Пальм (от 1783 г.; угасли в 1847 г.), Вид (Wied, от 1784 г.). Крыжалкович (от 1784 г.; угасли в 1841 г.). Бреценгейм (от 1790 г.). Розенберг (от 1790 г.). Сальм-Райц (от 1790 г.). Шёнбург (от 1790 г.). Вид-Рункель (от 1791 г.; угасли в 1824 г.). Сольмс-Лих (от 1792 г.). Сайн-Витгенштейн-Берлебург (от 1792 г.). Зубов (от 1796 г.; умер в 1823 г.). Сайн-Витгенштейн-Гогенштейн (от 1801 г.). Лооз-Корсварем (в Бельгии, от 1803 г.). Вальдбург-Вольфегг (от 1803 г.). Вальдбург-Цейль (от 1803 г.). Вальдбург-Вурцах (от 1803 г.). Меттерних (от 1803 г.). Фуггер (от 1803 г.). Занцендорф (от 1803 г.; ум. в 1822 г.). Сальм-Рейфершейд (от 1804 года). Виндишгрец (от 1804 г.). Траутманчсдорф (от 1805 г.). Рейс (от 1806 г.; младшая линия). «Российская родословная книга», составл. князем Петром Долгоруковым, ч. 3, СПб. 1856 г., стр. 43–44. (Курсивом напечатаны имена тех фамилий, в коих княжеское достоинство принадлежит одному – старшему в роде, а не сообщается прочим членам фамилии. Годы означают время получения княжеского достоинства). 405 Польский Сенат до 1795 года состоял из 2 римско-католических архиепископов; 15 римско-католических епископов; 16 коронных сановников koronna); кастелянов Круковского и Виленского; 35 воевод (woyewoda, sénateur palatin); 33 кастелянов (kasztelan) старших и 54 кастелянов младших – всего 157 сенаторов. Архиепископы: Гнезненский и Львовский; Епископы: Краковский, Куявский, Познанский, Виленский, Плоцкий, Вармирский, Луцкий (он же и Брестский), Перемышльский, Самогитский, Кульмский, Хельмский, Киевский, Каменец-Подольский, Лифаляндский и Смоленский. Воеводы: Краковский, Познанский, Сендомирский, Виленский, Калишский, Троцкий, Серадский, Ленчицкий, Самогитский, Брест-Куявский, Киевский, Иноврацлавский, Чермнорусский, Волынский, Подольский, Смоленский, Люблинский, Полоцкий, Бельзский, Новогрудский, Илоцкий, Витебский, Мазовецкий, Подлясский, Равский, Брест-Литовский, Кульмский, Мстиславский, Мариенбургский, Брацлавский, Поморский, Минский, Литовский, Черниговский и Гнезненский.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

– И карьера и фортуна! – говорил он почти про себя, любуясь им. – И какая фортуна! и вдруг! все! все!.. Александр! – гордо, торжественно прибавил он, – ты моя кровь, ты – Адуев! Так и быть, обними меня! И они обнялись. – Это в первый раз, дядюшка! – сказал Александр. – И в последний! – отвечал Петр Иваныч, – это необыкновенный случай. Ну, неужели тебе и теперь не нужно презренного металла? Обратись же ко мне хоть однажды. – Ах! нужно, дядюшка: издержек множество. Если вы можете дать десять, пятнадцать тысяч… – Насилу, в первый раз! – провозгласил Петр Иваныч. – И в последний, дядюшка: это необыкновенный случай! – сказал Александр. Примечания Представительный человек (франц.) Загоскин М.Н. (1789–1852) – исторический романист. Наибольшей популярностью в 30х годах пользовался его роман «Юрий Милославский», проникнутый идеализацией старины и монархическим патриотизмом. Марлинский – литературный псевдоним декабриста А.А. Бестужева (1797–1837). В романе упоминается как автор романтических повестей (30е годы), отличавшихся эффектной фабулой, возвышенным описанием чувств и крайне вычурным и риторическим языком. С резкой критикой условного, фальшивого романтизма Марлинского выступил в 1840 году В. Белинский, что привело к решительному падению популярности сочинений Марлинского и его подражателей. Евгений – герой поэмы А.С. Пушкина «Медный Всадник» (1833). Александр Адуев имеет здесь в виду стихотворение А.С. Пушкина «Демон» (1823). …без вдохновенья, без слез, без жизни, без любви – из стихотворения А.С. Пушкина («Я помню чудное мгновенье», 1825). Здесь приведены несколько измененные строки из юношеского романтического стихотворения И.А. Гончарова «Тоска и радость», которое было помещено в рукописном альманахе Майковых «Подснежник» за 1835 год (см. «Неизданные стихи» И.А. Гончарова, журнал «Звезда», 1938, стр. 243–246). ни тепло, ни холодно (франц.) названия обеденных блюд (франц.) «Воспоминания беса» (1837–1838) – авантюрный роман французского писателя Фредерика Сулье (1800–1847)

http://azbyka.ru/fiction/obyknovennaya-i...

1823 Ср. H. J. Holmzmann, Lehrbuch der neutestamentl. Theologie II (Freiburg i. В. und Leipzig 1897), S. 187: «Auf diesem Punkte vertritt nämlich Pls das volle und ganze Urchristenthum und steht zugleich dem Judenthum noch so nahe, dass abermals jede Aussicht verschwindet, seine Hinterlassenschaft etwa in das 2. Jahrhundert hinüber zu pflanzen». 1824 Dr. Th. Kliefoth, Christliche Eschatologie, Lpzg 1886, S. 230. La vie future d’après Saint Paul par C. Bruston в «Revue de théologie et de philosophie» 1895, 5, p. 491–492. Das Leben nach dem Tode und die Zukunft des Reiches Gottes von Pastor L. Dahle, Autorisierte deutsche Ausgabe von O. Gleiss . Zweite Auflage, Lpzg 1895. S. 218 Anm. Prof. Wilh. Schimdt, Die Lehre des Apostels Paulus, Gütersloh 1898. S. 93–94. 104. 1825 Так даже Pastor Heinrich Dieckmann, Die Parusie Christi, Geestemünde 1898, S. 5. 7–8. 12. 24. 25. 27. 78. См. и С. Holsmen, Das Evangelium des Paulus II, S. 129. 1826 В этом смысле правильно замечает Prof. W. Baldensperger (Das Selbstbewusstsein Jesu, Strassburg 1892, S. 211; cp. S. Dieckmann, Die Parusie Christi, S. 38), что «только второй Мессия может вполне разъяснить первого и всю законную силу Его выражений о парусии». 1827 Значит, Ed. Zeller (Die Lehre des Neuen Testaments vom Zustande nach dem Tode в «Theologische Jahrbücher» VI [Tübingen 1847]. 3, S. 390) совершенно напрасно усматривает в «близости парусии пакостника плоти для догматически предзанятого экзегезиса». 1828 Поэтому ошибочно утверждение H. Dieckmann’a, будто «верующий христианин первого времени не считал нужным воскресения полагая, что он не подпадет смерти до пришествия Христова» (Die Parusie Christi, S. 7). В не меньшей степени несправедливо другие (Th. Kliefoth, Christliche Eschatologie, S. 50–51. Pfarrer Joseph Holl, Die Lehre von der Auferstehung des Fleisches, nach 1Cor. 15:13–53 в «Theologische Quartalschrift» LXV 2, S. 267) усвояют св. Павлу страстное желание к непосредственному пооблегчению при «парусии», которой он ожидал в скорости. Ср. прим. 1840.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

В 1788 г. открылась школа в Вел. Устюге, преобразованная из Великоустюжской семинарии. Преподавание в ней велось на базе семинарских курсов. В 1806 г. школа была преобразована в духовное уч-ще. В 1813 г. в уч-ще насчитывалось 247 воспитанников, в 1900 г.- 148 воспитанников. Программа изучалась в 7 основных классах: богословском, философском, риторическом, пиитическом, высшем грамматическом, среднем грамматическом, низшем грамматическом и 3 классах «необязательных»: греческом, немецком, французском. В нач. XIX в. в В. е. начала складываться сеть низших духовных учебных заведений. В 1805 г. по инициативе прот. тотемского Богоявленского собора Максима Савинова в Тотьме было открыто уездное уч-ще, в 1807 г. начало работу первое в В. е. приходское уч-ще. Вскоре приходские уч-ща появились в Вологде (одно открылось в 1807, второе - в 1838), в Верховажском посаде (1810), 3 уч-ща в Вел. Устюге (1810, одно закрылось в 1814), в Вельске (существовало в 1816-1831), в Грязовце (1823), в Никольске (1837), в Красноборске (1847). Приходские муж. уч-ща были организованы в городах Лальске (1834), Кадникове (1835), Усть-Сысольске (1835). Жен. приходские уч-ща существовали в Кадникове (1838), Грязовце (1840), Яренске (1843), Вел. Устюге (1844), в Вологде в 1843-1852 гг. при муж. приходском уч-ще действовала жен. приходская школа. В ходе реформы духовно-учебных заведений в В. е. были созданы уездные духовные уч-ща: Вологодское (1814), Тотемское (1815), Никольское (1822), Яренское (1821, в 1871 переведено в Усть-Сысольск), Вельское (существовало в 1822-1879). При еп. Палладии при уездных уч-щах открылись приготовительные классы. В 1888 г. начало работу Вологодское епархиальное жен. уч-ще (преобразовано из приюта при Горнем жен. мон-ре), в 1901 г. в нем насчитывалось 236 воспитанниц. В 1893 г. при уч-ще организована жен. одноклассная церковноприходская образцовая школа. В 1888 г. открылось Великоустюжское епархиальное 3-классное жен. уч-ще (преобразовано из учебно-воспитательного приюта при Иоанно-Предтеченском мон-ре, с 1896 - 6-классное), в 1901 г. в нем обучались 227 воспитанниц. С 1896 г. при уч-ще действовала начальная одноклассная образцовая школа для девочек.

http://pravenc.ru/text/155162.html

Из русскоязычных описаний следует упомянуть важный источник информации исторического характера – «Путешествие к семи церквам, упоминаемым в Апокалипсисе» Авраама Сергеевича Норова , изданный в Санкт-Петербурге в 1847 году. А.С. Норов , член Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук, председатель Археографической комиссии, Министр народного просвещения (1853–1858), после оставления военной службы в 1823 году совершил продолжительное путешествие по территории Османской империи с целью исторического описания Семи церквей Апокалипсиса, спустя XVIII столетий после написания св. Иоанном своих пророчеств. В своём исследовании А.С. Норов обратил внимание на то, что предсказания Книги Откровения о каждой церкви каким- то образом связаны с её дальнейшей судьбой. В настоящем очерке будут приводиться фрагменты из книги А.С. Норова как важное и практически единственное полное историко-богословское свидетельство о состоянии семи городов-церквей в начале XIX в. на территории Турции. Описывая в историко-археологическом ключе Семь Церквей Апокалипсиса и, представляя достаточно широкий спектр археологических изысканий, автор столкнулся с тем, что на русском языке литература по новозаветной археологии Малой Азии отсутствует – это объясняет некоторую объёмность материала. При написании предлагаемого очерка были использованы как исследования общего характера: Ekrem Akurgal. Ancient Civilization and ruins of Turkey. – Istanbul. 2007; Fatih Cimok. A Guide to the seven Churches. – Istanbul, Turkey, 2009; John McRay. Archaeology and the New Testament. – Michigan, 1991; Clyde E. Fant and Mitchell G. Reddish. A Guide to Biblical Sites in Greece and Turkey. – Oxford, University press, 2003; Flynn, Vernon, P. The Seven Churches Today. – Istanbul, 1963, так и отдельные монографии и статьи, представляющие результаты исследований, проведенных сотрудниками английских, австрийских, немецких, американских и турецких археологических экспедиций в каждом из семи городов Анатолии. Обосновывая историко-археологический принцип прочтения Посланий к Семи Церквам, представилось целесообразным предложить следующую структуру книги:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sem-tse...

Введение Период I – Духовно-учебная реформа 1808 г. и открытие С. -Петербургской Духовной Семинарии Высшее управление Должностные лица а) Ректоры б) Инспекторы в) Экономы г) Профессоры, учители и лекторы д) Помощники инспектора е) Библиотекари и) Секретари правления и письмоводители з) Врачи Обучение Классы и учебные предметы 1. Богословие 2. Философия 3. Словесность 4. История 5. Математика 6. Языки Внеурочные занятия Библиотека Экзамены Ревизии и распоряжения высшего начальства Воспитание Инспекция Отметки о поведении и взыскания за проступки Особые донесения о проступках и пороках, и наказания за них Меры предупредительные Ревизии Экономия Духовно-училищный капитал. Первоначальные оклады. Увеличение штатов Пособия служащим, денежные награды, пенсии Содержание воспитанников Помещение Больница и меры для здоровья Прислуга Стол и одежда учеников Общее состояние хозяйства и разные меры к его улучшению Воспитанники Отношение семинарии к училищам Канцелярское делопроизводство и архив семинарского правления Период II – Граф Пратасов и предпринятое им дело преобразования духовно-учебной части Перемещение С. Петербургской семинарии и ее преобразование Должностные лица Ректоры Инспекторы Экономы Смотрители дома Профессоры и преподаватели Помощники инспектора и проч. Священнослужители Староста и почетный блюститель Учебная часть Богословские науки Словесность, философия, гражданская история Науки физико-математические и естественные Языки Иконописание Педагогика Письменные упражнения Библиотека Экзамены, ревизии, успехи и меры к их возвышению Экстраординарные учебные и учено-литературные занятия наставников Общий взгляд на состояние учебной части Нравственная часть Инспекция Поведение воспитанников и меры к его усовершению Экономическая часть Помещение, обзаведение новых зданий и содержание дома и хозяйства Содержание воспитанников Вознаграждение служащих Сметные назначения; хранение сумм и их обращение; ревизии; отчетность Воспитанники Дела духовно-училищные Период III – Подготовление реформы дух. семинарии; издание нового устава и введение его в с. -петербургской семинарии Должностные лица Ректоры Инспекторы Преподаватели Помощники инспектора Прочие должностные лица Деятельность семинарского правления Обучение, воспитание, экономия, ревизии 75-тилетие с. -петербургской семинарии Список окончивших курс воспитанников С. -Петербургской Духовной семинарии с 1811 по 1884 г. 1811 г. 1813 г. 1815 г. 1817 г. 1819 г. 1821 г. 1823 г. 1825 г. 1827 г. 1829 г. 1831 г. 1833 г. 1835 г. 1837 г 1839 г. 1841 г. 1843 г. 1845 г. 1847 г. 1849 г. 1851 г. 1853 г. 1855 г. 1857 г. 1859 г. 1861 г. 1863 г. 1865 г. 1867 г. 1869 г. 1870 г. 1871 г. 1872 г. 1873 г. 1874 г. 1875 г. 1876 г. 1877 г. 1878 г. 1879 г. 1880 г. 1881 г. 1882 г. 1883 г. 1884 г.  

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кентавры — в греческой мифологии полулюди — полулошади. Ундины — в индоевропейской мифологии девушки с рыбьими хвостами, русалки. Грифоны — в греческой мифологии птицы с орлиным клювом и львиным телом, гиппогрифы — полулошади-полуптицы. Работа А. Шопенгауэра «О женщинах» (1851) была посвящена доказательству их неполноценности. Детективный роман (франц.). Меннониты — протестантская секта, близкая к баптистам. Основана в XVI в. Мормоны — религиозная секта, основанная в XIX в. в США. Ее учение зиждется на так называемой «Книге Мормона». Сандеманийцы — небольшая шотландская протестантская секта последователей Роберта Сандемана (1718—1771). Конфуцианский кодекс — учение, основанное на философии Конфуция. Было официальной идеологией в Китае до 1911 г. Олд-Кент-роуд — дорога из Лондона в Дувр. Тутинг — квартал в Уондзуорте, юго-западная часть Лондона. Файв-о-клок — традиционное английское пятичасовое чаепитие. Речь идет о фреске Микеланджело «Страшный суд» в Сикстинской капелле. Какую именно фигуру имеет в виду Г.К.Ч., неясно. Принцип контраста — подробней об этом см. эссе «Век без психологии». Речь идет об эссе «Об удовольствиях», вошедшем в тот же сборник. В настоящем издании см. эссе «Век без психологии». О беседах Джонсона см. эссе «О книгах про светских людей…», прим. 8. Ч. Лэм прославился своими «Очерками Элии» (1823—1833) — сборником эссе, написанных в форме бесед. Noctes Ambrosianae — серия литературных диалогов, публиковавшихся в 1822—1835 гг. Большая их часть написана Дж. Уилсоном. Четыре жителя Суссекса — персонажи книги Х. Беллока «Четыре человека» (1912), написанной в форме диалогов, происходящих во время прогулок в лесах Суссекса. Речь идет о характерном для Августина противопоставлении категорий «fruor» — пользоваться и «utor» — использовать. «Страсти» — оратории И. С. Баха. Пейшенс» — комическая опера У. Гилберта и А. Салливана (1881). «Панч» — см. Предисловие к «Книге снобов» У. Теккерея, прим. 1. Тетушка Джемайма — сестра хозяйки пансиона из романа У. Теккерея «Ярмарка тщеславия» (1847—1848).

http://azbyka.ru/fiction/esse/?full_text...

Но с наступлением мира, именно в 1817 году она сразу поднялась до значительной цифры 22,240. В виду начавшегося быстрого возрастания европейской эмиграции конгресс принял меры к регулированию её, учредил статистические комитеты, по отчетам которых и можно проследить постепенный ход эмиграции. За последние шестьдесят лет ход эмиграции представляется в таком виде 312 (год – число переселенцев): 1820 – 8,385; 1821 – 9,127; 1822 – 6,911; 1823 – 6,354; 1824 – 7,912; 1825 – 10,199; 1826 – 10,837; 1827 – 18,875; 1828 – 27,382; 1829 – 22,520; 1830 – 23,322; 1831 – 22,633; 1832 – 60,482; 1833 – 58,640; 1834 – 65,365; 1835 – 45,374; 1836 – 76,242; 1837 – 79,340; 1838 – 38,914; 1839 – 68,069; 1840 – 84,066; 1841 – 80,289; 1842 – 104,565; 1843 – 52,496; 1844 – 78,615; 1845 – 114,371; 1846 – 154,416; 1847 – 234,968; 1848 – 226,527; 1849 – 297,024; 1850 – 369,980; 1851 – 379,466; 1852 – 371,603; 1853 – 368,645; 1854 – 427,833; 1855 – 200,877; 1856 – 195,857; 1857 – 246,945; 1858 – 119,501; 1859 – 118,616; 1860 – 150,237; 1861 – 89,724; 1862 – 89,007; 1863 – 174,524; 1864 – 193,195; 1865 – 247,453; 1866 – 167,757; 1867 – 298,967; 1868 – 282,189; 1869 – 352,768; 1870 – 387,203; 1871 – 321,350; 1872 – 404,806; 1873 – 459,803; 1874 – 313,339; 1875 – 227,498; 1876 – 169,986; 1877 – 141,857; 1878 – 138,469; 1879 – 177,826; 1880 – 457,257. Итого за шестьдесят лет 10,138,758. Если к этому числу прибавить количество переселенцев, прибывших до 1820 года, которое определяется в 250,000 человек, и количество переселенцев за вторую половину календарного 1880 года, не вошедшую в этот счет, то все количество переселенцев, нашедших в Америке новое отечество для себя, будет около десяти с половиною миллионов (10.500.000) человек, – число, которое вместе с тремя с половиною миллионами первоначального населения вполне достаточно для объяснения всего количества жителей Соединенных Штатов, как оно определено последним цензом. В представленный счет входят все переселенцы, какие только прибыли в пределы Соединенных Штатов из всех стран света.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rimski...

2031 Архиеп. Иннокентий (в миру Иван Алексеевич Борисов; 1800–1857) – 1-й магистр I курса Киевской ДА (1823); впоследствии ее ректор (с 1830 по 1840 г.; с 1836 г. одновременно викарный еп. Чигиринский). Учредитель журнала «Воскресное чтение»; как проповедник снискал славу «Русского Златоуста»; специализировался в области философии и экзегетики; отстаивал необходимость библейской критики (см.: Иннокентий, архиеп. О религии откровенной//Соч.: В 11 т. СПб., 1877. Т. XI). Архиеп. Херсонский и Таврический с 1848 по 1857 г. 2032 Гр. Н. А. Протасов (1798–1855) – обер-прокурор Св. Синода (1836–1855), выступал за тотальный государственный контроль над Русской церковью; проводил последовательную политику изгнания латинского языка из преподавания, был сторонником признания старославянской версии Библии равноценной Вульгате и Септуагинте; с его именем связана реформа духовных учебных заведений, при которой за образец был взят батальон военных кантонистов (см.: Ростиславов Д. И. С.-Петербургская духовная академия при графе Протасове//ВЕ. 1883. Т. IV. Кн. 7–8; Т. V. Кн. 9). 2033 Кн. С. М. Голицын (1774–1859) – попечитель Московского учебного округа (1830–1835), член Государственного совета (с 1836 г.). 2034 Вероятно, техническая ошибка: П. Х. Обольянинов (1752–1841) – генерал от инфантерии, генерал-прокурор Сената (1800–1801), московский губернский предводитель дворянства (1817–1832) – к тому времени умер. 2035 Кн. А. П. Оболенский (1769–1852) – тайный советник, попечитель Московского учебного округа (1817–1825) – также к 1855 г. скончался. 2036 Кн. П. С. Мещерский (1778–1856) – действительный тайный советник; с 1813 г. – директор С.-Петербургского комитета Библейского общества; с 1817 г. – обер-секретарь Св. Синода, пожизненный член Главного управления училищ. Занимался миссионерской деятельностью в Поволжье и Западном крае, борьбой с раскольниками. 2037 Гр. С. Г. Строганов (1794–1882) – попечитель Московского учебного округа (1835–1847), учредитель публичной рисовальной школы (1825), председатель Московского общества истории и древностей российских; основатель Московского археологического общества (1859). См., однако, нелицеприятную его характеристику у Гилярова: Из пережитого. 2009. Т. 1. С. 218.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Заслуженный ординарный профессор Богословия Императорского Харьковского Университета протоиерей В. Добротворский». Это сочувственное письмо, на которое редакция поспешила ответить, 9-го сентября, выражением своей искренней благодарности, действительно оказалось предсмертным завещанием, так как 13-го числа того же месяца о. протоиерей скончался. По сведениям, сообщаемым в харьковском журнале «Вера и Разум» (1894 г. 19 стр. 458), покойный родился в Смоленской епархии в 1823 г. и воспитывался в местной семинарии. Как лучший воспитанник он был отправлен в Киевскую духовную академию, где и окончил курс в 1847 г. четвертым магистром богословия. Затем ему пришлось состоять при той же академии бакалавром французского языка, литургики и канонического -II- права. Наконец, по принятии священства, он с 1857 года был назначен профессором богословия в Харьковский университет, где и занимал эту кафедру до дня своей смерти. Имя покойного протоиерея В.И. Добротворского известно не только по университетским лекциям, но и по литературным трудам. Им издавался в Харькове известный журнал «Духовный Вестник» (1862–67 годы, шестнадцать томов), в котором самому издателю принадлежали многие научные статьи. Кроме того, он напечатал два труда: «Библейская хронология в связи с хронологией древних восточных народов по новейшим исследованиям» (Правосл. Обозр. 1877 г. кн. 5) и «Критический метод в исследовании о книгах Священного Писания» (там же 1883 г. кн. 10–12). Курс лекций покойного о. протоиерея состоит из двух почти равных по размеру частей. Первую из этих частей составляет «Основное Богословие или Христианская Апологетика», а вторую «Догматическое Богословие». В текущем году редакция Богословского Вестника даст в приложениях к своему журналу всю первую часть курса, которая и составит к концу года особую книгу, содержащую в себе полный систематический курс христианской апологетики. —1— Введение Наши познания о религии начинаются с первых проблесков сознательной жизни в раннем детстве. Еще не понимая смысла религии, дитя не может не замечать ее высокого значения в жизни взрослых людей; детям в особенности доступно понятие о Боге, как верховном отце всех ( 1Ин.2:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010