Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 2 ПСЗ Полное собрание законов Российской империи. Собр. 2: (12 дек. 1825 - 1 марта 1881). СПб., 1830-1884. 55 т. 3 ПСЗ Полное собрание законов Российской империи. Собр. 3: (1 марта 1881-1913). СПб.; Пг., 1885-1916. 33 т. Абрамович. Софийская б-ка Абрамович Д. А. Софийская библиотека. СПб., 1905-1910. 3 вып. Абуладзе. Сир. подвижники Абуладзе И., сост. Древние редакции житий сирийских подвижников в Грузии. Тбилиси, 1955 (на груз. яз.) АВАК Акты, издаваемые Комиссиею, высочайше учрежденною для разбора древних актов в Вильне. Вильна, 1865-1915. Т. 1-39. Загл. т. 3-19: Акты, издаваемые Виленскою Археографическою комиссиею Аверинцев. Антология Аверинцев С. С. От берегов Босфора до берегов Евфрата: Антология ближневост. литры I тысячелетия н. э. М., 1994 Агиогр. лит. Памятники древнегрузинской агиографической литературы. Тбилиси, 1956 (на груз. яз.) АГР Акты, относящиеся до гражданской расправы Древней России. К., 1860-1863. Т. 1-2; Указ. 1884 Адарюков, Обольянинов. Словарь портретов Адарюков В. Я., Обольянинов Н. А. Словарь русских литографированных портретов/Сост., ред.: С. П. Виноградов. М., 1916. Т. 1: А-Д АДСВ Античная древность и средние века. Свердловск, 1960-. АЕ Археографический ежегодник [за 1957-2005]. М., Азбучник Р. Азбучник Српске Православне Цркве/Приред.: С. Београд, 1993 АЗР Акты, относящиеся к истории Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссиею. СПб., 1846-1853. 5 т. АИ Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. СПб., 1841-1842. 5 т. АиО Альфа и омега: УЗ. Общества для распространения Свящ. Писания в России. М., 1994-. АиФ Аргументы и факты: Газ. М., 1985-. АИЮС Архив историко-юридических и практических сведений, относящихся до России. М., 1850-1861. 4 кн. АКавАК Акты, собранные Кавказскою Археографическою комиссиею/Ред.: А. Берже. Тифлис, 1866-1896. 12 т. Акты свт. Тихона Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943/Сост.: М.

http://pravenc.ru/abbreviations/

Куропаткин Алексей Николаевич (1848–1925), военный деятель, военный историк, почетный член Николаевской академии Генштаба (1898), Артиллерийской, Инженерной (1898), Военно-юридической и Военно-медицинской (1898) академий. Ген. от инфантерии (1900), ген.-адъютант (1902), участник русско-турецкой войны 1877–1878, участвовал в завоевании Средней Азии (1867–1871, 1875–1877 и 1879–1883), военный министр (1898–1904), командующий Маньчжурской армией (1904–1905), главнокомандующий вооруженными силами на Дальнем Востоке (октябрь 1904 – март 1905), член Государственного совета (с 1906). В годы Первой мировой войны командовал Гренадерским корпусом, затем 5-й армией (1915), главнокомандующий армиями Северного фронта (февраль–июль 1916), ген.-губернатор Туркестана (июль 1916 – февраль 1917). В апреле 1917 арестован, в мае освобожден, жил в своем имении Шешурино в Псковской губ., один из организаторов и научный консультант народного музея в г. Холм Псковской губ. (с 1918), преподаватель экономической географии в, основанной на его средства, сельскохозяйственной школе (с 1921); Курц Борис Григорьевич (1885–1937), историк, магистр истории (1918). Выпускник ун-та Св. Владимира в Киеве (1910). После Октябрьской революции работал в административных и государственных органах Украины, со 2-й половины 1920-х профессор Киевского ин-та народного хозяйства; Ламбер Жозеф Гаспар де Герен, инженер-генерал, по происхождению француз, на русской службе с 1701, принимал участие в осаде Нотебурга (Шлиссельбурга), в 1703 руководил осадой Ниеншанца, принимал участие в выборе места для Петербурга, составил план Петропавловской крепости. В 1706, поехав за границу для набора на русскую службу иностранных инженеров, отказался вернуться в Россию; Ланин Николай Петрович (1830–1895), московский купец 1-й гильдии, потомственный почетный гражданин, гласный Московской городской думы, владелец завода фруктовых и минеральных вод и шампанского, в 1880-е издатель газеты «Русский курьер»; Ланн Бернард-Фердинанд Бернардович (1862–?), лектор французского языка на историко-филологическом ф-те М.у. и МВЖК;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Комплексную информацию дают «Ведомости о церквах и лицах, служащих в Алтайской миссии» и «Клировые ведомости церквей…». Они находятся в двух архивах: ГА ТО (Ф. 184) – до 1901 г. включительно, ЦХАФАК (Ф. 164) – с 1902 по 1916 г. С 1910 г. эти «Ведомости.» разделены на три части в соответствии с разделением Миссии на благочиния, но за 1914–1916 гг. их комплекты неполные. Данные «Ведомости.» имеют сведения о храмах: когда они были построены, на чьи средства и из какого материала, как оснащены и какую имеют утварь, имеются ли приписанные церкви и молитвенные дома, школы, библиотеки и т. д. Отдельно включена информация «о причте означенной церкви» и прихожанах: их количественный и «качественный» состав, а также, в некотором роде, показатель их христианского благочестия – сколько было человек у исповеди и причастия за год, а сколько не было и почему 5 . Важным дополнением к вопросу о строительной деятельности Миссии являются страховые акты, хранящиеся в Российском государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге. В настоящей работе использованы, в частности, описи церковных строений страхового общества «Россия» (фонд 799). Интересные материалы содержатся в документах личного происхождения, в частности, в миссионерских записках и дневниках, которые вели служащие миссии. В них отражена вся их многогранная деятельность: миссионерские поездки, связанные с преодолением многочисленных трудностей, огромная проповедническая работа, благотворительность по отношению к новокрещеным и, что примечательно, «необычайные» случаи крещений и многое другое. В этих записках и дневниках встречаются также описания всевозможных происшествий, пережитых миссионерами, а потому некоторые из них читаются как художественное произведение. Большая часть дневников и записок сохранилась в фонде Алтайской духовной миссии (ЦХАФ АК, Н.Ф. 164). Особый интерес вызывают записи, датированные началом XX в. По ним можно увидеть, как менялась внутренняя психологическая ситуация среди населения Горного Алтая в связи с событиями, происходившими в стране и регионе, – русско-японской войной, революционными событиями 1905 г.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/altajs...

Осенью 1915 г. новое школьное здание было покрыто жестью и все строительные работы были завершены. В новом здании имелась квартира для учителя и большая классная комната размерами 19 аршин длины, 9 аршин ширины и 5 аршин высоты (соответственно 13,3 х 6,4 х 3,5 м) 408 . Летом 1916 г., в дни посещения Алтая святителем Макарием, им было осмотрено и здание новой школы. Обширные и светлые помещения школы очень понравились владыке, понравился также план школы. Тогда же владыка предложил провести в школу водопровод, что для Улалы было в то время достаточно ново 409 . В этой школе обучалось 40 детей. Содержалась она за счет церковно-приходского попечительства. Учителем, как было сказано ранее, работала Александра Сорокина. К сожалению, у она не имела учительского образования: закончила лишь пять классов епархиального женского училища. Поэтому в феврале 1917 г. Томским епархиальным училищным советом А. Сорокиной было предписано сдать экзамен на право преподавать в церковно-приходских школах, а в случае невыполнения данного условия она должна была быть с начала 1917/18 учебного года быть заменена на другого «правоспособного» учителя. Однако летом, в связи с постановлением Временного правительства о передаче всех церковно-приходских школ в ведение Министерства народного просвещения, новое постановление Томского епархиального училищного совета от 10 августа 1917 г. отменило прежнее распоряжение как утратившее силу, поскольку подбором кадров теперь должно было заняться министерство 410 . В нескольких верстах от устья по р. Улалушке была открыта еще одна церковно-приходская миссионерская школа, называлась она Ново-Улалинская. Преподавателем в этой школе числилась Варвара Игнатьевна Малина, имевшая образование четыре класса гимназии. Тем не менее, у нее было официальное свидетельство на право преподавания в школах. В рапорте за 1916 г. благочинный священник Павел Сорокин, давая информацию о школах, отметил, что Ново-Улалинская школа была закрыта по неизвестным причинам наблюдателем Томского епархиального училищного совета 411 . Более поздних сведений о школах не сохранилось, и остается только догадываться об окончательной судьбе ново-улалинской школы.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/altajs...

«Египетские ночи» — в 1914—1916 гг. Брюсов, используя черновики А. С Пушкина, дописал его отрывок «Чертог сиял…» (1828) (включенный в повесть «Египетские ночи» (1835), дав поэме название пушкинской повести. «Эй, рабочие мира! Ложь — все то сладкопенье…» — стихотворение В. Брюсова 1922 г. «Вариации на тему «Медного всадника» — стихотворение В. Брюсова 1923 г. «официальной «Истории русской литературы» — имеется в виду следующее изд.: История русской литературы. М.; Л.: Академия наук СССР, 1941 — 1956. Т. 1—10. «Памятник» — стихотворение В. Брюсова 1912 г., в оригинале: «Я есмь и вечно должен быть». Умерла Ахматова Впервые под названием «Умерла Анна Ахматова»: Вестник РСХД. Париж, 1966. 80. Вошло в кн. «О поэтах и поэзии». «Теперь похоронили и ее» — А. А. Ахматова скончалась 5 марта 1966 г. Левинсон Андрей Яковлевич (1887—1933) — русский литературовед, критик. Деборд-Вальмор, Марселина (наст, имя — Марселина Фелисите Жозефина Деборд, 1786—1859) – французская элегическая поэтесса; к ее лирике часто обращались французские композиторы. Россетти, Кристина Джорджина (1830–1894) английская поэтесса, писавшая под псевдонимом Элей Аллейн; входила в «Братство прелатов», которое возглавлял ее брат, художник и поэт Данте Габриэль Россетти. стихотворений второго сборника — имеется в виду книга стихов «Четки» (1914). «Звенела музыка в саду…» — строки из стихотворения А. Ахматовой «Вечером» (1913). как это пошловато сказано у Брюсова — речь идет о стихотворении В. Брюсова «Поэту» (1907). «Мы на сто лет состарились и это…» — начальные строки из стихотворения А. Ахматовой «Памяти 19 июля 1914» (1916), вошедшего в книгу стихов «Белая стая» (1917). «Не бывать тебе в живых…» (1921) — стихотворение А.Ахматовой «Anno Domini» (1922); посвящено памяти Н. С. Гумилева. «Для того ль тебя носила…» (1918) — стихотворение из книги «Белая стая» (1917), обращено к младшему брату А. Ахматовой Виктору Андреевичу Горенко (1896—1979), которого в семье ошибочно считали погибшим. «Еще на западе земное солнце светит…» — строфа из стихотворения «Чем хуже этот век предшествующих? Разве…» (1919), вошедшего в книгу стихов «Подорожник» (1921).

http://azbyka.ru/fiction/esse-vejdle/34

Из отправной точки, установленной Алексеевым, его ученики пришли к более логическому выводу, – что венчание, не относящееся к существу брака и обставленное трудно приемлемыми условиями при совершении его в православных храмах (Алексеев требовал соблюдения старых чина и обрядов), и совсем не нужно. Так и стали поступать некоторые федосеевцы, заменяя постоянными подругами жизни часто сменявшихся до того «стряпух», или просто любовниц, и обходясь при этом без всякого церковного благословения или хотя бы участия посторонних лиц. He так далеко пошли московские поморцы во главе —498— с Вас. Емельяновым: они, отвергши православные храмы и священников, не могли обойтись совсем без чина. Убежденные в том, что «женивыйся не согрешает», что «брак честен и ложе не скверно», они установили в Москве, в своей Покровской часовне, венчание браков по составленному Емельяновым «брачному чину». Так как Емельянов рассуждал, что пресвитерское венчание – «токмо благолепное украшение, случайно устроенное», то он и заменил церковный чин браковенчания приличными случаю молитвами, которые в праве были читать и «мужи нерукоположенные 461 ». Дело совсем не в священнике и не в чине, а в выполнении других, более существенных условий для правильности брака: 1) в согласии жениха и невесты, 2) в родительском благословении, 3) в обручении, 4) в свидетелях и 5) в законных летах сочетающихся 462 . Как обставлялись поморские браки в Покровской часовне с формальной стороны, видно из текста обещания жениха и невесты, изданного И. Ф. Нильским 463 . —499— Несмотря на осуждение браков, венчанных в Покров- —500— ской часовне. «Выгорецкой лаврой», этой метрополией поморского согласия, брачники емельяновского толка распространились и в Петербурге, и в центральной России, и в среднем и нижнем Поволжье, и в Архангельской губернии, и, наконец, в Сибири. Оттуда стали ездить в Москву для заключения браков. Но не всем было удобно и по средствам являться в Москву за благословением и потому «многие сами собой, окроме Божия закона и молитв иерейских, без венчания, по согласию сходились». Наконец, у поморян стал осуществляться и средний способ вступления в супружескую жизнь – без поездки в Москву, но с благословением наставника на месте. Что то и другое бывало в действительности, было видно хотя бы из статьи А.А. Леопольдова «О расколе в Саратовской епархии». В с. Самодуровке Хвалынского уезда в 1830-х годах были поморцы «неженивыеся», молившиеся в одной часовне, и «женивыеся», собиравшиеся в другой. Браки у последних совершал наставник Поликарп Ермилов 464 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

с 30.04.1830 (по др. с 1833) – Минская и Гродненская; c 04.02.1839 (по др. с 1843) – Минская и Бобруйская; с 06.04.1878 – Минская и Туровская; с 1899 г. (?) – Минская; затем Минская и Туровская, паки; Минская и Белорусская; с 1944 г. – Минская и Белорусская, паки; с 03(16)10.1989 – Минская и Гродненская (Патриарший Экзархат всея Белоруссии); с 05(18)02.1992 – Минская и Слуцкая (Патриарший Экзархат всея Белоруссии). Викарные кафедры: Каменец-Подольская, Житомирская, Пинская, Слуцкая, Петриковская (?), Бобруйская, Новогрудская, Борисовская. 13.04.1793 13.05.1796 13.05.1796 07.02.1812 Иов Потемкин 07.02.1812 30.08.1814 07.02.1816 07.02.1816 10.02.1832 17.02.1832 01.09.1834 05.09.1834 28.01.1840 28.01.1840 01.03.1848 02.1841 03.1841 01.03.1848 23.01.1868 14.08.1868 25.04.1877 16.05.1877 26.07.1880 Евгений II Шерешило 26.07.1880 21.05.1889 03.06.1889 31.08.1899 22.09.1899 29.05.1912 05.1912 11.1912 03.11.1912 06.07.1916 Сщмч. Митрофан Краснопольский 06.07.1916 13(26)06.1919 07.1923 09(22)12.1925 06.1926 30.06(13.07)1927 Мелхиседек Паевский, паки 30.06(13.07)1927 30.08(12.09)1927 10.1927 30.11(13.12)1930 30.11(13.12)1930 04.1935 15(28)10.1940 23.09(06.10)1941 20.05(02.06).1942 05.1942 03(16)04.1943 03(16)04.1943 24.06(07.07)1944 Пантелеимон Рожновский, паки 09.1944 31.12.1946 13.01.1947) 31.12.1946 13.01.1947) 08(21)04.1959 08(21)05.1959 06(19)09.1960 06(19)09.1960 03(16)03.1961 03(16)03.1961 22.06(05.07)1961 22.06(05.07)1961 22.07(04.08)1963 22.07(04.08)1963 26.09(09.10)1963 26.09(09.10)1963 12(25)05.1965 12(25)05.1965 27.09(10.10)1978 27.09(10.10)1978 Минская, белор. Самочинная «автокефалия», индивидуально подготовленная Мелхиседеком (Паевским). 1922 Мелхиседек Паевский Минская, григ. Основана в 1925 г. Упразднена в 1926 г. 09(22)12.1925 Мелхиседек Паевский Минская, обн. Основана в 1922 г. Упразднена в 1938 г. Именовалась: Минская; Белорусская митрополия. Викарные кафедры: Слуцкая, Мозырьская. 1922 02(15)05.1923 02(15)05.1923 01.1924 Софроний Иванцов 04.1925 06.1925 06.1925

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

633 («Отечественные записки»... не принадлежали студенческой библиотеке. – Чтение книг и периодических изданий студентами МДА направлялось кболее глубокому изучению богословских наук, а не к праздному или дажевредному препровождению времени. Книги небогословского содержания, а также иностранные богословские книги выдавались только по указанию и одобрению начальства. Например, для выдачи сочинений Л.Н. Толстого и журнала «Отечественные записки» в МДА требовалось особое разрешение ректора. См.: Тарасова В.А. С. 259. «Отечественные записки» – ежемесячный журнал, издавался в С.-Петербурге в 1820–1830 гг. П.П. Свиньиным. В немпомещались статьи и исследования по русской истории, географии, материалы о русских самоучках. С 1839 г. журнал по договору со Свиньиным издавалсяи редактировался А.А. Краевским. С 1868 г. издавался и редактировался Н. А. Некрасовым и М.Е. Салтыковым-Щедриным. В 1877 г., после смерти Некрасова, в редакцию вошел Н.К. Михайловский. В журнале отражались все грани русской общественной жизни, он имел оппозиционный характер. В нем сотрудничали В.Г. Белинский, М.А. Бакунин, А.И. Герцен, Н.П. Огарев. Журнал пропагандировал либеральные идеи и борьбу против крепостного порядка. Считался неблагонадежным и не выписывался студенческой библиотекой МДА. В 1884 г. журнал закрыли. См.: Русская периодическая печать (1702–1894): Справ./Под ред. Л.Г. Дементьева, А.В. Западова и др. М., 1959. С. 170–171; 273–286.) 634 (Студент IV курса Покровский – Покровский Александр Иванович (1873–после 1928), выпускник МДА (1897); профессорский стипендиат, помощник инспектора МДА (1898–1902). Магистр богословия (1901). Преподавал по кафедре библейской и общей церковной истории в МДС (1902–1906) и в ИМУ (1904–1916). Доктор богословия (1917). В 1922–1928 гг. профессор юридического факультета Одесского института народного хозяйства. В 1920-е гг. уклонился в обновленческий раскол. Подробнее о нем см.: Дневник. Т. 1. С. 596–597.) 635 (...о заупокойной литургии по архимандрите Григорие. – Речь идет о желании студентов отслужить заупокойную литургию по архимандрите Григорие (Борисоглебском) в день его памяти 18 ноября. Григорий (Борисоглебский Николай Иванович , 1860–18.11.1893) – выпускник МДА (1891), магистр богословия (1892). С 20.05.1892 г. инспектор МДА. В 1893 г. возведен в сан архимандрита. С 07.10.1893 г. настоятель посольской церкви в Константинополе. Из-за обострившейся болезни в том же 1893 г. скончался. Благодаря широкой образованности, сердечности и простоте снискал всеобщую любовьв МДА. Подробнее о нем см.: Дневник. Т. 1. С. 518–519.)

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Статья была написана по поводу пребывания русской эскадры в Тулоне. 239 Ездры…— Три книги Ездры составляют часть библии. 240 …в тиши меррекюльских песков…— Меррекюль — см. прим. на стр. 625. Лесков жил в Меррекюле на даче в 1890–1894 годах. 241 Жоли-гарсон (франц. joli garçon) — хорошенький мальчик. 242 Армянский просветитель России — граф И. Д. Делянов (1818–1897), по происхождению армянин, министр просвещения (1882–1897). 243 Муромцев, С. А. (1850–1910) — доктор римского права; как «неблагонадежный», вынужден был оставить кафедру в Московском университете в 1884 году. 244 Ковалевский, М. М. (1851–1916) — профессор истории, либерал; вынужден был оставить кафедру в Московском университете в 1887 году. 245 …самому Михаилу Никифоровичу так и отрезала…— Имеется в виду M. H. Катков (1818–1887), редактор «Московских ведомостей» и «Русского вестника», реакционный публицист. 246 Pas de zèle (франц.) — не усердствуйте; любимая поговорка известного французского дипломата Ш. Талейрана (1754–1838). 247 Апостол от Страстного бульвара — так называли M. H. Каткова потому, что редакция «Московских ведомостей», которые он издавал, помещалась на Страстном бульваре в Москве. 248 Антон Григорьевич — А. Г. Рубинштейн (1830–1894), знаменитый русский пианист и композитор. 249 — 390. Турецкая война, черняевские добровольцы под аккомпанемент аксаковских юродств всех всколыхнули…— Отдельные восстания порабощенных Турцией славян начались в 1875 году; в 1876 году вступила в войну Сербия. Россия воевала с Турцией в 1877–1878 годах. М. Г. Черняев (1828–1898) — генерал; в 70-х годах примкнул к кружку славянофилов, возглавляемому И. Аксаковым; с началом войны сербов с Турцией Черняев переехал в Сербию, где занимал видный пост и командовал русскими добровольцами. И. С. Аксаков (1823–1886) — журналист и писатель, славянофил, в годы войны с Турцией выступал как горячий защитник славян; в речах порицал русских дипломатов (см. также наст. изд., т. 6, стр. 652). 250 …моего предшественника среди белого дня… пристрелили. — В Харькове 9 марта 1879 года был убит землевольцами губернатор князь Д.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

23 Гельпс Артур (1813–1875) – английский писатель, много писал о политических и социальных вопросах. 24 Тальони (Талиони) – итальянская семья артистов балета и балетмейстеров, среди которых наиболее известными были Филиппо Тальони (1777–1871), Сал-ваторе Тальони (1790–1868), Мария Тальони (1804–1884), Поль Тальони (1808–1884), Мария Тальони-младшая (1830–1891). 25 Речь идет о газете, издававшейся в Москве в 1756–1916 гг. Газета придерживалась консервативных позиций. 26 Имеется в виду газета, которая издавалась в Санкт-Петербурге в 1866–1901 гг. Примыкала к либеральному направлению в русской журналистике. 27 Речь идет о журнале, основанном М. М. Стасюлевичем, который издавался в 1866–1918 гг. Журнал придерживался либеральных позиций. 33 Робеспьер Максимильен Мари Изидор (1758–1794) – деятель Великой французской революции, один из главных руководителей якобинцев. 35 Ной – герой ветхозаветного повествования о всемирном потопе – предпринятого Богом в доисторическую эпоху наводнения на всей земле для уничтожения грешного человечества. 37 бранхманы (браманы) – жрецы брахманизма; в древней Индии – высшая из четырех сословных групп – варн. 38 Веды – священные книги древних индийцев, составляющие собрание гимнов, богослужебных формул и объяснений к разным особенностям ритуала. 40 de omni re sciblli et quibusdam aliis (лат.) – обо всех вещах, доступных познанию, и о некоторых других. 44 Прометей – в древнегреческой мифологии титан, защитник людей от произвола богов. По древнейшей версии мифа, Прометей похитил с Олимпа огонь и передал его людям, за что по приказу Зевса был прикован к скале и обречен на непрекращающиеся мучения. 45 Зевс – в древнегреческой мифологии верховный бог; отождествлялся с древнеримским богом Юпитером. 46 Речь идет о древнегреческом мифе, согласно которому Сфинкс – это чудовище с лапами льва, туловищем собаки, с головой и грудью женщины и с крыльями. 49 Тартар – в древнегреческой мифологии бездна в недрах земли, куда Зевс заключил низвергнутых им титанов; царство мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010