Зиновьеву), жену Ивана Ивановича Шмелева (Грико Т. И. История семьи Шмелевых//Венок Шмелеву. М., 2001. С. 333). 555 …Лешковской! — Елена Константиновна Лешковская (1864—1925), в 1888—1920 гг. актриса московского Малого театра, исполнительница комедийных ролей. 556 …Шпажинского. — Ипполит Васильевич Шпажинский (1848— 1917), русский драматург, его пьеса “В старые годы” поставлена в Малом театре в 1888 г. 557 …написал о современных писателях… — Шмелев имеет в виду работу И. А. Ильина “О тьме и просветлении. Книга художественной критики”, с которой знаком по переписке с философом (см. письма И. А. Ильина к И. С. Шмелеву от 8.12.1935 и 13.10.1938: Ильин И. А. Собр. соч.: Переписка двух Иванов. Т. 2. С. 116, 244—245). Работа над рукописью была завершена в 1939 г., однако книга была опубликована только после смерти автора (Мюнхен, 1959). Оценка И. С. Шмелевым книги изложена также в его письме к И. А. Ильину от 4.09.1946 (Там же. Т. 2. С. 442—443). 558 “Атлантида” — книга Д. С. Мережковского “Тайна Запада. Атлантида — Европа” (1930). 559 Обо мне читал в Берлине, две лекции — в Русском научном институте (Берлин) И. А. Ильин прочел цикл лекций о русских писателях: в 1930—1931 гг. на немецком, в 1934 — на русском языках.  Ед. хр. 11. Л. 51, 52. Письмо, машинопись. 560 “Ты, волна…” — имеется в виду стихотворение Ф. И. Тютчева “Ты, волна моя морская…” (1852). 561 “невольно к этим грустным берегам…” — из драмы А. С. Пушкина “Русалка” (1829—1832, опубл. 1837), ария князя из оперы А. С. Даргомыжского “Русалка” (1855). “Мечтам и годам нет возврата…” — ария Онегина из оперы П. И. Чайковского (1878). 562 Саввы Звенигородского монастырь… — Звенигородский Саввин Сторожевский мужской монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, основан около 1380 г. учеником преп. Сергия Радонежского преп. Саввой Сторожевским, Звенигородским (ум. ок. 1406). 563 “Мороз и солнце; день чудесный! ” — из стихотворения А. С. Пушкина “Зимнее утро” (1829). 564 ..Аитов… — Владимир Давидовыч Аитов, сын бывшего русского консула в Париже Д.

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-shmelev...

С 1843 г. Е. м. в Москве принадлежало подворье близ Рогожской заставы на Николо-Ямской ул. В день празднования апостолов Петра и Павла за колокольней у монастырской стены проходила ярмарка. К нач. XX в. 29 июня и 15 авг. совершались крестные ходы вокруг мон-ря. Настоятели, подвижники, именитые посетители Первое известное имя настоятеля Е. м., иером. Варлаама, упоминается в документах 1690 г. С 1784 г. строителем Е. м. был чтимый братией игум. Мелхиседек († 1813), при поддержке митр. Московского Платона (Левшина) возродивший находившуюся в упадке пустынь. В 1802 г. он был переведен в Высоцкий серпуховской монастырь с возведением в сан архимандрита, но, согласно завещанию, похоронен в приделе во имя прп. Сергия Радонежского Екатерининского храма Е. м. Тело старца-архимандрита несли из Серпухова на руках именитые граждане в сопровождении чуть ли не половины жителей города. На чугунной плите, возложенной на его могиле, архим. Мелхиседек назван «обновителем» пустыни (ЦГИАМ. Ф. 203. Оп. 250. Ед. хр. 139, 189-191; Оп. 744. Ед. хр. 2629). Строитель (1809-1822) иером. Дорофей, ученик известного старца архим. Макария (Брюшкова), настоятеля Пешношского Никольского мон-ря, был назначен настоятелем Е. м. с целью введения общежительного устава, переход к к-рому произошел в янв. 1810 г. при поддержке митр. Московского Платона (Левшина). Учеником строителя Дорофея был архим. Венедикт (Филлипов), настоятель Берлюковской во имя святителя Николая Чудотворца пустыни . В 1829-1855 гг. в обители подвизались казначей иером. Иаков († 1841/42) и иером. Нифонт (Флоров, † 1882), почитаемые братией и прихожанами. Строитель Е. м. (1823-1829) иером. Назарий (Бордоносов) был учеником старца прп. Льва (Наголкина) . С 1842 г. в Е. м. настоятельствовал постриженик Берлюковской пуст. иером. Мисаил († 1854), сочетавший талант администратора с подвижнической жизнью. Настоятель носил кирпич для строительства, песок или воду рабочим, ночи проводил в молитве. В обитель к о. Мисаилу стекалось множество паломников и благотворителей.

http://pravenc.ru/text/189639.html

Ильинский храм (село Ильинское) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Ильинский храм (село Ильинское) Каменная церковь в стиле провинциального классицизма, выстроенная в 1818-1829 гг. Одноглавый четверик с трапезной и колокольней. В трапезной Никольский придел. Содержание История [ править править код ] Село Ильинское упоминается в духовной грамоте великого князя Ивана Даниловича Калиты в 1339 г.: «Се дал есмь своему болшему Семену: Можаеск, Коломьну со всеми Коломеньскими волостями… деревни Маковец, Левичин, Скулнев…». Скулнев, затем Скульнев стан — это первоначальное название села, которое с постройкой церкви во имя пророка Илии стало называться Ильинским. По Коломенским писцовым книгам 1577—1578 гг., село записано как старая вотчина Алексеевского девичьего монастыря, что в Москве. В годы Смуты село было разорено. Деревянная церковь в селе в XV- XVIII вв. неоднократно перестраивалась или обновлялась, но иконы старинного письма переносились из храма в храм. Две особенно ценные иконы были греческого письма, в медных ризах и деревянных киотах — это икона Спасителя и Донской образ Божией Матери. Дошедшая до нашего времени Ильинская церковь с Никольским приделом сложена из белого камня и кирпича на пожертвования прихожан в 1819—1829 гг. Храм бесстолпный, двусветный, с изящной главкой. Придел во имя святителя Николая отделялся от основной церкви каменной стеной с аркой для стеклянных дверей. Алтарь основной церкви от храма — также каменной стеной. Иконостас основной в церкви имел четыре яруса, а в приделе — три. В 1838 г. началось сооружение колокольни, объединенной с церковью притвором. Колокольня имела три яруса и была выполнена в византийском стиле. В 1855 г. усердием купца Василия Афанасьевича Шишлова на колокольне установили 100-пудовый колокол. Начиная с XIX в. на Илию Пророка — храмовый праздник в селе ежегодно проходили ярмарки. В 1917 г. священником церкви был Павел Смирнов. В годы лихолетья он был сослан на Север и скончался в пути. В здании церкви устраивали склад, общежитие, магазин. Живопись внутри храма выжгли паяльными лампами. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Ильинский_храм...

141 ...двухлетнего сына... – Сын-первенец А. В. и С. И. Снессоревых – Николай – родился 23 июля 1838 г. в Астрахани. См.: РГИА. Ф. 1343. Оп. 29. 4595. Л. 50. («Свидетельство о рождении и крещении сына Николая»). 142 Тимирязева Софья Федоровна (1799–1875) – жена//. С. Тимирязева. (См. примеч. 9.) Вместе с управляющим астраханской таможнею надворным советником А. Ю. Поливановым была восприемницею во время крещения Николая, которое состоялось 7 августа 1838 г. в астраханской церкви Входа в Иерусалим. См.: РГИА. Ф. 1343. Оп. 29. 4595. Л. 50–50 (об.). 147 «Библиотека для Чтения» – ежемесячный журнал словесности, наук, художеств, промышленности, новостей и мод. Первый в России из т. н. «толстых» журналов. Издавался в Санкт Петербурге с 1834 по 1865 г. Издатели – А. Ф. Смирдин, М. Д. Ольхин, В. П. Печаткин. Редакторы: 1834–1836 гг. – О. И. Сенковский и Н. И. Греч, 1837–1855 гг. – О. И. Сенковский, 1856–1860 гг. – А. В. Дружинин , 1860–1863 гг. – А. Ф. Писемский, 1863–1865 гг. – П. Д. Боборыкин 149 ...Старчевского и Печаткина... – Старчевский А. В. – в 1848–1856 гт. помощник редактора «Библиотеки для чтения», а фактически – редактор. Печаткин В. П – один из издателей «Библиотеки для чтения» 150 Зарин Ефим Федорович (1829–1892) – литературный критик, переводчик, поэт. В 1861–1863 гг. вместе с Д. Ф. Щегловым заведовал отделами наук, критики и публицистики «Библиотеки для чтения». По воспоминаниям современников, от него зависела публикация переводов в журнале. См.: Писемский А. Ф. Письма. М.-Л., 1936. С. 518 151 Боборыкин Петр Дмитриевич (1836–1921) – плодовитый прозаик, драматург, литературный и театральный критик. В начале 1863 г. приобрел право на издание «Библиотеки для чтения» и был редактором его до 1865 г. Неопытность в редакторских делах привела к финансовым затруднениям. Вынужден был приостановить издание в мае 1865 г. и после выхода последнего номера в августе уехал за границу. В течение 20-ти лет выплачивал долги 152 Троллоп Антоний. Орлийская ферма//Библиотека для чтения. 1863. Январь – октябрь. Троллоп Энтони (1815–1882) – крупный английский романист 2-й пол. XIX в., признанный мастер семейных хроник и политического романа

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла П. И. Бартенев. Фотография. 70-е гг. XIX в. (РГАЛИ) Петр Иванович (1.10.1829, с. Королёвщина Липецкого у. Тамбовской губ.- 22.10.1912, Москва), историк, археограф, библиограф, мемуарист. Из старинного дворянского рода. Учился в благородном пансионе при Рязанской гимназии (1841-1847), затем в Московском ун-те на словесном отд-нии историко-филологического фак-та (1847-1851), где слушал лекции Т. Н. Грановского, М. П. Погодина , С. П. Шевырёва и С. М. Соловьёва . Еще студентом Б. составил «Словарь языка древних русских летописей», подготовил «Рассуждение о языке и слоге Несторовой летописи», занимался переводами с лат., нем., чеш. и серб. языков. После окончания ун-та Б. в течение 2 лет жил в С.-Петербурге, служа воспитателем детей Л. Д. Шевич (дочери гр. Д. Н. Блудова ). Общение с Блудовым, П. А. Вяземским , С. А. Соболевским, П. А. Плетнёвым, С. Д. Полторацким и др. друзьями и знакомыми А. С. Пушкина помогло Б. в собирании и публикации материалов о великом рус. писателе. Б. стал одним из основателей изучения биографии Пушкина. Издание в ж. «Москвитянин» (1851. 23) писем Пушкина к П. В. Нащокину было 1-й публикацией молодого историка. В 1853-1855 гг. в «Московских ведомостях» и «Отечественных записках» Б. поместил более 30 работ о Пушкине. И позднее эта тема продолжала занимать важное место в научно-издательской деятельности Б., подготовившего книги: «Пушкин в Южной России: Материалы для биографии» (М., 1862, 19142); «Бумаги А. С. Пушкина» (А. С. Пушкин: Новонайденные его соч. М., 1881. Вып. 1); «К биографии А. С. Пушкина» (Там же. М., 1885. Вып. 2); «Рассказы о Пушкине, записанные со слов его друзей П. И. Бартеневым в 1851-1860 гг.» (Л., 1925). В 1853-1858 гг. Б. служил в московском Главном архиве Мин-ва иностранных дел. Результатом его архивных изысканий стали публикации: «Собрание писем царя Алексея Михайловича» (М., 1856) и «Записки Г. Р. Державина, 1743-1812», с примечаниями издателя (М., 1860). В 50-х - нач. 60-х гг. Б. участвовал в редактировании журналов «Москвитянин» (1853), «Русская беседа» (1857), сотрудничал в ж. «Библиографические записки» (1858-1859, 1861). В 50-х гг. Б. сблизился с идеологами славянофильства А. С. Хомяковым , братьями И. В. и П. В. Киреевскими , семьей Аксаковых, что оказало решающее влияние на формирование общественно-политических взглядов историка.

http://pravenc.ru/text/77626.html

В 1827 г. в селе Горлово, как было сказано, трудами протоиерея Иоанна Стахиева была завершена постройка двухпрестольной каменной церкви св. Димитрия Солунского, настоятелем которой отец Иоанн оставался вплоть до своей кончины в 1835 г… Надо сказать, что с 1834 г. протоиерей Иоанн Стахиев был местным благочинным, а другой горловский священник, о. Павел Мизеров, с 1853 г. был духовником благочиния. Соответственно, в 1830-1850 гг. церковь села Горлово была центром благочиния. По исповедной ведомости 1829 г. в горловском приходе, состоявшем из села Горлово, деревень Дмитриево и Александрово и сельца Даниловское, проживало 2 583 прихожанина вместе с семьями духовенства… Еще при своей жизни протоиерей Иоанн Стахиев сдал в 1853 г. один из двух своих домов в аренду купеческому сыну Петру Роцкому для того, чтобы средства от аренды использовать на устройство в горловской церкви придела во имя трех святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста и сооружения для него иконостаса. В своем завещании, составленном в том же 1853 г., протоиерей Иоанн определил, чтобы по истечении десятилетнего срока аренды дом был продан, а вырученные деньги потреблены на устройство иконостаса… Население горловского прихода в первой половине XIX в. стремительно увеличилось: с 1824 человек в 1818 г. до 3886 человек – в 1855 г… Рост количества прихожан побуждал церковный причт не просто устроить третий придел в Димитриевском храме, а, вообще, расширить всю церковь, перестроив ее трапезную часть. В июне 1855 г. святитель Гавриил (Городков), архиепископ Рязанский и Зарайский, благословил работы по расширению трапезной. В итоге, к 1862 г. в трапезной на пожертвования местных прихожан были устроены новые, теплые приделы: справа – святителя Николая, а слева – трехсвятителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Правый придел был освящен а 1860 г., а левый – в 1862 г… …В 1870-1880 гг. боголюбивые клирики и прихожане горловского храма неоднократно делали те или иные пожертвования в свою приходскую церковь. Так в 1875 г. скопинская купчиха Анна Проскурина пожертвовала в церковь села Горлово два священнических и одно диаконское облачения черного цвета из полубархата, двое шитых бисером воздухов – малиновые из бархата и розовые из атласной ткани, серебряный ковчег и медную канунницу (панихидный стол). Общая стоимость этого пожертвования – 220 руб. В 1877 г. горловский крестьянин, бывший церковный староста, Автоном Суханов подарил храму две металлические позолоченные хоругви и паникадило, общей стоимостью 140 руб. В 1882 г. местный диакон Илья Троицкий пожертвовал 225 руб. на устройство киота для Казанской иконы Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=18733

81 Пиццамано, фон, Иосиф (Josef (Giuseppe) von Pizzamano; 1809–1860), граф – австрийский консул в Иерусалиме в 1849–1860 гг. 82 Русский вице-консул в Яффе Н.С. Марабути (см. о нем в документах и примечаниях в т. 1 наст. изд.) выехал с семьей в период Крымской войны в Грецию и жил на острове Сира, в г. Ермополе. 83 Лидерс Александр Николаевич (1790–1874), граф – генерал от инфантерии (1843). Участник Русско-турецкой 1806–1812 и Отечественной 1812 войн, зарубежных походов русской армии 1813–1814, Русско-турецкой войны 1828–1829, польской 1830–1831 и венгерской 1849 кампаний и Крымской войны 1853–1856. С 1837 г. – командир 5-го пехотного корпуса, с 1848 – командующий войскам в Дунайских княжествах, с 1855 – командующий Южной армией, с 1856 – главнокомандующий Крымской армией. 84 Пальмер Вильям (1811–1879) – английский богослов и историк, диакон Англиканской Церкви. Автор работ по археологии Святой Земли и Египта. Возглавлял школу при протестантской (англикано-лютеранской) епископии в Иерусалиме (1847–1853). Близок к представителям «Оксфордского движения», допускавшим соединение англиканства с православием . Дважды приезжал в Россию – с переговорами о переходе в православие без совершения чина отречения от протестантских ересей (чего требовала Русская Церковь ) и тем более без перекрещивания (чего требовала Греческая Церковь ). Не решив проблемы, принял в 1855 г. католичество. В какой мере связаны были искания беспокойного диакона с британской политикой (если не разведкой), – сюжет, требующий дополнительного исследования. Неслучайно в комментируемых конфидансах с Порфирием, накануне отъезда обоих из Иерусалима (май 1854), Пальмер признавал, что его отторжение от православия определялось не догматикой, а политикой («вашей империей», «царской властью»), – притом, что в это же время Крымской войны английский посол на Босфоре пытался «вбрасывать» Вселенскому Патриарху разговоренный диаконом вопрос о различном принятии в Церковь инославных у русских и у греков как повод «к разъединению Греко-Восточной Церкви с Российскою, оказавшеюся будто неверною преданиям православия» (см. ниже в настоящем томе, в приложении, «Записку советника посольства в Афинах В.С. Неклюдова»).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

За три дня предсказал свою кончину. Погребен в особо устроенном склепе под алтарем соборного храма Задонского монастыря. В 1846 г. мощи св.Тихона обретены нетленными и пребывающими в том положении и виде, в каком находятся мощи св. угодников Киево-Печерских. В 1861 г. было совершено торжественное их открытие. Ныне почивают в Богородицком соборе. Св.Тихон еще при своей жизни получил от Господа дары прозорливости, исцеления и чудотворения. После его кончины люди служили панихиды при гробе святителя и по вере своей получали исцеление. Случаи исцелений по открытии и перенесении мощей св.Тихона не поддавались исчислению. В 1825–1826 гг. митрополит Евгений (Болховитинов) издал полное собрание сочинений святителя Тихона в 15-ти томах, впоследствии не раз переиздававшееся. Память 13 августа. – 70, 247, 248. Толстой Александр Петрович, граф – генерал-адъютант, обер-прокурор Св. Синода, член Государственного совета. 28 января 1801 † 21 июня 1873. Происходил из рода грузинского царя Вахтанга VI. В 1817 г. вступил в военную службу. В 1824–1826 гг. находился в экспедиции по обозрению берегов Каспийского и Аральского морей. В 1826 г. назначен в Коллегию иностранных дел с причислением к посольству в Париже. В 1827 г. командирован в Константинополь для военно-топографических описаний и с секретными целями. В 1828 г. вновь поступил в военную службу, участвовал в войне с Турцией, имел награды за храбрость. В 1829 г. пожалован флигель-адъютантом, в 1830 г. оставил военную службу. В звании камергера был первым секретарем миссии в Турции, затем чиновником особых поручений в Министерстве внутренних дел. В 1834 г. произведен в действительные статские советники и назначен губернатором в Тверь, где служил до 1837 г. В 1837–1840 гг. был генерал-губернатором в Одессе. После конфликта с князем М.С.Воронцовым, Новороссийским и Бессарабским генерал-губернатором, в 1840 г. вышел в отставку и уехал за границу. Вернулся к службе только в 1855 г. В 1856–1862 гг. он был обер-прокурором Св.Синода, в 1862–1964 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

269 (Елена, королева Италианская – Елена Савойская (княжна Петрович-Негош, 08.01.1873–30.11.1952(28.11.1953?)) – дочь князя, с 1909 г. – короля, Николая I Черногорского (Петровича-Негоша) и Милены Вукотич; королева Италии, супруга короля Викторио Эммануила III (Bittorio Emanuele III, King of Italy) (1900–1946). Состояла в родстве с Российским Императорским домоми воспитывалась в С.-Петербурге. В начале октября 1896 г. перешла в католическуюверу в г. Бари. 24.10.1896 г. вступила в брак с наследным принцем Неаполя Викторио Эммануилом Фердинандом (11.11.1869–28.11.1947). После убийства 29.07.1900 г. короля Италии Умберто I и возведения на престол еесупруга стала королевой Италии. После отречения 29.05.1946 г. короля Викторио Эммануила III от престола и провозглашения 11.06.1946 г. Италии республикой Елена Савойская вместе с супругом отправилась в изгнание. Проживала в Александрии, а по смерти супруга переехала в Монпелье. Подробнеео ней см.: Пчелов Е.В. Романовы. История династии. М., 2001. С. 315–318;Серова О.В. От Тройственного союза к Антанте: Итальянская внешняя политикаи дипломатия в конце XIX – начале XX в. М., 1983. С. 208.) 270 (О. Иоанн Кронштадтский – праведный Иоанн Кронштадтский (Сергиев Иоанн Ильич, 19.10.1829–20.12.1908) – протоиерей. Родился в с. Сура Архангельской губернии в семье псаломщика. Вначале ему с трудом давалось учение, но по молитве он обрел способность к нему. Окончил АрхангельскуюДС (1851) и затем СПбДА со степенью кандидата богословия (1855). В 1855 г. рукоположен во иерея к Андреевскому собору г. Кронштадта, в котором прослужил 53 года. В 1882 г. учредил в Кронштадте «Дом трудолюбия» для бедняков. В 1888 г. организовал постройку трехэтажного ночлежного приюта, а в 1894 г. – Странноприимного дома. В 1890–1894 гг. вышло его «Полное собрание сочинений» в шести томах. По молитве о. Иоанна совершалось огромное число исцелений не только православных, но и инославных, и иноверцев. Слава о нем как о пастыре, проповеднике и чудотворце распространилась по всей России, в Кронштадт приезжали десятки тысяч богомольцев. В 1990 г. причислен к лику святых. День памяти 20 декабря/2 января.)

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Архив, 1866, с. 513 и 735). Переводы: 35) Письма принца Делинь (вм. с профессором Немировым, в 10 т.). 36) Всеобщая мифология, сравн. с историей, аббата Трессана (М. 1816). 37) Рустрингия, первонач. отечество первого Российского вел. князя Рюрика, соч. Гольмана (М. 1819). 38) Досуги моего уединения, 2 части (M. 1820). По смерти Снегирева Ивановский издал первый том собрания его сочинений под заглавием: «Старина русской земли» (М. 1871). Дальше это издание не продолжалось. В «Русском Архиве» 1902–1903 гг. напечатан «Дневник И. M. Снегирева». Издания Снегирева: 39) Обозрение Кормчей. Барона Розенкампфа (М. 1829). 40) Древнее сказание о победе Дмитрия Донского (М. 1829). 41) Словарь русских писателей. Киевского митроп. Евгения. Т. I. Словарь профессоров Московского университета (М. 1855). – Русский Архив 1866, 1902–1904 (Воспоминания Снегирева). – Буслаев, по поводу смерти Снегирева (Московские университетские известия 1869, 50–62). – Голос 1868, 250, 254, 258; 1869, 63. – С.-Петербургские Ведомости 1868, 308 и 336). – Русский Инвалид, 1868, 275 и 277). – Петербургская Газета 1868, 131 и 178). – Современный Листок 1868, 102). – А. Д. Ивановский, Ив. М. Снегирев, биографич. очерк. СПБ. 1871 (на самом деле биографий нет, а есть пересказ дневника Снегирева о предметах, совершенно не касающихся его жизни, и перепечатка из дневника же разных речей и проповедей, сказанных где-нибудь при торжественной обстановке). – Историч. Вестник 1880, т. 11 (май), с. 205 (письмо Пушкина к Снегиреву). – Пыпин, История русской этнографии, т. I, 312. Письма Н. Д Иванчина-Писарева к И. М. Снегиреву, с предисл. и примеч. Б. Л. Модзалевского, СПб. 1902. Е. Тарасов. Снегирев, Иван Михайлович (1793–1868) – профессор Московского университета, известный знаток московских древностей. Сын проф. Михаила С. (см. ниже), сам воспитанник Моск. унив. и профессор его по кафедре римской словесности и древностей, С. напечатал по своей специальности только: «Dissertatio de profectlbus Romanorum in disciplinis severiorihus» (М., 1816), «Nova Chrestomathia latina» (М., 1816 г.) и «Латинскую грамматику» (1836 г., 3-е изд.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010