Бакалавры С.-Петербургской духовной академии иеромонах Серафим (Азбукин) (1822–1854 гг.) и иеромонах Мартирий (Горбачевич) (1831г.) Источник I. Иеромонах Серафим (Азбукин) СЕРАФИМ (Азбукин) скончался 32½ лет, а его недолгий педагогически-профессорский день, занявшись на горизонте Almae Matris в стенах Троице-Сергиевой Лавры, быстро пошел к вечеру в С.-Петербурге и догорел на небосклоне Академии С.-Петербургской грустным закатом. В мире называвшийся Петром, – он был сын диакона Богоявленской церкви села Красного Тульской губернии Крапивенской округи (уезда) Ивана Семенова Азбукина и родился 9 января 1791 года 1 . Согласно аттестату, при отправлении в Московскую Академию, – Петр Азбукин с 1802 года обучался в Тульской Духовной Семинарии российскому и латинскому чистописанию, русской и латинской грамматике, синтаксису, арифметике, географии, всеобщей истории, поэзии, риторике, философии, философской, естественной и российской истории, пасхалии, слушал богословие, толкование Священного Писания , церковную историю, книгу Кормчую и «О должностях пресвитеров церковных», изучал пастырское богословие, греческий и французский языки с успехом превосходным. Это выгодно выдвигало ревностного юношу, и – непосредственно по окончании семинарского курса – Петр Азбукин 12 октября 1814 г. преосвященным Амвросием (Протасовым, 1 июля 1831 г. архиеп. Тверским) определен в родную Семинарию учителем низшего грамматического класса на место М. А. Сахарова (после архим. Моисея), отправленного в сентябре сего года в состав первого курса Московской Академии. При преобразовании училищ он оставлен был в уездном училище учителем низшего отделения, а резолюцией епископа Тульского и Белевского Симеона (Крылова-Платонова, 27 мая 1824 г. архиеп. Ярославским) переведен учителем высшего класса Тульского уездного училища и с 8-го июня состоял в нём инспектором. Служба молодого преподавателя была столь похвальна, что – по требованию Московской Академии от 21 июня 1816 г. о присылке туда воспитанников для II-ro академического курса (1816–1820 г.) – местное семинарское правление, не колеблясь, отправило (в числе 6 человек и) Петра Азбукина, по соглашению с академическим ректором Филаретом (Амфитеатровым , 21 декабря 1857 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Баку. Собор Николая Чудотворца. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты В январе 1831 г. православное население города подало прошение через коменданта Бакинской крепости подполковника Коломийцева о строительстве в Баку нового каменного храма во имя святого Николая Чудотворца. Проект и смета строительства, составленные подполковником Исаевым, были отправлены в Тифлис экзарху Грузии архиепископу Ионе на рассмотрение, после чего были представлены на утверждение и.д. главноначальствующего на Кавказе генерал-лейтенанту Н.П. Панкратьеву с просьбой выдать необходимые средства из казны, но со стороны высокого начальства последовал отказ. Разрешение на строительство храма было получено в 1850 г. после обращения экзарха Грузии архиепископа Исидора к наместнику Кавказа князю М.С. Воронцову. В том же 1850 г. был образован строительный комитет, в состав которого вошли уездный начальник коллежский советник Егор Трофимович Палашковский, исполняющий должность штатного смотрителя Бакинского училища, коллежский асессор Степан Иванович Городенский и священник Дмитрий Алексапольский. Возвести собор решили в крепости, при Шемахинских воротах, около гауптвахты. Торжественная закладка храма состоялась 18 марта 1850 г. В основание фундамента положили серебряную, позолоченную табличку с указанием года, месяца и числа заложения храма. Автором проекта собора стал тифлисский губернский архитектор Белов. Строили собор греки из Трапезунда (Трабзона) - Семен Гитер и Харлампий Палистов. Строительство собора завершилось 28 октября 1857 г. Освящение собора, состоявшееся 4 мая 1858 г., совершил высокопреосвященный Исидор, синодальный член, митрополит Киевский и Галицкий (бывший до 1 марта 1858 г. экзархом Грузии). Николаевский собор высотой около 45 м, построенный в форме креста и стоявший алтарем на север, имел два престола. Главный был устроен во имя св. Николая Чудотворца, а второй в честь Покрова Пресвятой Богородицы, устроен в 1887 г. на частные пожертвования. Главный деревянный четырехъярусный иконостас, увенчанный изображением Голгофы, был выполнен М.Г. Паниным в 1853 г. Придельный двухъярусный иконостас был выточен из орехового дерева. Столярные работы были произведены в Баку в мастерской немца Мейера. На трехъярусной колокольне имелось пять колоколов. Храм был устроен в грузино-византийском стиле, в виде четырехконечного креста, вмещал до 500 человек.

http://sobory.ru/article/?object=32326

Барвиха, посёлок. Церковь Рождества Христова. Рождественская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Рядом с великолепным замком баронессы Мейендорф сохранилась Рождественская церковь стиля барокко (1759-1760). Здание обезличенное и перестроенное в годы советской власти, внешним видом нисколько не походило на культовой сооружение, а иначе и быть не могло? Ведь через забор от него находился элитный санаторий " Барвиха " , где с послереволюционных времён отдыхало партийное руководство страны. Храм восстановлен в начале 2000-х годов и действует. При нём разместилась небольшая женская община. Здание типа восьмерик на четверике в стиле провинциального барокко, с трапезной и невысокой колокольней. Храм выстроен на средства А. М. Воейкова. В трапезной, перестроенной в 1870 году, помещались Никольский (с 1870 г.) и Тихвинский (с 1831 г.) приделы. Закрыт в начале 1930-х годов, полностью перестроен, использовалася как баня-прачечная санатория. Вновь открыт в 1996 году, отреставрирован. Изначально церковь была деревянной, дата построения неизвестна и принадлежала селу Подушкино. Село известно с XV века и, вероятно, получило имя от прозвания богатого Московского гостя, сурожанина Иоанна Владимировича Подушки. В конце XVI века село Подушкино было вотчиной Симеона Висковатова, представителя рода, к которому принадлежал один из видных деятелей правления Иоанна Грозного думный дьяк и хранитель государственной печати Иоанн Михайлович Висковатый. В начале XVII века, нуждаясь в деньгах, вдова Симеона Висковатова Авдотья Феодоровна заложила село Московскому гостю Иоанну Гавриловичу Сверчкову, но не смогла его выкупить обратно, 1627 г. - первая точная дата, занесенная в писцовую книгу, в истории с. Подушкино и Храма. В описании числится двор вотчинника, шесть крестьянских дворов, три бобыльских и небольшая деревянная Рождественская церковь. Вскоре Иоанн Сверчков продает село думному дьяку Григорию Васильевичу Львову. С конца 1620-х годов он служил в Ямском, а затем в Посольском приказах.

http://sobory.ru/article/?object=01549

Белобережский Санаторий. Иоанно-Предтеченская Бело-Бережская мужская пустынь. Карта и ближайшие объекты Бело-Бережская обитель основана в 1714 году как Бело-Бережский Предтеченский Скит в урочище Белые Берега Брянского уезда Орловской губернии, в живописном предместье города Брянска, монахом Серапионом, в схиме Симеоном (+1741). 9 февраля 1721 года последовал Указ императора Петра I об устроении вместо Скита Пустыни, назначении ее строителем монаха Серапиона и построении в ней деревянного храма в честь Рождества Святого Иоанна Предтечи. В 1755 году вместо деревянного был воздвигнут каменный двухэтажный четырех-Престольный храм во Имя Святой Живоначальной Троицы с приделами: Владимирской иконы Божией Матери; Святителя Николая Чудотворца и Рождества Святого Иоанна Предтечи. В 1777 году Пустынь была упразднена и приписана к Брянскому Петро-Павловскому монастырю. В 1800 году начальником Пустыни был назначен ученик Афонских и Молдавских старцев старец Василий (Кишкин, +1831), который стал возобновителем обители. В 1804 году Пустынь была вновь включена в штатные монастыри на своем содержании, настоятель ее носил титул строителя. С 1804 по 1808 год строителем обители был Преподобный Лев Оптинский. В 1847-1856 годах была возведена каменная пятиярусная колокольня с часами, а в 1878 году в монастыре освятили новый пятиглавый двухэтажный каменный соборный храм в честь иконы Божией Матери " Троеручица " . При Пустыни был устроен Скит с деревянным храмом. К 1916 году в монастыре было 9 храмов и 32 корпуса: настоятельский, братские, трапезные, больничный, гостинный, странноприимный, различные мастерские (иконописная, бондарная, слесарная, маслобойная и др.), конный и скотный дворы. В середине XIX века в обители подвизалось около 200, а к 1916 году — около 400 человек братии. Главной Святыней монастыря была икона Божией Матери " Троеручица " . Этот образ был принесен в Пустынь строителем старцем Серапионом 12 июля 1824 года. От него источались многие чудотворения. В праздничные дни Пустынь посещало до пяти тысяч Богомольцев. Обитель славилась безвозмездным гостеприимством, в голодные годы безплатное питание предоставлялось 300-400 неимущим. Монастырь имел большую библиотеку и архив. В 1918 году началась конфискация имущества обители. Братия объединилась в трудовую коммуну и продолжала совершать Богослужения. С 1920 года в стенах монастыря разместилась детская трудовая колония, и из обители выселили всю братию. С 26 июля 1924 года в обители прекратилось Богослужение. Все монастырские храмы были разрушены, на месте Соборного храма в честь иконы Пресвятой Богородицы " Троеручица " построено здание детского санатория. От монастырской ограды осталась одна башня и небольшой участок стены, разрушена также большая часть монастырских корпусов.

http://sobory.ru/article/?object=07563

Беседа 5. Смирнская Церковь. Ангел Смирнской Церкви – святой Поликарп. Сборище сатанинское. О богатстве подлинном и мнимом. Быть верным до смерти. Вторая смерть. Сегодня мы продолжаем наши беседы по Книге Откровение Иоанна Богослова. В прошлый раз мы читали с вами откровение к Ангелу Ефесской Церкви. Сегодня мы будем читать откровение к Ангелу Смирнской церкви. Что нам известно о Смирне и смирнской церкви? «СМИРНА ( Откр.1:11 ), знаменитый ионийский город, из прекраснейших в Леванте; расположен на расстоянии 320 стад. (около 57–58 верст) к сев. От Ефеса и на таком же расстоянии от берега Эгейского моря, при устье речки Мелеса, на западном берегу Малой Азии. Римлянам он достался вместе с Пергамским царством в 133 г. до Р.Х. Древние считали его венцом Ионии, драгоценным камнем Асии, преизобильным по своему богатству и изящным искусствам. Город по крайней мере 6 раз подвергался большим или меньшим землетрясениям; лишился 60 тысяч жителей от чумы в 1814 г. и сильно пострадал от холеры в 1831 г. Церковь насаждена здесь ап. Иоанном Богословом. Первым епископом Смирнским был св. Поликарп, мученически скончавшийся 22 февраля 156 г. Ныне в Смирне Сохранилось немного достопримечательных памятников древности, но есть остатки амфитеатра, где пострадал св. Поликарп от диких зверей, и своды тех логовищ, в которых последние содержались и откуда выпускались для растерзания осужденных. У турок город называется Измир, или Гяур-Измир, т.е. «неверная Смирна», потому что в нем было (сравнительно) много христианских жителей до недавнего времени, когда (после Первой Великой войны) турки, разбив греков, варварски истребили всё христианское население в Малой Азии, а в Смирне – с особой азиатской жестокостью. Гавань С. Поместительна и удобна для стоянки кораблей» (Проф. Н.Н. Глубоковский ). Как в прошлый раз я вам говорил, Ангел Церкви – это не только небожитель, который помогает верующим, но это и епископ Церкви. Кто такой Ангел Ефесской Церкви? Это апостол Тимофей, которому апостол Павел написал два Послания. Он был Ефесский епископ. А епископ Смирнской Церкви, о которой мы сегодня будем говорить, – это священномученик Поликарп, муж апостольский, ученик святых апостолов. Но, как я вам уже объяснял, Откровение является актуальным для любого другого времени. И особенно актуально, важно будет Откровение для последних времен. Поэтому христиане должны по возможности оставлять все дела и стремиться изучать его. Чтобы распознать знамение времен, чтобы не ошибиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Боголюбская икона Божией Матери в Боголюбове, Владимирской области (1157) 18 июня/1 июля 1 июля, 2008. Редакция " Правмира " Однажды, разговаривая с своими боярами о чудесах, бывающих от св. Икон, узнал он, что в Вышгородском девическом монастыре совершается нечто дивное, непостижимое для них, с иконой Богоматери, написанной, как говорит предание, Евангелистом Лукою и привезенной из Константинополя купцем Пирогощею. Св. Икона то сама собою переносилась в храме с одного места на другое, то стояла среди церкви на воздухе, как бы ища себе достойного места. Источникк: Храм Христа Спасителя Чтимые списки с Боголюбской  иконы: Московская (1157); Зимаровская (XIII). Среди других списков: Угличиская (1654), Юрьевская (1771),  ульская (1771), Козловская (1771), Елатемская (1771), Усманская (1831), Тарусская (1848 и 1870). МОЛИТВОСЛОВИЯ КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ И ПРИСНОДЕВЕ МАРИИ ПРЕД ЕЯ ИКОНОЮ «БОГОЛЮБСКАЯ» О БОГОЛЮБСКОЙ ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ Великий князь Андрей Георгиевич Боголюбский родился в 1110 г. в Суздале, который был удельным княжеством его отца. Но свою молодость он провел в Киеве, где, то защищая русскую землю от иноплеменных врагов, то сражаясь за честь своего отца, стремившегося к великокняжескому престолу, прославил свое имя подвигами храбрости и неустрашимости в битвах. В 1155 г. Георгий Владимирович наконец сел на великокняжеском престоле в Киеве, а Андрея посадил в Вьшгороде, чтобы иметь сына усердным помощником и чтобы передать ему после смерти великокняжеское достоинство. Но сын был других мыслей. Театр алчнаго властолюбия, злодейств, грабительств, междоусобного кровопролития, Южная Русь, опустошаемая огнем и мечем, иноплеменниками и своими, казалась князю Андрею обителью скорби и предметом небесного гнева. Ему хотелось на свою родину — Ростовско-Суздальскую область, где народ еще не изъявлял мятежного духа, не судил и не менял Государей, но мужественно сражался за них и повиновался им. Желание князя исполнилось. Однажды, разговаривая с своими боярами о чудесах, бывающих от св.

http://pravmir.ru/bogolyubskaya-ikona-bo...

Большое Мурашкино. Собор Рождества Христова. Рождественский собор /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Рождества Христова Год постройки:1781. Год утраты:1937 Адрес: Россия, Нижегородская область, Большемурашкинский район, пгт. Большое Мурашкино Координаты: 55.781341, 44.772727 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Структуру правобережной, центральной части села задают три крупные параллельные улицы, соединенные более короткими поперечными, играющими второстепенную роль. Главные площади как бы нанизаны на эти три основные оси. Определяющими в облике площадей были храмовые ансамбли, сосредоточенные на сравнительно небольшой площади, что зрительно увеличивало присущую центру компактность. Вертикали глав и колоколен формировали богатый силуэт поселения. Большое количество церквей в Мурашкине (семь православных и две единоверческих) связано, возможно, со стремлением официальных властей искоренить издавна прочный здесь дух раскола. По оси улицы Советской располагалась главная торговая площадь села – Базарная с ансамблем Спасо-Преображенской, Троицкой и Ильинской церквей XVIII и XIX столетий, где архитектурные формы классицизма переплетались с отголосками барокко. Ансамбль Троицкой церкви, 1805 г. (Базарная площадь). Сочетает в своей архитектуре черты уходящего барокко с формами классицизма. Объект культурного наследия регионального значения. На той же оси находилась меньшая по размеру площадь с церковью Благовещения, построенной в 1831 году также в духе классицизма. По оси улицы Свободы (ближайшей к Сундовику) была еще одна крупная квадратная площадь с собором Рождества Христова, выполненным в 1781 году в стиле барокко. Поперечный переулок в восточном направлении от площади был ориентирован на ансамбль Покровской единоверческой общины, включающий Покровскую и Никольскую церкви. Никольская единоверческая церковь, 1881-1885 гг. (пер. Первого Мая). Являлась частью ансамбля Покровской единоверческой общины. Интересный пример так называемого византийского стиля в русской архитектуре второй половины XIX в. Ныне действует как старообрядческая Аввакумовская церковь.

http://sobory.ru/article/?object=52554

В.В. Каширина Святитель Феофан о католицизме В.В. Каширина, д-р филол. наук В Своде законов Российской империи XIX в. было отмечено, что «первенствующая и господствующая в Российской империи вера есть христианская православная кафолическая восточного исповедания» 517 . Как отмечал святитель Феофан, «господствующая: след , над всеми другими возвышающаяся, повсюду и во всем видимая, – проходящая во все отрасли народной жизни, все собою направляющая, освящающая и оживляющая. Она радость народа, окрыление его духа, возбуждение высоких порывов. Правительство Православное терпит не свое Православие: но при своем православии, любимом, чтимом и возвышаемом, терпит другие веры, держа их, однако же, в тени. Пока будет соблюдаться у нас такой порядок, нечего опасаться охлаждения к вере, и след , отвержения Божия» 518 . В середине XIX в. усиливается политика прозелитизма со стороны католической Церкви как в границах Российской империи, так и вне ее. После Польского восстания 1830–1831 гг. в 1832 г. Главное управление духовных дел иностранных исповеданий было присоединено в качестве Департамента духовных дел иностранных исповеданий к Министерству внутренних дел. В 1839 г. в России была полностью упразднена греко-католическая церковь . В 1842 г. папа Григорий XVI в элокуции «Hoerentem diu» осудил политику России по отношении к католической Церкви и обвинил Российское правительство в отсутствии веротерпимости, гонении и уничтожении католической Церкви. В принятом в 1845 г. первом уголовном кодексе вторая глава «О преступлении против Веры и постановлений Церкви» содержала наказания «за совращения из Православного в иное христианское вероисповедание» 195), в том числе в католическое. Виновный приговаривался «к лишению всех особенных лично и по состоянию присвоенных ему прав и преимуществ и к ссылке на житье в губернии Тобольскую или Томскую», или «к наказанию розгами и к отдаче в исправительные арестантские роты гражданского ведомства на время от одного года до двух лет». 12 декабря 1845 г. в Риме состоялась встреча императора Николая I и римского папы Григория XVI, которая подготовила заключение 22 июля 1847 г. в Риме при папе Пии IX конкордата между Российской империей и Святым престолом, в котором оговаривались вопросы организации и устроения католической церкви в России.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

В июле-авг. 1900 г. Н. совершил поездку в Саровскую в честь Успения Пресвятой Богородицы пустынь и в Серафимов Дивеевский во имя Святой Троицы женский монастырь . Здесь он познакомился с Е. И. Мотовиловой, вдовой Н. А. Мотовилова (1809-1879). Мотовилов, служивший симбирским совестным судьей, в 1831 г. получил исцеление по молитве прп. Серафима и с тех пор называл себя «служкой Божией Матери и Серафима». От Мотовиловой Н. получил «короб бумаг» ее покойного мужа и стал публикатором его архива, в особенности материалов, касавшихся прп. Серафима Саровского. В «коробе» Н. нашел и издал записанную Мотовиловым и широко известную впосл. беседу с прп. Серафимом «О цели христианской жизни». Н. опубликовал также целый ряд предсказаний прп. Серафима, как о событиях, случившихся после смерти святого, напр. о Крымской войне (Великое в малом. 1905. С. 48), о гонениях на Церковь и дворянство (Близ грядущий антихрист. 1917. С. 301), так и об апокалиптических временах, в частности пророчество о «канавке»: «...сначала антихрист станет с храмов Божиих кресты снимать и все монастыри разорит; а к вашему (Дивееву) подойдет-подойдет, а канавка-то и станет от земли до неба: ему к вам и нельзя взойти-то, нигде не допустит канавка. Так прочь и уйдет» (Там же. С. 53-55). Материалы о прп. Серафиме были опубликованы Н. в 1903 г. в кн. «Великое в малом». В 1905 г. вышло 2-е издание этой книги, дополненное «Протоколами собраний Сионских мудрецов». Публикация документа, представлявшего собой программу борьбы скрытых иудео-масонских сил против христианства, вызвала широкий резонанс в России и в мире. Дискуссия относительно происхождения и содержания «Протоколов» ведется и в настоящее время. Н. писал о невозможности доказать подлинность этих документов и ссылался на косвенные улики в пользу их достоверности, к-рыми «достаточно насыщено внимание скорбного христианского наблюдателя» (Великое в малом. 1905. С. 323). Н. надеялся, что публикация станет предупреждением и вместе с тем не возбудит вражды к евр. народу, «в своей пламенно, хотя и ложно, верующей массе не повинному в сатанинском грехе своих руководителей - книжников и фарисеев, уже раз погубивших Израиля» (Там же).

http://pravenc.ru/text/2577655.html

В нынешнем 1964 году на самый праздник Богоявления исполнилось ровно 70 лет со дня блаженной кончины приснопамятного Епископа Феофана, известного верующим русским людям под именем " Вышенского Затворника " . Замечательна жизнь этого великого светильника Российской Церкви перед наступлением столь грозных времен для нее и для всей России, как замечательно и то огромное духовное богатство, которое оставил он нам в виде своих, поистине драгоценных, письменных творений, могущих составить целую библиотеку. Эти письменные творения представляют собою ценнейшее руководство подлинной духовной жизни - той " жизни во Христе " , которой жили на протяжении вот уже почти двадцати веков все истинные подвижники и ревнители православно-христианского благочестия. Они, эти творения святителя Феофана, раскрывают перед нами всю глубину и ни с чем не сравнимую возвышенную красоту духовной жизни, а потому всякий стремящийся жить подлинной духовной жизнью не может не знать и не ценить их, а кто еще с ними не знаком, тот должен познакомиться. Это - как бы " пробный камень " правильного подхода к духовной жизни, истинно-православной ее оценки и понимания в наше лукавое время, когда столь многие " влаются " всякими ветрами всевозможных лжеучений (Еф. 4, 14) и увлекаются " философией и пустым обольщением по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу " (Кол. 2, 8). Сама жизнь святителя Феофана говорит за себя и служит лучшей рекомендацией всего вышесказанного, внушая к нему и к его письменным творениям полное доверие и высокое уважение. В мире Георгий Васильевич Говоров, святитель Феофан был сыном священника св. Владимирской церкви села Чернавка Елецкого уезда Орловской губернии. Родился он 10 января 1815 года. Получив первоначальное обучение в родительском доме, он прошел затем курс Ливенского духовного училища и Орловской духовной семинарии (1831-1837). Здесь несомненно и получил он ту цельность направления и серьезный закал мысли, которые давала наша старая духовная школа своим лучшим питомцам. Как лучший воспитанник, он был отправлен на казенный счет в Киевскую Духовную Академию. С большим прилежанием изучал он богословские науки, и тут же, в тиши молитвенного уединения среди Киевских пещер, этих безмолвных, но красноречивых памятников нашей родной старины, созрела в нем мысль стать на путь иноческого мироотречого жития. Подав прошение об этом, он еще за несколько месяцев до окончания курса был пострижен в монашество с именем Феофана. Постриг был совершен ректором Академии Преосвященным Иеремиею 25 февраля 1841 года; 7 апреля того же года инок Феофан был рукоположен во иеродиакона, а 7 июля - во иеромонаха. На всю жизнь потом запечатлелось в сердце молодого инока наставление, данное ему после пострига духовником Лавры прославленным старцем иеросхимонахом Парфением. " Вот вы ученые монахи, - сказал ему старец, - набравши себе правил, помните, что одно нужнее всего: молиться - и молиться непрестанно умом в сердце Богу, вот чего добивайтесь! "

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/150/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010