Соборско ycmpojcmbo, утвержденное королем 14 мая 1875 г. и обнародованное 19-го мая того же года. Это «соборное устройство» говорит прежде всего, что такое «грчко-источни српски народно-црквени сабор», кто его члены, какова продолжительность депутатского полномочия, когда собор собирается, кто созывает его, какой круг его действий, затем говорится о соборном совете и кто составляет его, какой круг действий этого соборного совета, когда и где он собирается и как действует. Содержится и еще несколько временных постановлений, которые, главным образом, касаются соборного совета 430 . Упуство за cnapxujcke спитропе (Руководство для епархиальных епитропов). Об этом руководстве упоминается в § 22 отделения V рескрипта от 13 августа 1868 года. Оно было издано в 1852 году и излагает обязанности двух епитропов, которые должны состоять при каждом епархиальном епископе для попечения об имуществе, принадлежащем епископии 431 . § 30. Церковь в Греческом королевстве После основания государства, первым актом, который касался церковного устройства, был устав Священного Синода Греческого королевства от 23 июня 1833 года 432 . Им определялись отношения между церковью и государством и состав Синода. В том же году 20 ноября был издан органический закон, по которому в государстве были разделены епархии. Но тогдашнее политическое положение Греции было еще в переходном состоянии, и законы эти остались без последствий, тем более, что в народе поднимались против них недовольные голоса. Несколько лет позднее, на основании государственной конституции 1843 года 433 , были составлены два законопроекта, один касательно устройства Синода, а другой о епископиях и епископах, и были поданы, первый в 1845 году, а второй в 1846 г. на рассмотрение. Проекты эти не были проведены в жизнь Греческой церкви сряду, главным образом, потому, что еще не был решен вопрос о самостоятельности церкви в королевстве по отношению к Константинопольскому патриархату. Это произошло только в 1850 году, когда в Константинополе был издан синодальный указ касательно церкви Греческого королевства 434 . Два года спустя, а именно в июле 1852 г., вышеупомянутые законопроекты были изданы в качестве законов; они вместе с другими законами, изданными после того на основании их, составляют источники нынешнего церковного права в Греческом королевстве, каковы:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

29 марта 1830 г. кор. Фердинанд VII, у которого не было сыновей, обнародовал «Прагматическую хартию», отменив действие т. н. салического закона и разрешив, т. о., престолонаследие по жен. линии. После смерти Фердинанда VII (29 сент. 1833) испан. трон перешел к его старшей дочери Изабелле II (1833-1868, самостоятельно с 1843). До ее совершеннолетия регентшей назначалась мать Мария Кристина (1833-1840). В нач. окт. 1833 г. брат Фердинанда VII инфант дон Карлос Старший (1788-1855) заявил о незаконности «Прагматической хартии» и провозгласил себя кор. Карлом V, чем спровоцировал начало гражданской войны в И. (1-я карлистская война, 1833-1840). В нач. 1834 г. было сформировано либеральное правительство. Изданный в апр. того же года «Королевский статут» во многом повторял положения Кадисской конституции 1812 г. и устанавливал в И. конституционную монархию. Правительство приняло ряд антиклерикальных мер: упразднение инквизиции, запрет деятельности иезуитов, а также др. монашеских орденов и конгрегаций (июль 1835). 17 июля 1834 г. в Мадриде, во время эпидемии холеры, произошли беспорядки, в ходе к-рых были убиты 78 монахов, обвиненных в отравлении городских колодцев; в ряде др. городов по обвинению в сотрудничестве с карлистами были репрессированы и казнены неск. клириков и монашествующих. В окт. 1835 г. папа Римский Григорий XVI , официально сохранявший нейтралитет по вопросу о престолонаследии в И., разорвал дипломатические отношения с либеральным правительством и поддержал дона Карлоса. Король Испании Фердинанд VII. Фрагмент. 1815 г. Худож. Ф. Гойя (Музей изящных искусств в Сарагосе) Король Испании Фердинанд VII. Фрагмент. 1815 г. Худож. Ф. Гойя (Музей изящных искусств в Сарагосе) Сторонниками Марии Кристины (кристиносами) в основном были представители либерального дворянства, буржуазии, крестьянства Центр. и Юж. Испании, жители городов. Карлистов поддерживали земельная аристократия, большая часть духовенства, не принимавшего антиклерикальной направленности либеральных реформ, жители Страны Басков, Наварры, Арагона, Каталонии, Валенсии, требовавшие восстановления традиционных региональных привилегий (фуэро). К сер. 1837 г. армия карлистов под командованием Т. де Сумалакарреги контролировала почти всю территорию И. до р. Эбро, но после поражения в битве под Арансуэке (сент. 1837) и ряда др. военных неудач неск. карлистских генералов перешли на сторону армии кристиносов, возглавляемой генералами Б. Эспартеро и Р. Нарваэсом. В сент. 1839 г. дон Карлос бежал во Францию, но карлисты сохранили влияние на политическую жизнь страны.

http://pravenc.ru/text/674995.html

62 Собор старцев Троице-Сергиевой Лавры. — Прим. сост . 63 Имеется в виду фотография, воспроизведенная на обложке книги (из фондов ГИМ). — Прим. сост . 64 Устроенный в Лавре в память пятидесятилетия архиерейского служения Владыки, в котором спустя несколько дней после сего и положено тело скончавшегося Архипастыря, известно что в храм помещены все иконы, поднесенные ему в день юбилея. — Прим. публ . 65 Опубликовано в журнале «Душеполезное чтение». 1868. Ч. 1. С. 61—62. 66 Деян.21:8—25 67 Опубликовано в журнале «Душеполезное чтение». 1868. Ч. 1. С. 260—291. 68 Опубликовано в журнале «Душеполезное чтение». 1868. Ч. 1. С. 62—64. 69 Опубликовано в журнале «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения». 1868. Кн. 4. С. 85—87. 70 Опубликовано в журнале «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения». (пропуск в тексте — А.Л.) 71 Высоцкого, известного в то время доктора в Москве. 72 Опубликовано в журнале «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения». 1868. Кн. 4. С. 87—88. 73 Опубликовано в журнале «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения». 1868. Кн. 5. С. 61—62. 74 Опубликовано в журнале «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения». 1868. Кн. 5. С. 61—63. 75 Опубликовано в журнале «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения». 1868. Кн. 4. С. 88—89. 76 Письма с 12 по 23 опубликованы в журнале «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения». 1868. Кн. 5. 77 Из молитвы на сон грядущим св. Иоанна Дамаскина. 78 Опубликовано в журнале «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения». 1876. XI. С. 148—149. 79 Опубликовано в журнале «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения». 1868. Кн. 5. С. 74—75. 80 Ирмологий, глас 2, песнь 3 81 Опубликовано в журнале «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения». 1868. Кн. 5. С. 74—75. 82 Опубликовано в журнале «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения». 1868. Кн. 5. С. 76—77. 83 Опубликовано в журнале «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения». 1868. Кн. 5. С. 77—78.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2676...

2031. Во всем есть тайны для ума. 1833. IV. 65. 2032. О теплоте в христианстве. 1824. XIII. 226. 2033. Пагубная и отвратительная теплота, по откровению Св. Иоанна Богослова. 1822. V. 90. 2034. О невозможности угождать Богу и вместе самому себе, или миру. 1821. XXXIII. 112. 2035. Снимите с себя украшение свое. 1821. IV. 66. 2036. Стремление к непрестанному усовершенствованию в христианской жизни. 1831. XLIV. 78. 2037. Постепенность нравственного усовершенствования и духовного ведения. 1838. III. 91. 2038. Непорочная юность. 1831. XLIV. 93. 2039.       Утешение, почерпаемое из сравнения наших страданий с страданиями других. 1827. XXV. 110. 2040. Утешитель скорбящего. 1833. IV. 263. 2041. Христианское утешение. 1834. I. 101. 2042. Несчастный, утешенный Религией. 1838. III. 238. 2043. О хвалении Господа. 1824. XIV. 336. 2044. Советы Христианам, желающим быть истинными Христианами. 1824. XI. 220. 2045. Беседа наставника с детьми о имени Христианина. 1833. I. 118. 2046. Благоговейное чувствование Христианина. 1834. I. 341. 2047. При помышлении о царстве небесном и благах его, должно удалять всякое чувственное представление. 1831. XLI. 217. 2048. Художник и сосуды. 1837. IV. 108. 2049. Размышление при вступлении в юношеские лета. 1821. IV. 203. 2050. Юношеское сердце должно быть посвящено благочестию. 1824. XIII. 308. 2051. Летнее утро. 1839. II. 444. 2052. О чувствованиях сердца в отношении к Религии. 1826. XXVII. 2053. Это старое. 1821. IV. 62. 2054. Цветы. 1833. II. 339. 2055. Утренняя заря. 1823. XII. 310. 2056. Закат солнца. 1833. III. 226. 2057. Осень. 1827. XXVIII. 192. 2058. Осень 1833. IV. 112. 2059. Весна. 1822. VIII. 341. 2060. Возвращение весны. 1833. II. 205. 2061. Воздушный шар. 1830. XXVIII. 338. 2062. Горница. 1827. XXVI. 351. 2063. Горы. 1832. XLVI. 429. Раздел 7. Духовное красноречие. Слова, беседы, краткие поучения и речи а) На недельные дни и переходящие праздники I. На Святую Пасху Слова: 2064. Преосв. Георгия Конисского . 1832. XLVI. 68. 2065. Преосвященного Филарета, Митрополита Московского. 1842. II. 131. 1836. I. 294. 1834. II. 73.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

581 Долосчанская церковь была отчислена к присоединённым крестьянам имения Непадович, но униатский священник Григорий Заблоцкий устроил филию, служил в ней и смущал крестьян, вызвал большую агитацию, причём выгнанный со службы губ. секр. Лятковский подал в Полоцкую Униатскую Консисторию подложное прошенье от имени прихожан, подписавшись А. Доброжанским, а Себежский исправник Бошняк и заседатель Кавецкий поддерживали эту сторону из угождения польскому панству. Дело осложнялось тем более, что – по свидетельству Смарагда – были допущены здесь благочинным Белинским излишняя поспешность, некоторая бестактность и, пожалуй, формальная незаконность при обращении (не с назначенным от гражданского начальства депутатом, а самолично приглашённым). См. в Витебском Губернском Архив 1836 г., св. 18, д. 190, л. 1–279. 582 Настольный реестр Полоцкой Дух. Консистории 1833 г. 30 за 16 ноября на рапорт прот. Иоанна Коцаевича: «немедленно отнестись от меня к Генерал-Губернатору о высылке из новоприсоединённых приходов униатских ксёндзов». 1834 г. 32 за 25 января о высылке униатского дьячка Савицкого. 583 См. в Витебском Губернском Архиве 1833 г., св. 21, д. 45, л. 1–18 с отношениями Смарагда кн. Н.Н. Хованскому о Давиде Лукашевиче (будучи Псковским униатским священником он, несмотря на дальнее расстояние, выезжал в Еменецкий фольварк графа Соллогуба и здесь утверждал прихожан в униатстве «простонародными и нелепыми своими указаниями», привлекая ими даже православных прихожан близлежащей Завережской Покровской церкви), о совершении униатскими иереями Борщевским и Туткевичем литургии, а первым потом и погребения над православными, об отдаче под суд за совратительство православных в унию ксёндза Рынчевского, отправлявшего для них требы и таинства, как это ibid. 1833 г. (по описи 1834 г.), св. 1, д. 32, л. 1–68 удостоверяется для Городецких (ныне Городокских) униатских священников и ibid. 1833 г. (по описи 1834 г.), св. 1, д 36, л, 1–25 для многих в Себежском уезде. 584 См. ещё в Витебском Губернском Архиве 1833 г., св. 20, д. 134, л. 1–9 о выселении из села Лемниц, по состоявшемся присоединении прихожан к православию, униатского свящ. Иоанна Заблоцкого за пропаганду; 1833 г., св. 20, д. 133, л. 1–4 о выведении из погоста Соина униатского свящ. Иосафата Тыволовича за будирование новоприсоединённых; 1833 г., св. 21, д. 56, л. 1–39 то же об униатском свящ. Довгялло (не переходившем в назначенный ему приход, а на прежнем совершавшем для православных требы и таинства), дьячке Слонимском и пономаре Короткевиче, униатском свящ. Клодницком (к соблазну православных занимавшемся стрелянием и псовой охотой) и униатском свящ. Григоровиче (распространявшем слухи, будто ему дали указ – присоединённых из унии снова возвращать в неё).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

1672. Духовная гордость. 1824. XV. 198. 1673. Неблагодарность и ложная благотворительность. 1833. IV. 209. 1674. Скупость. 1853. II. 372. 1675. О честолюбии. 1843. I. 61. 1676. О ненависти. 1863. III. 141. 1677. О клевете. – Ф. С. Надеждина. 1863. II. 423. 1678. О сребролюбии. 1844. I. 80. 1679. Небрежение о благодати. 1856. II. 150. 1680. Укор христианину грешнику. 1858. II. 132. 1681. Умерщвление плоти. 1844. I. 439. 1682. Жизнь есть драгоценнейший дар Божий. 1851. I. 523. 1683. Размышление о кратковременности нашей жизни. 1843. III. 293. 1684. Смерть. 1854. I. 71. 1685. Смерть. 1839. IV. 207. 1686. Наука умирать. 1831. XLIV. 93. 1687. О том, что мы должны быть всегда готовы к смерти. 1827. XXV. 354. 1688. О вечности. 1829. XXXIV. 174. 1689. Размышление о том, от чего мысль о смерти поражает людей мучительным страхом. 1858. I. 168. 1690. Смерть и суд. 1852. I. 181. 1691. Надобно помнить о смерти. 1850. II. 123. 1692. О смерти и самоумершвлении. 1844. IV. 284. 1693. Размышление о ежедневном памятовании смерти. 1843. III. 298. 1694. Мысль о смерти не есть мысль мрачная, а светлая. 1850. II. 134. 1695. Человек есть странник и пришелец на земле. 1846. III. 99. 1696. Как должно пользоваться земными благами. 1833. III. 310. 1697. Благодари Бога в счастии и в несчастии. 1841. IV. 454. 1698. О предлоге беспечности в деле спасения. – ( М. И. Богословского ). 1835. IV. 230. 1699. Бдительность над мыслями. 1824. IV. 108. 1700. О людском мнении. 1843. I. 237. 1701. О бодрствовании над собою в общественной жизни. 1856. II. 252. 1702. Довольство. 1851. I. 423. 1703. О страданиях и скорбях. 1857. I. 309. 1704. Утешение и совет из опыта для страждущих и печальных. 1859. I. 473. 1705. Утешение в скорби. 1847. II. 240. 407. III. 105. 310. 439. IV. 322. 1848. I. 118. 434. 1706. Утешение в болезни. 1848. II. 124. 179. 249. 438. 1707. Соблазн. 1854. I. 528. 1708. Надежда свидания за гробом. 1855. II. 423. 1709. Распинатели Христовы. 1854. I. 291. 1710. Светлые дни. 1853. I. 451. 1711. Размышление у подножия креста Христова. 1843. III. 404.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

81 Иосиф Семшако, 1820 Магистр Богословия бывшего Виленского Университета, 1821 Священник. 1828 Протоиерей. 1829 пострижен и в том же году Епископ Мстиславский, 1833 Литовский, 1839 из Униатов принят в общение Православной Церкви, тогда же Архиепископ, 1852 Митрополит: св. 1868, нояб. 23. 82 Венедикт Григорович. Магистр 1-го курса Петерб. Ак.; в 1814. прямо по окончании курса. Ректор Могилевской, 1829 Вифанской Семинарии, 1831 Петерб. Академии, 1833 Викарий С-Петербургский с оставлением в Ректорской должности. 1842 Епископ Олонецкий потом Архиепископ: сконч. 1850, дек. 7. 83 Иоасаф Покровский, Магистр II-ro курса Петерб. Ак., Архимандрит и Ордии. Профессор той же Академии. 85 Иерофей, Патриарх с 1851 доныне. В 1833, и сане Архиепископа горы Фаворской, приезжал в Россию для сбора пожертвований в пользу иерусалимской Церкви; возвратился в 1839. 86 Святитель, когда был Учителем в Троицкой Семинарии, писал (в апреле 1808) к родственнику – дьякону: «взять готовое (светское платье) я готов,.. При том, если уже Вы принимаете на себя труд нарядить меня, то не оставьте купить мне шляпу.» Душепол. Чтение, 1870. Ноябрь, отдел 2. стр. 89. 87 Эта кратка была мною передана Редактору Православного Обозрения несколько лет назад, но там и застряла. 89 В. А. Левасон, по принятии Правосл. веры в 1840, определен в Академию преподавателем Еврейского языка, и вскоре наименован Ординарным Профессором. 91 Платон Фивейрский. Магистр» 9-го курса Моск. Акад.. пострижен 1834 и того же года бакалавр: он же и библиотекарь (с 1838), с 1841 исправлял должность Инспектора Моск. Академии. Ноября 9 Архимандрит. 1842 Ректор Казанской Сем., 1843 Орловской, 1817 Тамбовской. 1852 Владимирской. 1856 Викарий Новгородский, с 31 июля Петербургский 1857 Епископ, Костромский. 1868 Архиепископ: ск. 1877. мая 13. 92 Василий Иванович Кутневич, 1832 обер-священник армии и флота, 1833 Присутствующий, а в 1848 Член Св. Синода с присвоением звания Протопресвитера. 93 Н. В. Музовский, Обер-священник, Придворного Благовещенского Собора в Москве, Протопресвитерск в 1848 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

1712. Размышление о честном кресте Господнем. 1845. IV. 116. 1713. Размышление при конце года. 1857. II. 349. 1714. Родственное и дружеское собрание в последний день года. 1856. II. 459. 1715. Вечер под новый год. 1856. I. 3. 1716. Размышление на новый год. 1846. IV. 452. 1717. Письмо христианина к другу в день новолетия. 1854. I. 83. 1718. Старый и новый годы. 1855. I. 70. 1719. Новый год. 1854. I. 3. 1720. Новый год. 1852. I. 3. 1721. Старое и новое время. 1856. II. 218. 1722. Время и вечность. 1856. I. 81. 1723. Чувствования при размышлении о последнем дне мира. 1843. I. 488. 1724. Размышление в день сошествия Св. Духа. 1849. I. 356. 1725. Размышление в день рождества Христова. 1851. II. 533. 1843. I. 111. 1726. Размышление при вступлении в страстную седьмицу. 1843. II. 158. 1727. Размышление о слове Божием. 1846. III. 396. 1728. Евлогий и увечный. 1849. II. 408. 1729. Размышление в день воскресения Христова. 1843. II. 187. 1730. Мысли при чтении повествования св. Луки о принесении Иисуса Христа во храм и о сретении Его Симеоном Богоприимцем и Анной Пророчицей. 1846. I. 306. 1731. Мысли при чтении повествования о преображении Господа нашего И. Христа ( Мф. 17:19 . Лк. 9:2836 ). 1844. III. 242. 1732. Мысли при чтении повествования о искушении Господа нашего И. Христа. [ Мф. 3:111 ). 1843. II. 325. 1733. Мысли у подножия креста Господня. 1868. II. 331. 1734. Преображение И. Христа укрепляет нашу веру и нравственность. 1831. XLIV. 55. 1735. Христос рождается. 1838. IV. 370. 1736. Письмо на рождество Христово. 1821. I. 120. 1737. Мысли при чтении сказания о рождестве Христовом и поклонении пастырей. 1840. IV. 423. 1738. Мысли при чтении евангельских сказаний о поклонении волхвов рождшемуся Спасителю. 1843. IV. 437. 1739. Размышление о воскресении Господа нашего И. Христа. 1845. II. 132. 325. 1740. Всевидящие око. 1845. II. 107. 1741. Расположение души, приступающей ко св. причащению. 1854. I. 278. 1742. День смерти и день рождения. 1855. I. 483. 1743. Два конца и два пути. 1853. I. 459.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Изучению южного славянства и отчасти православного Востока посвящены следующие сочинения его, напечатанные в 1866 году: «Исторический очерк древней Болгарской церковной иерархии, от принятия Болгарами христианской веры (в 861 г.) до упразднения Болгарского Терновского патриархата» («Херсонские Епархиальные Ведомости», 9 и отдельный оттиск: Одесса. 1866 г.); «Обращение Хиландарской Лавры в общежитие» (там же, 17); «Архиепископия первой Юстинианы Охридской и ее просветительное влияние на южных славян – болгар и сербов» («Чтения в Общ. Истории», кн. IV и отдельный оттиск: М. 1867 г.); «Историческое обозрение Афонских славянских обителей» («Херсонские Епарх. Ведомости», 21, 22, 24, 1867 г., 1–2 и отдельный оттиск: Одесса. 1867 г.). В 1867 году: «Русский монастырь св. Пантелеймона – Русик» («Херсонские Епархиальные Ведомости», 6, 7, 17–22, и отдельно: Одесса, 1867 г.); «Речи при встрече великих князей Алексия Александровича и Сергия Александровича с великою княжною Марией Александровной» (там же, 19); «Известие о кончине настоятеля Зографской Афонской обители игумена Анфима» (там же); «О славянских переводах церковного богослужебного устава» («Чтения в Общ. Истории», кн. II); «Киприан до восшествия на Московскую митрополию» (там же); «Сербская иноческая обитель в Палестине» (там же, кн. 3); «Историческое описание Сербской царской Лавры Хиландаря и ее отношения к царствам Сербскому и Русскому» (там же, кн. 4, и отдельно: М., 1868 г.); «Двухдневное пребывание на св. горе Афонской вел. кн. Алексия Александровича» («Херсонские Епархиальные Ведомости», 20, и отдельно: СПб., 1868 г.); «Лавра св. Саввы Освященного» (там же, 23, 24, 1868 г., 5–10, и отдельно: Одесса, 1868 г.). В 1868 году: «Изображения славянских первоучителей и просветителей святых Кирилла и Мефодия на иконе Николая Скоропомощника в Афонском Дохиарском монастыре» («Чтения в Общ. Истории», кн. «Хан Нагай и его влияние на Россию и южных славян» (там же, кн. III); «Монастырь Липеси, место погребения греческой царицы, русской княжны Анны Васильевны» («Утро», сборник Погодина, М. 1868); «Хиландарски тиник или устав св. Саве» («Гласник», кн. 7, и отдельно: Белград, 1868 г.); «Стара Српска писма из Руского монастира св. Пантелеимона у cbemoj гори» (там же и отдельно: Белград, 1868 г.); «Студийский монастырь в Константинополе» («Херсонские Епархиальные Ведомости», 22) и между прочим: «Опись города Волхова Троицкого Оптина монастыря по 1779 год» (кн. 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

В «Маленьких трагедиях» Пушкин глубже Шекспира, а потому должен быть признан непревзойденным гением не только русской, но и всемирной литературы. Пушкин постепенно, неуклонно шел ввысь, догоняя и перегоняя своих учителей, доростая и переростая их всех в своем изумительном творческом шествии. Самым честным из его учителей был Жуковский, который 20-тилетнему юноше Пушкину подарил свой портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя». Так постепенно могли бы сказать Пушкину и все его учителя: Державин, Батюшков, Байрон, Гете и, наконец, Шекспир. Вся же последующая за Пушкиным Русская классическая литература XIX века, занявшая первое место в мире (Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Гончаров, Толстой и Достоевский) – признала себя учениками Пушкина. По возвращении из Болдино в Москву, Пушкин 18 февраля 1831 года венчался в Церкви Вознесения Господня с Наталией Николаевной Гончаровой. В это же время Пушкин начинает писать свои несравненные народные сказки: «О Царе Салтане» (1831), «О Рыбаке и рыбке» (1833), «О мертвой царевне» (1833), «О золотом петушке» (1834) и «Песни западных славян» (1833). В 1833 г. Пушкин совершает путешествие в Оренбургскую губернию (попутно и в Казанскую), чтобы, так сказать, «экскурсионным методом» собрать материалы для «Истории Пугачевского бунта». На основе собранного документального научного исторического материала о времени Пугачева Пушкин пишет свою замечательную историческую и в то же время психологическую повесть (небольшой по количеству страниц, но гениальный по содержанию роман) – «Капитанская дочка». Великий русский историк, профессор В. О. Ключевский сказал про эту повесть: «Вот как надо писать историю». «Капитанская дочка» начата была в 1833 г., а закончена в 1836 г.; заключительные строки датированы 19 октября. Первым же опытом в области художественной прозы был незаконченный роман «Арап Петра Великого», написанный еще в 1827 г.). В 1833 г. Пушкин написал поэму «Медный Всадник», вновь вернувшись к теме Петра Великого. Основная идея этой самой замечательной из поэм Пушкина – противоположение личных интересов – интересам общегосударственным. Великим деяниям Петра, в частности основанию Петербурга, – противопоставляются личные мечты молодого человека о семейном счастье с любимой девушкой; однако стихийное бедствие (страшное наводнение в Петербурге) безпощадно разрушает все его мечты: невеста гибнет от наводнения, а сам он сходит с ума. Таким образом несчастный Евгений является одной из жертв Петровского дела – основания новой столицы, а Петр Великий – косвенным виновником его гибели. Пушкин с большим и искренним сочувствием описывает несчастья Евгения, но всецело становится на сторону Петра, понимая огромное значение Петровских преобразований. С восторженным изумлением воспевает Пушкин образ Петра, символизированный Фальконетовским памятником – «Медным Всадником» – на Сенатской площади в Петербурге:

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Andreevsk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010