– Кто этот редкий человек?–спросил Государь. – Игнатий Брянчанинов . – Брянчанинов? Я помню одного Брянчанинова в инженерном училище. – Это тот самый и есть. – Разве он пошел в монахи? – Он уже игумен. – Да, я помню, он и в училище еще отличался набожностью и прекрасным поведением. Я очень рад, что он нашел свое призвание и может быть полезным для управы с монахами. – Воля Вашего Величества будет исполнена, и я твердо надеюсь, что Игнатий Брянчанинов окажется полезным всюду, куда Вам угодно будет его назначить.. – Очень рад, но жалею, что он один такой: один в поле не воин. – С ним есть его друг,–такой же строгий монах,–Чихачев. – Ба! Чихачов! Это тоже из той же семьи,–мой кадет. – Точно так Ваше Величество. – Ну, так и прошу перевести их вместе. Брянчанинов приехал игуменом в Сергиевскую пустынь и привез с собой друга своего Чихачова, который был его помощником. (Записки М. В. Чихачова, стр. 75–78. Лесков, т. IV, стр. 63–64). 198 «Письма Высокопреосвящ. Митрополита Московского Филарета к настоятелю Троице-Сергиевской пустыни Архимандриту Игнатию Брянчанинову » (Богословский Вестник за декабрь 1912 года, стр. 682). Это письмо было первым звеном отношений Архимандрита Игнатия и Митрополита Филарета. Познакомившись в конце 1833 года в Петербурге, куда Игнатий, тогда еще Лопотовский игумен, был вызван для представления Государю, эти два замечательных человека не прерывали потом частых письменных сношений, а изредка виделись и лично. Отголоском их отношений являются сохранившиеся до нашего времени письма Высокопреосвященного Митрополита Московского Филарета к Архимандриту Сергиевой пустыни Игнатию, хранящихся в Сергиевой пустыни в числе прочих бумаг покойного Игнатия Брянчанинова и напечатанный в 1912 году в Богословском вестнике. 200 Завязавшееся во дворце Государя знакомство между игуменом Игнатием и С. Д. Нечаевым продолжалось долгие годы. Обстоятельства жизни, добрый характер и особенная душевная настроенность Нечаева, не чуждого отчасти мистицизма, нуждались в духовном утешении, наставлении, совете; а великая духовная опытность Сергиевского Архимандрита шла навстречу этой потребности. Свидетельством этого является 31 письмо Архимандрита Игнатия к Обер-прокурору. Письма эти, напечатанные на страницах «Христианского чтения», дают материал для характеристики воззрений их автора и, обнаруживая его необычайную духовную мудрость, в то же время могут по богатству своего внутреннего содержания быть применимы ко всем людям, в различных обстоятельствах их жизни. (См. Христианское чтение за 1895 г., «Письма аскета», С. Г. Рункевича , стр. 559–593).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

– Ebrard H. Christliche Dogmatik I. Königsberg. 1862. – Martensen H. Die Christliche Dogmatik. Berlin. 1850. 1889. – Dorner I. System der Christlichen Glaubenslehre, B. II. 1. Berlin, 1887. (Со спекулятивным оттенком). – Gretillat A. Exposé de theologie systematique. T. III. Dogmatique. Paris. 1888. Критического направления: – Schenkel D. Die Christliche Dogmatik. B.I. Weisbaden. 1859. – Rothe R. Dogmatik. I. Das Bewustsein Sünde. Heidelberg 1870. Спекулятивного либерализма : – Biedermann A. Christliche Dogmatik. Zürich. 1869. 1885. – Lipsius R. Lehrbuch der Evangelisch-protestantischen Dogmatik. Braunschweig. 1879. Библейские богословия : – Oehler G. Theologie des Alten Testaments. Stuttgart. 1891. (Ортодоксального направления). – Weiss B. Die Biblische Theologie de Neuen Testaments. 1868. 1895. (Критического направления). – Библейско-теологический опыт Hofmann’a Chr. Der Schriftbeweis I. Nördlingen. 1852. 5. Монографии : – Ritschl A. Die Christliche Lehre von der Rechtfertigung und Versöhnung. B. III. Bonn 1870–1874. – Bretschneider K. Die Grundlage des Evangelischen Pietismus oder die Lehren vom Adams Fall, der Erbsünde und dem Opfer Christi. Leipzig. 1833. (Критического направления). – Krabbe O. Die Lehre von der Sünde und vom Tode in ihren Beziehung zu einander und zu der Auferstehung Christi. Exegetisch-dogmatisch entwickelt. Hamburg. 1836. (Устаревшая монография положительного направления). – Müller I. Die Christliche Lehre von der Sünde II. Breslau 1867 (Положительно-либерального направления. В ней защищается теория домирного падения человеческих душ). – Clemen C. Die Christliche Lehre von der Sünde I. Die Biblische Lehre. Göttingen. 1897. (Новейшая монография критического направления). – Велтистов В. Грех, его происхождение, сущность и следствия. Москва. 1885. – Писарев Л. Учение Бл. Августина о человеке в его отношении к Богу. Казань 1894. – Введенский Д. Учение Ветхого Завета о грехе. Троице-Сергиева Лавра. 1900. 6. Статьи в журналах: – Д. Гусев. Антропологические воззрения бл. Августина в связи с учением пелагианства. («Правосл. Собеседник». 1876, ч. II).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Изучал философию и теологию в Хельмштедте, затем в Гёттингене, где одним из его учителей был протестант. библеист И. Г. Эйхгорн . В 1806 г. стал приват-доцентом в Гёттингене, а в 1810 г.- профессором богословия в Галле. Уже первая печатная работа Г.- «Очерк мальтийского языка» (1810) - свидетельствует о широте его филологических интересов, в центре к-рых были древнеевр. язык и ВЗ. В том же году был издан 1-й т. «Словаря еврейского и арамейского языков Ветхого Завета», к-рый был закончен в 1812 г. Этот словарь неоднократно переиздавался и перерабатывался. В 1836 г. вышел англ. перевод, осуществленный Э. Робинсоном с лат. издания 1833 г. Древнееврейско-рус. словарь О. Н. Штейнберга (Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам ВЗ. Вильна, 1878) в значительной степени основывался на словаре Г. Древнееврейско-англ. словарь Ф. Брауна, С. Р. Драйвера и Ч. О. Бриггса (A Hebrew and English Lexicon of the Old Testament/Based on the Lexicon of W. Gesenius; transl. by E. Robinson, F. Brown, S. Driver, Ch. Briggs. Oxf., 1907) до наст. времени является образцовым для англоязычного мира и представляет собой переработку 12-го (1895) и 13-го (1899) изданий словаря Г. под ред. Ф. Буля. «Грамматика древнееврейского языка», опубликованная Г. в 1813 г., сохраняет свое значение и в наст. время (в России вышло 20 изданий, последнее - в 1874). В 1815 г. была опубликована «История еврейского языка и письменности», содержащая историю изучения, в т. ч. и лексикографии, древнеевр. языка. Тогда же появилась 1-я кн. из серии работ Г. по самаритянской филологии - «О происхождении, свойствах и авторитете самаритянского Пятикнижия», впосл. продолженная соч. «О богословии самаритян» и изданием самаритянских литургических текстов (Carmina Samaritana e codicibus Londinensibus et Gothanis. Lipsiae, 1824). С самаритянскими штудиями, вероятно, связана продолжительная поездка Г. по б-кам Парижа, Лондона и Оксфорда, предпринятая им в 1820 г. для изучения редких рукописей. Г. посвятил ряд работ и др. семит. языкам, в частности финик., арам. и химьяритскому.

http://pravenc.ru/text/161898.html

Но дело дошло однажды (в 1870 г.) до того, что иезуиты исключили из своих школ всех православных учеников. То же сделали в 1880 году и братья милосердия, лишь бы не приглашать в школу православного законоучителя, как требовало греческое правительство. Наконец, по ходатайству французского посла, заявившего греческому правительству, будто школа братьев милосердия – ремесленная, предназначенная к обучению ремеслам и французскому языку, она опять была открыта и, конечно, по прежнему без православного законоучителя. Опираясь на правительство западно-европейских послов, иезуиты отвергали и другие законные требования греческого правительства. Так, по законам 1830 и 1833 годов, в Греции признаются правительством только католические епископы в Сиросе, Тиносе, Наксосе и Фире, а всякий новый латинский епископ может назначаться папою в пределы Греции лишь с согласия местного правительства. Между тем, в 1875 году папа, без сношения с правительством, назначил в Афины латинского архиепископа Маранка. Разумеется, правительство отказалось признать законным это назначение, и Маранк жил в Афинах в звании титулованного архиепископа. Его преемник Зафин остался в положении своего предшественника, и лишь архиепископ Деангели пожелал получить утверждение со стороны греческого правительства (в 1895 г.). Так папство и в Греции, как и в других государствах, обнаруживает мало готовности сообразоваться с местными законами 27 . Католические миссионеры распространяли латинство в Греции и посредством книг и журналов, которые они во множестве печатали, а также при посредстве преподавания в афинском университете, который первоначально был устроен по образцу университетов западных. Высшая духовная власть Греции много раз указывала светскому правительству на зло, причиняемое стране латинянами, и принимала свои меры против систематического растления греков пришлыми просветителями, а народ неоднократно устраивал даже целые восстания и бунты против них. Но в правление короля Оттона, индеферентно относившегося к интересам православия, борьба духовенства против латинской пропаганды имела мало успеха, и лишь со времени вступления на престол короля Георга, перевес оказался на стороне православных.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/t...

Духоборцы, усвоившие это учение, образовали особый толк в духоборчестве, называемый партией постников, или белух (убеленных постом; вегетарианцев). Таким образом, в духоборчестве сразу образовались три партии: 1) старо-духоборцы, или гореловцы, меньшая, или правительственная партия, не признававшая Веригина своим «царем»; 2) вериговцы, или большая партия, состоящая из духоборцев, оставшихся верными своему учению и подчинившихся Веригину и 3) партия постников, не только признавших Веригина своим «пророком», но и усвоивших учение Л. Толстого. Последние, подстрекаемые пропагандистами толстовства – кн. Д. А. Хилковым, Чертковым и С. Л. Толстым, не только продолжали враждовать с гореловцами, но и подняли настоящее возмущение против русского правительства: перестали платить подати, отказались от военной и полицейской службы, не признавали никакой власти в государстве, причиняли оскорбления губернатору, публично бранили священную особу Государя Императора, устраивали самовольные анархические митинги, требовали возвращения Веригина и невмешательства правительственных властей в дела их общины. Чтобы прекратить междоусобную вражду духоборцев, русское правительство в 1895 году расселило постников, в количестве почти четырех тысяч человек, по различным селениям Горийского, Душетского и Тионетского уездов Тифлисской губернии. Но здесь они прожили только два года. Подстрекаемые толстовскими агитаторами, они исходатайствовали у правительства разрешение переселиться в Северную Америку. В Канаде англичане отвели им землю для поселения. Там они (в количестве почти 8000 человек) уже совсем оставили свои духоборские верования, заменив их атеистическим учением Л. Толстого. На Кавказе осталось еще около 10 тысяч духоборов. Что же касается их единоверцев, рассеянных по всей империи, то число их не поддается точному учету. Впрочем, золотой век духоборчества уже, без сомнения, миновал. Особенно быстро распространялось духоборческое лжеучение в царствование Императора Александра I, когда духоборцам дарована была свобода вероисповедания, а православным священникам было запрещено даже вести с ними религиозные собеседования. И вот результаты такого распоряжения: в 1802 году в Тамбовской епархии, по словам покойного митрополита Киевского Арсения, было всего 84 духоборца, а в 1833 году их числилось уже более 10 тысяч. В настоящее время, среди духоборцев вообще замечается охлаждение религиозного энтузиазма: многие из них даже совсем оставили свои старые верования и переходят, по-преимуществу, в штундо-баптизм; а увлекшиеся толстовским лжеучением, более интересуются политикой, чем религией. Вероучение духоборцев

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

—229— о дозволении мне слушать лекции и участвовать в практических занятиях по некоторым предметам физико-математического факультета». Определили: Просить Совет Императорского Московского Университета о допущении профессорского стипендиата Академии Π.В. Тихомирова к слушанию лекций и участию в практических занятиях по некоторым предметам физико-математического факультета. VII. Записка ординарного профессора Академии М.Д. Муретова о выписке книг, которые он считает нужным приобрести для академической библиотеки. Определили: Поручить библиотекарю Академии Н.А. Колосову выписать для академической библиотеки, по справке с ее наличностью, означенные в записке профессора М.Д. Муретова книги и о последующем сообщить Правлению Академии. VIII. Отношение Совета Киевской Духовной Академии от 28 июля за 554 с просьбой выслать для научных занятий профессора Академии Попова принадлежащую библиотеке Московской Академии книгу: «Scriptorum veterum nowae collectionis e vaticanis codd». Edit. Mai Rom. 1825–1833 , tom. VII, сроком на десять дней. Определили: Выслать в Совет Киевской Духовной Академии означенную в отношении книгу на испрашиваемый срок. IX. Рассуждали о производстве поверочных испытаний студентов семинарий и других лиц, прибывших и имеющих прибыть в состав нового (LIII) академического курса по назначению начальства и по собственному желанию. Справка: 1) По § 81 лит. а п. 1 устава Духовных Академий «назначение предметов поверочного испытания при приеме в студенты академии» значится в числе дел, окончательно решаемых самим Советом Академии. 2) По определению Совета Академии от 15 марта сего года, утвержденному Его Высокопреосвященством, чтение и оценка приемных экзаменов должны быть поручены не одному, как делалось доселе, а двум профессорам, именно – преподавателю той науки, по которой дана тема, и члену Совета, по назначению сего последнего. 3) Согласно указу Святейшего Синода от 8 марта 1873 года за 10 воспитанники духовных семинарий и другие лица, явившиеся в Академию к приемным испытаниям, должны быть подвергнуты надлежащему медицинскому освидетельствованию.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В.В. Виноградов Список основных источников и условные обозначения принятых сокращений Список основных источников и условные обозначения принятых сокращений 429 I. Художественная литература, фольклор, критика. Памятники древнерусской и старой русской письменности. Архивные материалы и сборники документов. Мемуары. Дневники. Письма Аввакум – Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения/Под ред. Н. К. Гудзия. – М., 1934. Авторский вечер – Авторский вечер. Странный случай с моим дядею. – СПб., 1835. Аксаков И. – Аксаков И. С. Соч. Т. 1–7. – М., 1886–1887. Аксаков С. – Аксаков С. Т. Собр. соч. Т.1–6. – М., 1895–1896. Аксаков С. Т. Собр. соч. Т.1–5. – М., 1966. Акты Археогр. экспедиции – Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской Империи Археографическою экспедициею Имп. АН. Т. 1–4, – СПб., 1836 Амфитеатров, Восьмидесятники – Амфитеатров А. В. Восьмидесятники. Ч. 1–2. – 3-е изд. –СПб., 1911. Амфитеатров, Издали – Амфитеатров А. В. Издали. Наброски эмигранта. – М., 1908. Антонович – Антонович М. А. Избранные статьи. Философия. Критика. Полемика. – Л., 1938. Антонович, Елисеев – Антонович М. А, Елисеев Г. 3. Шестидесятые годы. Воспоминания. М.; Л., 1933. Арнольд Ю. – Арнольд Ю. Воспоминания. Вып. 1–3. – М., 1892–1893. Арнольди – Арнольди Н. Василиса. – Берлин, 1879. Артаксерксово действо – Артаксерксово действо: Первая пьеса русского театра XVII в./Подготовка текста, статья и комментарии И. М. Кудрявцева. – М.; Л., 1957. Архив братьев Тургеневых – Архив братьев Тургеневых. – Вып. 1–6. – Пг., 1911–1921. Вып. 6: Переписка А. И. Тургенева с кн. П. А. Вяземским. Т. 1: 1814–1833. – Пг., 1921]. Архит архив – Архитектурный архив. Т. 1. – М., 1946. Арцыбашев – Арцыбашев М. Рассказы. Т. 1. – 3-е изд. – СПб., 1908. Афанасьев – Афанасьев А. С. (Чужбинский). Собр. соч. Т. 1–9. – СПб., 1890–1892. Баранов – Баранов К . Н. Ночь на Рождество Христово. Русская повесть XIX ст. Ч. 1–3 –М., 1834. Баратынский – Баратынский Е. А. Полн. собр. стихотворений. – Л., 1957.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Алишан Г . Каменец. Венеция: Тип. Конгрегации Мхитаристов острова св. Лазаря, 1895. Амирханян А . Т . Тайны Дома Лазаревых. Фрагмент истории московской армянской общины XIV–XX вв. Москва: Изд. МП «Все для вас»,1992. Атаджанян И . А . Из истории русско-армянских взаимоотношений с X по XVIII века. Ереван: Изд. «Лингва», 2006. Базиянц А ., Мартиросян Р . Обелиск. Ереван: Изд. «Армянский открытый университет», 1993. Буланин Д . М . Переводы и послания Максима Грека. Ленинград: Изд. «Наука», 1984. Блохин В . С . Отношение к вероучению Армянской Апостольской Церкви в русской церковной литературе до середины XIX в.//Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2020. 1 (29). С. 115–121. Галоян Г . А . Россия и народы Закавказья. Москва: Изд. «Мысль»,1976. Георгии ( Рамазян ), иерод . Русско-армянские межконфессиональные связи в Древнерусском государстве//Церковный историк. 2021. 2 (6). С. 181–214. Глинка С . Н . Обозрение истории армянского народа. Ч. II. Москва: В Тип. Лазаревых Института Восточных языков, 1833. Голубинский Е . Е . История Русской Церкви. Т. 1. Кн. 2. Москва: Унив. тип., 1881. Григорян К . Н . Из истории русско-армянских культурных связей X–XVII веков//ТОДРЛ. 1953. Т. 9. С. 323–336. Дмитриев Л . А . Роль и значение митрополита Киприана в истории древнерусской литературы (к русско-болгарским литературным связям XIV–XV вв.)//Русская литература XI–XVII вв. среди славянских литератур. Москва; Ленинград: Изд. АН СССР, 1963. (ТОДРЛ; т. 19). С. 215–264. Ерицов А . Д . Первоначальное знакомство армян с северо-восточною Русью//«Кавказский вестник». Тифлис: Скоропечатня М. Мартиросянца, 1901. 12. С. 49–57. Житенев С . Ю . История русского православного паломничества в X–XVIII веках. Москва: Индрик, 2007. Закавказье в XI–XV вв.//История Востока/под ред. Р. Б. Рыбакова. Москва: «Восточная литература» РАН, 1997. [Гл. V]. Иванов А . И . Литературное наследие Максима Грека. Характеристика, атрибуция, библиография. Ленинград: Наука, 1969. Иероним ( Алякринский ), архим . Наставление правильно состязаться с раскольниками, сочиненное в Рязанской семинарии по предписанию покойного преосвященного Симона, епископа Рязанского и Шацкого. Москва: Синодальная тип., 1839.

http://bogoslov.ru/article/6192778

Таким образом я шёл за ним, а не рядом, но знал его, пожалуй, лучше других, потому что он жил у Пречистой, а я у дяди у Вознесенья. Оба за рекой, оба удалённые от семинарии и семинарских квартир. Я часто бывал в него в доме, иногда и он заходил ко мне». 16 Кстати, когда П.С. Ляпидевский был профессором Вифанской духовной семинарии (т. е. в 1833–1835 гг.), тогда и Н.Я. Ляпидевский учился там же, но только один первый год семинарского образования, а потом опять перешёл в Тульскую семинарию. 17 I.I., протоиерей заграничной придворной православной церкви в Штутгарте, скончавшийся 5 января 1895 года. 20 Сообщено Н.С. Дружининым. Предпочтение же Ляпидевского Поспелову можно объяснить как тем, что Н.С. Делицын нашёл Ляпидевского лучшим Поспелова, как ученика семинарии, по успехам, которые мог видеть в сочинениях того или другого и на устных экзаменах, так и тем, что, согласно сообщению того же Н.С. Дружинина, к семейству Каркадиновских очень расположен был тогдашний инспектор Московской духовной академии архимандрит Евсевий (в мире Евфимий Поликарпович Орлинский), скончавшийся в 1883 году в сане архиепископа Могилёвского, товарищ не только по академии, но и по семинарии П.С. Ляпидевского, пользовавшийся родственным приёмом в доме Каркадиновских и потому дружественно расположенный и к нему, и к ним. Он, быть может, и обратил особенное внимание ревизора на Н.Я. Ляпидевского, к которому затем и в академии имел особенно внимание и расположение. 21 Впрочем, Поспелов и сам, как талантливый, выдвигался из среды других воспитанников. Он кончил курс академии в числе магистров из 27-ми 15-м. И поступил в академию также высоко. А надобно заметить, что весь курс их (XIV-й) был довольно большой, простирался почти до 60-ти человек. 22 Эти последние сведения, очевидно, взяты из семинарского аттестата Н.Я. Ляпидевского. В этом отношении тут же о Вл. Гр. Назаревском замечено: «способностей отлично хороших, прилежания неослабного, поведения очень честного», а о М.И. Поспелове: «способностей превосходных, прилежания постоянного и поведения весьма честного».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

4. Уайлд Оскар Фингал О’Флаэрти Уилз (1854–1900) – английский писатель и критик, за эпатирующие буржуазную публику выступления был обвинен в безнравственности и осужден на два года тюремного заключения (1895–1897). 5. Петроний Гай (? – 66 н. э.) – римский писатель, автор «Сатирикона». 6. «Из бездны воззвах к Тебе, Господи!» (Пс. CXXIX). 7. Возможно, имеется в виду неоконченное «Распятие» Н. Н. Ге (1894). 8. Шелли Перси Биши (1792–1822) – английский поэт, эссеист, мыслитель. Гейне Генрих (1797–1856) – немецкий писатель и публицист. 9. Прерафаэлиты – группа художников и писателей XIX b.: «Братство» существовало с 1848 по 1853 г. Эстетические идеалы прерафаэлиты (Д. Г. Россети, Х. Хант, Дж. Э. Миллес) искали в искусстве средних веков и раннего Ренессанса. Позднейшие прерафаэлиты во главе с У. Моррисом с романтических позиций критиковали буржуазный быт и эстетические стереотипы своей эпохи. Верхарн Эмиль (1855–1916) – бельгийский поэт и драматург. Рескин Джон (1819–1900) – английский писатель, эстетик, идеолог прерафаэлистов. Эмерсон Ралф Уолдо (1803–1882) – американский философ-трансценденталист. Метерлинк Морис (1862–1949) – бельгийский драматург и поэт. 10. Бёрн-Джонс Эдуард (1833–1898), Россети Данте Габриэл (1828–1882), Гент Гольман (Х. Хант) – английские художники-прерафаэлиты. 11. Цитируется стихотворение Е. А. Баратынского «Смерть» (1829). 12. Неточная цитата стихотворения Ф. И. Тютчева («Mal’aria», 1830). У автора: «Люблю сей Божий гнев! Люблю сие незримо//Во всем разлитое таинственное Зло ». 13. Щербина Николай Федорович (1821–1869) – русский поэт. Соч.: Избр. произведения. Л., 1970. 14. См.: «Славнейший подвиг и величайшая жертва – подвиг, приводящий к смерти, жертва жизни. Вопрос о смерти с такою же неодолимою силою влечет многих современных поэтов, как и вопрос о смысле жизни. По-видимому, нам, находящимся в жизни, совершенно неестественно любить смерть. Мы привыкли думать, что смерть страшна, что она отнимает у жизни весь ее смысл. Стоит ли жить, если все равно придет смерть? А между тем только смерть и дает весь смысл жизни, и без нее она была бы бессмысленна, как процесс, бесконечно, а стало быть, и бесцельно продолженный.

http://predanie.ru/book/219472-russkaya-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010