5-я печать. Когда Агнец снял пятую печать, ап. Иоанн увидел «под жертвенинком души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом: доколе, Владыка святый и истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число» ( Откр. 6, 9–11 ). По мнению адвентистов, в этом месте Откровения предметы несуществующие («души убиенных») изображаются так, как если бы они существовали; душам умершим приписывается жизнь, живое существование (ср. Рим. 4:17 ). «Души убиенных» это все те, которые были умерщвлены Римской церковью как еретики, при господстве мрака н суеверий «4-й печати». Реформация «обелила» их, признала их праведными. Это и означают слова: «им были дани одежды белые». Все эти мученики должны успокоиться на малое время, пока к ним не придут другие, которые, подобно им, будут умерщвлены за слово Божие. Все они будут воскрешены в нетление славы. 6-я печать. Когда Агнец снял шестую печать, то «произошло великое землетрясение и солнце стало мрачно, как власяница, и луна сделалась как кровь, и звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои» ( Откр. 6:12–13 ). В этих словах, по мнению адвентистов, предсказаны: 1) великое землетрясение 1 ноября 1755 г., во время которого был разрушен г. Лиссабон; 2) самый темный день и самая мрачная ночь 19 мая 1780 г., и 3) необычайное падение звезд, наблюдавшееся в С. Америке 13 ноября 1833 г. «И небо скрылось, свившись как свиток, и всякая гора и остров двинулись с мест своих» ( Откр. 6:14 ). Эти слова указывают на то, что произойдет в явление Господа. Признаки Его пришествия все налицо: мир ожидает лишь последней трубы. Тогда нечестивые побегут в пещеры и в ущелья гор, дабы укрыть свою вину от, гнева Того, Который воссядет на Престоле в день суда (Отвр. 6:15–17). Шестая печать началась с 1755 г. (год Лиссабонского землетрясения) и будет продолжаться вплоть до явления Спасителя

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/adventiz...

662. [Сражаясь] за алтари и домашние очаги (лат.) (см.: Цицерон. О природе богов. 3.40). 663. Отсылка к знаменитой фантастической повести Адальберта фон Шамиссо (1781–1838) «Удивительная история Петера Шлемиля» (Chamisso A. von. Peter Schlemihls wundersame Geschichte), где в первой главе появляется загадочный персонаж, крадущий у главного героя его тень. В библиотеке Кьеркегора было нюренбергское издание Шамиссо 1835 г. 664. См.: Гомер. Одиссея. 10.237 и след. 665. См.: Иов 2, 9: «И сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога, и умри». 666. В случае (лат.). 667. Последний пассаж почти дословно повторен в письме Кьеркегора к его другу, профессору Й. Кольдеруп–Розенвинге (J. L. A. KolderupRosenvinge), в августе 1849 г. 668. См.: Флп 4, 7: «…и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе». 669. См.: Флп 2,6–7: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек…» 670. То есть опускает занавес, поскольку спектакль окончен. 671. Таково название датского перевода Т. Оверску (Overskou Th. For evig, eller Medicin mod en Elskovruus — «Навсегда, или Лекарство от любовного опьянения»), опубликованного в 1833 г. в Репертуаре Королевского театра Копенгагена 51). На самом деле, пьеса Э. Скриба и Ф. Вамера (F. A. Varner), написанная в 1832 г., называется «Всегда, или Будущее сына» («Toujours ou Г Avenir dun fils»). Кьеркегор снова упоминает об этой пьесе в июльском письме 1849 г., адресованном Й. Кольдеруп–Розенвинге (J. L. A. KolderupRosenvinge), где он издевается над политикой консерваторов. 672. Чувствительный, восприимчивый (нем.). 673. Предустановленная гармония (лат.); термин, заимствованный из философии Лейбница (G. W. Leibniz, 1646–1716), прежде всего из его трактата «Теодицея» (1710). Вообщето, Кьеркегор начинает серьезно заниматься Лейбницем только с 1842–1843 гг.; в его библиотеке осталось берлинское издание «Opera philosophica», опубликованное Эрдманом (J. Е. Erdmann) в 1840 г. и немецкий перевод «Теодицеи», сделанный Й. Готтшедом (J. Ch. Gottsched) еще в 1763 г. (см.: Pap IV А 11; Pap IV С 73). Тем не менее ко времени создания второй части «Или — или» Кьеркегор уже довольно хорошо представлял себе основные положения философской мысли Лейбница.

http://predanie.ru/book/219811-ili-ili/

Ηο это бывает далеко не со всеми, такой опыт непосредственной встречи с Живым Богом дан немногим. Есть другой опыт, открывающий человеку богоприсутствие. Есть монашеское присловье, в котором говорится, что никто не может отречься от мира, если не увидит на лице хоть одного человека сияние вечной жизни. В книге Исход мы читаем: Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лице его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним. И увидел Моисея Аарон и все сыны Израилевы, и вот, лице его сияет, и боялись подошпи к нему. И призвал их Моисей... После сего приблизились [к нему] все сыны Израилевы, и он заповедал им все, что говорил ему Господь на горе Синае. И когда Моисей перестал разговаривать с ними, то положи. На лице свое покрывало ( Исх. 34:29–33 ). Хотя и в меньшей степени, но это случается и по сей день: встречается человек, на лице которого мы видим сияние боговидца. Это бывает на молитве, после Причащения Святых Таин, когда человек возвращается на свое место глубоко сосредоточенный и одновременно сияющий радостью богообщения. Святой Симеон Новый Богослов († 1032) так рассказывает о своем опыте Причащения Святых Таин. Он вернулся в свою убогую келью, сел на дощатую кровать, глядя на свои руки, озираясь вокруг себя, и произнес: «Я нахожусь сейчас в убогой своей келье, сижу на убогой кровати своей и с ужасом взираю на свое тело, ибо Причащением Святых Таин Самое Божество Христово пронизывает вещество моего тела; эти руки, слабые, старческие, – это руки Божии, и это тело – Тело Христово». Это состояние мы можем лицезреть, когда видим человека, который с чистотой сердца, совершенной открытостью и верой принял дары Святого Духа. Это бывает и с самим созерцающим и с присутствующими при этом: достаточно вспомнить рассказ Мотовилова о видении им сияющего лика преподобного Серафима Саровского (1759–1833), и слова самого старца о таком же сиянии, исходящем от его собеседника. Есть еще один путь, которым окружающая нас действительность – материальная, плотная, как будто непроницаемая, – вдруг вступает в область веры. Бывают моменты, когда неожиданно человека касается благодать Божия, и он видит то, что его окружает, в свете Божием, видит до глубины, которой обычно не достигает его взгляд. Прежде всего это касается человеческой любви. Люди живут рядом – юноши и девушки. Среди них есть двое, которые раньше друг друга не замечали, жили бок о бок, встречались, работали, разговаривали, но не отмечали существование другого. И вдруг в какой-то день один из них или оба взглянут друг на друга и увидят по-новому. Это называется человеческой любовью, которая есть образ любви Божией. Человек, который ранее для тебя как бы не существовал, был просто одним из толпы, вдруг выделяется как единственный, как некто, имеющий громадное значение в твоей жизни, становится самым необходимым.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Аксаковых.    СПЕНСЕР Герберт (1820—1903) — английский философ и психолог. Автор книги “Основы психологии“ (1855). Рассматривал сознание в эволюционном аспекте как форму приспособления к среде при переходе от гомогенности к гетерогенности. Внутри сознания выделял различные чувствования, к которым относил ощущения и эмоции и которые могут объединяться посредством ассоциативного процесса.    КАРУС (Carus) Карл Густав (3.1.1789, Лейпциг — 28.7.1869, Дрезден) — немецкий врач, философ, психолог и художник. В 1862 г. Карус был избран президентом Леопольдины, Германской академии естествоиспытателей; иностранный член-корр. Петербургской АН (1833). Опираясь на учение Аристотеля, Карус трактовал душу как чисто идеальный и неумирающий жизненный центр, являющийся условием всякого бытия и всякого развития. Тело, по его представлениям, есть душа, но на бессознательной ступени, болезнь же — это нарушение единства души и тела; душа связана как с животным, так и с растительным миром. Его идеи о “физиогномике природы” были в дальнейшем развиты в концепции Л. Клагеса о непосредственном “физиономическом наблюдении” самой жизни и о разрушении “бессознательного космического ритма природы человеческим духом.”    ЭРАСТИАНСТВО — направление церковно-богословской мысли в Англии и Шотландии XVI-XVII веков, согласно которому церковные организации не должны были иметь никакой дисциплинарной власти над своими сочленами и должны были состоять в полном подчинении у государственной власти. Направление названо по имени Томаса Эраста, немецко-швейцарского протестантского богослова, естествоиспытателя и врача. Под флагом Эрастианства часть мелкого дворянства боролась и против пуританской, и против католической аристократии.    АКВИЛОНОВ Евгений Петрович (1861—1911), русский духовный писатель, профессор Санкт-Петербургской духовной академии; с 1910 протопресвитер военного и морского духовенства. Основное сочинение: “Церковь. Научные определения церкви и апостольское учение о ней как о теле Христовом.”    Кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В этом убеждает нас ап. Павел, когда говорит: «вы, братья, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать» ( 1Сол. 5:4 ), Господь же Иисус Христос говорит, что Он найдет, как тать, только на тех, которые не будут бодрствовать ( Откр. 3:3 ); следовательно, те, которые будут ожидать второго пришествия Христова не будут застигнуты врасплох. Дабы мы не оставались в неведении относительно этого важного события, подобно тем, «которых пришествие Христово застигнет врасплох, как сеть птицелова накрывает неподозревающих опасности птиц,» в Слове Божием указаны некоторые знамения второго пришествия Христова и кончины мира. Знамения эти следующия. «И проповедано будет сие Евангелие Царствия во всей вселенной, во свидетельство всем народам ( Мф. 24:14 ). Солнце померкнет, луна не даст света своего, звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются (29 ст.). «,И будут глады, моры и землетрясения по местам» (ст. 7). «И будет тогда великая скорбь, какой не было от начала мира до ныне и не будет» (ст. 21). «Прийдет отступление и откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая за Бога» ( 1Сол. 9:3–4 ) и др. Знамения эти, по мнению адвентистов, уже исполнились. Евангелие проповедуется ныне по всему свету, ибо существует 350 переводов Библии и 367 евангелических миссионерских обществ, имеющих во всех частях света 2500 проповедников и 25000 помощников. Солнце и луна помрачены были дивным образом 19 мая, 1780 г., когда в Ново–Англии и во всей северной части Северо–Американских Соединенных Штатов был такой темный день, что все лица побледнели и народ был в ужасе; а следующая за этим днем ночь была такая темная, какой, вероятно, еще никогда не замечали с тех пор, как мир сотворен Всевышним: лист белой бумаги на недалеком расстоянии казался таким же невидимым, как черный бархат. Звезды падали с неба 13 ноября, 1833 г. когда ночью был замечательный метеорологический звездный дождь.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/adventiz...

Господь не благоволил ни отвечать знаменитым иудеям на их возражение, ни продолжать разговора. Но эти несчастные долго помнили слова Искупителя: они привели их в обвинение тогда, когда пришло погибельное для них время осудить Его на смерть. «Мы слышахом Его глаголюща», говорили они, яко Аз разорю сию церковь рукотворную и треми денми ину нерукотворену созижду» ( Мк.14:57–58 ). Явно, что лжесвидетели были те же самые лица, которые допрашивали Господа при первой Пасхе, ибо говорят: «мы слышахом» – и во второй раз искажают и смысл, и слова Его. Даже чернь иерусалимская, толико облагодетельствованная Господом в продолжение трех лет слишком, очень хорошо памятовала первый разговор Его с фарисеями, и Его же словами издевалась над Ним, когда Он был на кресте. Иные, стоя и зря на страждущего ( Лк.23:35 ), другие, проходя мимо, ругались, кивали головами и с насмешкою говорили: «разоряяй церковь и треми денми созидаяй» ( Мк.15:29 ). Не удивительно, в последнее время гражданского существования своего иудеи так развратились, что ни один народ не мог равняться с ними в жестокости, вероломстве и ослеплении. «Я думаю, – пишет Флавий, – что если бы римляне не поспешили завоевать нас, то мой отечественный город или провалился бы сквозь землю, или огонь содомский пожрал бы его». Пребывая в Иерусалиме до окончания праздника, Господь не оставался праздным зрителем торжественных церемоний иудейских, напротив, Он действовал, и действовал точно так, как требовали от Него допросчики, то есть Он творил чудеса. Евангелист не говорит, какие это были чудеса; но их можно угадать по свойству и характеру тех чудес, которые Он совершал впоследствии: исцелял больных, очищал прокаженных, давал прозрение слепым, учил заблуждающихся. Во время первой же Пасхи Спаситель в Иерусалиме имел Свою премудрую и продолжительную беседу с Никодимом о возрождении. Изъяснение слов Спасителя о воскресении Его из мертвых Свят. Филарет, митрополит Московский. Слово на освещение храма в честь Казанской иконы Божией Матери. 18 июня 1833 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Душа умирает вместе с телом ( Еккл. 3:19 ; Быт. 3:19 ) и вместе с телом воскреснет. Бессмертие есть дар Божий, достигаемый через веру во Христа. Нигде в Библии душа не называется бессмертной. Наоборот, о душе говорится, что она может умереть ( Чис. 23:10 ) и может быть спасена от смерти ( Пс. 33:19 ). Она идет в преисподнюю, т. е в могилу ( Пс. 89:49 ). Душа Иова желала удушения ( Иов. 7:15 ). Душа есть кровь, след., ее можно есть ( Втор. 12:23 ) 111 . Екклезиаст говорит: «участь сынов человеческих и участь скотов – одинаковая участь; как те умирают, так умирают и эти, и один дух (евр. руах) 112 у всех, и преимущества у человека пред скотом нет» (3:19) 113 . Из темницы могилы люди будут изведены лишь путем телесного воскресения – праведные для вечной жизни, грешные для окончательного истребления. Это произойдет при втором пришествии Христовом 114 . Учение о близости второго пришествия составляет отличительную особенность адвентизма 7-го дня. 1 . Признаки второго пришествия 115 . День явления Господа неизвестен ( Мф. 24:42 ). Но Библия указывает признаки «последнего времени», т. е. близкого пришествия Христа. Таковы: а) Знамения на солнце, луне и звездах ( Лк. 21:25 ); падение звезд ( Откр. 6:13 ), различные стихийные бедствия – землетрясения ( Мф. 24:7 ) и пр. Все эти признаки уже сбылись. 1 ноября 1755 г. в Лиссабоне было величайшее землетрясение. Землетрясения повторялись в течение всего 19 ст. 19 мая 1780 г. во всей северо-восточной части С. Американских Штатов был удивительно темный день и необычайно мрачная ночь. 13 Ноября 1833 г. в С. Америке наблюдалось необычайное падение звезд. б) «И проповедано будет евангелие царствия по всей вселенной в свидетельство всем народам; и тогда наступит конец» ( Мф. 24:14 ). Первое библейское общество было основано в 1804 г. В 1896 г. существовало уже 367 евангелических миссионерских обществ. в) Нравственная распущенность среди людей последнего времени. ( 2Тим. 3:1–5 ). г) Великое «отступление» 116 . Откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что «в храме Божием сядет он, как Бог , выдавая себя за Бога» ( 2Сол. 2:3–4 ). «Отступление» осуществилось в Римской церкви. Папа считает себя наместником Христа на земле, вторым Богом. Папство отменило 4-ую заповедь, заменило Божию субботу человеческим воскресением, и, следовательно, поставило себя выше Бога, давшего эту заповедь (Ср. Дан. 7:25 ). Папство ввело в заблуждение весь христианский мир 117 . Папское владычество со всеми его мерзостями продолжится до явления Господа И. Христа ( 2Сол. 2:8 ); «пшеница и плевелы будут расти вместе до кончины мира» ( Мф. 13:29–30, 39 ). До этого времени «злые люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» ( 2Тим. 3:1, 13 ) 118 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/adventiz...

«Души убиенных» это все те, которые были умерщвлены римской церковью, как еретики, при господстве мрака и суеверий 4-ой печати. Реформация «обелила» их, признала их праведными.Это и означают слова: «им были даны одежды белые». Все эти мученики должны успокоиться на малое время, пока к ним не придут другие, которые, подобно им, будут умерщвлены за слово Божие. Все они будут воскрешены в нетление славы. 6–я печать. Когда Агнец снял шестую печать, то «произошло великое землетрясение и солнце стало мрачно как власяница и луна сделалась, как кровь, и звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы своп» ( Откр. 6:12–13 ). В этих словах, по мнению адвентистов, предсказаны: 1) великое землетрясение 1 ноября 1755 г., во время которого был разрушен г. Лиссабон, 2) самый темный и самая мрачная ночь 10 мая 1780 г. и 3) необычайное падение звезд, наблюдавшееся в С. Америке 13 ноября 1833 г. Шестая печать началась с 1755 г. и будет продолжаться вплоть до явления Спасителя. 7–я печать. «И когда Он (Агнец) снял седьмую печать, сделалось безмолвие па небе, как бы на полчаса” ( Откр. 8:1 ). Седьмая печать приводит нас к пришествию Христа и к вечности. Седьмая цепь изображает семь церквей. Откровение ал. Иоанна посвящено семи малоазийским церквам: Ефесской, Смирнской. Пергамской, Фиатирской, Сардийской, Филадельфийской и Лаодикийской. Семь церквей – это семь периодов в истории истинной христианской церкви («церкви детей Божих»). Эти периоды начались с выступления Иисуса Христа на проповедь и закончатся при втором Его пришествии. 1–я церковь – Ефес. «Ефес» значит нечто «желаемое» (для Господа). Это название определяет характер и состояние церкви в апостольское время, когда ее члены получили чистое учение Христа и когда они пользовались благословением и дарами св. Духа. Ефесская церковь обнимает период времени от 27 по 100 г. по Р. X. 2–я церковь – Смирна («благоухание»). Это название определяет состояние христианской церкви во времена гонений на христиан в Римской империи (с 100 по 323 г. по Р. X). Многочисленные мученичества христиан благоухали тогда перед Господом. «Скорбь десяти дней» указываем на жестокие гонения Диоклетиана, продолжавшиеся десять лет (с 302 по 313 г.г.)

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/adventiz...

И вот богодухновенность. С чем мы знакомы в собственном опыте? Ну, с поэтическим вдохновением. Вы знаете, многие из вас знают, что такое поэтическое вдохновение. Оно находит; считалось, что его посылают некие музы. И все классические произведения , даже Мильтон в своём «Потерянном Рае» обращается сначала не к Духу Святому, а к музам. Отдаёт дань, что музы посылали это вдохновение. Пушкин прекрасно описал состояние вдохновения. Он совершил прогулку и пришёл к себе в комнату, сел перед камином, и вот в нём просыпаются некие состояния, которые он описал так, что: И мысли в голове волнуются в отваге, И рифмы смелые навстречу им бегут, И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, Минута – и стихи свободно потекут. (А.С. Пушкин. Осень. 1833) Вот, снизошло на него это вдохновение. Можно ли поставить знак равенства между поэтическим вдохновением и богодухновенностью? Ни в коем случае. Это совершенно разные уровни и совершенно разные источники. Прежде чем дать определение, что такое богодухновенность, мы должны посмотреть некоторые тексты, которые могут нас немножко сориентировать в этом плане. Я бы очень просил, отталкиваясь от этих текстов, каждому составить у себя в тетради своё понимание богодухновенности Священного Писания. Откройте все книгу Исход. И найдите 4-ю главу. В книге Исход речь идёт о призвании Моисея. Вот жизнь Моисея слагается из 3-х сорокалетий: 40 лет в Египте, 40 лет в земле Мадиамской и 40 лет он водительствует народ в землю обетованную. Так вот, это второе сорокалетие. 40 лет Господь готовит этого человека к миссии великой: освободить народ из плена и привести его в землю, обещанную их отцам – Аврааму, Исааку и Иакову. Он видит купину неопалимую, куст, объятый огнём и несгорающий. Господь открывает ему Своё новое имя – Яхве – и призывает его к этой миссии. Но ведь человек может отказываться даже и от призвания Божия, и в частности он ссылается вот на что – 10-й стих 4-й главы: Исх. 4:10–16 «И сказал Моисей Господу: о, Господи! человек я не речистый, и таков был и вчера и третьего дня, и когда Ты начал говорить с рабом Твоим [т.е. с детства, я не только не оратор, но имею дефект в произношении, медленоязычный и гугнивый, как говорится в ирмосе], я тяжело говорю и косноязычен. Господь сказал Моисею: кто дал уста человеку? кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? не Я ли, Господь Бог ? Итак, пойди [внимание], и Я буду при устах твоих и научу тебя, что тебе говорить. Моисей сказал: Господи! пошли другого, кого можешь послать. И возгорелся гнев Господень на Моисея, и Он сказал: разве нет у тебя Аарона брата, Левитянина? Я знаю, что он может говорить вместо тебя, и вот, он выйдет навстречу тебе, и, увидев тебя, возрадуется в сердце своем; ты будешь ему говорить и влагать слова Мои в уста его, а Я буду при устах твоих и при устах его и буду учить вас, что вам делать; и будет говорить он вместо тебя к народу; итак, он будет твоими устами, а ты будешь ему вместо Бога...»

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится ( 1Кор. 13:8 ). А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше ( 1Кор. 13:13 ). ...вера, действующая любовью ( Гал. 5:6 ). ...и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову ( Еф. 3:19 ). Бог – свидетель, что я люблю всех вас любовью Иисуса Христа ( Фил. 1:8 ). Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства ( Кол. 3:14 ). Одним словом, в любви – весь закон. И над любовью нет закона, как нет закона над Богом, ибо Бог есть любовь. Таким образом, царский закон Нового Завета превосходит нравственный закон Ветхого Завета, как небо превосходит землю. Конец закона – Христос, – говорит святой апостол Павел ( Рим. 10:4 ). XXIII. Последнее средство Великий русский святитель и тайновидец Серафим Саровский , упокоившийся 2 января 1833 года, в разговоре с ученым архимандритом Макарием, ректором семинарии, объяснял, что всюду есть нечто лучше лучшего. Этот свой тезис он ставил в один длинный ряд всечеловеческой драмы, от начала ее до конца. «Радость моя, есть нечто лучше лучшего, – говорил он. – Это истина и под водой, и на земле, и на небесах. Под водой водоросли хороши, рыбы еще лучше, а жемчуг прекраснее всего. На земле растения хороши, животные еще лучше, а человек совершеннее всего. На небесах стоит чин над чином, лик над ликом, круг над кругом, всё совершеннее, лучше лучшего. Такой порядок действует и для всей истории рода людского: детство человечества длилось до Закона, юность – под Законом, а когда пришло время, то есть в зрелые годы человечества, послал Бог Сына Своего Единородного. С того времени, радость моя, и начались последние дни, которые завершатся светом невечерним». Преподобный Кассиан в своих размышлениях о праотцах, живших прежде данного на Синае закона, вопрошает: «Чем руководствовались люди до заповедей Божиих? На основе чего они создавали свои законы, не имея Закона? На основе чего Авель мог быть праведным? Как он мог знать, что нужно принести жертву Богу от первородных стада своего ( Быт. 4:4 )? Как Ной различал чистых животных от нечистых? Откуда Сим и Иафет знали, что стыдно открывать наготу отца своего? Откуда Авраам знал, что должен давать Мелхиседеку десяток от всего? Кто ему подсказал отказаться от добычи после победы над язычниками? Кто научил его быть гостеприимным? Что научило Иова смирению, терпению, целомудрию и человеколюбию? Как вышло так, что ни один из праведников того времени не нарушил Закон?»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010