se ressemble)». (8) «Он написал эпопею, с намерением очернить кафолицизм». «Генриада» (1728). (9) Циническая поэма – «Орлеанская девственница». (10) «Европа едет в Ферней на поклонение». К Вольтеру, который с 1760 г. жил в своем имении в Фернее. (11) «…благословляя внука Франклина…» В 1778 г. в Париже Франклин, тогда посланник Соединенных Штатов во Франции, привел к Вольтеру своего внука, и тот сказал ему ставшие знаменитыми слова: «Бог и свобода». Дельвиг Наброски неоконченной статьи о Дельвиге. Опубликованы в 1841 г. Написаны, по-видимому, не позднее 1834 года. Вскоре после смерти Дельвига (1831) Пушкин писал Плетневу о своем желании принять участие в коллективной биографии поэта. Замысел этот не был осуществлен. (1) «с одним из своих товарищей, живым лексиконом и вдохновенным комментарием» – с В. К. Кюхельбекером. (2) «Дельвиг послал ему свои первые опыты…» Ода «На взятие Парижа», напечатанная за подписью «Русский» в «Вестнике Европы», 1814 г., июнь. (3) «стихи одного из его товарищей» – антологические стихи и эпиграммы А. Д. Илличевского, лицейского товарища Дельвига и Пушкина. Байрон Написано, по-видимому, в 1835 г., опубликовано в 1841 г. Является наброском начала статьи-биографии о Байроне. На листе автографа статьи имеется помета: «О Байроне и о предметах важных. 1835. Черная Речка, дача Миллера, 25 июля», являющаяся цитатой (не совсем точной) из «Горя от ума» Грибоедова (действ. IV, явл. 4, слова Репетилова: «О Бейроне, ну, о матерьях важных»). Французская выписка взята из «Мемуаров лорда Байрона» Т. Мура (Париж, 1830, т. I, стр. 31–33).

http://predanie.ru/book/221015-kritika-i...

XIX, 14, 164, артикул 16-й). Аккерманскою конвенцией 1826 г., в видах более действительного охранения интересов княжеств, Россия оговорила себе право формального вмешательства в их дела (при смещении воевод, для предотвращения злоупотреблений со стороны Порты, второго Собрания Законов т. I, 620), а занимавший вскоре после этого русскими войсками княжества (в продолжение 1828–1834 г.) генерал Киселев, удовлетворяя признанной этою конвенцией безотложной нужде исправить расстроенные многие части их управления, составил для них так-называемый органический статут, т. е. свод законов, которым заслужил глубокую благодарность их населений (об управлении Киселева княжествами см. статью в Журн. Мин. Нар. Просв, ч. XXXI, VI, 228. Благомыслящие румыны воспоминают об его заслугах для их страны: «Киселев, имя которого румыны обязаны произносить не иначе как с благодарностию и любовию, воскресил наше отечество законами, которые должны сделать из нас народ». См. в книжке Раша Die Völker der Unteren Donau, Breslau, 1867, S. 183). При подписании адрианопольского мирного трактата 1829 г., после самого заботливого ограждения всех прав и выгод обоих княжеств, было настоено с нашей стороны на новой важной мере, клонившейся к утверждению их благосостояния, именно – чтобы на будущее время воеводы были избираемы не на семилетний срок, как было перед тем, а пожизненно (второго Собрания Законов т. IV, 3128. – На венских конференциях 1855 г., после несчастной для нас, крымской войны, русский протекторат над княжествами, с 1848 г. ставший было еще более сильным, но, как кажется, за это последнее время, справедливо или несправедливо, не заслуживший особенной благодарности румынов, был совершенно отстранен). Не бесполезный на случай справок, хотя и до пошлой бесконечности длинный, ряд воевод угровлахийских есть следующий 184 . 1 . Раду (Радул, т. е. Рудольф) Негру или Раду Черный – 1241–65. 2 . Михаил Бассараба, брат Раду Черного – 1265–1284. 3 . Дан (Денис) I, сын Раду Черного – 1265–1284 4 . Стефан I Майлату – 1298–1324.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В связи с этим неудивительно, что наиболее близкой Викторину философской школой был платонизм. Он представлен у Викторина философией как самого Платона, так и средних платоников и особенно неоплатоников. Хотя в своих теологических трактатах Викторин упоминает Платона по имени лишь однажды (в связи с теорией идей) 1830 , весь дух его философско-теологической системы, безусловно, является платоновским, отмеченным особым вниманием к внутреннему миру души и умственному познанию. В трактатах Викторина встречаются многочисленные аллюзии и даже прямые цитаты из таких диалогов Платона, как Федон, Федр, Пир, Парменид, Софист, Филеб, Государство, Тимей, Законы 1831 . К Платону восходят такие важные положения системы Викторина, как учение о бестелесности и духовности Бога, о мире идей и их высших родах (бытие, тождество, различие, покой, движение, жизнь, мышление), о мировой душе, о бесформенной и непознаваемой материи, о предсуществовании частных душ, их грехопадении и воплощении, о возврате душ в умопостигаемый мир и др. Вместе с тем следует отметить, что Викторин воспринял эти положения платоновской философии не всегда непосредственно от ее создателя Платона, но чаще через посредство позднейших платоников. Из средних платоников, оказавших влияние на мысль Викторина, можно указать прежде всего Нумения Апамейского, Алкиноя, Апулея из Мадауры, Плутарха Херонейского и корпус текстов, известных под названием Халдейские оракулы (II в. н. э.). У Нумения Викторин мог заимствовать учение о двух Богах: первом – простом, пребывающим в самом себе и в покое, и втором – находящемся в движении и воздействующем на материю и чувственный мир 1832 . Еще один общий пункт у Нумения и Викторина – это диалектика тождества и различия, имеющая место в умопостигаемом мире 1833 . Похожее различие двух Умов – деятельного (надкосмического) и пассивного (космического) – мы встречаем и в Учебнике платоновской философии ( πιτομ), приписываемом платонику II в. Алкиною 1834 . Из Халдейских оракулов Викторин заимствовал триаду: Отец – Сила – Ум 1835 , отождествив ее вслед за Порфирием с «умопостигаемой триадой»: бытие – жизнь – мышление 1836 . По отношению к Сыну Божию Викторин также использует встречающееся в Халдейских оракулах выражение: νος πατρικ ς («отеческий Ум») 1837 , которое впоследствии использовал и Августин 1838 . Возможно, что Викторин был знаком с комментарием Порфирия на Халдейские оракулы 1839 . Еще одним из источников теологических трактатов Викторина были тексты платонизирующих гностиков, представленных несколькими трактатами из гностической библиотеки в Наг-Хаммади: Tres Steles Seth ( Τρες στλαι Σηθ, NHC VII.5), Zostrianos ( Ζωστριαν ς, NHC VIII.1) и Allogenes ( λλογεν ς, NHC XI.3), относящимися к так называемому «сифианскому гностицизму» и написанными в последней четверти III в. – первой четверти IV века.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

271 Ср. прот. Чемена, Происхождение и сущность ессейства. Черкассы. 1834, стр. 443 и дал. Sieffert, s. 223. 273 Иуд. древности, кн. XIII, V, 9. Но собственно в этих словах не определяется точно время зарождения или лучше образования партий; здесь просто говорится „были“ – σαν, но с какого времени – не указывается. На особую определенность в данном случае претендует Авот равви Нафана в 1 вер., гл. V, стр. 23 (Переферкович, СПБ. 1903) в своем толковании на трактат Авот 1, 3. „Антигон из Сохо получил (устную тору) от Симеона Праведного. Он говорил: не будьте, как рабы, служащие господину с мыслью получить паек (или: с мыслью не получить пайка), и да будет страх Божий („Неба“) на вас„ ( Ав. 1, 3 ) – дабы в будущем вознаграждение ваше было удвоено. У Антигона из Сохо было два ученика, которые усвоили его слова и преподали их своим ученикам. Последние стали придираться к их словам и сказали: почему это древние сказали такое слово? Допустимо ли, чтобы рабочий работал весь день и вечером не получил своего вознаграждения? Если бы древние знали, что есть еще другой мир и что будет воскресение мертвых, они бы так не говорили. Они встали и отделились от Торы и образовали две партии: саддукеев и боэтусеев – саддукеев от имени Садока, а боэтусеев от имени Боэтоса. Они употребляли во все дни свои серебряные и золотые сосуды не потому, что они были надменны, а потому, что они говорили: „таково учете фарисеев: они изнуряют себя в этом мире, и в будущем мире у них не будет ничего“. Следовательно, по этому сказанию, образование партии нужно относить к концу II в. Но этому сказанию никто уже не верит, а отрицают у него всякое историческое значение, так как оно явилось только в средние века. Ср. Sieffert, s. 226 (R. E. Herzog. XIII). Впрочем, Эвальд видит здесь, кажется, указание на существование различных школ, уклонявшихся от ортодоксального иудейства (Geschichte, IV, s. 358). 275 Так, по-видимому, думает и Гамбургер (R. Е. II, 7. 1040). Мы не занимаемся вопросами о происхождении и сущности ессейства, ибо, как совершенно справедливо замечает Штаде, эта секта „по всей видимости играла весьма незначительную роль во внутренней жизни иудейского народа“. Geschichte. II, s. 394. У нас, в русской литературе есть целое исследование об ессеях. Происхождение и сущность ессейства. К. Н. Чемены. Черкассы, 1894 г. 1 – 500 стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010