Был юрисконсультом Святейшего Синода и управляющим его канцелярией; товарищем обер-прокурора Святейшего Синода (до 1905 г.), в 1911–1915 гг. – обер-прокурором Святейшего Синода. Член Государственного совета. После революции неоднократно арестовывался, в 1926 г. был осужден и отправлен в ссылку в Тверь, где, обреченный на медленную смерть, он голодал, ютясь в церковной сторожке. Голицын имеет в виду окончание Крымской (Восточной) войны и унизительный для России Парижский мирный договор, подписанный в 1856 г. Речь идет о двух брошюрах Хомякова, посвященных обстоятельному разбору отношения Православия к Католичеству и Протестантству. Опубликованы на французском языке за границей в 1853 и 1855 гг. Третья брошюра вышла в 1858 г. Киреевский Иван Васильевич (1806–1856) – философ и критик, оказавший большое влияние на русскую религиозно-философскую мысль второй половины XIX–XX вв. (Вл. Соловьев, П. Флоренский, Н. Бердяев, С. Булгаков и др.). Голицын пишет о последнем большом сочинении Киреевского «О необходимости и возможности новых начал для философии». Работа осталась незаконченной, первая часть ее посмертно опубликована в «Русской беседе» (1856. Кн. 2). Дмитриев Федор Михайлович (1829–1894) – профессор кафедры иностранного государственного права юридического факультета Московского университета, блестящий лектор, автор ряда юридических трудов. В 1882–1886 гг. – попечитель Петербургского учебного округа. Сенатор. Имеется в виду известный в Москве салон Дмитрия Николаевича Свербеева (1799–1874) – дипломата и автора интересных «Записок» (М., 1899. Т. 1–2). Муравьев Николай Николаевич (1809–1881) – граф, генерал-губернатор Восточной Сибири, получил в 1858 г. прозвание Амурский за присоединение к России Приамурья. Долгоруков Петр Владимирович (1816–1868) – князь, историк, публицист, автор «Российского родословного сборника», «Российской родословной книги» (в 4-х частях), «Исторического словаря русской аристократии» и др. Раевский Александр Николаевич (1795–1868) – старший сын генерала Н.Н.

http://pravoslavie.ru/arhiv/080123135608...

100 . Письма к Афанасию, епископу Новочеркасскому и Георгиевскому (Душеп. чтен., 1892, II, июль, с. 467). 101 . Письма к преосвящ. Виталию, епископу Дмитровскому, викарию Московской епархии (1827–1842 гг.). М., 1887 и Прав. обозрен., 1887, февраль, март. 102 . Письмо к Наказному атаману Донского войска генералу от кавалерии Максиму Григорьевичу Власову (31 января 1846 г.) (Душеп. чтен., 1895, ч. I, с. 95). 103 . Письма к г-ну управл. московскою палатою государственных имуществ, ст. сов. Сепану Гавриловичу Вишневскому (25 октября 1855 г.) и Душеп. чтен., 1890, ч. I, с. 245–246. 104 . Письма к Гавриилу, архиеп. Рязанскому. М., 1868 и см. Чтен. в общ. истор. и древн. Рос., 1868, кн. 2, с. 114–207. 105 . Письма в Бозе почившего святителя Филарета, митр. Московского, к Гавриилу, архиеп. Тверскому (Душеп. чтен., 1869, ч. III, с. 201–204). 106 . Письмо митр. Филарета Спасо-Андрониевскому архим. Гермогену, члену Московской дух. консистории в ответ на приветственное письмо от членов консистории, от 14 июля 1821 г. (Чтен. в общ. люб. дух. просвещ., 1868, кн. IV, с. 67–68). 107 . Письма к министру дух. вел. и народного просвещ. князю А.Н. Голицыну (28 ноября 1822 г.) и 1817–1840 гг.). (Душеп. чтен., 1890, ч. I, с. 121; 1892, ч. II, август и Труды К. Д. А., 1868, апрель, с. 187–195). 108 . Письма высокопреосвящ. Филарета, митр. Московского, к московскому военному генерал-губернатору, князю Д.В. Голицыну из С.-Петербурга 1829 г. (Поздравление с праздником Рождества Христова). См. Душеп. чтен., 1890, ч. I, с. 356; -«- 1891, ч. III, с. 307–310; 671; -»- 1892, ч. II, май, июнь; - " - 1895, ч.I, с. 629. 109 . Письма Филарета, митр. Московского к князю С.М. Голицыну. 1823–1858 гг. М., 1884 и Чтен. в общ. люб. дух. просвещ., 1868, кн. IV, Душеп. чтен., 1886, ч. II, с. 249; 1890, ч. I, с. 119; 1892, ч. III, с. 292. 110 . Письма митр. Филарета к Д.П. Голохвастову, по случаю издания Домостроя Сильвестра (Воспом. архим. Пимена, смесь. М., 1877, с. 125–126). 111 . Письма к игуменье Евгении (Душеп. чтен., 1869, ч. III, сентябрь, с. 227–229).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Пользуйся благодатию покаяния, приступай с умилением и с дерзновением к Тайнам Христовым, поучайся в храме и дома догматам и таинствам веры; слушай и читай Писания; пой, славословь, благодари Господа, глаголюще себе во псалмех и пениих и песнех духовных ( Еф. 5:19 ), – и вот ты в Царствии Божием, и в тебе Царствие Божие. Так близко Царствие Божие, Царствие Небесное на земле: оно с нами живет, в двери наши стучится, к желающим и кающимся входит и приносит свои чистые, нетленные, животворные блага правды, мира и блаженства духовного. Но если к нам так близко Царство Небесное и так готово всегда нас объять, в нас вселиться, – то мы безответны будем пред Богом, если удалимся сами от Царствия Божия. Братия! покайтеся: приближи бо ся Царствие Небесное. АМИНЬ. 1 Имеется в виду о. Иоанн Кронштадтский . Иоанн Ильич Сергиев, протоиерей (1829–1908). В 1851 г. с отличием окончил семинарский курс, в 1855 – Духовную академию и был рукоположен во диакона и в иерея. Всю свою жизнь о. Иоанн прослужил в Андреевском соборе города Кронштадта, почти каждый день совершая Божественную литургию, последнюю – 9 декабря 1908 г. Свой долг пастыря о. Иоанн видел в духовно-нравственном врачевании погибающих людей. 2 Иоанн Златоуст (347 – 407), архиепископ Константинопольский. Блестящий адвокат, выделявшийся среди современников своим образованием и благочестием. После четырех лет, проведенных в монастыре, и посвящения в пресвитерский сан в 386 г. начинается его проповедническая деятельность. Толпы народа стекались в главный антиохийский храм слушать Иоанна, прозванного Златоустым. В 398 г. возведен на Константинопольскую кафедру. Сам строгий аскет, Иоанн обличал распущенность и праздность высших слоев общества, включая императорский двор. За это был сослан и умер в ссылке в местечке Команы на Черном море. Автор многочисленных духовно-нравственных сочинений и толкований Священного Писания. Память 27 января, 14 сентября, 13 ноября. С. 14. 3 Епископ Иннокентий Херсонский (Салотчин; 1842 – 1919). С 1865 г. учитель Уламинского миссионерского училища; в 1874– 1876 гг. – сотрудник Забайкальской миссии при Кударинском стане. В 1875 г. пострижен в монашество и рукоположен в иеромонаха. Хиротонисан во епископа Приамурского и Благовещенского в 1898 г. (см. о нем в книге владыки Вениамина «Божьи люди. Мои духовные встречи». М., 1997. С. 237 – 254). С. 19.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Протопресвитер Василий Борисович Бажанов . После смерти в 1848 году Н. В. Музовского управление делами обер-священника Главного штаба, гвардейского и гренадерского корпусов в августе 1848 года было поручено обер-священнику армии и флота В. И. Кутневичу, управление же придворным духовенством – царскому духовнику, законоучителю детей императора Александра II (1855–1881 гг.) протопресвитеру Василию Борисовичу Бажанову. В 1849 году он назначается на должность обер-священника гвардейского и гренадерского корпусов, в которой и пребывает до своей кончины, последовавшей 31 июля 1883 года. 15 июня 1827 года переведён к Санкт-Петербургской университетской церкви, и стал первым священником при Санкт-Петербургском университете, который проходил вместе и законоучительскую должность. Одновременно он был определён законоучителем и в Благородный Университетский пансион (с 1830 года – первая петербургская гимназия). В том же году 20 октября определён законоучителем в Высшем училище (впоследствии вторая петербургская гимназия), и, наконец, 2 августа 1829 года –в Главном Педагогическом Институте. 30 октября 1830 года награждён бархатною фиолетовою скуфьёю. В 1832 году получил Всемилостивейший подарок в 1000 рублей. 18 февраля 1834 года Всемилостивейше награждён бархатною фиолетовою камилавкою. В 1835 году призван ко Двору (на место протоиерея Герасима Петровича Павского – К. В.) для преподавания Закона Божия Наследнику, Цесаревичу, будущему императору Александру II. В качестве члена Святейшего Синода В. Б. Бажанов участвовал в деле перевода Библии на русский язык. Кроме того, его перу принадлежит цикл нравоучительных сочинений для молодёжи и народного чтения. При нём и с его разрешения были выстроены удобные квартиры для причтов Измайловского, Семёновского и Конногренадерского полков, сапёрного батальона. Наконец, ко времени управления гвардейским духовенством протопресвитера Бажанова относится учреждение при некоторых столичных гвардейских церквах (с приходами из горожан) приходских благотворительных обществ и братств.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

и принимавших его взгляды целиком, было сравнительно невелико; в исследовательской лит-ре они традиционно разделяются на 2 основных направления (см., напр.: Соловьев. 1895. С. 135-136; Brown. 1994. P. 140-141). Формирование 1-го направления, иногда условно называемого научным позитивизмом, связано с деятельностью Литтре, который был наиболее близким соратником К. в 40-х гг. XIX в., однако в 1852 г. из-за политических разногласий и нежелания принимать «религию человечества» разорвал отношения с К.; в многочисленных последующих сочинениях он развивал позитивистское учение, опираясь исключительно на идеи «Курса позитивной философии». Печатным органом Литтре и его единомышленников был ж. «Позитивная философия» (Philosophie positive), выходивший до 1883 г. Во главе 2-го направления, к к-рому принадлежали члены «Позитивистского общества», принявшие поздние религ. и политические взгляды К., после смерти К. встал П. Лаффитт (1823-1893). Центральное место в сочинениях представителей этого направления занимали идеи «религии человечества». С 1878 по 1914 г. под рук. Лаффитта и его соратников издавался ж. «Западное обозрение» (Revue occidentale), в котором помимо философских и публицистических статей публиковались также многочисленные биографические материалы и документы, связанные с жизнью и деятельностью К. (обзор см.: Petit. 2003). Во 2-й пол. XIX - нач. ХХ в. группы сторонников религ. позитивизма К. были и в др. странах; напр., в Великобритании действовало «Лондонское Позитивистское общество» (London Positivist Society), к-рым руководил философ и публицист Р. Конгрив (1818-1899); в США существовала «Церковь человечества» (Church of Humanity), возглавляемая Д. Г. Кроули (1829-1889). Наиболее масштабным распространение религ. позитивизма и «религии человечества» было в Бразилии, где во главе позитивистского движения стояли философы Р. Тейшейра Мендис (1855-1927) и М. Лемус (1854-1917), а также публицист и политический деятель Бенжамин Констант Ботелью де Магальяйнс (1836-1891), учредившие позитивистскую церковную орг-цию - «Позитивистский апостолат Бразилии» (Apostolado Positivista do Brasil).

http://pravenc.ru/text/2057146.html

Статья этого журнала об о. Иероне разногласит с автобиографией и в других отношениях: а) годом рождения знаменитого старца в статье называется не 1835-й, а 1829-й (ibid.); б) говорится, что купец, у которого о. Иерон жил в столице до поступления в монастырь, будто бы «хотел выдать за него свою единственную дочь«… (ibid.), о чем автобиография молчит; в) она не знает ничего и об «юродивом Иванушке», который будто бы еще «в доме родителей» о. Иерона предсказывал, что последний «будет на Афоне, на Кавказе, где станет церкви строить, мельницы, корпуса»… (ib.); автобиография говорит в данном случае о другом «юродивом» (по-видимому) Кузьме, жившем у хозяина о. Иерона в С.-Петербурге… 5 По словам «Петербургского Листка», это был купец, торговавший во «Введенском рынке» (1912 г., 225 за 17-е августа; статья: «Архимандрит от. Иерон» – В. П-ва)… 6 Это вероятно, «Любимский Спасо-Геннадиев монастырь“, Ярославской губ., Любимского уезда, «основанный в 1505 г. преп. Геннадием, учеником преп. Корнилия Комельского» (см. Л.И. Денисова «Православные монастыри Российской Империи»; Москва, 1908 г., стр. 920–921). «Мощи преп. Геннадия, обретенные 19 августа 1644 г.» (а он скончался «23 янв. 1565 г.»), «покоятся под спудом " … 7 О нем см., напр., у Брокгауза-Ефрона (в «Энциклопедическом Словаре», полут. 57; Спб. 1900 г., стр. 267), где названы и его труды: «Письма к друзьям своим о св. горе Афонской (Спб. 1850 г.), – «Путеводитель по св. горе Афонской и указатель ее святынь и прочих достопамятностей» (Спб. 1854 г.), – «Афонский Патерик " … (Спб. 1860 г.), – «Русский Пантелеймонов монастырь на св. Афонской горе“ (Спб. 1854 г.), «Шестнадцать писем Св. о св. горе Афонской» и др. Разговор, передаваемый нами, происходил в 1854–1855 гг. Посему разумеется в данном случае одна из книг Святогорца, вышедшая не позже этой поры… 8 Следовало сказать: 40-а (см.. напр., архиеп. Сергия «Полный Месяцеслов Востока " … Т. П: «Святой Восток»; 2-е изд. Владимир. 1901 г., стр. 172) (ср. 1-й т. «Православной Богословской Энциклопедии», изд.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Для духовного просвещения ненцев (самоедов) Н. направил в Мезенский у. Архангельской губ. ижемского свящ. Феодора Истомина, проповеднический опыт к-рого в кочевьях самоедов имел положительные результаты: в течение 3 месяцев крещение приняли более 40 чел. По свидетельству путешественника А. И. Шренка, «весть о счастливом успехе посланного священника дошла до императора Александра Благословенного и возбудила в нем желание нарядить миссию для совершения такого богоугодного дела» ( Шренк. 1855. С. 228). В нач. 20-х гг. XIX в. Н. подготовил проект духовной миссии - «Правила обращения кочующих в Архангельской губернии самоедов в христианскую веру». В проекте прописывалось, что при поддержке гражданских властей и полиции необходимо одновременно с просвещением самоедов заниматься улучшением их быта, в частности, пресекать распространение спиртных напитков, не причислять крещеных самоедов к казенным крестьянам, не брать их в рекруты ( Невский. 1910. С. 67). Проект был одобрен и 5 авг. 1824 г. утвержден имп. Александром I Павловичем . Для выполнения миссии Синодом было отпущено 10 тыс. р. серебром на устройство 2 передвижных церквей. На выплату жалованья священникам и причетникам, приобретение и содержание оленей, необходимых для разъездов по тундре, ежегодно выделялось 4,2 тыс. р. (ПСЗ. 1830. Т. 39. С. 470-473; Макарий. 1878. С. 66-69). В состав миссии, к-рую возглавил настоятель Антониева Сийского во имя Святой Троицы монастыря архим. Вениамин (Смирнов) , вошли помимо свящ. Ф. Истомина (по болезни в 1829 отозван, вместо него назначен из Архангельска свящ. Петр Лысков) священники М. Леонтьевский, А. Спирихин, причетники Иаков Истомин и принявший христианство самоед В. Двойников. При Н. архим. Вениамин во время пребывания у самоедов изучил ненецкий язык, сделал много этнографических наблюдений за жизнью местного населения, составил «Грамматику самоедского языка», «Словарь (Лексикон) самоедского языка», сделал переводы на ненецкий язык катехизиса, Евангелий от Матфея и от Луки и др.

http://pravenc.ru/text/2564988.html

1862. 16. С. 374-376; Письмо Н. В. Гоголя//ДВ. 1864. 4. С. 583-585; Письма к одному из соборных старцев Киево-Печерской лавры//Полтавские ЕВ. 1868. 6. С. 176-178; Письма к Гавриилу [Городкову], архиеп. Рязанскому: 1829-1857. М., 1869; Два письма к редактору «Домашней Беседы»//ДБ. 1870. Вып. 45. С. 1224-1225; Максимович М. А. Письма о Киеве и воспоминание о Тавриде. СПб., 1871; Письма к настоятелю херсонского Успенского собора прот. о. Максиму Перепелицыну//Херсонские ЕВ. 1878. 6. С. 100-104; 21. С. 651-656; Иннокентий Борисов, архиеп. Херсонский и Таврический, в письмах к наставнику и руководителю его в детстве, свящ. В. Климентову, 1822-1855 гг.//РС. 1881. 11. С. 575-590; Письмо по случаю появления перед Одессой союзного флота в 1854 г.//ХЧ. 1881. Ч. 1. 5/6. С. 801-803; Письма к Макарию [Булгакову], митр. Московскому//ЦВ. 1883. 17/18. С. 6-7; 24. С. 3-5; 26. С. 7-10; Письма И. Я. Бодянскому//ЗапООИД. 1883. Т. 13. С. 269-271; Письмо высокопреосв. Филарета [Дроздова], митр. Московского//ТКДА. 1884. 1. С. 112-115; Письма Филарета [Амфитеатрова], митр. Киевского, и архим. Антония [Амфитеатрова], ректора Киевской академии (впосл. архиеп. Казанского)//Там же. 4. С. 621-631; 5. С. 69-102; 6. С. 258-292; Письма Арсения [Москвина], митр. Киевского//Там же. 8. С. 583-592; Письма Димитрия [Муретова] Херсонского//Там же. С. 593-600; Пять писем М. А. Максимовича//Там же. 9. С. 132-145; Письма Макария [Булгакова], митр. Московского//ХЧ. 1884. 5/6. С. 798-817; Письма Гавриила [Розанова], архиеп. Тверского и Кашинского//Тверские ЕВ. 1884. 14. С. 433-454; 15. С. 473-477; Письма разных лиц архим. Иннокентию Борисову//ЧОИДР. 1884. Отд. 5. Кн. 4. С. 1-67; Письма прот. В. И. Нордова//Вологодские ЕВ. 1885. Приб. 17. С. 351-363; 18. С. 367-379; Письма прот. И. М. Скворцова//ТКДА. 1885. 6. С. 314-328; 7. С. 472-482; 8. С. 671-675; 9. С. 165-167; 10. С. 311-318; Письма Евгения [Казанцева], архиеп. Ярославского//Ярославские ЕВ. 1885. 9. Стб. 136-141; Три письма из бумаг Иннокентия, архиеп. Херсонского//ПС.

http://pravenc.ru/text/389617.html

Первые курсы преобразованных академий выставили из своей среды несколько замечательных духовных писателей по разным специальностям. Так, из первого курса Петербургской академии вышли математики В. Себржинский, автор руководства к алгебре, и С. Райковский, автор руководства к геометрии; филолог и экзегет протоиерей Герасим Павский, доктор богословия, профессор богословия в университете и законоучитель в семействе Государя Николая Павловича, известный как автор классической еврейской грамматики и «Филологических наблюдений над составом русского языка» и участник в переводе Св. Писания на русский язык († 1863); протоиерей Иоаким Кочетов, написавший «Черты деятельного учения веры» (1824) и «Начертание христианских обязанностей», профессор Ирод. Ветринский, издавший (1829–1844) 6 томов «Памятников древней христианской церкви» по Бингаму; ректор Московской академии архим. Поликарп, догматист и составитель латинской хрестоматии, по которой учились латыни много духовных поколений до учебной реформы 1860-х гг.; наконец, известный наш святитель, ревнитель миссионерского дела, доктор богословия Григорий Постников , преемник Филарета по ректорству, с 1825 по 1860 г. последовательно служивший на кафедрах Калужской, Рязанской, Тверской, Казанской и Петербургской; в печати изданы: несколько его академических лекций по догматике, проповеди, «День святой жизни», «Жития казанских чудотворцев» и «Истинно-древняя Христова церковь » против раскола; он известен также, как основатель нескольких духовных журналов – в Петербурге «Христианского чтения» (с 1821 г.)», Духовной беседы» (с 1858 г.) и отчасти «Странника» (с 1860 г.), в Казани «Православного Собеседника» (с 1855 г.). Из II курса той же академии вышел доктор богословия Иоанн Доброзраков, архиепископ Донской, автор «Свящ. Герменевтики» (на лат. языке), из III – протоиерей Иоанн Григорович († 1653), воспитывавшийся за счет графа Румянцева, автор ученого «Опыта о посадниках новгородских», «Сведений о жизни св. Митрофана», «Известия о храме Христа Спасителя XII в»., издатель Переписки пап с российскими государями, сочинений Георгия Конисского с ученой его биографией, Исторических актов России (I и II тт.) и Актов западной России (I-IV тт.).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Герасим (Добросердов), еп. Фотография. 60-70-е гг. XIX в. (Добросердов Егор [Георгий] Иванович; 26.10.1809, слобода Бельская Балаганского окр. Иркутской губ.- 24.06.1880, Астрахань), свт. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых), еп. Астраханский и Енотаевский. Род. в семье причетника, с юности стремился к монашеству и подвигу юродства. Обучался в Иркутском ДУ, Иркутской ДС. Отличался кротостью и добросердечием, за что ректор семинарии сменил родовую фамилию Попов на Добросердов. В нояб. 1827 г. из-за странного, по мнению нек-рых преподавателей и сверстников, поведения был уволен из семинарии и помещен в дом для умалишенных. Позже по ходатайству губернатора И. Б. Цейдлера Добросердов был переведен в дом для призрения убогих, к-рый называл Эдемом сладости, подвизался здесь в молитве. Вскоре по настоянию старца крестового храма г. Иркутска иером. Нифонта восстановлен в Иркутской ДС. В 1829 г. поставлен старшим над архиерейскими певчими, летом 1831 г. Иркутским архиеп. Иринеем (Нестеровичем) был направлен в качестве миссионера в улусы бурят. 10 авг. 1832 г. Добросердов окончил ДС 2-м учеником, служил учителем, а затем инспектором Иркутского ДУ. Женился, 12 апр. 1836 г. был рукоположен Иркутским еп. Иннокентием (Александровым) во священника, служил в Преображенской ц. Иркутска. На Добросердова были возложены обязанности члена Иркутского попечительства о бедных духовного звания и члена духовной консистории. В 1841-1845 гг. обучался в СПбДА, к-рую окончил со степенью магистра, был назначен преподавателем богословия в Тверской ДС. Овдовел, 1 марта 1845 г. принял монашеский постриг, 1 окт. 1846 г. был возведен в сан игумена, 12 мая 1849 г.- в сан архимандрита. С 1846 г. Г. служил инспектором и преподавателем всеобщей истории и греч. языка в Кавказской ДС, с 16 апр. 1849 г.- ректором Кавказской ДС, с 31 окт. 1850 г.- ректором Симбирской ДС. Избирался председателем комиссий по экономическому устройству семинарий, цензором проповедей, а также директором попечительского об-ва о тюрьмах и попечителем Симбирской арестантской роты. С 1855 г. ректор Харьковской ДС, настоятель харьковского Куряжского Преображенского мон-ря и благочинный епархиальных мон-рей. С 1860 г. ректор и профессор богословских наук в Калужской ДС, настоятель лихвинского Покровского мон-ря и благочинный епархиальных обителей. Общался с насельниками Оптиной пустыни . особо сблизился со схиархим. прп. Моисеем (Путиловым) . В 1862 г. участвовал в погребении прп. Моисея и избрании нового настоятеля - прп. Исаакия I (Антимонова) .

http://pravenc.ru/text/164539.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010