Был аптекарем и певчим, заведовал больницей. Паломничал по св. местам. В 1817 г. посетил Саровскую пустынь, а с 1818 г. поселился в ней у преп. Серафима, который предсказал ему настоятельство. Через полтора года перешел в Высокогорскую Вознесенскую пустынь, где сначала был пономарем, а в 1822 г. пострижен в монашество и рукоположен в иеродиакона и иеромонаха. В 1824 г. был на богомолье в Киеве. В 1826 – 1831 гг. был строителем Высокогорской пустыни, внешне и внутренно благоустроил ее. В 1831 г. митрополит Филарет избрал его наместником Троице-Сергиевой лавры и возвел в сан архимандрита Вифанского монастыря при ней. В должности наместника о. Антоний пробыл 46 лет, и лавра при нем расцвела. О.Антонию обязаны своим существованием все скитские обители – Гефсиманская, Пещерная, Параклит, Боголюбивая киновия. При нем были благоукрашены лаврские церкви, выстроены гостиницы, больницы, дом призрения, училище для мальчиков, устроена иконописная матерская, издано много духовных книг. Проводя столь деятельную жизнь, о. Антоний стремился к уединению и просился на покой, но просьба его так и не была удовлетворена. О.Антоний был духовником митрополита Московского Филарета и в течение 35 лет состоял с ним в переписке (письма святителя к о.Антонию изданы в четырех частях в 1876–1885 гг.). Скончался в Троице-Сергиевой лавре, погребен у алтаря Свято-Духовского храма. – 75, 128, 131, 132, 133, 135, 147, 148, 155. Антоний – Оптинский старец, схиигумен, скитоначальник, настоятель Малоярославецкого Николаевского Черноостровского монастыря. 9 марта 1795 † 7 августа 1865. В мире Александр Иванович Путилов. Родился в городе Романове Ярославской губернии, в купеческой семье. В роду его было много монашествующих. В юности служил в Москве по откупам, был в плену у французов. В 1816 г. удалился в Рославльские леса, где уже подвизался его старший брат Тимофей, впоследствии настоятель Оптиной Пустыни архимандрит Моисей , и прожил там пять лет. С 15 января 1816 г. – послушник, на Сретение 1820 г. келейно пострижен в монашество.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Павлючик К. И., регент. В 1943 г. получил музыкальное образование в Высшей музыкальной школе Харбина. С 1944 г. регент храма Дома Милосердия. Преподавал в музыкальной школе, руководил хором в Харбинском политехническом институте, давал уроки русского языка китайским студентам. В 1956 г. с семьей выехал в СССР, в г. Новосибирск, где 30 лет руководил хором в Вознесенском кафедральном соборе. Палладий (Шерстенников Павел Александрович; 1896–1976), митрополит. В 1930 г. хиротонисан во епископа Елабужского, викария Казанской епархии. С 1933 г. епископ Ржевский, викарий Смоленской (с 1935 г. Калининской) епархии. С 1936 г. епископ Олонецкий и Петрозаводский. С 1937 г. Калининский. С 1938 г. архиепископ. С 1947 г. архиепископ Семипалатинский и Павлодарский. С сентября 1948 г. в. у. Омской епархией. С 1948 г. архиепископ Омский и Тюменский. С 1949 г. Иркутский и Читинский, затем в. у. Хабаровской епархией. С 1958 г. перемещен на Саратовскую кафедру. В 1959–1960 гг. в. у. Куйбышевской епархией. С 1963 г. архиепископ Орловский и Брянский. С 1968 г. митрополит. Пестель Иван Борисович (1765–1843). С 1806 г. сибирский генерал-губернатор. Управлял вверенным ему краем из Санкт-Петербурга. Действовавший его именем иркутский губернатор Н. И. Трескин навлек на себя массу нареканий, вызвавших ревизию Сибири и назначение нового сибирского генерал-губернатора, М. М. Сперанского (1818). Петелин Иннокентий Степанович, протоиерей. В 1912–1940 гг. служил в харбинской Св.-Алексеевской церкви (бывших коммерческих училищ КВЖД). Сотрудничал в журнале «Хлеб Небесный». С 1940 г. в г. Дальний (Дайрен). В 1946 г. настоятель храма в Табынско-Казанской женской обители в г. Дальнем, в районе Какагаши. С 1946 г. благочинный. Был арестован и вывезен в СССР. Петр (Екатериновский Феодор; ск. 1889), епископ. В 1859 г. хиротонисан во епископа Новоархангельского, викария Камчатской епархии. С 1866 г. епископ Якутский, викарий той же епархии. С 1867 г. на покое. Член Московской Синодальной конторы и управляющий Московским Воскресенским монастырем. С 1869 г. епископ Уфимский и Мензелинский. С 1876 г. Томский и Семипалатинский. С 1883 г. на покое в Оптиной пустыни Калужской епархии. С 1885 г. управлял Московским Заиконоспасским монастырем, затем Московским Новоспасским монастырем. Духовный писатель.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

С 1702 по 1797 г. храм был униатским, в 1797 г. в числе первых вернулся в Православие. В инвентарном описании деревянной вербской Троицкой ц., составленном в 1760 г. униат. церковным визитатором, упоминается древняя икона свт. Николая Чудотворца ( Теодорович. 1898). Местные жители называли этот образ чудотворным и утверждали, что он находится в храме ок. 200 лет, т. е. с 60-х гг. XVI в. По предположению Н. Д. Иванишева, икона была пожалована братии кн. Курбским ( Иванишев. 1876. С. 210-211). Однако существует и др. версия появления в обители святыни. В 1916 г. настоятель эвакуированной с Волыни общины Милецкого во имя святителя Николая Чудотворца монастыря архим. Алексий (Григорьев) писал без точной ссылки на источник, что икона свт. Николая была известна еще в 30-х гг. XVI в., когда кн. Федор Сангушко обеспечивал имениями монастырь и делал пожертвования обители ( Алексий [Григорьев]. 1916). Именно тогда в Вербку из Сучавы был приглашен иконописец Григорий Босикович для копирования вербского местночтимого образа свт. Николая Чудотворца. Впосл. Сангушко передал копию иконы в дар Милецкому мон-рю. В 1818 г. стараниями свящ. Иоанна Малевича храм был обновлен. В 1846 г. под рук. проф. Иванишева были проведены раскопки, в ходе к-рых под вскрытым деревянным полом храма были обнаружены остатки сгнивших деревянных гробов. Перед местным образом Спасителя, недалеко от иконостаса, был открыт сложенный из кирпича склеп, обрушившийся в середине. Расчистив свод, Иванишев увидел остатки деревянного гроба и истлевшие кости. Ни внутри, ни снаружи гробницы не было никакой надписи, из к-рой можно было бы узнать имя покойного, но наличие отдельного кирпичного склепа, а в нем остатков золотого позумента может свидетельствовать о том, что это была гробница именно Курбского. Результаты исследований деятельности Курбского на Волыни нашли отражение в 2-томной книге под редакцией Иванишева «Жизнь кн. Андрея Михайловича Курбского в Литве и на Волыни» (1849). Вместе с Иванишевым Вербку посещал член Киевской археографической комиссии писатель и живописец Т. Г. Шевченко. Он сделал зарисовку Вербского храма, начертил планы склепа и церкви, опубликованные в приложении к книге Иванишева ( Крамар. 1975).

http://pravenc.ru/text/577910.html

«Православный собеседник», орган Казанской духовной академии, приобрел в конце 1850-х гг. широкую популярность не только в духовных, но и в светских кругах. Его редактор, ректор Академии архимандрит Иоанн (Соколов , 1818–1869; впоследствии епископ Смоленский) – один из основателей нового, публицистического направления в русском проповедничестве. В январской книжке журнала за 1859 г. была опубликована (без подписи) статья «Голос древней Русской Церкви об улучшении быта несвободных людей», представляющая собой доклад на торжественном акте Казанской духовной академии в память ее основания, прочитанный 8 ноября 1858 г. (в дальнейшем – «Голос…»); а в мартовской, также без подписи – «Слово об освобождении крестьян в день восшествия на престол Его Величества Государя Императора Александра Николаевича. 19 февраля 1859 г.» (в дальнейшем – «Слово…»). В своих Воззваниях святитель Игнатий не упоминает имен авторов, которые, возможно, были в тот момент ему неизвестны. Работа «Голос…» принадлежала перу известного русского историка Афанасия Прокофьевича Щапова (1830–1876), бывшего в то время бакалавром (адъюнкт-профессором) Казанской духовной академии, где он читал лекции по церковной истории. К этому моменту уже получили известность его работы по истории раскола, в которых он утверждал, что раскол возник на почве демократических устремлений угнетаемого верхами народа (эта идея была затем подхвачена революционными слоями русского общества). В публикуемой нами полемике с А. И. Герценом и письмах 1860-х гг. владыка Игнатий утверждал, что обе статьи принадлежали Щапову. На самом деле вторая работа, «Слово…», написана самим ректором Иоанном, как свидетельствуют списки его трудов. Однако нужно иметь в виду, что обе статьи весьма близки по содержанию, в них цитируются одни и те же памятники древнерусской литературы. Известно, что статья «Голос…» была написана Щаповым по заданию архимандрита Иоанна и одобрена им 6 ; с другой стороны, сам ректор часто использовал при создании своих работ материалы, специально подготовленные для него преподавателями Академии, в частности Щаповым 7 . Не исключено, что «Слово…» является плодом совместного творчества Щапова и архимандрита Иоанна 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Монастырь был открыт на бывшем мужском отделении безпоповского Преображенского богаделенного дома, где уже с 1854 г. существовала приходская Никольская единоверческая церковь , которая была поставлена по повелению Императора Николая Первого на месте бывшей Успенской моленной на мужском дворе С открытием монастыря ея причт не был упразднен и служит совместно с монастырским. Среди монастыря стоял Успенский храм, в нем два престола: Успения Богородицы, освященный в 1857 г., и святителя Николы, освященный еще в 1854 г. Освящение храмов последовало по Высочайшей воле вследствие присоединения к Единоверию главных безспоповских прихожан Преображенского дома: Гучковых, Носовых, Гусаровых, Бавыкиных, Осиповых и других. На свои средства они устроили алтарные пристройки и другие приспособления. Позже к ним были присоединены отдельно стоящая колокольня, построенная в 1876 – 1879 гг. на средства Алексея Ивановича Хлудова (1818–1882), известного предпринимателя, собирателя старопечатных книг, и Ивана Васильевича Носова. Монастырь был славен своими иконами – все только дониконова письма – XIV, XV, XVI u XVII веков, включая иконы письма преподобного Андрея Рублева. Среди монастырских икон была особо чтимая древняя икона св. Иоанна Предотечи, которая участвовала в общемосковских крестных ходах вместе с другими святынями. Монастырь был закрыт в начале 1920-х гг. Библиотека Хлудова передана в Государственный Исторический музей (ГИМ), а в 1923 г. туда поступил и весь архив с остатками рукописей монастыря в Москве оказался в ГИМ, где хранится и поныне, иконы – в Государственный Исторический музей. Такая же судьба была у собрания Егора Егоровича Егорова, подаренного им в начале XX в. Преображенскому богаделенному дому. После закрытия монастыря, по словам одного из старообрядцев, занимающих ныне часть Никольской церкви, единоверцев из нее «выгнали» Успенская (Никольская) церковь принадлежала впоследствии обновленцам, которые продали половину ее старообрядцам новопоморского согласия; ныне она поделена пополам между старообрядцами и РПЦ ( См.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Феофаном Затворником открылось общежитие для учащихся семинарии (1863), 20 июля 1864 г. во Владимире было учреждено уч-ще для девиц духовного звания, при к-ром действовала ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. В янв. 1865 г. вышел в свет 1 «Владимирских епархиальных ведомостей» . 8 февр. 1876 г. во Владимире открылась епархиальная б-ка. При еп. Феогносте (Лебедеве) в епархии принимались активные меры по распространению духовно-нравственного просвещения. В нояб. 1879 г. по инициативе еп. Феогноста было учреждено братство во имя блгв. кн. Александра Невского. Повсеместно в епархии проводились внебогослужебные собеседования и духовно-нравственные чтения, организовывались приходские б-ки. При владыке Феогносте был возведен новый корпус общежития для студентов Владимирской ДС. В 1880 г. начал работу епархиальный свечной завод. 21 нояб. 1892 г. архиеп. Феогност был переведен на Новгородскую кафедру. 10 сент. 1900 г. в дер. Дуброве Судогодского у. Владимирской губ. открылась церковь-школа его имени. Церковь в честь Рождества Богородицы во владимирском Рождество-Богородицком мон-ре после перестройки. Литография К. Эргота. 1880 г. (РГБ) Церковь в честь Рождества Богородицы во владимирском Рождество-Богородицком мон-ре после перестройки. Литография К. Эргота. 1880 г. (РГБ) На протяжении XIX в. в Успенском соборе шли ремонтно-строительные работы. В 1809-1810 гг. с сев. стороны собора была воздвигнута величественная колокольня вместо стоявшей неск. западнее колокольни XVII в., разрушенной в 1809 г. ударом молнии. В 1818 и 1820 гг. в соборе были устроены новые серебряные раки для мощей блгв. князей Андрея Юрьевича Боголюбского и Глеба Андреевича, в 1855 г.- новая серебряная гробница для мощей блгв. кн. Георгия. Между соборной колокольней и зданием храма построили теплую галерею с церковью, освященной еп. Иустином (Михайловым) 15 окт. 1860 г. во имя блгв. кн. Георгия. В 1862 г. был устроен престол под колокольней в честь арх. Михаила. После посещения Владимира 24 авг. 1858 г.

http://pravenc.ru/text/154964.html

Мир его праху! Январь 1916 года. Источники и литература 1 . Выпускники Московской духовной академии 1818–1916, 1918– 1919 гг.//Петербургский генеалогический портал. URL: http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/mda.html (дата обращения: 09.08.2015). 2 . Голубцов С. , диакон. История МДА (1900–1919 гг.). Загорск, 1977. Т. 1. С. 22. 3 . История и генеалогия. Библиотека знаний. URL: http://mrodoslovnay.narod.ru/index/0–356 (дата обращения: 09.08.2015). 4 . Стасюк В. Нить Ариадны. Воспоминания А. А. Шостьиной //Встреча: ежеквартальный студенческий правосл. журнал МДАиС и Межд. Фонда единства правосл. Народов. 1999. 1(10). С. 24–25. 5 . Шостьин А.П. Краткая биографическая справка//Богослов.RU: Научный богословский портал. URL: http://www.bogoslov.ru/bv/text/38155/index.html (дата обращения: 25.08.2015) 1 Шостьин Павел Иларионов 1819†1877. Священник кладбищенской церкви г. Касимова (с 1868 г.). Умер (1876/77, История и генеалогия. Библиотека знаний. URL: http://m-rodoslovnay.narod.ru/index/0–356 (дата обращения: 09.08.2015). 2 Шесть его статей опубликованы в сети Интернет. См.: Шостьин А.П. Краткая биографическая справка//Богослов.RU: Научный богословский портал. URL: http://www.bogoslov.ru/bv/text/38155/index.html (дата обращения: 25.08.2015): 1) Магистерский диспут: Попов Н. Г. Император Лев VI Мудрый и его царствование в церковно-историческом отношении. М., 1892.//Богословский вестник. 1893. Т.2. 6. С. 535–545. 2) Магистерский диспут: Ильинский Н.И., свящ. Синтагма Матфея Властаря : Исслед. М., 1892.//Богословский вестник. 1893. Т.2. 6. С. 545–553. 3) Магистерский диспут: [Глаголев Д.С., свящ. Второе великое путешествие св. апостола Павла с проповедью Евангелия ( Деян. 15, 40–18:22 ): Опыт историко-экзегетического исследования. Тула, 1893]//Богословский вестник. 1893. Т.4. 10. С. 138–152. 4) Личность в иезуитизме: По поводу выхода графа Генсбреха [=P. Honsbroech] из ордена иезуитов.//Богословский вестник. 1894. Т.1. 1. С. 100–108. 5) Нравственно–воспитательное значение музыки, по воззрениям Платона и Аристотеля: [Актовая речь].//Богословский вестник.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shos...

Серафим , в 1814–19. Евгений Бажанов 1819 перев. из Симбирского Покровского, а 1824 – в Костромский Богоявленский. Иоанникий , 1825–29. Палладий , 1829–30. Иона , из ректоров Пермской семинарии, в апр. 1830–36. Евфимий , 1836–1841. Венедикт в 1842 перев. из Волховского Троицкого, а 1851 – в Харьковский Спасо-Преображенский. Порфирий , 1852–54. Паисий , 1855–64. Димитрий Потехин , 1865–69, перев. из Еврейского монастыря. 2 Троицкий, а в начале Спасо-Преображенский, в Тюмени, основан в 1616 г.; ныне 3-го класса. [VI, 461.] Строители Сергий , 1655. Феоктист , 1657–63. Адриан (игум.) 21 янв. 1669. Архимандриты Антоний , 1680. Герасим , 1701. Исаак , 1704. Геннадий , 1719. Даниил † 17 … Димитрий , 1735, предан суду. Зиновий , 1737–1743. Порфирий † после 1748. Михаил , 1751 (Миткевич 1755–1758, перев. в Знаменский?). Софроний , 1765–76. Феодосий 1777 перев. из Верхотурского Николаевского; до 1780. Игум. Никодим , 1786–88. Архим. Маргарит , 1802–8. (1811–14 вакансия). – Евграф 4 июня 1814 перев. из Задонского, а 19 дек. уволен на покой. – Амвросий , 1815–36. – Владимир , 1836–69. 3 Алексеевский, в Томске, основан в XVII веке; ныне 3-го класса. [VI, 409.] Строит. Исаия , 1660–70. Архимандриты Варлаам , 1667–73 игумен; 1674–1688 архим.; 11 июля 1690 перев. в Еврейский. Савватий , 1706–8. Василид , 1714. Порфирий , 1726–38. Лаврентий , 1738 и 39. Феодосий , 1760–70, перев. в Верхотурский Николаевский. Игумены Нафанаил , 1770–75. Виктор , 1777–80. Архимандриты Феофилакт , 1807–16. Иероним , 1818–29. Иоанникий , 1830–36. Амфилохий , 1836–39. Виктор , 1840–64. (В 1865 и 1866 гг. вакансия.) 4 Спасский, в Енисейске, основан в исх. XVI века; ныне 3-го класса. [IV, 87.] Сгорел 1871 г. Игумены Варлаам , 1638–44. Леонид , 1656 и 57. Строители Адриан , 1651 в июле и сент. (sic) 1661. Дионисий , 1658. Кирилл , 1663–66. Леонтий , 1672. Архимандриты Герасим , 1674. Адриан , 1677 и 78. Матфей , 1679–83. Гавриил , 10 мар. 1704. Даниил , 1713 и 14. Пахомий , 1721. Димитрий Смяловский , 1737–48, после † ...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Любит. дух. Просвещ., 1876, ч. II, 1871, 1; „Введение в соборное послание св. Иакова“, там же, 1877, ч. II, „Толкование соборного послания ап. Иакова“, там же, 1878, ч. I, II. – Амфилохий Казанский (1818–1893), епископ углицкий, знаменитый археолог и палеограф, автор многочисленных и весьма ценных трудов по исследованию библейского текста: „Археологические заметки о греческой Псалтири конца IX века“, Москва, 1866; „Описании греческой Псалтири 862 года“, М. 1873; „Описание евангелия 1092 года“, М. 1877; „Описание юрьевского евангелия 1118–1128 гг.“, М. 1877; „Древне-славянская псалтирь Симоновская до 1280 года, сличенная по церковно-славянским и русским переводам с греческим текстом и еврейским, с примечаниями“, М. 1881; „Четвероевангелие Галичское 1114 года, сличенное с древнеславянскими евангелиями XI–XVII века и печатными Острожским 1571 г. и Киевским 1788 г., с греческим евангельским текстом 835 года, сличенным с греческими четвероевангелиями Χ-го и X–XI вв. графа Орлова-Давыдова и с разночтениями, выбранными преосв. Порфирием из евангелий Императорской Публичной библиотеки в С.-Петербурге и печатными 1757 г. издания Рейнекция и 1854 г. издания Тишендорфа“, т. I–III, М. 1882–1883; „Древнеславянский карпинский апостол XIII века, с греческим текстом 1072 года, сличенный по древним памятникам славянским XII–XVII вв., с разночтениями греческими, заимствованными из Нового Завета, изданного Рейнекцием в 1747 году“, М. 1885; „Апокалипсис XIV века Румянцевского Музея, сличенный по древним памятникам, преимущественно с апокалипсисом св. Алексия, помещенным в его Новом Завете с греческим текстом V века из кодекса св. Ефрема, изд. Тишендорфа, и 1072 года, где недоставало в кодексе V века“, М. 1886; „Апокалипсис XIV века, исправленный по Апокалипсису, писанному св. Алексием митрополитом, с картиною св. Иоанна Богсслова из греческого Нового Завета XII–XIII вв. и 20 картинами XVIII вева“, М. 1887; „О древнем переводе апостола. Об исправленин его. Дополнение к описанию рукописей охридского и слепченского Апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Аксаков – 166 Аксаков Иван Сергеевич (26.09.1823–27.01.1886) – русский поэт, публицист и общественный деятель, один из идеологов славянофильства, редактор газет «Русь», «День» и др. – 243 Аксаков Сергей Тимофеевич (20.09.1791–30.04.1859) – русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН. – 29 Александр I (12.12.1777–19.11.1825) – российский император с 1801г. – 22 Александр II (17.04.1818–01.03.1881) – российский император с 1855 г. –23 Александр III (26.02.1845–20.10.1894) – российский император с 1881 г. – 9, 115, 119, 120, 123, 141, 163, 182, 254 Александр Михайлович (01.04.1866–26.02.1933) – вел. кн., генерал-инспектор военно-воздушного флота, адмирал. С 1918 г. в эмиграции, участвовал в деятельности Российского общевойскового союза. – 26 Александра Федоровна (урожденная Алиса Виктория Елена Луиза Беатриса Гессен-Дармштадтская) (25.05.1872–17.07.1918) – страстотерпица, российская императрица, жена императора Николая II (с 1894). С марта 1917 г. под арестом. Расстреляна вместе с семьей в г. Екатеринбурге. Канонизирована Юбилейным Освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13–16.08.2000. – 273, 301 Александровский Александр Петрович (1855–?) – священник. Депутат III Гос. Думы от Костромской губ., окт. В 1876 г. окончил Владимирскую духовную семинарию. Был законоучителем земской и церковно-приходской школ. Участвовал в земских и уездных собраниях. Священник с. Баках Варнавинского уезда Костромской губ. Член епархиальных съездов, благочинный. – 352 Алексеев Трофим Васильевич (1870–?) – крестьянин. Депутат I и II Гос. Дум от Тобольской губ., труд. Получил домашнее образование. Волостной старшина. Попечитель воскресной школы. – 318 Алексей Александрович (02.01.1850–01.11.1908) Романов – вел. кн., сын Александра II, член Гос. Совета, главный начальник флота и управляющий морским ведомством, с января 1892 г. – член Комитета Министров. – 37 Алексей Михайлович (19.03.1629–29.01.1676) – русский царь с 1645 г. –252 Алферов Георгий Тимофеевич (1858 – после 1919) – протоиерей. Депутат IV Гос. Думы от Воронежской губ., прав. В 1883 г. окончил Московскую духовную академию и назначен преподавателем Воронежского духовного училища. В 1889–1894 гг. – преподаватель Воронежской духовной семинарии. В 1885 г. рукоположен во иерея. С 1889 г. ключарь Троицкого кафедрального собора г. Воронежа. Член Воронежской духовной консистории, епархиальный миссионер, представитель духовенства в Воронежской городской думе. – 345, 346, 348, 352

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010