В 30-40-х гг. XIX в. возникают первые опыты специализации в области изучения и преподавания Свящ. Писания, в частности евр. филологии и библейской археологии. Уже в уставе 1814 г. была рекомендация использовать библейские языки на практике. В 30-50-х гг. XIX в. евр. язык был предметом публичных испытаний для студентов высшего отделения. Испытания сочетались с экзегетическими упражнениями - чтением глав ветхозаветных книг с разбором еврейского оригинала или герменевтическим разбором. Язык Библии, как и само Писание, изучался студентами обоих отделений (высшего и низшего) в течение 4 лет обучения по 2 ч. в неделю. В первые 50 лет существования академии этот предмет преподавали А. А. Максимович (1819-1821), С. В. Гуляев (1821-1823), И. Д. Грузин (1823-1825), С. Ф. Соловьёв (1825-1836), И. П. Максимович (1836-1861), М. С. Гуляев (1861-1866). Педагогическая и научно-богословская деятельность архим. Филарета (Филаретова) для преподавания Библии в КДА стала этапом. В 1851-1858 гг. он был бакалавром Свящ. Писания и в 1869-1877 гг., уже будучи ректором КДА, активно внедрял академический устав 1869 г. В эти годы он стремился сохранить преемственность в академическом преподавании Библии, выделяя систему специальных библиологических дисциплин в КДА: «Свящ. Писание Ветхого Завета», «Свящ. Писание Нового Завета», «Библейская история», «Еврейский язык и библейская археология». Последняя дисциплина стала фактически первой из библиологических специализаций в КДА, просуществовав здесь при всех преобразованиях до нач. ХХ в. С нач. 60-х гг. XIX в. ректор еп. Филарет настаивал на теснейшей связи преподавания евр. языка и изучения Писания, предлагая даже совмещать их преподавание. Это и было достигнуто при создании кафедры евр. языка и библейской археологии. Еп. Филарет был автором ряда фундаментальных курсов по библиологии. В 1-й, бакалаврский период преподавания, излагая низшему отд-нию сведения о ВЗ, а высшему - о НЗ, он сообщал студентам предварительные сведения о введении в Свящ. Писание (понятие о науке, место ее в общем составе богословских наук, задачи и структура науки, ее важность; см. ст. Исагогика ); излагал общие сведения о Свящ. Писании (различные деления книг Свящ. Писания, их отличительные свойства, общие правила изъяснения Писания); общие библиологические данные о книгах канонических, неканонических и не вошедших в состав Свящ. Писания; сведения об истории текста Писания и его переводах и изданиях, в т. ч. славянских и русских. Завершалось изложение «частным обозрением» канонических и неканонических книг ВЗ и НЗ и обстоятельной информацией о каждой из них (название книги, личность писателя, цель и время написания, содержание и церковное употребление). По НЗ еп. Филарет предлагал сравнительное обозрение 4 Евангелий, их особенностей и способов объяснения различий между ними.

http://pravenc.ru/text/1684525.html

Фридрихсгама, ныне Хамина, Финляндия). Несмотря на критику технической стороны проекта Комитета по делам строений (А. Модюи и Ф. Вигеля), Александр I подтвердил свое решение сохранить алтарную часть старого собора. В 1821-1825 гг. проект был доработан. Новый вариант предусматривал при сохранении квадратного в плане подкупольного компартимента удлинение продольной оси за счет симметричного воспроизведения композиции старого алтаря с запада. Уменьшенные в масштабе колокольни подчеркнули пирамидальный характер композиции, ставшей к тому же более компактной. Для единообразия вост. и зап. фасады получили 8-колонные портики в дополнение к 16-колонным с юга и севера. Общий вид собора. 1818–1858. Архит. О. Монферран Общий вид собора. 1818–1858. Архит. О. Монферран Наземные строительные работы начались с установки 48 гранитных колонн 4 портиков (вес каждого монолита достигал 114 т, высота - 17 м). Идея об установке колонн до возведения стен и разработка подъемного механизма (с изготовлением модели) принадлежали Монферрану. В марте-июле 1828 г. были установлены колонны сев. портика, южного и западного - в мае-сент. 1829 г., восточного - к авг. 1830 г. На церемониях установки первой и последней колонн присутствовали члены имп. семьи; 1-ю колонну установили за 45 мин. 478 рабочих. Бронзовые капители были отлиты на заводе шотл. уроженца К. (Ч.) Н. Берда по алебастровым моделям Е. Балина (1821-1832), к 1834 г. была завершена полировка колонн, к сент. 1836 г.-монтировка капителей. В 1830-1836 гг. осуществлялось возведение стен и подкупольных пилонов. Кирпичная кладка на известковом растворе перемежалась для прочности каменными прослойками, к ней металлическими скобами крепилась мраморная облицовка. По проекту Монферрана К. Н. Берд создал оригинальную конструкцию перекрытий портиков: кирпичные своды он заменил полносборными чугунными фермами, связав их легкими металлическими стержнями со стропилами, с кладкой и облицовкой. В 1835 г. в проект были внесены дальнейшие изменения. Круглые в плане боковые башни сменились квадратными в плане колокольнями с 2-колонными портиками по сторонам.

http://pravenc.ru/text/674760.html

1997. Просите и приимете. 1828. XXXI. 217. 1998. Радуйтеся! и паки реку: радуйтеся! 1829. XXXVI. 91. 1999. Разность в том же. 1822. V. 353. 2000. Свет и истина. 1823. XI. 276. 2001. О истинной святости и способе к достижению оной. 1824. XIV. 297. 2002. Размышление по случаю освящения гельсингфорского Успенского собора (преосв. Павла еп. Выборгского) 1868. II. 793. 2003. Сделанного не переделаешь. 1828. XXXII. 361. 2004. Благочестивые семейства суть училища благочестия. 1221. IV. 330. 2005. Безрассудное семейство. 1829. XXXV. 235. 2006. Нет такой скорби, какова была скорбь Иисуса Христа. 1823. XII. 185. 2007. О необходимости скорбей на пути к Царствию Божию. 1839. I. 336. 2008. О спасительных слезах. 1827. XXVIII. 232. 2009. Слово Божие в природе. 1821. I. 51. 2010. Сила слова Божия. 1821. I. 162. 2011. При чтении или слушании слова Божия должно иметь чистое сердце. 1831. XLI. 220. 2012. Не равно вознагражденное служение. 1831. XLIII. 211. 2013. Смертность. 1825. XVIII. 118. 2014. Усыпление совести. 1827. XXVI. 112. 2015. Совесть. 1839. IV. 58. 2016. Надежда на будущее вечное соединение. 1838. II. 111. 2017. Милосердие Божие в сокрытии от нас будущего. 1824. XIV. 44. 2018. Мысли при воззрении на солнце. 1836. III. 109. 2019. О необходимости без отлагательства соделывать свое спасение. 1824. XVI. 97. 2020. О спасении. 1840. I. 188. 2021. Нечто для предостережения ищущим спасения души своей. 1822. V. 187. 2022. Нужно наипаче стараться о спасении души (ст. М. И. Богословского ). 1834. I. 225. 2023. Нужно непрестанно трудиться для своего спасения. ( М. И. Богословского ). 1834. I. 229. 2024. Назидательные сравнения. 1836. III. 337. 2025. Как ты стар! 1833. II. 202. 2026. Невинное страдание. 1826. XXI. 115. 2027. О том, что крестом страданий мы должны научиться жить добродетельно. 1827. XXV. 344. 2028. Внимательность ко благу, которое нам даруется среди самых страданий. 1826. XXII. 228. 2029. О страхе Божием. 1840. III. 381. 2030. О необходимости страха в деле нашего спасении ( М. И. Богословского ). 1835. I. 222.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но прибавлено только эконому 200 р. (Турчанинову). 107 Письмоводитель же при экономе в 1821 г. получал 250 р., но подпись под этими получками следующая: «сии деньги выдал унтер-офицеру. Эк. иером. Мисаиле». 108 Неполное жалованье, как и в 1820 г., положено профессорам, а) вновь определяемым – до усмотрения, б) пользующимся жалованьем, или иными выгодами по другому месту. Гречн. крупа. р. к. Говядина. р. к. Снетки. р. к. Овес. р. к. Средн.цифра: 71 1/2 (куль). 6 62 3/4 10 43 3/4 9 50 (куль) Цена 1836 г.: Дрова берез. р. к. Свечи сальн. р. к. Комн. служ. р. к. Ремонт. р. к. Средн.цифра: 7 64 (саж) 12 52 3/4 (пуд) 6 50 (мес.) 6824 70 Цена 1836 г.: Сукно 1-го сорта. р. к. Белье. р. к. Сапоги смазн. р. к. Шитье од. р. к. Средн.цифра: 7 25 (арш.) 3 74 (пара.) Цена 1836 г.: 110 По экономическому отчету за 1827-й год значится передержки против штатного положения свыше 21 тыс., хотя виною этого была вообще беспорядочность в хозяйстве. В 1835 г. передержано до 15 тыс. (См. ниже, о хозяйстве). 112 Первый раз митроп. Амвросий исходатайствовал эти деньги в 1814 г. для вновь поступивших в семинарию профессоров, но прежде чем деньги были высланы, им пришлось вперед выдать жалованья по 115 р. Впрочем, по вниманию к особым нуждам, вперед выдавали, за поручительством других служащих, иногда и за полгода, напр. Щелкунову в 1816 году. 113 Это представлялось и удобнее, в виду отдаленного положения семинарии, на краю города. Поэтому и некоторые из приходящих иногда просили дозволения пользоваться за известную плату казенным столом, (так как были и после обеда уроки), напр. Недешев и В. Помяловский в 1831 г. согласно прошению отцев, пользовались казенным столом за 40 р. в год, также Флеровы в 1838 г. Вообще же приходящих было до 5, редко до 10. Иногда по слабости здоровья выходили на свою квартиру, иногда же высылали из общежития за неисправность взноса за содержание, или приватных. 114 Исключение делалось иногда, напр. для письмоводителей, по уважению к их трудам. Но бывало и наоборот: письмоводителей лишали казенного содержания, потому что жалованье получают, напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Правил церковных о сем предмете не видно: потому что в древние времена не представлялось в сем такой нужды, как ныне. В Своде Законов, касательно вскрытия тел умерших, по производству дел уголовных, есть одно правило, чтобы вскрытие происходило не ранее 24 часов по смерти (Св. Зак. Т. XIII ст. 1031). Препятствие вскрытию есть благоговение к Таинствам, которыми пред смертью освящен был умерший. Но к возможному отстранению сего препятствия побуждает долг человеколюбия: потому что, с открытием, чрез вскрытие тела, болезненной причины смерти, может открыться способ к сохранению жизни больных подобною болезнью. В больнице удобнее может сие быть допущено, нежели в другом месте: потому что здесь удобнее могут быть устранены свидетели действия, которые могли бы оным быть приведены в смущение. Из сих начал могут быть извлечены следующие правила: 1. Не дозволять вскрытия тел в больницах, если больной умер в тот самый день, в который приобщен Святых Тайн или соборован елеем. (Правило сие не будет затруднительно в исполнении, а еще будет полезно, если побудить врачей споспешествовать тому, чтобы больные причащались благовременнее, а не в последние минуты отчаяния в жизни). 2. Вскрытия тел священнослужителей не допускать. 3. Кроме сих изъятий вскрытие тел в больницах допустить, с тем, чтобы при сем присутствовали только нужные люди по обязанности и науке, а посторонние были устранены. 4. Вскрытие, по закону, должно происходить не ранее 24 часов после смерти. 4 июля 1842 г. Дело Канц. Об. Прокурора. 29857. 27 Константин Степанович Сербинович, в 1818 г. оконч. полоцкую униат, акад., и в том же году опред. актуар. кол. иностр. дел; в 1820 г.– переводчик кол.; в 1821 г. – старш. столон.; в 1822 г.– журнал.; 1826 г. – ценз, главн. ценз, ком.; в 1830 г. начал. III отд. департ. Народ. Просвещ.; в 1831 г. – II отд., в 1833 г.– редакт. журн. Мин. Нар. Просв.; в 1834 г. – чл. археогр. Ком.; в 1836 г. – директ. канц. об.-прок. Св. С.; в 1853 г. – директ. хоз. управл. Св. Синода; в 1857 г. – директ. дух. учебн. управл. Св. С.; в 1859 г. – чл. ком. прошен, на Высоч. имя приносимых. Ск. в 1874 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

12. Составленный Преосвященным Филаретом проект всеподданнейшего доклада о возвышении штатов для духовно-учебных заведений, утвержденный Государем 23 Мая 1836 года 1835 или 1836 года Проект доклада всеподданнейшего Штаты духовных училищ, при преобразовании оных в 1808 году, составленные чрез двенадцать лет в 1820 году, пересмотренные и возвышенные в течение пятнадцатилетнего времени, вновь оказались требующими пересмотра и приспособления к потребностям, открываемым переменою обстоятельств и дальнейшими опытами. Недостаточность нынешних окладов по духовным училищам становится очевидною при сличении оных с окладами светских училищ. Низший оклад профессора университета составляет 4000 рублей, не включая 500 рублей на квартиру, тогда как низший оклад профессора духовной академии есть 1500 рублей. Старшему учителю гимназии в Киеве назначено жалованья 1650 рублей, а профессор Киевской семинарии получает ныне 600 рублей. При назначении столь ограниченных окладов служащим при духовных училищах предполагаемо было для них пособие жалованьем и доходами от мест, занимаемых по епархиальной службе. Опыт показал, что сим пособием пользоваться могут только немногие, а иногда даже старшие из них совсем не могут. Несколько из нынешних ректоров семинарии и даже один ректор академии не управляют монастырями, и, следственно, состоят на училищном только жалованье. Монастыри, более или менее отдаленные от епархиальных городов , управляемые ректорами академии и семинарий, и потому долго не пользующиеся присутствием и личным попечением настоятелей, нередко подвергаются от сего затруднениям и требуют особых наличных настоятелей. Из сего открывается необходимость привести училищные оклады в такое положение, чтобы ректоры имели потребное содержание и в том случае, когда не имеют в своем управлении монастырей, а буде имеют, то чтобы, по долгу бережливости, часть их училищного оклада оставалась в училищной экономии. Оклады, назначенные на содержание училищных больниц, сами по себе ограниченные, особенно недостаточными оказались с тех пор, как, во внимание к бедному состоянию большей части белого духовенства, предписано семинариям оказывать врачебное пособие и своекоштным ученикам семинарий и состоящих при них уездных и приходских училищ. О возвышении окладов на училищные больницы, а также на содержание домов поступили в К. Д. У. от подчиненных мест многие представления.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Естественно, возник вопрос об увеличении штатов по всем частям. 22 мая 1820 г. Высочайше утверждены новые штаты духовно-учебных заведений, по докладу Комиссии дух. уч., в котором между прочим было сказано: «с 1808 г. круг действия обширной учебной части распространялся, нужды в соразмерность того увеличивались, а способы к содержанию оставались все те же», потому найдено необходимым «составить новые училищные штаты, приспособленные к нынешним обстоятельствами. Прежнее деление семинарий на три разряда удержано, но петербургская опять поставлена вне разряда, и сумма, на нее назначенная 45 250 руб., в полтора раза превышает сумму на перворазрядные семинарии. Сверхштатные же дополнительные оклады постановлено прекратить. Ректору положено жалованья 1000 руб. и как профессору 1000 руб. профессорам по 1000 руб., в том числе и преподавателям местных языков и параллельного класса; эконому – 600 руб., лекарю – 400 р., трем, письмоводителям 750 р.; прибавочного жалованья: инспектору 500 руб., но, будучи ректором училища, он получал по этой должности только половину положенного оклада 300 руб. (1 примеч. к штатам уездн. уч.); секретарю – прибавочных 400 р., библиотекарю – 300 р. Между тем в других семинариях жалованья ректору и профессорам положено: в перворазрядных – по 750 р., во второ-разрядных – ректору 700 р., профессорам по 650 р. а в третье-разрядных по 600 руб. На содержание казеннокоштного воспитанника спб. семинарии назначено 300 руб. (всего – на 100 казенных – 30 000 р.), на содержание дома, служителей и проч. 4000 р., на больницу и библиотеку по 500 р. 106 , на канцелярию 300 руб. Письмоводителям правление, как видно из приходо-расходных книг, выдавало различно, то по 50 р. – вновь поступившим, то более, до 225 р. (Копьеву в 1821 г.) 107 . Спустя пятнадцать лет, эти штаты снова признаны не достаточными. В 1836 г. Комиссия дух. уч. делала следующий всеподданнейший доклад, Высочайше утвержденный 23 мая 1836 года. «Штаты дух. уч. при преобразовании оных в 1808 г. составленные, чрез 12 потом лет, в 1820 г. пересмотренные и возвышенные, в течении 15-летнего времени вновь оказались требующими пересмотра и приспособления к потребностям, открываемым переменою обстоятельств и дальнейшими опытами». Далее делается сравнение духовно-учебных окладов с светскими, и они оказываются менее почти втрое, говорится, что немногие могут пользоваться жалованьем или доходами по епархиальной службе, даже некоторые ректоры не имеют монастырей в управлении. Училищные дома и больницы (тем более что велено принимать и своекоштных в казенные больницы) так же требуют увеличения на содержание: оклады на них положено увеличить вдвое; оклады же на содержание воспитанников оставлены были пока прежние (300 р.), до собрания более удовлетворительных данных по этой части. Так же на библиотеку и канцелярию оставлены прежние оклады.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1831 г. было создано Корейское апостольское вик-ство во главе с еп. Бартелеми Брюгьером (1792-1835). Епископ неск. раз пытался въехать в К., однако умер в Монголии 20 окт. 1835 г. С янв. 1836 по дек. 1837 г. в страну тайно прибыли 3 франц. священнослужителя - еп. Лоран Жозеф Мариюс Имбер (1796-1839; в 1836 назначен вторым викарием К.), Пьер Филибер Мобан (1803-1839) и Жак Оноре Шастан (1803-1839). Переодевшись в траурную одежду, к-рую обычно носили корейцы, потерявшие родителей, они сумели пересечь границу. За 1837 г. Мобан и Шастан крестили 1237 чел. К 1839 г. число католиков в К. достигло 9 тыс. чел. Однако в ходе новых гонений в 1839 г. все 3 миссионера были арестованы и после пыток казнены, как и мн. др. католики-корейцы. С 1845 г. католицизм проповедовали миссионеры - апостольский викарий К. еп. Жан Жозеф Ферреоль (1808-1853) и Мари Никола Антуан Давлюи (1818-1866). В 1845 г. в сан священника был рукоположен первый кореец - Андрей Ким Дэ Гон (1822, по др. данным, 1821-1846), обучавшийся в 1837-1845 гг. в португ. семинарии в Макао (ныне Аомынь). В 1845 г. он вернулся в К., однако был арестован и после пыток обезглавлен 16 сент. того же года (канонизирован в 1984). В 1856 г. в К. прибыл 4-й викарий, еп. Симон Франсуа Бернё (1814-1866), с 2 франц. священниками. Согласно его посланию в Ватикан, в 1857 г. в К. насчитывалось 15 206 католиков. В 1860 г. их число составило 23 тыс. чел., включая 12 священников-корейцев. В 1866 г. регенту при малолетнем ване Коджоне, тэвонгуну, была подана петиция с призывом легализовать в К. католицизм. Согласно одной из версий, инициатива составления петиции принадлежала католическим миссионерам, следовавшим советам франц. правительства, к-рое пыталось заставить К. заключить союз с Англией и Францией якобы для получения гарантии независимости и защиты от экспансии России и рус. Православия. По другой версии, петицию подали корейские католики Хон Бон Джу (сын кормилицы вана Коджона) и Нам Джон Сам (сын конфуцианского ученого, у к-рого тэвонгун учился в молодости).

http://pravenc.ru/text/2057272.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАСОМУЛИС [греч. Κασομολης, Κασομης] Николаос (20.08.1795, Козани - 10.01.1871, Стилис (Стилида)), греческий писатель, участник греческого национально-освободительного движения. К. происходил из купеческой семьи. В 1820 г. он вступил в тайное об-во «Филики этерия», в нач. 20-х гг. XIX в. был активным участником боевых действий в районе горы Олимп в Македонии, позже - в Фессалии под командованием Н. Стурнариса. Весной 1827 г. принял участие в афинской кампании Г. Караискакиса. После обретения Греческим королевством независимости остался на регулярной военной службе и вышел в отставку в 1862 г. в звании полковника. Пространные (в оригинале ок. 2700 рукописных листов) «Военные воспоминания о греческой революции 1821-1833 гг.» К.- важнейший исторический источник, в к-ром содержатся сведения о греч. революции и правлении И. Каподистрии (повествование завершается торжественным прибытием в Грецию кор. Оттона I). Ценность мемуарам придает то, что они основаны на впечатлениях непосредственного участника событий, которые подверглись незначительной лит. обработке. Портреты выдающихся деятелей греч. освободительного движения (Караискакис, А. Маврокордатос, И. Колеттис) лишены героизации. Оценки, которые К. дает действиям восставших, нередко нелицеприятны (так, он осуждает жестокую расправу над турецким населением г. Триполица (Триполи) осенью 1821). Другое сочинение К., «Дневник», охватывает период с 25 февр. 1836 по 30 окт. 1837 г., когда он служил в штабе ген. В. Мавровуниотиса, по распоряжению кор. Оттона боровшегося с волнениями во Фтиотиде (Центр. Греция). Это произведение содержит важные сведения о последствиях преобразований в военной сфере, осуществленных в годы регентства при несовершеннолетнем Оттоне, когда после расформирования нерегулярных соединений клефтов многие бывшие участники революции не вошли в новую армию, создаваемую на регулярной основе, и занялись разбоем и пиратством. Также известно собственноручное завещание К., в котором он пишет о ценности своих воспоминаний, необходимости опубликовать и распространять их.

http://pravenc.ru/text/1681227.html

46 Штейн Иван Федорович (? – 1837) – русский и украинский театральный деятель, антрепренер. В 1804 – 1809 гг. – режиссер и балетмейстер крепостного театра Ю. А. Илинского в Романовке (ныне Житомирской обл.); преподавал танец в киевской гимназии (1809 – 1811) и Харьковском университете (1812 – 1816). В 1817 – 1818 гг. содержал Харьковский вольный театр. В 1821 г. основал собственную труппу из состава Полтавского вольного театра. Труппа выступала в Харькове, Одессе и других городах. В 1836 г. прекратила существование. 47 Млотковский (Млатковский, Молотковский) Людвиг Юрьевич (около 1795 – 1855) – украинский и русский актер, режиссер и антрепренер. В 1833 г. в Курске основал труппу, которая в 1836 – 1843 гг. работала в Киеве и Харькове. Репертуар для нее писали И. П. Котляревский, Г. Квитка-Основьяненко. 48 Сементовский Константин Максимович (1823 – 1902) – украинский этнограф и фольклорист. Окончил Нежинский лицей. Труды: «Очерк малороссийских поверий и обычаев», «Замечания о праздниках у малороссиян», статьи о И. П. Котляревском, Г. Квитке-Основьяненко. 49 Бодянский Осип Максимович (1808 – 1877) – украинский и русский филолог, историк, писатель и переводчик, один из основателей славистики в России, член-корреспондент Петербургской академии наук (с 1854). Родился в Варве (ныне Черниговской обл.). В 1834 г. окончил Московский университет. В 1837 – 1842 гг. находился в научной командировке в славянских странах. В 1842 – 1868 гг. – профессор кафедры истории и литературы славянских наречий. С 1845 г. – секретарь Московского общества истории и древностей российских при Московском университете. В «Чтениях Московского общества истории и древностей российских» опубликовал много материалов по истории Украины и России, народные песни. 50 Речь идет о книге «Краткое описание о казацком малороссийском народе и о военных его делах» украинского историка П. И. Симоновского (1717 – 1809), изданной О. М. Бодянским в 1847 г. в Москве. В этой работе Симоновский выступил как сторонник гетманского устройства и политической автономии Украины.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010