Характерно, что Гоголь пишет не столько о причащении Святых Христовых Таин за Божественной литургией, сколько о «слушании» литургии, присутствии за богослужением. Это отражает распространенную в XIX веке практику, согласно которой православные верующие причащались один или несколько раз в год, как правило на первой неделе Великого Поста или на Страстной седмице, причем причащению предшествовало несколько дней «говения» (строгого воздержания) и исповедь. В остальные же воскресные и праздничные дни верующие приходили к литургии лишь для того, чтобы отстоять, «выслушать» ее. Против подобной практики в Греции выступали колливады, а в России – Иоанн Кронштадтский , призывавший к возможно частому причащению. Среди русских писателей XIX века выделяются два колосса – Достоевский и Толстой. Духовный путь Ф.М. Достоевского (1821–1881) в чем-то повторяет путь многих его современников: воспитание в традиционно православном духе, отход от традиционной церковности в молодости, возвращение к ней в зрелости. Трагический жизненный путь Достоевского, приговоренного к смерти за участие в кружке революционеров, но помилованного за минуту до исполнения приговора, проведшего десять лет на каторге и в ссылке, отразился во всем его многообразном творчестве – прежде всего в его бессмертных романах «Преступление и наказание», «Униженные и оскорбленные», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы», в многочисленных повестях и рассказах. В этих произведениях, а также в «Дневнике писателя» Достоевский развивал свои религиозно-философские взгляды, основанные на христианском персонализме. В центре творчества Достоевского всегда стоит человеческая личность во всем ее многообразии и противоречивости, но жизнь человека, проблемы человеческого бытия рассматриваются в религиозной перспективе, предполагающей веру в персонального, личного Бога. Основная религиозно-нравственная идея, объединяющая все творчество Достоевского, суммирована в знаменитых словах Ивана Карамазова: «Если Бога нет, то все позволено». Достоевский отрицает автономную нравственность, основанную на произвольных и субъективных «гуманистических» идеалах. Единственным прочным основанием человеческой нравственности, по мнению Достоевского, является идея Бога, и именно заповеди Божии – тот абсолютный нравственный критерий, на который должно ориентироваться человечество. Атеизм и нигилизм ведут человека к нравственной вседозволенности, открывают дорогу к преступлению и духовной гибели. Обличение атеизма, нигилизма и революционных настроений, в которых писатель видел угрозу духовному будущему России, было лейтмотивом многих произведений Достоевского. Это основная тема романа «Бесы», многих страниц «Дневника писателя».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Неожиданное наступление тяжелых припадков, сотрясающих больного, повергающих его в судорогах на землю, вызывающих впечатление какого-то постороннего, «чужого для личности» воздействия, давало основание расценивать эти приступы как результат вмешательства злой силы, одержимости бесами или в других случаях как результат Божественных влияний, откуда пошло старое название эпилепсии – «священная болезнь». Случай наследственной эпилепсии можно рассмотреть на примере Ф. М. Достоевского (1821–1881); гениальный писатель страдал ею с 15-летнего возраста. Это была относительно благоприятная по течению форма смешанной эпилепсии с редкими припадками и эквивалентами, благодаря чему писатель до конца жизни сохранил творческие способности, хотя и страдал значительными дефектами памяти. Заболевание обострилось в студенческие годы, затем – в период следствия, суда и ожидания смертной казни, каторги и солдатской службы. Грубой ошибкой являются наивные попытки объяснить болезнью, «выводить из болезни» мировоззрение и творчество писателей или общественных деятелей. Гениальность Ф. М. Достоевского проявилась не благодаря, а вопреки болезни. Для его творчества характерна автобиографичность. Герои его произведений показывают, в частности, все многообразие и трагическую противоречивость проявлений и переживаний неуравновешенных типов человеческой личности. В то же время как православный христианин, вера которого прошла «сквозь все горнила испытаний», он в жизнеописаниях ряда своих героев отразил попытки осмыслить свою болезнь и опыт ее духовного преодоления. Наиболее полное и последовательное отражение эта сторона духовного опыта писателя нашла в образе князя Мышкина (роман «Идиот»). Перед нами человек, больной с детства. Мы встречаемся с ним после многолетнего лечения, проведенного в специальном санатории за границей. Болезнь замедлила его развитие, сохранила в его психике черты детскости, незрелости, наивности. Его психофизическая организация надломлена, однако по своим духовным качествам он стоит неизмеримо выше всех окружающих.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1. Ars moriendi – искусство умирания (лат.). 2. … metabasis eis alio genos… – переход рассуждения в другую область; ошибка, приводящая к смешению понятий и игре слов (др. – греч.). 3. … сознание вообще – одно из основных понятий неокантианства, выводящего из «имманентных свойств» сознания основную предпосылку мира. 4. … людям вроде Андреевского… – имеется в виду С. А. Андреевский, автор «Книги о смерти» (Ревель; Берлин. 1922. Т. 1–2). 5. … venit mors velociter, Rapit nos atrociter, nemini pacetur… отрывок из третьего куплета «Гаудеамуса», средневековой студенческой песни: Смерть идет стремительно, Уносит нас безжалостно И никого не щадит. 6. Гартман В. А. – русский архитектор и художник-прикладник, академик архитектуры Академии художеств. Автор ряда известных архитектурных проектов: павильонов Всероссийской мануфактурной выставки в Петербурге (1870), дачи известного промышленника С. И. Мамонтова и др. 7. Мусоргский Модест Петрович (1839–1881) – русский композитор, автор опер «Борис Годунов» и «Хованщина». 8. De rerum natura – имеется в виду поэма «О природе вещей» древнеримского поэта и философа Тита Лукреция Кара (ок. 95–55 г. до н. э.), в которой излагается эпикурейское учение. 9. Майков Аполлон Николаевич (1821–1897) – русский поэт, автор драматической поэмы «Три смерти», вошедшей позже в переработанном виде в трагедию «Два мира». И. И. Лапшин приводит отрывок из «Трех смертей». См.: Майков А. Н. Избранные сочинения. Л., 1977. С. 445. 10. Лонг Эдуард Ноэл (ок. 1788–1809) – школьный друг Байрона в Харроу и Кембридже. Ему посвящено стихотворение Байрона «Часы досуга». Служил в гвардии, погиб в кораблекрушении. 11. Ridens moriar – умирать, смеясь (лат.). 12. Крукс Уильям (1832–1919) – английский естествоиспытатель занимавшийся химией редкоземельных металлов и открывший таллий (1861), член (1863) и президент (1913–1915) Лондонского королевского общества Исследователь радиоактивности и первых методов ее измерения. Увлекался спиритической практикой. 13. Уоллес Альфред Рассел (1823–1913) – английский естествоиспытатель. Известен тем, что оспаривал у Ч. Дарвина приоритет в формулировании общей теории естественного отбора. Известен как активный защитник спиритизма и реальности медиумов.

http://predanie.ru/book/219472-russkaya-...

Нам не хотелось разделять неразделенное и по своему располагать мысли свящ. писателя. Поэтому в своем анализе мы строго держались того самого течения мыслей, какое указано в послании. Чтобы сделать чтение анализа более легким, мы поместили филологические замечания внизу под строкой. Эти замечания разъясняют, на основании чего мы держались такого, а не иного понимания и изъясненения текста. Филологические замечания мы поместили, почти на каждый стих послания, за исключением тех мест, где греческий текст дает самую ясную и определенную мысль, не нуждающуюся в филологическом разборе. Мы выписывали славянский (изд. 1882 г.) и русский (изд. 1885 г.) тексты. Последний за тем, чтобы исправить кое-где неточности перевода. В основе всего нашего анализа лежал греческий текст Нового Завета русского издания, по благословению св. Синода 1866 года: καιν Διαθκη το Κυρου μν ησο Χριστο. ν Ηετρουπολει. 1866. Труд. Норова. Впрочем, мы не везде держались этого текста. В сомнительных местах мы сравнивали греческий текст русского издания 1866 года с русским же более ранним изданием 1821 года (в Москве) и с другими иностранными печатными изданиями и выбирали чтение, которое нам казалось наиболее правильным. В этом случае нам помогло печатное издание Нового Завета на греческом и латинском языках, вышедшее в 1832 году в Лейпциге и озаглавливаемое: «Novum Testamentum Graece et Latine. Ex recensione Knappiana adjectis variis Griesbachii et Lachmanni edidit Adolfus Goeschen verbi divini ad aedem ergastuli cellensis minister. Praefatus est Fridericus Lücke. Lipsiae. 1832. В этом греко-латинском издании отмечены все разности, которые находятся в чтениях Грисбаха и Лахмана. Кроме того мы пользовались изданием греческого текста 1867 года Тишендорфа, которое имеет заглавие: Καιν Διαθκη. Recensuit inque usum academicum omni modo instruxit Constant. Tischendorf. Lipsiae. 1867. Разности в кодексах под литерами А, В, С и т. д. мы отмечали из комментарий на послание к Галатам Зифферта и Ольсгаузена. Из славянских и русских изданий Библии и Нового Завета у нас были под руками: 1. Полная параллельная Библия на славянском языке. Москва. 1810 г. 2. Такая же Библия московского издания 1882 г. 3. Полная Библия на русском языке. Второе синодальное издание. С.-Петербург. 1878 г. 4. Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа. На слав. и русск. языках. Издание второе. С.-Петербург 1885 г. Из немецких изданий свящ. текста мы имели полную параллельную Библию с библейскими географическими картами, имеющую заглавие: Die Bibel oder die ganze Heilige Schrift des Alten und Neuen Testaments, nach der deutschen Uebersezung Martin Luthers. Кельн. 1881 года. Пособиями при составлении второй части нашего труда, – экзегетическаго анализа, нам послужили целые толкования и отдельные журнальные статьи.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Galahov/...

В период с 1917 по 1922 г. (до высылки) вышла серия статей и монографий К. в изданиях не узконаучного, но общего характера. Из числа статей выделяется цикл, написанный для «Ежемесячного журнала» (Журнал для Всех), редактируемого и издаваемого В. С. Миролюбовым: «О Любви и Браке» (1917), «Анджела из Фолиньо и ее откровения» (1917). Сотрудничество К. с Миролюбовым было продолжено в ж. «Артельное дело» (1921), где в небольшой ст. «Федор Михайлович Достоевский (30 окт. 1821 - 28 янв. 1881)» он отчетливо сформулировал идеи и поставил вопросы, ставшие для него центральными в эмиграции. Это проблема личности и, шире, проблема специфического «карсавинского» персонализма: «…любить несчастных не так еще трудно, любовь Достоевского знает большее: любить человека в самом его падении, улавливая свет в душе такого «насекомого», как Федор Павлович Карамазов, постигая смертный ужас равнодушно и холодно кончающего с собой Свидригайлова или бессильного при всей своей воле и всем своем уме Ставрогина. У Достоевского есть своя святыня, безусловно и непререкаемо ценная,- человеческая личность, индивидуальность. Ее красоту внутреннюю и правду, ее неповторимое значение он всегда сумеет оценить своею любовью, как бы она ни падала» (С. 2). Здесь же поднимается славянофильская проблема, к-рая позднее перерастет в евразийскую проблематику (см. Евразийство ): «Русскому народу и предстоит в полноте выразить христианский общественный идеал в противоположность противоречивому внутренно романскому и католическому идеалу земного атеистического блаженства. И во главе братского единения всех членов славянской семьи народов русские положат начало христианской жизни на земле» (С. 3). Наконец, тема цели, смысла и конца истории: «...в каком отношении стоит земная цель и земной христианский идеал к жизни бессмертной? Как в общественном идеале Достоевского решаются поднятые им же проклятые вопросы..? И как, принимая жизнь, не принять зла; если же надо принять зло, то как это сделать? - Мы сами должны искать ответов на эти вопросы» (С. 4). За 4 с небольшим года К. написал ряд работ: «Католичество», «Культура средних веков» (1918), «Saligia» (1919), «Введение в историю: Теория истории» (1920), «Noctes Petropolitanae» (1922), «Восток, Запад и русская идея» (1922). Среди др. произведений 1922 г. выделяются статьи в ж. «Мысль» (Пг.): «О свободе», «О добре и зле»; работа «Достоевский и католичество»; псевдогностические сочинения: «Глубины сатанинские (Офиты и Василид)», «София земная и горняя».

http://pravenc.ru/text/1681165.html

Гаури (1881), целое обширное весьма фанатическое и воинственное мусульманское царство внутри Африки, то нельзя не заметить, что эта догадка автора, к сожалению, оказалась и в действительности как нельзя более справедлиной. Пер. 180 Какое варварство! Скажет читатель, незнакомый с делом или знакомый с ним лишь по отчетам самих г.г. миссионеров, да по заимствованиям из этих отчетов, вроде настоящего указания г. Гаури. Между тем, вот что было в действительности. Правительство русское отнеслось с самым искренним участием к попыткам миссионерских протестантских обществ на Кавказе. В 1809 г. шотландские миссионеры получили разрешение основать миссионерскую колонию на месте прежнего горского аула Каррас с правом распространять христианское просвещение между язычниками и му­сульманами. Миссионерам отвели здесь в том же году 7 тыс. десятин земли. Те же самые права получили позднее и миссионеры Базельского миссионерского общества, поселившиеся в 1821 году в г. Шуше. В 1828 г. по желанию их им дано било разрешение переселиться в кол. Каррас, на общих правах с шотландскими миссионерами. Как же, спрашивается, воспользовались г. г. миссионеры предоставленными им правами? Вот что говорит об этом варварский официальный «указ» (предложение т. с. Блудова барону Розену от 2 Июля 1835 г. о котором упоминает г. Гаури: «Комитет министров не мог не заметить, что действия колонистов в продолжении 32 лет... ограничились лишь обращением 9 горцев и что с 1828 года не обращено ими ни одного человека, между тем как проповедниками (православной) осетинской комиссии, в течении 17 лет, окрещено 70000 душ. Такие ничтожные успехи колонистов совершенно убеждают, что они нисколько не занимаются миссионерством и следовательно для умножения своей колонии не имеют ни малейшей нужды в дарованном им праве». Надо пояснить, что шотландским и базельским миссионерам разрешено было умножать свои колонии новообра­щенными из мусульман и язычников; а они предпочли разви­вать Каррас вызовом немецких колонистов из Поволжья… Базельские же миссионеры, со времени водворения своего на Кавказе, не обратив никого в христианство, уклонились от прямой и дозволенной цели, устремив виды свои исключи­тельно на пропаганду протестантства среди армянского юношества.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Видимо, не случайно и то, что к концу жизни Лермонтов сближается со славянофилами (А, Хомяковым, Ю. Самариным), для которых религия, народность была основой их мировоззрения. Венцом поэзии Лермонтова стала его " Родина " с ее мистической тайной любви к России. Сами русские философы (например, Н. Бердяев, С. Булгаков и другие) признавались, что русская философия, как выражение национального духа, заключена в русской классической литературе. Прежде всего, в творениях Ф. М. Достоевского (1821 - 1881). Его философия растворена в художественных образах, в религиозных, метафизических прозрениях. С Достоевским открылось как бы новое понимание природы человека в бездне зла, гнездящегося в его душе, духе, в пропастях его внутренней свободы, двойничества, подпольности его психологии, разорванности безрелигиозного сознания. То, что на Западе стали называть " загадкой русской души " , - идет от героев Достоевского. Действительно, духовная, психологическая пучина - и в Раскольникове, и в братьях Карамазовых, и в Свидригайлове, и в Кириллове, и в Рогожине, инфернальное в Настасье Филипповне и т.д. А если и есть то, что на Западе стало нормой, стереотипом человеческого характера -житейская трезвость буржуа, то в лице адвоката Лужина в " Преступлении и наказании " эта буржуазная безликость в сатирическом рисунке автора выглядит настолько антиэстетической, что перед нею (в отличие буквально от всех других героев) " падает всякое воображение " , как говорится в гоголевском " Портрете " . Тайны бытия, человеческой души и вместе с тем неотступные мучительные мысли о России (таким видится Достоевский на изумительном портрете Перова). Православие, вне которого писатель не мыслил русского человека. Папство, с его стремлением к " мировому владычеству " , как предтеча Антихриста в " Легенде о великом инквизиторе " . Ценя Европу, ее " священные камни " , Достоевский презирал обезьянничание перед нею, говорил, что нам, русским, надо быть самими собою, тогда нас будут уважать и на Западе. Величайшим злом для России он считал отрыв так называемой интеллигенции от почвы, от народа, видел в этом угрозу будущему страны. В " Бесах " он прозорливо показал, как либерализм, западнический космополитизм взращивал радикалов - " бесов " , разрушителей России - типа маниакального революционера, убийцы Петра Верховенского, талмудистского кощун:;нка, запускающего мышь в киот иконы - Лямшина, этого предшественника емельянов ярославских.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Особенного внимания заслуживают те призывы вернуться к Церкви, которые раздавались из среды русских литераторов, имевших столь большое влияние на русскую интеллигенцию. Об этом писал Н. В. Гоголь (1809–1852) в своей «Переписке с друзьями». Он же составил ценное объяснение Православной Евхаристии в книге «Размышление о Божественной Литургии». Ф. М. Достоевский (1821–1881), этот мировой гений, проникший в самые сокровенные тайники человеческой души, дал дерзновенное описание борьбы человека с Богом и показал разрушительную силу атеизма, который ведет своих последователей к отвержению ценности и свободы человеческой личности. Он же нарисовал образ русского старца в «Братьях Карамазовых» и раскрыл возрождающую силу, данную Церкви с ее соборным братством в любви и в свободе. Верующими людьми были поэты, граф Алексей Толстой (1817–1875) и Федор Тютчев (1803–1873). Замечательный писатель Н. Лесков (1831–1895) в ряде своих произведений описывал православных подвижников. Граф Л. Н. Толстой (1828–1910) вплотную подошел в своих романах и философских сочинениях к вопросу о христианстве и смысле жизни. Но все эти представители русской литературы не могли преодолеть нежелания русского образованного общества войти в ограду Церкви. Перелом начал совершаться лишь в XX веке, накануне крушения империи. В. С. Соловьев (1853–1900) Первая брешь в неприятии христианства была пробита В. С. Соловьевым , глубоким мыслителем, талантливым поэтом и блестящим публицистом конца XIX века. Его книги раскрыли на языке современной философии необходимость Боговоплощения. Он сумел отразить доводы тех, кто на исторических и философских основах пытались опровергнуть истину христианства. Его вдохновенные лекции привлекали толпы слушателей. Религия и мистика стали темами, которыми начало увлекаться новое поколение поэтов, писателей, художников, мыслителей и музыкантов. А. Белый (1880–1935); А. Блок (1880–1921); В. Брюсов (1873–1924); Вячеслав Иванов (1886–1949); Д. С. Мережковский (1886–1942); 3. Н. Гиппиус (1870–1944); Анна Ахматова (р. 1892); В. Розанов (1856–1919); А. Скрябин (1871–1915); В. А. Тернавцев; Вал. Свенцицкий и другие. Пелена безразличия и непонимания спала, и она сменилась живым интересом к религии и желанием найти путь к Церкви. Целый ряд выдающихся представителей философской и политической мысли России, как, например, князь С. Н. Трубецкой (1862–1905), князь Е. Н. Трубецкой (1863–1920), проф. С. Булгаков (1871–1945), С. Франк (1877–1950), П. Струве (1870–1944), В. Ф. Эрн (1879–1919) и Н. Бердяев (1874–1948) подняли свои голоса в защиту истины христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Не приводя здесь всех многочисленных сочинений преимущественно на иностранных языках, которые были у нас под руками, всех описаний путешествий по Египту и всех журнальных статей из немецких, французских и английских журналов, считаем нелишним сделать здесь перечень по крайней мере важнейших сочинений, которыми мы пользовались при составлении своего сочинения, и тех, на которые сравнительно чаще делаются ссылки в сочинении. Beauregard, Les Divinités Egyptiennes, Paris, 1866. S. Birch, Ancient History from the Monuments; Egypt. London. S. Bochartus, Hierozoicon, edit, quarta, 1722. H. Brugsch–Bey, Geschichte Aegypten’s unter den Pharaonen, Leipzig, 1877. H. Brugsch–Bey, L’Exode et les monuments Egyptiens. Discours prononcé à Poccasion du congrès international d’orienlalistes à Londres, Leipzig, 1875. H. Brugsch–Bey, Religion und Mythologie der Alten Aegypter, Leipzig, 1884. Jacob Bryant, Observations upon the plagues inflicted upon the Egyptians, London, 1794. История фараонов Бругша. Перевод Г. К. Властова. С.-Петербург, 1880. Властов, Священная Летопись, т. 2, изд. 2. С.-Петербург, 1878. Calmet, Commentaire litteral sur l’Exode, Paris, 1717. The Holy Bible with commentary, edited by F. C. Cook, London. 1877. Этот комментарий принято цитировать: Speaker Bible. Description de l’Egypte, publié par les ordres de Sa Magesté l’Empereur Napoléon le Grand, Paris, 1809–1818. Из этого издания мы пользовались только одной статьей Дюбуа-Эйме: Notice sur le séjour des Hebreux en Egypto et sur lenr fuite dans le desert, pp. 291–324. t. I, Antiquités, Mémoires. Description de l’Egypte, 2 edit., puhliée par Panckoucke, Paris, 1821–1827. В нашем сочинении цитируется обыкновенво это второе издание. Dillmann, Die Bücher Exodus und Leviticus. Diodori Siculi Bibliotheca Historica, – enra Eichstädt, 1800. G. Ebers, Durch Gosen zum Sinai, Zw. Auflage. Leipzig, 1881. G. Ebers, Aegypten und die Bücher Moses, Leipzig, 1868. J. Flavii, Omnia Opera, editio S. Havereampi, 1726. Fürstius, Concordantiae Librorum Vet. Testamenti Sacrorum Hebraicae atque Chaldaicae, Lipsiae, 1840.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/ishod-...

Святоотеческое наследие Помочь сайту Достоевский, Федор Михайлович Век: XIX — XIX Дата Рождения: 11.11.1821 Дата Смерти: 9.02.1881 Страна: Один из величайших христианских мыслителей, гениальный писатель. Он, как никто другой, исследовал экзистенциальные бездны, в которых пребывает современный человек, как никто другой, сумел показать, что и там с кроткой любовью ждет человека Христос. Один из величайших христианских мыслителей, гениальный писатель. Он, как никто другой, исследовал экзистенциальные бездны, в которых пребывает современный человек, как никто другой, сумел показать, что и там с кроткой любовью ждет человека Христос. КНИГИ, СТАТЬИ, ЛЕКЦИИ, ФИЛЬМЫ И ТВ-ПРОГРАММЫ О ДОСТОЕВСКОМ Категории Категории Группа Вконтакте Новинки Новинки/ По алфавиту По алфавиту < читать далее >< читать далее > Сборник русских политических философских, публицистических, поэтических текстов: Хомяков, Киреевский, Самарин, К. и И, Аксаковы, Леонтьев, Бердяев, Франк, Достоевский, Флоровский, Федотов и мн. др. < читать далее > Читать < читать далее > Раннесоветские сборники о Достоевском: религиозно-философские исследования о Достоевском; биографические, исторические, искусствоведческие исследования о Достоевском; воспоминания о Достоевском, его письма, черновики и пр. < читать далее > Читать < читать далее >< читать далее >< читать далее >< читать далее >< читать далее > У данного автора пока нет произведений Тематические страницы — Фонд учрежден в 2009 году для сбора средств и помощи нуждающимся. © 2008-2024 Благотворительный фонд «Предание». 115162, Россия, г. Москва, улица Шухова, д. 17, корп. 2. Учётный номер в реестре НКО Распространение материалов сайта в печатных изданиях и интернет-ресурсах возможна только в рамках Пользовательского соглашения Подари Никите новое сердце Преданию нужна ваша помощь. «Предание» — это место, куда вы приходите слушать, смотреть и читать. Мы рады давать вам эту возможность свободно и бесплатно. Но сейчас нам самим нужна помощь. Сбор на Никиту Федутинова в нашем фонде — критически важен для всех сотрудников. Мы как фонд никогда не брали до этого момента на себя столь крупные обязательства. И если для вас дорого, что мы делаем, помогите нам собрать деньги Никите!

http://predanie.ru/dostoevskiy-fedor-mih...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010