Воскресенское. Церковь Воскресения Словущего. Карта и ближайшие объекты Храм в честь Воскресения Словущего в Воскресенском Согласно «Государственным спискам памятников истории и культуры Нижегородской области», в рабочем посёлке Воскресенском Нижегородской области есть памятник градостроительства и архитектуры регионального значения – Воскресенская церковь (датировка объекта – 1828-1858 годы, документ о принятии на госохрану 280-м). По сведениям, предоставленным проекту «Места памяти-2013» Диной Коротаевой, это храм в честь Воскресения Словущего. Его строительство было начато летом 1828 года и растянулось на тридцать лет в связи с пожаром 1830 года. Собор удалось подготовить к освящению лишь в 1858 году. Четырехпрестольный, пятикупольный собор с высокой колокольней был выстроен на месте деревянной церкви, обветшавшей к тому времени. В 1938 году церковь в селе Воскресенское была закрыта и переоборудована под Дом культуры. На рубеже 1950-60-х годов полностью были разрушены колокольня, притвор, трапезная, разобраны завершения храмовой части, в интерьере разрушены столбы и своды. В 2000 году храм был передан верующим. http://www.gttp.ru/text/163.htm В начале XIX века в селе Воскресенское Макарьевского уезда существовали две деревянные церкви (одна из них, вероятно, Воскресения Христова — В.К. ), в которых с 1807 года служил протоиерей Петр Семенов Смирнов. Когда и кем эти церкви были построены — история умалчивает, известно лишь, что к началу 1820-х годов они уже изрядно обветшали. По этой причине настоятель задумал построить новую каменную церковь, и в мае 1823 года направил епископу Нижегородскому и Арзамасскому Моисею прошение на возведение храма «…по прилагаемому при сем плану и фасаду», выполненными неизвестным на сей день автором. В конце мая храмозданная грамота правящего архиерея была получена. С 1823 по 1827годы шла заготовка строительных материалов. Летом 1828 года долгожданное строительство началось. Едва ли кто-то мог предполагать тогда, что оно растянется на долгие тридцать лет.

http://sobory.ru/article/?object=29032

Ижма. Церковь Спаса Преображения. Преображенская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Спаса Преображения Год постройки:Между 1806 и 1828. Адрес: Ижемский район, с. Ижма, ул. Набережная, 19 Координаты: 65.009399, 53.907114 Проезд:летом - маршрутка от Ираёля или своим ходом на автопароме от Нарьян-Мара, далее по а/д Усть-Ижма - Ираёль. Зимой по а/д из Ухты. В центре села у автостанции, видно отовсюду. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Огромные, величественные храмы парили над нарядными крашеными домами. Колокола гудели, и торжественный звон разливался в чистом воздухе солнечного дня. Главным украшением «столицы» Ижемского края был величественный храм — церковь Преображения господня, который бы сделал честь любому губернскому городу. Внутренне убранство этой церкви было поразительно по пышности и богатству. В 1700 году в Ижме был большой пожар, истребивший большую часть домов и церковь со всем ее имуществом и архивом. Вместо сгоревшей в 1728 году была устроена и освящена новая деревянная одноэтажная церковь Преображения Господня. В 1773 году ижемцы соорудили новую деревянную церковь, в которую была внесена древняя уцелевшая храмовая икона Преображения Господня. Но ввиду непрочности этого деревянного сооружения прихожане в 1801 году попросили разрешение на постройку каменной двухэтажной с колокольнею над папертью. Строительство каменной церкви началось в 1806 и закончилось в 1828 году. Деревянный же Преображенский храм был разобран. Здание каменной Преображенской церкви до сих пор является архитектурной доминантой для села Ижмы и его окрестностей. Над обычным кубом храма — очень высокий свод барочного вида с мощным световым барабаном и огромной широкой главой, нависающей над барабаном. Этот силуэт вызывает представление о могучем «столпе», который среди окружающих его северных просторов производит впечатление большой мощи, особенно с дальних подходов. Ижемцы гордятся своим храмом — второго такого на всем Севере не было и нет. www.izhma.ru Церковь во имя Преображения Господня (1807-1828) – находится в центре с. Ижма. Интересный памятник. Единственный храм в Коми с почти полностью сохранившимся многоярусным иконостасом первой трети XIX в.

http://sobory.ru/article/?object=12537

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1.      Рязанский Спасский. 2.      Солотчинский. 3.      Богословский. 4.      Радовицкий. 5.      Рязанский Троицкий. 6.      Рязанский Духов. 7.      Рязанский Богоявленский. 8.      Аграфенин. 9.      Рязанский Казанский. 10.      Горетов. 11.      Ольгов. 12.      Терехов. 13.      Зарецкий. 14.      Переницкий. 15.      Жерновский. 16.      Федосеев. 17.      Нищевский. 18.      Данковский. 19.      Зачатиевский. 20.      Рязанский Димитриевский. 1 Спасский (Спасо-Преображенский) в Рязани, существовал в XV веке. Ныне второклассный. [V, 735.] Архимандриты Иоанн , 1461. Кассиан , 1535–39. Фома , 1550 и 51. Симеон , 1564. Иоасаф в 1569 на покое в Симонове. Иона Ремезов , 1581, 84, 89, 97, 98, 99. Феодорит , 1604, а в авг. 1605 хирот. в архиепископа Рязанского. Трифон , с 1606. Рафаил , 1613–1618, 17 дек. хирот. в еписк. Коломенского. Дионисий , 1619–21. Ефрем , 1623–31, 1635. Герасим , 1635–38. Савва , в мар. (sic) 1644. Боголеп , 1647–73. Иосиф , 1674–82; † ... Филарет перев. из Чернеева монастыря 25 февр. 1683. Упом. до 1700. Лев , из иеромонахов, произведён 24 авг. 1701; до 1720. Мисаил Копцев , с 1720; † в окт. 1728. Ануфрий , в 1728–37; †.... Алимпий 21 февр. 1738 перев. из Рязанского Духова, а 27 нояб. 1741 – в Солотчинский мнтрь. Давид Данилевич 27 нояб. 1741 перев. из Солотчинского. Упом. до 1749. Ефрем 16 янв. 1754 перев. из Солотчинского, а 6 сент. 1756 обратно в тот же мнтрь. Сергий в 1756 перев. из Рязанского Богословского монастыря; † 1760.... [? Амвросий Андреевский , 1759, из префектов Троицкой семинарии. (Опис., стр. 97).] Антоний Ядрило в 1761 перев. из Рязанского Богословского; † 1 мая 1813. Иероним Алякринский 10 июня 1813 перев. из Солотчинского монастыря; † 18 мар. 1828. Илиодор Чистяков в 1828 перев. из Рязанского Троицкого, а вскоре – в Новгородский Антониев мнтрь. Аполлинарий определён 24 сент. 1828, а в сент. 1829 перев. в ректора Олонецкой семинарии. После в Астраханском Спасском. Гедеон Вишневский в 1829 перев. из Рязанского Троицкого и вскоре – в Каменец-Подольский Троицкий мнтрь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Священно-церковно-служители и старосты церковные Священники 1) Иосиф Терентьевич Соловьев, 1814–1828 гг. По окончании курса в Московской академии, 1792 г. февр. 1 дня посвящен во диакона к Богословской, что в Бронной, Никитского сорока, церкви. 30 авг. 1796 г. рукоположен во священника к Николаевской, на Старом Ваганькове, церкви. 17 янв. 1813 г. перемещен, Сретенского сорока, к ружной Покровской, что в Покровском, церкви, а в январе 1814 г. переведен к Крестовоздвиженской церкви. † 1830 г. в ноябре. 2) Василий Симеонович Советов, 1828 – 1831 гг. По окончании курса в Спасо-Вифанской семинарии, два года был Дмитровских духовных училищ инспектором и уездного училища учителем по латинскому яз., арифметике и географии. 9 мая 1827 г. посвящен во диакона в Петро-Павловской, на Якиманке, церкви и того же года 21 мая рукоположен во священника «в Военный гофшпиталь»; в 1828 г. апр. 13 перемещен в Запасный дворец, а 8 авг. того же года – к Крестовоздвиженской церкви, † 4 июля 1831 г. 3) Николай Васильевич Богородский, 1831–1847 гг. По окончании курса в Московской духовной семинарии в 1817 году, 21 мая 1819 года посвящен во священника к Воскресенской г. Коломны церкви; был учителем низшего отделения Коломенского уездного училища, а потом и инспектором училищ духовного и приходского; с 24 авг. 1829 г. – священник Страстного девичьего монастыря, а 9 июня 1831 г. перемещен к Крестовоздвиженской церкви. С 1845 г. – духовник округа. † 26 нояб. 1847 года. 4) Георгий Стефанович Колычев, 1847–1849 гг. Из мест. диаконов, определен 1 дек. 1847 г. 5) Александр Васильевич Вишневский, 1849–1886 гг. Сын диакона. По окончании курса в Московской дух. семинарии в 1834 году, посвящен во диакона к Филипповской, на Мещанской, церкви, в 1835 году. 12 февр. 1849 года рукоположен во священника к Крестовоздвиженской церкви. С 1842 по 1871 г. был законоучителем в Николаевском детском приюте, а с 1846 до 1871 г., кроме того, законоучителем малолетнего отделения Воспитательного дома и Фельдшерской школы. С 1863 г. – духовник округа. С 1879 г. – протоиерей. В день 50-ти летнего юбилея служения в священном сане, 23 нояб. 1885 г., поднесен ему от прихожан золотой, с драгоценными украшениями, наперсный крест. 184 † 7 июня 1886 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Супонево. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Карта и ближайшие объекты Храм построен в центре села Супонево над обрывом высокого берега Десны. В XVI-XVII веках здесь существовал женский Георгиевский монастырь с деревянным храмом, приписанный к Свенскому монастырю. Позднее — это вотчина Свенского монастыря с приходским храмом. Что касается современного храма в поселке Супонево, то его здание было построено вместо обветшавшей деревянной церкви на средства прихожан в 1828-1831 гг., но внутреннее благоустройство храма затянулось. Лишь в 1847 году был освящен придельный Алтарь во имя Святого Георгия Победоносца, а в 1852 году — главный алтарь во имя Спаса Нерукотворного. Храм не закрывался, за исключением 1941-43 гг., когда фашистские оккупанты устроили в нем конюшню. Из статьи «Храмы Брянского благочиния», опубликованной в «Брянском Православном Календаре на 2006 год» (Издание Брянского Епархиального Управления). Историограф Свенского монастыря архимандрит Иерофей в своей книге " Брянский Свенский монастырь " , изданной более века назад, упоминает о существовании монастырского села Супонева с храмом во имя великомученика Победоносца Георгия уже вскоре после основания монастыря в 1288 году. Разумеется, ныне существующий каменный храм не первый на этом месте. В XVI-XVII веках здесь существовал женский Георгиевский монастырь с деревянным храмом, приписанный к Свенскому монастырю. Позднее - это вотчина Свенского монастыря с приходским храмом. В 1790 году священником супоневской церкви был назначен уроженец села Толмачёво Евсей Петров. Благодаря его стараниям в Супоневе началось строительство каменного храма. В 1828 году по распоряжению епископа Орловского Гавриила сельская деревянная церковь за ветхостью была опечатана, а для совершения церковных нужд супоневцы должны были ездить за 10 вёрст в Тешеничи и Толмачёво. Тогда прихожане начали собирать деньги на строительство нового храма и здесь же соорудили печь для обжига кирпича. Для строительства потребовалось 30 тысяч штук кирпича. Был составлен план строительства будущего храма, подобралась команда строителей-каменщиков и работа закипела. Закладка фундамента состоялась в том же 1828 году, а само здание церкви было выстроено в 1831 году. Однако работы по внутреннему благоустройству затянулись, и только в 1847 году был освящён придельный холодный алтарь во имя Спаса Нерукотворного, а в 1852-м - главный тёплый алтарь во имя Георгия Победоносца. С этого времени храм стал называться Спасо-Георгиевским.

http://sobory.ru/article/?object=05016

Часть первая. История пермского старообрядства В истории пермского раскола нельзя не видеть двух периодов. Первый от конца XVII столетия до 1828 г. представляет постепенное и свободное распространение «старообрядства» в Пермской губернии. Второй с 1828 г., с открытия миссии, до позднейших времен, представляет борьбу раскола с миссией и его постепенное изменение. Первый период. 1656–1828 Начало раскола – беспоповщины и поповщины Когда все частные и соборные увещания, сделанные первым зачинщикам раскола, остались тщетными: тогда правительство вынуждено было самых упорных расколоучителей послать в Сибирь на поселение. Из таковых расколоучителей более замечательны: 1) протопоп Аввакум, прославившийся изуверством и самым ревностным распространением раскола, после Московского собора 1656 года сосланный на берега Байкала, где и прожил около 6 лет, распространяя с раскольническими догматами хулы на св. Церковь ; 2) Иосиф Истомин, родом армянин. Этот расколоучитель, проезжая в 1660 г. в Енисейск, чрез сибирские города, Верхотурье (Пермской губ.), Туринск и Тюмень, везде проповедовал свое учение о двуперстии и порицал треперстное знамение, как печать антихристову. Оба расколоучителя, Аввакум и Иосиф были ревностными распространителями раскола в стране Сибирской. «Кто изречет, говорит тобольский митрополит Игнатий, оныя хулы, иже сии сквернии человецы, Аввакум и Астомен, изрыгаша, и какова чадения, сиречь угару, прежде в России, потом и в сибирской сей стране не исполниша». 3 Третьим расколоучителем был Яков Лепехин. «Той бо окаянный проклятый Лепехин», говорит тот же митрополит Игнатий, «верхотурский служивой, атаман бяше... видев прелести своей и проклятому богоотступству сообщника, сего вышеименованнаго проклятаго армянина Астомена, и послушая учения проклятаго Дометиана тюменскаго, и жида Авраамка лжечернеца венгерскаго, начат окаянный Лепиха учеников себе совводити, и устрои сам себе священником, и вся таинства Церкве нашея православныя действовати». 4 Если Яков Лепехин заразился расколом, будучи верхотурским атаманом, то его должно признать одним из первых насадителей раскола в стране пермской.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава XV. Старчество и аскетизм XVIII–XIX вв. И.К.Смолич. Русское монашество 988—1917. (Оглавление) 6. Оптина пустынь и ее старцы В духовно-религиозной жизни России XIX столетия совершенно особое место занимает Оптина пустынь. Сама пустынь и скит, в котором подвизались оптинские старцы, со временем прославились на всю страну. Здесь сложилась та оптинская школа, которая почти целое столетие (1828–1922) оказывала могучее воздействие на духовную жизнь России. В первую очередь следует упомянуть старцев Леонида (1828–1841), Макария (1841–1860), Амвросия (1860–1891), Иосифа (1892–1911), Варсонофия († 1913), Нектария († 1928) и Анатолия († 1922). Пустынь жила по строгому общежительному уставу: и настоятель, и монахи ничего не имели в личной собственности, все вместе с настоятелем вкушали пищу в трапезной, даже такую мелочь, как чай или сахар, монахи получали от пустыни, не говоря уже об одежде и обуви. Лишь для старцев в скиту пища готовилась отдельно и приносилась им в келью. У каждого инока была своя келья; послушники и монахи, число которых в начале XIX в. составляло около 300, получали послушания от настоятеля или келаря. Богослужебный устав соблюдался с особой строгостью: в надлежащей последовательности совершались все предусмотренные Типиконом богослужения, и братия обязана была на них присутствовать; внутренний дух пустыни был настолько единым, он так глубоко проникал в сознание и души насельников, что настоятелю или старцам не было надобности к чему-либо принуждать иноков или делать им выговоры. Этот дух воздействовал на богомольцев и посетителей обители, которые, пребывая в монастыре, тоже регулярно приходили к богослужениям. Такой строй внутренней жизни монастыря сложился лишь в XIX в., хотя Оптина основана была еще в древности. Протоиерей Сергий Четвериков, который внутренне был тесно связан с Оптиной, да и внешне, своей аскетической наружностью, походил на старца, неоднократно бывал в обители и, опираясь на свои собственные наблюдения и впечатления, написал прекрасную книгу об Оптиной пустыни .

http://sedmitza.ru/lib/text/436690/

IV. Церковь и новые национальные государства Александр Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Литература: Runciman, The Great Church; Meyendorff, The Orthodox Church; Шмеман, Исторический путь. 1. К началу XIX в. завершилась эпоха Просвещения. Мир вступил в новую эпоху. Это было время расцвета национального самосознания, образования национальных государств, время революций и переворотов. Балканы новые процессы не обошли стороной: там также происходили революции и создавались национальные государства. Поначалу все они использовали Церковь в качестве знамени, вокруг которого собирались для восстания. Затем, когда они наконец завоевывали свободу и независимость, Церковь использовалась в качестве декоративного элемента национальной символики. И, к сожалению, мы должны констатировать, что эти новые государства совершенно не стремились предоставить Церкви позиции ни для интеллектуального, ни для духовного лидерства в обществе. 2. Итак, греческая война за независимость (1821-1829) в конце концов увенчалась успехом, и на карте мира появилось греческое государство. В него входили Пелопоннес, Аттика и Беотия с близлежащими островами. Столицей его стали Афины - в знак преемственности с великим древнегреческим прошлым. После поражения Турции в войне с Россией (1828-1829) Турция, по Адрианопольскому мирному договору, признала независимость Греции. Греция поначалу провозгласила себя республикой, но затем, под давлением международных сил, стала королевством. С 1828 г. премьер-министром страны был граф Иоаннис Каподистрия, прибывший туда из России на должность президента республики, но затем «пониженный» в звании. После долгих консультаций с различными «группами влияния» на греческий престол был приглашен немецкий принц Отто из одного из мелких германских княжеств. По вероисповеданию он был лютеранином. Что касается положения Церкви нового государства, то после анафемы патриарха Григория V, произнесенной в 1821 г., она формально пребывала в расколе с Константинополем. Каподистрии пришлось заняться организацией церковных дел. Так как он до этого долгое время провел в России, то и его идеи об управлении Церковью также сформировались там.

http://sedmitza.ru/lib/text/434850/

Афанасий, архиепископ Астраханский и Енотаевский (Дроздов Александр Васильевич) Родился в 1800 году в селе Умриненково Белевского уезда Тульской губернии в семье священника. По окончании курса Тульской духовной семинарии поступил в Московскую духовную академию. 18 декабря 1823 года пострижен в монашество. 20 октября 1824 года окончил курс академии со степенью магистра. 21 ноября того же года рукоположен во иеромонаха и оставлен при академии бакалавром. 23 августа 1828 года назначен ректором Пензенской духовной семинарии. С 16 сентября 1828 года – архимандрит Краснослободского Крестовоздвиженского монастыря Пензенской епархии. С 17 июля 1829 года – ректор Костромской духовной семинарии, а с 27 июля того же года – настоятель Костромского Богоявленского монастыря. В декабре 1837 года утвержден ректором Рязанской духовной семинарии и настоятелем Рязанского Спасского монастыря. С 4 апреля 1840 года – ректор Херсонской духовной семинарии и архимандрит Одесского Успенского монастыря. 29 ноября того же года назначен настоятелем Одесского Успенского собора. С 14 апреля 1841 года – ректор Санкт-Петербургской духовной академии и управляющий Ростовским Богоявленским монастырем. 15 августа 1842 года хиротонисан во епископа Винницкого, викария Подольской епархии. С 13 января 1847 года – епископ Саратовский. С 15 апреля 1856 года – епископ Астраханский. 23 марта 1858 года возведен в сан архиепископа. 6 апреля 1870 года уволен на покой в Астраханский Болдин монастырь, а впоследствии переведен в Московский Данилов монастырь. Скончался 7 декабря 1876 года. По выражению архиепископа Никанора (Бровковича) , «этот иерарх был если не чудо по учености, по громадности смысла, то явление феноменальное, в своем роде исключительное». В период ректорско-преподавательской деятельности он отличался порывистостью в своих действиях, ум имел острый, способный врываться в глубь предметов, обладал небывалой памятью, без устали и перерывов занимался изучением классической светской и духовной литературы. Он в совершенстве знал несколько языков: еврейский, латинский, греческий, французский, немецкий, основательно английский, занимался изучением итальянского.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Верола. Церковь Николая Чудотворца. Церковь. Не действует.   Престолы: Николая Чудотворца Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:Между 1828 и 1838. Архитектор: Д.И. Висконти Адрес: Россия, Ленинградская область, Кировский район, с. Сухое (сев. окраина, мыза Верола) Координаты: 60.028328, 31.725254 Проезд:из Петербурга по Мурманскому шоссе (трасса М18), после деревни Дусьево, на 84 км съезд налево, на Сухое и Кобону; в деревне Сухое (через 11 км) - поворот налево на Кобону и Черное, после чего проехать еще 1,5 км. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Никольская церковь в погосте Верола (северо-западная окраина с. Сухое) впервые упоминается в 1499-1500 годах. Поблизости, на берегу реки Влои, выше устья Ратвеевского ручья, по преданию, в XVI в. существовала Петропавловская церковь, позже обращенная в часовню. Около 1750 г. Никольский храм был перестроен, но вскоре сгорел. Новая церковь была перевезена из усадьбы Стуглево (ныне – южная окраина д. Заполек) в 1759 году и простояла до 1845 года. В 1828-1838 годах усердием помещиков М.К. Крыжановского и М.А. Майкова по проекту известного зодчего-классициста Давида Ивановича Висконти и при участии священника Павла Приморского (умер в 1844 году) был возведен величественный храм в виде ротонды с колокольней в западной части. Церковь пользовалась попечением местных землевладельцев – Майковых, Вихляева, Штальмана, действительного статского советника и городского головы В.А. Ратькова-Рожнова. С 1877 по 1930-е годы здесь прослужил протоирей Н.В. Белявин. Действовали церковно-приходское попечительство, шесть приписных часовен, четыре школы. Приход владел 33-мя десятинами земли. Последний священник Михаил Михайлович Налимов был расстрелян в декабре 1937 года. В годы войны в храме разместилась база для авторемонта, ныне он пуст, своды рухнули, здание в аварийном состоянии. 13 апреля 1999 года в селе Сухое был открыт молитвенный дом во имя Иверской иконы Божией Матери. http://www.sablino.ru/kirov/suhoe.htm

http://sobory.ru/article/?object=03538

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010