В ризнице Троицкой Сергиевой лавры хранится биография митрополита Платона, составленная им самим, писанная им собственноручно. Она помещается в двух рукописях под 121 и 122. Первая рукопись в четвёртку, вторая в лист. Платон сам не успел окончить своей биографии и поручил это сделать своему наместнику в Лавре, архимандриту Вифанского монастыря Самуилу Запольскому-Платонову, который продолжал биографию с 1810 года и которого работа пересмотрена и исправлена Платоном. В первой рукописи биография доведена до 1799 года, затем следует статья, писанная также Платоном, под заглавием: «Характер митрополита Платона телесный и душевный». Обе рукописи, заключающие в себе автобиографию Платона, поступили в Лавру в 1834 году от митрополита Филарета, который получил их от Павла, епископа костромского при следующем письме: «Высокопреосвященнейший Владыко! Милостивейший архипастырь и отец! О. протоиерей Голубинский известил меня, что вашему Высокопреосвященству благоугодно иметь подлинную рукопись о жизни покойного митрополита Платона. За особенное счастье поставлю препроводить к вашему Высокопреосвященству столь драгоценную рукопись в том самом виде, в каком и получил оную от преосвященнейшего Самуила 1 . Давно слышу от родственников, живущих в близи Лавры, что великое бывает стечение народа ко гробу в Боге почивающего митрополита Платона и что получаются от оного исцеления. О, как бы отрадно было видеть подробнейшее и обстоятельнейшее жизнеописание столь незабвенного пастыря! Всесмиренно поручая себя высокому покровительству вашему, с душевным высокопочитанием и сыновнею преданностью имею долг и счастье быть вашего Святейшества нижайший послушник и усерднейший богомолец Павел, епископ костромский» 2 22 июля 1834 года. Странным представляется высказанное в 1834 году преосвященным Павлом желание видеть подробнейшее жизнеописание митрополита Платона, когда в 1831 году И.М. Снегирев издал полную его биографию, воспользовавшись и автобиографией Платона, которой список доставил ему архиепископ тобольский Евгений Казанцев, служивший в Троицкой и Вифанской семинариях при Платоне и часто проводивший с ним время.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

В сонме святых земли Русской ярко сияет имя преподобного. Серафима, Саровского чудотворца. На пути своей праведной, истинно подвижнической, жизни он отличался и крайне редким дарованием Божиим – прозорливостью, или предвидением будущего. Это особенный дар от Бога некоторым праведным людям, благодаря которому такой праведник может предвидеть будущее и проникновенно созерцать даже сокровенные мысли и настроения сердца человека. Среди случаев проявления у преп. Серафима этого исключительного дара Божия обращает на себя внимание чудная прозорливость праведника в отношении о. Антония, впоследствии бывшего много лет наместником Троице-Сергиевой Лавры (ум. 1877 г.). Это был друг и духовник приснопамятного Московского. Митрополита Филарета (Дроздова) . Архимандрит Антоний, согласно его просьбе, был похоронен в ногах Митрополита Филарета, могила которого находится в б. Филаретовском приделе Свято-Духовской церкви Лавры. Пред надгробием архимандрита Антония помещена была икона преп. Серафима Саровского , с неугасимой лампадой. О. Антоний (в мире Андрей Медведев) родился в селе Лысково, б. Нижегородской губ. С юных лет он стремился к иноческой жизни, наконец, осуществил свое желание и вскоре по пострижении был поставлен настоятелем небольшого монастыря вблизи г. Арзамаса, Высокогорской пустыни. По своим дарованиям, по образованности и начитанности, по искренности монашеского настроения он выделялся в своей среде и был известен многим. Знал его с хорошей стороны и Московский Митрополит Филарет. В 1831 г. с о. Антонием произошел такой случай. «Сижу ли я в келлии, выйду ли из монастыря, мне все представляется, что я в последний раз вижу Высокогорскую обитель, – так передавал о. Антоний это свое предчувствие. – Что бы могло это значить? Должно быть, мне скоро умереть, и Бог мне дает это предчувствие затем, чтобы мне как следует приготовиться к смерти». Однако, допустив такую мысль, Антоний пришел в недоумение. Готовиться к смерти для христианина, а тем более для монаха, – это значит окончательно отрешиться от всего земного и все время посвятить молитве и покаянию. Но как это сделать? Ведь Антоний – настоятель монастыря; с настоятельством связаны заботы, хлопоты, тревоги, всяческие деловые попечения... Отказываться от настоятельства? Но как отказаться по причине одного только неопределенного предчувствия?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Georgi...

в схимонасех Иоанна, Железа, игумена и чудотворца святой Лавры Почаевской, его прославление и чудеса 1 С приложением некоторых молитв и песнопений, употребляемых в честь Его на Горе Почаевской В воспоминание совершившегося пятидесятилетия со дня воссоединения Почаевской Лавры из унии в православие (10-го Октября 1831 – 1881-го года) Его высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Димитрию, Архиепископу Волынскому и Житомирскому, Священно-Архимандриту Святые Лавры Почаевския, Милостивому архипастырю и Отцу Посвящает недостойный автор г.Нежин 28 октября 1881 года Введение Похваляему праведнику, возвеселятся людие: безсмертие бо есть память его, зане от Господа прославляется и от человек. История отечественной Церкви давно уже заметила имя Преподобного Иова на своих страницах. О нем говорят все лучшие исторические сочинения наших писателей, так или иначе касающиеся судеб Православной Церкви на западе России в 16–17-м веке.– И действительно личность Преподобного Иова есть личность в собственном смысле историческая, замечательная не только высоким благочестием, но и непосредственным участием в судьбах современной ему православной Церкви и отечественной истории в конце 16 и в первой половине 17 века (1551–1651). Современник Иоанна Грозного, Бориса Годунова, Михаила Феодоровича, Алексея Михайловича и Богдана Хмельницкого, ближайший друг и сподвижник приснопамятного князя Константина Острожского, рожденный в пределах Западной Руси в период самого тяжкого Литовско-Польского преобладания, кончившегося гражданской Люблинской унией 1569 года, и потом в течение более полустолетия бывший непосредственным свидетелем горьких плодов, порожденных злосчастной Брестской церковной унией 1596 года, Преподобный Иов во все продолжение своей столетней жизни не переставал бороться с врагами православия и русской народности, и для этой цели занимался списыванием и распространением православных книг, отправлялся на Киевский собор 1628 года против Смотрицкого, строго отстаивал имущество Почаевского монастыря, захваченное Фирлеем, и т. п. И такой замечательный деятель кроме этого известен еще как устроитель и настоятель величайшей в России обители Почаевской, удостоенный за свои подвиги от самого Господа высшего прославления в нетлении мощей своих и даре чудотворения....

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Варлаам (Успенский), архиеп. Тобольский. Портрет. XIX в. (Успенский Василий Иоаннович; 1801, с. Ухолово Ряжского у. Рязанской губ.- 31.03.1876, белгородский Троицкий мон-рь), архиеп. Тобольский и Сибирский. Род. в семье свящ. Иоанна Семёнова, впосл. протоиерея, служившего в г. Сапожок Рязанской губ. Обучался в Рязанской ДС, c 1824 г.- в МДА. 6 нояб. 1827 г. пострижен в монашество, 11 дек. рукоположен во иеродиакона, 28 июля следующего года - во иеромонаха. В 1828 г., после окончания курса со степенью магистра, определен в Вифанскую ДС учителем церковной истории и греческого языка, затем инспектором. В 1831 г. причислен к соборным иеромонахам Донской иконы Божией Матери московского муж. мон-ря, ревизовал духовные уч-ща. 1 сент. 1832 г. переведен в Тульскую ДС профессором богословских наук и инспектором, 17 янв. следующего года назначен ректором ДС с возведением 12 февр. в сан архимандрита и назначением настоятелем белёвского в честь Преображения Господня мон-ря. 10 марта 1834 г. переведен в Воронежскую епархию ректором ДС и настоятелем Акатова во имя свт. Алексия мон-ря, назначен первоприсутствующим членом консистории. С 4 мая 1837 г. ректор Курской ДС и настоятель белгородского Троицкого мон-ря; состоял членом консистории, благочинным мон-рей, цензором проповедей, ревизовал духовные уч-ща. По поручению Синода составил «Классическое руководство по догматическому богословию», к-рое не было принято из-за большого объема и неясности изложения. С 1 янв. 1842 г. находился на чреде священнослужения в С.-Петербурге, в марте того же года назначен корректором издаваемых Синодом канонических правил на слав. и рус. языках, с апр. состоял членом Комиссии по переводу Библии на рус. язык, участвовал в комитете по рассмотрению дела проф. СПбДА прот. Герасима Павского (перевод ВЗ на рус. язык и издание ее студентами в литографированном виде). В отличие от большинства признал Павского виновным. В нояб.-дек. 1842 г. ревизовал Нижегородскую ДС, воспитанники к-рой обвинялись в поджогах и распространении подметных писем. В результате тщательной проверки, проведенной В., обвинения были сняты.

http://pravenc.ru/text/154211.html

Варшава. Церковь Иоанна Лествичника. Cerkiew w. Jana Klimaka Карта и ближайшие объекты Построен в 1902–1905 годах на православном кладбище в Варшавском районе Воля архитектором В. Н. Покровским. Иконы для иконостаса написал киевский художник А. Мурашко. Храм был посвящен памяти сына архиепископа Варшавского Иеронима (Экземплярского) и освящен архиепископом Иеронимом 1 октября 1905 года. Архиепископ скончался через месяц после этого и был погребен под престолом нижней церкви, став первым православным архиереем, умершим и погребенным в Варшаве. Престол нижней церкви во имя святых Илии и Иеронима был освящен в 1906 году епископом Евлогием (Георгиевским) при сослужении ректора Холмской семинарии архимандрита Дионисия (Валединского), впоследствии митрополита Варшавского. В храме почивают святые мощи священномученика Василия Мартыша, прославленного в 2003 году Польской Православной Церковью в сонме новомучеников Холмских и Подляшских. Предместье Воля, где расположено единственное русское кладбище Варшавы, — тихая окраина польской столицы, застроенная зданиями 1960-х годов. Вольское предместье только в 1916 вошло в городскую черту, но история его начинается в XIV веке. Воля — это западные «ворота» Варшавы. Считается, что близ села Варшавская Воля происходили выборы (элекция) польских Королей. В 1794 здесь шли бои между правительственными войсками и местными повстанцами. Через Вольскую заставу вступил в город Наполеон. В 1831 здешний редут вновь стал местом боевых действий, когда в праздник иконы Владимирской Божией Матери Варшава была взята русскими войсками генерал-фельдмаршала кн. И. Ф. Паскевича-Эриванского, назначенного наместником Царства Польского. В память о победе наместник предложил переделать костел св. Лаврентия на Вольских укреплениях (построен в 1755 по проекту немецкого архитектора И.-Ф. Кнобля) в православную Владимирскую церковь. Проект перестройки составил К. А. Тон. Но вскоре замысел был изменен. Храм «в виде памятника» должен был сохранить первоначальный фасад, но внутри напоминать о «павших при штурме Варшавских укреплений воинах». Новый проект Паскевич поручил известному варшавскому зодчему А. Идзьковскому.

http://sobory.ru/article/?object=21437

Вахитовский район. Церковь Воскресения Христова при Епархиальном управлении. Церковь Павла Исповедника при Казанском духовном училище Церковь. Действует.   Престолы: Павла Исповедника Год постройки:Между 1875 и 1892. Адрес: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Миславского, д. 15. Координаты: 55.797917, 49.112794 Проезд:По улице Карла Маркса от площади Свободы в сторону Кремля. За 250 метров до Кремля церковь будет справа, в первом дворе вдоль по улице Карла Маркса после перекреска с улицей Миславского. Ближайшая остановка общественного транспорта - " КАИ " (автобусы 22, 28, 52, 89). Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Открытое в 1818 училище сначала размещалось в здании духовной семинарии (ныне Кремлевская, 4). В 1831 епархия приобрела для училища усадьбу жены статского советника Екатерины Петровны Геркен (ныне Маркса, 9), и с 1832-33 учебного года училище находилось здесь. Первоначально это были два двухэтажных кирпичных здания. В 1842, после огромного пожара в Казани, в здания, занимаемые духовным училищем, переехала из своих сгоревших корпусов Казанская духовная семинария. В 1868 духовная семинария вернулась в свои восстановленные помещения на Воскресенской (Кремлевская), а духовное училище в 1870 вновь разместилось в бывшем доме Геркен. В 1875 здание было расширено по проекту архитектора П.И. Романова, частично на средства епархии, но в основном, на пожертвования купца Павла Васильевича Щетинкина. Он же оборудовал в новой пристройке церковь, освященную во имя Антония и Феодосия Угодников Печерских. Новой перестройке здание училища подверглось в 1892, проект составил архитектор М.Д. Михайлов, он же наблюдал за работами, которые проводил подрядчик З.Е.Комлев. На этот раз для церкви был выстроен специальный объем, и сейчас определяемый, если зайти во двор со стороны ул. Миславского. И на этот раз основные средства выделил П.В. Щетинкин. В его честь новая церковь была освящена во имя Павла Исповедника. В 1904 по проекту Ф.Н.Малиновского был построен еще один корпус (отдельно стоящий на ул. Маркса, 9). В результате всех этих работ здание приобрело сложную форму с отделкой разных стилей - раннего классицизма, эклектики, национального романтизма. Старейшая часть та, которая фасадом выходит на ул. Миславского. Построена еще в 70-е гг. 18 в., вероятно, по проекту В.И. Кафтырева.

http://sobory.ru/article/?object=21157

Вешки. Церковь Вознесения Господня. Церковь. Действует.   Престолы: Вознесения Господня , Казанской иконы Божией Матери Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:Между 1832 и 1850. Адрес: Владимирская область, Гусь-Хрустальный район, с. Вешки Координаты: 55.6677, 40.8617 Проезд:От райцентра Гусь-Хрустальный выезжаем на восток от объездной дороги по указателю " Добрятино " , 6км до Никулино, по указателю " Судогда Муром " сворачивем на север, 4км хорошей асфальтированной дороги до с. Вешки Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Вешкинский приход Село Вешки находится в 12 км к северо-востоку от Гусь-Хрустального. До 1764 года оно принадлежало Московскому Чудову монастырю. В толковых словарях русского языка можно найти два определения слова «вешка»: первое - пчелиная маточная ячейка; второе - знаковый шест для обозначения условного места (веха). Известно, что одна из зимних дорог, соединяющих Владимир с Рязанью, проходила по рекам Колпь и Судогда. А вот путь перехода с одной реки на другую мог быть разным. Не исключено, что дорогу прокладывали (вешили) именно через здешние места, потому и село, первые упоминания о котором отмечены 17-м веком, получило такое название. В переписных книгах монастырских и церковных земель Владимирского уезда 1637-1647 г.г. в Вешках уже значилась теплая деревянная церковь Вознесения Господа Иисуса Христа. А на старинной иконе Николая Чудотворца значилась надпись «1575 года сие моление Чудова монастыря слуги Филиппа Иванова сына Серова поставил в село Вешки к Вознесению Христову». В 1637-56 годах церковь была перестроена и вновь освящена во имя преподобного Сергия. В 1831 году деревянный храм сгорел, и на следующий год здесь началось строительство каменной церкви. Трапеза была освящена уже в 1832 году, хотя главный храм - лишь в 1850 году. Это значит, что в 2005-м году исполнится 155 лет, как вешкинский храм стоит освященным. Каменная церковь имела уже два престола: первый - Вознесения Господня, второй - Казанской Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=04095

Византизм и славянство Леонтьев К.Н. Византизм и славянство/Предисл. И. Ковыневой; Комм. свящ. Александра Задорнова. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2010. — 280 с. — (Серия «Заветные мысли»). Константин Николаевич Леонтьев (13.01.1831 – 12.11.1891) — выдающийся русский мыслитель, писатель, литературный критик и публи цист, принявший в конце своей жизни постриг в Оптиной пустыни. Будущее России видел в сохранении традиционного Православия, сильной государственности самодержавия и эстетизме народной старины. Его главное произведение «Византизм и славянство» обрело заслуженное признание как веха российской исторической мысли. В книге сохранены авторские курсив и пагинация. Приводим отрывок из книги. Предисловие Константин Николаевич Леонтьев — выдающийся русский мыслитель, писатель, публицист, врач, дипломат, в конце жизни монах. Он родился 13 (25) января 1831 года младшим, седьмым ребенком в семье помещика среднего достатка в селе Кудиново Калужской губернии (ныне — Малоярославецкий район). Мать писателя, потомственная дворянка, воспитывала ребенка до десяти лет, дав ему начальное домашнее образование в духе подлинного благочестия и духовного традиционализма. В 1849 году Леонтьев успешно окончил Калужскую гимназию с правом поступления без экзаменов в Московский университет, продолжил свою учебу в Ярославском Демидовском лицее, однако в ноябре того же года перевелся в Московский университет на медицинский факультет. В 1854 году, досрочно получив диплом, Леонтьев уезжает военн ым врачом-добровольцем в Крымскую кампанию, служит в прифронтовых госпиталях, делая многочисленные хирургические операции и ампутации. Выйдя в отставку в августе 1857 года, он устраивается домашним лекарем в нижегородском имении барона Д.Г.Розена. Но, томясь окружавшей его обстановкой и утратив интерес к медицине, Леонтьев решает навсегда оставить медицину ради литературной деятельности. В 1860 году он переезжает в Петербург, где знакомится с Тургеневым, получает его поддержку и входит в литературный круг известного русского писателя.

http://pravoslavie.ru/35579.html

- Вообще-то наградная система Российской империи складывалась постепенно и в некотором смысле слова случайным образом. Пожалуй, по-настоящему «значимыми» можно назвать лишь наименования орденов в честь Андрея Первозванного, Александра Невского, Владимира Святого и Георгия Победоносца: русскому человеку не нужно специально объяснять, что значат эти имена и эти Божии угодники для Руси - России - русского народа. Орден Святой Екатерины обязан своим названием не особенному почитанию этой великомученицы, а тому, что тезоименитой ей была супруга Петра I, разделившая с ним тяготы неудачного Прутского похода русской армии . Орден Святой Анны - вообще по происхождению иностранный, голштинский, и попал в число русских наград вследствие династических браков и тонкостей наследования престола. Ордена Святого Станислава и Белого Орла - польские и были «унаследованы» после распада единого Польского государства, их знаки были просто дополнены русскими двуглавыми орлами. Польским был и военный орден VirtutiMilitari - «военного достоинства», но награждал им лишь император Николай I за... подавление польского восстания 1831 года (иногда в этом видят «черный юмор» русского царя, но, учитывая, что Николай Павлович даже короновался польским королем, он имел все права и основания наградить своих верных подданных так, как считал нужным). Можно упомянуть еще об одном малоизвестном факте: при императоре Павле I все русские ордена были как бы сведены в один и с тех пор считались «классами» единого «кавалерского ордена», праздником которого был Собор Архангела Михаила (8 ноября по старому стилю), так что и небесного Архистратига, очевидно, следует включить в тот «иконостас», который представляла собою русская орденская система. И надо сказать, что на протяжении двух столетий она, дополняясь и развиваясь, в общем, удовлетворяла потребностям государства и не требовала непременного учреждения новых орденов, хотя, конечно, имя святителя Николая, столь любимого русским народом Чудотворца, было бы в ней более уместно, чем, скажем, католического епископа Станислава.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/m...

Воспоминания современников Детские воспоминания Надежды Аксаковой о преподобном Серафиме Саровском Теперь, когда прошло семьдесят лет, я не могу вспомнить, почему мои отец и мать в 1831-м или в 1832 году вместе с громадной семьей – от старших подростков до младенца у груди матери, чуть ли не со всею дворней, одним словом, по тогдашнему выражению, с чадцами и домочадцами, – снялись с нашего родового гнезда в Нижнем Новгороде и отправились в Муромские леса, в Саровский монастырь. Незадолго до нашего паломничества над страной пронеслась неведомая у нас раньше азиатская гостья – холера, но к тому времени, как мы выехали, карантинные заставы снялись, дороги освободились и снова заполнились богомольцами и странниками. Ехали мы на долгих (так тогда назывались поездки на своих лошадях с остановками в пути для ночевки и кормления лошадей). Хорошо помню привалы на лесной опушке у ручья, с кострами, с самоварами, со всем раздольем полуцыганского кочевья... Помню ночевки в громадных селах богатого, зажиточного края: в просторной, недавно срубленной избе сладко засыпалось под жужжанье бабьих веретен... Смотришь спросонья – а бабы все прядут, молча прядут далеко за полночь. Седая старуха то присаживается, то снова встает, мерными, как маятник, движениями вставляя лучину за лучиной в высокий светец... А с высоты светца сыплются искры брызгами, огненным дождем придавая молчаливому труду крестьянок в ночной тиши что-то фантастическое, сказочное... После каждого ночлега, после каждого привала к нам присоединялось все больше и больше саровских богомольцев. Люди любили в те времена держаться вместе, подъезжая к небезопасному тогда Муромскому бору. Помню, как по сыпучим пескам большой дороги медленно и грузно тянулась вереница наших экипажей, огибая опушку грозного хвойного леса. К последнему нашему экипажу одна за другой примыкали крестьянские телеги; пешие богомольцы усердно месили ногами сыпучий песок, только бы не отстать и не лишиться охраны. Изредка раздавался ружейный выстрел: это тешился старый пленный турок, когда-то вывезенный дедом. Теперь он в качестве не то буфетчика, не то домоправителя важно восседал на широких козлах бабушкиной дорожной кареты-дормеза, приговаривая после каждого выстрела: «А пущай их пужаются там в лесу».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010