10) Благочинный 31-й пехотной дивизии протоиерей Афанасий Левицкий за отличное мужество в сражениях с турками у города Плевны 158 . 11) Священник 1-го пешего пластунского батальона о. Александр Датадзе за отличное мужество и ободрение воинских чинов во время напутствия раненых и умирающих в Кобулетском отряде в войну 1877–1878 гг. 159 12) за отличие в Турецкую кампанию 1877–1878 гг. Священник 4-го уланского Харьковского полка о. Андрей Громаковский Священник 12-го пехотного Великолуцкого полка о. Иоанн Лебедев Протоиерей 1-го уланского Его Величества полка о. Симеон Белявский Священник подвижного лазарета о. Феоктист Брижовский Протоиерей 118-го Шуйского пехотного полка о. Алексей Кузнецов Священник 64-го пехотного Кавказского полка о. Капитон Соколов Священник 15-го драгунского Тверского полка о. Косьма Миролюбов Священник 1-й Кутаисской дружины о. Иоанн Кохалишвили Священник подвижного лазарета о. Феофилакт Романов Священник 69-го пехотного Рязанского полка о. Василий Судаков Священник 9-го Сибирского гренадерского полка о. Вакх Гурьев Протоиерей лейб-гвардии Семеновского полка о. Евстафий Крюков 26) Протоиерей Одесского егерского полка о. Михаил Кузьминский в воздаяние примерно-ревностного исполнения своих обязанностей и за самоотвержение во время действий против неприятеля 3 июля 1855 г. 27) Священник 2-й Восточно-Сибирской бригады о. Владимир Актов за мужество в делах с китайцами в 1900 г. 28) Священник Приморского драгунского полка о. Владимир Волочков за отличное мужество в ту же войну. Священники, пожалованные орденом Анны 3-й степени за военные отличия 1) Священник Ширванского пехотного полка о. Пантелеймон Бодридзев за хладнокровие и самоотвержение во все время военных действий в 1807 и 1808 гг. с персами, когда он находился безотлучно с полком, служа примером воинским чинам и подавая помощь раненым под выстрелами 162 . 2) Священник Кременчугского пехотного полка о. Василий Златковский за неустрашимость (во все продолжение осады крепости Силистрии) в войну с турками 1828 и 1829 гг., когда он в цепи и в траншеях под страшным огнем неприятеля везде внушал воинам мужество 163 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhel...

Филарету, что «при монастыре вновь устрояются св. врата и возле них удобно было бы соорудить малую церковь во имя св. Димитрия Ростовского для отправления в ней разных треб для мирских прихожан». 12 сент. 1824 г. храм был освящен свт. Филаретом, реконструирован в 1881 г. В 1828-1829 гг. в юж. части мон-ря был сооружен небольшой больничный корпус с приютом и деревянной (с 1854 каменной) ц. во имя вмц. Анастасии Узорешительницы, покровительницы дочери кнг. Мещерской Анастасии Озеровой. В 20-х - нач. 30-х гг. XIX в. выстроены кельи, трапезная, мастерская, хлебные амбары, прачечная и др. жилые и хозяйственные постройки, вырыты 2 пруда для разведения рыбы. Почти все первые насельницы А. Б. м. (12 чел.) происходили из крестьянских семей и из дворовых людей. С окт. 1832 по 1863 г. обитель вопреки желанию аносинских игумений была местом для покаяния и исправления женщин, осужденных за пьянство и прелюбодеяние, присылались в мон-рь и женщины-старообрядки «для увещания к возвращению из раскола к Православию». При игум. Анастасии (Комаровой; 1837-1854) указом Московской консистории на 20 лет возобновилась аренда монастырских земель, в 1842 г. мон-рь был наделен лесными угодьями. Заботами игум. Евгении (Озеровой; 1854-1875), внучки основательницы мон-ря, в 1855 г. были построены каменный келейный корпус, настоятельские кельи, деревянные гостиничный корпус и дома для священнослужителей. Благодаря пожертвованиям купца П. Г. Цурикова сооружен странноприимный дом, а также реконструирован Троицкий храм, Тихвинский придел к-рого 23 июля 1867 г. был переосвящен в честь Успения Божией Матери. Согласно описи 1876 г., при игум. Рафаиле (Ровинской; 1875-1879) в А. Б. м. проживало 180 насельниц. Доходы обители во 2-й пол. XIX в. составляли 5-6 тыс. р. серебром в год и складывались из пожертвований, денежных вкладов, рукоделия сестер и доходов от хозяйственных угодий. К 1900 г., при игум. Иоанне (Макаровой; 1879-1918 (1919?)), обитель владела 307 дес. земли, в т. ч. пахотной - 33 дес., луговой - 6, лесной - 260, неудобной земли - 8 дес.

http://pravenc.ru/text/115668.html

Ильинское. Церковь Илии Пророка. Ильинская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Впервые село упоминается в духовной грамоте великого кн. Ивана Даниловича Калиты в 1339 г. Когда в с. Скульнев стан поставили Ильинскую церковь, оно стало называться Ильинским. В писцовых книгах 1577-1578 гг. село записано как старая вотчина Алексеевского девичьего монастыря, что в Москве. В Смуту Ильинское было разорено. В XV-XVIII вв. деревянная церковь неоднократно перестраивалась или обновлялась. В то время в церкви находилось много старинных икон, особенно почитаемы были икона Спасителя и Донской образ Божией Матери. В 1819-1829 гг. на пожертвования прихожан построили существующую каменную церковь из белого камня и кирпича. Несложная архитектура храма с элементами классицизма в скупом внешнем убранстве, по характеру близка деревянным постройкам. Храм бесстолпный, двусветный, с изящной главкой имел придел во имя свт. Николая. В 1838 г. началось сооружение самостоятельной трехъярусной колокольни, объединенной с церковью притвором. В 1855 г. на пожертвования купца В. А. Шишлова приобрели 100-пудовый колокол. Начиная с XIX в., в селе на Ильин день всегда проходили ярмарки. В советское время храм закрыли, священника Павла Смирнова сослали на Север, в здании церкви устроили склад. В 1992 г. Ильинский храм возвращен верующим. В настоящее время он полностью восстановлен, богослужения совершаются регулярно. Село Ильинское — древнейшее село на Домодедовской земле, упоминающееся еще в духовных грамотах великого князя Ивана Даниловича Калиты, а затем и в завещаниях его потомков. Оно было центром обширной территории Коломенского уезда с селениями Бобарыкино, Поздново, Ляхово, Вельяминово, Кузьминское, Лобаново, Введенское, Немцово, Гальчино и других, входивших в состав древнего Скульневского стана (Скульнев — старинное название села). Со времени возведения здесь деревянной церкви во имя Ильи пророка деревня стала называться «селом Ильинским, Скульнево тож», а позже — просто Ильинским. Деревянная церковь неоднократно перестраивалась и обновлялась, в ней были древние иконы, две особенно ценные — греческого письма — в медных ризах и деревянных киотах: икона Спасителя и икона Донской Божией матери. К началу XIX в. церковь настолько обветшала, что с 1814 г. причт ее был упразднен, а прихожане расписаны по соседним приходам. Однако вскоре они обратились с просьбой к московскому архиепископу Августину разрешить им построить в селе новую каменную церковь за их счет и на пожертвования благотворителей. Храмозданная грамота была дана им 6 мая 1818 г., и в этом же году началось строительство.

http://sobory.ru/article/?object=02593

упоминается, что в ц. Сен-Низье находился алтарь Пресв. Девы Марии, освященный еп. Потином; там же хранились мощи 1-го епископа Лугдуна ( Martin J.-B. Conciles et bullaire du diocèse de Lyon. Lyon, 1905. N 1284, 1312). Впосл. считалось, что еп. Потин поместил там статую Девы Марии, привезенную им с Востока; в IV или V в. на месте подземного раннехрист. оратория была возведена базилика Апостолов, в дальнейшем названная в честь св. Ницетия ( Martin-Daussigny E. C. La crypte de Saint-Pothin à Lyon//Rev. du Lyonnais. N. S. 1853. T. 7. P. 431-441). Многие исследователи пытались отождествить аббатство Эне и ц. Сен-Низье с позднеантичными и раннесредневек. храмами, известными по упоминаниям в источниках. Романская церковь аббатства Эне была освящена папой Пасхалием II 29 янв. 1107 г. и реконструирована в 1829-1855 гг.; примыкающая к ней капелла св. Бландины с небольшой криптой датируется ок. 1000 г. (впосл. перестроена), но следов более ранних церковных построек там не обнаружено. Готическая ц. Сен-Низье была возведена в XV-XVI вв. на месте древней базилики, где был похоронен св. Ницетий († 573) и др. епископы Лугдуна, жившие в VI в. Крипта, в к-рой находились гробницы епископов, была радикально перестроена в 1883-1884 гг. Т. о., нет убедительных доказательств в пользу отождествления базилики, упомянутой Григорием Турским, с ц. Сен-Низье или с аббатством Эне (Lyon. 1983. P. 37). Одни исследователи высказывались в пользу Эне (напр.: Vieillard-Tro ï ekouroff. 1976), другие - в пользу Сен-Низье (напр.: Decourt, Lucas. 1993. P. 128). Однако Б. Божар предположила, что базилика, в к-рой хранился прах Л. м., могла находиться не в Атанаке, а в другом месте; ее не следует отождествлять с храмом, где был похоронен св. Ницетий. По мнению исследовательницы, остатки базилики Л. м. еще не обнаружены ( Beaujard B. Grégoire de Tours et Lyon//L " abbaye. 2008. P. 53-60). Опираясь на эту гипотезу, Ж. Ф. Рено предложил локализовать базилику мучеников на месте совр. ц. Сен-Пьер-де-Вез, расположенной в сев.

http://pravenc.ru/text/2110761.html

Стоит обратиться к истории села Ильинское и построения здесь самой церкви... Первое упоминание о Ильинском встречается в 20-х годах XVII века. В писцовых книгах 1628 года Ильинское записано за стольником, князем Михаилом Петровичем Пронским: " ...в селе церковь Святого страстотерпца Георгия, древяна клецки - строение вотчинниково " . По окладным книгам того времени, церковь платила в патриаршую казну 8 денег, что говорит о бедности Ильинского прихода, которое подтверждается ещё и тем, что в 1636-1643 гг. церковь была в " доимках " перед патриаршей казной, то есть вовсе не уплачивала ежегодной дани. В 1639 году Ильинское значится вотчиной " князь Петровы жены Володимеровича Ростовского княгини Овдотьи " , в 1673 г. в вотчине боярина князя Якова Никитича Одоевского. По переписным книгам 1678 года, в приходе состояло 57 дворов. Следующие 120 лет нам не встречается каких либо сведений, знакомящих с историей села и самого храма. Только в 1799 году появляется небольшая информация о Ильинской церкви в документе, где говорится, что местный священник зафиксировал, что " деревянная церковь построена усердием прихожан, она древняя... " В 1810 году вместо деревянной, усердием всё тех же прихожан закладывается каменный храм, декорированный в стиле классицизма, по проекту, присланному из Владимирской духовной консистории. В 1821 году была освящена трапезная, а в 1823 году - главный престол. Трапезная с Казанским и Ильинским приделами позже была расширена в 1853-1855 годах. Тогда же перестроена и колокольня. С тех пор в храме не было никаких перестроек. Утварью, ризницей, святыми иконами и богослужебными книгами церковь никогда не была обделена. Помощь всегда исходила от местных купцов и прихожан. Из прежней деревянной церкви в кирпичную перенесли две деревянные иконы - Святителя Николая Чудотворца и Святого великомученика Георгия. В храме хранятся церковные документы: копии с метрических книг с 1803 года, исповедные росписи 1829 года. Причта по штату было положено: священник и псаломщик. На содержание их получалось от служб и требоисправлений до 680 рублей в год, земля пахотная и сенокосная давала доход только для продовольствия причту. Дом священника церковно-приходской, у псаломщика - собственный. Земли при церкви: усадебной 1 десятина, пахотной - 25 десятин, сенокосной - 1 десятина неудобная. Священник церкви протоиерей Михаил Соловьёв, был штатным миссионером. Ранее, в 1870-х гг., он служил в этом храме причетником.

http://sobory.ru/article/?object=03903

XVII в. составили 8 старцев во главе с иером. Феодоритом ( Макарий (Миролюбов). 1851. С. 19). В 1642 г. П. А. Глядков принял иноческий постриг с именем Павел и более 20 лет управлял О. В. м. в должности строителя (1642-1665). Незадолго до смерти он принял великую схиму с тем же именем, а вскоре был убит во время нападения на обитель шайки разбойников. Среди известных настоятелей мон-ря: архимандриты Афанасий (по разным данным: 1708-1712 (Там же. С. 86-87; Строев. Списки иерархов. Стб. 627); упом. в 1710 ( Гавриил. 1871. С. 51-52)) и Иоаким (по разным данным: 1712-1719 ( Макарий (Миролюбов). 1851. С. 86-87; Строев. Списки иерархов. Стб. 627); 1719-1721 ( Гавриил. 1871. С. 51-52)), с именами к-рых связано возведение первых каменных построек обители; архимандриты Исаия (Ичанов) (по разным данным: 1719-1729 ( Макарий (Миролюбов). 1851. С. 86-87; Строев. Списки иерархов. Стб. 627); 1721-1729 ( Гавриил. 1871. С. 51-52)) и Иоанн (1747-1760); строители игумены Мефодий (1785-1798) и Пахомий (1800-1804), при к-рых был разработан план архитектурной перестройки мон-ря; Нафанаил (1804-1810), Иродион (1810-1819) и Исаия (1829-1837), при к-рых этот план был воплощен в жизнь. В 1837-1855 гг. мон-рь возглавлял Герман (игумен с 1838), при к-ром в О. В. м. были проведены широкомасштабные ремонтные работы. С 1866 г. обителью управляли наместники Нижегородских архиереев, как правило в сане архимандритов. Среди них - архим. Феофилакт (не позднее 1882-1891), архим. Иоанникий (1891-1893), архим. Нафанаил (с 1893). В 1897-1913 гг. в этой должности состоял иером. Аркадий (Антуфьев; с 1902 игумен, с 1906 архимандрит), сыгравший решающую роль в устроении Успенского скита обители. Указом архиепископа Нижегородского Иоакима (Левитского (Левицкого)) с 1 июня 1917 г. наместником О. В. м. был назначен архим. Августин (Пятницкий) ( Тихон (Затёкин). 2006. С. 40), арестованный в июле 1918 г. и расстрелянный 31 авг. по приговору военно-революционного трибунала. 24 июля 1918 г. указом Нижегородской духовной консистории наместником вновь назначен архим.

http://pravenc.ru/text/2581463.html

Преданный Вам Архимандрит Макарий 1842 г. Апр. 18 дня. Улала. 77 Скобки, здесь и ниже, поставлены рукой о. Макария, свидетельствуют о намерении его сократить «Поминовение». 81 Взятое в скобки начиная со слова: «Вскоре», является в рукописи Макария и в другой, более краткой редакции, которая может быть составлена из двух его поправок на полях: «Надлежало ли вооружить меня предосторожностью против некоторых опасных случаев? Мне представлялось во сне, будто Преосвященный отдает мне мое прошение с резолюцией, которая повелевала мне иметь осмотрительность: Бога ради, не оступитесь». 82 Письмо это было уже напечатано в I томе «Писем» (1860 г.), стр. 189−192, но с пропусками. Как видно из пометы на подлинник рукою Гр. Т. Мизко, оно писано в Бийске, и в Екатеринославе получено 9 марта 1834 г. 90 В оригинале рукой Г. Т. Мизко сделано примечание: «Любимый ученик о. Макария, ныне (1855 г.) в монашестве архимандрит Аполлонов, Ректор Нижегородской семинарии». 91 Кн. Сергей Александрович Ширинский-Шихматов, смоленский уроженец, в 1830 г. принявши монашество с именем Аникиты, умерший в 1837 г. в Афинах. Автор многих религиозно-нравственных сочинений (см. в Христ. чтении 1891 г. «Путешествие иером. Аникиты по святым местам Востока в 1834−1836 гг.» свящ. В. И. Жмакина, и его же – «К истории Русской богословской мысли 80-х годов текущего столетия: из переписки братьев князей Ширинских-Шихматовых» (Христ. чтение 1889−1891 гг.). 96 Понятовского, б. учителя Екатеринославской семинарии, потом содержавшего, вместе с женой Марией Дмитриевной, пансион. 97 Махновского (стр. 15, прим. 1). Николай Махновский в 30-х годах был кладбищенским священником в Екатеринославе. 99 Этот случай, происшедший в 1829 г., рассказан в записках А. А. Орлова, келейника о. Макария (Сборник исторических материалов о жизни и деятельности настоятеля Болховского Троицкого Оптина монастыря, о. архимандрита Макария Глухарева. Орел, 1897 г., стр. 7−8). 100 О. Филарет – настоятель Глинской пустыни, в которой архим. Макарий провел три с лишним года в молитве и литературных трудах.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Возрождена обитель была в 1994 г. (по материалам сайта Ново-Тихвинского женского монастыря: http://www.sestry.ru ). 236 Екатеринбургское викарство Пермской епархии учреждено 25 дек. 1833 г., а 29 янв. 1855 г. преобразовано в самостоятельную епархию с наименованием Екатеринбургскою и Ирбитскою. Архиеп. Анатолий (Августин Мартыновский) – второй по счету Екатеринбургский викарий. Родился в 1789 г. в Каменец-Подольской губернии, Ольгопольском уезде, местечке Мясковке, в семье священника. Учился в Каменец-Подольской семинарии, в которой с 1812 г. стал учителем рисования. С 1817 – священник. В 1819 г., овдовев, поступил в Каменец-Подольский монастырь, и в 1822 г. был пострижен в монахи. С 1823 г. – студент Киевской духовной академии; с 1829 – ректор Курской семинарии и настоятель Курского Николаевского монастыря; 1832 – ректор Новгородской семинарии; 1840 – епископ Екатеринбургский; 1841 – Острожский; 1844 – Могилевский; с 1853 г. – архиепископ. В 1860 г. был уволен на покой, скончался в 1872. 237 Смотритель училища – его начальник, или ректор. Екатеринбургское Духовное училище было учреждено в 1833 г. при преосвященном Евлампии 238 Александра была второй игуменьей Ново-Тихвинского монастыря, преемницей игуменьи Таисии. Александра возглавляла монастырь с 1827 по 1858 гг. Будущая игуменья Александра пришла в монастырь в 1811 г. в возрасте 19 лет и при своем трудолюбии отличалась кротким и скромным нравом. При игуменье Александре процветали ранее заведенные рукодельные мастерские и были устроены новые, в том числе иконописная и трафаретная. Благодаря плодотворной деятельности игуменьи у монастыря появились Елизаветинская и Малобулзинская загородные заимки. Следует отметить, что с самого учреждения Ново-Тихвинской обители до дня закрытия, то есть на протяжении ста тридцати с лишним лет, она управлялась всего четырьмя настоятельницами. 239 Архимандрит Никодим (Лебедев) родился в Костромской губернии в семье священника. В 1823–1827 гг. учился в Санкт-Петербургской духовной Академии, на одном курсе с Платоном, будущим митрополитом Киевским.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

Фома Кресинский и свящ. Павел Гловацкий; 5) свящ. Анания Мацкевич (с июля 1829 г. по август 1855 г.), а в 1856 г приход наблюдали священники Иоанн Богурский и Даниил Копахевич; 6) свящ. Александр Помазанский (1857–1861 гг.) и 7) свящ. Григорий Гловацкий (1861–1866 гг.), затем, по упразднении в 1866 г. Св.-Михайловской церкви, при нынешней Св.-Троицкой церкви священнослужителем состоит протоиерей Константин Иосифович Червинский – с 1866 г. по настоящее время (1889 г.) служит. Местечко Межиричи упоминается в акте от 1585 года 12 июля в жалобе поповичей Луки и Ивана, из местечка Межирича, принадлежащего Троцкому воеводе князю Стефану Корыбуховичу Збаразскому о том, что когда они возвращались вместе со своими семействами домой из Волыни, где они находились на службе, то по приказанию пана Григория Колмовского, войт принадлежащего последнему имения Серкизова задержал их со всем имуществом (Архив, ч. 6, т. 1, стр. 150). 253 Икона эта имеет в длину 1 аршин 10 вершков и в ширину – 1 аршин 2 вершка. На ней находится надпись: мр и хС, – что показывает, что икона эта была в этой церкви ещё в то время, когда она была православною до отдачи её ксёндзам-францисканам. Икона эта почиталась за чудотворную и католиками, и над нею 15 августа 1779 г. был совершён Луцким латинским епископом суффраганом Франциском Комарницким обряд канонизации. Икона эта ныне находится над царскими вратами главного алтаря и опускается на шнурах для лобызания богомольцами. 254 Село Лючин некогда принадлежало князьям Острожским; князь Януш Острожский, отступник от православия, надал его приходскому костёлу в Остроге. В 1844 году оно взято в казну. 255 Село Новомалин – очень старинное поселение. В 1392 году князь Литовский Свидригайло, выжитый из Литвы, получил в удел от короля Владислава-Ягелло селения в повете Кременецком, Луцком и др., к коим принадлежала и околица Новомалина. Здесь в гористой местности, над р. Любачевкой (Залабувкой) он построил огромный замок, который он назвал Глухни – от того, что самая местность эта была окружена большими глухими (дремучими) лесами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

1818-го года мая 20-го родился сын Иван. 720 1820-го года февраля 12-го родился сын Феодор. 1821-го года июля 15-го родилась дочь Анна. 721 1824-го года мая 23-го родился сын Никита. 722 Печатается впервые по автографу: РНБ. Ф. 847. 818. Л. 1. Хранится под названием «Записка о рождении детей у отца Н. П. Гилярова-Платонова ». Записка отца мыслителя священника Петра Матфиевича (Матвеевича) Никитского «Рождение детей моих» не датирована. Предположительно можно приурочить её создание к концу 1840-х – началу 1850-х гг., когда Гиляров, будучи бакалавром МДА, задумал по примеру близкого друга Василия Сперанского писать мемуары о своих предках, детских годах и обучении в духовном училище и семинарии и, по его же, Гилярова, признаниям Аксаковым (в абрамцевской гостиной в 1854–1855 гг.) и А. С. Суворину (в одном из писем к нему 1872 г.), приступил к осуществлению своего замысла (см. подробнее: Дмитриев А. П. Н. П. Гиляров-Платонов и его «автобиографические воспоминания»//Из пережитого. 2009. Т. 2. С. 308–310). Отец Петр (23.06.1778–27.10.1854) в тот период, точнее в 1844 г., передал настоятельство в коломенской церкви Никиты Мученика, продолжавшееся целых 35 лет, своему младшему зятю священнику Павлу Ивановичу Богословскому, мужу его дочери Анны, о которой в своих мемуарах Ф. А. Гиляров писал: «Эта Анна Петровна впоследствии вы(й)дет замуж за Павла Ивановича Богословского, которому тесть сдаст свое священническое место у церкви Никиты Мученика и сам останется жить у зятя до самой своей кончины» (наст. изд., с. 206). Он же сообщал точную дату: «14 октября 1844 г. дед сдал (...) место» мужу Анны Павлу Ивановичу Богословскому (наст. изд., с. 220). (Отец же Петр вступил в алтарь родовой церкви в иерейском облачении только после смерти своего отца Матфея Федоровича Никитского, случившейся 9 августа 1809 г.) Помимо публикуемой Записки, нам известны несколько писем о. Петра к старшему сыну священнику Александру Гилярову за 1829–1854 гг., включенные Ф. А. Гиляровым в его воспоминания, а также письмо к Никите Петровичу от 17 июля 1851 г. (РНБ. Ф. 847. 658), публикуемые в настоящем издании.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010