Выша. Успенский Вышенский женский монастырь. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Свято-Успенский Вышенский монастырь был основан в 20-х годах XVII века. Впервые в письменных источниках обитель упоминается в 1625 году в грамоте матери царя Михаила Фёдоровича - Марфы. Из письменного источника известно, что родительница первого монарха из рода Романовых постановила " ...храм Успения Пресвятыя Богородицы перенесть и кельи и всякие хоромы, на новом месте велеть строить монастырь " . Новое место определили не случайно - недалеко от судоходной реки Цны. До этого же обитель располагалась на левом берегу реки Выши. Эти земли, называвшиеся " старая пустынь и огородище " ещё долго принадлежали монастырю, в конце XIX века отошедшие местному помещику Эммануилу Нарышкину. Строительство монастыря началось в 1625 году при иеромонахе Тихоне и продолжалось 36 лет. Возводились строения тогда из дерева; леса здесь всегда было в достатке. К концу XVIII века при настоятеле иеромонахе Леонтии в монастыре стали строиться каменные сооружения. Так, согласно описи 1784 года, в Вышенском монастыре имелись " церковь во имя Успения Божией Матери хотя каменная, но тесовая кровля на ней ныне видится весьма ветха. Колокольня дубовая рублена осмериком, крыта тесом. Монастырь огорожен забором из разного лесу " . Расцвет же обители пришёлся на XIX век. В XIX веке Вышенский монастырь попадает в ведение Тамбовской епархии. В то время ею управлял архиепископ Феофил. Он то и занялся обителью всерьёз. Феофил перевёл в Вышу иеромонаха Тихона, который, по сути, отстроил монастырь заново. При Тихоне на территории обители возвели Троицкий храм и каменную четырёхъярусную колокольню, каменные кельи и ограду с башнями. И именно во время игуменства Тихона и был построен Казанский собор, который теперь называют визитной карточкой Свято-Успенского Вышенского монастыря. Его начали возводить в 1831 году. Капитал на его постройку - шесть тысяч рублей - поступил по духовному завещанию моршанского протоирея Иоанна Наполинского.

http://sobory.ru/article/?object=06942

Гавриил, архиепископ Рязанский и Зарайский (Городков Егор Иванович) Родился 17 апреля 1785 года в селе Городковичи Спасского уезда Рязанской губернии в семье пономаря. Обучался в Рязанской духовной семинарии. В 1809 году был отправлен для продолжения образования в Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1814 году окончил курс академии со степенью магистра богословия и назначен преподавателем в Рязанской духовной семинарии. В 1815 году пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха. 27 февраля 1816 года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Рязанского Троицкого монастыря. В 1817 году определен инспектором Рязанской духовной семинарии. В том же году переведен ректором в Орловскую духовную семинарию для преобразования ее согласно с новым положением о духовных школах и назначен архимандритом Успенского монастыря в Орле. С 1819 года – ректор Нижегородской духовной семинарии и настоятель Макариевского монастыря. С 1821 года – настоятель Нижегородского Печерского монастыря. 20 мая 1828 года хиротонисан во епископа Калужского и Боровского. 26 августа 1831 года назначен епископом Могилевским и Витебским для подготовки воссоединения западно-русских униатов. С 30 апреля 1833 года – епископ Могилевский и Мстиславский. 26 декабря 1833 года возведен в сан архиепископа. 15 апреля 1837 года переведен в Рязань. В 1841–1843 году присутствовал в Святейшем Синоде. 5 июня 1858 года уволен на покой в Ольгов монастырь Рязанского уезда с правом управления этим монастырем. Скончался 7 апреля 1862 года. Погребен в Троицкой церкви Ольгова монастыря. Архиепископ Гавриил – просвещенный и деятельный иерарх своего времени, отличавшийся личной кротостью. Такие черты характера способствовали тому, что после польского мятежа, по рекомендации митрополита Московского Филарета, наставника Гавриила по академии, он был назначен епископом Могилевским, «как испытанный в усердии и отличных способностей». Будучи епископом Могилевским, преосвященный постепенно подготавливал почву для общего воссоединения униатов с Православною Церковью, а частным путем, без огласки, он присоединил таковых до 60 000 человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Герасим, святитель, епископ Астраханский и Енотаевский (Добросердов Георгий Иванович) († 1880, память 10/23 июня в Соборе Сибирских святых) Родился 26 октября 1809 года в семье причетника села Вельска Иркутской губернии. Обучался в Иркутской духовной семинарии. В июле 1831 года, будучи учеником высшего отделения семинарии, командирован в улусы (селения – прим. ред.) бурят и других северных народов в качестве миссионера. 25 июля 1832 года по окончании курса семинарии назначен учителем Иркутского духовного училища. 12 апреля 1836 года рукоположен во священника к Иркутской Преображенской церкви. В 1841 года, овдовев, поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. 1 марта 1845 года пострижен в монашество. 23 сентября того же года по окончании курса академии назначен учителем Тверской духовной семинарии. С 21 августа 1846 года – инспектор Кавказской духовной семинарии. 1 октября 1846 года возведен в сан игумена; 6 октября того же года утвержден в степени магистра. 16 апреля 1846 года назначен ректором Кавказской духовной семинарии, а 12 мая того же года возведен в сан архимандрита. С 25 октября 1850 года – ректор Симбирской духовной семинарии. С 8 сентября 1855 года – ректор Харьковской духовной семинарии и настоятель Преображенского Старохарьковского Куряжского монастыря. С 12 марта 1860 года – ректор Калужской духовной семинарии и настоятель Покровского Доброго (Добренского) Лихвинского монастыря. 10 марта 1863 года хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. С 13 января 1864 года – епископ Ревельский, викарий Санкт-Петербургской епархии. С 24 июня 1865 года – епископ Ладожский. 26 января 1866 года назначен епископом Самарским и Ставропольским. С 8 декабря 1877 года – епископ Астраханский и Енотаевский. Скончался 24 июня 1880 года. Погребен в Астраханском кафедральном соборе. С детских лет преосвященный Герасим отличался кротостью и добросердечием, за что и получил от ректора семинарии свою фамилию. Он имел очень нежное, любящее сердце, ему присуща была некоторая сентиментальность.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Глава 7. Переход иеромонаха о. Макария (Иванова) из Площанской пустыни в Оптинский скит ради сожительства с старцем о. Леонидом. Их взаимные отношения; единомыслие и единомудренность обоих старцев в отношении к их духовным детям. Влияние старца о. Леонида на посторонние обители мужские и женские Сейчас мы встретились с именем только что прибывшего из Площанской пустыни в Оптинский скит на жительство иеромонаха о. Макария (Иванова) . О нем по ходу времени и скажем несколько слов. Отец Макарий, как упомянуто выше, монах-подвижник, давно уже был в самых близких отношениях с старцем о. Леонидом, проведшим полугодичное время в Площанской пустыни, продолжая духовное общение с ним и по отбытии его в Скит, посредством переписки. И хотя о. Макарий очень любил Площанскую пустынь и, может быть, никогда бы не расстался с ней, но его пламенная любовь к старцу о. Леониду, мужу облагодатствованному, с высоким даром духовного рассуждения, а кроме сего еще и неприятные, несродные его духу обстоятельства побуждали его решиться навсегда проститься с своим родным гнездом, где он провел много лет и возродился духовно. Известно, что о. Макарий при своей склонности к жизни подвижнической не имел способности и влечения к делам хозяйственным. Между тем в 1831 году по распоряжению епархиального начальства он одновременно назначен был членом двух комитетов, – по перестройке Севского училищного корпуса и по построению вокруг Севского женского монастыря каменной ограды. Заскучал он этим несродным его духу занятием, выражаясь в письме к старцу о. Леониду так: «Завязался комитетами». Мало того, – в октябре того же года Орловский преосвященный Никодим, отправляясь на чреду в Св. Синод, неожиданно для о. Макария вызвал его в Орел и взял с собой в С.-Петербург в должности казначея и эконома, в каковой он и пробыл почти целый год, до 21-го октября 1832 г. По пути из Орла в С.-Петербург о. Макарий имел утешение заехать в Оптину Пустынь (находившуюся в полуверсте от большого Киевского тракта) повидаться и проститься, а кстати и посоветоваться с своим духовным наставником и другом, старцем о. Леонидом. По прибытии же в столицу он вскорости со скорбию писал к Старцу: «Вижу себя весьма неспособным к распоряжению по части экономической, а паче когда все еще неустроено. И что будет далее со мной, не знаю; но буди воля Божия!» В дальнейших же своих письмах из Петербурга к старцу о. Леониду о. Макарий постоянно выражал скорбь души своей о лишении пустынного жительства и о тяжести постоянного пребывания в молве и попечениях града, столь несогласных с его душевным устроением.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Глава III. Горицкий монастырь, исторические сведения об оном; игумения Маврикия Ходенева; слепая старица Феодосия; Феофания Готовцова; ее сестра Маврикия Щулепникова; Ангелина Кожухова; Агния Шилова Горицкий монастырь Воскресенский Горицкий монастырь (3-го класса, девичий) состоит в Новогородской епархии, в Кирилловском уезде, на левом берегу реки Шексны, вытекающей из Белаозера и впадающей в Волгу; находится в расстоянии 7 верст от города Кирилова по большой Санкт-Петербургской дороге, от Вологды в 127 верстах, и от Новгорода в 614 верстах. Кем эта обитель основана и когда именно, неизвестно, но в начале XVI века уже существовала, и в 1544 году княгиня Старицкая, Евфросинья Андреевна, рожденная княжна Хованская, жена удельного князя Андрея Ивановича, родного дяди Иоанна Грозного, построила собор, каменный в два яруса, первоначально крытый тесом и имевший только два престола: наверху – Воскресения Христова, внизу – Кирилла Новоезерского. Впоследствии иждивением седьмой супруги Иоанна Грозного, Марии Феодоровны (из рода Нагих во иночестве Марфы), в верхнем ярусе устроены еще два придела: 1, во имя Божией Матери иконы Одигитрии и 2, Кирилла Белоезерского. Через некоторое время к этим приделам пристроены новые два придела: 3, во имя святого царевича Димитрия и 4, святой великомученицы Екатерины. В 1831 году при больничном корпусе, выстроенном монахиней Марией (в миру бывшей Параскевой Николаевной Хованской), устроена была церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а в 1852 году на хорах в этой церкви вновь сделаны два придела: 1, во имя святого Архистратига Михаила и прочих бесплотных Сил и 2, святого Предтечи и Крестителя Иоанна. Колокольня каменная над соборной папертью строена в 1611 году царицей, инокиней Марфой. При поступлении моих сестер в Горицкий монастырь настоятельницей там была игуменья Маврикия, и так как она замечательная старица, то скажу о ней что знаю. В миру ее звали Мария Матвеевна Ходнева, она была дочь Белоезерского дворянина Матвея Ивановича, жившего неподалеку от монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Глава VI Рука Промысла, доселе невидимо покрывавшая бесприютного скитальца, коснулась сердца преосвященного Стефана, епископа Вологодского 65 . Архипастырь проник в духовное стремление Брянчанинова, расположился к нему и принял в нем живое участие. Оправившись от недуга, Димитрий Александрович не пожелал возвратиться на жительство в дом родителей своих, но испросил позволения преосвященного Стефана поместиться в Семигородской пустыни 66 Вологодской губернии. Климат и местность, в которой расположена пустынь, воздух, вода благотворно влияли на восстановление потрясенного его здоровья. Здесь в уединении келейном прилежал он умному деланию и молитве, возрастал духовно в мужа совершенна, о чем свидетельствует написанное им в это время душеназидательное сочинение «Плач инока» 67 , отчасти пополненное им в последние годы его жизни, в котором ясно просвечивает духовное преуспеяние семигороднего отшельника. Многолюдство этой пустыни понудило Брянчанинова перепроситься в более уединенную обитель – Глушицкий Дионисиев монастырь 68 , куда и перемещен по благословению преосвященного Стефана 20 февраля 1831 года и зачислен послушником. Водворившись в Глушицком монастыре, он, однако, не оставлял навещать по временам излюбленную им пустынь Семигородную. В одну из этих поездок Димитрий Александрович познакомился с богобоязненным и ревновавшем о спасении своем юношей, сыном вологодского купца, по имени Петр, впоследствии настоятелем Николо-Угрешского монастыря Московской губернии архимандритом Пименом 69 . Встреча и знакомство их достопримечательны по тому сильному духовному впечатлению, которое будущий епископ произвел на душу будущего архимандрита. Во время литургии в Семигородней пустыни благоговейное предстояние в храме Божием Димитрия Александровича обратило на него особенное внимание Петра. Одетый в простой овчинный тулуп, крытый желтой нанкой, стоял он вдали от толпы, прямо и неподвижно, всецело погруженный в молитву: ни разу во всю литургию не обернул он головы, не пошевельнул ногами, точно замер в благоговейном созерцании совершавшегося богослужения. По окончании литургии ему поднесена была просфора. Выходя из церкви, подошел он к Петру, дал ему эту просфору и пригласил его к себе в келью.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Глава шестая. Арабские племена на синае и их отношения к тамошнему монастырю Вокруг сего монастыря кочуют многие племена арабские. Одни из них суть рабы его, другие – защитники, а прочие не имеют никаких отношений к нему. Рабы Рабы монастырские, известные под общим именем джебелие, почитаются потомками тех влахов и египтян, которых поселил на Синае император Иустиниан I. Поскольку их предки в конце седьмого века приняли магометанский закон 94 и в последующее время усвоили нравы, обычаи и образ жизни совсельников своих бедуинов, да и под шатры свои принимали беглецов из разных кочевьев, посему род их изменился так, что теперь нельзя отличить их от прочих туземцев, которые, однако, презирают их и не роднятся с ними, несмотря на то, что у них девицы красивее всех прочих бедуинок синайских. Число этих рабов, говорящих арабским языком, по показанию синайских монахов, простирается до 2000 включительно с их женами и детьми. Следовательно, одних мужчин будет пятьсот. Все они разделяются на племенные семейства, кои имеют свои родовые названия. Из них тебны обрабатывают сады около Фарана, безии – финиковую рощу подле Раифы, саттлы – другие вертограды. Два семейства садовничают в долине ель-Леджа и за то получают по 15 рублей серебром в год с добавкой хлеба. Шесть-семь рабов трудятся в самом монастыре и в саду его. Их сменяют другие, этих иные. Самая большая часть рабов кочует около монастыря в долинах. Когда их зовут работать в садах или обжигать известь и угли, или ломать камень, или помогать при постройках и починках, тогда им дается условная плата ячменем. Им же предоставлено исключительное право водить поклонников по священным окрестностям монастыря; и за это они получают от эконома подобную же плату и от путешественников несколько пиастров. Но они никогда не сопровождают поклонников ни от Синая до Каира, ни обратно; да у них нет и верблюдов. Эта обязанность, по договору, исполняется другими арабами, которые считаются защитниками монастыря. Рабы ежегодно снабжаются от монастыря одеянием и обувью, а на каждые два дня получают черствые хлебцы величиной меньше и тоньше кулака, испеченные из муки с примесью отрубей. Мужчине даются пять хлебцов, женщине три, юноше три, девице два, детям, каждому, по два 95 . Эти беднейшие люди, полуприкрытые рубищами, принужденные допитываться травой и кореньями, суть самые жалкие существа; и, однако же, они любят монастырь свой. Когда они встречают дикея вне стен, целуют правую ногу его из уважения к нему. В 1831 году они не захотели подчиниться главному шеху синайских бедуинов и остались верными кормителю своему. В случае нападения других арабов на монастырь семьдесят рабов обязаны войти внутрь его и с оружием в руках защищать монахов. Но этого никогда не бывало и, вероятно, не будет. Защитники монастыря

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Городище. Рождество-Богородицкий мужской монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1858. Адрес: Украина, Хмельницкая область, Шепетовский район, с.Городище, ул. Школьная, 23 Координаты: 50.123736, 27.069293 Проезд:В 7 км к югу от Шепетовки Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Некоторые исследователи Церковной истории на Волыни полагают, что сей монастырь существовал еще в 1538 году и только в 1746 году им завладели кармелиты. На высокой горе возле одного из древних поселений Волыни князь Богуш (Евфимий) Феодорович Корецкий основал в 1528 году мужской монастырь. Об этом свидетельствует завещание князя, написанное 1576 годом. Престарелый князь на склоне своих лет наказал своим преемникам быть высокодуховными и покровителями монастыря. Однако по неизвестным причинам в начале XVIII века монастырь прекратил свое существование. На том же месте в 1746 году князья Любомирские и дворянин Яков Погрошевский начали строительство в селении Городище первый костел и при нем монастырь для монахов римско-католического кармелитского ордена. 12 мая 1782 года строительство костела и монастыря было закончено и освящение строений совершил Луцкий епископ Хризостом (Качковский). В построении костела и монастыря принимали участие кроме князей Любомирских и семьи Погрошевских княгиня Елена Четвертинская, Аполлоний Валевич, Игнатий и Тереза Вишневские, Игнатий Клещевский, Елена Якубовская и другие. Этот монастырь был один из богатых латинских монастырей в Украине, которому также принадлежали села Городище и Пашуки. Из разных поместий монастырю прибывала прибыль в сумме 102 тысячи польских злотых. В 1831 году в Польше возникло народное восстание, а так как монахи-кармелиты принимали активное участие и поддерживали его, то монастырь был закрыт. Костел по распоряжению правительства передали православным, который был преобразован в приходскую церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Освящение его совершилось 26 ноября 1832 года. От кармелитского монастыря остались только просторные подземные склепы, где найдено много погребений знатных вельмож и памятник одному из польских генералов. В 1851 году архиепископ Варшавский и Новогеоргиевский Арсений, управляющий тогда Волынской епархией, предложил Святейшему Синоду Русской Православной Церкви перевести в Городище женский монастырь с Полонного Новоград-Волынского уезда. Таким образом, по Указу Святейшего Синода в 1858 году кармелитские здания были отданы православной женской обители Рождества Пресвятой Богородицы.

http://sobory.ru/article/?object=26208

Григорий, Митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский (Постников Григорий Петрович) Родился в 1784 году в селе Михайловском Никитского уезда Московской губернии в семье диакона. Первоначальное образование получил в Перервинской и Троице-Сергиевской духовных семинариях, а затем окончил Санкт-Петербургскую духовную академию. 25 августа 1814 года пострижен в монашество; 27 августа рукоположен во иеродиакона; 28 августа – во иеромонаха. 19 марта 1816 года назначен инспектором Санкт-Петербургской духовной академии. 18 июля 1817 года удостоен степени доктора богословия и 29 июля того же года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Иосифо-Волоколамского монастыря. С 1 октября 1817 года – экстраординарный профессор Санкт-Петербургской духовной академии. Со 2 мая 1819 года – ректор Санкт-Петербургской духовной академии и ординарный профессор. С 21 августа 1821 года – член комиссии духовных училищ. 7 мая 1822 года хиротонисан во епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии. С 4 января 1825 года (по другим источникам – с 1826 года)-епископ Калужский и Боровский. С 3 марта 1828 года – архиепископ Рязанский и Зарайский. Со 2 марта 1829 года – член Святейшего Синода. С 28 июля 1829 года (по другим источникам – с 25 июля 1831 года) – архиепископ Тверской и Кашинский. С 1 марта 1848 года – архиепископ Казанский и Свияжский. 26 августа 1856 года возведен в сан митрополита. С 1 октября 1856 года – митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский. Скончался 17 июля 1860 года. Погребен в Александро-Невской лавре в Свято-Духовской церкви, под алтарем. В студенческие годы Григорий был любимым учеником великого святителя митрополита Московского Филарета (Дроздова) , а впоследствии стал единомысленным с ним архипастырем. Преосвященный Григорий отличался всесторонним образованием. Это был ревнитель чистоты веры и нравственности. Строго соблюдал церковный устав, в догматических убеждениях относительно веры и Православия был стоек, непреклонен и неуступчив. Почти за каждым богослужением преосвященный Григорий говорил поучения простые, краткие и общедоступные.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Д.Н. Толстой (Некролог) В четверг 12 сего мая в 7 часов пополудни скончался наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры о. архимандрит Антонии 85 лет от рождения. Вызванный в 1831 г. московским митрополитом Филаретом из строителей Высокогорской арзамасской пустыни, он с 10 марта того же года был облечен в звание наместника лавры и оставался в нем до дня своей кончины. Друг, ученик и сподвижник приснопамятного владыки, 46 лет управлял он лаврою, неизменно храня направление, сообщенное ему этим великим иерархом, и действуя неуклонно в его духе. Благотворная его деятельность распространялась на все отрасли управления обителию св. Сергия. Много потрудился он как во внутреннем, духовном назидании братии, вверенной его водительству, так и во внешнем благоустройстве и благоукрашении обители. Пишущий эти строки знал лавру еще до поступления в нее о. Антония и помнит, в каком неудовлетворительном она была состоянии.... Чтобы убедиться в его заслугах в этом отношении, стоит только сравнить, чем была лавра в ту минуту, когда он вступил в ее управление, – с тем, чем она стала при его кончине. Посвящая эти строки воспоминанию о последних днях его полезной жизни, я не буду говорить ни о возведенных им сооружениях, ни об основанных им новых обителях (скит, Гефсимания и принадлежащие к ним монастыри), ни даже вообще о том благоустройстве лавры, о котором я только что упомянул: все это должно принадлежать будущему его биографу. Ограничусь только указанием на предметы, обращавшие на себя всю его заботливость в последнее время его многоплодной жизни, тем более, что в них проявляется все его любвеобильное сердце. Известно, что лавра с давнего времени содержала на своем иждивении многие благотворительные заведения. Мужская и женская богадельни существовали в ней чуть не со времен святого ее основателя. За ними следовали лечебницы и странноприимные помещения, – за которыми встречались попытки и к призрению сирот. Еще в первой половине прошлого столетия состоялось повеление императрицы Анны об учреждении при лавре приюта для «зазорных младенцев» обоего иола. Но все эти учреждения существовали без всяких органических уставов, без всякого определенного плана. Помещались они, где встречалась возможность, вследствие чего и число призреваемых или возрастало или сокращалось, по мере удобства помещении и по мере наличных средств лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010