Γεδεν. Σ. 560.    Ibid. Σ. 582.    Муравьев А. И. Указ. соч. Ч. И. С. 191, 316.    Там же. С. 291.     Κομνηνο Yψηλαντου. Τα μετα τν αλωσιν. Σ. 365—366; Βενδτς. Σ. 87; Μακραος. Σ. 208     Κομνηνο Yψηλαντος. Σ. 367—369.    По другому известию (Βενδτς. Σ. 88) Авксентии и двое главных его приверженцев были повешены.     Κομνηνο Yψηλαντον. Σ. 369—370; Μακραος. Σ. 210.     Ελληνικς φυλολογικς σλλολος (в статье Параники «По вопросу о перекрещивании, возникшем в XVIII веке»). Κωνσταντινοπολις, 1877. Т. 10. Σ. 33, 35.     Βενδτς. Σ. 88.     Μακραος. Σ. 223.     Βενδτς. Σ. 5; Мата//Христ. Чтение. Т. I. С. 786 (греч. подлинник — Σ. 142— 143).    Ricaut. Historia de l " eglise Grecque. Р. 111—112.    Арсений, архимандрит. Летопись церковных событий. 3-е изд. СПб., 1900. С. 709.     Μελετου. Т. III. Σ. 485—486; Мата « Христ. Чтение. Т. I. С. 781 (греч. подлинник — Σ. 140—141).    Мата//Христ. Чтение. Т. I. С. 648 (греч. подлинник — Σ. 132).     Λοσιθου. Σ. 1175; Γεδεν. Σ. 577.     Βενδτς. Σ. 7; Мата » Христ. Чтение. Т. I. С. 791.    Вот хронологический перечень этих патриархов. Софроний II (1774—1780); Гавриил IV (1780—1785); Прокопий (1785—1789); Неофит VII (1789—1794); Герасим III (1794—1797); Григорий V (1797—1798); Неофит VII, вторично (1798—1801); Каллиник V (1801—1806); Григорий V, вторично (1806—1808); Каллиник V, вторично (1808—1809); Иеремия IV (1809—1813); Кирилл VI (1813—1818); Григорий V, в третий раз (1818—1821); Евгений II (1821—1822); Анфим III (1822—1824); Хрисанф (1824—1826); Агафангел (1826—1830); Константий I (1830—1834); Константин II (1834—1835); Григорий VI (1834—1840); Анфим IV (1840—1841); Анфим V (1841—1842); Герман IV (1842—1845); Мелетий III (1845); Анфим VI (1845—1848); Анфим V, вторично (1848—1852); Герман IV, вторично (1852—1853); Анфим VI, вторично (1853—1855); Кирилл VII (1855—1860); Иоаким II (1860—1863); Софроний III (1863—1866); Григорий VI, вторично (1867—1871); Анфим VI, в третий раз (1871—1873); Иоаким II, вторично (1873—1878); Иоаким III (1878—1884); Иоаким IV (1884—1886); Дионисий V (1887—1891); Неофит VIII (1891—1894); Анфим VII (1895—1897); Константин V (1897—1901). Теперь патриаршую кафедру занимает Иоаким III, во второй раз. Этот список составлен по Гедеону, за исключением последних патриархов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2644...

В недавние времена были в Харькове и не­которые события печальные: а) Голод 1787, 1821, 1833 и 1848 гг. Тяжелеевсех был первый, цена хлеба доходила до 11 р. серебром за четверть, и потому много бедныхумерло от голода. б) Пожары 1821, 1833 и 1843 гг.; во второйиз них в Архангельском приходе истреблено до 100 дворов, в каждый из двух других – до 50дворов. в) Холера 1830, 1847 и 1848 гг. Сие грозноепосещение Божие послужило к пользе многих. Души, самые забывчивые о вечном спасении,приходили в себя и с сокрушением более или менее глубоким обращались с мольбами о помиловании к Господу. Почти все в продолжение эпидемии говели, исповедывались и причащалисьсв. таин, иные даже по два и по три раза. Всех умерших в Харькове от холеры было: в 1847 г. –410 человек, в 1848 г. – до 700 человек. Из частных лиц в нынешнее время справедливо обращает на себя внимание прихожанка Димитриевского прихода Евфросиния Михай­лова. Сна уже 30 лет страдает болезнью, которой не могут облегчить пособия врачей, и 20 лет не встает с одра, но благословляет Десницу Божию, коснувшуюся ее. Иван Хроль, сын мелкого торговца и сам уже хозяин по воле отца, едва не умер от холеры 1830 г., но освободясь от страшной болезни, не хотел более ничем заниматься, как чтением духовных книг, молитвами и беседой о спасении души. Стцу своему сказал он: «Доволь­но торговали мы и едва ли не проторговали совесть,– время заняться другим». Одежда юродства, под которой он являлся другим, не могла быть легкой для него, тем более, что прикрытый ею он говорил довольно смело и резко правду многим. Побои, насмешки, пересуды сыпались на него щедро. Раз побывал он и в тюрьме, но из нее вывел за собой несколько де­сятков крестьян, которые прежде того ни за что не хотели повиноваться господину своему, а по убеждению Хроля стали кроткими как агнцы. Пред самой смертью раскольники до того из­били его, что он стал харкать кровью и скоро умер. Это было в 1841 г. II Харьковский Округ СЛОБОДА МЕРЕФА На ровном месте, по обоим берегам речки Мерефы, в 24 верстах от Харькова.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Как очевидно из всего выше сказанного, борьба эта не выходила за пределы борьбы духовной, каковой и следовало ожидать от «духовного воеводы» Московского, каким был Филарет, в противоположность сменявшимся генерал-губернаторам московским – воеводам светским; и нельзя не сознаться в том, что насколько был изменчив характер деятельности этих последних в отношении к губительной болезни, настолько же, с самого начала холеры 1830 года и до конца холеры 1854 года, был строго-неизменным в своем направлении характер деятельности нашего духовного воеводы». Но при этом мы не можем, с другой стороны, не отметить и той особенности этой деятельности, и в настоящем случае главным образом проповеднической, что не смотря на кажущееся однообразие предмета её и явлений его, противо-холерная проповедническая деятельность Филарета ни в какой момент холерного времени 1830–1831; 1847–1848 и 1853–1854 годов не была повторением раз уже сказанного с церковной кафедры, а если святителю и приходилось иногда повторять своим слушателям, по нравственной потребности последних, прежде сказанные, по существу своему, вечные истины, то он умел всегда облечь их в такую форму и так сопоставить с другими истинами, им высказываемыми, что они даже и для нас, прочитывающих их в совокупности, представляются как бы новыми, а тем более таковыми должны были представляться для слушателей, которые, в течение 20 слишком лет холерного времени, и менялись пред одним и тем же Филаретом, и были изменчивы по большей части в своих мыслях и убеждениях, и часто забывчивы и т.д. Для примера мы укажем на один случай, которым и закончим свое рассмотрение проповеднической деятельности Филарета в течение всего холерного времени. Еще в самом начале холеры 1830 года, в проповеди 18 сентября сего года, Филарет, в виду холеры, взывал к своим слушателям между прочим: «Презрим забавы суетные, убивающие время, данное для делания добра»; откуда и вышло то, что сказано о нем за то время; Так, между прочим, было в Рождественский пост холерного 1847 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

П. был избран на Кипрскую кафедру в 1827 г., после изгнания архиеп. Дамаскина . Патриаршество П. пришлось на переходный период в истории острова. Кипрской Церкви было необходимо по-новому выстраивать отношения с османской администрацией, опасавшейся распространения национально-освободительного движения за пределы Греции, но вместе с тем готовой пойти на адм. реформы, которые могли бы усилить автономию христ. общины. В мае 1830 г. собрание архиереев Кипрской Церкви и знати острова сформировало посольство из 4 прокритов, к-рое должно было отправиться в К-поль на переговоры о реформе местного самоуправления и об облегчении налогового бремени. В числе участников миссии были и противники П. (Хаджи Христодулос Апегитос). Позже к посольству присоединился еще один участник (Лоизос Крамвис) с личным посланием П. к К-польскому патриарху. В нояб. 1830 г. посольство вернулось на Кипр. Участники миссии добились разрешения провести реформу и создать «парламентскую систему» (σστημα κοινοβουλευτικν) для управления делами христ. общины, в которой важную роль наряду с архиереями Кипрской Церкви должны были играть знатные миряне. Общее собрание под председательством П. сформировало коллегиальные органы управления общиной (центральные и епархиальные), а также определило порядок проведения ежегодного совещания архиереев и прокритов в архиепископской резиденции ( Ζανντος. 1910. Σ. 1161-1169). В полномочия совещания входило формирование постоянно действующего центрального собрания старост (δημογεροντα) из 4 чел. при серале, призванного защищать интересы христиан перед османской администрацией, и «комиссии общины» (πιτροπ το κοινο) из 24 чел. Эта комиссия была контролирующим органом как для центрального, так и для епархиальных собраний старост, к-рые назначались общим ежегодным совещанием с учетом мнения жителей епархии. Особое внимание уделялось вопросам просвещения: была воссоздана упраздненная в 1821 г. центральная греч. школа в Никосии, открыты ее филиалы в Ларнаке и Лимасоле, определен порядок сбора средств на жалованье учителям. На средства общины в предместьях Никосии был открыт лепрозорий. Сформированная в результате решений 1830 г. адм. система оказалась неустойчива и после 1834 г. прекратила существование.

http://pravenc.ru/text/2578795.html

Это совет молодежи, идущей «в народ»… — Далее приводится цитата из книг ученого-социолога А. И. Стронина (1827–1889) «Политика как наука» (СПб., 1872. С. 528–529). 37 …мысль эту об «измельчании» я уже давно слышал; она не раз уже повторялась в печати… — До этого мысль об измельчании типа «государственного преступника» в среде петрашевцев Достоевский опровергал в «Дневнике писателя» за 1873 г. (статья «Одна из современных фальшей»). 38 …петрашевцы, между которыми было тоже немало лиц в связях и в родстве с лучшим обществом, а вместе с тем и богатых. — Выходцами из семей относительно родовитых и богатых среди петрашевцев были: А. П. Баласогло (1813—?), В. А. Головинский (1829-после 1874), Н. П. Григорьев (1822–1886), Н. Я. Данилевский (1822–1885) — все четверо генеральские дети; Кайдановы, Владимир Иванович (1820?— 1896) и Николай Иванович (1821–1894) — сыновья известного профессора-историка; братья Ламанские, Евгений Иванович (1824–1902) и Порфирий Иванович (1824–1875), отцом которых был «директор особой канцелярии по кредитной части»; Н. А. Мордвинов (1827—?) — «сын сенатора»; Н. А. Спешнев (1821–1882) — крупный помещик; братья Тимковские, Алексей Иванович (1817—?) и Константин Иванович (1814–1881) — сыновья «цензора и председателя комиссии для печатания полного собрания и свода законов» (Петрашевцы. Сборник материалов: В 3 т. Л.; М., 1928. Т. 3. С. 345, 347–349, 351, 352, 354, 355). 39 …но военных было довольно и между петрашевцами. — К марту-апрелю 1849 г. на военной службе состояли следующие петрашевцы: Н. П. Григорьев, П. А. Кузьмин (1819–1885), Н. Ф. Львов (1823–1885), Н. А. Момбелли (1823–1902), А. И. Пальм (1823–1885), А. И. Тимковский. В юности некоторые из петрашевцев принимали участие в русско-турецкой войне 1828 г. (А. П. Баласогло) и русско-турецкой (1828) и польской (1830) кампаниях (К. К. Ольдекоп) и вышли в отставку в 1830-х годах (см.: там же. С. 345, 347, 350, 351, 352, 353). 40 Если же между петрашевцами и было несколько разночинцев ( крайне немного) , то лишь в качестве людей образованных… — Подразумеваются: А. И. Берестов (1814—?), родом из мещан, окончивший Академию художеств со званием свободного художника «по портретной живописи акварелью»; П. Н. Латкин, «сын купца, кандидат Петербургского университета»; А. П. Милюков (1817–1897), «сын мещанина, окончил Петербургский университет литератор и историк литературы»; Б. И. Утин (1832–1872), сын купца 3-й гильдии, окончил Дерптский университет, позднее — «профессор Петербургского университета по кафедре истории положительных законодательств» (там же. С. 346, 351, 352, 355). 41

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

О возросшем влиянии России в Св. земле свидетельствуют заметки Кира Бронникова, побывавшего у Г. Г. в 1821 г., во время пасхального богослужения. Он сообщал и о пожертвованиях, щедро посылавшихся из России: «За обедней были употреблены превеликий потир вызолоченный, дискос, звездица и пребогатые воздухи, присланные от усердия россиян. Много из России присылается плащаниц на Гроб Господень, но оные тамо никогда не употребляются, а только во время Пасхи развешивают их в алтаре по стенам» ( Бронников К. И. Путешествие к Св. местам, находящимся в Европе, Азии и Африке, совершенное в 1820 и 1821 гг. М., 1824). До нач. XIX в. число рус. паломников в Св. земле было сравнительно невелико, хотя они приезжали ежегодно; их количество увеличивалось после заключения очередного мирного договора между Россией и Турцией. После войны 1812 г. число паломников возросло до 50 чел. в год. С началом войны за независимость Греции (1821-1829) рус. богомольцам стало вновь трудно ездить на поклонение ко Г. Г., но по заключении Адрианопольского мира (1829) количество рус. паломников опять стало увеличиваться. В эти годы нек-рые рус. христиане, как и ранее, оставались на постоянное жительство при Святогробском братстве. О представителях рус. колонии в Иерусалиме писал А. Н. Муравьёв в своей кн. «Путешествие по святым местам в 1830 г.» (СПб., 1832. Ч. 1-2), А. С. Норов в 1835 г., во время 1-го путешествия в Иерусалим к св. гробу, отмечал, что за богослужением у Г. Г. в пасхальную ночь «Евангелие было читано на языках греческом и русском». В 1848 г. в Палестине побывал Н. В. Гоголь , к-рый рассматривал это путешествие как «важнейшее из событий своей жизни» ( Гоголь Н. В. Письма/Под ред. В. И. Шенрока. СПб., 1902. Т. 3. С. 420). П. А. Вяземский совершил поездку в Иерусалим в 1849-1850 гг., здесь он поклонился Г. Г., после чего, как он пишет, «...православный гробовой монах дал нам по цветку из вазы, стоящей на Гробе, окропил нас священной розовой водою, употребляемой везде на Востоке» ( Вяземский. С. 111).

http://pravenc.ru/text/168157.html

Асигкрит Верещагин, бакалавр патристики с 28 окт. 1853 г. Ныне архимандрит, инспектор Олонецкой семинарии. Магистр, архим. Феофан Говоров, в другой раз бакалавр с 12 апр. 1855 г.: преподавал церковное законоведение; в сентябре 1855 г. определен ректором Олонецкой семинарии. Ныне настоятель посольской русской церкви в Константинополе. Магистр, соборн. иером. Валериан Орлов, с 6 ноября 1855 года, бакалавр церковного законоведения. Магистр, П. И. Шалфеев, бакалавр патристики, с 6 ноября 1855 года. Магистр, М. О. Коялович, с 12 мая 1856 г., бакалавр обличительного богословия. Профессоры и бакалавры философии Магистр, надв. сов. И. Я. Ветринский, с 13 авг. 1814 г. бакалавр, с 10 сент. 1818 г. орд. профессор: преподавал в 1814–1822 г. историю философии; в 1823–1826 г. философию; в 1826 г. авг. 4 определен цензором Главного цензурного комитета. После (с 21 мая 1834 г.) был директором Могилевской гимназии. Магистр, Т. Ф. Никольский, с 13 авг. 1814 г. бакалавр: преподавал философию. Скончался в 1848 г. протоиереем Казанского собора в С.-Петербурге. Магистр, И. М. Певницкий, с 26 июля 1821 г. бакалавр: преподавал философию; в сентябре 1823 г. поступил в Стутгард к православной церкви при гробе Великой Княгини Екатерины Павловны. Ныне протоиерей при церкви Зимнего дворца. Магистр, А. Красносельский, из здешних воспитанников, с 28 сент. 1823 г. бакалавр, с 17 ноября 1828 г. орд. профессор: преподавал историю философии. Скончался в 1830 г. Магистр, Д. С. Вершинский, с 16 ноября 1816 г. бакалавр; с 20 марта 1830 г. орд. профессор: преподавал философию и историю философии; в 1835 г. определен протоиереем к посольской церкви в Париже. Магистр, свящ. Ф. Ф. Сидонский, бакалавр с 20 марта 1830 г. по 19 окт. 1833 г.: преподавал сначала, несколько времени, историю философии, а с 1831 г. – философию. Ст. сов. и кавалер ордена св. Анны 2-й ст., магистр, В. Н. Карпов, из бакалавров Киевской академии, 19 окт. 1833 г.; в 1835 г. 15 окт. возведен в звание орд. профессора: преподавал до 1844 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Что касается сохранения книг, то на этот счет предпринимались и местные те или другие меры и делались неоднократно разные постановления от высшего начальства. Еще в 1809 г. ректор Анатолий предложил и правление постановило между прочим такое правило: «одна книга долее 4-х месяцев в одних руках оставаться не может, не быв предъявлена в библиотеке». Правило это вошло и в проект устава 1814 г. (§ 182). В 1821 г. предписано было строго наблюдать за сохранностию книг, под ближайшею ответственности библиотекаря; тоже повторено в 1827 году. Удостоверение о целости библиотеки семинарское правление должно было ежегодно в августе представлять в акад. правление, для сообщения Комиссии (предпис. от 7 мая 1827 г.). Относительно же ежегодной проверки книг правлением по каталогам неоднократно были предписания из академии, напр. от 2 дек. 1830 г., 23 февр. 1831 г., 3 сент. 1832 г. и пр. Об учебниках же еще в 1825 г. (от 21 авг.) предписано: вместо книжных отчетов препровождать в Комиссию чрез академию листы с собственноручными расписками учеников, получивших книги. Однако же, несмотря на все предписания, книги не редко утрачивались. За таковые предписывалось взыскивать с виновных деньги (предпис. от 25 авг. 1830 г.), но издавна утвердился обычай взамен утраченных книг вносить другие. По этому поводу Комиссия д. уч. предоставила академии рассматривать, могут ли книги, представляемые вместо утраченных, заменять их «по сравнению цены, без потери», за исключением, впрочем, драгоценных по важности и редкости, об утрате каковых требовалось доносить Комиссии (предпис. от 21 авг. 1829 г.). Проф. Турчанинов два раза в 1835 г. представлял свои книги, взамен утраченных в его библиотекарство (до 50 названий), так как, по сравнении цены, представленные в первый раз найдены недостаточными. За проф. Е. Успенским остались (1830 г.) невозвращенные книги, которые после взыскивались и в 1832 г. взамен утраченных приняты, по определению правления, представленные им его собственные книги, каковых сочинений в библиотеке не имелось, но частию сделан был вычет из его классного оклада. По смерти библиотекаря Массальского, на оставшееся его жалованье положено (1835 г.) купить сочинения, утраченные в его библиотекарство из казенной библиотеки (24 названия). Таких книг куплено на 255 р. 10 к., потом еще на 60 руб. куплено книг вместо атласа Сансона 1692 г. не оказавшегося в продаже.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И в любовной лирике выражается смесительная магия, меняющая местами свет и тьму: Где вы, черные очи, Где вы, звезды мои? (Отрывок. 1821) Это гностический по духу образ софийной женственности бытия, манящей и поглощающей. Родственный дух пантеистического саморастворения в неопределенной божественности мироздания выражен в «Утре на Волге» (1821), только здесь софийность воплощена и явлена не в женщине, а в текучей речной стихии. Здесь впервые у Вяземского появляются в своем сочетании гностические образы некоего «Всевышнего» отца и оплодотворяемой им, тоже божественной, но только более близкой к своим тварным порождениям «природы-матери»: Как мысль Всевышнего, на пурпурном Востоке Златая искра занялась… Природы пир, творенья радость, Светлеет утро на земле… Я твой природа, твой отныне! Отступника усынови! Я подхожу к твоей святыне С сердечным трепетом любви. Поведай мне свои святые откровенья, Согрей меня и озари И тихим жаром умиленья Мой ум и душу раствори. Образ божественной «природы-матери», видимо, был навеян батюшковским переложением строфы 178 4-й песни «Странствований Чайльд-Гарольда» Дж.-Г. Байрона (где одновременно отвергается христианская нравственность): Я ближнего люблю, но ты, природа-мать, Для сердца ты всего дороже! (1819) Вяземский знал переложение Батюшкова и даже сохранил в памяти перевод начальных строк следующей, 179-й, строфы из поэмы Байрона . Вслед за Байроном Батюшков поет восхищенную, исступленную любовь к «дикости лесов», «приморскому брегу», «огромному океану». Любовь к ликам безграничной природной стихии растворяет душу. В течение последующих десятилетий своего творчества Вяземский будет время от времени находить успокоение в этом всебожии, причем, в зависимости от увлекающих его природных ликов, всебожие будет принимать оттенки «морского» (Море. 1826; Босфор. 1849), «дорожного» (Коляска. 1826; Дорожная дума. 1830), «лесного» (Леса. 1830), «полевого» (Тропинка. 1848; Сумерки. 1848), «горного» (Горы ночью. 1867), «степного» (Степью. 1849), «небесного» («Пожар на небесах – и на воде пожар…». 1863 или 1864) и т.д. Одушевленная морская стихия была более всего созвучна пантеистическим настроениям поэта:

http://pravoslavie.ru/38764.html

Фридрихсгама, ныне Хамина, Финляндия). Несмотря на критику технической стороны проекта Комитета по делам строений (А. Модюи и Ф. Вигеля), Александр I подтвердил свое решение сохранить алтарную часть старого собора. В 1821-1825 гг. проект был доработан. Новый вариант предусматривал при сохранении квадратного в плане подкупольного компартимента удлинение продольной оси за счет симметричного воспроизведения композиции старого алтаря с запада. Уменьшенные в масштабе колокольни подчеркнули пирамидальный характер композиции, ставшей к тому же более компактной. Для единообразия вост. и зап. фасады получили 8-колонные портики в дополнение к 16-колонным с юга и севера. Общий вид собора. 1818–1858. Архит. О. Монферран Общий вид собора. 1818–1858. Архит. О. Монферран Наземные строительные работы начались с установки 48 гранитных колонн 4 портиков (вес каждого монолита достигал 114 т, высота - 17 м). Идея об установке колонн до возведения стен и разработка подъемного механизма (с изготовлением модели) принадлежали Монферрану. В марте-июле 1828 г. были установлены колонны сев. портика, южного и западного - в мае-сент. 1829 г., восточного - к авг. 1830 г. На церемониях установки первой и последней колонн присутствовали члены имп. семьи; 1-ю колонну установили за 45 мин. 478 рабочих. Бронзовые капители были отлиты на заводе шотл. уроженца К. (Ч.) Н. Берда по алебастровым моделям Е. Балина (1821-1832), к 1834 г. была завершена полировка колонн, к сент. 1836 г.-монтировка капителей. В 1830-1836 гг. осуществлялось возведение стен и подкупольных пилонов. Кирпичная кладка на известковом растворе перемежалась для прочности каменными прослойками, к ней металлическими скобами крепилась мраморная облицовка. По проекту Монферрана К. Н. Берд создал оригинальную конструкцию перекрытий портиков: кирпичные своды он заменил полносборными чугунными фермами, связав их легкими металлическими стержнями со стропилами, с кладкой и облицовкой. В 1835 г. в проект были внесены дальнейшие изменения. Круглые в плане боковые башни сменились квадратными в плане колокольнями с 2-колонными портиками по сторонам.

http://pravenc.ru/text/674760.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010