Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОЗЕРСКИЙ Адриан Иванович (1791, Москва - не ранее 1862, там же), полемист, собиратель древнерусских и старообрядческих рукописей. Из семьи старообрядцев. В 1829 г. перешел из мещанского в купеческое сословие (3-я гильдия по Мещанской слободе) и получил разрешение носить фамилию Озерский. Его брак с Татьяной Ивановной, урожденной Хлудовой (1811 - не ранее 1857) (см. в ст. Хлудовы ) был бездетным. В 40-х гг. XIX в. О. присоединился к правосл. Церкви. Это был сознательный выбор, поскольку О. с юности самостоятельно пытался разобраться в вопросах веры: «С юности моей я посвятил свободное от обычных моему сословию занятий время чтению и изучению старопечатных книг и древних памятников письменности» (Выписки. 1862. Ч. 1. С. I). О. вел полемические беседы со старообрядцами, часто собирая их в своем доме на Кузнецкой (ныне Новокузнецкая) ул., неподалеку от Преображенской ц. на Болвановке. Как миссионер О. пользовался расположением Московского митрополита св. Филарета (Дроздова), уделявшего большое внимание присоединению старообрядцев к правосл. Церкви. Не менее 10 лет, с 1848 по крайне мере до 1857 г., О. являлся старостой Покрова Пресвятой Богородицы на Рву собора (храма Василия Блаженного) на Красной пл. Заслуга О. перед рус. культурой заключается не только в том, что он являлся собирателем старинных рукописных книг, но гл. обр. в том, что он инициировал и направил коллекционерскую деятельность брата своей жены - А. И. Хлудова (1818-1882), собрание к-рого по древности и ценности памятников стало одним из лучших в России. О. собирал памятники, необходимые ему для полемики со старообрядцами. Свою коллекцию он завещал Хлудову с условием «не скрывать под спудом, а употреблять на пользу православия». Как свидетельствовал А. Н. Попов, после перехода к Хлудову «небольшое собрание А. И. Озерского постоянно росло, приумножаясь новыми приобретениями,- но мысль, руководившая первым собирателем, перешла и к его преемнику: в течение многих лет приобретались и до настоящего времени приобретаются им по преимуществу памятники, имеющие отношение к истории раскола» ( Попов А. Н. Описание рукописей и Каталог книг церковной печати библиотеки А. И. Хлудова. М., 1872. С.

http://pravenc.ru/text/2578227.html

Скачать epub pdf Именной указатель 898 Абрамов, студент историко-филологического ф-та М.у.; Абрикосов Алексей Иванович (1824–1904), предприниматель, фабрикант, основавший в 1847 кондитерскую фабрику «Тов-ва А. И. Абрикосова Сыновей» (ныне концерн «Бабаевский»), владелец кондитерских и чайных магазинов в Москве. Поставщик Двора Е. И. В., коммерции советник (1874), потомственный почетный гражданин (1870), член (1862), председатель (1876–1897) совета Московской практической академии коммерческих наук, выборный Московского купеческого об-ва (1863–1883), гласный Московской городской думы (1863–1881), член Московского отделения совета торговли и мануфактур (1884). Основатель Московского учетного банка (с 1870 член его правления, в 1882–1902 председатель совета), Московского купеческого об-ва взаимного кредита (в 1875–1876 член совета), страхового об-ва «Якорь»; Августин Блаженный Аврелий (354–430), христианский теолог, один из крупнейших представителей западной патристики, родоначальник христианской философии истории. С 395 епископ Гиппона (Северная Африка); Адриан (в миру Андрей) (1636–1700), с 1690 – 10-й патриарх всероссийский; Айхенвальд Юлий Исаевич (1872–1928), литературный критик, переводчик, философ, преподаватель ун-та им. А.Л. Шанявского, Высших историко-филологических курсов В.А. Полторацкой, член Пушкинской комиссии при ОЛРС, ученый секретарь Московского Психологического об-ва. В 1922 выслан из России, жил в Берлине, преподавал в Русском научном ин-те; Аксаков Константин Сергеевич (1817–1860), публицист, историк, поэт, филолог, магистр русской словесности, общественный деятель, один из идеологов славянофильства Александр I Павлович (1777–1825), российский император с 1801; Александр II Николаевич (1818–1881), российский император с 1855; Александр III Александрович (1845–1894), российский император с 1881; Александров Анатолий Александрович (1861–1930), поэт, журналист, общественный деятель, в 1892–1898 издатель и редактор журнала «Русское обозрение» (при поддержке К. П. Победоносцева ), в 1895–1898 – газеты «Русское слово», член Русского собрания. Преподаватель в средних учебных заведениях Москвы и Риги, приват-доцент историко-филологического ф-та М. У. (1891–1898);

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Толкования на псалмы преподобного Амвросия Оптинского в свете творений архиепископа Иринея (Клименьтьевского) и епископа Палладия (Пьянкова) Источник Старцы Оптиной пустыни предавали исключительное значение святоотеческой экзегезе Священного Писания . Преподобный Макарий Оптинский писал учёному монаху в 1852 году: «Да благословит Господь предлежащий вам труд – заниматься истолкованием св. книг Ветхаго Завета. Я полагаю, что вы верно будете иметь руководством в столь важном деле толкование св. отцев, потрудившихся в испытании сем и глубины Духа изыскавших, помощию Божиею и просвещением свыше» 1 . Преподобный Амвросий исполнил заповедь своего духовного наставника, о чём красноречиво свидетельствует изъяснение 126-го псалма, надиктованное им для общего назидания 2 . Поучение преподобного искусно составлено на основе толкований восточных отцов, даны необходимые ссылки 3 . Книга Псалмов не осталась без внимания русской богословской науки XIX века. Среди академических трудов, посвящённых полному толкованию Псалтири, наиболее известны книги архиепископа Иринея (Клементьевского) 4 (1751 – 1818) и епископа Палладия (Пьянкова) 5 (1816 – 1882). Следует напомнить, что преподобный Амвросий был в молодые годы знаком со школьным богословием. Обладая прекрасными способностями, он успешно закончил семинарию и перед уходом в монастырь преподавал в Липецком духовном училище 6 . Представляется важным взглянуть на поучения оптинского старца в свете творений авторитетных богословов, предшественников и современников преподобного. Плодотворная научная деятельность архиепископа Иринея и епископа Палладия была посвящена преимущественно экзегезе Священного Писания 7 . Епископы не были современниками и подходы к толкованию Писания имели различные, поэтому их комментарии на псалмы дополняют друг друга. Экзегетический метод, которого держался архиепископ Ириней, вполне укладывается в правила, предложенные митрополитом Платоном (Левшиным) 8 . Автор выделяет основной смысл псаломского текста, который носит иногда исторический, иногда аллегорический или нравственно-назидательный характер. Толкуя псаломские стихи, епископ обращается более всего к другим библейским книгам, реже приводит мнение святых отцов. Как пишет Н. Вишняков , преосвященный Ириней довольствовался «простейшей передачей мысли, какая заключается в букве текста, или какая указывается в нем Церковным Преданием» 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Жизненный путь ученого Иван Николаевич родился в 1849 году в семье бедного церковнослужителя Тульской епархии. Начальное образование он получил в местном духовном училище, затем продолжил его в Тульской духовной семинарии, которую закончил в 1870 году. Отличные успехи в учебе и разносторонние дарования обратили на него особое внимание начальства и он был отправлен на казенный счет в Московскую духовную академию. В 1874 году он закончил академию первым в своем курсе в звании магистранта богословского отделения и 26 июля того же года получил назначение на должность преподавателя греческого языка в Тульскую духовную семинарию 1 . Это назначение было не случайным: оно исходило из научных интересов молодого ученого. Будучи студентом академии, он слушал курс греческого языка у знатока этого предмета ректора академии протоиерея Сергия Смирнова (1818–1889). На четвертом курсе эту же дисциплину он выбрал для чтения пробных лекций 2 . Изучением греческого языка и словесности он занимался всю дальнейшую жизнь; итогом этой деятельности стало написание докторской диссертации Несмотря на то, что в Туле его способности были высоко оценены и уже через 2 года он был назначен на должность смотрителя Тульского духовного училища, этот провинциальный город не позволял полностью раскрыться всем талантам Ивана Николаевича – особенно на поприще научной деятельности. Поэтому, когда еще спустя 2 года, в 1878 году, в Московской духовной академии оказалась вакантной должность библиотекаря, он подает прошение о занятии этой должности, и в 1879 году избирается и утверждается Советом академии в желаемом статусе 3 . На новом месте он проявил огромную энергию и новаторство. У академической библиотеки не было подробного каталога, поэтому большинство книг пылились на полках, будучи недоступны преподавателям и студентам. Иван Николаевич предпринял титанический труд, собственноручно описав 11455 названий книг библиотеки и издав «Систематический каталог книг Московской духовной академии» в 5 выпусках с указателями (с 1882 по 1889). Первый выпуск был посвящен книгам по изучению Священного Писания и включал 1997 наименований 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Именовался он в Мире Евоимием и был сыном дьячка Поликарпа Евоимиевича Орлинского (скончавшегося в 1833 г. диаконом при прежней церкви) села Чернога Тульской губернии, где родился 21 декабря 1806 года. 1 Выросши тут, он всегда сохранял душевное расположение к этому месту, помогали деньгами, заботился о нем построением храма, 2 старался выгадать и выпросить случаи для побывки при служебных командировках, 3 завещал туда свои книги 4 и т. п. Учился сначала в ближайшем Белевском Духовном Училище, а в 1822 г. перешел в Тульскую Семинарию и обучался в ней наукам богословским, философским, словесным, историческим, математическим и языкам: еврейскому, греческому, латинскому и немецкому. За весь семинарский период Евоимий Орлинский был на полукоштном содержании и – за неустройством еще семинарского общежития – получал оклад в 60 тогдашних рублей. Занятия юноши шли успешно и настолько ценились начальством, что с 9 сентября 1826 г. до самого окончания семинарского курса ему поручено было отправлять обязанности «лектора» по среднему греческому классу, каковое звание существовало тогда на основании § 37 устава 1814 г. 5 и рассылавшегося в 1818 г. через окружные академические правления особого распоряжения Комиссии Духовных Училищ; Евоимий Орлинский – сверх полукоштного оклада – получал за свое лекторство по 60 руб. в год. При ревизии Тульской Семинарии в июле 1828 г. профессор Ф. А. Голубинский († 22 августа 1854 г.) обратил внимание на ревностного воспитанника-лектора и избрал его для отправления в свою Московскую Духовную Академию, причем истрачено было на экипировку 100 руб., выдано 10 руб. на путевые расходы и прогоны на одну лошадь, да кроме того полукоштный оклад до 15 августа и лекторский – до 1-го сентября 1828 г. Видимо, Тульская Семинария ценила своего питомца, – и последний оправдывал это внимание, если даже семинарский штаб-лекарь, свидетельствовавший Евоимия Орлинского, удостоверял, что ощущаемая им боль в груди происходит от слабого сложения и, может быть, от излишних занятий в науках, хотя «явной болезни у него не явствуется». В Московской Духовной Академии Евоимия Орлинского в составе восьмого выпуска (1828–1832 гг.) выслушал высший курс наук богословских, философских, словесности церковной и всеобщей истории церковной и гражданской, а также обучался языкам еврейскому, греческому и немецкому, отличался всегда благочестиво-научной ревностью, выдержанным характером 6 и благонастроенностью; 7 кончил он седьмым магистром, имея товарищами Тимофея Успенского, после митрополита Киевского Филофея († 29 января 1882 г.), А.В. Горского († 11 октября 1875 г.) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Теории обоснования нравственности Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 22, 23, 1999 — 2000 30 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 22, 23, 1999 — 2000 Осмысление темы в европейской традиции XIX–XX вв. Слова нравственная природа человека указывают на то, что человек — не просто природное существо, что он не просто “животное общественное и разумное”, как его в древности определял Аристотель 1 . Сказать, что человек по природе своей есть существо нравственное — значит дать определение человека как существа, различающего добро и зло. И в таком случае именно этика становится фундаментальной наукой о человеке, ибо, по справедливому слову Н. О. Лосского, она “есть наука о нравственном добре и зле и об осуществлении его в поведении человека” 2 . В одной статье невозможно осветить все многообразие подходов к рассмотрению проблем этики в XIX и XX веках. Придется ограничиться лишь некоторыми из них, но при этом так, чтобы увидеть наиболее существенные линии, по которым шло развитие нравственной философии этого периода. Представляется интересным остановиться на той полемике, которая уже более двух столетий ведется между двумя направлениями в этике; с известной долей условности их можно обозначить как натуралистическое и антинатуралистическое , или метафизическое обоснование нравственности. Первое ищет предпосылки этических принципов в природе, которые не вполне одинаково трактуются у различных представителей натурализма. Второе пытается обосновать абсолютную этику , не считая возможным свести нравственное начало к чему бы то ни было другому. В XIX в. натуралистическая этика представлена в учениях утилитаризма , наиболее известными представителями которого являются Иеремия Бентам (1748–1832) и Джон Стюарт Милль (1806–1873), эволюционизма , обоснованного в трудах Чарльза Дарвина (1809–1882) и Герберта Спенсера (1820–1903), и философии жизни , возникшей в последней четверти века, получившей разные формы у Фридриха Ницше (1844–1900), Вильгельма Дильтея (1833–1911) и Анри Бергсона (1859–1941), творчество которого в основном приходится уже на ХХ век. Сюда же с некоторыми оговорками можно отнести и социоцентристские концепции этики; наиболее значительными представителями социоцентризма в XIX в. были Огюст Конт (1798–1857), Карл Маркс (1818–1883) и Эмиль Дюркгейм (1858–1917).

http://pravmir.ru/teorii-obosnovaniya-nr...

Основание деревянного храма во имя апостола Филиппа предание относит ко времени, когда на этом месте находился загородный дом святителя Филиппа (Колычева), митрополита Московского. Впервые этот храм упоминается в 1631 г. От наименования церкви и произошло название переулка. Каменный храм построили на месте прежнего и освятили 2 ноября 1688 г. В это же время была возведена шатровая колокольня. Строился храм на средства стольника Ивана Косьмина. В 1812 г. он сильно пострадал во время пожара Москвы. Его хотели разобрать, но в 1817–1822 гг. капитально перестроили. Указом от 26 февраля 1818 г. храм стал представительством Иерусалимского Патриархата. Первым настоятелем подворья стал посланник Иерусалимский Церкви архимандрит Арсений, русский по происхождению. При нем главный престол храма переосвятили в честь праздника Обновления храма Воскресения Христова (Воскресения Словущего) (26 июня 1818 г.). В бывший Никольский придел перенесли престол во имя апостола Филиппа. В этом приделе под резной сенью было поставлено Распятие-Голгофа. Возведение нового южного придела завершили в 1852 г. Он получил редкое на Руси двойное посвящение: во имя святителя Николая и Иерусалимской иконы Божией Матери (освящен 20 сентября 1852 г. митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым)). С этого времени в храме находится частица святых мощей апостола Иакова, брата Господня по плоти, первого епископа Иерусалимского. Святые мощи апостола Иакова были привезены известным церковным писателем и путешественником А.Н. Муравьевым и поднесены митрополиту Филарету, который передал часть мощей в храм Воскресения Словущего на Арбате. Настоятелем храма в 1877–1882 гг. был архимандрит Никодим, который впоследствии стал иерусалимским патриархом. В конце 1870-х годов храм заново расписали. В приделе апостола Филиппа над лежавшей там круглый год плащаницей Господней была устроена сень, схожая с Кувуклией – часовней над Гробом Господним. Главный иконостас «под мрамор» был устроен в 1878 г. и украшен новонаписанными иконами. В том же 1878 г. Иерусалимская Церковь передала частицы святых мощей угодников Божиих, особенно почитаемых в России: мученика Галактиона, священномученика Харлампия, мученика Трифона, великомученика Пантелеймона, мученицы Варвары. В следующем году патриарх Иерусалимский Иерофей прислал в дар святые мощи святителя Иоанна Милостивого, великомученика Никиты, бессребреника Космы, преподобного Алипия, мученицы Параскевы Пятницы. Почти все святые мощи, находящиеся в храме, содержатся в позолоченном мощевике с резным изображением Гроба Господня. Сохранившиеся поныне стенные росписи отреставрировали в 1900–1902 гг.

http://sobory.ru/article/?object=02259

Гребеневская (Спасское). Церковь Спаса Преображения на Кьяндском погосте. Спасо-Преображенская церковь Карта и ближайшие объекты Название от Къяндского ручья, вытекавшего из соседних с селом холмов, на одном из которых, ближайшем к р. Ваге, находились приходские храмы. До начала XIX в. приход назывался Спасским, по имени главной Спасо-Преображенской церкви, Къяндским назывался погост, состоявший из двух деревень: Даниловской и Гребеневской. Каменный двухэтажный Спасо-Преображенский храм был построен вместо одноименной деревянной церкви, сгоревшей в 1804 г. от удара молнии, сгорел и церковный архив. Каменный храм начали строить в 1810 г. Престолы: в нижнем этаже - во имя свт. Николая, освящен 30.09.1815; главный - в честь Смоленской иконы Божией Матери, освящен 26.05.1817; в верхнем этаже - главный в честь Преображения Господня, освящен 31.05.1820; придельный в трапезе - во имя Покрова Пресвятой Богородицы, освящен 30.09.1845. Вблизи каменного храма располагались две церкви. Одна - во имя прор. Илии, построена в 1750 г., освящена 17.10.1751. Первоначально стояла вблизи сгоревшей Спасо-Преображенской церкви, в 1831 г. перенесена к каменному храму. Другая церковь - в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы с приделом в честь мучч. Флора и Лавра. Построена в 1758 г. Придел освящен в 1757 г., главный престол - в 1758 г. Первоначально стояла на берегу р. Ваги, в 1824 г. перенесена. Приписная церковь: в д. Петровской, на берегу р. Шелаши (8 верст от прих. храмов). Каменная, одноэтажная, во имя апостолов Петра и Павла. Построена вместо одноименной часовни в 1865-1870 г.г., освящена 4.10.1870. В 1894 г. началась пристройка каменной теплой церкви-трапезы с двумя приделами - во имя Успения Пресвятой Богородицы и св. благоверного князя Александра Невского. Священники: Марк Власов 1631 г.; Феодор Рожин 1701 г.; Иоанн Рожин 1732-1750 г.г.; Феодор Рожин 1750-1797 г.г.; Михей Ульяновский 1770 г.; Петр Кононов 1781-1805 г.г.; Михаил Паромов 1782-1810 г.г.; Василий Павловский 1809-1817 г.г.; Иоанн Щеколдин 1818-1820 г.г.; Кирилл Рожин 1821-1831 г.г.; Михаил Дмитриев Первушин 1832-1837 г.г.; Андрей Иоаннов Яковлев 1806-1846 г.г.; Алексей Федоров Ежов 1839-1850 г.г.; Николай Кремлев 1847-1849 г.г.; Михаил Дмитриев Первушин 1851-1858 г.г.; Димитрий Андреев Каллиников 1858-1867 г.г.; Евграф Григорьев Зуев 1849-1882 г.г.; Григорий Васильев Овчинников 1867-1876 г.г.; Иоанн Васильев Дмитриев 1876-1878 г.г.; Иоанн Борисович Борисов 1878-1881 г.г.; Феодор Михайлов Синцов 1882-1893 г.г.

http://sobory.ru/article/?object=25626

Молчаново. Церковь Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты Из архивных документов известно, что первый храм был деревянный, но он сгорел в 1805 г. Второй был каменный и построен в 1818 г. В 1853 г. из-за близости и угрозы подмыва берега, на котором стоял храм, его разобрали. Новый каменный храм был выстроен на высоком берегу в 1859 г., земли при ней пахотной и сенокосной 99 десятин. За время существования в Молчанове церкви в ней служило 26 священников и 6 дьяконов. По архивным документам 1898 г.,  священником был Николай Кидаров, 42 лет. На службе священника состоял с 19 февраля 1880 г. Имел награды: набедренник и скуфью. Последнюю награду получил 17 марта 1898 г. Псаломщиком у него был Никанор Лебедев, 38 лет. На службе псаломщика с 23 ноября 1882 г. Прихожан в церкви мужского пола 837, женского пола 773. По данным 1911 г. известно, что священником был Николай Чистосердов 31 год, рукоположен во священника к сей церкви 14 октября 1901 года. Награжден набедренником и наперсным крестом. Псаломщик Петр Пиковцев, 28 лет. Назначен псаломщиком к сей церкви 11 сентября 1905 года. Прихожан почти 4764 души. Приход был закрыт 2 февраля 1930 г. После закрытия прихода изменился и внешний облик храма — были снесены колокольня и центральный купол. Здание отдано под Дом культуры, позже в нем размещались склады райпотребсоюза. С 1961 года храмовое здание заняла автоматическая телефонная станция. С этого момента началась дальнейшая переделка здания. Алтарь изолировали от центральной части храма кирпичной перегородкой, точно такое же ограждение разделило притвор и центральную его часть. По всему строению был возведен второй этаж с отдельными комнатами и бетонным половым перекрытием. Окна приняли прямоугольную форму. Это привело к тому, что храм Божий стал серым административным зданием. Приход вновь образован 27 мая 1998 г. по благословению владыки Аркадия епископа Томского и Асиновского указом от 25.05.98 г. В связи с тем, что здание храма было занято и в нем размещался телефонный узел связи, по согласованию с администрацией района для временного проведения богослужений было выделено место в фойе районного центра досуга. 6 сентября 2009 г. храм был освящен архиепископом Томским и Асиновским Ростиславом.

http://sobory.ru/article/?object=24911

Покровское 1-е. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Карта и ближайшие объекты Село Покровское на Плаве расположено при реке Плаве, в 80 верстах от г. Тулы и 40 верстах от уездного Черни. Приход этого села составляют: самое село, весьма значительное по населению, и деревни: Моховое, Островки, Красное, Подосинцево, Феодоровское, Смирная, Михайловка, Обраски и Новоселки. Численность прихожан простирается до 1490 душ крестьян муж. пола и 1620 жен. пола. Первоначальное образование Покровского прихода относится во времени царя Алексея Михайловича, приблизительно к половине XVII столетия. Заселение прихода, а равно и устройство в нем храма, принадлежит стольнику упомянутого царя, князю Волконскому, получившему в бывшей пустоши села Покровского жалованную Государеву землю. Свое название приход получил по храму, устроенному во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Храм этот был деревянный, с двумя придельными алтарями во имя Всех Святых и св. вмчц. Варвары. В начале настоящего столетия около 1808 г. он сгорел и, в замен его, в 1818 г. устроен новый каменный, существующий и теперь. Храмостроителями были местные священники Иаков Димитриев и Иаков Лаврентьев, при дружном содействии всех прихожан и особенно помещицы Александры Алексеевны Ивановой. По образцу и в память прежде бывшего храма, в новом храме устроены 3 престола с алтарями: в настоящей - во имя Покрова Пресвятой Богородицы и в трапезной, с правой стороны во имя Всех Святых, а с левой во имя вмчц. Варвары. Позднее, в 1840 г. устроен новый придельный алтарь, под колокольнею, во имя св. Митрофана Воронежского, на средства помещицы Параскевы Матвеевны Чижовой и княгини Пелагеи Алексеевны Аникеевой. В таком виде храм оставался до 1876 г., когда последовательно были переделаны и заменены новыми три иконостаса: в настоящей – в 1876 г. на средства купца Тихона Васильевича Белобородова, стоимостью до 2100 руб., и в трапезной - в 1882 г., на средства помещицы Екатерины Николаевны Александрович и того же благотворителя, купца Белобородова. Другим капитальным переделкам, за исключением весьма обыкновенного ремонта, храм не подвергался.

http://sobory.ru/article/?object=23266

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010