Вновь этот вопрос рассматривался в 1826-1828 годах, когда городскому обществу для его решения было предложено выстроить для предполагаемого причта двухэтажный дом или «положить в сохранную казну 6000 рублей на содержание процентами нового причта». Летом 1828 года городское общество приняло постановление о выделении 4000 рублей из городских доходов на постройку при Георгиевском кладбище двухэтажного каменного дома на церковной земле. По замыслу здесь на втором этаже должны были проживать священник с причтом, а на первом - «помещать сирых и самых бедных престарелых нищих, не имеющих пристанища обоего пола людей, которым будет от усердствующих подаяние, каковое помещение имеет называться богадельнею, в которую могут быть приносимы принимаемые для призрения и воспитания из ближних селений и деревень незаконнорожденные младенцы». Но исполнению этого решения помешал спор городской думы и причта Спасо-Преображенского собора о дополнительном выделении церковной земли для расширения городского кладбища. Суть его заключалась в следующем. Пока городское кладбище, располагавшееся на соборной земле, числилось при соборе, причт имел возможность исполнять там требы, получая от этого немалые доходы, имея при этом больше свободы «распоряжаться землёю в удовольствие общества». Но «как стало известно, что вскоре решено отделить церкви от собора и завести при них отдельный причт, то причт собора теряет значительную выгоду от трёх десятин земли занятых под кладбище». Этим причт высказал городу и своё несогласие на выделение дополнительной земли. Не согласился он произвести обмен своей земли на «пожню Лесунью», предложенную городом, из-за её отдалённости и неудобства. Соборный причт, поддержанный духовным начальством, предложил городу внести определённую сумму, с которой бы ежегодные проценты составляли 300 рублей, как компенсация за занятые земли. Это предложение город не принял, а вот двухэтажное каменное здание для богадельни было выстроено в 1833 году на средства купца Фёдора Иьлича Тюменева, где с 1838 года стала действовать богадельня.

http://sobory.ru/article/?object=03040

XVIII век — время появления радикальной библейской критики. Изучение Библии на рубеже XIX века происходило уже внутри двух научных традиций: церковно-богословской и, противопоставившей ей себя светско-философской. Господствующей философией в первые десятилетия нового века был идеализм Гегеля (1770–1831). Религию, как и мифологию, Гегель считал эволюционным процессом, и, хотя он сам не разрабатывал историю религии в соотвествие со своей диалектикой, за него это сделали его последователи младогегльянцы, которые в университете немецкого города Тюбингена (долгое время его лицом был Георг Гегель) создали так называемую Новотюбингенскую школу. Ошибкой тюбингенцев было то, что они игнорировали Библию как литературный памятник, относились к ней преимущественно как к историческому документу. Тюбингенская школа создала направление библейской критики, получившей название «Поиски исторического Иисуса». Одна из первых «научных» реконструкций биографии Иисуса принадлежит Генриху Павлюсу (1829). Однако наиболле шумный успех пришелся на долю «Жизни Иисуса» Давида Фридриха Штрауса (1835). Многочисленные «Жизнеописания Иисуса» продолжали появляться на протяжении всего XIX века. В основу большинства из них была заложена философская концепция Гегеля. Фердинанд Христиан Баур (1792–1860), например, объяснял распространение христианства тем, что оно явилось в соответствии с диалектикой Гегеля как бы синтезом-снятием между тезисом: еврейской Ветхозаветной религией и антитезисом: языческим эллинизмом. Самым популярным жизнеописанием, но наименее серьезным в научном отношении среди всех, была «Жизнь Иисуса» Эрнеста Ренана, опубликованная в 1863 году. Но даже среди радикалов немногие зашли так далеко, как Бруно Бауэр в своей «Критике Евангелий» (1850–1851). Бауэр пришел к отрицанию исторического Иисуса 2 Надо сказать, что радикализм в серьезных исследованиях Библии не занимал ведущего положения. В центре общего внимания он оказался благодаря скандальной сенсационности. 3 Наиболее крупными учеными библеистами нерадикалами были: в Германии Хэнгстенберг (1702–1869), в Англии: Уэсткотт (1825–1901), Лайтфут (1828–1889), Дж. Хорт (1828–1892), в России — библеистическая школа митрополита Филарета Дроздова (1783–1867): протоиерей Александр Горский (1812–1875), епископ Михаил Лузин (1830–1887), М.Д. Муретов (1852–1917), В.В. Болотов (1854–1900), Н.Н. Глубоковский (1863–1937) и другие.

http://azbyka.ru/o-biblii-i-biblejckom-u...

Разделы портала «Азбука веры» ( 4  голоса:  4.8 из  5) Прослушать басню «Филин и осел» 1:40 Слепой Осел в лесу с дороги сбился (Он в дальний путь было пустился). Но к ночи в чащу так забрел мой сумасброд, Что двинуться не мог ни взад он, ни вперед, И зрячему бы тут не выйти из хлопот; Но Филин вблизости, по счастию, случился И взялся быть Ослу проводником. Все знают, Филины как ночью зорки: Стремнины , рвы, бугры, пригорки, Всё это различал мой Филин будто днем И к утру выбрался на ровный путь с Ослом. Ну, как с проводником таким расстаться? Вот просит Филина Осел, чтоб с ним остаться, И вздумал изойти он с Филином весь свет. Мой Филин господином Уселся на хребте Ослином, И стали путь держать; счастливо ль только? Нет: Лишь солнце на небе поутру заиграло, У Филина в глазах темнее ночи стало. Однако ж Филин мой упрям; Ослу советует и вкось и впрям – «Остерегись!» кричит: «направо будем в луже». Но лужи не было, а влево вышло хуже. «Еще левей возьми, еще левее шаг!» И – бух Осел, и с Филином, в овраг. Примечания Филин – очень крупная сова (размах крыльев до 2 метров), с длинными темными ушками. Стремнина – здесь: крутой скалистый обрыв; глубокое ущелье (устар.). Иносказательный смысл басни раскрыт в письме А.С. Пушкина к М.П. Погодину от 1 июля 1828 г.: «За разбор „Мысли“, одного из замечательнейших стихотворений текущей словесности, уже досталось нашим северным шмелям от Крылова, осудившего их, и Шевырева, каждому по достоинству». Здесь имелась в виду критика в «Северной пчеле» (от 15 мая) стихотворения «Мысль» С.П. Шевырева, напечатанного в журнале «Московский вестник» (1828, апрель).   Время написания: не позднее марта 1830 г. Первая публикация: издание басен 1830 г., кн. VIII, стр. 390–391. Источник: И.А. Крылов. Полное собрание сочинений в 3х томах. Т. 3: Басни, стихотворения, письма и деловые бумаги. Книга восьмая. М.: ОГИЗ. Гос. изд-во худ. литературы. 1946 Рекомендуем Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей Популярное: Сейчас в разделе 2723  чел. Всего просмотров 66 млн. Всего записей 2583 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Художественная литература к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/fiction/basnya-filin-i-...

Λονδνο, 1820). К. активно поддерживал Греческую национально-освободительную революцию 1821-1829 гг., хотя и считал ее преждевременной (он прогнозировал антитур. восстание на сер. XIX в.). К. стал одним из основателей «Филэллинского комитета Парижа» (1825), созданного для сбора помощи восставшим и пропаганды освободительного движения среди греч. диаспоры и европейцев. Кроме того, он переписывался с известными политиками (напр., с Т. Джефферсоном) и учеными, публиковал статьи в европ. изданиях, стремясь расширить поддержку восставших греков. В этот период К. продолжал издавать произведения античных авторов, стараясь выбрать тексты, наиболее соответствующие политическому моменту. В 1821 г. он опубл. «Политику» Аристотеля, сопроводив ее злободневным предисловием «Политические наставления» (Πολιτικς Παραινσεις). С 1821 по 1827 г. К. издал ряд актуальных произведений Аристотеля, Онесандра, Плутарха, Ксенофонта, Платона, Эпиктета, Ликурга, Ариана. В предисловиях к ним он подробно останавливался на значении античного наследия в совр. условиях. С 1828 г. К. начал публиковать «Пособие по языковому материалу» (Γλωσσογραφικς Υλης Δοκμιον) под общим заголовком «Смешанный альманах», или «Неупорядоченное» (Ατακτα. Παρσι, 1828-1835. 5 τ.). В нем был собран разнородный лексикографический материал, по тем или иным причинам не вошедший в другие издания К. (прежде всего в «Греческую библиотеку»). Собранные в этом альманахе языковые и герменевтические примеры К. взял из древнегреч., визант. и новогреч. лит-ры, ВЗ и НЗ, а также из устной традиции. В полемике о том, каким следует быть языку в греч. гос-ве, К. выступал как против перехода на «архаичный язык», так и против сохранения «народного языка» (димотики). В качестве компромиссного решения он предложил новый искусственный язык, названный «кафаверуса» (очищенный). За основу К. взял народный разговорный язык с его синтаксисом и морфологией, а при выборе лексики предложил постепенно «очищать» ее от варваризмов, в первую очередь - от тюркизмов и др.

http://pravenc.ru/text/2057220.html

Старообрядцы, приемлющие священство, приняли богослужебные тексты с исключительной хомонией в редакции предшественника Никона, патриарха Иосифа, и столповую нотацию, реформированную в 1668 г., т.е. Нотацию типа А. Беспоповцы удержали хомовые тексты и столповую нотацию до реформы 1668 г., т.е. Типа В. На исходе XVII в. образовался значительный центр старообрядцев, приемлющих священство, на острове Ветка на реке Сож. Этот остров в голы правления царевны Софии Алексеевны (1676–1689), сестры Петра I, принадлежал еще Польше. Поэтому сюда вытеснились многочисленные старообрядцы. К 1733 г., ко времени правления Анны Иоанновны, Ветка стала значительным культурным и религиозным центром старообрядцев, приемлющих священство. В этом центре продолжалась древняя традиция подлинного знаменного и, вероятно, демественного пения, со всеми неуловимыми оттенками его традиционного исполнения. Так продолжалось до царствования Екатерины II. В 1764 г. Ветка, к тому времени вошедшая в состав Российской империи, была разорена карательной экспедицией, посланной против старообрядцев. Но еще года за два перед тем началась история старообрядческих поселений на реке Иргиз (левый приток нижней Волги) 322 . Императорский манифест от 4 декабря 1762 г. давал старообрядцам известную гарантию свободы их религиозной жизни. Вследствие этого по Иргизу возник ряд старообрядческих поселений, и особенно – мужских и женских монастырей. Таким образом, возник и стал процветать весьма значительный центр культурной жизни старообрядцев-поповцев. Особенного процветания достиг иргизский старообрядческий центр между 1796-м и 1828 гг. В то время общее число монахов и монахинь достигало в иные годы 3000 человек 323 . Большое значение получили также старообрядческие поселения по реке Керженцу (левый приток средней Волги немного ниже Нижнего Новгорода). После 1828 г. русское правительство начало снова оказывать энергичное давление на старообрядцев с целью побудить их к воссоединению с господствующей Церковью. Тем не менее иргизский центр просуществовал до самой революции 1917 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Известны изображения Н. Ф. на монетах и в рукописных миниатюрах. Согласно Льву Диакону, он имел смуглое лицо, густые черные волосы и небольшую с проседью бороду, черные глаза, густые брови, нос с горбинкой, был коренастым и широкоплечим, обладал огромной физической силой, славился целомудрием и недюжинным умом ( Leo Diac. Hist. III 8. P. 48). Соч.: Стратегика имп. Никифора/Изд.: Ю. А. Кулаковский. СПб., 1908; Three Byzantine Military Treatises/Ed. G. T. Dennis. Wash., 1985. P. 137-239. (CFHB; 25); Le traité sur la guérilla (De velitatione) de l " empereur Nicéphore Phocas (953-969)/Ed. G. Dagron, H. Mihãescu. P., 1986; О боевом сопровождении. Об устройстве лагеря: Два визант. военных трактата кон. X в./Пер.: В. В. Кучма. СПб., 2002. Ист.: Leo Diac. Hist. (рус. пер.: Лев Диакон. История/Пер.: М. М. Копыленко при участии С. А. Иванова; ред.: Г. Г. Литаврин. М., 1988); Scyl. Hist.; Michael Psellus. Historia Syntomos/Ed. W. J. Aerts. B., 1990. P. 96-104 (рус. пер.: Михаил Пселл. Хронография; Краткая история. СПб., 2003); Excerpta ex Historiis Arabum de expeditionibus Syriacis Nicephori Phocae et Ioannis Tzimiscis/Ed. C. Lassenius// Leo Diac. Hist. 1828. P. 374-394; История светских сказаний, повестей и сказок в старинной болг. лит-ре//Исслед. П. Сырку. СПб., 1883. Т. 2. Вып. 3: Визант. повесть об убиении имп. Никифора Фоки в старинном болг. пересказе; Медников Н. А. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов, по араб. источникам. СПб., 1897. Ч. 2. С. 285, 335-347. (ППС; Т. 17; Вып. 50); Schreiner P. Die byzantinischen Kleinchroniken. W., 1975-1979. 3 Bde. (CFHB; 12); Theodosii Diaconi De Cretae expugnatione// Leo Diaconus. Historia/Ed. C. B. Hase. Bonn, 1828. P. 261-306; Liutprandi Cremonensis Opera omnia/Ed. P. Chiesa. Turnhout, 1998 (рус. пер.: Лиутпранд Кремонский. Антаподосис; Книга об Оттоне; Отчет о посольстве в К-поль/Пер. с лат.: И. В. Дьяконов. М., 2006); «Der bleiche Tod der Sarazenen», u. Johannes Tzimiskes: Die Zeit von 959 bis 976 in der Darstellung des Leon Diakonos/Übers. F. Loretto. Graz etc., 1961; Les novelles des empereurs Macédoniens concernant la terre et les stratiotes/Intr., éd., comment. N. Svoronos; éd. posthume P. Gounaridis. Athènes, 1994.

http://pravenc.ru/text/Никифора II ...

Эта записка, поданная через министра народного просвещения А.С. Шишкова, в чьем ведении находились все дела Католической Церкви в России, императору Николаю встретила заинтересованность монарха, который 6 декабря 1827 г. с формулировкой «за отличноые способности, ревность и примерное благонравие» наградил ее автора бриллиантовым крестом. Ободренный вниманием, прелат Иосиф 17 января 1828 г., подал А.С. Шишкову подписанное всеми членами униатского департамента Римско-католической духовной коллегии (кроме архимандрита Януария Быстрого) представление о преобразовании Униатской Церкви согласно своим идеям. На его основании в канцелярии Шишкова при деятельном участии Семашко, высказывавшего свои мнения по конкретным вопросам в многочисленных конфедициальных записках, был составлен «Всеподданейший доклад о преобразовании Греко-униатской Церкви соответственно истинным потребностям и пользам принадлежащих сему исповеданию». Следствием доклада стал высочайший указ «Об учреждении Греко-Униатской духовной коллегии» от 22 апреля 1828 г., всецело впитавший в себя предложения прелата Иосифа и положивший начало возвращению униатов в Православие. Инициированный Иосифом проект разрыва Брестской церковной унии на территории Российской империи предусматривал: 1) размежевание Высшего управления Униатской Церкви и Высшего управление Католической Церкви латинского обряда путем учреждения самостоятельной Греко-униатской духовной коллегии; 2) повышение эффективности церковного руководства в Унии посредством укрупнения епархий (их число при этом сокращалось с 4 до 2 – оставались Белорусская с центром в Полоцке и Литовская с центром в м. Жировичи); 3) унификацию органов управления униатских епархий со свойственными тому времени православными образцами; 4) подрыв могущества базилианского ордена ликвидацией монашеского самоуправления, подчинением монастырей епархиальному начальству, сокращением их числа с 83 до 24, лишением большой части доходов и разрешением монахам, пришедшим в Унию из латинян, вернуться в римский обряд; 5) возвышение роли и сословное укрепление белого духовенства (это должно было достигаться повышением уровня его образования (предполагалось открыть униатскую духовную академию и епархиальные семинарии, с принятыми в Русской Церкви стандартами образования и воспитания), улучшением материального положения за счет средств базилиан, а также уменьшением напряженности внутри духовенства через разрешение детям священников выходить из духовного звания); 6) отмену права патроната (коляторства) польских землевладельцев над униатскими церквами.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

169 Дела архив. Св. Синод. 1813 г. августа 23, 423 и 1816 г. окт. 20, 586 см. дело архив, канцел. главн. свящ. армии и флот. 1813 г. 44. 171 Так до крымской войны соответственно разделению наших войск по армиям и по именованию последних, мы знаем полевых обер–священников 1–й, и 2–й действующей армии. Полевыми обер–священниками 1–й армии были и преемственно следовали друг за другом: Торопогрицкий с 1812–1815 г., Меджугинский с 1815–1827 г., Карышев с 1827–1828 г. и Верзилов с 1828–1835. Полевыми обер–священниками 2–й армии: Теренский 1812–1813 г., Ящурикский 1816 – 1817 г., Яновицкий с 1817–1829 г. и Лосев с 1829 –1831 г. Последний, впрочем, и не вступал в должность, так как ко времени прибытия его к месту службы войска 2–й армии были назначены присоединиться к составу 1–й армии. Полевыми обер–священниками действующей армии были Чернявский 1831–1849 г. и Погонялов 1849–1854 г. Как главные штабы армий составляли ближайшее их управление в военное и мирное время, так и состоявшее при сих штабах полевые обер–священники сохраняли свое звание и имели в ближайшем своем заведывании духовенство входивших в состав этих армий полков как в военное, так и в мирное время. В крымскую компанию первоначально была одна действующая армия; за тем эта армия была разделена на две: западную и среднюю. Сверх действующей армии в начале компании был еще штаб 3–го, 4–го и 5–-го пехотных корпусов; впоследствии из этих корпусов с присоединением частью армейских, частью гренадерских войск были образованы две армии: одна собственно южная, другая южная и военных сухопутных и морских сил в Крыму находящихся. (Дело архив, канцел. свящ. армии и флотов 1854 г. 24. 110 1855. 165. 218). При штабе каждой из поименованных армий состояли особые полевые обер–священники. При действующей армии, главная квартира которой находилась в Варшаве, полевым обер–священником в начале был протоиерей Погонялов, за тем, после его смерти (1854 г ), протоиерей Стратилович, который, по разделению означенной армии на две, остался полевым обер–священником западной армии, переименованной затем 1–ю армией, в среднюю же армию, которой главная квартира находилась в Киеве, полевым обер–священником был назначен протоиерей Мицкевич, который и оставался в этом звании до уничтожения штаба средней армии.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

святитель Сильвестр (Малеванский) (09.01.1828–25.11.1908) Апологетика Догматическое богословие святитель Сильвестр (Малеванский) Епископ Каневский, ректор КДА (1883-98), доктор богословия. Известный пастырь, проповедник, духовный писатель. Автор фундаментального труда «Опыт православного догматического богословия». Биография На пути к священству Родился 9 января 1828 года, в Волынской губернии, в селе Андрушевка, в семье священника. В 1847 году окончил Волынскую духовную семинарию. В конце следующего года удостоился рукоположения во священника. Священническое служение Первым местом пастырского служения Сильвестра Малеванского стал Крестовоздвиженский храм, располагавшийся в Житомирском уезде, в селе Червонном. К прихожанам он относился с отеческой заботой, а они к нему — с подобающим уважением. Сомневающимся он помогал пастырскими советами, плачущих утешал, скорбящих ободрял, всех благословлял на добрые дела. В 1853 году батюшка пережил тяжелую утрату — смерть дорогой и любимой супруги. Спустя непродолжительное время он стал задумываться о принятии монашеских обетов. В том же году подал прошение и документы на поступление в Киевскую духовную академию. Пройдя надлежащий конкурсный отбор, был зачислен в ряды учащихся. В 1857 году завершил обучение, в 1858 году принял постриг. Вскоре решением ученого совета он был утвержден в степени магистра Киевской духовной академии. В 1873 году возведен в достоинство архимандрита. В том же году удостоен степени доктора богословия, должности инспектора и звания профессора Киевской духовной академии. Одной из наиболее значимых заслуг отца Сильвестра Малеванского перед богословской наукой явилось составление фундаментального системного труда по православному догматическому богословию. Примечательно, что импульс к созданию этого творения был дан его обвинителем, митрополитом Макарием. Когда тот посетил Киевскую академию с целью ревизии, то обрисовал деятельность профессора С. Малеванского в самых мрачных тонах. В результате его чуть было не исключили из состава академических преподавателей. Тогда он, решив делом доказать свою правоту, написал ряд весомых научных трактатов на богословские темы, а вскоре стал издавать свои «Чтения по догматическому богословию», которые известны ныне широкому читателю как пятитомный труд «Опыт православно-догматического богословия».

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Ежели вы обратитесь всем сердцем к Господу Богу, то Он благословит ваши дома, благословит вас и чад ваших здравием и всяким благодеянием, благословит поля ваши изобилием плодов земных, благословит стада скотов ваших и птиц, и во всем пошлет вам благословение Свое, – и, по христианской кончине, соделает вас наследниками царствия небесного и вечного блаженства со Ангелами и всеми святыми. О сем не престану аз молиться, да сподобитесь вы благ вечных благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Ему же со Отцем и Святым Духом слава и держава во веки веков. Аминь. 1831 года Мая 18 дня. Казань. N.B. Подлинник этого Послания писан, на девяти страницах в малый лист, писцом, а слова – в начале: «Божиею Милостию Смиренный Филарет Архиепископ Казанский и Симбирский» и в конце: «1831 года Мая 18-го дня. Казань.» – написаны собственною рукою высокопр. Филарета. 15 Доклад св. Синода об учреждении Симбирской епархии от 9-го Февраля 1832 года. Указ св. Синода Казанской духовн. Консистории от 28-го Февраля 1828 года. 16 О числе обращённых, во время управления высокопреосв. Филарета Казанскою паствою, см. Росписи Консисторские о присоединяющихся к Православию за 1828, 1829, 1830, 1831, 1832, 1833, 1834 и 1835 годы. 19 Эти данные содержатся в письмах высокопр. Филарета и в личных, тогда же записанных, рассказах его, а также в выписках из разных дел Консистории и в доставленных от частных лиц достоверных сведениях (письменных), и наконец, в его письмах к бывшему Вятскому Преосвященному Кириллу. 23 Представляемый факт описан в особой статье, составленной и доставленной лично покойному высокопр. Антонию автором ее – Александром Карачевым (получившим образование в Казанском Университете и служившем в Казани), как материал для биографии высокопр. Филарета. Из этой статьи мы будем приводить еще в своих местах весьма интересные сведения, «о достоверности которых сам автор свидетельствуется в своей собственноручной рукописи Именем Господним». 24 Харбрец в горле в простонародье называется то, когда у больного, близкого совершенно к смерти, происходит хрипенье или хырлыканье в груди и горле.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010