Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОДЯНСКИЙ Осип Максимович (30.10.1808, мест. Варва Лохвицкого у. Полтавской губ.-6.09.1877, Москва), филолог-славист, историк. Род. в семье священника. После окончания Полтавской ДС учился в Московском ун-те на словесном отд-нии (1831-1834), под рук. проф. М. Т. Каченовского написал канд. соч. «О мнениях касательно происхождения Руси». В студенческие годы входил в кружок Н. В. Станкевича, увлекался укр. культурой, собирал укр. песни (в коллекции было до 8 тыс. текстов). В окт. 1832 г. познакомился с Н. В. Гоголем , с к-рым поддерживал дружеские отношения до смерти писателя, с 1844 г. дружил с Т. Г. Шевченко . В 1833, 1835 гг. опубликовал 2 сб., посвященных укр. фольклору: «Малороссийские вирши» и «Наськы украинськы казки» (1-й сб.- под псевдонимом Бода-Варвынец). С 1835 г. преподавал лат. язык во 2-й московской гимназии. По совету М. П. Погодина вступил в переписку с чеш. филологом П. Й. Шафариком , к-рый оказал большое влияние на научные взгляды Б. Позднее Б. перевел на рус. язык исследования чеш. ученого (Славянские древности. М., 1837-1848. 2 т.; Славянское народописание//Москвитянин. 1843. 1, 3, 5; ряд статей). О. М. Бодянский. Гравюра Л. Серякова. 1878 г. (РГБ) О. М. Бодянский. Гравюра Л. Серякова. 1878 г. (РГБ) После защиты в 1837 г. дис. «О народной поэзии славянских племен» Б. первым в России был удостоен степени магистра «славянских наречий». В 1837-1842 гг. находился в заграничной командировке для подготовки к преподавательской деятельности. Посетил слав. области в Австрийской империи и Пруссии, побывал в Италии, работал в Вене, Будапеште и Праге. В поездке много времени посвящал изучению памятников слав. письменности, исследовал собрания не только в б-ках и музеях, но также в мон-рях и у частных лиц. Б. активно устанавливал контакты с деятелями слав. науки и культуры (Л. Гаем, В. Ганкой , В. Караджичем , Е. Копитаром , Я. Колларом, Й. Юнгманом и др.), изучал славистику (под рук. Шафарика), чеш., польск., слов., серб., старослав. и древнечеш. языки. Результаты командировки нашли отражение в «Донесении г. министру народного просвещения магистра Московского университета Иосифа Бодянского из Праги» (ЖМНП. 1838. Т. 18. С. 392-404) и в ст. Б. «О древнейшем свидетельстве, что церковно-книжный язык есть славяно-булгарский» (Там же. 1843. Т. 38. С. 130-168), в приложении к к-рой был опубликован найденный исследователем во Вроцлаве список XVI в. Сказания Храбра Черноризца . За время работы за границей Б. собрал богатую б-ку по славистике, впосл. завещанную Московскому ун-ту.

http://pravenc.ru/text/149647.html

В недавние времена были в Харькове и не­которые события печальные: а) Голод 1787, 1821, 1833 и 1848 гг. Тяжелеевсех был первый, цена хлеба доходила до 11 р. серебром за четверть, и потому много бедныхумерло от голода. б) Пожары 1821, 1833 и 1843 гг.; во второйиз них в Архангельском приходе истреблено до 100 дворов, в каждый из двух других – до 50дворов. в) Холера 1830, 1847 и 1848 гг. Сие грозноепосещение Божие послужило к пользе многих. Души, самые забывчивые о вечном спасении,приходили в себя и с сокрушением более или менее глубоким обращались с мольбами о помиловании к Господу. Почти все в продолжение эпидемии говели, исповедывались и причащалисьсв. таин, иные даже по два и по три раза. Всех умерших в Харькове от холеры было: в 1847 г. –410 человек, в 1848 г. – до 700 человек. Из частных лиц в нынешнее время справедливо обращает на себя внимание прихожанка Димитриевского прихода Евфросиния Михай­лова. Сна уже 30 лет страдает болезнью, которой не могут облегчить пособия врачей, и 20 лет не встает с одра, но благословляет Десницу Божию, коснувшуюся ее. Иван Хроль, сын мелкого торговца и сам уже хозяин по воле отца, едва не умер от холеры 1830 г., но освободясь от страшной болезни, не хотел более ничем заниматься, как чтением духовных книг, молитвами и беседой о спасении души. Стцу своему сказал он: «Доволь­но торговали мы и едва ли не проторговали совесть,– время заняться другим». Одежда юродства, под которой он являлся другим, не могла быть легкой для него, тем более, что прикрытый ею он говорил довольно смело и резко правду многим. Побои, насмешки, пересуды сыпались на него щедро. Раз побывал он и в тюрьме, но из нее вывел за собой несколько де­сятков крестьян, которые прежде того ни за что не хотели повиноваться господину своему, а по убеждению Хроля стали кроткими как агнцы. Пред самой смертью раскольники до того из­били его, что он стал харкать кровью и скоро умер. Это было в 1841 г. II Харьковский Округ СЛОБОДА МЕРЕФА На ровном месте, по обоим берегам речки Мерефы, в 24 верстах от Харькова.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Высшая ступень – Духовная Академия, рассчитанная на четыре года обучения с разделением на два класса – философский и богословский. В комплекс богословских дисциплин входили: каноническое право, апологетика, патрология, библеистика и литургика. В состав общеобразовательных: высшая математика, теоретическая и прикладная физика, метафизика, философская история, этика, эстетика, церковная история и церковная археология, древняя история, более основательное изучение латинского, греческого и древнееврейского, французского и немецкого языков. Основная задача духовных академий заключалась в подготовке преподавателей духовных семинарий и настоятелей городских приходов, а так же кадров для занятия административных церковных должностей и миссионеров. Особо отличившихся учеников оставляли для преподавания в самих академиях . Исходя из имеющихся данных, обучение отца Антонина в духовных школах представляется нам следующим образом. Вероятно, в приходское училище он был отдан рано. К началу занятий в сентябре 1823 г. ему исполнилось 6 лет (Архимандрит Антонин родился 12 августа 1817 г., поэтому был едва ли не самым юным учеником). Положенные два класса он окончил летом 1825 г. и в возрасте 8 лет поступил в уездное Далматовское Духовное Училище. В Далматовском Духовном Училище ему довелось окончить все шесть положенных классов. Здесь он провел неполных шесть лет своей жизни – с сентября 1825 по июль 1831 года. В 14 лет Андрей Иванович становится учеником Пермской Духовной Семинарии, где учился с сентября 1831 по август 1836 года. (Архимандрит Киприан указывает год поступления в семинарию 1830-й. – прот. А.М. ) . Здесь он окончил два риторических класса (1831–1833 гг.). После того, как семинарское начальство приняло решение оставить его повторно в «риторике», 1833–1834 учебный год он находился дома в с. Батурино. В 1834–1835 учебном году он согласно предписанию, повторил 2-й риторический класс. В 1835–1836  гг.  окончил 1-ый философский. В августе 1836 г., в возрасте 19 лет, вместе с дядей архимандритом Ионой, Андрей Иванович переехал в Екатеринослав, где учился еще три года. Сначала он продолжил обучение во 2-ом философском классе (сентябрь 1836–1837 гг.). После окончания 1-го года богословского класса 1837–1838 гг. Андрей Иванович, надеясь на родственную протекцию ректора, пытался досрочно выпуститься из семинарии, чтобы успеть к началу приема в Московскую Духовную Академию. Однако архимандрит Иона – строгий блюститель инструкций и предписаний, не пошел на такое явное нарушение устава духовных школ и заставил племянника окончить полагающийся 2-ой год богословского класса, что тот и сделал в 1838–1839 учебном году . Только после прохождения всех ступеней семинарского образования Капустин в возрасте 22 лет получил возможность поступить в Киевскую Духовную Академию, так как в Московской Академии в этот год набора не было. В Академии отец Антонин учился четыре года (с сентября 1839 по август 1843 г.) и окончил ее по первому разряду в возрасте 26 полных лет.

http://bogoslov.ru/article/1284942

Примечание. На основании примечания при статье 47, Римско-Католическое духовенство не может доходов своих отсылать за границу без Высочайшего разрешения. 96. Служащие в военном сухопутном или морском ведомстве имеют на пенсии и единовременные пособия такое же право, как духовные прочих Христианских исповеданий в том же ведомстве служащие (а). Равным образом, существующие по учебной части ведомства Министерства Народного Просвещения постановления о производстве пенсий и единовременных пособий учителям, распространяются на Законоучителей духовного сана Римско-Католического исповедания так же, как прочих Христианских исповеданий в учебных заведениях того же ведомства... а: 1856, авг. 26. Выс[очайшее] пов[еление]. 97. Прелаты, Каноники и другие духовные лица имеют право по ученым их званиям носить особые (дистинкториальные) кресты, с изображением на них Российского государственного герба. 1833, июл. 1 (6296). § 84. 98. Усерднейшие и благонамереннейшие Священники Римско-Католического исповедания имеют право, подобно священнослужителям прочих Христианских иностранных исповеданий, на награждение наперсными крестами, особо для сего установленными... 1843, мая 26. Выс[очайшее] пов[еление]. 99. Сверх сих знаков отличия (ст. 97 и 98) духовные лица Римско-Католического исповедания могут быть сопричисляемы к Российским Императорским и Царским орденам. 1843, мая 26. Выс[очайшее] пов[еление]. Раздел II. О управлении духовно-учебных заведений 102. Для образования Римско-Католического юношества, желающего посвятить себя духовному званию, учреждены в Римско-Католических епархиях Семинарии, и в С.-Петербурге Духовная Академия сего исповедания. 1847, июл. 22. Догов[ор] с Рим[ским] Двор[ом]. Ст. 7, 21–29. 108. Профессоры и Адъюнкты Богословских наук избираются всегда из духовных особ. Прочие учители могут быть избираемы из светских лиц, исповедующих Римско-Католическую веру, и преимущественно из тех, которые окончили курс учения в одном из высших учебных заведений Империи и удостоились ученых степеней.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С 1905 г. в Великобритании действует международная организация – Всемирный союз баптистов. Он стал центром по обсуждению вопросов вероучения, организации, религиозной свободы и т. п. Раз в 5 лет созывается Всемирный конгресс баптистов; проводятся также Всемирные конференции баптистской молодежи. – Комментарии. 292 Адвентизм (от лат. adventus – пришествие) – протестантское направление, возникшее в 1830-е гг. Основателем считается американский фермер Уильям Миллер (17821849), проповедник баптистской общины г. Хэмптона. В 1833 г. он опубликовал труд «Свидетельства из Священного Писания и истории о втором пришествии Христа в 1843 г. и Его личном царствовании в течение 1000 лет», где со ссылкой на 8-ю главу ветхозаветной книги пророка Даниила указал время второго пришествия – 21 марта 1843 г. Позднее срок был пересчитан и на год сдвинут. По прошествии названных сроков в 1845 г. Миллера с его сторонниками изгнали из общины. Он признал ошибку – нельзя точно вычислить замысленное Богом, но близость пришествия это не отменяет, и к нему надо готовиться. Несбывшееся предсказание породило разногласия среди сторонников адвентизма, что положило начало их дифференциации. Первое время лидирующей была организация самого Миллера – миллериты. На съезде 1845 г. в Олбани она преобразовалась в Ассоциацию тысячелетнего пришествия. Центральным пунктом учения осталась вера в скорое, уже без указания точных дат, пришествие Христа – «буквально, персонально, видимо». Этому событию будет сопутствовать устроение тысячелетнего небесного града для обитания праведников. Грешники же останутся на опустошенной земле. Затем произойдет сошествие «святого града» с небес и огненное «погубление» Богом всех грешников. Праведные получат вечную жизнь на обновленной земле. Заслужить пребывание в тысячелетнем царстве Христа можно только глубокой верой, жизнью по библейским заповедям, строгим соблюдением ритуальных действий и правил. Этими основоположениями до сего дня руководствуются умножившиеся со временем разновидности адвентизма. Однако каждая из них вносит свои дополнительные установления.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

21 Как пламенно занимались в это время греки устройством школ, видно из прекрасного сочинения Якова Ризо-Неруло: Courts de littérature Grecque modern… par Jacozaky Rizo Néroulos… 2 edit. Geneve. Paris, 1828. 3 период. – См. также дельную статью С. С-ва в «Москвитинине» (1843. 12) «Состояние просвещения в Новой Греции, от начала прошлого столетия до последних событий в ней (т. е. до 1821 г.). Она составлена, как и автор говорит, по «Всеобщей Истории» Кумы. 22 Под заглавием: Евгений Булгарис и Никифор Феотокис , предтечи умственного и политического пробуждения Греков, поместил Стурдза сильную и одушевлённую статью в «Москвитянине», 1844 г., 2, которая в Афинах вышла особой книжкой в греческом переводе К. Г. Сутцо 1858 году. И русский, и греческий перевод сделаны с французской рукописи; сам Стурдза писал эту статью по-французски. 23 Подробная и, сколько нам известно, лучшая биография Кораи, находится в «Русской Беседе» (1857 г., кн. 3) под заглавием: Адамантий Кораи; ею мы обязаны профессору Б. И. Ордынскому. [Адамантий Кораи (Адамантиос Кораис) – видный деятель греческого Просвещения. Жил в Париже, ум. в 1833 г. Не лишено интереса его сочинение «О нынешнем просвещении Греции» (рус. пер.: СПб., 1815.] 24 Ученик его, о котором говорим, есть К. Сивини, издавший в Триесте небольшой очерк жизни Экономоса под заглавием: πμνημα ατοσχδιον περ το αδεσιμωττου πρεσβυτρου κα οκονμου Κωνσταντνου το ξ Οκονμων π Κ. Σιβνη. ν Τεργτ, 1857. 25 Здесь оканчивается изображение его учительской деятельности, которое мы заимствовали из сочинения Г. К. Сивини, бывшего его ученика Смирнской гимназии. 27 Смотри Biographie de Capodistrias, Préesident de la Grèce, написанную Стурдзой и предпосланную сочинению Correspondance du Comte J. Capodistrias, Président de la Grèce… publiée par Bétant. 4 t. Génève. Paris, 1839. 28 Надгробное слово Экономоса на кончину Григория помещено в собрание слов, произнесенных им в двадцатых годах в Одессе, а позже в 1833 году изданных иждивением капитана первого ранга И. П. Бозо: Λγοι κκλησιαστικο κφωνηθντες ν τ Γραικικ κκλησ τς δησσο κατ τ 1821– 1822 τος π Ο. Κ. Ο. См. сверх того статью Стурдзы: «Памяти Григория V...» («Москвитянин». 1842. VI. 380–84) и статью С-ва: «Григорий V, Патр. Константинопольский, пострадавший от Турков в 1821 г.» («Москвитянин», 1844. 10.). – Больше всего подробностей находим у Г. Крокиды, который описал его жизнь на греческом языке. Эта биография в русском переводе помещена в «Христианском Чтении»… Крокида известен по переводу на греческий язык «Истории» Карамзина. – А тж. у Б. Ордынского: «Отпадение Греции от Турков и Европейская политика того времени относительно Греции и Турции» (в «Русской Беседе», 1860. Кн. I).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/o-pesn...

494 Часть этой блестящей и сильной речи помещена выше – в заключении Киевского периода биографии. 495 Из воспитанников Киевской академии следующие лица послужили при погребении своего великого представителя: 1) старшие его по выпуску – прот. Н. И. Соколов (V курса – 1831 г.) и прот. Μ. К. Павловский (VI курса – 1833 г.); 2) ученики усопшего – кроме преосв. Геннадия (XII курса, 1845 г.), протоиереи: С. А. Серафимов (X курса, 1841 г.), А. Г. Лебединцев и Г. И. Попруженко (XI курса, 1843 г.), А. А. Соловьев и М. М. Диевский (XV курса, 1851 г.); 3) ученики учеников почившего: профессор В. Ф. Певицкий, протоиереи: Μ. Ф. Чемена и Г. Я. Селецкий (все XVII курса, 1855 г.). – Было при погребении, сверх того, довольно воспитанников К. академии, не имеющих духовного сана, начиная с бывшего проф. И. Г. Михневича (VI к., 1833 г.), товарища пр. Димитрия В. Мокиевского, и кончая служащими в духовно-учебных заведениях. 498 Обстоятельные некрологи были в Епарх. В-стях – Херсонских, Рязанских и Тульских и в Церковном Вестнике. Воспоминания о Димитрии; в «Душеполезном чтении» (прот. Флоринского), в «Историческом Вестнике» (Б. К.), в «Киевской старине» (Ф. Г. Л-цева), в «Тульск. Еп. Вед.», в «Московских Ведомостях» (прот. Виноградова), в «Саратов. Листке», в «Киевск. Епарх. Ведом.», в «Церк. Вестнике» и во многих других органах печати. 499 В память о почившем архипастыре соборный иподиакон Фащевский некоторые возгласы преосвященного переложил на ноты и издал в приложении к брошюре «Памяти святителя Димитрия». Глубокую благодарность о. Фащевскому приносят почитатели покойного Владыки за то, что он дал возможность возобновлять в памяти не только внешний образ пр. Димитрия (по распространенным его портретам), но и голос его, читая нотные переложения возгласов. 504 Там же (стр. 18). – Подобный пример действенной силы пред Богом молитвы святителя Димитрия отмечен был в ранний период его служения в Туле, когда, после совершенной им в г. Черни литургии и крестного хода, губительная язва – холера ясно стала ослабевать и скоро прекратилась.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

составила основные положения устройства церкви королевства и регламент, по коим все управление церковью вверялось постоянному священному Синоду с местопребыванием сего последнего в столице королевства, – Афинах; но при этом взамен подчинения патриарху, Синод поставлен был в полную зависимость от гражданской власти, подобно другим правительственным учреждениям королевства, и главою, верховным начальником Синода, быль поставлен король. Так дело продолжалось до 1850 года, когда, вследствие протеста многих, более благоразумных людей и вследствие нужды в поставлений новых канонических епископов, правительство королевства наконец обратилось к патриарху Константинопольскому за утверждением независимости церкви королевства. После рассуждений по этому делу в великом Синоде Константинопольской церкви и по сношении с другими вселенскими патриархами, независимость (автокефальность) церкви королевства была признана и для неё начертано было соборным деянием более сообразное с канонами устройство, хотя и при этом правительство королевства постаралось изменить начертание соответственно началам, положенным в основу регламента 1833 года, именно и более всего в отношении к зависимости церкви от гражданской власти. Не говоря уже о министре церковных дел, в руках которого Афинский священный Синод и прежде и после 1850 года являлся и является не более как слепым его орудием, в Синоде постоянно заседает королевский прокурор (πτροπος), который, вместе с поставляемыми от короля секретарями Синода, является постоянных контролером церковного управления в интересах конституции, которая, со времени революции 1843 года, прочно водворилась в королевстве Греческом и по которой высшие решения дает периодически собирающаяся Палата депутатов или Парламент (Βουλ). Таким образом по составленному на основании помянутого соборного начертания 1850 года и в виду регламента 1833 года и обнародованному в 1852 году, доселе действующему, регламенту королевства, священный Синод последнего, в председательстве (постоянном) митрополита Афинского и при участии четырех временных (вызываемых королем на год) членов – архие-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1843 г. под церковным запрещением оказался Пьюзи. После проповеди «Святая Евхаристия: утешение кающемуся», в к-рой он, ссылаясь на св. отцов, убеждал, что в таинстве Евхаристии происходит действительное пресуществление Св. Даров, ему в течение 2 лет было запрещено проповедовать. Несмотря на возникшие сложности, именно Пьюзи после ухода Ньюмена стал лидером О. д. К кон. 50-х гг. XIX в. О. д. перестало быть исключительно университетским явлением, распространившись за границы Оксфорда. Акцент ставился не на теологических дискуссиях, а на практической деятельности: развитии духовной жизни в приходах, сакрализации англикан. богослужения. Как отмечалось в христ. прессе того времени, «то, что двадцать лет назад проповедовалось только в одном месте, теперь можно услышать во всех регионах страны...» (The Christian Remembrancer. L., 1866. Vol. 51. P. 168). Под влиянием идей О. д. в 1840-1870 гг. развивало деятельность Кембриджское кемденское архитектурное об-во, одними из главных задач к-рого стали сакрализация храмовой архитектуры и строительство церквей в неоготическом стиле. Появились монашеские общины. Возникло движение ритуалистов - священников, использовавших во время богослужений церковное облачение, напоминавшее католическое, ладан, свечи и т. д. Количество приходских священников-трактарианцев росло: от 141 в 1845 г. до 442 в 1870 г. (цит. по: Стецкевич. 2012). Благодаря их усилиям в Церкви Англии утвердилась традиция более частого причащения, возродились индивидуальная исповедь. Лит.: Church R. W. The Oxford Movement: Twelve Years, 1833-1845. L., 1891; O " Con-nell M. R. The Oxford Conspirators: A History of the Oxford Movement, 1833-1845. L., 1969; Yates N. The Oxford Movement and Anglican Ritualism. L., 1983; Соловьёва Т. С. Оксфордское движение: Борьба за церк. возрождение в Англии//АиО. 2000. 3(25). С. 334-353; Стецкевич М. С. Основные идеи Оксфордского движения//Религиоведение. 2010. 4. С. 49-55; он же. Совр. проблемы историографии Оксфордского движения//Религия в меняющемся мире. СПб., 2012. С. 228-244; он же. «Движение внутри движения»: Путь Дж. Г. Ньюмена от англиканства к католицизму//ФН. 2014. 5. С. 57-71.

http://pravenc.ru/text/2578259.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАУР [нем. Baur] Фердинанд Кристиан (21.06.1792, Шмиден, близ Штутгарта - 2.12.1860, Тюбинген), нем. богослов, основатель протестант. (новой) тюбингенской школы библейской критики. Род. в семье пастора; окончил семинарию в Блаубойрене (близ Ульма); в 1809 г. поступил в Тюбингенский ун-т, по окончании к-рого был «репетентом» в Тюбингенской семинарии; в 1817 г. переведен в Блаубойренскую семинарию, где преподавал 9 лет. С 1826 по 1860 г. профессор богословия и церковной истории в Тюбингене. На развитие историософских взглядов Б. повлияли прежде всего философские позиции И. Г. Фихте , Ф. В. Шеллинга и Ф. Шлейермахера ; воззрения последнего во многом определили идеи работы Б. о символике и мифологии древних религий (Symbolik und Mythologie oder die Naturreligion des Alterthums. Stuttg., 1824-1825). Необходимой предпосылкой любой исторической реконструкции, по Б., является точность философской позиции, т. к. исторические события и явления духовной жизни нельзя понять без идеи, обеспечивающей их внутреннюю связь. Многолетнее изучение истории религии и философии в Тюбингене нашло воплощение в работе об истории христ. гнозиса и ранней христ. философии (Die christliche Gnosis oder die christliche Religions-Philosophie in ihrer geschichtlichen Entwicklung. Tüb., 1835), в к-рой уже заметно влияние историософии Г. В. Ф. Гегеля . Эти исследования подготовили появление трудов Б. по истории христ. вероучения - о примирении (Die christliche Lehre von der Versöhnung. Tüb., 1838), об учении Церкви о Воплощении и Троице (Die christliche Lehre von der Dreieinigkeit und Menschwerdung Gottes. Tüb., 1841-1843) и краткого изложения истории догматов (Lehrbuch der Dogmengeschichte. Tüb., 1847). Полемика с католич. богословом И. А. Мёлером (1833-1836) побудила Б. опубликовать сравнительный анализ католич. и протестант. вероучений (Der Gegensatz des Katholicismus und Protestantismus, nach den Principien und Hauptdogmen der beiden Lehrbegriffe, mit besonderer Rücksicht auf Hrn. D. Möhler " s Symbolik oder Darstellung der dogmatischen Gegensätze der Katholiken und Protestanten, nach ihren öffentlichen Bekenntnisschriften. Tüb., 1833, 18362).

http://pravenc.ru/text/77694.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010