Речь идет об эссе «Об удовольствиях», вошедшем в тот же сборник. В настоящем издании см. эссе «Век без психологии». 226 О беседах Джонсона см. эссе «О книгах про светских людей…», прим. 8. Ч. Лэм прославился своими «Очерками Элии» (1823—1833) — сборником эссе, написанных в форме бесед. Noctes Ambrosianae — серия литературных диалогов, публиковавшихся в 1822—1835 гг. Большая их часть написана Дж. Уилсоном. Четыре жителя Суссекса — персонажи книги X. Беллока «Четыре человека» (1912), написанной в форме диалогов, происходящих во время прогулок в лесах Суссекса. 227 Речь идет о характерном для Августина противопоставлении категорий «fruor» — пользоваться и «utor» — использовать. 228 «Страсти» — оратории И. С. Баха. 229 Олд–Кент–роуд — дорога из Лондона в Дувр. Тутинг — квартал в Уондзуорте, юго–западная часть Лондона. 230 Файв–о–клок — традиционное английское пятичасовое чаепитие. 231 Речь идет о фреске Микеланджело «Страшный суд» в Сикстинской капелле. Какую именно фигуру имеет в виду Г.К.Ч., неясно. 232 Принцип контраста — подробней об этом см. эссе «Век без психологии». 233 «Пейшенс» — комическая опера У. Гилберта и А. Салливана (1881). «Панч» — см. Предисловие к «Книге снобов» У. Теккерея, прим. 1. 234 Тетушка Джемайма — сестра хозяйки пансиона из романа У. Теккерея «Ярмарка тщеславия» (1847—1848). 235 Маргейт — курортный городок в графстве Кент, известный своей сувенирной индустрией. 236 Полемические статьи Дж. Уистлера отличались крайней резкостью тона. (См. также прим. 6 к наст. статье.) 237 Дартмур — тюрьма, основанная в 1809 г. первоначально для французских военнопленных. 238 Из статьи Дж. Рескина, написанной в июле 1879 г. и вошедшей в сборник «Fors clavigera» (1871—1884). В ответ Уистлер подал на Рескина в суд за диффамацию. 239 Меннониты — протестантская секта, близкая к баптистам. Основана в XVI в. Мормоны — религиозная секта, основанная в XIX в. в США. Ее учение зиждется на так называемой «Книге Мормона». 240 Сандеманийцы — небольшая шотландская протестантская секта последователей Роберта Сандемана (1718—1771). 241

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=710...

При таком состоянии вопроса, по мнению действительного статского советника Веселаго, разъяснение сущности дела и горячая защита действий Правительства, в такой газете, как «Современные известия», заслуживают полной похвалы и заставляют оставить без внимания те, действительно резкие, фразы, вырвавшиеся в защиту такого серьезного дела. На основании вышеизложенного, член Совета полагал бы, относительно означенной статьи, ограничиться принятием донесения Московского цензурного комитета к сведению. Совет полагает: исполнить согласно заключению члена Совета Веселаго. Впервые печатаются все протоколы заседаний ГУДП за 1869–1871 гг., имеющие отношение к «Современным известиям». Приведем краткие сведения о тех чиновниках цензурного ведомства (за исключением председателя МЦК И. В. Росковшенко, это всё члены ГУДП в рассматриваемый период), которые решали судьбу «Современных известий» в 1869–1871 гг. и упоминаются в публикуемых Протоколах. Учтены данные, приведенные в исследовании: Гринченко Н. И., Патрушева Н. Г. Центральные учреждения Цензурного ведомства (18041917)//Книжное дело в России в XIX – начале ХХ века: Сб. науч. тр./РНБ. СПб., 2008. Вып. 14. С. 185–298. Платон Алексеевич Вакар (1823–1899) – младший цензор Комитета цензуры иностранной (с 21.VII.1867 г.); одновременно, с 13.XII.1868 г., состоял сверхштатным членом ГУДП; c 10.XII.1871 г. в штате; скончался, состоя на службе. Николай Васильевич Варадинов (1817–1886) – тайный советник, доктор прав (1847) и философии (1858), экономист, филолог, историк; в 1845 г. причислен к МВД и служил при рижском военном генерал-губернаторе, столоначальник Хозяйственного департамента МВД (1849–1858), редактор «Журнала Министерства внутренних дел» (1855–1862), член ГУДП (30.VIII.1865–18.II.1883), цензор либеральных взглядов; затем – член Совета министра внутренних дел. Феодосий Федорович Веселаго (1817–1895) – историограф Морского министерства; лейтенант, преподаватель Морского кадетского корпуса (с 1837 г.), майор, инспектор студентов Московского университета (с 1853 г.), полковник, и. д. помощника попечителя Казанского учебного округа (с 1857 г.), либеральный цензор СПбЦК (с 26.Х.1860 г.), член Совета ГУДП (28.X.1866–22.VI.1881), наблюдал от Совета за «Современными известиями», одновременно, с 14.XII.1869 г., член Комитета морских учебных заведений; генерал-лейтенант, директор Гидрографического департамента и председатель Учебного отделения Морского технического комитета (с 22.VI.1881 г.); член-корреспондент (с 1879 г.) и почетный член (с 1884 г.) Императорской Академии наук; автор учебных пособий.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

471 Что четыре канонические Евангелия составляли основание Тацианова Евангелия δι τεσσρων, это показывает результат исследований Bindemann s. 481. и дал. Поскольку же по всей вероятности Тациан пользовался и евангелием от евреев, то это название находится у Епифания, вместо Евангелия δι τεσσρων, haer. LLVI, 1. (Λγεται δ τ δι τεσσρων εαγγλιον π ατο γεγενσϑαι, περ α βραους τινς (αλοσιν.). 472 Так еще Semler (Prolegg. in ep. ad. Gal.); Löffler (Marcionem Paul, epp. et. Lucæ; ev. adulterasse dubitatur. Fref. ad. V. 1788); Corodi (Beleuchtung der Geschichte des Bibelkanons. 11, 171.) и Eichhorn (Einieit. 1,40.) утверждали, что евангелие Маркиона есть древний неиспорченный памятник или краткая рецензия служащего основанием Евангелия от Луки первоевангелия, или вообще источник канонического Евангелия от Луки. J. Е С. Schmidt (Einleit. 1:126) выражал даже догадку, которая служить основанием многих других гипотез, что евангелие Маркиона есть настоящее Евангелие от Луки, наше же церковное есть уже распространенное позднейшею рукою, следовательно испорченное Евангелие Следуя тем же путем и Schwegler (Das NachapostoL Zeitalt 1, s. 261 ff.), A. RitschI (Das Evang. Marcions und das kanon. Evang. des Lucas. Tub 1846), Baur (Krit. Untersuchungen über die kanon. Evangelien. Tüb. 1847. s. 393 ff.) u др. в евангелии Маркиона видят прямо первоисточник Луки (впрочем с значительными разностями между собою: так напр. по RitschI наше Евангелие от Луки должно быть антимаркионитское, по Baur напротив). 473 Так еще в прежнее время: Storr Über die evangelisclie Geschichte und Briefe Johannis. s. 259; Kleuker Ausführliche Uutersuchung der Aechlbeit der neutestamentlichen Schriften, Hug Einleit. 1. 65, Arneth Uber die Bekanntschaft Marcions mit unserm Kanon. 1809, Schütz Diss, de evv. 1. 26 sqq. Gratz Kritische Untersuchung über Marcions Evangelium 1818, и др., даже сам de Wette Einleit. § 70 s. 106. 474 Olshausen Echtheit der Evangelien s. 111–215; A. Hahn Das Evangelium Marcions in seiner ursprüngl. Gestall Königsb. 1823. В сущности того же результата достигли: Н. Rhode Plogegg. ad quaestionem de ev. Marcionis denuo instit. Vratisl. 1834. 4. и С. E. Becker Exam. crit. delév. de Marcion P. 1. Strassb. 1837. 4., и (не только против Baur, но и против Volkmar) G. F. Frank Uber das Evangelium Marcions в Theol. Studien 1855. H. 2. s. 246. и F. Heim Marcion, sa doctrine et son evangile. Strsb. 1862.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

239 Толстой Дмитрий Андреевич (1823–1889), граф – государственный деятель. Окончил Александровский лицей (1842). На службе в департаменте духовных дел иностранных исповеданий МВД (1847), вице-директор департамента (1851). Директор канцелярии Морского министерства (1853). Сенатор (1861). Обер-прокурор Св. Синода (1865–1880). Одновременно – министр народного просвещения (1866–1880). Президент Академии наук (с 1882). Министр внутренних дел (1882–1889). 240 Имеется в виду паломничество Антонина в Иерусалим в сентябре 1857 г. (Дневник путешествия опубликован: Антонин (Капустин) , архимандрит. Из Иерусалима. Статьи, очерки, корреспонденции. М., 2010). Напомним, что Антонин в период планов и прикидок 1856–1857 гг. упоминается в «четверке первачей», негласно привлеченных МИДовским и синодальным начальством к состязанию за пост начальника РДМ в Иерусалиме. По рекомендации А.Н. Муравьева в Петербург вызвали было на «смотрины» и даже скоропостижно назначили синодским указом епископа Поликарпа (Радкевича), но он не приглянулся князю А. М. Горчакову . МИД остановил свой выбор на епископе Кирилле (Наумове) . Обер-прокурор Св. Синода граф А.П. Толстой прочил на это место то молодого оптинского «старца» Ювеналия (Половцева) , то архимандрита Антонина (Капустина) . О последнем предположении узнаем из дневника архимандрита Порфирия (Успенского) : «В 1857 г. 13 января бывший посланник Титов и знаменитая госпожа Потемкина в доме министра Норова объявили мне, что архимандрита Антонина хотят послать в Иерусалим на место мое, а меня в Афины на его место». Речь шла не просто о салонной сплетне, вариант продолжал прорабатываться, о чем свидетельствует и вполне неожиданное предложение архимандриту Антонину в конце лета 1857 г. посетить Святую Землю, да еще на военном судне – находившемся в распоряжении русского посла в Греции винтовом фрегате «Палкан». Официальный повод и ознакомительный характер поездки, видимо, тоже оставались «секретными», опубликовать книгу с описанием своего паломничества Антонин сумел только в 1866 г., когда был уже начальником Русской Духовной Миссии, и даже в дневнике указанного времени нет ни намека на подоплеку событий. Тогда, в 1857, его назначение не состоялось – и, может быть, промыслительно. Ему нужно было до конца пройти свою церковно-дипломатическую школу в Афинах и Константинополе, чтобы позже, и уже до конца жизни, быть на своем, ему одному предуказанном месте в Иерусалиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

После смерти Булгака, председателем униатской коллегии назначен был Иосиф Семашко. «С кончиною – писал граф Протасов в докладе своем Государю – греко-униатского митрополита Иоасафата представляется необходимость назначить председательствующего в греко-униатскую духовную коллегию. По сему предмету я имел особое совещание с преосвященными митрополитами киевским и московским и с министром внутренних дел, и мы полагали, что председательство в коллегии всего приличнее может быть предоставлено старшему из греко-униатского духовенства, литовскому епископу Иосифу». 226 Личность Иосифа, его действия и даже внутренние стремления возбуждали столько противоречащих и разнообразных рассказов и толков, что имя его стало более или менее известно всякому, хотя несколько образованному человеку. Семашко родился в 1798 г. в Киевской губернии, где отец его, дворянского происхождения, был священником. Образование свое он начал в Немировской гимназии, откуда поступил в главную семинарию при виленском университете, где пробыл четыре года. По окончании здесь курса, Семашко получил ученую степень магистра богословия, посвящен в священника (1821 г.) и определен к должностям: кафедрального протоиерея, асессора луцкой консистории и профессора богословия в епархиальной семинарии; на следующий год его назначили луцким протопресвитером и асессором духовной коллегии; последнюю должность он исправлял до 1829 года, быв между тем повышен в сан каноника (1823), потом прелата-схоластика (1825 г.) и, наконец, старшего соборного протоиерея (1828 г.). В 1829 г. его посвятили в сан Мстиславского епископа, викария белорусской епархии, с правом присутствия в униатской коллегии, а в 1833 году назначили епископом литовским. Остававшись председателем униатской коллегии почти до самого её закрытия, Семашко в 1847 году был пожалован в члены св. синода, а в 1852 году в сан литовского митрополита. С именем Семашко мысль тотчас переносится ко времени воссоединения униатов, которого он был душою, двигателем, советником, помощником, указателем, руководителем и самым ревностным исполнителем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нам бы впору разобраться со своим писательским хозяйством, помня о том, что никакие «насущные вопросы» и «мировые проблемы» без этого не идут впрок, которых литература не разрешает. «Разрешать» их, как правило, начинают по недостатку литературного таланта. Результат же выходит один – и проблем не разрешают и свой голос теряют. Но этот комплекс «вождизма» прочно сидит в писателях наших. Не духовными поводырями, но именно вождями наивно и опрометчиво пытаются быть многие. Как забыть тот факт, имевший трагические последствия, что именно писатели- патриоты из самых добрых побуждений, разумеется, запустили в общество ядовитую идею о «суверенитете», «выходе» России из страны… Это же свидетельство смутного представления о том, как устроено общество, страна, мироздание… В том, что нынешние молодые писатели, точнее часть из них, настойчиво пытаются определить себя как « новое поколение в литературе», нет ничего необычного. Это обыкновенное деление в литературе в наше время, несмотря на всю его необязательность. И если в других областях жизни оно естественно, так как организовывает и упорядочивает общество, то в культуре, литературе, мыслительной сфере вообще такая возрастная хронология выдвигается, как правило, тогда, когда других сущностных признаков для позиционирования нет. А потому деление на поколения в литературе всегда условно. Во всяком случае, основным и заглавным признаком оно не является. Молодой, талантливый критик первой половины XIX века Валериан Майков (1823-1847), в связи с этим писал: «Единственный положительный признак появления в обществе настоящего молодого поколения есть появление новой, сознанной и переживаемой мысли. Лета в этом случае ничего не значат. Можно быть очень молодым и в то же время совершенно чуждым современных идей, чувств и стремлений. Можно быть очень старым летами и вместе с тем сознавать современность и чувствовать её глубоко» («Сочинения В.Н. Майкова в двух томах», Киев, 1901, т. 2). И что примечательно, В. Майков, брат поэта А. Майкова, преемник В. Белинского по отделу критики в «Отечественных записках», вступивший в полемику с «литературным генералом» В. Белинским, погибший в столь молодом возрасте, на 24-м году жизни, в качестве аргумента в своей деятельности выдвигает не, так сказать, возрастной ценз, но отстаивает эстетическую критику. Ему уж, казалось бы, подобало говорить о поколенческих различиях. Но они для него ровным счётом ничего не значили.

http://ruskline.ru/analitika/2021/05/17/...

Утверждение абсолютности этого идеала сочеталось у Новгородцева с критикой «утопий земного рая» (консервативных, либеральных, социалистических), абсолютизирующих относительные формы социальной жизни. Оставаясь всегда регулятивным, абсолютный идеал не может быть осуществлен полностью н окончательно, ибо процесс социально-нравственного совершенствования бесконечен. В последние годы жизни Новгородцев сосредоточил внимание на религиозном обосновании свободы и права, стремился синтезировать западническую идею правового устроения социальной жизни с православной тенденцией внутреннего преобразования личности. Соч.: Кризис современного правосознания. М., 1909. Политические идеалы древнего и нового мира. Об общественном Идеале. М., 1917. Вып. I. О праве на существование. Спб.; М., 1911 (совместно с И. А. Покровским). Политические идеалы древнего и нового мира. М., 1913–1914. Вып. I–II. Существо русского православного сознания//Православие и культура. Берлин, 1923. Идея права в философии В. С.Соловьева . 208 Лавров Петр Лаврович (1823–1900) –философ, социолог и публицист. Создал теорию «критически мыслящей личности» как движущей силы прогресса («Исторические письма», 1869), вошедшую в основы идеологии народничества. 211 Речь идет о статье М. О. Гершензона «Творческое самосознание», опубликованной в сборнике «Вехи». (М., 1909). Гершензон Михаил Осипович (1869–1925) – историк, литературовед, философ. 212 Более подробное развитие этих начал я даю в моем сочинении «Об общественном идеале». – Прим. автора. 213 Сорель Жорж (1847–1922) – французский теоретик анархо-синдикализма. На его книгу «Размышления о насилии» (1906; рус. перев.– 1907) П. Б. Струве отозвался статьей «Faciès huppocratica» (Русская Мысль. 1907. 10). 214 Паскаль Блез (1623–1662) –французский философ-мистик. Его религиозные идеи, основанные на «логике сердца» и мистическом переживании Бога, наиболее полно выражены в сочинении «Мысли о религии». 216 Белах Ю. История Греции/Пер, с нем. М. Гершензона. 2-е изд. М., 1900.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/iz-...

ГОЛЬМАН Юлиус Генрих (1832-1910) — либерально-протестантский немецкий экзегет и гебраист. Главные труды посвящены соотношению двух Заветов ГОЛЬЦМАН Оскар (1860-1920) — протестантский немецкий гебраист и экзегет. Главный труд («Падение иудейского государства» русск. пер. 1899) посвящен истории эпохи Второго Храма ГРЕССМАН Гуго (1877-1927) — протестантский немецкий гебраист и экзегет ГРОЛЛЕНБЕРГ Лука (род. 1916) — католический голландский иеромонах; специалист по библейской археологии. Главный труд — «Библейский атлас» (1-е изд. 1959) ГУНКЕЛЬ Герман (1862-1932) — протестантский немецкий библеист; создатель метода «истории форм», который прослеживает связь библейских текстов с исторической средой, окружавшей св. авторов. Главный труд — «Творение и Хаос» (1-е изд. 1895) ДАНИЕЛУ Жан (1905-1974) — католический французский богослов, патролог и библеист ДЕ ВО Ролан (1903-1971) — католический французский библеист, кумрановед, специалист по библейской археологии. Главный труд — «Древний Израиль» (1-е изд. 1957) ДЕЛИЧ Франц (1813-1890) — протестантский немецкий экзегет и востоковед; автор многотомного толкования на Ветхий Завет ДИЛЬМАН Христиан Август (1823-1894) — протестантский немецкий экзегет; представитель умеренно-критической школы ДРОЗДОВ Николай Михайлович (1849-1920) — проф. Киевской Духовной Академии. Главный труд посвящен Книге Товита (1911) ДУМ Бернхард (1847-1920) — протестантский немецкий экзегет и переводчик Писания. Главный труд — «Богословие пророков» ЕВСЕЕВ Иван Евсеевич (1868-1921) — проф. С. — Петербургской Духовной Академии, специалист по изучению славянских переводов Библии ЕЛЕОНСКИЙ Николай Александрович (1843-1910) — протоиерей, проф. Московского университета; экзегет, специалист по библейской истории ЕЛЕОНСКИЙ Федор Герасимович (1836-1906) — проф. С. — Петербургской Духовной Академии; экзегет и специалист по ветхозаветной истории ЖДАНОВ Александр Александрович (1860-1909) — доц. Московской Духовной Академии. Главный труд — «Из чтений по Священному Писанию Ветхого Завета» (1914)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

46 Штейн Иван Федорович (? – 1837) – русский и украинский театральный деятель, антрепренер. В 1804 – 1809 гг. – режиссер и балетмейстер крепостного театра Ю. А. Илинского в Романовке (ныне Житомирской обл.); преподавал танец в киевской гимназии (1809 – 1811) и Харьковском университете (1812 – 1816). В 1817 – 1818 гг. содержал Харьковский вольный театр. В 1821 г. основал собственную труппу из состава Полтавского вольного театра. Труппа выступала в Харькове, Одессе и других городах. В 1836 г. прекратила существование. 47 Млотковский (Млатковский, Молотковский) Людвиг Юрьевич (около 1795 – 1855) – украинский и русский актер, режиссер и антрепренер. В 1833 г. в Курске основал труппу, которая в 1836 – 1843 гг. работала в Киеве и Харькове. Репертуар для нее писали И. П. Котляревский, Г. Квитка-Основьяненко. 48 Сементовский Константин Максимович (1823 – 1902) – украинский этнограф и фольклорист. Окончил Нежинский лицей. Труды: «Очерк малороссийских поверий и обычаев», «Замечания о праздниках у малороссиян», статьи о И. П. Котляревском, Г. Квитке-Основьяненко. 49 Бодянский Осип Максимович (1808 – 1877) – украинский и русский филолог, историк, писатель и переводчик, один из основателей славистики в России, член-корреспондент Петербургской академии наук (с 1854). Родился в Варве (ныне Черниговской обл.). В 1834 г. окончил Московский университет. В 1837 – 1842 гг. находился в научной командировке в славянских странах. В 1842 – 1868 гг. – профессор кафедры истории и литературы славянских наречий. С 1845 г. – секретарь Московского общества истории и древностей российских при Московском университете. В «Чтениях Московского общества истории и древностей российских» опубликовал много материалов по истории Украины и России, народные песни. 50 Речь идет о книге «Краткое описание о казацком малороссийском народе и о военных его делах» украинского историка П. И. Симоновского (1717 – 1809), изданной О. М. Бодянским в 1847 г. в Москве. В этой работе Симоновский выступил как сторонник гетманского устройства и политической автономии Украины.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

23 В своих «Беседах с Эккерманом» всемирно известный поэт Гете признает подлинность, достоверность и несравнимое величие Евангелия и говорит : «Я считаю Евангелия за безусловно достоверные, так как на них виден отблеск того величия, которое исходило от Личности Иисуса, Личности, несомненно, Божественного происхождения, так как в ней Божественное явилось миру». Гизо в своих «Размышлениях» делает следующие правдивые и верные замечания о Евангелиях: «Громадная сила этих книг и их свидетельств проверена и доказана. Они победили Грецию, Рим и варварскую Европу и стоят на пути к покорению всего мира. И искренность составителей этих книг не менее достоверна, чем их могущество. Мы можем не признавать учености и критического остроумия первых историографов Иисуса, но не можем сомневаться в их вере, которая подтверждается их словами, они верили в то, что говорили, и запечатлели свое свидетельство своею кровью». 24 Иосиф Эрнест Ренан родился 27 февраля 1823 г. в Трегье, в Бретани, от простых родителей (некоторые говорят от евреев) и воспитывался в богословской семинарии Св. Сульпиция в Париже для служения римской церкви. Но еще до своего посвящения он должен был покинуть семинарию, вследствие некоторых его религиозных недоумений, которые его начальство не хотело или не могло разрешить. Он посвятил себя сравнительному изучению семитских языков. В 1847 году он получил Вольнеевскую премию за сочинение, которое впоследствии развилось в историю семитских языков и доставило ему звание одного из первых ориенталистов Европы. В 1856 г. он был избран на место Августа Тьерри членом Французского Института. В I860 г. император Наполеон поручил ему исследование положения финикийских городов, результаты какового он напечатал в виде собрания эпиграфов из эпохи ассирийского владычества до времени Селсвкидов. По возвращении он был назначен профессором еврейского языка во Французской Коллегии, но лишился места из-за своей вступительной речи, в которой нападал на традиционную ортодоксальность клерикальной партии и на почитаемый догмат о Божественности Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/syn-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010