6. Замечания, сделанные Преосвященным Филаретом конференции Московской Духовной Академии об усовершенствовании дел Академических. 13 Июля 1830 г. 22 Апреля 1830 года Комиссия Духовных Училищ, предоставила Преосвященному Филарету обревизовать Московскую Духовную Академию по ученой части с тем, чтобы по окончании публичных испытаний благоволил уведомить Комиссию о последующем с доставлением в оную сочинений студентов. Исполнив поручение, Преосвященный Филарет писал: Комиссии Духовных Училищ предложение К исполнению поручения Комиссии Духовных Училищ обозреть Московскую Духовную Академию приступил я Мая 8 дня, резолюциею, коею требовал представления мне на рассмотрение сочинений, приготовляемых к открытому испытанию. Вследствие сего 30 Мая представлены мне два рассуждения студентов высшего отделения и одно студента низшего отделения. Оказалось, что сочинения сии неудовлетворительно отделаны, и недостаточно исправлены, почему и возвращены Академическому правлению в следующий день при предложении, с которого представляю при сем засвидетельствованный список. В Июне опять представлены мне два рассуждения; и опять не оказались соответственными назначению. При сем представляю список с резолюции данной мною о них 9 Июня. Прибыв в Лавру 26 Июня, вновь немедленно потребовал я от Ректора Академии рассуждений. Тотчас представлены два: одно о Хилиазме, длинное, но не окончательно отделанное, другое об обете Иеффая, не очень обширное, впрочем соответственное назначению, оно в тот же вечер послано для напечатания, и потом читано на открытом испытании. Экземпляр оного при сем представляется. Дабы из вышеозначенных неудачных опытов Комиссия Духовных Училищ не заключила о недостаточной успешности студентов, не излишним почитаю присовокупить, что сочинение, удостоенное напечатания, представлено мне было в рукописи студента с весьма немногими и небольшими поправками Ректора, и едва потребовало исправления нескольких слов от меня. Предварительные испытания студентов Академии кончены были до меня и составлен предварительный разрядный список. Дабы поверять оный лично, с большею свободою, нежели на открытом испытании, держаны мною два Академических Собрания 27 и 28 дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Характеристика последнего, данная Галичем, отзывается увлечением. Главная заслуга Шеллинга поставляется им в том, что он устранил односторонность Фихте: в одно и то же время противопоставил бытие мышлению и необходимость свободе, но вместе с тем и связал их в высшем безусловном начале, в котором бытие и мышление означают соподчиненные ветви одного целого 1 . В 1821 году возвратился из заграничной поездки профессор физики и натуральной философии в Московском университете М. Г. Павлов и познакомил Москву с учением Шеллинга из непосредственного источника. Тогда же И. И. Давыдов бывший в университетском пансионе инспектором развивал пред своими слушателями философию Шеллинга и своими объяснениями имел на них сильное влияние. В свою очередь Одоевский, вступивший в частное литературное общество, своим участием в журнале «Мнемозина» в 1824 году пробудил интерес к Шеллингу и в общей печати, не говоря уже про молодежь. Далее, последователями философии Шеллинга в 20–30-х годах были профессора Московского университета: Погодин, Шевырев и Надеждин, особенно последний, читавший лекции по теории и истории искусств. В 1830 году Надеждин поместил в редактированном им журнале «Телескоп» общий очерк природы по теории Павлова, представлявший собою, особенно в последнем отделе «о теории вещества», популярное воспроизведение натурфилософии Шеллинга. Влияние последнего отразилось, между прочим, и на воззрениях славянофилов. Глава последних А. С. Хомяков еще в 1822 году, до поездки своей за границу, основательно был знаком с учением Шеллинга, а после своей заграничной поездки вернулся в Россию с огромным запасом сведений по германской философии. Другой корифей славянофильства И. В. Киреевский усвоил себе почтение к Шеллингу еще в доме своего отчима Елагина, где и ознакомился с натурфилософской системой. Во время же своей заграничной поездки в 1829–1830 годах он лично познакомился с Шеллингом и Гегелем, но в большей степени подчинился влиянию последнего. Тем не менее, он нередко смешивал довольно разнородные по направлению системы Шеллинга и Гегеля, а по возвращении своем в Россию ревностно пропагандировал идеи первого в своих публицистических трудах.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

Эта работа затянулась более чем на полвека. Почти вся она была проделана вне профессиональной богословской среды, хотя и была начата именно в ней (игум. Модестом), — и возвратилась в нее лишь на последнем этапе (в лице Г. Папамихаила). Естественно, что на развитие академического богословия в дореволюционный период подобные исследования оказать влияния не успели. В то же время, в силу своего специального характера, они не вызывали интереса и в среде ревнителей святоотеческой аскетики. В год выхода монографии Папамихаила (1911) было бы трудно поверить, что пройдет каких–нибудь 2–3 года — и литература об исихазме внезапно понадобится всем: и академическим богословам, и «религиозным философам»(  ), и монахам. Прежде чем обратиться к этим событиям, рассмотрим вкратце еще одну линию передачи исихастской традиции до XX в. Исихазм XVII–XIX вв. и наследие св. Григория Паламы Греция сохранила духовную преемственность с «колливадами», хотя и почти утратила интеллектуальную. В среде греческого монашества хотя и не находилось более лиц, достаточно ученых для создания великих богословских, агиографических, канонических трудов или для подготовки изданий патристики, но оно не оскудело святыми подвижниками(  ), и для этих подвижников именно труды «колливадов» превратились в универсальное мерило церковности для всех случаев жизни. В то же время, поскольку в Греции, в отличие от России, не существовало зараженных западными учениями духовных академий, подобные настроения монашества гораздо легче передавались иерархии. Именно с тех пор основным каноническим сводом греческих церквей считается Пидалион преп. Никодима. Той же эпохе весь православный мир обязан важнейшим догматическим документом последних столетий — Посланием Восточных Патриархов 1848 г. В 1830–е гг., с возрождением афонского монашества после жестокого разгрома во время греческого восстания (1821–1829), Греция оказалась готова передавать это достояние России и всему православному миру(  ). Что касается России, то к 1830–м гг. в русском монашестве сформировалась настоятельная потребность в подобных знаниях.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2446...

По сему поводу нелишне заметить следующее, † Проф. Д.И. Ростиславов утверждает, что, любя повторять фразу о еврействе деда, Смарагд, «чисто поповский сын», однако не хотел признаваться в своём «кутейничестве» по отцу и в формуляры свои собственной рукой вписывал: «из дворян» 118 . Здесь какая-то путаница и тенденциозное извращение. Βο 1-х, подобных документов нам неизвестно, а мы видели немало их с иными указаниями. В аттестате, при котором Смарагд поступил в С.-Петербургскую Академию, он квалифицируется священническим сыном 119 ; в формуляре за 1829–1830 г. на вопрос: «из какой нации происходит?» сказано: «Киевской Епархии, Таращанского уезда, села Великой Березянки священника Петра сын» 120 ; в формуляре за 1830–1831 гг. – по трём экземплярам, из коих один правлен как будто самим Смарагдом, – рубрика: «Из какой нации и состояния»? гласит: «Малороссиянин, Духовного звания» 121 . Во 2-х, мы не отрицаем возможности записей о дворянстве Смарагда в каком-нибудь его формуляре, раз они встречаются у его брата Гавриила, который в формуляре за 1818 г. Екатеринославской Семинарии показан: «из польских шляхтичей Киевской губернии, Таращанского повета села Великой Березянки, священнический сын», а после отмечался «священническим сыном, из дворян» (ср. стр. 195, 35 122 ). Этим утверждается родовое дворянство, и о происхождении и его Л. Ст. Мацеевич догадывается, что Михаил Крыжановский, выкрестившись, «приобрёл право быть шляхтичем, но священником не был». Однако последнее вполне несомненно, а священство давало тогда шляхетские привилегии 123 . Из одного документа видно 124 , что Михаил Крыжановский был дворянского происхождения от предков 125 , которые проводили жизнь шляхетскую, почему в 1821 г. потомственное дворянство нормально было признано за этим родом Крыжановских. Это есть факт бесспорный. Отсюда имеем 3-е, что в констатировании его нельзя усматривать чего-либо укорительного, если и в современной (авто)биографии читаем, что профессор С.-Петербургского Университета «Позднеев, Алексей Матвеевич – из родовых дворян Орловской губернии и сын протоиерея» 126 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Не смотря на свою уступчивость, Людовик-Филипп, само собою разумеется, далеко не во всем мог угодить заправителям конституции, и после 18-летнего правления, вследствие февральской революции 1848 года, должен был оставить престол и удалиться в Англию, а Франция объявила себя республикою. Но не более как чрез 4 года после того, именно 2 декабря 1851 года, избранный в президенты республики всеобщею подачею голосов принц Людовик-Наполеон, племянник Наполеона I Бонапарте, путем государственного переворота, овладел неограниченною властью, а год спустя восстановил основанную дядей его французскую империю и принял титул императора, с именем Наполеона III. Но уже июльская революция 1830 года не осталась без вредного влияния на умы в Европе и, между прочим, воздействовала на возникновение и у нас в России Польского мятежа, о котором мы еще будем говорить в свое время. Еще пагубнее подействовала на умы февральская революция 1848 года. В 1830 году оставалась, хотя, тень единоличной власти в лице конституционного короля, а в 1848 году прямо установилась республика, со всеми вредными проявлениями и действиями многоначалия и в тоже время безвластия, и продолжалась почти четыре года. Благодаря февральской революции 1848 года, революционные вспышки быстро распространились и по всей Западной Европе. Так уже в марте того же года революционного характера беспокойства проявились в Гамбурге, Берлине, Стокгольме, Парме и т.д. и потребовали вооруженного вмешательства со стороны местных правительств. Затем, вследствие волнений такого же характера в Мюнхене, король Баварский отказался от короны в пользу сына своего Максимилиана II. Шлезвиг-Гольштейн отложился от Дании и учредил у себя временное правительство. В Палермо торжественно открыть был парламент, и т.д. Но особенно потерпела в этом отношении Австрия, составленная из разно-племенных народов. Ломбардо-Венецианские города возмутились против Австрии. В Кракове также произошел мятеж, едва прекращенный после жестокого боя между мятежниками и австрийскими войсками.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Но известно, чем кончилось это морейское предприятие ее: греки опять подпали под иго турецкое, иго более тяжкое. Посему они, никак не ожидавшие нашей передачи их туркам, с той поры начали охладевать к нам. Это – естественно. В 1786 г. опять вспыхнула война между Россией и Турцией, и Екатерина опять подстрекнула греков к восстанию, но уже не в Морее, а в Епире и опять отдала их туркам, уступая угрозам Англии и Пруссии. Греки помнят это и опасаются нас. В 1821 г. произошло общее восстание греков. Тогда им не сочувствовал и не помогал Александр Павлович. Его равнодушие, замедлившее борьбу еллинов с турками, не забыто ими. Восстание, о котором я сейчас припомнил вам, кончилось освобождением Еллады от турецкого ига после лондонской конференции держав 3 февраля 1830 г. С сей поры греки начали надеяться более на Францию, Англию и на себя, чем на Россию. С 1830 г. наше правительство неизбежно вмешалось в узловатое дело об имениях, принадлежащих Гробу Господню, Синаю, Афону и патриархам Александрийскому и Антиохийскому в Валахии и Молдавии, и настаивало, чтобы владельцы оных имений давали определенную часть огромных доходов своих правительствам валахскому и молдавскому на общественные надобности. Эта настойчивость наша, совершенно справедливая, к сожалению, столкнулась с корыстолюбием, надменностью и упрямством греков и произвела в них охлаждение к нам. Тут мы виноваты без вины. Вдобавок ко всему этому восточные иерархи опасаются, как бы и Болгария не отделилась от Вселенского патриарха по примеру Сербии, Валахии, Молдавии и Еллады, кои все взирают на Россию, давно неподведомую сему патриарху. Таковы политические причины нерасположенности к нам высшего духовенства греческого. Угодно ли вам узнать причины церковные? Посол – Любопытно. Я – У греков и у нас одни и те же догматы и правила святых Вселенских и Поместных Соборов, один и тот же устав богослужения и одни и те же начала церковного управления. Но сие тождество, кроме догматов, существует только в книгах и в воображении, а в действительности оно не цельно.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

История просвещения. Состояние просвещения в Новой Греции, от начала прошлого столетия до последних событий в ней, то есть до войны за независимость (1821 года). С. 367 – 368.//Хмыровская коллекция газетных и журнальных публикаций (Г.П.И.Б.) Т. 5. Документ 27. 58 Архипелаг и Греция в 1830–1831. Сочинение Константина Базили. Часть 1. СПб., 1834. С. 111–112. 60 Архипелаг и Греция в 1830–1831. Сочинение Константина Базили. Часть 1. Санкт-Петербург, 1834. С. 194. 61 Адамантиос Кораис (1748–1833). Крупный деятель греческого Просвещения, известный литератор и филолог. Стремился приобщить соотечественников к достижениям западной культуры и популяризировать античное наследие. В 1805 году в Париже было осуществлено издание «Греческой библиотеки» – серии комментированных публикаций древнегреческих авторов, принёсшей Кораису европейское признание. 62 Греция (частная корреспонденция Русск. Инв.) Р. И. 1864. Номер 246.//Хмыровская коллекция. Т. 2, Д. 51. 64 Брошюра о Греции. СПб. В.Ю. 1863. Н. 267. Борьба Греции за независимость. Эпизод из истории первой половины 19 века. Е. Феоктистова СПб., 1863.//Хмыровская коллекция Том 2, Д. 21. 65 Образ жизни монахов-анахоретов (отшельников), искавших соединения с Богом в уединённом подвижничестве, молчании и молитве. Постепенно исихазм перерос в духовное движение, в основе которого помимо очищения от страстей и самоконтроля лежала непрестанная (умная) молитва , заключавшаяся в повторении слов «Господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя, грешного». 73 Богданова И. Просвещение как начальный этап формирования национальных культур.//Формирование национальных культур в странах Центральной и Юго-Восточной Европы. М., 1977. С. 61. 74 Арш Г. Некоторые вопросы истории Южной Албании конца XVIII – начала XIX bb. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук. М., 1959.; Арш, Албания и Эпир в конце XVIII – начале XIX bb. М., 1963.; Арш Г. Албания и Эпир в конце XVIII – начале XIX bb.//Балканские исследования. Выпуск 18. М., 1997.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Протестантизм и Православие на Балканах. Часть 1 Часть I. Протестантская экспансия на Востоке Источник: Святая Гора Папская пропаганда Декларируемые католиками и униатами «дружеские отношения» православных и латинян в годы османского владычества в большинстве случаев были не более чем мифом и обуславливались внешним давлением завоевателей на православное население контролируемых ими регионов. Об этом свидетельствует резкий отток от унии при любом ослаблении латинского господства. Тем не менее, некоторое влияние католицизма на православное сознание несомненно имел место, чему способствовала пассивная, а зачастую соглашательская позиция значительной части высшего духовенства. Показателен случай православного митрополита Севастийского Иосифа (XVIII столетие), который своим указом поручил духовное окормление населения и ведение среди него миссии католическим монахам из ордена капуцинов! К началу Греческой революции 1821 года населявшие греческие земли католики были хорошо организованы и пользовались значительной зарубежной (прежде всего французской) поддержкой. Главным орудием миссионерской деятельности латинян в этот период продолжали оставаться школы. В годы революции греческие католики сохранили нейтралитет, что позволило им добиться более снисходительного отношения со стороны османских властей и получить определенные преференции для своей прозелитской деятельности на территории Балкан и Восточных патриархатов. Катакомбы ордена капуцинов Что касается территории самой освобожденной Греции, здесь католики в соответствии с третьим протоколом Лондонской конференции (3 февраля 1830 года) получили прямое покровительство со стороны властей нового государства. Им гарантировалась полная свобода вероисповедания и сохранение всех существовавших раннее привилегий. Католики предоставили доступ ко всем государственным постам и гарантировали полное равноправие с другими гражданами Греческого государства. Решение конференции было формально подтверждено 10 апреля 1830 года греческим Сенатом.

http://pravoslavie.ru/55425.html

В XVIII-XIX вв. широкий размах принимают народные движения против колонизаторов. Восстание 1825-1830 гг. на Яве, или Яванскую войну, возглавил принц (пангеран) Дипонегоро. Ислам, сплотивший крестьянство, значительную часть феодалов и мусульм. духовенство, символизировал независимость от колонизаторов-христиан. Дипонегоро был провозглашен султаном и главой ислама всей Явы. Восстание началось в Джокьякарте и распространилось на сев. и сев.-вост. часть Центр. Явы, на резидентства Кеду, Пекалонган, Багелен, Семаранг. Повстанцы придерживались партизанской тактики. Осенью 1825 и летом 1826 г. войска Дипонегоро одержали победу над колонизаторами под Семарангом и Кечебоном. В кон. 1827 г. восстание распространилось на резидентство Рембанг, но было подавлено. Постепенно голл. колонизаторы, обладавшие военным превосходством, сжимали кольцо укреплений вокруг основных территорий повстанцев. Подкупами и уступками колониальные власти привлекли на свою сторону значительную часть феодалов. В лагере повстанцев усилились разногласия. В этих условиях Дипонегоро пошел на переговоры с голл. властями, во время к-рых был вероломно захвачен в плен в 1830 г. Яванское восстание было жестоко подавлено. Др. антиколониальным движением на архипелаге была т. н. война падри на Зап. Суматре. Ей предшествовало широкое социальное движение племен минангкабау, идеологией к-рого стал ваххабизм, призывавший к чистоте первоначального ислама, что совпало со стремлением минангкабау вернуться к старым нормам родового строя. Ваххабиты Суматры стали называться падри (от искаженного европейцами названия порта Педири, откуда паломники отправлялись в Мекку). Центром движения, начавшегося в 1803 г., был хорошо укрепленный г. Бонджол, среди руководителей восстания выделился Туанку Имам. Падри уничтожили значительную часть местной знати, и в 1821 г. на территорию минангкабау были введены голл. войска. С этого момента гражданская антифеодальная война падри превратилась в антиголландскую. Только в 1837 г. войскам удалось захватить Бонджол и взять в плен Туанку Имама. Последняя крепость падри пала в 1838 г. И. в кон. XIX - 1-й пол. XX в.

http://pravenc.ru/text/389581.html

295. Enc. III. 5. (Z.). Recht. 320 (Z.). 322 (Z.). 346–347 (Z.). 348 (Z.). 3879 «Grundlinien der Philosophie des Rechts oder Naturrecht und Staatswissenschaft im Grundrisse». 1820–1821. 3914 Cp.: «ausreuten»: Recht. 236 (Z.). Gymn. 153–154; cp.: Niet. 344. Enc. III. 82. (Z.). 282 (Z.). 3966 Ср.: «Dienst der Regierung»: Recht. 397; «Stand der Tapferkeit»: Recht. 420; «Militairstand»: Recht. 421 (Z.). 4097 Во-первых, в «System der Simmlichkeim»(hanucaho приблизительно в 1800 г.); во-вторых, в «Wissenschaftliche Behandlungsarten des Naturrechts» (напечатано в 1802–1803 гг.); в-третьих, в «Encyklopädie der philosophischen Wissenschaften im Grundrisse» (вышло при жизни Гегеля в трех изданиях: в 1817, 1827 и 1830 гг.); в-четвертых, в «Grundlinien der Philosophie des Rechts» (вышло в 1821 г.). 4132 Ср., напр.: «Im Staate muss man nichts haben wollen, als was ein Ausdruck der Vernünftigkeit ist»: Recht. 353 (Z.); cp. о «совершенной» форме государства: Enc. III. 412. cp. еще: Recht. 202. Anm. 285. 311. 316. 323. 334. 342. 346. 353. 418; особенно Recht. 440. Ph. G. 39. 40. 3. lat. 313. 4138 Ср. еще в Phän. 358: «das Gemeinwesen kann sich nur durch Unterdrückung dieses Geistes der Einzelnheit erhalten». 4164 Курсив автора. Ср.: W. Beh. 400. Phän. 540. Enc. III. 409. 429. Rel. I. 153. 179 и др. См. главу двадцатую. 4180 Cp.: «eine Philosophie der Geschichte hat in den verkümmertsten Gestalten ein Moment des Geistigen aufzusuchen»: Ph. G. 202; см. главу одиннадцатую. 4285 «Volksreligion und Christenthum»: Nohl. 3–71. Эти фрагменты Нооль относит к 1793 году. См.: Nohl. Anhang. 404. 4287 «Das Leben Jesu»: Nohl. 75–136. Это произведение Нооль относит к 1795 году. Nohl. Anhang. 402. Ср.: Ros. 51. 4289 «Die Positivität der Christlichen Religion». Ursprüngliche Fassung: Nohl. 152–213. Эти фрагменты Нооль относит к концу 1795 и началу 1796 года. Nohl. 139 Anm. (здесь у Нооля опечатка «95» вм. «96») и 402. 4290 Написана, по-видимому, в 1798 году. Содержание ее кратко характеризуется у Ros.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Ilin/filo...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010